Лего технологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Обновлено: 29.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Консультация для воспитателей.

«Развитие речи, как средство развитие речи по технологии LEGO - конструирования».

Выполнила:1 кв. категории Ремезова И.В.

МДОУ «Д/с № 17 «Искорка»

Г. Южноуральск Челябинской области

Развитие речи посредством конструирования становится актуальным в наше время. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть.

Эффективность процесса речевого развития дошкольников, повышается путем использования LEGO -технологии во всех видах деятельности и в повседневной жизни дошкольников. Работа по развитию речи с применением LEGO -технологий делает развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая вызывает у них только положительные эмоции, приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Л. С. Выготский отмечал, что: "Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной деятельности по всем предметам.

В настоящее время – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Существует множество проблем в речи детей. Речь односложная, состоящая из простых предложений. Детям сложно грамматически правильно построить распространённое предложение. Недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция. Поскольку современные дети перенасыщены информацией, то необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей. В соответствии с выдвигаемыми требованиями, в дошкольных учреждениях подбираются, внедряются, совершенствуются педагогические технологии и обучающие средства, способные вызвать у детей потребность длительного общения с окружающими, эмоционально откликаться на возникающие ситуации. Одной из таких технологий является обучающий конструктор – LEGO.

В ходе занятий с конструкторами LEGO повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению. Работа по лексическим темам с применением LEGO – конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства.

В создании условий для развития речевой, познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии LEGO -конструирования.

Практическая значимость: конструктор LEGO является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.

Одно из направлений применения LEGO -конструирования – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Например, такие игры использую для развития мелкой моторики:

Игра «Найди на ощупь» (для детей 3- 5 лет)

Задачи: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Игра «Чудесный мешочек» (для детей 3-5 лет)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.

Игра «Разноцветные вагончики» (для детей 4-7 лет)

Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Большинство практикующих дошкольных педагогов считают, что не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструирования, выполнения любой деятельности, поскольку дошкольникам очень трудно выполнять работу молча.

Деятельность по лего-конструированию способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Играя с LEGO, можно развивать разговорную речь ребенка. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Игра «Изучаем предлоги»

Максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивнейшими постройками проще всего показать естественно каждый раз озвучивая.

Пример, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т. д.

Если за время игры некоторые действия повторить неоднократно и с разными героями - ребенок усвоит предлоги на раз-два-три.

Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Многие дети умеют достаточно точно произносить все звуки, регулировать темп, громкость речи. По мере взросления у детей накапливается достаточно большой словарный запас.

В этом возрасте наступает великое стремление узнать, рассказать. Ребенок учится воздействовать речью на окружающих. Речь сопровождает практически все действия, которые выполняются. Постепенно усложняется уровень общения с другими людьми, происходит расширение социального взаимодействия. Это приводит к наиболее прогрессивному развитию всех сторон речи. Основой овладения языком является освоение звуковой структуры слов. В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Немаловажно для ребенка различать звуки, произносимые им самим. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития.

В работе с LEGO можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи. Для этого игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, дополнениями. При работе с LEGO хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?). Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Дидактическая игра «Найди, где спряталась кошка»

Задача: формировать умение согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (на, в, под, за, около…), закреплять умение правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, ближе - дальше).

Ход игры: кошка хочет поиграть в «Прятки», спрячь её за домик. Скажи:

куда спряталась кошка? (Кошка спряталась за домик).

посади кошку на крышу;

посади кошку около дерева;

посади кошку перед домиком.

Дидактическая игра «Башня»

Задача: формировать умение правильно определять положение кубиков по отношению друг к другу, закрепляем предлоги (на, под, между).

Материал: кирпичики красного, жёлтого,

Ход игры: у вас на столе кирпичики разного цвета, вам надо построить башенку.

Возьмите желтый и красный кирпичики, поставьте кирпичик на кирпичик (предлог на) так, чтобы красный кирпичик был под желтым (предлог под)

Постройте башню так, чтобы синий кирпичик был между красным и жёлтым кирпичиком (между).

Теперь мы с тобой расскажем о твоей башне: на столе лежит красный кирпичик, продолжай…

Под жёлтым лежит красный кирпичик.

Между красным и жёлтым лежит синий кирпичик.

Дидактическая игра «Один, много»

Задача: формировать умение согласовывать числительные с существительными.

Материал: елки, лошадки, кошки, собаки, лего - кубики.

Ход игры: - у меня одна елка, а скажи, как будет много? (ёлок), одна лошадь, много (лошадей), один кубик – много кубиков.

Дидактическая игра «Кто, что умеет делать»

Задача: закрепить знания о птицах и животных, обогащать словарь, развивать речевую активность, правильное звукопроизношение.

Материал: набор птиц и животных из LEGO – лошади, котята, утята, свинки, гуси, кошечки, уточки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заяц.

Ход игры: дети, вы хотите помочь животным и птицам из сказки К.И. Чуковского «Путаница», которые всё перепутали. Что умеет делать кошка? (лакать, играть…) А как она разговаривает? (мяукает). Давайте напомним кошке, как она мяукала (мяу-мяу-мяу).

Что делают утята? (плавают, ныряют, пьют…). Как утята разговаривают? (крякают). Давайте покрякаем все вместе (кря-кря-кря).

(Так воспитатель беседует про всех героев сказки «Путаница»)

Герои сказки говорят вам спасибо, вы им напомнили, как надо правильно разговаривать.

Дидактическая игра «Опиши детали»

Задача: развивать умение описывать животных, человечков, отрабатывать падежные окончания (собака без чего? – без хвоста).

Материал: лошадка, собака, кошка, птица.

Ход игры: приглашаю вас поиграть в игру «Опиши детали». Посмотрите, какой красивый петушок (петушок без гребешка), расскажите о нём, опишите его. Чего не хватает у петушка? Скажите правильно: «У петушка нет гребешка». Игру можно закончить, когда дети описали несколько животных или птиц.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Задача: развивать умение рассуждать, делать выводы, внимание, память, сообразительность, логику.

Материал: наборы из LEGO «Транспорт», «Мебель», «Игрушки», «Дома», «Животные».

Ход игры: хотите узнать, кто из вас самый внимательный? Я предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний». Предлагаю на столе найти лишний предмет «Паровозик, машина, самолёт, собака», «Кошка, лошадь, собака, петух», «Стол, стул, кровать, дом» …

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задача: закрепить знание об игрушках, развивать сенсорные способности.

Материал: животные из набора «Построй свою историю»

Ход игры: обращаю внимание на набор игрушек на столе, предлагаю рассмотреть игрушки. Показываю яркий мешочек, приглашаю поиграть в игру «Чудесный мешочек», в которой есть правило игры: тот, кого я позову, опускает руку в мешочек, находит игрушку и на ощупь определяет и называет, какая игрушка в руке. Игра продолжается, пока все игрушки не будут названы.

Дидактическая игра «Моделируем слова»

Задача: формировать умение производить звуковой анализ слов, определять количество слогов, звуков в слове и обозначать их кубиками 2*2 красного, зелёного и синего цвета.

Материал: кубики синего, зелёного и красного цвета из набора «LEGO».

Ход игры: давайте поиграем. Я буду медленно называть слово, а вы должны сосчитать, сколько слогов в этом слове. Сколько слогов в слове «Дом»? (один слог). Назовите первый, второй, третий звук. Сколько звуков в слове? (три звука). Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук? Возьмите панельки и выкладывайте на ней схему слова из 3 звуков. Предложить сначала короткие слова «Дом, мак, пар, суп, кот, дым, рак, кит, лес», потом «Маша, каша, река, раки, молоко…».

Дидактическая игра «Какие звуки ты слышишь?»

Задача: отрабатывать дифференциацию звуков по твёрдости и мягкости.

Материал: синие и зелёные панели, картинки со словами «Мак, рак, кот, дом, слон, банан, сыр, стул, ёлки, жук, мяч, волк, молоток, ежи, зонт».

Ход игры: перед вами картинки и панели. Каких цветов панели? (синего и зелёного) Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным) Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук? (синим) Я буду называть слово, если в нём твёрдые согласные звуки, то картинку вы кладёте на синюю панель. А если слово состоит из мягких согласных, то на какую панель кладём картинку? (на зелёную)

Дидактическая игра «Построй предмет, который начинается со звука «Д»

Задача: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

Материал: наборы «LEGO».

Ход игры: сегодня мы будем строителями. Предлагаю вам построить предмет, который начинается со звука «Д». Звук «Д» твёрдый или мягкий? (твёрдый) Предлагаю вам подумать и начать строительство.

Дидактическая игра «Сколько слогов в слове»

Задача: закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество в слове.

Материал: детали 2*3 черного цвета из набора «LEGO».

Ход игры: предлагаю поиграть в игру «Сколько слогов в слове». Я буду называть слово, вы будьте внимательны, считайте слоги и выкладывайте их на панели с помощью деталей 2*3 черного цвета. Послушайте слово «лук». Сколько слогов в слове? (Один) Сколько деталей вы выложите? (одну). Предложить сначала короткие слова «Дом, мак, пар, суп, дым», потом «Маша, каша, река, коты, раки, лесник, киты, книга, молоко, автобус, игрушки…».

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Задача: формировать умение составлять предложение с заданным количеством слов, развивать речевую активность и быстроту мышления.

Материал: детали 2*5 чёрного цвета из набора «LEGO», серая или белая панель.

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Придумай предложение». Посмотрите внимательно на схему, сначала определите количество слов в предложении, теперь придумывайте свои предложения.

Дидактическая игра «Составь схему предложения»

Задача: формировать умение составлять схему предложения, определять количество слов и обозначать количество слов деталями чёрного цвета.

Материал: детали Лего 2*5 чёрного цвета из набора «LEGO», панели серого цвета.

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Составь схему предложения». Слушайте внимательно, сначала определите количество слов в предложении, потом выкладывайте на панели схему предложения «Маша гуляет», «Мама купила фрукты», «Наступила холодная зима», «Таня положила фрукты в вазу». С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (Точку или знаки: вопросительный или восклицательный.)

Дидактическая игра «Моделируем буквы»

Задача: формировать умение выкладывать на панели буквы с помощью деталей LEGO, закреплять знание букв алфавита.

Материал: панели, наборы «LEGO», алфавит, магнитная азбука.

Ход игры: сегодня мы с вами будем моделировать буквы алфавита. Давайте вспомним и назовём буквы алфавита от «А» до «Я». Теперь возьмите себе по 1 букве из магнитной азбуки, выберите себе пару. Возьмите одну панельку на двоих и моделируйте каждый свою букву.

Дидактическая игра «Отгадываем буквы»

Задача: формировать умение отгадывать букву на ощупь с закрытыми глазами, закреплять знание букв алфавита.

Материал: панели с выложенными буквами, повязка для глаз.

Ход игры: сегодня мы с вами будем узнавать буквы с закрытыми глазами. Садитесь за стол, надевайте повязку для глаз, возьмите одну панельку на столе и обследуйте на ощупь букву. Что за буква спряталась на панели?

При проигрывании данных игр задействованы все анализаторы, а именно: зрительный, слуховой и двигательный, что благоприятно воздействует на речевое развитие в целом.

Благодаря LEGO создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами. Именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи.

Конструктор "LEGO" - это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет дошкольникам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях. Игровая форма обучения позволяет организовать оптимальное речевое взаимодействие между участниками.

Работа по развитию речи с применением LEGO -конструирования сделала образовательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.

Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO -технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

Цель: Познакомить педагогов с лего-технологией в развитии речи детей.

1.В доступной форме представить аудитории основные компоненты языковой системы и речи, используя лего- конструктор.

2.Представить лего-игры и упражнения на развитие фонематического слуха, звуковой анализ слова, на обогащение словаря и развитие связной речи.

Оборудование и материалы : наборы конструктора лего, видео презентация .

-Не секрет, что ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности жизни в обществе.

-Как побудить ребенка к речевой деятельности, как сделать процесс развития речи увлекательным, интересным как достичь поставленных целей?

-Разноцветный он и яркий,

Стал бы каждому подарком.

Из него построим дом,

Даже буквы соберем!

-Хочу представить вашему вниманию мастер-класс с использованием лего –конструктора «Лего-технология как мотивация речевой деятельности.

-Лего -яркий, увлекательный, развивающий, позволяет учиться играя.

-Представим процесс развития речи в виде лего- дома. Фундамент нашего дома - звуковое внимание и фонематический слух. Стены дома - это звуки речи, слова и фразы. Крыша - завершающий этап в развитии речи - образование связной речи и обучение грамоте (чтению и письму).

-С нашими ребятами мы очень любим придумывать и создавать различные лего-истории. Предлагаю и вам поиграть и погрузиться в замечательный мир лего.

- Темой нашего лего-занятия был транспорт. Ребята построили город с разными видами транспорта.

- Скажите, пожалуйста, какого вида транспорта не хватает на слайде ? ( слайд виды лего-транспорта ). Правильно, водного.

- А какой именно водный транспорт мы будем строить, вы узнаете отгадав ребус (Слайд ребус)

-Да, это корабль ( слайд корабль )

-Спасибо, что отгадали загадку, вы будете капитаном. Выберите себе 2 помощников. Вам нужно будет построить корабль, а также придумать свою историю о нем.

-Пока команда корабля занята строительством. Предлагаю поиграть и узнать каким же образом лего-конструктор помогает развивать речь детей?( 4 человека)

Договоримся назвать основные детали лего – кубик и кирпичик. Гласные звуки мы обозначим красным кубиком, согласные твердые - синим, согласные мягкие - зеленым. Лего-кирпичик будет обозначать слово.

  1. « Поиграем со звуками» ( слайд корабль с крупными буквами)

- Какой первый звук в слове корабль? (Звук «к»)

Кубиком какого цвета мы обозначим твердый согласный «к»? (синего цвета)

-Я буду произносить звуки. Если услышите твердый согласный звук, возьмите кубик синего цвета, если мягкий согласный звук - кубик зеленого цвета. Ставим кубики друг на друга.

«К»-какого цвета кубик возьмем ?(синего)

«кь»-какого цвета кубик возьмем?( зеленого) и т.д .Можно использовать этот прием на других звуках, на различение гласных и согласных. Можно произнести звуки по кубикам, называя твердый или мягкий звук самостоятельно. У нас получилась башня или маяк. Замечательно справились с заданием.

2 . « От звука к слову»

-Придумайте одно короткое слово, используя буквы в слове «корабль » (Слайд корабль с буквами)

- Выложите свое слово на столе, используя кубики лего.

( Например, лак, кол, рок, лоб, бор, роль, кобра, бал, боль, краб, брак, кора) ( слайды-картинки- кобра, бор, краб, бал, кора)

-Сколько звуков в вашем слове?

-Какой 1й,2й,3й звуки?

- Сколько гласных в слове, согласных, назовите.

-Составьте слово в котором 2 гласные (кобра, кора, кара, роба …)

3. « Определим место звука в слове»

-Возьмите желтый кирпичик ( он будет обозначать слово) и лего-человечка.

- Прикрепите лего-человечка на то место в слове, где услышите звук «А» (т.е в начале, середине или в конце слова) Слова: краб, бал, акр.

- Определите положение звука «Р» в словах: роль, бор, кора.

При работе с детьми можно использовать картинки с изображением слов.

4. «Переходим к предложению»

-Придумайте предложение с нашим словом «корабль ». Какой, что делает? слайд ( красивый, белый, пассажирский ,военный, трехпалубный, плывет, проплывает ,отправляется, возвращается, причаливает )

- Выложите предложение на столе, используя лего- кирпичики в качестве слов и лего- кубики в качестве предлогов. (слайд схема предл) Напоминаю, что первое слово начинается заглавной буквой. ( Ставим лего- кубик на кирпичик) Что ставится в конце предложения? (Точка) Прочитайте свои предложения. Спасибо, молодцы!

5. Развитие связной речи. Вот и команда корабля закончила свою работу. Предлагаю команде корабля представить себя и свой корабль. Договоритесь об очередности выступления.

Расскажите о своем корабле, используя мнемотаблицу. ( слайд мнемотаблица ) ( как называется корабль, какого цвета ,формы, из какого материала, как гудит, из каких частей состоит, к какому виду транспорта относится, назначение, команда корабля.)

Спасибо, вам за такую интересную и познавательную историю.

Таким образом, с помощью нашей сплоченной и дружной команды я думаю, что мы достигли поставленной цели. Прошли весь путь - от звуков к связной речи. А лего- конструктор сделал обучение ярким и интересным. Как вы считаете, какие качества вы проявили сегодня (Коммуникабельность, трудолюбие ,любознательность…)

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность

ЛЕГО педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Обучающий конструктор ЛЕГО (LEGO) — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире. Такая оценка вовсе не преувеличение, а всего лишь факт. Конструктор ЛЕГО (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году. С того дня и вплоть до настоящего времени ЛЕГО (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием». Секрет в том, что ЛЕГО (LEGO) проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все — о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее. О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности, в процессе которой педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную активность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и коррегирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к коррекционным занятиям. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности.

В логопедии ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих целей и задач. ЛЕГО-конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, конструктивной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология является интерактивной педагогической технологией, которая предполагает организацию и развитие диалогового общения.

Каждый педагог знает, как трудно заинтересовать и активизировать детей для образовательной деятельности, тем более развитие речи. В конструктор ЛЕГО входят детали, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, которые отличаются особой яркостью, разнообразием форм, элементов, модификационностью, большим диапазоном построек и возможностью создания различных игровых ситуаций. Кроме того, наборы ЛЕГО содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.

Конструктор ЛЕГО имеет довольно широкий диапазон возможностей применения на логопедических занятиях: от вызывания звукоподражательных реакций у безречевых детей до дифференциации твердых и мягких согласных или звукового анализа слова.

Конструкторы ЛЕГО успешно применяются для развития фонематического слуха и

восприятия: выбрать фигурки, названия которых начинаются с заданного звука; определить местоположение звука в названии фигурки; из ряда фигурок или конструкций выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам и т. д. Использование деталей определенного цвета, позволяет выполнять звуко - буквенный анализ слов. Наглядно и интересно проводится работа по дифференциации звуков: разложить фигурки с дифференцируемыми звуками в разные коробочки, подарить сказочным героям, расселить в построенные домики.

Для материализации понятия «звук» эффективно использовать человечков в разноцветных костюмах (человек в синем костюме обозначает согласный твердый звук, в зеленом – мягкий, в красном – гласный).

ЛЕГО - конструкторы используются также на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Интересно и увлекательно проводятся занятия по автоматизации поставленных звуков с постройками из конструктора: спуститься или подняться по лесенке, отрабатывая звуки в слогах с повышением или понижением голоса, называть фигуры, постройки, свои действия, составлять словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д.

Игра с композицией из конструктора ЛЕГО, имеющего широкий ассортимент наборов, позволяет проводить работу по коррекции нарушений лексико – грамматического строя у детей с ОНР. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи. Развитию лексико – грамматического строя способствуют игры с использованием фигурок и построек из наборов ЛЕГО : «Кому что?», «Четвёртый лишний», «Продолжи», «Будь внимательным», «Отгадай – ка», «Узнай по описанию», «Подбери слова», «Подбери фигурку», «Живое – неживое», «Задай вопрос», «Подумай и договори», «Закончи предложение», «Составь предложение», «Чей? Чья? Чьи?», «Исправь ошибку», «Назови ласково» и т. д.

Использование ЛЕГО-технологий способствует развитию связной речи. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности.

Таким образом, применение ЛЕГО технологии на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

• формированию определённых «саногенных» состояний;

• формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);

• развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

• тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга);

• обогащению активного словаря, развитию грамматически правильной монологической и диалогической речи;

• повышает мотивацию к обучению.

ЛЕГО-технология - это перспективное направление для коррекции, обучения, развития и воспитания детей с речевой патологией в осуществлении их психологической и функциональной готовности к обучению в школе. Поэтому, чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи. Применение ЛЕГО-технологии и других инновационных технологий в образовательном и коррекционно-развивающем процессе, позволяет совершенствовать его, делать более полным, интересным и насыщенным.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.

2. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи. –Екатеринбург, 1995.- 122 с.

3. Волина В. В. Учимся играя. – М., 1994.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно –игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. –М., 2007.- 133 с.

5. Комарова Л. Г. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). – М. : «Линка-Пресс».

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упраж-нения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина. – М. : Сфера, 2001.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей с дошкольного возраста. - М., 2004. –244 с.

9. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М. : Сфера

«Лего город» — применение леготехнологии в коррекционной работе. Задачи: Обучающие: -Систематизировать знания о профессии «строитель», результате его труда: дом, город. - Закреплять умение детей употреблять.

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего — конструирование и робототехнику» Инновационные процессы в системе образования требуют организации системы в целом. Особое значение предает дошкольному воспитанию и образованию,.

Развитие психических процессов у детей с ОНР через применение развивающих игр в совместной образовательной деятельности ВВЕДЕНИЕ В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании.

Проект «Применение технологии «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в системе развития речи детей старшей группы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №27 «Центр развития ребенка – детский сад «Малыш» Проект: Применение.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие и коррекция речи с использованием Лего-конструкторов в старшем дошкольном возрасте Тема моей работы; Развитие и коррекция речи с использованием Лего – конструкторов в старшем дошкольном возрасте. По мнению известного философа.

Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация)

Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация) Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация)Автор: Мухина Елена Владимировна. Воспитатель МКДОУ детский сад «Буратино»,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.

Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Конструкторы ЛЕГО позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней не речевые виды деятельности. В поисках ответа на этот вопрос, мы решили вместе с традиционными методиками обучения использовать в развивающей работе конструктор ЛЕГО.

Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетичности, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Применение ЛЕГО на занятиях позитивно отражается на качестве обучения, так как способствует:

• Развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

• Формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);

• Овладению слоговым составом слов (сколько слогов – столько лего);

• Развитию тактильных ощущений;

• Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

• Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, мышления, внимания);

• Формированию пространственной ориентации

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора, имеющий широкий ассортимент наборов, дает возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.

Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса, увеличения лексического запаса слова из пассивного словаря в активный.

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и обработке падежных окончаний ( например: котёнок без чего? – без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

Использование ЛЕГО – технологий дает возможность работать над пересказом, рассказом, диалогом. Пересказ рассказа не по сюжетной картине, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

ЛЕГО – игра (игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры).

Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время. Полагаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий делает процесс обучения более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Конструкторы ЛЕГО используются в играх разнообразной направленности:

• дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);

• в ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.

Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

ЛЕГО – игры помогают развивать интеллектуальные качества:

• внимание, память, особенно зрительную;

• умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;

• способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей;

• умение находить ошибки и недостатки;

• способность предвидеть результаты своих действий.

Огромную роль в работе с детьми играет сенсорное развитие.

Главное значение сенсорного воспитания дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске.

При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоем домике окошек? сколько ягодок на кустике).

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», «между» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. Использование конструктора упрощает работу по анализу и синтезу слогов (планируем использовать в следующем году).

Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие можно использовать различные формы работы. Предложить детям выложить схемы из специальных фишек на ЛЕГО - коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигательный, слуховой и тактильный.

Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причем в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. Н а основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.

Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» - технологий сделала обучающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Курс повышения квалификации

Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Моделирование физкультурно-образовательной среды дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО


«Как выстроить взаимодействие игры и музыки при нарушениях сенсорной интеграции детей с ОВЗ дошкольного возраста»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 379 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке»
Приволжского района г.Казани

Лего- технология в развитии речи дошкольников
Воспитатель:
Кристина Вячеславовна Варламова

Цель: Развитие речи и интеллектуального потенциала каждого ребенка посредством лего- конструирования

Задачи:
Учить создавать модели различными способами, решая конструктивные задачи;
Расширять представления об окружающем на основе сенсорных эталонов, через создание конструктивных моделей;
Закреплять знания детей по сенсорному развитию посредством игровой совместной деятельности с Лего-конструктором;
Активизация активного и пассивного словаря, выстраивание монологической и диалогической речи;
Внедрение родителей в единое образовательное пространство детского развития.

«ЛЕГО» - яркий, красочный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.
Именно конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
Конструктор — ЛЕГО появился в 30-х годах прошлого века, ЛЕГО предложил детали, которые скреплялись между собой. В результате , полученные постройки были прочными и устойчивыми, что по достоинству оценили дети всего мира.

Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием и развитием речи: это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.
Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы ЛЕГО.

Усваивая сенсорные эталоны, ребёнок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает :
Точность и произвольность сенсорно –перспективных процессов;
Зрительная координация; что в свою очередь способствует развитию речи дошкольника;
Совершенствуется точность цвето- восприятия, тактильных качеств;
Восприятие формы и размеров объекта, пространства.

Так же происходит развитие мышления, потому что при выполнении построек ребёнок учится анализировать, сопоставлять и представлять. Важно учитывать то, что если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать и становится привлекательной.

Игровые упражнения и дидактические игры на развитие логического мышления с использованием конструктора Лего.

«Чудесный мешочек»;
«Найди такую же деталь»;
«По дорожке»;
«Собери кирпичики»;
«Подбери одинаковую деталь»;
«Что изменилось»;
«Змейка»;
«Вспомни и собери»;
«Мостик через речку»;

Звуковой анализ слов

Лего- конструирование и развитие речи:

Средняя группа:
«Найди для матрешки место»
«Опиши деталь»

Старшая группа:
«Я - строитель»
«Интересная история»

Подготовительная к школе группа:
«Слова»
«Построй слова и предложения»
«Поле чудес»

Рекомендации для педагогов по организации работы с детьми по лего – конструированию.
1.Организовывать занятия по LEGO - конструированию в младших и средних группах: по примеру, по карточкам с моделями, по собственному желанию, работа с конструктором больших размеров.
2.Организовывать занятия с LEGO - конструктором в старшей, подготовительной группе: по инструкции, моделирование материалы проектов по рисунку или иллюстрацией, начинается работа с мелким конструктором;
3.Использовать LEGO - конструктор с детьми, которым трудно находить друзей для игры, активным и застенчивым;
4 .Использовать LEGO - конструктор, для самостоятельных игр, с целью самостоятельного придумывания и разыгрывание различных событий ;
5.Организовывать конструктивную деятельность по подгруппам (не более 6 человек);
6.Учитывать индивидуальные особенности детей;
7.Не давать детям все детали набора, поскольку дети могут потратить много времени для поиска мелких деталей;
8.Используйте Лего, как сюрпризные моменты и яркую наглядность в начале занятия для повышения активности;
9. Используйте построенные на занятии LEGO - модели в дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх и поощряйте к этому детей;
10.Организуйте выставки детских работ.

Читайте также: