Лего уголок в группе

Обновлено: 19.04.2024

В настоящее время общество остро нуждается в высококвалифицированных специалистах технической направленности. В дошкольном образовательном учреждении технологическое направление может быть реализовано через развитие познавательно-творческих способностей в конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников, содействие их творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Среди разных видов технического конструирования – конструкторы LEGO вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраста. Разнообразие конструкторов по сложности позволяет заниматься конструктивной деятельностью с детьми разного возраста, начиная с самого раннего. Игры с Лего-конструкторами долго не надоедают малышу, т. к. обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению, объединяют в себе игру и экспериментирование.

Конструкторы Лего - незаменимый материал для организации самостоятельной детской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Они выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Играя с конструктором, дети исследуют мир вокруг себя, подражают взрослым, пробуют свои силы, фантазируют, экспериментируют. Поэтому особенно важно создать необходимые условия для самостоятельного детского конструирования из лего-конструкторов

Формы организации Лего-конструирования

Конструирование по образцу:

- Детям дается образец постройки и способы воспроизведения.

2. Конструирование по модели:

-Детям дается в качестве образца модель, но скрывающая

от ребенка очертание отдельных ее элементов.

3. Конструирование по условиям:

Образца нет- рисунка (схемы).

Нет- способов возведения.

Определяем только условия которым должна

соответствовать постройка, ее практическое

4. Конструирование по простейшим чертежам и

5. Конструирование по замыслу:

- Дети сами решают, что и как будут конструировать.

1. Конструирование из лего осуществляется в помещении группы, но уже широко действуют ЛЕГО-кабинеты, лего-центры, леготеки (игровой центр; город ЛЕГО).

2. В групповом пространстве необходимо выделить специальное место для хранения лего-конструкторов. Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых. Сами детали располагаются в контейнере (полупрозрачном, цветном) или любой другой эстетически привлекательной емкости, что позволяет сохранить интерес детей к конструированию.

3. Наличие мелкого (настольного) и крупного (напольного) Лего-конструкторов, имеющих различные по сложности способы соединения деталей.

4. Наличие различных по конфигурации пластин (квадратные, круглые, треугольные, овальные, многоугольные и др., т. к. обычно в конструкторских наборах их предусматривается ограниченное количество, что порой не позволяет детям в полной мере реализовать задуманную постройку. Дополнительные пластины должны быть выполнены из безопасных материалов - фанеры, оргстекла, оргалита, плотного картона и др. Желательно подобрать пластины разной формы и величины.

5. Наличие наглядного материала - рисунков, иллюстраций, фотографий, чертежей, схем, моделей, способствующих самостоятельному возведению построек детьми.

3.1 Серия детских конструкторов lego Duplo разрабатывается специально

для детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет

3.2 Серия конструктора legocityвсем известные «городские» наборы, представляющие из себя элементы для возведения типично городских зданий таких как полицейский участок, больница, пожарная станция и прочие профессионально-ориентированные наборы, имитирующие жизнь большого города, с соответствующими сюжетами и персонажами. Все наборы можно смешивать и создавать собственные города с развитой инфроструктурой.

3.4 Серия лего Криэйторсамый универсальный набор. Выбрать его можно для ребенка, которого не увлекают стандартные модели, или же для дополнения других наборов. Отличаются от остальных тем, что из одного набора можно выполнить несколько различных моделей.

Ссылка на сайт лего-конструирования в МДОУ ЦРР № 20 п. Рощино.

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие.

Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год»

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год» Ко Дню огорода на подоконнике на МААМ. Приглашаем народ: – Заходите в огород! Огород мы садим с ребятами каждый год. Как же без огорода.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Уголок Lego-конструирования





Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Конспект НОД для детей средней группы «LEGO — зоопарк» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 11 "Березка" Конспект НОД для детей средней группы Разработчик:.

Конспект занятия с использованием конструктора LEGO WeDo «Путешествие в страну LEGO» для детей подготовительной группы

Конспект занятия с использованием конструктора LEGO WeDo «Путешествие в страну LEGO» для детей подготовительной группы Цель: создание модели «Самолет» по пооперационной карте с использованием конструктора LEGO WeDo. Задачи: • обучающая: продолжать формировать.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностей

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст - яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

НОД «LEGO-конструирование по замыслу» (подготовительная группа)

НОД «LEGO-конструирование по замыслу» (подготовительная группа) Цель: Обобщить знания детей о строительных профессиях, развивать интерес к творческому конструированию из деталей лего. Задачи: - Закреплять.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Проект «LEGO — двор мечты»

Проект «LEGO — двор мечты» Введение В нашем садике в этом году начались занятия по LEGO-конструированию. Мы собирали из разноцветных кирпичиков различные предметы:.

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок конструирования «Маленькие фантазёры»

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок конструирования «Маленькие фантазёры» Кубики, кубики – Синие и красные, Жёлтые, зелёные – Строим с Дашей домик мы! Даша ручкой – мах-мах! Домик сразу – бах-бах! Веселится разрушитель,.

Встреча друзей по переписке или «LEGO тайм 2 Х2»

Встреча друзей по переписке или «LEGO тайм 2 Х2» Замечательное событие произошло в нашей группе 11 мая 2018 года! Получать письма от друзей – здорово, а встретиться с ними – в два раза.

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок конструирования «Маленькие фантазёры»

Трудно представить себе детский сад, в котором не было бы кубиков, любимого детьми строительного материала. Во все времена дети с большим удовольствием, интересом играют с кубиками, занимаются строительством мебели, домов, кораблей, гаражей…Но если раньше, много лет назад, строительный материал, в большинстве случаев, состоял из деревянных кубиков и железных конструкторов, то сейчас, к большому удовольствию и детей и педагогов, строительный материал представляет собой огромное разнообразие напольных, настольных конструкторов различных видов, материалов, форм, размеров, которые развивают фантазию, воображение, мелкую моторику, а в целом координируют работу не только костной, мышечной, но и нервной системы. Ведь научно доказано, что проекции кисти руки на коре головного мозга находятся рядом с речевой зоной. Одним словом, чем больше развиты пальцы рук и кисти, тем лучше развивается речь ребёнка. Можно с уверенностью сказать, что конструирование любого типа, будь то техническое, художественное, конструирование из природного материала несёт в себе огромный потенциал для развития ребёнка и обязательно должно быть в детском саду, и не только на занятиях по конструированию, дети должны иметь доступ к любому виду строительного материала, конструкторам в любое время. Необходимо организовать в группе уголок строительства, конструирования, где будет собран и упорядочен весь материал для детского конструирования. Это удобно не только педагогу, но и, в первую очередь, детям, ведь можно легко и быстро найти всё необходимое.

В нашей группе уголок конструирования носит название «Маленькие фантазёры» и название, на мой взгляд, полностью это подтверждает, ведь здесь собраны материалы, конструкторы, которые прекрасно развивают детскую фантазию, воображение, представляют детям возможность придумывать, фантазировать. Уголок конструирования располагается рядом с уголком сенсорики, что тоже методически оправдано. Что же у нас есть? Наряду со ставшими уже привычными напольными и настольными пластмассовыми кубиками, у нас есть огромный выбор деревянных конструкторов с определённой направленностью, например: «Городок», «Ферма», «Дорога», «Дома» и т. п. Есть конструктор, который был сделан своими руками из деревянных реек, кстати, преимущество такого конструктора в том, что можно изготовить детали любого нужного размера, любого цвета и в любом количестве, нужно только приобрести рейки, желаемую краску, и вооружиться терпением, но в конечном итоге это намного дешевле, чем приобрести такое количество деталей в магазине.

Говоря о пластмассовых конструкторах, я забыла упомянуть о том, что у нас имеются не только конструкторы с прямоугольными формами и обычными креплениями, есть формы с интересными, непривычными видами крепления, например конструктор «Цветок». Имеются магнитные, поролоновые конструкторы нескольких видов. В большом количестве конструкторы «Лего», как с крупными деталями, так и мелкими, как для мальчиков – танки, самолёты, корабли и т. п., так и чисто девичьи с куколками, различными коняшками, предметами мебели, посуды (как правило, такие конструкторы больше привлекают девочек)

В наличии несколько железных конструкторов с мелкими деталями – шурупчиками, винтиками, различными ключами, схемами, но такие виды конструкторов предназначены для детей старшего дошкольного возраста (как и конструкторы «Лего» с мелкими деталями) Малышам я даю только конструкторы с крупными элементами.

Для художественного конструирования у нас имеется бумага, картон различного типа, ленточки, верёвочки, бумажные тарелочки, стаканчики, пластиковые ложки, вата, поролон, пайетки, пластилин, клей, пуговицы разного цвета и размера и многое другое. Имеется всевозможный природный материал –шишки, жёлуди, ракушки, камни, каштаны, веточки и т. п.

Помните, как раньше дети рисовали, клеили, вырезали одежду для бумажных кукол? Считаю, что это тоже разновидность детского художественного конструирования с элементами моделирования, только в наше время, наряду с традиционным рисованием и вырезанием, здесь тоже больше возможностей. Появились магнитные куклы, куклы на липучках, одежда, различные аксессуары к этим куклам, домики, которые тоже можно конструировать, подбирать, варьировать. У нас имеются наборы такого типа: «Одевашки», «Всякая всячина», «Кукла Настя», «Кукла Лиза» и т. п.

Хочется сказать, что уголок конструирования важный, неотъемлемый элемент развивающей предметно-пространственной среды, выполняющий свои задачи, о которых я не буду сейчас говорить, ведь всем нам, педагогам, они хорошо известны, самое главное, что каждый педагог должен обязательно организовать такую зону у себя в группе, и обязательно подойти к этому творчески, ведь многое можно не только купить, но и сделать своими руками, например кубики из плотного картона с картинками, деревянные кубики, всевозможные яркие коробочки, которые дети смогут тоже использовать для конструирования, вариантов множество. Приобщайте родителей, ведь многое они готовы выкинуть, а творческий педагог всегда найдёт способ «реанимировать» казалось бы, плохенькую вещь. А сколько конструкторов «Лего» имеется у наших детей дома, но которые по ряду причин не востребованы (кому-то надоело или уже не нравится) а вот в детском саду будут как новые. Некоторые виды конструктора я принесла из дома, например настоящие миниатюрные кирпичики нам подарил мой внук Артём. Всем нам известно, что наполняемость РППС, особенно в маленьких детских садах, во многом зависит от педагога, а хотелось бы по-другому (ведь многое приобретается за свой счёт, но осознание того, что всё идёт на пользу и радость детям придаёт силы, уверенность и желание придумывать, по-другому никак!




















Предметно-пространственная развивающая среда

Предметно-пространственная развивающая среда Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-пространственная развивающая среда. Предметно-развивающая среда – это.

Предметно пространственная развивающая среда Предметно-пространственная развивающая среда. Центр "занимательная математика". Задачи центра "Занимательная математика". Целенаправленное.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией.

Развивающая предметно-пространственная среда Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована.

Развивающая предметно-пространственная среда. Математический уголок «Занимательная математика»

Развивающая предметно-пространственная среда. Математический уголок «Занимательная математика» Ранние математические способности – верная предпосылка к тому, что в дальнейшем ребёнок будет не только хорошо понимать математику, но.

Развивающая предметно-пространственная среда. Музыкальный уголок «Мир звуков»

Развивающая предметно-пространственная среда. Музыкальный уголок «Мир звуков» «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в нашу жизнь, что её принимают.

Развивающая предметно-пространственная среда. Развивающий уголок «Мы познаём мир»

Развивающая предметно-пространственная среда. Развивающий уголок «Мы познаём мир» Дошкольное детство играет особую роль в развитии личности каждого человека. В это время ребёнок способен овладеть множеством знаний и.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Уголки различных видов активности являются местом организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности

    Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.

    Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).

    Девочка в тематическом уголке

    Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства

    С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.

    В уголке отдыха

    В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома

    Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

    В игровой зоне

    Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода

    Задачи тематических уголков в детском саду

    1. Образовательные задачи:

    • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
    • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
    • формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
    • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
    • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

    В космическом уголке

    Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства

    2. Развивающие задачи:

    • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
    • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
    • формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
    • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
    • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
    • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
    • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
    • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

    В уголке рисования

    В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения

    3. Воспитательные задачи:

    • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
    • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
    • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
    • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
    • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
    • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

    В православном уголке

    Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников

    Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности — предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.

    В игровом уголке

    Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей

    К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков — для девочек и для мальчиков.

    «Салон красоты» в игровом уголке

    Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек

    В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

    В математическом уголке

    Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях

    Требования к оформлению уголка по ФГОС

    Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

    • удовлетворение интересов детей;
    • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
    • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
    • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
    • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
    • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

    Оформление уголков в помещении группы

    Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

    Паспорт уголка в детском саду

    Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

    В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

    • название уголка;
    • номер группы, возраст детей;
    • цели и задачи работы уголка;
    • предметы мебели, их количество;
    • материалы и инструменты, их количество;
    • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
    • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

    Паспорта уголков

    В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

    Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

    Оформление уголка своими руками

    Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

    Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

    • рисование тематических стенгазет и плакатов;
    • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
    • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
    • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
    • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
    • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
    • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
    • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
    • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

    Библиотечный уголок

    Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов

    Оборудование уголка в детском саду

    Развивающий уголок

    В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр

    Уголок «Библиотека»

    Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам

    Физкультурный уголок

    Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий

    Уголок экспериментирования

    В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов

    Театральный уголок

    Навесные полки рекомендуется заполнять материалами для рассматриваниями, выставками

    Игровая зона

    Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки

    Уголок уединения

    В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например

    Основные средства оформления уголка

    • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

    Стенд в музыкальном уголке

    На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников

    Эмблемы уголков в детском саду

    Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле

    Уголок опытно-экспериментальной деятельности

    Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

    Стенгазета «Здоровое питание»

    Уголок здоровья может быть оформлен статьями и стенгазетами на важные темы

    Читайте также: