Лего взрыв в чернобыле

Обновлено: 03.05.2024

Сегодня предлагаю вам посетить вместе со мной пункт захоронения радиоактивных отходов "Буряковка". Самую грязную технику здесь закапывали под землю, а та что фонит чуть поменьше, оставили ржаветь в отстойнике. Конечно, почти все машины уже разворованы, навесное украдено, сейчас даже целые БТРы начали утаскивать на распил. Но речь сегодня не об этом, сегодня мы взглянем на немецкий робот "Джокер".

Чтобы скинуть в разрушенный реактор радиоактивный графит, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС пользовались роботами и луноходами. Они могли работать в зоне с относительно низким уровнем радиации, но в зоне с высоким излучением микросхемы попросту поджаривались.

Одним из таких роботов был "Джокер", который так и не смог себя показать.

Робота заказывали у немцев, и советская сторона, заказывая себе робота, занизила все возможные уровни излучения. И робот, недостаточно защищённый от излучения, тут же вышел из строя, застряв на куске графитового блока.

Рядом с Джокером лежит советский луноход-робот СТР-1, что интересно выполнен он полностью из титана!

Луноход, один из многих роботов на дистанционном управлении, что работали на крыше 4-го энергоблока. Во время ликвидации аварии использовались не только такие машины, но и самостоятельные разработки и импортные аналоги. Работа в тех условиях долгой не была. Вообще, чернобыльская катастрофа дала огромные поля для разработки и испытаний роботов для экстремальных ситуаций, в том числе и техногенных.

Архивные фотографии робота СТР-1 за работой на крыше 4-го энергоблока ЧАЭС.Луноход за работой на крыше.

Ну а теперь подходим к самому Джокеру, именно в районе этого трака был кусок графита, на котором застрял Немецкий герой. Видимо робота хорошенько пытались отмыть, фон у трака самый мощный, составляет порядка 258 мк3в/ч. Я конечно был сильно шокирован такому повороту событий, думал значения будут порядком выше.

А вот колесо лунохода фонит еще меньше, всего 28.3 мк3в/ч, по всей видимости удалось неплохо отмыть аппарат.

Благодаря тому, что робот лежит на груде железа, можно разглядеть его со всех сторон, в том числе заглянуть под брюхо и посмотреть на крепление подвески.

Титановые колеса лунохода и грубые сварные швы, за долгие годы на этом кладбище под открытым небом колеса поменяли свой цвет и стали переливаться на солнце.

Мы отправляемся гулять дальше по кладбищу техники, но об этом уже в следующий раз.

Напоследок предлагаю вам посмотреть короткое видео с пункта захоронения радиоактивных отходов.

Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Старательно собрана полная хронология до конца лета 1986 года с уникальными видеокадрами работы роботов-ликвидаторов и комментариями ликвидаторов, руководителей НИИ, непосредственно участвовавших в разработке и эксплуатации.

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

26 апреля 1986

На 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, в различных помещениях и на крыше начался пожар.

27 апреля 1986

Начальнику экспериментального цеха систем контроля Белоярской атомной электростанции (БАЭС) Арнольду Георгиевичу Шастину поступает указание немедленно вылетать в Западную Германию, принимать закупленных СССР роботов MF-2 и MF-3, а так же распоряжение срочно создавать свою технику для ликвидации аварии.

В Заречном началась работа по созданию робота «Белоярец». Для робота фактически не было никакого технического задания. Вся информация, имевшаяся на тот момент: на ЧАЭС произошёл радиоактивный выброс за пределы гермозоны (стен) энергоблока в окружающую среду, надо было срочно локализовать эту проблему и обезвредить всё во избежание распространения.

18 мая 1986

Главного конструктора самоходного шасси Лунохода-1 Александра Кемурджиана и первого заместителя директора Ленинградского ВНИИТрансмаш Эдуарда Потемкина срочно вызвали в Москву.

19 мая 1986

В Чернобыле состоялось совещание руководителей военно-промышленного комплекса, гражданской обороны, химических и инженерных войск. Главный вопрос: что можно сделать для скорейшей ликвидации последствий аварии с помощью техники?

Вот тут-то и прозвучали адресованные Кемурджиану слова: «У вас ведь есть луноход, который управляется дистанционно. Поставьте его на кровлю 3-го энергоблока, пусть разгребает без участия человека то, что навалило взрывом с соседнего 4-го». Кемурджиан возражал: «Это невозможно, луноход спроектирован для работы на Луне при силе тяжести в шесть раз меньшей, чем на Земле. У его тяговых электродвигателей не хватит мощности для уверенного движения в завалах!». «Ну что же, если луноход не годится, сделайте новую машину!» – последовала команда.

ВНИИТрансмаш приступает к разработке роботизированных комплексов «Клин-1» и «Клин-2».

29 мая 1986

В Ленинградский ЦНИИ РТК пришло распоряжение в кратчайшие сроки – к 15 июня – разработать и поставить набор «робототехнических средств для механизированной уборки обломков с территории АЭС». Из-за спешки распоряжение председателя правительственной комиссии Льва Воронина, датированное 29 мая 1986 года, было написано от руки.

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

«Среди конструкторских бюро возникла конкуренция: все вдруг осознали, что тот, кто успешно справится с задачей ликвидации, получит средства на развитие этого направления и мощную государственную поддержку. Поэтому и другие организации захотели участвовать», — вспоминает Юревич.

10 июня 1986

Робот «Белоярец» доставлен в Чернобыль. «Белоярец» – робот с бульдозерным ножом для расчистки кровли реактора и рукой для сбора и укладки в контейнеры графитовых блоков и других предметов, выброшенных из активной зоны реактора. Работа была срочная, поэтому в основу ходовой части робота лёг списанный электрокар от самолётного трапа, взятый из аэропорта Кольцово.

«Белоярец» первым из роботов был поднят краном (вертолётом не стали – очень тяжёлый) для удаления радиоактивности с кровли центрального зала блока №3, куда произошёл наибольший выброс из взорвавшегося реактора четвертого блока, и по сути начал основную работу по локализации выбросов радиоактивности от аварии в Чернобыле.

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

В общей сложности «Белоярец» проработал на ЧАЭС около месяца. В летний день на крыше плавился битум, образовались колеи. При попытке сделать поворот лопнула рулевая тяга. По разным причинам снова робота поднять для очистки кровли не смогли.

В МВТУ им. Н.Э. Баумана сводным коллективом двух факультетов («Специальное машиностроение» и «Конструкторско-механический») приступают к разработке робота «Мобот-Ч-ХВ».

17 июня 1986

В Чернобыль прибыл первый робот ЦНИИ РТК колесный разведчик РР-1, который производил замеры уровня радиации и снимал на камеру слишком опасные для людей участки.

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

За несколько дней робот обследовал машинный зал третьего энергоблока и коридор четвертого, работая в зонах, где радиация достигала 18 000 Р/ч. Управлялся и питался по кабелю.

Легкие роботы доставлялись на место вручную самими операторами. Однако на кровли, куда людям попасть было невозможно или чересчур опасно, их спускали вертолетами, в фанерных контейнерах, перенося второй конец управляющего кабеля на соседнюю крышу, где их принимали операторы из ЦНИИ РТК.

«Наиболее опасно было обследование одним из первых роботов-разведчиков бассейна-барботера, непосредственно под взорвавшимся энергоблоком, где мощность излучения достигала 15000 рентген в час, — вспоминал впоследствии Евгений Юревич. — Человек, заглянувший в этот ад, был обречен»

После нескольких заваливаний робота стало понятно, что конструкция робота слишком неустойчивая. В ЦНИИ РТК учли недостатки в новых моделях роботов-разведчиков.

27 июня 1986

На смену РР-1 прибыл колесный робот-разведчик РР-2

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

«По результатам этой разведки выяснилось, что данная технология использования роботов непригодна, — рассказали в РТК. — Основной объем первостепенных работ требовал очистки от радиоактивного мусора больших площадей, преимущественно на кровле»

Начало июля 1986

Робот-бульдозер ТР-А1 ЦНИИ РТК прибывает в Чернобыль. ТР-А1 — робот с навесным рабочим инструментом в виде бульдозерного ножа и ковша. В состав робота входили сканирующая телекамера, радиостанция (Р-407), кабель длиной 150 м, две аккумуляторные батареи (СЦ-300) со вторичным источником питания, блок управления и переносной пункт управления.

ТР-А1 использовался для работ на кровле деаэраторной этажерки. Это техническое помещение, непосредственно примыкающее к машинному залу АЭС, где расположено вспомогательное оборудование турбоагрегата — турбопитательный насос, конденсатные, дренажные и сетевые насосы, пароэжекторные установки, деаэраторы, кондиционеры, вентиляционное оборудование; позднее применялся для сбрасывания в провал 4-го энергоблока радиоактивного мусора с расположенных над ним кровель. В общей сложности машина проработала около 200 часов чистого времени

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

ТР-А1 сменил аналогичный робот ТР-А2, в конструкцию которого была введена рама для удобства транспортировки вертолетом и монтажа дождезащитной пленки.

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

8 июля 1986

Роботизированный комплекс «Клин-1» Ленинградского ВНИИТрансмаш доставлен в Чернобыль.

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

Комплекс "Клин-1" состоял из двух машин: машины робота «Объект 032» и машины управления «Объект 033». Машина-робот (Объект 032), занималась расчисткой завалов и сбором радиоактивных обломков и отходов. Создана на базе инженерной машины разграждения ИМР-2. Рабочим оборудованием машины были: отвал, комплект манипуляторов, аппаратура поиска высокоактивных источников излучения.

«Объект 032» был оборудован системой телевизионных передатчиков "Рутан-Д", позволяющей передавать изображение обстановки в зоне работ на машину управления. Управление роботом велось экипажем машины управления при помощи радиоканала связи. Максимальная допустимая удаленность робота от машины управления - 200м.

Машина управления «Объект 033» была создана для управления машиной-роботом, а также для разведки местности и эвакуации поломанной техники. В качестве основы для машины было взято шасси ИМР-2 (изделие 637). Экипаж машины - 2 человека.

Роботизированный комплекс "Клин-1" с успехом применялся на ЛПА, в частности, им были расчищены территория бывшей водородной станции 4 энергоблока ЧАЭС для площадки крана DEMAG. Комплексом «Клин-1» выполнялись работы по разборке завалов и очистке территории, перемещение зараженного грунта, загрузка контейнеров радиоактивными отходами и их транспортировка к местам захоронения, дозиметрическая и визуальная разведка территории.

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

MF-2 «Джокер» робот с таким названием, срочно закупленный у ФРГ, прибыл в Чернобыльскую зону. Основной задачей «джокера» была работа в зоне М, самой опасной зоне на крыше вблизи разрушенного 4 реактора, где уровни радиации достигали более 10 тысяч рентген в час.

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

Манипулятор MF-2 не были рассчитан на такие дозы излучения и быстро вышел из строя. Если, например, «Белоярец» был собран вручную на электронных лампах, то у немецких радиоуправляемой машины MF-2 из-за мощного радиационного фона постоянно отказывала электроника. Однажды ночью он «сошел с ума»: начал движение без команды, заехал в груду строительной арматуры и обломков бетона, порвал себе гусеницы.

MF-3 производства Blocher-Motor GmbH & Co. KG, Метцинген, Западная Германия CMS Technologies в отличие от Джокера, MF-3 обладал меньшими габаритами, меньшим весом и был куда проворнее. Этот аппарат представляет собой 4-гусеничное транспортное средство с дистанционным или кабельным управлением. Сам робот предназначался для использования в ядерной промышленности и других опасных средах. Ввиду того, что машина управлялась при помощи пульта на кабельном управлении длина которого была всего лишь 100 метров, робот подвергал опасности жизнь оператора.

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле Робот, Робототехника, Чернобыль, ЧАЭС, Ликвидаторы ЧАЭС, Видео, Длиннопост

MF-3 был признан неэффективным в силу того, что он мог переносить только малый вес и делать это очень медленно.

Начало августа 1986

Гусеничный робот-разведчик РР-Г1 Ленинградского ЦНИИ РТК был создан для обследования мест, недоступных для колесных технических средств (РР-1, РР-2), включая лестницы и проходы. Использовался на кровле деаэраторной этажерки и для разведки проходов в районе кровли машинного зала.



В отличие от предыдущих частей, в этой я остановлюсь на более специфической - технике. Почему это актуально? Да потому, что именно там, в ЧЗО, человечество впервые задумалось о "технике судного дня". Вы будете удивлены, но в мире до 1986 года практически не существовало специальных машин и роботов, способных эффективно исполнять задачи в условиях сверх высоких уровней радиации. То, что было у военных, - не более чем машины радиационной разведки и разграждения. А на взорвавшейся АЭС нужны были краны, тракторы, манипуляторы, бетономешалки, осветители, самосвалы и стенобои. Часто эта техника была уникальна и собрана всего в одном экземпляре. Рассказать обо всех типах техники в ЧЗО в формате блога просто невозможно, так как это скорее раздел науки, нежели поле работы блогера. Потому только самое интересное.


Начну с того, что ещё можно встретить в Зоне. Техники, по различным причинам уцелейвшей, с каждым годом становится всё меньше. То, что было своего времени поставлено в радиационные отстойники - уже успешно распилено. То, то было брошено и забыто - большей частью разбирается мародёрами. Неудивительно, что целых машин, даже очень грязных, сейчас не найти. Вот такой кузов топливозаправщика стоит возле ЗГРЛС "Дуга". Пожарная машина - возле ВНЗ "Круг". Под Копачами есть троллейбус. Это "эхо" непосредственно событий 1986 года. Ещё раз напомню - заброшенной техники в рабочем состоянии (или вообще в состоянии неметалоллома) в ЧЗО нет.


Многие будут удивлены, узнав, что при ликвидации использовались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. Такие же в 1945 брали Берлин. Да, конечно, чернобыльские ИСУшки не военного производства (скорее всего выпусков 1950 гг.). Это мощная и грозная САУ применялась в Зоне для разрушения стен и построек. Легенду о том, что ИСУ-152 должны были стрелять бетонобойным снарядом по реакторным помещениям для создания отверстий я ставлю под сомнение.Ю. Щербак в документальной повести "Чернобыль" писал о запрете даже крупнокалиберные пулемёты использовать в этих целях. Что уж и говорить о 152-мм болванке, способной разнести в щепу небольшой дом. Но в офф-лайн интервью с Валерием Стародумовым (зам. директора по дезактивации) он указывает, что даже лично был инициатором одного из выстрелов. Одним словом, тема работы ИСУ-152К ещё нуждается в исследовании.



Строительство даже первого саркофага было беспрецедентным в истории. Бетон нужно было лить в специальные короба на высоту почти в 22 этажа! Работы же не прекращались даже ночью. Однако телеуправляемые краны ночью приходилось останавливать: они просто слепли. Огромную махину станции нужно было освещать. Из-за уровней радиации и невозможности установки прожекторов на вентиляционной трубе, инженеры решились на оригинальный шаг - осветительные приборы подвесили под военный аэростат ДКБА. А тот расположили прямо над пострадавшим блоком. Под конец строительства аэростат уже изрядно "светился" сам, а потому был захоронен в близлежащем могильнике.


Вот такие БРДМ-2 (БРДМ-2РХ), часто ещё с маркерами в виде жёлтых флажков, использовались в ЧЗО в качестве машин разведки. Забуксовав, экипаж мог задействовать 4 дополнительных колеса, выдвигающихся из корпуса. Да-да - забуксовав в зараженом месте в 1986 году можно было легко попрощаться со здоровьем. В Припяти и на территории самой станции активно снимали грунт, срезали зараженые дороги. По понятным причинам везде стояла грязь, а в дождь песчаные колеи быстро раскисали. Потому проходимость наравне с бронёй спасла не один десяток дозиметристов-разведчиков. Кстати, точное количество этих машин в ЧЗО до сих пор неизвестно. В воспоминаниях Евгения Самойлова (командир взвода машин БРДМ-2РХ) есть упоминание об использовании такой машины для замеса бетона в районе припятского порта. Машина просто ездила туда-сюда по куче цементно-бетонной смеси, замешивая её таким образом.


Чернобыльская маршрутка - БТР-70. Он курсировал по самым грязным направлениям, отвозя от блока и привозя к нему новую смену рабочих. В качестве разведчика использовался редко по причине больших габаритов и отсутствия специального дозиметрического оборудования.


Командно-штабная машина "Ладога" использовалась для разведки в условиях чрезвычайно высоких уровней радиации. Пожалуй, это был единственный транспорт в Зоне, разработанный именно для действий в условиях ядерной войны. Он мог подходить к разрушенному блоку вплотную. Впрочем, "Ладога" только вела наблюдение, да и то в рамках "полевых испытаний" оборудования. Якобы машина, использовавшаяся в ЧЗО была отмыта и использовалась в других местах. Вся же работа исполнялась трудягами ИМР и БАТ-М. куда менее защищёнными.


Инженерная машина разграждения (ИМР-2) - одна из главных трудяг Зоны. ИМР не только собирал опасное топливо, графит, грузил их в машины. ИМРы ровняли с землёй сёла (например, Копачи, Янов), уничтожали технику перед захоронением в могильниках. Приблизительно так, как это делается на кадре кинохроники. На базе этой машины были созданы роботы марки "Клин", работавшие под самым 4-м блоком.


В Припяти перед аварией было два БеЛАЗа, которые использовались для перевозки урожаев с колхозов. Как минимум одна такая машина после аварии была переоборудована в поливалку и использовалась для дезактивации. Планировалось применять эти машины в самой Припяти, где они должны были отмывать окна и стены высотных домов. Однако насосы оказались для этих целей слишком сильны, выбивая оконные рамы. Потому БеЛАЗ использовался для мытья дорог и прочных строений без стёкол.




Куда более лёгким и гибким в применении оказался армейский Зил-цистерна (авторазливочная станция АРС-14), использовавшийся в войсках РХБЗ. Нередко кабины этих грузовиков экранировались листами свинца. Немало различных ЗиЛов и Уралов в виде пожарных машин использовались для мытья зданий. Поливалки, по свидетельствам некоторых ликвидаторов, можно было найти в рабочем состоянии в разных уголках Зоны даже в 1987 году.


КрАЗы используются в ЧЗО по сей день. Эти неприхотливые и уже изрядно устаревшие машины я снял прямо через окно экскурсионного автобуса. Сзади - новая "арка". На каждом наклейка в виде знака радиационного заражения. Могу предположить, что это "грязная" техника, которая может работать только в грязных зонах. Дальше этих строительных площадок для неё - только могильник.

КамАЗы в ЧЗО отличились в первую очередь, как безотказные бетономешалки и самосвалы. Маршруты этих машин определяли их судьбу. Материалы до бетоносмесительных заводов привозили одни, а от этих заводов на станцию к путцмейстерам - ехали другие. Их дороги не пересекались, чтобы не привести к заражению условно чистых машин. Бетономешалки нередко самостоятельно украшались водителями разными надписями - как вот эта "Красноярск". Впрочем-то, налицо тут желание советской пропаганды создать образ единства и решительности народа в борьбе с невидимым врагом.


Трактор "Федя" (в девичестве - "Владимирец"). При дефиците роботов и нехватке компактных бульдозеров, справлялся на крыше с графитом и прочими обломками. Кабина обложена свинцом для уменьшения излучения для оператора. Захоронен.

И ещё раз немного лирики. 1980-е года. Весь мир только начал отходить от ядерной эйфории. Однако каждую минуту в небо готовы взмыть ракеты, превратив всё в радиоактивную пустошь. Репетицией апокалипсиса стала авария на Чернобыльской атомной станции. И оказалось, что в мире практически нет (. ) специализированных роботов, способных расчищать радиоактивные завалы, пробивать дырки в стенах, спасать людей в высоких радиационных полях. Их начали создавать с нуля в 1986 году. В год аварии СССР получил бесценный, хоть и трагический опыт использования робототехники в условиях близких к ядерной войне. Вполне вероятно, именно СССР мог бы возглавить прогресс в аварийной робототехнике, если бы не распался несколькими годами позже.


Это останки робота СТР-1 на открытой площадке техники ликвидаторов в Чернобыле. По некотором данным, применение этой машины позволило сохранить здоровье почти 1000 человек. Именно солько солдат понадобилось бы, чтобы выполнить всю его работу. Как самый высокотехнологичный советский робот, СТР часто мелькает в кинохронике. Это неудивительно. Машина создана на базе Лунохода. СТР с успехом убирал графитовые блоки и чистил крышу 3 энергоблока ЧАЭС в полях до 10 000 рентген в час. Человек бы гарантированно лишился там здоровья спустя считанные минуты. Чаще всего СТР использовался с ножом-отвалом и двумя камерами. На место работы машина доставлялась вертолётом или краном. Существовала версия с 4 колёсами для большей манёвренности (среднюю пару просто снимали).


Мобот-Ч-ХВ2 (Мобильный робот-Чернобыль-Химические Войска второй). Сейчас уже без гусениц и мотора. Эта нехитрая машина очистила почти 11000 квадратных метров площади от радиоактивных обломков. Опыт, полученный при использовании модели, привёл к появлению целого КБ по разработке аварийной робототехники. Различные модификации Мобота производятся до сих пор.


Останки радиоуправляемого бульдозера "Komatsu". Некоторые роботы этой фирмы были рассчитаны на работу даже глубоко под водой. Но с радиационными нагрузками в ЧЗО справились не все. Ныне стоит на территории завода "Юпитер" на окраине Припяти.




МПДН-1 - м ашина погрузочно-доставочная шахтная разработки 60-х годов. Благодарю комментатора "Биоробот Микросхема" за помощь в идентификации этой и других машин. По всей вероятности была частично скопирована с немецкого аналога. Крайне сложна в управлении, так как работает за счёт сжатого воздуха. Со стороны пульта крепилась рукавом с ВВД в 6 Атм и если тот перегибался (что для рукава норма) - управляемость становилась ещё более низкой. По этим причинам проявить себя с лучшей стороны, разумеется, робот не смог.



Робот "Белоярец" - кустарного производства. Изготовлен на основе самолётного трапа. Собран работниками Белоярской АЭС, которые принимали участие в ликвидации и нуждались в своих средствах разведки.


Манипуляторы немецкого производства. Согласно многим источникам вышли из строя сразу.



С немцами в ЧЗО вообще не везло. Этот полицейский немецкий робот MF-2, названный ликвидаторами Joker и оборудованный для работы на крышах 3-го и 4-го блоков. Произведён в 1972 году. Так и не сумел показать себя. В фильме-рассказе Валерия Стародумова (участника ликвидации, дозиметриста) говорится, что советская сторона, заказывая себе Joker, занизила возможныне уровни излучения. И робот, недостаточно защищённый чопорными немцами, вышел из строя. Статья о нём в западной прессе 1974 года - ссылка. Благодарность в поправках - il22221525 .



Платформа, на которую возлагались большие надежды, РР-Г1. По факту - попытка наростить полезное навесное оборудование на платформу робота MF-3. Доводка робота велась прямо на заводе "Юпитер" в Припяти. Кстати, там же было развёрнуто производство, тестирование и ремонт местной робототехнике. Есть большие сомнения, касательно того, успела ли эта платформа поучаствовать в ликвидации, хотя есть отрывчатые свидетельства ликцидаторов, что робот где-то применяелся для разведки и даже выламывал двери.

ТЕХНИКА В ЧЗО СЕЙЧАС


Нынешние уровни радиоактивности в ЧЗО не сравнить с теми, что были в 1986 году. Потому совершенно неудивительно, что тут уже давно нет ни БТРов, ни ИМРов. А есть тут ооочень много туристических автобусов всех марок. Наша группа ("Чернобыль-Тур") ездила, например, на синем "Неоплане". Поговорив с водителем я узнал, что автобус как-то специфически отмывать смысла нет - после экскурсии достаточно обычного посещения автомойки. Перед выездом из Припяти не поленился проверить колёсные ниши радиометром - было в пределах нормы.


Индивидуальные экскурсии чаще всего возят на таких вот "Мерседесах". Эти белые и серебристые машины хорошо знакомы сталкерам. Ведь индивидуальные туры нередко забредают туда, где нелегалы не надеятся увидеть посторонних.


Персонал использует самую обычную автотехнику. В Припяти нам дважды встречались "Таврии" с людьми в камуфляже. Кунговые вахтовки, наряду с обычными Икарусами и Лазиками отвозят персонал, работающий в 30-километровой зоне в Киев. Полиция использует традиционные УАЗы, а также Volkswagen T5.

P.S. Не все фото мои, так как некоторые машины существовали в единичных вариантах и сейчас покоятся под многометровым слоем земли в могильниках. Ни мне, ни будущим поколениям их уже не снять на камеру.

P.P.S. Спасибо Олегу Вершинину за необходимые коррекции и информацию!

Спасибо комментаторам "Биоробот Микросхема" и il22221525 за поправки к основному тексту.

Всем привет, сегодня вы увидите первую серию моего сериала Чернобыль. Данный сериал подробно рассказывает о тех .

Лего Чернобыльская АЭС (Лего ЧАЭС Взрыв)! Лего Чернобыль в Brick Rigs! Лего Битва За Чернобыль! Лего Третья .

Всем привет, сегодня вы увидите вторую серию моего сериала Чернобыль. Данный сериал подробно рассказывает о тех .

Сегодня поиграем в игру брик ригс! (brick rigs)!инопланетное вторжение, лего битва построек! Приятного просмотра!

Всем привет, сегодня я сделал мультфильм про Чернобыльскую катастрофу. Старался как мог) Приятного просмотра) .

Всем привет, сегодня вы увидите четвёртую серию моего сериала Чернобыль. Данный сериал подробно рассказывает о .

Всем привет, сегодня вы увидите третью серию моего сериала Чернобыль. Данный сериал подробно рассказывает о тех .

В этом видео вы увидите историю печальных событий 26 апреля 1986 года .Первые часы ликвидации и саму аварию .

Всем привет, сегодня вы увидите пятую серию моего сериала Чернобыль. Данный сериал подробно рассказывает о тех .

Видео о самоделке из Лего. Чернобыльская Атомная Электростанция в микромасштабе из лего.Культовый объект для .

Ночью 26 апреля 1986 года взрывы сотрясли Чернобыль и Припять. Произошла страшная катастрофа. Это был взрыв 4 .

26 апреля 1986 года в СССР произошла авария, которую затем назовут крупнейшей в своем роде за всю историю .

26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в Украине, Советский Союз, произошел мощный взрыв, .

Лего мультфильм на реальных событиях которые произошли в 1986 на ЧАЭС в результате мощнейшего теплового .

Всем приветСегодня обзор диорамы по игре СТАЛКЕР: Зимний путь, локация ЧАЭС . Понравилось- жми лайк и .

Видео о Скоростной сборки Макета ЧАЭС из ЛЕГО. Вторую часть с мелкой детализацией можно посмотреть в этом видео: .

Украинские разработчики создали компьютерную игру, место действия которой разворачивается в районе, пострадавшем .

Сегодня 35 лет назад произошла ужасная катастрофа, которая сильно повлияла на всю атомную энергетику. Я построил .

Лего сериал Чернобыль (Chernobyl) серия 2. History Brick Films. В этой серии вы увидите печальные события после взрыва .

Данное видео посвящено 34-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, и ни в коем случае не призывает оскорбить или .

Лего ЧАЭС Чернобыль в Brick Rigs! Лего Выживание в Чернобыле в Брик Ригс! 1 Серия! Реальная Жизнь в Брик Ригс!

Всем привет, сегодня вы увидите первую серию моего сериала Чернобыль. Данный сериал подробно рассказывает о тех .

30-летию аварии на Чернобыльской АЭС посвящается. В ролике использовано аудио Сергей Урывин "Саркофаг" Моя .

26 апреля 1986 года в СССР произошла авария, которую затем назовут крупнейшей в своем роде за всю историю .

Всем привет, сегодня я сделал мультфильм про Чернобыльскую катастрофу. Старался как мог) Приятного просмотра) .

Видео о самоделке из Лего. Чернобыльская Атомная Электростанция в микромасштабе из лего.Культовый объект для .

Авария на ЧАЭС Лего Версия Подписывайся на канал,если любишь Лего и все, что с ним связано! Ставь Лайк и .

Всем привет, дорогие друзья! Сегодня 34 годовщина аварии на Чернобыльской АЭС. Помним, скорбим. Также сегодня я .

Ночью 26 апреля 1986 года взрывы сотрясли Чернобыль и Припять. Произошла страшная катастрофа. Это был взрыв 4 .

Всем привет, сегодня вы увидите вторую серию моего сериала Чернобыль. Данный сериал подробно рассказывает о тех .

Сегодня 35 лет назад произошла ужасная катастрофа, которая сильно повлияла на всю атомную энергетику. Я построил .

"редкие кадры расколённого реактора" В память на 36-ую годовщину аварии на ЧАЭС. 1986 год, 26 апреля, в 1:23 ночи .

Всем привет, сегодня вы увидите пятую серию моего сериала Чернобыль. Данный сериал подробно рассказывает о тех .

26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в Украине, Советский Союз, произошел мощный взрыв, .

Данное видео посвящено 34-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, и ни в коем случае не призывает оскорбить или .

Всем привет, сегодня вы увидите четвёртую серию моего сериала Чернобыль. Данный сериал подробно рассказывает о .

Всем привет, сегодня вы увидите третью серию моего сериала Чернобыль. Данный сериал подробно рассказывает о тех .

Сегодня поиграем в игру брик ригс! (brick rigs)!инопланетное вторжение, лего битва построек! Приятного просмотра!

Тэги: lego overview 3000,лего чернобыль,чернобыль,lego,ЧАЭС,ЛЕГО,Сталкер,лего сталкер,лего сити,лего чернобыль зона .

Видео о Скоростной сборки Макета ЧАЭС из ЛЕГО. Вторую часть с мелкой детализацией можно посмотреть в этом видео: .

В этом видео вы увидите историю печальных событий 26 апреля 1986 года .Первые часы ликвидации и саму аварию .

Музыка Трек Шаг до горизонта Альбом Resistance Unit (Demo EP 2008) Лицензиары RouteNote ( от лица кампании "Fox"); .

Продолжаем тему и обзор карты для Farming Simulator 17 это ЧАЭС , в данном видео мы по управляем пожарной техникой .

Читайте также: