Лего вред для детей

Обновлено: 17.04.2024

Но так как у меня накопилась парочка статей и все не было подходящей возможности опубликовать, я решила оставить автопубликацию в блоге.

Не так давно я предложила для скачивания свою книгу «Lego-мастерская у вас дома». И очень рада тому, что получила много писем с обратными отзывами и вопросами относительно Lego-конструирования.

Среди них были и всякого рода опасения, связанные с Lego: «а не вредны ли такие конструкторы для развития воображения, ведь из каждого набора может получиться только одна игрушка» или «не испортит ли ребенок себе зрение, если раньше времени начнет строить из мелких деталей».

Сегодня я решила высказать свое мнение по таким вопросам. Для начала призываю посмотреть наши самоделки из лего (или как говорят MOC постройки).

Вредно ли LEGO?


Не надо искать баланс: кубики плотно держатся.Одно дело обычные деревянные кубики — даже построить башню из них удастся не сразу: налицо изучение физики и основ баланса и земного притяжения. А конструктор шлеп-шлеп и готово все само держится.
По-моему это как искать, что полезнее лепка из пластилина или лепка из глины. И то и другое может оживать в руках и творить чудеса, а может губить все творческие начинания. Это просто разные игрушки и умение скреплять детали не менее важно, чем умение искать баланс. Да и честно говоря, в нашем взрослом мире больше предметов, которые надо творчески соединить между собой, причем, чем крепче, тем лучше.

Не развивается фантазия, так как из одного набора можно построить только одну игрушку.
Строить из одного набора одну игрушку — это как лепить из набора пластилина только то, что нарисовали на упаковке производители. Хотя иногда инструкции по сборке различных моделей бывают полезны, как я писала уже в этой статье о схемах лего, все же не зацикливайтесь на них. Смешивайте наборы и используйте LEGO как материал, из которого может получиться все: осьминог, динозавр, машина времени или хрюря пампукская. (Еще одна прекрасная игра для развития воображения — Друдл картинки с ответами)

Не развивается воображение, так как принцип скрепления деталей одинаковый.
Еще одно распространённое мнение, но я читала, что два восьмиконтактных кубика можно объединить 24 различными способами, три кубика — 1060 способами. Из шести кубиков Лего 2X4 можно собрать 915 миллионов различных комбинаций.

А если вспомнить что в LEGO существует более 1600 (. ) разновидностей деталей, становится ясно, что LEGO не уступает куску глины по количеству принимаемых форм.

Если вы все же сомневаетесь, что сможете легко оперировать Лего-деталями, то купите одну из книг с идеями для лего строительства.

Вредно для глаз
Действительно, если ребенок часто будет строить в темноте, согнувшись и перекосившись, то проблем не избежать. Но если в это момент он будет не строить а, скажем, рисовать то думаю, результат будет таким же плачевным. Так что вывод один: оборудуйте ребенку хорошее игровое место, где он сможет строить свои миры, не опасаясь, что вечером все придется убрать; где будет висеть или стоять хорошая настольная лампа; куда никто из членов семьи не будут иметь права вмешиваться. Мы в свое время организовали пространство по советам Лены Даниловой и остались очень довольны.

Цена наборов
Тоже своеобразный вред, если говорить в контексте кошелька родителей. На самом деле, недавно зайдя в детский магазин, я увидела, что наборы «Крохи» (похож на LEGO DUPLO) тоже стоят порядка 1000 рублей. Деталей там конечно в разы больше, чем в наборах LEGO той же ценовой категории. Но нужны ли детям эти мешки пластмассы? Малышу хватит как раз-таки горсти кубиков. От обилия деталей ребенок младше 2-3 лет чаще всего наоборот пугается и просто разбрасывает их или с шумом высыпает на пол, чтобы заботливая мама потом собрала.

LEGO делают из бездушной пластмассы и вообще это развлечение для современных детей испорченных мультиками, рекламой, куклами Барби и человеком пауком.
Несомненно, LEGO ориентируется на современный спрос и, начиная с какого-то времени, они стали выпускать и монстров, и героев диснеевский мультиков, и роботов, и наборы, которые легко собирать (читай — не надо думать ни капельки).
Да и наборы для девочек, тоже слишком принцессные. Обязательно надо разбавлять их обычными наборами и играми, которые я описывала в статье о том, как развивать мышление девочек с lego freinds.
Но, как бы то ни было, вы всегда можете купить просто набор кубиков обычных цветов, а на прилавках все еще есть обычные пожарные, полицейские участки и поезда — все то, что привлекало мальчишек и 30-40 лет назад. И конечно, как бы я ни была против загрязнения окружающей среды, понимаю, что пластмасса отличный перерабатываемый материал, позволяющий не уничтожать наши леса. Нам бы только раздельный выброс мусора наладить.

LEGO, LEGO… Грязь, песок, лужи, тесто и мука — вот что надо нашим детям!

И с эти заголовком трудно не согласится. LEGO — это хорошо, но простые дела, которые со стороны нам — родителям — кажутся абсолютно бестолковыми и вообще вредными, нужны ребенку не меньше, чем рисование, чтение или конструирование. Вот недавно я пересматривала старые фотографии и видео и нашла чудесную съемку: папа наблюдал, как Марк возится с мукой. Он обожает все сыпучее: мука, песок, крупа, мелкие камешки, соль, сахар – все идет в дело. Если не считать, что кухню надо полностью отмывать, после такой игры, то можно сказать мука – не менее (а может) и более развивающая игрушка, чем любой конструктор:

Огромное спасибо всем, кто двигает блог в массы, нажимая кнопки соц. сетей =)

В настоящее время актуальна проблема выбора такой игрушки для детей, которая бы помогала им фантазировать, раскрывать свой творческий потенциал, развивать моторику, мышление и логику.

Прилавки современных магазинов завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, а нужных и важных для детского развития не так много. Поэтому подбор игрушек в наше время - дело серьезное и ответственное.

На сегодняшний день существует большое разнообразие Лего-конструкторов, которые очень нравятся детям, и хочется определить, полезен ли конструктор Лего для детей.

Давайте выясним, в чем польза и вред конструктора Лего, и доказать развивающие свойства конструктора.

Занятия с конструктором Лего способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей.

Что такое Lego?

LEGO (от дат. Leg-godt — «игра, удовольствие», рус. лего) — серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Наборы LEGO выпускает группа компаний LEGO Group, головной офис которой находится в Дании. Здесь же, в Дании, на полуострове Ютландия, в небольшом городке Биллунд находится и самый большой Legoland в мире — город, полностью построенный из конструктора LEGO. Основным продуктом компании LEGO являются разноцветные пластмассовые кирпичики, маленькие фигурки и т. д. Из LEGO можно собрать такие объекты, как транспортные средства, здания, а также движущихся роботов. Все, что построено, затем можно разобрать, а детали использовать для создания других объектов. Компания LEGO начала производство пластмассовых кирпичиков в 1949 году. С тех пор LEGO расширила сферу своей деятельности, создавая фильмы, игры, конкурсы, а также семь тематических парков развлечений.

Lego system

Основой наборов является (кирпичик LEGO)— деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и так далее. Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, поездов, кораблей, зданий, роботов. LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививает навыки сборки, ремонта и разборки техники.

Польза и вред LEGO

Не развивается фантазия, так как из одного набора можно построить только одну игрушку.

Строить из одного набора одну игрушку — это как лепить из набора пластилина только то, что нарисовали на упаковке производители. Хотя иногда инструкции по сборке различных моделей бывают полезны, все же не сосредотачивайтесь на них. Смешивайте наборы и используйте LEGO как материал, из которого может получиться все: осьминог, динозавр, машина времени.

К тому же два восьмиконтактных кубика можно объединить 24 различными способами, три кубика — 1060 способами. Из шести кубиков Лего 2X4 можно собрать 915 миллионов различных комбинаций.

А если вспомнить что в LEGO существует более 1600) разновидностей деталей, становится ясно, что LEGO не уступает куску глины по количеству принимаемых форм.

Вредно для глаз

Действительно, если ребенок часто будет строить в темноте, согнувшись и перекосившись, то проблем не избежать. Но если в этот момент он будет не строить, а рисовать, то результат будет таким же плачевным. Так что вывод один: оборудуйте ребенку хорошее игровое место, где он сможет строить свои миры, не опасаясь, что вечером все придется убрать; где будет висеть или стоять хорошая настольная лампа; куда никто из членов семьи не будут иметь права вмешиваться.

Тоже своеобразный вред, если говорить в контексте кошелька родителей. На самом деле, недавно зайдя в детский магазин, можно убедиться, что наборы «Крохи» (похож на LEGO DUPLO) тоже стоят порядка 1000 рублей. Деталей там конечно в разы больше, чем в наборах LEGO той же ценовой категории.

Развитие мышления и речи

Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Чтобы соединить небольшие детальки друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесёт ребенку большую пользу. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Годовалый малыш учится строить пирамиду из кубиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи.

С помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Возьмём обыкновенный набор деталей, из которого можно построить, например, дом. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.

LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объёмных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. Цвета, в которые окрашены детали, специально подобраны с учётом того, как дети воспринимают мир.

Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она и будет такой, казалось бы, скромной, как небольшой домик из ярких деталей. Таким образом, он развивает самодисциплину и самоорганизацию, это позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.

Возможности развития с LEGO

Образовательная робототехническая платформа LEGO Education WeDo – это увлекательное и простое в использовании средство, которое позволяет детям узнавать новое об окружающем их мире, создавая и "оживляя" различные модели и конструкции. WeDo соответствует Федеральному образовательному стандарту, а методические материалы набора уже "из коробки" готовы к урочному использованию, развивая навыки XXI века: коммуникативные навыки, навыки творческого и критического мышления, навыки командной работы.

WeDo помогает детям понять, какую важную роль технология играет в их повседневной жизни.

Базовый набор LEGO Education WeDo состоит из 158 деталей, возраст: 7+. Оно предназначено для сборки и программирования простых ЛЕГО-моделей, которые подключаются к компьютеру. В состав решения входят электромоторы, датчики движения и наклона, мультиплексор LEGO USB Hub, а также специальное программное обеспечение и комплект проектных работ.

Ресурсный набор LEGO Education WeDo состоит из 326 деталей, возраст: 8+. Набор дополнительных и новых элементов для сборки более функциональных моделей WeDo. В сочетании с Базовым набором LEGO® Educatioп WеDo позволяет построить четыре новые модели: «Колесо обозрения», «Подъемный кран», «Автомобиль» и «Дом».

С помощью межпредметной проектной деятельности, включающей проектирование, конструирование и программирование робототехнических моделей, ученики начинают понимать, как соотносится реальная жизнь и абстрактные научные теории и факты. WeDo 2.0 помогает ученикам научиться задавать правильные вопросы и делать правильные выводы об окружающем их мире. Ученики учатся определять проблемы, работать сообща, находя уникальные решения и каждый урок совершают новые открытия.

Базовый набор WeDo 2.0 состоит из 280 деталей, Возраст: 7-10. Базовый набор WeDo 2.0, ПО и Комплект учебных проектов представляют собой готовое образовательное решение, поощряющее любопытство учеников и развивающее их навыки научной деятельности, инженерного проектирования и программирования. Базовый набор поставляется в удобной для использования в классе пластиковой коробке. В комплект поставки входят: СмартХаб WeDo 2.0, электромотор, датчики движения и наклона, детали LEGO, лотки и наклейки для сортировки деталей.

• для работы с LEGO необходимо правильно оборудовать место для детей, чтобы не нанести вред здоровью;

• мною были рассмотрены наборы из серии LEGO Education, использование которых способствует эффективному обучению школьников. Такие конструкторы пробуждают в детях желание исследовать;

• благодаря использованию наборов LEGO дети эффективнее усваивают языки, математику, с увлечением изучают литературу, окружающий мир;

• конечно, минусы тоже есть, вернее только один. Это высокая цена. И, если рассматривать конструкторы для обучения, то необходима серьезная подготовка.

Детский проект «Мультфильмы! Польза или вред?»

Детский проект «Мультфильмы! Польза или вред?» Вид проекта: исследовательский, краткосрочный Участники: дети старшей группы Козырева Е. Г. -воспитатель Актуальность: мультфильмы занимают.

Классный час в 8 классе «Интернет: вред и польза?» Аннотация В современном мире Интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред» Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый -польза и вред». Тема: «Лук репчатый – польза.

Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза»

Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза» Конспект занятия в старшей группе «Гаджеты – польза или вред?» Цель: формирование знаний детей о пользе или вреде использования гаджетов.

Консультация для родителей «Компьютерные игры. Польза или вред?» Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Вследствие ускоряющегося.

Консультация для родителей «Повторное чтение. Польза или вред для малыша?» Консультация для родителей «Повторное чтение. Польза или вред для малыша?» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир.

Консультация для родителей «Солнечные ванны — польза и вред для ребёнка»

Консультация для родителей «Солнечные ванны — польза и вред для ребёнка» Наступило лето! Пора отпусков, поездка с семьей к морю, на озеро, к реке. Независимо от того, какое солнечное место вы выбрали для отдыха.

Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе «Польза и вред огня» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края.

НОД по познавательному развитию «Кока-кола вред или польза?» с презентацией

НОД по познавательному развитию «Кока-кола вред или польза?» с презентацией В рамках краткосрочного проекта "Здоровье -главное богатство",в разновозрастной группе,была проведена НОД по познавательному развитию.

Экспериментальная деятельность «Газированные напитки — польза или вред?»

Экспериментальная деятельность «Газированные напитки — польза или вред?» Когда мы с ребятами проводили экспериментальную деятельность в рамках тематической недели «Пестрят обертками конфетки», а именно - проверили.

В настоящее время актуальна проблема выбора такой игрушки для детей, которая бы помогала детям фантазировать, раскрывать свой творческий потенциал, моторику, концептуальное мышление и логику.

Причины обращения к теме:

Прилавки современных магазинов завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками, а нужных и важных для детского развития не так много. Поэтому подбор игрушек в наше время - дело серьезное и ответственное. И от решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.

Вот почему чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект.

Определить, полезен ли конструктор LEGO для детей.

1. Выяснить, нужен ли конструктор LEGO в 21 веке?

2. Уточнить, люди какого возраста увлекаются LEGO ?

3. Доказать развивающие свойства конструктора LEGO.

Систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором LEGO способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей.

3. частично – поисковый

4. получение результатов

История создания конструктора LEGO

История создания конструктора Lego началась в 1932 году в Дании.

Простой плотник Оле Кирк Кристиансен открыл небольшую столярную мастерскую (по производству лестниц, гладильных досок). Его 12-летний сын Годтфред предлагал местным жителям продукцию отца. Однажды Кристиансен старший заметил, что сын забирает из мастерской деревянные обрезки, окрашивает их и меняется с другими детьми. Так в ассортименте фирмы появились деревянные игрушки, которые вскоре начали приносить больший доход, чем вся другая продукция.

Эксперимент №1. Я попытался выяснить, популярен ли конструктор LEGO у современных детей?

Гипотеза №1. Конструктор LEGO популярен и в современном обществе.

Я наблюдал в магазинах игрушек за тем, какие покупки совершают взрослые. Каждая 13 -15 игрушка – LEGO. Я узнал это из беседы с продавцом.

Эксперимент №2. Я решил узнать для чего используется конструктор LEGO на занятиях в детском саду.

Гипотеза 2. Использование конструктора LEGO способствует творческому и интеллектуальному развитию детей.

Подчеркивая социальную значимость игрушек и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г. В. Плеханов и Б. П. Никитин в то же время отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Так мы создаём детей-потребителей, а не детей-творцов.

В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

Я провёл ряд занятий с группой из 10 детей с использованием LEGO. Выяснилось, что эти дети лучше различают цвет предметов, у них увеличился словарный запас, они умеют работать в группе, внимательно слушают друг друга.

Вывод: гипотеза доказана.

Эксперимент №3. Я раздал детям одинаковый набор деталей конструктора и каждого попросил собрать то, что он захочет.

Гипотеза №3. LEGO развивает фантазию и творчество у детей.

a) Из одинакового набора деталей дети собрали РАЗНЫЕ конструкции.

b) Популярность конструктора и простота его элементов позволяют использовать Lego в различных интересных проектах.

Вывод: гипотеза доказана

Дети играют… Игра для них то же, что работа для взрослых. В играх дети развивают свои естественные задатки - воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и многое другое. Дети играют со всем, что попадается им в руки, и поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и фирма Lego даёт им возможность для экспериментирования и самовыражения.

Я занимался этим вопросом и могу сказать точно, что лего - это полезная зарядка для ума. Теперь обосную свою точку зрения. Во-первых конструирование по своей сути имеет творческий аспект, то есть помогает развиваться творческим способностям человека.

Во-вторых, собирая лего, человек делает это один или в группе людей. Если он один, то приучается работать самостоятельно, следит за своей дисциплиной, что в реальной жизни, несомненно оказывает положительное влияние. Работая в группе, человек взаимодействует с другими людьми. Учится им помогать и выслушивать советы. Как Вы думаете, как он будет после этого поступать в обычной жизни?

Вывод : конструктор LEGO – полезная игрушка, и я бы посоветовал всем родителям подарить его своим детям.

1. А. Н. Давидчук Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М. «Просвещение», 1976г.

2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO.- М. «Линка - Пресс», 2001г.

3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - «ЛитРес», 2005г.

4. Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. – М. «ТЦ Сфера», 2008г.

Консультация «Конструктор Лего в жизни дошкольников» Игра – важнейший спутник детства, в процессе её дети начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать.

Опыт работы по использованию LEGO в развитии ребенка с ОВЗ: конструирование, LEGO-мультипликация «LEGO – мультик, игра или помощник в развитии ребенка с ОВЗ» 1. Однажды, проходя мимо витрины с детскими игрушками, я заметила необычный.

Консультация для родителей и воспитателей «Чем полезен бизиборд?»

Консультация для родителей и воспитателей «Чем полезен бизиборд?» Консультация для родителей и воспитателей «Чем полезен бизиборд?» Совсем недавно в группу мы приобрели бизиборд, и он сразу же стал.

Консультация для родителей «Как правильно выбирать детский конструктор?» В конструкторы могут играть и мальчики, и девочки. Эта игра позволяет развить мелкую моторику и ловкость рук. 1. При выборе конструктора.

Консультация для родителей «Конструктор Тико: обучаемся, играя»

Консультация для родителей «Конструктор Тико: обучаемся, играя» Авторы: Щербакова Инга Александровна, Говорова Наталья Вадимовна. Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать.

Консультация для родителей «LEGO-конструирование как средство развития познавательно-творческой деятельности дошкольников» LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, раскрывает для дошкольника мир техники, подготавливает почву для развития технических.

Консультация для родителей «Конструктор Лего для ребенка» Консультация для родителей на тему: «Конструктор ЛЕГО для ребенка?» Это буря эмоций, восторг, сменяющийся любопытством. Что ждет его в.

Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Смирнова Наталия Евгеньевна, воспитатель.

Почему ЛЕГО убивает воображение наших детей

Искусство конструктивного разрушения

Лего может показаться не очень заводной вещью для вас. Многоуважаемая игрушка одна из самых популярных забав всех времен. Ее любят люди любых возрастов. И если есть что вспомнить о прошлых годах, так это то, что рождественские чулки обычно будет распирать от упаковок с Лего. Ирония в том, что именно из-за того, что люди испытывают такую животную привязанность к этой штуке, их приводит в ярость, когда они замечают, что их стандарты снижаются. Что говорить, я сам начинаю злиться.

Последний фурор произвели «франшизные» наборы Лего, которые изображают сцены из кинофильмов – «Звездные войны», «Властелин колец» и "Marvel".

Противники Лего утверждают, что наборы подрывают основы сути игрушки, так как они теперь побуждают детей конструировать модели по образцу из буклетов-инструкций, а не создавать что-либо самим из своего собственного воображения.

«Лего научило меня искусству конструктивного разрушения – необходимости разломать что-то для того, чтобы затем создать что-нибудь лучше того, что было», - пишет блоггер Крис Суон. «Лего для меня всегда было связано с креативностью, переделкой и улучшением существовавших дизайнов. Это все не работает с наборами, созданными для того, чтобы создать одну единственную вещь. «Доброе старое порождающее Лего с его бесконечными возможностями никуда не ушло, оно только утонуло в море маркетинговых ухищрений в угоду других брендов».

Пресс-секретарь Лего Roar Rude Trangbaek оспаривает эти претензии. «Кубики в конце концов будут брошены лежать в куче в больших коробках дома и это само по себе начнет работать как кладезь для воображения», - говорит он.

Игрушка не для талантливых детей

Но многие все равно считают, что составные части, которые содержатся во «франшизных» наборах затрудняют возможность детям искать свои собственные разработки (Лего на сегодня выпускает не менее 3000 индивидуальных кубиков). Это не первый раз, когда Лего оказывается втянутым в разборки. В 2011 году, когда компания выпустила "Lego Friends," целое направление, предназначенное для девочек, включающее в себя парикмахерские, пекарни для пирожных и огромное количество розового цвета, компанию обвинили в грубом потакании гендерным стереотипам.

Одна 7-летняя девочка писала в своем письме, ставшем чрезвычайно популярным – «все, что девочки должны делать – сидеть дома, ходить на пляж и по магазинам, у них нет работы, мальчики же все время в приключениях, они работают, спасают людей, иногда даже плавают с акулами».

(Не очень находчивым ответом Лего на это был выпуск новой серии, названный «НИИ», в котором были женщины-ученые, и который был распродан за несколько дней).

Любого взыскательного взрослого все это доводит до слез. Куда делась возможность купить большие мешки кубиков Лего своим детям и все остальное предоставить их воображению? Все это выглядит как далеко отошедшее от руководящего принципа основателя Лего датского изобретателя игрушек Оле Кирка Кристиансена "Der bedster er ikke for godt" – «Только лучшее достойно». И все это поддерживает общее впечатление, что классические игрушки предыдущих десятилетий заменяются на полностью коммерциализированные, сексуализированные пошлые обломки неизвестно чего для оболваненных малышей.

Важная часть развития ребёнка

Не будем брать во внимание Синди и Барби, возьмем, к примеру, Playmobil. В направлении «City Life», полностью рассчитанном на девочек, есть такие темы как «Торговый центр», «Парикмахерская» и «Бутик модной одежды» - все раскрашенные в тошнотворный розовый цвет. (Все потому, что считается, что девочкам он нравится, да?). Напротив, мальчикам предлагается направление «Топ Агенты», в котором есть видеокамера, которую можно прикрепить к автомобилю на дистанционном управлении для того, чтобы малыши могли шпионить на расстоянии за людьми (Что тут говорить об этической стороне вопроса разницы между «личным пространством» и «слежкой»). Какими взрослыми вырастут нынешние дети? Какой мир они будут создавать? И что с ними на самом деле делают игрушки?

Это только отдаленно напоминает традиционный Playmobil – те невинные маленькие фигурки с перевернутой улыбкой-полумесяцем, те поджарые лошадки, на которых их можно было прикреплять, и которые разжигали воображение поколений детей на протяжении последних нескольких десятилетий. Сегодня мы все понимаем, что игрушечные фабрики – не благотворительные организации. Они существуют ради денег, и в наибольшей степени ради денег.

Но вместе с тем игра – важная часть развития ребенка и игрушечное производство уникальным образом задействовано во влиянии на их жизнь, в хорошем или плохом влиянии, в конечном итоге. Почему же мы не вступаемся, когда они прокатываются грубым катком по моральному и духовному бытию наших детей в погоне за максимальной прибылью? Совершенно очевидно, чем больше разных подходов и маркетинга по отношению к ним, тем лучше для бизнеса. Чем больше потребителю, в данном случае ребенку, смогут продать идею, что конкретно этот продукт существенен для его жизненных устремлений, тем больше долларов это принесет.

Это ведет к удручающему обвинению взгляда общества на детство. По мере приближения рождества миллионы озадаченных взрослых устремятся в магазины игрушек по всему миру в поисках того самого особенного, что заставит глаза их малышей загореться.

Какой мир построит ЛЕГО?

В большей части этих магазинов игрушки будут разделены по гендерному признаку. Для мальчиков они будут больше экшн-направленными, для девочек – вокруг кукол, ведения домашнего хозяйства и попытке приучить их к специфичной идее о красоте, все украшенное в розовых красках и завязанных бантом.

Подарки будут отобраны, завернуты и подарены. Последует два дня безумства. Девочки мгновенно переоденутся в фальшивые платья принцесс, мальчики будут вооружены до зубов и рычать от восторга. Игрушки, которые покажутся впечатляющими, но с которыми на самом деле будет невозможно играть, будут захламлять углы комнат.

Электронные звуки будут взывать невостребованными из каждого угла, и дети перейдут в вегетативное состояние пока они сидят час за часом в дистопическом угаре разнообразных созданных ими сцен.

Я не религиозный человек. Но мне думается, что рождество должно быть больше, чем оргия потребительства.

В эти святки, таким образом, видимо, нам следует поразмышлять над этими вопросами серьезно. Какие люди вырастут из нынешних детей? Какой мир они построят? И что на самом деле их игрушки сделают с ними?

Фрагмент рекламы LEGO

Фрагмент рекламы LEGO

У меня мальчик. Ему два года. Следовательно, он играет в «Лего Дупло». Мальчики постарше играют в «Лего Город», «Лего Криэйтер» или «Лего Стар Уорз». Это все знают. Конструкторы «Лего» всегда на первых местах по продажам среди детских игрушек. И вроде бы это честный бизнес — конструкторы развивают моторику и пространственное воображение, а не потребительские инстинкты, как это делают какие-нибудь Барби.

У моего мальчика долгое время не было «Лего Дупло». Мы даже стали думать, что он не развивается. Но потом «Лего» было куплено, освоено, разбросано по квартире, и мы успокоились.

Вскоре я стала замечать, что мир мальчка поделился на предметы, которые входят в конструктор «Лего», и те, которые не входят — то есть, все остальные. Если крокодил не присоединяется к машинке, это проблемы крокодила - просто мальчик больше с ним не играет. Если одну машинку нельзя засунуть в другую, значит, это неправильные машинки. Крокодила, конечно, жалко, но меня больше беспокоит другое: всем предметам в мире мальчик теперь задает только один вопрос: подходят ли они друг другу?

Из «Лего» можно очень много чего сделать. Те, у кого мальчики постарше, рассказывают о сложных деталях, которые не так просто соединить. Пока мой мальчик строит только огромные разноцветные башни, но меня уже мучает вопрос, что будет дальше. Сначала «Лего» посложнее, потом еще сложнее, а когда-нибудь - и самый сложный. И вот в чем штука: даже самый сложный «Лего» никогда не будет равен всему миру.

Между тем, в мире существует масса неразрешимых проблем. Например, некоторые детали не подходят друг другу. А главное - не всегда уместно задавать вопрос, подходят ли они вообще друг другу. Но мир, с его неприятностями, очевидно проигрывает перед «Лего» - из всего многообразия предметов играть хочется именно с ним. Потому что к «Лего» подходит только другое «Лего» — конструктор самодостаточен, и его проблемы легко решаются, в том числе, с помощью самого «Лего». Недавно, например, из «Лего» создали машину для производства «Лего». Чистая, законченная, тоталитарная утопия. В ней все предусмотрено. Или будет предусмотрено в следующих сериях. А если не будет, значит, нам это и не нужно.

Изучая, что думают другие родители по этому поводу, наткнулась на мысль, что башня из камушков требует гораздо большей интеллектуальной работы, аккуратности и точности движений, чем башня из «Лего». Мысль эта принадлежит педагогам вальдорфской системы. Они считают, что игрушки должны быть простыми, чтобы можно было использовать их в любой игре. И что у кукол не должно быть явных черт лица, чтобы можно было себе представить любое выражение. В этом смысле кубики или камушки гораздо круче «Лего», даже если это какой-нибудь «Стар Уорз». Но чтобы эффективно противостоять тоталитаризму «Лего», нужна такая же тоталитарная система отказа от «мирских» радостей. Примерно такую и предлагает вальдорфская педагогика - если не тоталитарная, то сектантская наверняка. Достаточно представить, что выберет обычный, не зомбированный вальдофцами мальчик, если поставить перед ним коробку с «Лего Дупло» и гору камушков.

Мария Генкина не соглашается с автором колонки. Она считает, что «Лего» учит таким важным качествам, как усидчивость, внимательность и следование инструкции. Правда, он совершенно не учит творчеству. Вячеслав Поличенко возражает, что «Лего» воплощает скандинавский индивидуализм, и если не слишком строго следовать инструкции, то «Лего» развивает фантазию, творческий подход и служит идеальным полигоном толерантности

Читайте также: