Лего в логопедической работе

Обновлено: 13.05.2024

За последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Наблюдается усложнение характера речевых патологий. В ряде случаев наблюдаем комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Так как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста- игровая, то, играя, он не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Поэтому перед педагогом встает проблема поиска эффективной технологии, позволяющей формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Одной из таких технологий является ЛЕГО-технология, которая, в рамках введения федерального государственного стандарта дошкольного образования позволяет реализовать системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с тяжелыми нарушениями речи как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе. Применение наборов ЛЕГО-конструктора в логопедической работе имеет следующие преимущества:

– конструктор безопасен для детей, удовлетворяет самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности;

– конструктор яркий, красочный, привлекательный;

– облегчает процесс мотивации ребенка;

– конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене и ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;

– игровое восприятие заданий педагога, когда задание можно преподнести ребенку в виде увлекательной игры;

– применение конструктора позволяет ребенку проявлять творческий подход, фантазировать.

Новизна технологии состоит в применении ЛЕГО-конструктора в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, посредством осуществления коррекционного процесса на уровне всех сторон речи. Отмечено, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности (Т. В. Лусс). Нами была предложена система работы над всеми сторонами речи ребенка в процессе коррекционной педагогической деятельности учителя-логопеда, а также применения принципа комплексности посредством осуществления взаимодействия специалистов сопровождения ребенка с ОВЗ.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения эффективности процесса развития речи и речевой активности детей дошкольного возраста через применение различных видов игр с ЛЕГО-конструктором в логопедической практике.

В логопедии ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих целей и задач. ЛЕГО-конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, конструктивной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология является интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения.

Осуществляя логопедическую работу с детьми с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы столкнулись со следующими сложностями: при нарушении лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороны речи, связной речи необходим был универсальный инструментарий коррекционного воздействия, технология, позволяющая обеспечить работу по всем направлениям коррекционной деятельности.

Таким образом, целью применения ЛЕГО-технологии является развитие речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при использовании ЛЕГО-технологий.

Объект: речевое развитие детей с ОНР.

Предмет : использование ЛЕГО-технологий для развития речи дошкольников с ОНР.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач :

-Определить теоретическую базу педагогической технологии;

-Разработать и апробировать методическое обеспечение речевого развития дошкольников с ОНР с использованием ЛЕГО-технологий.

-Разработать механизм включения всех участников образовательных отношений в коррекционную работу с использованием ЛЕГО – технологий.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация технологии предполагает последовательное прохождение трех этапов.

Возникновение идеи, определение целей и задач, изучение и анализ теоретического материала по теме, выбор методов и приемов, проведение предварительной диагностики.

Внедрение в педагогический процесс системы работы по развитию речи и речевой активности дошкольников, выявление механизмов действия работы с ЛЕГО-конструктором и апробирование их на практике.

Проведение итоговой диагностики, обобщение материала.

М.М. Кольцова, Е.И. Исенина и др. авторы отмечают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Использование в коррекционной работе конструкторов ЛЕГО способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует различные отделы коры больших полушарий головного мозга, тем самым способствует развитию и гибкости артикуляционного аппарата, у детей улучшается звукопроизношение.

Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что четыре психических процесса – внимание, восприятие, память и мышление составляют психологическую базу для развития речи.

З.А. Репина рекомендует начинать коррекцию общего недоразвития речи с развития психологической базы речи, её основы. ЛЕГО-конструирование может помочь достичь ребёнку высокого уровня восприятия, пространственного мышления, планирующей функции речи. В игре с конструктором, при выполнении задания, дошкольники выполняют задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениям, действиями. Дети не просто выполняет заученные действия, они видоизменяют их, получая новые результаты. Развивающееся мышление даёт возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Все продуктивные виды деятельности, в том числе и ЛЕГО- конструирование, не только выражают определённые результаты психического развития ребёнка, но и обеспечивают его развитие, способствуют совершенствованию и перестройке психических свойств и способностей (по В.С. Мухиной).

Л.С. Цветкова утверждает, что развитие зрительного предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет – слово». В постройках из ЛЕГО – конструкторов наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.

Огромную роль в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями играет сенсорное развитие. Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Зрительное восприятие формируется в процессе осмысленной деятельности ребёнка с самими предметами. Глубокие качественные изменения состоят в том, что ребёнок постепенно переходит от вычленения отдельных составляющих частей фигуры к сравнению, сопоставлению объекта или его частей с другими объектами или предложенным образцом. (по В.С. Мухиной).

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ

Логопедическая работа с применением ЛЕГО-конструктора может быть применима на любом этапе коррекционного воздействия. Формы организации работы – как в виде группового занятия с детьми, так и индивидуального. Так, ЛЕГО-технология применима нами при работе на уровне:

– лексико-грамматического строя речи;

– подготовки к обучению грамоте.

Для динамичности процесса звукопостановки и автоматизации звуков ЛЕГО-конструктор применим нами в виде игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова).

  1. На уровне звука технология ЛЕГО используется для отработки навыка звукового анализа: определить место звука, первый звук в слове. Для этого применяем детали ЛЕГО-конструктора желтого цвета (слово) и лего-фишки (короткие, маленькие детали конструктора) красного, синего и зеленого цветов (соответственно гласный звук, согласный твердый и согласный мягкий звук). Напоминаем, что звуки бывают гласные (красная лего-фишка), согласные твердые (синяя лего-фишка) и мягкие согласные (зеленая лего-фишка). Берем лего- деталь желтого цвета (слово) и крепим нашу фишку на начало, середину или конец желтой детали (слова). Также нам могут помочь лего-человечки разных цветов.

1.Игра «Разноцветные дорожки». Используем лего-фишки для выкладывания дорожки. Цель: дифференциация гласных и согласных звуков. Задача: услышав слово, ребенок выкладывает фишку того цвета, с которого слово началось и т.д. Другим вариантом может быть: из цепочки картинок ребенок сам выкладывает цепочку звуков, с которых слово начинается. Можно усложнить- заканчивается. Т.е. со зрительной опорой или на слух.

2.Игра на дифференциацию твердых и мягких звуков. Разложить под лего-фишки картинки, названия которых начинаются на твердый или мягкий звук.

3.Игра «Выбери схему». Ребенку предлагаются схемы, затем дошкольник определет на слух или при помощи картинок, какой звук и где находиться: в начале, середине или конце слова. Опять же, используем желтую деталь-слово.

Ребенку рассказываем сказку про героя, который написал письмо и зашифровал его. По картинке ребенок определяет, какая схема соответствует слову (из ЛЕГО строим на желтой детали, например, синий красный синий-мак). Опять же, вернемся к нашим звуковым домикам, которые могут быть построены из ЛЕГО (красного, зеленого, синего цвета). Задание: разложи картинки.

  1. На уровне слога мы играем следующим образом: Для определения количества слогов в слове мы строим пирамиду в несколько ярусов. Каждый ярус- количество слогов. Используем картинки, которые расселяем на нужный ярус.

III. На уровне слова.

Игры на развитие словаря.

Подготовительным этапом здесь будет являться предварительная работа, которая заключается в помощи воспитателя в создании с детьми фигурок в рамках лексических тем недели. Ведь без взаимодействия специалистов сопровождения детей с нарушениями речи эффективность коррекционного процесса будет снижена. При создании объектов из ЛЕГО-конструктора мы используем Матрицы-схемы, в которых графически обозначены детали, их цвет и необходимое количество. Фигурки созданы, дети используют их на занятии с учителем-логопедом в таких играх, как:

1.«Часть и целое» – процесс объяснения деталей чего-либо значительно облегчен (стул состоит из ножек, сиденья, спинки).

2.Преобразование одного предмета в другой.

Отрабатываем навык словообразования в процессе преобразования предметов из ЛЕГО.

3.Игра «Волшебный мешочек». Узнавание предмета из ЛЕГО на основе тактильных ощущений.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора даёт возможность детям с нарушениями речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, помогает перевести слова из пассивного словаря в активный, развивает семантические связи.

IV.Игры на развитие грамматического строя речи.

1.Игра «Без чего?» (формирование умения употребления существительных в косвенных падежах).

2.Игра «ОН-ОНА». Игра предназначена для выработки навыка правильного использования местоимений.

3.Игра «Посчитай» развитие навыка согласования существительных с числительными). Дети считают предметы, построенные из ЛЕГО-конструктора (один цветок, два цветка).

  1. Игра «Художник». Лего-фигурки детьми построены разного цвета. Какими цветами их раскрасил художник? (согласование прилагательных с существительными).
  2. Работа над предложением с использованием ЛЕГО-конструктора:

В процессе составления предложения мы используем желтые детали ЛЕГО разной длины в зависимости от длины слова (слова большие и маленькие). Также используем отдельную деталь для обозначения начала слова. Выстраиваем с детьми цепочку из деталей ЛЕГО в соответствии с количеством слов в предложении. Использование наглядно-образного мышления ребенком в данном случае позволяет нам решить задачу сложности определения количества слов в предложении (ребенок «трогает» слова).

Дополнительно применяем сочетание с иными аксессуарами игрового плана. В данном случае используем камешки «Марблс» для наглядной демонстрации необходимости ставить точку в конце предложения. Также применяем различные фигурки, детали, дополняющие ЛЕГО-конструктор и создающие, в определенном плане, комбинацию технологий (ЛЕГО и предметные фигурки). Данный прием позволяет нам помочь ребенку расширить предложение, распространить его.

  1. Для развития связной речи, при составлении рассказа, ребенком достраиваются игровые элементы из ЛЕГО-конструктора и моделируется ситуация, побуждающая ребенка на составление рассказа. С использованием ЛЕГО-конструктора работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора. Важным моментом в работе над составлением связного высказывания является распространение предложений дополнениями, обстоятельствами и определениями. В данном случае также применяются элементы ЛЕГО-конструктора.

Игра «Садовник». Игра позволяет работать как над словарным запасом, так и над связной речью. Вспомним игру: Я садовником родился…Игра требует предварительной работы с воспитателем. Из Лего-конструктора по матрице-схеме дети делают цветы.

VII. В рамках подготовки к обучению грамоте используются игры по формированию звукового анализа . Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв. Также применяем ЛЕГО-конструктор как кубик (на лего-фишки приклеены буквы). Детьми составляются слова.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ

Предложенные нами задания и их модификации могут значительно разнообразить логопедическую работу, а также повысить мотивацию детей к выполнению заданий учителя-логопеда.

Использование ЛЕГО-технологии на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи на постоянной основе дает положительный результат, который может быть прослежен по итогу систематической работы с применением данной педагогической технологии.

Таким образом, считаем, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологии делает коррекционно-развивающий процесс более результативным, применение ЛЕГО на логопедических занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи позитивно отразится на качестве коррекции и обучения. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала. Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей, тем более успешным будет формирование речи.

-Повышение мотивации воспитанников и эффективности усвоения образовательной программы ДОУ;

-Приобретение опыта конструктивной деятельности у детей;

-Развитие познавательной активности и творческих способностей у дошкольников;

-Совершенствование у детей речевых навыков как средств коммуникации;

-Развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи;

-Развитие фонетической стороны речи;

-Развитие фонематической системы языка;

-Развитие связной речи;

-Использование речи детей для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

-Развитие мелкой моторики рук;

-Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия);

Авторское право © 2022 "Академия педагогических проектов Российской Федерации"
Свидетельство о регистрации МИНЮСТ РОССИИ № 7714058502,
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 041008
Роскомнадзор - МИНКОМСВЯЗИ РОССИИ СМИ ЭЛ № ФС 77 - 75452.

Проблема развития диалога в речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь возникает и развивается именно в процессе общения.

С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие

средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия, создаются эффективные программы воспитания и обучения детей с

общим недоразвитием речи.

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопедам и дефектологам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения, в коррекционной работе было решено использовать наборы конструктора «ЛЕГО».

Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Во время выполнения практических заданий с конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и

коррекция моторики рук, познавательной

деятельности, эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение «ЛЕГО»-технологий, ориентированных

на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе.

Конструктор «ЛЕГО» помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться играя и обучаться в игре.

Конструктивно-игровая деятельность в педагогическом процессе рассматривается не только как развитие и коррекция нарушенных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребенка, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.

Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию,

в которой у него будет возможность говорить, делая что -то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками.

Основными компонентами работы с применением «ЛЕГО» - технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Соз обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию, интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал, готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех

участников обозначить ситуацию игры и предметы.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО - конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с общим недоразвитием речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Котёнок без чего?- Без хвоста.)

При работе над составлением описательного рассказа тщательная детализация построения способствует более полному и глубокому формированию образа объекта изучения.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Например, при игре на тему «Наш город» дети не только выстраивают пространственную организацию самого города и положения предметов в этом городе, но и закрепляют знания правил дорожного движения.

Проводя занятия с построением на лексические темы, дети учатся общаться как между собой, так и со взрослым. Поэтому важным моментом является

возникновение самого диалога: сначала корректируемого взрослым, потом и спонтанного, или наоборот.

С использованием «ЛЕГО» работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом р абота над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно - временные отношения, необходимые для связности высказывания. Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание

новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.

Важным моментом в работе над составлением связного высказывания является распространение предложений дополнениями, обстоятельствами и определениями. Здесь также для наглядности можно применять элементы конструктора, выкладывая «Лего» – коврики, тем самым контролируя

увеличение лексической наполняемости предложений.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях

позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

формированиюграмматическойсоставляющейречи

(обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);

формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декораций для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа;

постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» - технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

1. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М., 1996.

2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – М., 2001.

3. Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 1996.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т. В. Лусс. – М., 2003.

5. Михеева О. В., Якушкин П. А. LEGO : среда, игрушка, инструмент / О. В. Михеева, П. А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996.

6. Михеева О. В., Якушкин П. А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О. В. Михеева, П. А. Якушкин //Информатика и образование. – 1996.

Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л. А. Парамонова

Использование фонетической ритмики с опорой на резонаторные зоны в работе с детьми с общим недоразвитием речи первого уровня М. И. Клименко, учитель-логопед, МАДОУ ДС №3 «Надежда» г. Благовещенск Использование фонетической ритмики с опорой на резонаторные зоны.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи 5–7 лет Использование здоровьесберегающих технологий в работе с воспитанниками специальной (коррекционной) группы с нарушениями речи. Обобщение.

Конспект игротерапии общения с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Детский сад — дом радости» КОНСПЕКТ игротерапии общения с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи «Детский сад - дом радости Программное содержание: -Поддержание.

Конспект подгруппового занятия «Профессии» учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Лексическая тема: "Профессии" Задачи: -Развитие образного мышления -Развитие критического мышления -Актуализация словаря по теме «Профессии».

Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи Современная модель логопедической ритмики Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных.

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. Логопедами Е.

Изготовление поделки «Ангел» с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи

Изготовление поделки «Ангел» с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи Ручной труд с детьми С ОНР. Поделка "Ангел" Техника- аппликация. Материалы: Голова ангела- распечатка (или нарисованная от руки, картон.

Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с общим недоразвитием речи «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» Рассматривая ситуацию,.

Современные дошкольники часто отдают своё предпочтение ЛЕГО-конструктору. Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

- развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определённых тем;

- формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами м без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а также образование новых слов);

- постановке и автоматизации звуков в ходе игры;

- формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

- овладению звукобуквенным анализом и слого-звуковым составом слов;

- раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, разрешение его психологических и речевых затруднений, развитию способности осознать свои желания и возможность их реализации.

«Заведи мотор»

Цель: закрепить правильное изолированное произношение звука «Р»; развивать мышление, воображение, фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: ребёнок конструирует ЛЕГО-машину. После того, как ребёнок сконструировал её, взрослый рассказывает небольшую сказку, чтобы заинтриговать ребёнка. Например: «У Ромы сломалась его любимая машина. Рома очень расстроен, ведь ему нужно ехать на работу. Помоги ему! Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Машина волшебная, ведь ты собрал её из ЛЕГО, поэтому нужно завести каждый кирпичик». Ребёнок, нажимая на каждый кирпичик, произносит изолированно звук «Р».

«Слоговая лесенка»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО. Сконструированная лестница из конструктора ЛЕГО.

Ход игры: взрослый называет слово, ребёнок произносит это слово по слогам. Каждая ступенька — это слог. На какой ступеньке остановились пальчики ребёнка, столько и слогов в заданном слове.

Цель: закрепить умения придумывать слова на заданный звук; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети, придумывая слова на заданный звук, конструируют из ЛЕГО-элементов гусеницу. Один кирпичик-одно слово. Выигрывает тот, у кого будет длиннее гусеница.

«Пингвины на льдине»

Цель: закрепить умения придумывать слова на заданный звук; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети, придумывая слова на заданный звук, продвигают фигурки пингвинов по платформе – льдине. Один ход – одно слово. Выигрывает тот, чей пингвин первым доберётся до края платформы.

«Подарки для роботов»

Цель: закрепить умение дифференциации звуков по твёрдости-мягкости; развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети конструируют синего и зелёного роботов. Необходимо разложить перед ними предметные картинки с нужным звуком. Синий робот – картинки с твёрдым звуком, зелёный робот – картинки с мягким звуком.

Цель: закрепить умение дифференциации звуков по твёрдости-мягкости; развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети конструируют домики с синей и зелёной крышей. Далее им нужно «поселить» в домики тех или иных животных. В домики с синей крышей – животных с твёрдым звуком, в домики с зелёной крышей – животных с мягким звуком.

Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные, соотносить слово с заданной схемой; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: звуковые схемы слов из конструктора ЛЕГО, предметные картинки/фигурки к сконструированным схемам.

Ход игры: ребёнок должен подобрать предметную картинку/фигурку к заданной звуковой схеме.

Предлагаю вам окунуться в мир ЛЕГО и на практике увидеть, как конструктор способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего»

Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего» Добрый день гости моей странички! Очень рада, что могу поделиться сегодня с вами прошедшим, замечательным занятием по конструированию из.

Использование интеллект-карт в работе логопеда

Использование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Праздник конструирования «Мультик из Лего-конструктора»

Праздник конструирования «Мультик из Лего-конструктора» Праздник конструирования «Мультик из Лего-конструктора» В нашем детском саду ежегодно проводится праздник конструирования из Лего, в этом.

Дидактические игры с использованием конструктора Лего

Дидактические игры с использованием конструктора Лего Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее на основе Лего – конструирования осуществляется.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет)

Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет) Для того чтобы закрепить правила дорожного движения я решила создать игру "Улицы нашего города" применяя конструктор Лего. Мои дети с.

На сегодняшний день очень часто тяжелые нарушения речи у детей сопровождаются сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедической деятельности.

Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.

Именно поэтому в своей работе я стала использовать элементы лего-конструирования. Ведь современный дошкольник всегда выбирает Лего! Лего – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Он хорошо знаком детям дошкольного возраста, его использование на занятиях может вызывать устойчивый интерес и формировать положительную мотивацию, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Фирмой Лего предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.

Работа с лего-конструктором позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.

Применение Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • Тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
  • Овладению звуко-буквенным анализом
  • Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной формы и цвета);
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
  • Развитию лексико-грамматических категорий;
  • Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию и слого-звуковым составом слов (применяются кирпичики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • Формированию пространственной ориентации (классическая профилактика нарушений письма).

Цель проекта : создать условия для успешного развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при использовании элементов лего-конструирования.

  • пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
  • повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;
  • привлечь родителей к сотрудничеству.

9 месяцев (сентябрь 2018 г.- май 2019г.)

учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

  • Положительная динамика речевого развития детей.
  • Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
  • Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

На подготовительном этапе было проведено:

  • Подбор информации о лего-конструкторе, его значимости в развитии детей.
  • Приобретение лего-конструктора, специального контейнера для хранения.

Основной этап включил в себя:

Время проведения мероприятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Диагностика речевого развития детей.

Родительское собрание в форме круглого стола «Особенности речевого развития детей 5-6 лет».

Проект «Использование элементов лего-конструирования на логопедических занятиях».

Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «горка», «качели»);

Конструирование игрушек для игр-звукоподражаний;

Конструирование изучаемых букв;

Практикум на тему: «Организация и проведение артикуляционной гимнастики».

При помощи лего - конструктора моделирование звуков (гласный – согласный).

Дифференциация звуков по твердости-мягкости с использованием лего-конструктора.

Конструирование изучаемых букв;

Открытое занятие для родителей.

Практикум на тему: «Развиваем фонематический слух».

При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.

Автоматизация с опорой на лего-конструктор.

Конструирование изучаемых букв;

Практикум: «Автоматизация поставленных звуков – важнейший этап!».

Отработка чистоговорок по лего-дорожкам, нажимая на лего-кнопочки.

Работа над слоговой структурой слова с использованием лего-конструктора.

Конструирование изучаемых букв;

Консультация: «Чистоговорки и скороговорки в логопедической работе».

Проведение речевых игр по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием лего-конструирования.

Составление рассказов по заданной постройке.

Конструирование изучаемых букв;

Родительское собрание «Итоги первого полугодия».

Консультация «Речевые игры».

При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.

Конструирование изучаемых букв;

Консультация « Игры для пальчиков».

Индивидуальные консультации о ходе коррекционной работы.

При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.

Конструирование изучаемых букв;

Консультация «Слушаем внимательно – говорим старательно!».

Индивидуальные консультации о ходе коррекционной работы.

Проведение речевых игр по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием лего-конструирования.

Составление рассказов по заданной постройке.

При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.

Конструирование изучаемых букв;

Собрание: «Итоги года» - подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период.

Подведение итогов по проекту ««Использование элементов лего-конструирования на логопедических занятиях».

«Логопедическая сказка с участием детей».

Логопедическая викторина «Здравствуй, лето».

В своей работе разработала и проводила такие игры:

Игра «Приготовь бутерброд или пирожное»

  1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки.

Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь Лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.

Логопед: " Перед вами детали Лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит бутерброд, тот победил"

Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»

1.Развитие слухового внимания.

2. Закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина.

Может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок размещает детали Лего на пластине.

1.Автоматизация звука Л в предложениях.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки со звуком Л.

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем предметные картинки опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упал…лук» и т.д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»

Игра «Придумай историю»

1.Автоматизация звука С в предложениях.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, лего-человечки, предметные картинки со звуком С.

Ребенку предлагается выбрать человечков для игры. Придумываются имена Соня и Саня. Затем ребенок выполняет игровые действия с конструктором и предметными картинками. Ребенок составляет предложения, следя за правильным произношением звука С. (Соня и Саня сидят за столом. Соня ест сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок из стакана. Поехала на автобусе. Саня полетел на самолете. Соня увидела лису. Саня увидел сову и т.д.).

1.Упражнять в подборе слов признаков.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, пластина, предметная или сюжетная картинка.

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается слово – признак к картине.

Игра «Разноцветная дорожка»

1.Упражнять в подборе слов антонимов.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина.

Может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок должен назвать слово с противоположным значением

Игра «На полянке»

1.Автоматизация звуков Ж, Ч.

2.Развитие фонематического восприятия.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, маленькие игрушки пчела, кузнечик.

Ребенку предлагается посадить на полянке цветы.

Логопед: На полянку прилетела пчела. Пчела летала, медок собирала и громко жужжала: Жжжжж.

Ребенок произносит звук Ж, играя с пчелой.

Логопед: На полянке появился кузнечик. Кузнечик прыгает :Чччч.

Ребенок повторяет за логопедом.

1.Автоматизация звуков в слогах.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор лего, пластина.

Ребенку предлагается выложить дорожку из элементов лего разной высоты, при этом повторяя заданный слог, если выше – громко, ниже – тихо.

Игра «Найди место звука в слове»

1.Развитие фонематического слуха.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина, предметные картинки с заданным звуком.

Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет модель звука либо вначале, либо в середине, либо в конце.

С помощью конструктора Лего дети могут выкладывать схемы слов и схемы предложений. Для лучшего запоминания образа буквы также используется Лего-конструктор, при этом задействуется зрительный, тактильный и кинестетический анализатор.

В своей работе мне хотелось:

  • пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;

Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Использование элементов Лего-конструирования способствовало выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.

В этой статье я попыталась поделиться опытом работы использования ЛЕГО конструктора на занятиях.

ВложениеРазмер
Использование ЛЕГО-технологий в логопедии 22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО-технологий в логопедии (1,2 слайд)

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.

(3) Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании

ЛЕГО – позволяет учиться играя и обучаться в игре.

В дальнейшем компания наладила производство тематических наборов : «Ферма», «Дом», «Город»,…

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Учеными (Стребелева, Косова) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным развитием.

(6) Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы и жизнь.

Возможно ли сделать так, чтобы игра стала действительно мощным стимулирующим развивающим и корригирующим средством?

Ища ответ на этот вопрос, мы решили вместе с традиционными методиками обучения использовать в коррекционно-развивающей работе конструктор ЛЕГО.

(7) Особая значимость ЛЕГО на формирование речи, состоит в том, что дидактические игры и занятия с конструктором ЛЕГО оказывает положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможна.

(8) ЛЕГО – конструирование обладает большим диапазоном для развития всех психических процессов, а так же формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

(9) Основным компонентами работы с применением ЛЕГО-технологий является :

  • Конструирование декораций;
  • Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием;
  • Конструирование моделей с последующим их описания;
  • Использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

(10) При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «на», «под» . Различать понятия «между», «там-то» . Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Например: При игре «Квартира» в данном варианте ребёнок выполняет инструкцию педагога. Положи кубик под стол, на кровать, между столом и креслом.

(11) Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. (12) Использование конструктора упрощает работу по анализу и синтезу слогов.

(13) Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв. (14)

(15) Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения ребенка, вызванные монотонностью постановки звуков.

Например: постановка звука Р - может растянуться на долгий срок. Можно предложить сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку (у королевы красивой речи сломалась ее любимая машина, а ей нужно вернуться в королевство.Помоги ей.) Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения.

(16-18) Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Например: при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (петух – без чего? – без хвоста.)

Проводя занятия с построением на лексические темы: дети учатсяобщаться. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала коррегируемого логопедом, потом спонтанного или наоборот.

(19) В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО: при пересказе, составлении рассказов, диалогов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Составление рассказов по построенным декорациям помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.

Из этого можно сделать вывод коррекционного влияния ЛЕГО на детей. Я перечислила только некоторые из возможных вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения, развития речи и подготовки к обучению грамоте.

(20) Применение ЛЕГО – технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует следующим характеристикам:

  • Развитию лексико-грамматических средств;
  • Формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительным, словообразование глаголов,…);
  • Формированию и развитию правильного длительного выдоха;
  • Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание лесенок, дорожек, по которым ребенок «походит» называя соответствующие слоги с лова);
  • Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами);
  • Овладению звуко-буквенным анализом составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных - согласных, твёрдых – мягких звуков);
  • Формированию произносительной ориентировки, схемы собственного тела;
  • Развитию и совершенствованию ВПФ;
  • Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

(21) Для оказания более успешной коррекционной помощи педагог проводит большую работу с родителями. Совместная ЛЕГО – игра родителя с ребенком способствует не только установлению контакта, но и выявляет имеющиеся отклонения в развитии ребенка.

Вот некоторые методы, которые можно использовать во взаимодействии с родителями.

Для более эффективной работы , мы по мере возможности пополняем дидактический материал (это книги, схемы, вырезки. ) (23) .

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи. (24)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной.


Новые формы организации учебного процесса с использованием лего-технологий.

Конспект НОД по лего - конструированию. Тема: "Домик для друзей".


Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно.


Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР".

Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР".


Презентация к педсовету "Использование лего-технологий в социально-коммуникативном развитии"

Использование Лего техноогий в образовательной области "Социализация".


Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда.


Мастер-класс для педагогов "Игры с использованием ЛЕГО-технологии в работе учителя-логопеда".

Авторская разработка дидактических игр с применением кирпичиков конструктора ЛЕГО для совершенствования фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа у детей с тяжёлыми наруш.

Читайте также: