Лего технология в работе логопеда

Обновлено: 01.05.2024

Ни для кого не секрет, что количество детей, имеющих различные речевые нарушения, за последнее время резко увеличилось. Это связано с ухудшением экологической ситуации, различными инфекционными заболеваниями матерей во время беременности, ухудшением социальных условий жизни. Поэтому проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной. В связи с этим возникает необходимость своевременного выявления и коррекции речевых нарушений.

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Технологий, которые дают возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной или терапевтической цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов LEGO. Несмотря на то что, за рубежом технология LEGO-конструирования применяется педагогами еще с 60х гг. XX в., в России сравнительно недавно отметили ее значение в обучении, воспитании и развитии детей. Исследований с применением данной технологии недостаточно, хотя интерес к ее применению стремительно возрастает. Это обусловлено тем, что технология LEGO-конструирования способствует значительному повышению мотивации и интереса детей к занятиям.

Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно игрового средства для детей с нарушениями речи довольно широк. Применение дидактических упражнений с использованием LEGO - элементов помогает проведению занятий по введению в грамоту, при коррекции звукопроизношения, формировании лексико-грамматических категорий, слоговой структуры слова, развитии связной речи.

Ребенку в дошкольном возрасте достаточно сложно понять термин «звук». Используя LEGO, мы опираемся на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Предлагаем детям провести звуковой анализ слога, слова.

С помощью коротких и длинных кирпичиков, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). При работе с схемой предложения мы используем кирпичики желтого цвета. Деталь 2*6 – длинное слово, 2*2 – короткое слово, 1*1 – точка.

Следующим приемом может быть придумывание детьми слов по набору кирпичиков, а также в подготовительных группах превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (корова — рева, котята - утята, белка - булка и т. д.).

Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цвета. В начале на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цвета, вместе они образуют слог МА, в дальнейшем человечков заменяем на сконструированных детьми из LEGO -элементов буквы.

При знакомстве с звуками дети слушают сказку о приключениях LEGO-человечка и девочки Буковки. Они знакомятся с новым звуком, дают ему характеристику и конструируют соответствующую букву. Каждый звук «живет» в своем LEGO-домике (красном, зеленом, синем, которые были сконструированы детьми группы. А LEGO-человечек и Буковка живут в желтом домике. Этот домик представляет собой модель слова. В домике три окна – начало, середина, конец слова.

Нами был составлен комплекс игр и упражнений по формированию элементарного звукового анализа и синтеза с использованием LEGO.

Ребёнок ставит деталь LEGO на плату, если слышит заданный звук. Нужный звук произносится с большей силой, длительностью, громкостью.

Дети ставят деталь LEGO соответствующего цвета на плату.

Дети показывают соответствующую заданному звуку деталь LEGO на плате.

4. Песенки звуков.

Дети слушают сказку о том, как LEGO - человечки (звуки) (из деталей соответствующего цвета) ходили друг к другу в гости и пели песенки, здороваясь друг с другом. Первым здоровался звук - гость, затем звук - хозяин. Например, звук [А] пришёл в гости к звуку [И]. Получилась песенка: - АИ.

Ребёнок выкладывает на плату столько деталей LEGO, сколько услышал заданных звуков.

6. Цифры и звуки.

Покажи такую цифру из LEGO, которая соответствует количеству произнесённых заданных звуков.

7. Городим забор для звука [И].

У домика, в котором «живёт» звук [И], выкладывать столько заборчиков LEGO, сколько было произнесено звуков [И]. Аналогичную игру можно провести с другими звуками.

8. Звуковая башня.

Построить башню из стольких деталей LEGO, сколько заданных звуков было услышано.

9. Звуковые дорожки.

Выложить столько кнопочек LEGO, сколько звуков в слове услышал.

10. Построй мост.

Положи столько брусочков LEGO, сколько звуков в слове. Чей мост длиннее?

11. Засекреченные слова.

По звуковой схеме слова из деталей LEGO нужно подобрать картинки (предметы) с заданным количеством звуков в названии.

12. Подбери шифр.

К названию картинки (предмета) нужно подобрать соответствующую звуковую схему слова из деталей LEGO.

13. Зашифруй слово.

Рядом с картинкой (предметом) выкладывается звуковая схема слова из деталей LEGO.

14. Секретная переписка.

Дети составляют схемы задуманных слов и предлагают их «прочитать» друг другу.

Дети берут платы с деталями LEGO синего, зеленого или красного цвета. Взрослый называет слово. Дети становятся в таком порядке, чтобы получилась звуковая схема данного слова.

Во время конструирования букв на LEGO-плате и в объёмном конструировании закрепляется зрительный образ букв. Дети с огромным удовольствием конструируют буквы не только в процессе занятий, но и в свободной деятельности.

При коррекции звукопроизношения упражнения необходимо выполнять регулярно изо дня в день. А чтобы ребёнку не наскучило отрабатывать одни и те же движения, стоит придумывать к упражнениям разные игровые ситуации и постоянно их менять.

Видоизменения историй и сюжетов через изменение построек - отличительная особенность конструкторов LEGO, поэтому они помогут разнообразить логопедические занятия с детьми.

Можно придумать и разыграть с ребенком логопедическую сказку. Такая игра поможет укрепить мышцы языка, выработать произношение «проблемных» звуков, развить мелку моторику и обогатить словарный запас, к тому же поддержит интерес малыша к занятиям.

Конструкторы LEGO помогут вам выполнить привычные упражнения в новой форме. Не обязательно следовать книжным шаблонам - лучше самим придумать сказку и превратить процесс гимнастики в интересную совместную игру.

Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения малыша, вызванные монотонностью постановки звуков. Нужно только придумать, как это сделать веселее и увлекательней. Например, постановка вибранта может растянуться на довольно долгий срок. Однотипность упражнений, направленных на вызывание вибрации кончика языка, неприятные ощущения нередко вызывают негативную реакцию у ребенка. Как быть? Можно предложить ребенку сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку с интригой. Например: «У Королевы Красивой Речи сломалась ее любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в свое королевство. Помоги ей!» – просит педагог. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л», пчелкой («ж») и т. д.

Элементом работы над автоматизацией звуков в слогах и словах предлагаем выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова. Построить «мостики через речку», расставить «кочки» на «болоте», выложить заданный узор – такие простые задания в виде игры помогают при автоматизации звуков в словах и словосочетаниях.

В работе над лексико-грамматическим строем речи можно использовать следующие игры и упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Подбери признак», «Подбери действие».

Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции. Например: согласование числительных с существительными (Сколько в твоём домике окошек? Сколько ягодок на кустике? Как рычит лев в клетке? Кого в твоём зоопарке много? и т. д.); образование новых слов при помощи приставок от глагола («Придумайте новые слова от слова «летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку. Например, вылетела, слетела, подлетела»).

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и правильно употреблять падежные окончания (Котёнок без чего? Чей хвост? Чья лапа).

Отрабатывая лексические темы, можно предложить детям сконструировать фигуры предложенных предметов (мебель, транспорт) или живых существ. Объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют развитию образного мышления. Во время построения сюжета дети отрабатывают навык согласования существительных с числительными в роде, числе и падеже, образования сложных слов.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Готовые постройки помогают закрепить навыки использования предлогов в речи (д/и «Где находится предмет»).

С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образцу из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

При работе над составлением описательного рассказа тщательная детализация построения способствует более полному и глубокому формированию образа объекта изучения.

Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.

В работе над развитием связной речи положительная динами наблюдается при работе с набором деталей LEGO® Education "Построй свою историю". Это практико-ориентированный образовательный инструмент, предназначенный для развития языковых навыков, обучающихся в начальной школе, а также в старшей и подготовительной группах детского сада.

Он разработан специально для развития языковых и коммуникативных навыков. Большое разнообразие деталей LEGO – люди, животные, растения, базовые кубики, строительные пластины - позволяют придумывать и собирать свои истории. Один набор рассчитан на одновременную работу 5 детей. Работая в команде или по одиночке, дети в процессе создания истории смогут последовательно рассказать или записать рассказ, не упуская введение, основную часть и заключение истории.

Важное направление применения ЛЕГО – использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной, и спонтанной и индивидуальной играми описывается в работах С. Д. Забрамной, Е. М. Мастюковой, О. П. Усановой. Свободная конструктивно игровая деятельность детей с ЛЕГО позволяет не только быстрее установить контакт между учителем-логопедом (дефектологом, воспитателем, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка (как с нормальным психофизическим развитием, так и с отклонениями в развитии, с точки зрения сформированности эмоционально волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень его коммуникативности и т. д.

В процессе конструктивно игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Это позволяет с самых первых занятий оказывать развивающее воздействие на детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием.

Работа по развитию речи с применением LEGO-технологии представляет коррекционный логопедический процесс более результативным. Приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

Таким образом, использование игровых приемов с помощью LEGO приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким, динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и, конечно, мелкую моторику.

Активно привлекая родителей к сотрудничеству, можно вызвать желание совместно заботиться о развитии ребенка, и коррекции речи. В совместной игре дети с родителями вместе обговаривают действия, ищут оптимальные варианты конструирования, радуются успехам, возникает тесный дружественный контакт. В результате таких встреч, многие родители становятся более квалифицированными помощниками педагогов.

На наш взгляд данная технология будет способствовать активизации речевой деятельности, а именно формированию ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля за речевой продукцией.

Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Список использованных источников :

1. Венгер Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). М., 1969.

Власова Т. А. ; Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

2. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991.

3. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1988.

4. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольника. М. ; Л., 1948.

5. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов дефектологов.» : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2003

6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М., 1999.

7. Поддъяков Н. Н. Конструирование // Сенсорное воспитание в детском саду /Под. ред. Н Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. М., 1981.

8. Твардовская А. А., Тропынина М. А. Технология диагностико - коррекционной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами легоконструирования в условиях Лекотеки. - Казань: Отечество, 2014. – 30 с.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. учитель-логопед Лощилина Е. Б. Понятие «игровые.

Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Использование «Lego-технологий» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (Слайд 1) Использование "Lego-технологий" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (2 слайд) В логопедической.

Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение «Азинский детский сад» Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми.

Использование здоровьесберегающих технологий, как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи Использование здоровьесберегающих технологий, как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи учитель-логопед Гребенчук.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста АКТУАЛЬНОСТЬ Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж. -Ж. Руссо Условия формирования личного вклада педагога.

План самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План самообразования Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» 2018– 2019уч. г..

Использование квест-технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи

Использование квест-технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи Мастер – класс для педагогов. Тема: «Использование квест – технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию».

Использование инновационной Лего-технологии позволяет развивать не только практическую творческую деятельность, но и благотворно влияет на развитие речи, мышления и воспитание социально активной личности.

ВложениеРазмер
lego-tehnologiya.docx 22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка»

«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.»

Смирнова Ольга Владимировна

учитель-логопед МБДОУ № 10

Актуальность. Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

ЛЕГО-педагогика – новейшее направление в современном образовательно-

коррекционном процессе. ЛЕГО- технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий из разнообразных конструкторов ЛЕГО. ЛЕГО - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность. ЛЕГО - конструирование направлено на повышение чувства психологического успеха, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности.

Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;

Основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологий является игра- ведущий вид детской деятельности.

В последнее время увеличилось количество безречевых детей. Возникла потребность повысить мотивацию к деятельности, вызвать интерес. Эта проблема побудила меня к поиску новых технологий и внедрение их в образовательный процесс. Такой технологией для меня явилась ЛЕГО – технология.

В педагогике ЛЕГО- технология интересна тем, что строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО – конструирование это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО- технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.

При осуществлении деятельности по использованию ЛЕГО-технологий, мною была поставлена следующая цель:

Цель: Развитие речи, мышления и способности детей к моделированию через познавательный интерес к ЛЕГО – конструированию.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

- Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.

- Активизировать мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

- Учить конструировать модели с последующим их описанием, руководствуясь схемами и инструкциями логопеда.

- Развивать диалоговое общение, взаимодействие и взаимопонимание, умение совместно решать поставленные задачи.

Действия и средства

Осуществлению цели и задач способствуют следующие действия и средства:

  • Непосредственная образовательная деятельность.
  • Использование конструктора ЛЕГО в совместной деятельности.
  • Использование конструктора ЛЕГО в самостоятельной деятельности.
  • Взаимодействие с родителями.

Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора дает возможность детям с ОВЗ запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Учитывая ФГОС при организации воспитательно-образовательного коррекционного процесса, использую принцип календарно-тематического планирования в соответствии с планированием детского сада.

В феврале, изучая тему «Защитники Отечества» целесообразно стало включение занятия, посвященного морской тематике. Дети познакомились с морскими профессиями, строением и названиями частей корабля, учились конструировать небольшие модели кораблей и лодок и давать им сравнительное описание.

В последнее время актуальной стала тема «Пожарная безопасность». Нами было сконструировано пожарное депо и проведена сюжетно- ролевая игра «Мы – пожарные», в ходе которой дети получили возможность почувствовать себя героями, спасти людей из беды, узнать интересные факты. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.

Проходя тему «Космос», дети создавали конструкцию космодрома, мысленно превращались в космонавтов и совершали путешествия к другим планетам. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогало детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Работа у детей проходила с большой мотивацией.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 и 6-7 лет) в продуктивной (конструктивной) деятельности используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу возрастных особенностей детей этого возраста в конструктивной деятельности можно использовать графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по условиям, по замыслу, по теме.

При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование существительных с числительными: ( Сколько в твоем домике окошек?). Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний( Котенок без чего? Без хвоста.)

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте.

Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», использую ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего -согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Предлагаю детям провести звуковой анализ слова. Следующим приемом может быть придумывание детьми слов по набору кирпичиков, данных логопедом, а также в подготовительных группах превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (корова — рева, котята - утята, белка - булка и т.д.).

При использовании ЛЕГО – технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно – игровыми приемами, используемыми для развития речи:

- С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

- При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психологическое состояние успеха.

- В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

- Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребенка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.

- Поскольку конструктор можно разложить не только на столе, но и на полу, на ковре и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

- Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

- Сформирован устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.

- Активизирована мыслительно – речевая деятельность дошкольников.

- Сформировано умение работать по схемам и инструкциям логопеда.

Работа по развитию речи с применением лего-технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимали занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией тем более успешным будет формирование речи.

Способы оценки эффективности деятельности:

-Динамика в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например по цвету и количеству шипов).

-Улучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи рассказывают о своей деятельности развернутыми предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи увеличилось количество прилагательных.

-Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних и мелких размеров конструктора.

-Положительное влияние на нравственные качества: умение работать в коллективе (не ссориться – договариваясь, уступая).

-Повышение работоспособности и усидчивости: увеличилась продолжительность занятия с 20 минут до 30, постройки достраивают до логического конца.

- Повышение интереса к ЛЕГО-конструктору и его возможностям в самостоятельной деятельности и расширение сферы использования построек.

Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Список используемой литературы

  1. Лендрет Г.Л. "Игровая терапия: исскуство отношений", М., 1994 г.
  2. Спиваковская А.С. "Игра - это интересно." М. 1981г.
  3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. М., 2003
  4. Инновации - в логопедическую практику. Составитель О. Е. Громова Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Линка-Пресс, М., 2008
  5. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  6. Комарова, Л. Г. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 120 с.
  7. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной.


Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР".

Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР".


«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»

В данной статье раскрывается опыт работы по использованию ЛЕГО-конструктора в коррекционной работе с детьми в условиях специального коррекционного детского дома.


Использование «ЛЕГО» - технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Цель проекта:Развитие личности, мотивации и способностей детей с ТНР в различных видах деятельности при помощи ЛЕГО.Задачи:Способствовать овладению речью как средством общения детьми.


Использование Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОО имеет приоритетное значение.


Буклет для родителей: Использование Лего- технологий в логопедической работе с детьми


Использование Лего- технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»

Консультация для логопедов, воспитателей как можно применять Лего для коррекционно- развивающих занятий с детьми.

В этой статье я попыталась поделиться опытом работы использования ЛЕГО конструктора на занятиях.

ВложениеРазмер
Использование ЛЕГО-технологий в логопедии 22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО-технологий в логопедии (1,2 слайд)

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.

(3) Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании

ЛЕГО – позволяет учиться играя и обучаться в игре.

В дальнейшем компания наладила производство тематических наборов : «Ферма», «Дом», «Город»,…

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Учеными (Стребелева, Косова) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным развитием.

(6) Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы и жизнь.

Возможно ли сделать так, чтобы игра стала действительно мощным стимулирующим развивающим и корригирующим средством?

Ища ответ на этот вопрос, мы решили вместе с традиционными методиками обучения использовать в коррекционно-развивающей работе конструктор ЛЕГО.

(7) Особая значимость ЛЕГО на формирование речи, состоит в том, что дидактические игры и занятия с конструктором ЛЕГО оказывает положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможна.

(8) ЛЕГО – конструирование обладает большим диапазоном для развития всех психических процессов, а так же формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

(9) Основным компонентами работы с применением ЛЕГО-технологий является :

  • Конструирование декораций;
  • Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием;
  • Конструирование моделей с последующим их описания;
  • Использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

(10) При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «на», «под» . Различать понятия «между», «там-то» . Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Например: При игре «Квартира» в данном варианте ребёнок выполняет инструкцию педагога. Положи кубик под стол, на кровать, между столом и креслом.

(11) Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. (12) Использование конструктора упрощает работу по анализу и синтезу слогов.

(13) Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв. (14)

(15) Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения ребенка, вызванные монотонностью постановки звуков.

Например: постановка звука Р - может растянуться на долгий срок. Можно предложить сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку (у королевы красивой речи сломалась ее любимая машина, а ей нужно вернуться в королевство.Помоги ей.) Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения.

(16-18) Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Например: при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (петух – без чего? – без хвоста.)

Проводя занятия с построением на лексические темы: дети учатсяобщаться. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала коррегируемого логопедом, потом спонтанного или наоборот.

(19) В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО: при пересказе, составлении рассказов, диалогов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Составление рассказов по построенным декорациям помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.

Из этого можно сделать вывод коррекционного влияния ЛЕГО на детей. Я перечислила только некоторые из возможных вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения, развития речи и подготовки к обучению грамоте.

(20) Применение ЛЕГО – технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует следующим характеристикам:

  • Развитию лексико-грамматических средств;
  • Формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительным, словообразование глаголов,…);
  • Формированию и развитию правильного длительного выдоха;
  • Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание лесенок, дорожек, по которым ребенок «походит» называя соответствующие слоги с лова);
  • Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами);
  • Овладению звуко-буквенным анализом составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных - согласных, твёрдых – мягких звуков);
  • Формированию произносительной ориентировки, схемы собственного тела;
  • Развитию и совершенствованию ВПФ;
  • Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

(21) Для оказания более успешной коррекционной помощи педагог проводит большую работу с родителями. Совместная ЛЕГО – игра родителя с ребенком способствует не только установлению контакта, но и выявляет имеющиеся отклонения в развитии ребенка.

Вот некоторые методы, которые можно использовать во взаимодействии с родителями.

Для более эффективной работы , мы по мере возможности пополняем дидактический материал (это книги, схемы, вырезки. ) (23) .

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи. (24)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной.


Новые формы организации учебного процесса с использованием лего-технологий.

Конспект НОД по лего - конструированию. Тема: "Домик для друзей".


Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно.


Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР".

Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР".


Презентация к педсовету "Использование лего-технологий в социально-коммуникативном развитии"

Использование Лего техноогий в образовательной области "Социализация".


Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда.


Мастер-класс для педагогов "Игры с использованием ЛЕГО-технологии в работе учителя-логопеда".

Авторская разработка дидактических игр с применением кирпичиков конструктора ЛЕГО для совершенствования фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа у детей с тяжёлыми наруш.

За последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Наблюдается усложнение характера речевых патологий. В ряде случаев наблюдаем комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Так как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста- игровая, то, играя, он не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Поэтому перед педагогом встает проблема поиска эффективной технологии, позволяющей формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Одной из таких технологий является ЛЕГО-технология, которая, в рамках введения федерального государственного стандарта дошкольного образования позволяет реализовать системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с тяжелыми нарушениями речи как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе. Применение наборов ЛЕГО-конструктора в логопедической работе имеет следующие преимущества:

– конструктор безопасен для детей, удовлетворяет самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности;

– конструктор яркий, красочный, привлекательный;

– облегчает процесс мотивации ребенка;

– конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене и ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;

– игровое восприятие заданий педагога, когда задание можно преподнести ребенку в виде увлекательной игры;

– применение конструктора позволяет ребенку проявлять творческий подход, фантазировать.

Новизна технологии состоит в применении ЛЕГО-конструктора в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, посредством осуществления коррекционного процесса на уровне всех сторон речи. Отмечено, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности (Т. В. Лусс). Нами была предложена система работы над всеми сторонами речи ребенка в процессе коррекционной педагогической деятельности учителя-логопеда, а также применения принципа комплексности посредством осуществления взаимодействия специалистов сопровождения ребенка с ОВЗ.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения эффективности процесса развития речи и речевой активности детей дошкольного возраста через применение различных видов игр с ЛЕГО-конструктором в логопедической практике.

В логопедии ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих целей и задач. ЛЕГО-конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, конструктивной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология является интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения.

Осуществляя логопедическую работу с детьми с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы столкнулись со следующими сложностями: при нарушении лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороны речи, связной речи необходим был универсальный инструментарий коррекционного воздействия, технология, позволяющая обеспечить работу по всем направлениям коррекционной деятельности.

Таким образом, целью применения ЛЕГО-технологии является развитие речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при использовании ЛЕГО-технологий.

Объект: речевое развитие детей с ОНР.

Предмет : использование ЛЕГО-технологий для развития речи дошкольников с ОНР.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач :

-Определить теоретическую базу педагогической технологии;

-Разработать и апробировать методическое обеспечение речевого развития дошкольников с ОНР с использованием ЛЕГО-технологий.

-Разработать механизм включения всех участников образовательных отношений в коррекционную работу с использованием ЛЕГО – технологий.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация технологии предполагает последовательное прохождение трех этапов.

Возникновение идеи, определение целей и задач, изучение и анализ теоретического материала по теме, выбор методов и приемов, проведение предварительной диагностики.

Внедрение в педагогический процесс системы работы по развитию речи и речевой активности дошкольников, выявление механизмов действия работы с ЛЕГО-конструктором и апробирование их на практике.

Проведение итоговой диагностики, обобщение материала.

М.М. Кольцова, Е.И. Исенина и др. авторы отмечают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Использование в коррекционной работе конструкторов ЛЕГО способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует различные отделы коры больших полушарий головного мозга, тем самым способствует развитию и гибкости артикуляционного аппарата, у детей улучшается звукопроизношение.

Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что четыре психических процесса – внимание, восприятие, память и мышление составляют психологическую базу для развития речи.

З.А. Репина рекомендует начинать коррекцию общего недоразвития речи с развития психологической базы речи, её основы. ЛЕГО-конструирование может помочь достичь ребёнку высокого уровня восприятия, пространственного мышления, планирующей функции речи. В игре с конструктором, при выполнении задания, дошкольники выполняют задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениям, действиями. Дети не просто выполняет заученные действия, они видоизменяют их, получая новые результаты. Развивающееся мышление даёт возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Все продуктивные виды деятельности, в том числе и ЛЕГО- конструирование, не только выражают определённые результаты психического развития ребёнка, но и обеспечивают его развитие, способствуют совершенствованию и перестройке психических свойств и способностей (по В.С. Мухиной).

Л.С. Цветкова утверждает, что развитие зрительного предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет – слово». В постройках из ЛЕГО – конструкторов наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.

Огромную роль в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями играет сенсорное развитие. Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Зрительное восприятие формируется в процессе осмысленной деятельности ребёнка с самими предметами. Глубокие качественные изменения состоят в том, что ребёнок постепенно переходит от вычленения отдельных составляющих частей фигуры к сравнению, сопоставлению объекта или его частей с другими объектами или предложенным образцом. (по В.С. Мухиной).

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ

Логопедическая работа с применением ЛЕГО-конструктора может быть применима на любом этапе коррекционного воздействия. Формы организации работы – как в виде группового занятия с детьми, так и индивидуального. Так, ЛЕГО-технология применима нами при работе на уровне:

– лексико-грамматического строя речи;

– подготовки к обучению грамоте.

Для динамичности процесса звукопостановки и автоматизации звуков ЛЕГО-конструктор применим нами в виде игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова).

  1. На уровне звука технология ЛЕГО используется для отработки навыка звукового анализа: определить место звука, первый звук в слове. Для этого применяем детали ЛЕГО-конструктора желтого цвета (слово) и лего-фишки (короткие, маленькие детали конструктора) красного, синего и зеленого цветов (соответственно гласный звук, согласный твердый и согласный мягкий звук). Напоминаем, что звуки бывают гласные (красная лего-фишка), согласные твердые (синяя лего-фишка) и мягкие согласные (зеленая лего-фишка). Берем лего- деталь желтого цвета (слово) и крепим нашу фишку на начало, середину или конец желтой детали (слова). Также нам могут помочь лего-человечки разных цветов.

1.Игра «Разноцветные дорожки». Используем лего-фишки для выкладывания дорожки. Цель: дифференциация гласных и согласных звуков. Задача: услышав слово, ребенок выкладывает фишку того цвета, с которого слово началось и т.д. Другим вариантом может быть: из цепочки картинок ребенок сам выкладывает цепочку звуков, с которых слово начинается. Можно усложнить- заканчивается. Т.е. со зрительной опорой или на слух.

2.Игра на дифференциацию твердых и мягких звуков. Разложить под лего-фишки картинки, названия которых начинаются на твердый или мягкий звук.

3.Игра «Выбери схему». Ребенку предлагаются схемы, затем дошкольник определет на слух или при помощи картинок, какой звук и где находиться: в начале, середине или конце слова. Опять же, используем желтую деталь-слово.

Ребенку рассказываем сказку про героя, который написал письмо и зашифровал его. По картинке ребенок определяет, какая схема соответствует слову (из ЛЕГО строим на желтой детали, например, синий красный синий-мак). Опять же, вернемся к нашим звуковым домикам, которые могут быть построены из ЛЕГО (красного, зеленого, синего цвета). Задание: разложи картинки.

  1. На уровне слога мы играем следующим образом: Для определения количества слогов в слове мы строим пирамиду в несколько ярусов. Каждый ярус- количество слогов. Используем картинки, которые расселяем на нужный ярус.

III. На уровне слова.

Игры на развитие словаря.

Подготовительным этапом здесь будет являться предварительная работа, которая заключается в помощи воспитателя в создании с детьми фигурок в рамках лексических тем недели. Ведь без взаимодействия специалистов сопровождения детей с нарушениями речи эффективность коррекционного процесса будет снижена. При создании объектов из ЛЕГО-конструктора мы используем Матрицы-схемы, в которых графически обозначены детали, их цвет и необходимое количество. Фигурки созданы, дети используют их на занятии с учителем-логопедом в таких играх, как:

1.«Часть и целое» – процесс объяснения деталей чего-либо значительно облегчен (стул состоит из ножек, сиденья, спинки).

2.Преобразование одного предмета в другой.

Отрабатываем навык словообразования в процессе преобразования предметов из ЛЕГО.

3.Игра «Волшебный мешочек». Узнавание предмета из ЛЕГО на основе тактильных ощущений.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора даёт возможность детям с нарушениями речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, помогает перевести слова из пассивного словаря в активный, развивает семантические связи.

IV.Игры на развитие грамматического строя речи.

1.Игра «Без чего?» (формирование умения употребления существительных в косвенных падежах).

2.Игра «ОН-ОНА». Игра предназначена для выработки навыка правильного использования местоимений.

3.Игра «Посчитай» развитие навыка согласования существительных с числительными). Дети считают предметы, построенные из ЛЕГО-конструктора (один цветок, два цветка).

  1. Игра «Художник». Лего-фигурки детьми построены разного цвета. Какими цветами их раскрасил художник? (согласование прилагательных с существительными).
  2. Работа над предложением с использованием ЛЕГО-конструктора:

В процессе составления предложения мы используем желтые детали ЛЕГО разной длины в зависимости от длины слова (слова большие и маленькие). Также используем отдельную деталь для обозначения начала слова. Выстраиваем с детьми цепочку из деталей ЛЕГО в соответствии с количеством слов в предложении. Использование наглядно-образного мышления ребенком в данном случае позволяет нам решить задачу сложности определения количества слов в предложении (ребенок «трогает» слова).

Дополнительно применяем сочетание с иными аксессуарами игрового плана. В данном случае используем камешки «Марблс» для наглядной демонстрации необходимости ставить точку в конце предложения. Также применяем различные фигурки, детали, дополняющие ЛЕГО-конструктор и создающие, в определенном плане, комбинацию технологий (ЛЕГО и предметные фигурки). Данный прием позволяет нам помочь ребенку расширить предложение, распространить его.

  1. Для развития связной речи, при составлении рассказа, ребенком достраиваются игровые элементы из ЛЕГО-конструктора и моделируется ситуация, побуждающая ребенка на составление рассказа. С использованием ЛЕГО-конструктора работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора. Важным моментом в работе над составлением связного высказывания является распространение предложений дополнениями, обстоятельствами и определениями. В данном случае также применяются элементы ЛЕГО-конструктора.

Игра «Садовник». Игра позволяет работать как над словарным запасом, так и над связной речью. Вспомним игру: Я садовником родился…Игра требует предварительной работы с воспитателем. Из Лего-конструктора по матрице-схеме дети делают цветы.

VII. В рамках подготовки к обучению грамоте используются игры по формированию звукового анализа . Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв. Также применяем ЛЕГО-конструктор как кубик (на лего-фишки приклеены буквы). Детьми составляются слова.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ

Предложенные нами задания и их модификации могут значительно разнообразить логопедическую работу, а также повысить мотивацию детей к выполнению заданий учителя-логопеда.

Использование ЛЕГО-технологии на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи на постоянной основе дает положительный результат, который может быть прослежен по итогу систематической работы с применением данной педагогической технологии.

Таким образом, считаем, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологии делает коррекционно-развивающий процесс более результативным, применение ЛЕГО на логопедических занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи позитивно отразится на качестве коррекции и обучения. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала. Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей, тем более успешным будет формирование речи.

-Повышение мотивации воспитанников и эффективности усвоения образовательной программы ДОУ;

-Приобретение опыта конструктивной деятельности у детей;

-Развитие познавательной активности и творческих способностей у дошкольников;

-Совершенствование у детей речевых навыков как средств коммуникации;

-Развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи;

-Развитие фонетической стороны речи;

-Развитие фонематической системы языка;

-Развитие связной речи;

-Использование речи детей для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

-Развитие мелкой моторики рук;

-Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия);

Авторское право © 2022 "Академия педагогических проектов Российской Федерации"
Свидетельство о регистрации МИНЮСТ РОССИИ № 7714058502,
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 041008
Роскомнадзор - МИНКОМСВЯЗИ РОССИИ СМИ ЭЛ № ФС 77 - 75452.

Читайте также: