Лего технологии в работе с дошкольниками

Обновлено: 06.05.2024

Цель: развитие у детей способностей к техническому творчеству, конструктивной деятельности посредством лего - конструирования.

Развитие индивидуальных способностей ребенка;

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно техническое творчество.

развивать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная).

Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего - конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.

Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок»

Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.

Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в ДОУ, как средство развития интеллектуальных способностей детей.

Основные принципы организации деятельности по ЛЕГО – конструированию.

Доступность изучаемого материала.

Систематичность, последовательность проведения занятий.

Эмоционально насыщенная тематика занятий.

Проблемно – ситуативный характер заданий.

Вариативно – дифференцированное содержание заданий.

Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструктора. Это конструктор Дупло, предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Дакта, рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.

На первом этапе я познакомила детей с конструктором LEGO, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы.

Затем в совместной деятельности я предлагала детям выполнить задания по лего-конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3-5 детали). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, мною детям было предложено выполнение построек с использованием конструктора Дакта (привычный размер конструктора Лего).

На следующем этапе своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.

Конструктивная деятельность подразумевает не только индивидуальное выполнение построек, но и работу в парах, микрогруппах, а также коллективную работу.

Одним из любимых видов лего-конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры. Конструирование по замыслу подходит для диагностики, которая проводится 1 раз в два месяца.

Исходя из проведенной работы, я сделала вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, я не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаю задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые могут повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

В начале учебного года мной был проведен опрос родителей о наличии у детей дома конструктора ЛЕГО.

В ходе своей работы я отметила у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что-то новое, все реже стали звучать фразы: «Я не умею» или «Как это сделать?». Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу.

В будущем в своей работе мне бы хотелось познакомить ребят с обучающей серией LEGO Education, созданной для развития умственных способностей, особенностью которой является программирование лего моделей с помощью персонального компьютера.

По итогам своей работы, я пришла к выводу, что конструктор Лего, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Методический кабинет Комсомольское ДОУ «Сказка»«LEGO технологии в работе с.


Курс повышения квалификации

Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Моделирование физкультурно-образовательной среды дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО


«Как выстроить взаимодействие игры и музыки при нарушениях сенсорной интеграции детей с ОВЗ дошкольного возраста»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методический кабинет Комсомольское ДОУ «Сказка»«LEGO технологии в работе с.

Методический кабинет
Комсомольское ДОУ «Сказка»
«LEGO
технологии в работе с дошкольниками»
Подготовила: воспитатель-методист Конько Е.Г.

Актуальность развивающего образования; научной обоснованности и практич.

развивающего образования;
научной обоснованности и практической применимости;
соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
интеграции образовательных областей;
решения программных образовательных задач в совместной
и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Введение ОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
Предлагаемая нами модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя LEGO технологии.
LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий возводящий здание собственного ин.

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий
возводящий здание собственного интеллекта»
Ж. Пиаже
Компания была основана в 1932 году
Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен
Слово «LEGO», позже ставшее названием компании,
появилось в 1934 году, от выражения «leg godt» —
«увлекательная игра».
Конструктор лего был создан дедушкой для своего внука.
Теперь мальчик, для которого дедушка сконструировал
первую деревянную игрушку лего президент холдинга LEGO Group.
Сначала игрушки были деревянными и только в 1949 году появились
первые кубики ЛЕГО, сделанные из пластмассы.

Виды конструктора LEGOС крупными деталями – Дупло LEGO DUPLO С более мел.

Виды конструктора LEGO
С крупными деталями – Дупло
LEGO DUPLO

С более мелкими деталями – ДАКТА

По образцу Виды конструированияПо моделиПо условиямПо темеПо замыслуПо черте.

По образцу
Виды конструирования
По модели
По условиям
По теме
По замыслу
По чертежам
и схемам

Конструирование по образцу подразумевает под собой сборку модели по уже сущес.

Конструирование по образцу подразумевает под собой сборку модели по уже существующему образцу.
Конструирование по схемам и чертежам. Есть готовая схема, а задачей детей является собрать свой образец, повторить то, что они видят, правильно выполнить алгоритм предлагаемых действий.
При конструировании по условиям задаются только условия, которым должна соответствовать будущая постройка или механизм: большой или маленький, высокий или низкий, с использованием деталей определенных цветов и т.п. Дети должны создать свой объект, который будет отвечать заданным характеристикам(Построй устойчивую башню)
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам придумает и воплотит в жизнь собственную идею. При этом не делается никаких ограничений. Ребенок сам, исходя из имеющегося материала, создает в воображении образ своего будущего сооружения и строит его

Взаимодействие с родителямиИгротекиОткрытые мероприятияВыставки совместных ра.

Взаимодействие с родителями
Игротеки
Открытые мероприятия
Выставки совместных работ
Пополнение ЛЕГО-уголков в группах
Консультации
Оформление стендового материала

Образовательная область «Физическое развитие»«Мини-футбол» Цель: Развивать ме.

Образовательная область
«Физическое развитие»
«Мини-футбол»
Цель: Развивать мелкую моторику рук и координационную умелость; тренировать глазомер; совершенствовать пространственную ориентировку; формировать навыки действия по заданному образцу.
Приведем небольшую подборку игровых упражнений для детей 3-7 лет, способствующих реализации различных образовательных областей ГОС дошкольного образования.

Образовательная область «Познавательное развитие»«Чудесный мешочек», «Найди т.

Образовательная область
«Познавательное развитие»
«Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»
Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятиями «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.
Формирование пространственных отношений
LEGO конструирование включено в регламент образовательной деятельности
детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание»,
раздела «Конструирование»
«Что изменилось?» «Чего не стало?»
Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»«Светофор» Цель.

Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
«Светофор»
Цель: Продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цветовосприятие.
«На дороге»
Цель: Закреплять представления о правилах дорожного движения; побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
«Когда за дверью незнакомец»
Цель: Познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность поведения.

Образовательная область «Речевое развитие»«Расскажи сказку!» Цель: Развивать.

Образовательная область
«Речевое развитие»
«Расскажи сказку!»
Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.
«Выложи схему слова!»
Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».
Формирование графического образа букв
Овладение звуко-буквенно-слогового анализа слов

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»«Построй длинную.

Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
«Построй длинную (короткую) дорожку!»
Цель: Формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использование определений (длинная, короткая, прямая. извилистая).
«Широкая и узкая тропинки»
Цель: Продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.

Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и у.

Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
В процессе применение LEGO конструктора у ребенка:
Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве
Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте,
ландшафте.
Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти мышления
Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда
Обучение воображению,
творческому мышлению.

Преимущества LEGO технологий Раскрытие индивидуальностиНе вызывает негатива.

Преимущества LEGO технологий
Раскрытие
индивидуальности
Не вызывает
негатива
Возможность
различного расположения
Результат
не зависит
от умения
Нет риска испортить
Этот мир
под контролем

ПерспективаПрограммирование LEGO моделей с помощью компьютераУникальным я.

Перспектива
Программирование LEGO моделей с помощью компьютера
Уникальным явлением в мире игр для детей всего мира, позволяющим без проблем общаться всем на одном универсальном языке – языке игры, является конструктор LEGO.

Краткое описание документа:

Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя LEGO технологии. Приведена подборка игровых упражнений для детей 3-7 лет, способствующих реализации различных образовательных областей ГОС дошкольного образования. Подчеркнуты преимущества использования LEGO технологии в работе с детьми.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Использование ЛЕГО-технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Характерная черта жизни современного общества – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. В настоящее время обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из ЛЕГО-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Потенциальная ценность работы заключается в том, что опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. ЛЕГО-конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Новизна заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность ЛЕГО-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

ЛЕГО-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, взаимодействие со сверстниками (работа парами или командой), рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит и способствует развитию одарённости.

Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь. Почему мы стали чаще обращаться к ЛЕГО-конструированию в образовательном процессе?

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

Второе основное требование ФГОС – интегративные связи между образовательными областями. Интеграцию можно легко осуществить с помощью внедрения в образовательный процесс ЛЕГО-технологии.

При совместной деятельности с детьми старшего возраста по ЛЕГО- конструированию прослеживаем систему развития индивидуальности ребенка, его творческий потенциал, занятия основываем на принципах сотрудничества и сотворчества детей друг с другом. В соответствии ФГОС реализую интеграцию образовательных областей. Работу по ЛЕГО-конструированию проводим в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разработана в соответствии с календарно-тематическим планом группы. Освоение ЛЕГО-конструктора проводим последовательно от простого к сложному.

Используем основные виды конструирования, такие как:

-Конструирование по образцу – где дан чёткий образец постройки.

-Конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыты от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

-Конструирование по условиям – образца, рисунка-схемы – нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать.

-Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.

-Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

В работе с детьми используем преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности:

-создание совместных построек;

-изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; -создание макетов;

Организуем занятия ЛЕГО-конструирования, придерживаемся следующего алгоритма выполнения модели:

Создание проблемной ситуации – вхождение в игру (например, что будет, если не будет машин).

Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.

Наблюдение натуральных объектов (рассматривание транспорта на прогулке).

Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями (закрепление название деталей).

Демонстрация вариативных соединений деталей (показываем мы или дети).

Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.

Изучение при необходимости схем и чертежей.

В соответствии с замыслом и темой выполнение поделки из деталей (рассматривание готовых поделок).

Анализ и оценка.

Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности с использованием дополнительного материала (фигурки животных, человечков, деревьев и т. д.)

Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а также физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.

Применяем дидактический материал («Отгадай и скажи», «Сколько деталей», «Найди недостающую фигуру и т.д.)

Конструктивную деятельность мы строим согласно комплексно- тематическому планированию, еженедельно подбирая разные темы для строительства. Например, «Дом, в котором я живу», «Путешествуем на транспорте», «Мое любимое животное» и т. д.

В индивидуальной коррекционной работе и в режимных моментах применяем игры и упражнения из сборника игр, составленного учителем-логопедом нашего сада. Это игры «Лесенка», «Звуковые семафоры», «Отгадай» (на ощупь), «День – ночь» (что изменилось?) и т. д

Конструктор ЛЕГО в моделировании предметов для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы, дети создают свой спонтанный игровой сюжет («Гараж для машин», «Аэропорт», «Замок Феи»).

Созданные постройки из ЛЕГО также использую в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

Наблюдения по работе с детьми показали, что использование ЛЕГО- технологии эффективно и результативно. На данный момент можно сказать: дети показывают высокую работоспособность в течение всех занятий, с удовольствием работают как в мини-группах, так и индивидуально, берут инициативу в свои руки, проявляют креативность в принятии решений, не боятся делать ошибки при выполнении заданий.

Систематические занятия с детьми, а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды, использовать их в играх; стали понимать схемы, крепко соединять детали.

Анализируя данную работу с позиции ФГОС дошкольного образования, можно сказать, что данная технология способствует эффективному обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре;

- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- у ребенка развивается крупная и мелкая моторика;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- ребенок проявляет любознательность;

- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, мы считаем, что данная инновационная ЛЕГО-технология может успешно применяться во всех возрастных группах общеразвивающей направленности, а при правильном подходе и организации даст положительный результат в работе педагога.

Список информационных источников

1. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.- полиграф центр «Маска», 2013.

2. Комарова, Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

3. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

4. Лиштван, З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

5. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

6. Фешина, Е.В. «Лег -конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2018.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

LEGO – конструирование как эффективная технология в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является ЛЕГО-педагогика. Что же такое ЛЕГО-педагогика?

ЛЕГО-педагогика – одна из современных педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и развития ребёнка. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В силу своей педагогической универсальности конструктор оказывается наиболее предпочтительным наглядным пособием и развивающей игрушкой. Огромный выбор кирпичиков и специальных деталей дает детям возможность неограниченного творчества. Конструктор LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.

При использовании ЛЕГО – технологий, отмечаются некоторые преимущества их перед другими инновационными конструктивно – игровыми приемами, используемыми для коррекционной работы:
• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционная работа воспринимается им как игра.
• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Дидактические принципы ЛЕГО-технологий:

· Принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);

· Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);

· Принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом);

· Принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);

· Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия);

· Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);

· Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).

· Принцип сознательности и активности детей (ведущая роль отводится педагогу, а решение поставленных задач доступными для него средствами осуществляет ребенок);

· Принцип воспитывающего обучения (лего-технологии в коррекционной работе способствуют воспитанию у дошкольников волевые и нравственные качества через решение проблемной ситуации, желание достичь результата при повышенной мотивации деятельности);

· Принцип интеграции образовательных областей, который позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире:

Образовательная область

Область применения ЛЕГО-конструирования в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО

создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО-конструктора формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

словообразование, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора, реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей

координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук

Понимая значимость ЛЕГО технологий в развитии ребенка, в том числе интеллектуальных качеств, таких, как внимание, память, особенно зрительная, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, умение находить ошибки и недостатки, а также способность предвидеть результаты своих действий, которые, в свою очередь, позволят поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, у нас появилось твердое убеждение в том, что использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе педагога-психолога должно стать непросто современным ( «модным») средством, но и обязательным инструментарием в работе с детьми.

В ходе свободной конструктивно-игровой деятельности легко устанавливается контакт между педагогом и детьми, что позволяет более полно раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности. Данная диагностика проводится совместно с воспитателями логопедической группы. Педагог-психолог включается в диагностику по запросу учителя-логопеда.

5.Использование ЛЕГО-технологий в условиях семьи

Предусмотрены следующие формы сотрудничества:

- включение семьи в коррекционный процесс с использованием ЛЕГО-конструктора в семейных условиях;

-участие родителей в мастер-классах по технологии использования ЛЕГО-конструкторов в коррекции интеллектуального развития детей;

-участие родителей в мастер-классах дошколят для родителей по ЛЕГО-конструированию;

- привлечение родителей к созданию тематических коллекций модельно-конструктивной деятельности детей и взрослых;

- создание презентаций с выступлениями детей по ознакомлению сверстников с семейной выставкой ЛЕГО-творчества.

В настоящее время данная работа находится на этапе повышения мотивации родителей, и уже с уверенностью можно сказать, что интерес к использованию ЛЕГО- технологии в коррекционном процессе с детьми у родителей значительно повысился и можно переходить к следующему этапу взаимодействия– сотворчеству.

Таким образом, применением ЛЕГО-технологий делает коррекционную работу педагога-психолога более результативным. Главное, у детей сформировался устойчивый интерес и желание действовать, манипулировать с ЛЕГО-конструкторами, имеет место наличие у детей психологически комфортного состояния, уверенности в своих силах, стремление выполнить и рассказать о своих достижениях. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них отрицательных эмоций, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает им лучшему овладению основами родного языка, коммуникативными навыками.

Список используемых источников:

1. Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи.- метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000. — С. 162-165.

3. Лусс .Т. В. Леготерапия /Сост. И.М. Минаев.-М. «Сопричастность». — М. 2002. — С. 316-318. 4. Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2002. — С. 425 — 438.

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Развитию ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.

С ведением ФГОС ДО отличительной особенностью которого, является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка, потребность в использовании новых развивающих технологий. Столкнувшись с их многообразием я выбрала и использую в своей работе Лего-технологии.

Лего-технологи – одна из известных и распространенных сегодня образовательных систем, использующая модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Обучаясь игре с Лего, дети проходят путь от простого к сложному. Простота и строительные возможности конструктора, позволяют детям увидеть модель построенную своими руками, которая выполняет поставленную детьми задачу. А самое главное, что это материал и герои востребованы на данный день.

Через использование данных конструкторов можно реализовать все пять образовательных областей (речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие).

Целью конструкторской деятельности детей является:

Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

При этом решаются такие задачи:

- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

-Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

- Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

В работе с Лего- технологиями перед педагогом раскрывается большой выбор тем для работы с детьми, которые я стараюсь формировать в блоки и проводить целую тематическую неделю с использованием лего- конструирования.

Важными принципами при обучении в игре с «Лего» являются:

- Последовательность и систематичность;

- учет возрастных особенностей детей;

- доступность и наглядность.

Ведь конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Специфика детского конструирования тесно связано с игрой – ребенок конструирует - создает и одновременно играет – выстраивает отношения.

А так же, я использую Лего -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром.

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

На занятиях использую разные виды конструирования. Это:

• Конструирование по образцу с использованием готовой модели того, что нужно построить (например, машину. Я использую изображение или схему машины).

• Конструирование по условиям. В работе с использованием такого конструирования образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, загон для овечки должен быть маленький, дом большой с лесенкой).

• Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Дети с удовольствием сконструировали «домик мечты», «Зоопарк», которые в последствии использовали в играх по развитию речи «Опиши и угадай животных»

Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать и гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола. Здесь, помимо навыков проектирования и конструирования, совершенствуются социально-коммуникативные навыки (дети учатся договариваться, согласовывают развитие сюжета, распределяют роли).

На одном из занятий дети сконструировали дом и родителей «мама, папа, я вот моя семья». Таким образом, выстраивая дом для своей семьи: детьми были установлены социальные связи, вместе с детьми разыграны межличностные ситуации, которые возникают в их семье.

Было приятно, что дети самостоятельно обдумали и догадались, как разместить каждого, чем занимаются взрослые во дворике. Здесь происходит социально-нравственное воспитание через игру.

Очень важно, что игровое пространство с Лего не постоянно. Оно трансформируется, обрастает новыми атрибутами, сюжеты имеют творческое развитие.

Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Так, например, выстраивая «город, районы, многоэтажные башни», мы решаем множество задач из разных областей:

• социально-коммуникативная область развития, (умение общаться, договариваться, сотрудничать);

• познавательная область развития (это сенсорное развитие, повторение и применение знаний о количестве и счете, величине, форме, умение ориентироваться в пространстве; умение группировать фигуры, предметы, персонажи по нескольким признакам). При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым, формируя понимание пространственных отношений между предметами.

• речевая область развития (активизируется, пополняется активный и пассивный словарь детей, постепенно отрабатывается правильность построения монологической и диалогической речи детей).

Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Общение и взаимодействие ребенка с родителями в игре вызывает особый интерес у детей.

В ходе этого проводятся выставки работ выполненных детьми совместно с родителями, помогаем родителям определиться с выбором Лего-конструктора в

Соответствии возрасту ребенка.

Таким образом, в ходе конструкторской деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Использование Лего-технологий в проектной деятельности дошкольников «Использование ЛЕГО-технологий в проектной деятельности дошкольников» Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. А. Сухомлинский.

Развитие связной речи с использованием лего-технологий в работе с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Конструкторы ЛЕГО позволяют.

Интеллектуальная игра для педагогов «Play today» по теме «Использование различных технологий в работе с дошкольниками» Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльза Диккенса 1. Метод «Найди похожих».

Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение «Азинский детский сад» Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми.

Использование образовательных технологий в работе со старшими дошкольниками Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми-дошкольниками» С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

Консультация «Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками» «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Использование современных образовательных.

Использование метода экспериментирования в работе с дошкольниками

Использование метода экспериментирования в работе с дошкольниками Метод детского экспериментирования – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.

Семинар для педагогов ДОУ: «Использование современных технологий в работе с дошкольниками» Воспитатель: МКДОУ ЦРР - ДС №36 «Ласточка» г. Светлоград. Беловицкая Л. А. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Использование лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Семинар-практикум «Использование LEGO-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Конструирование любимый вид деятельности.

Читайте также: