Лусс т в формирование навыков конструктивно игровой деятельности у детей с помощью лего

Обновлено: 26.04.2024

Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения. Успешное обучение зависит от умений педагога, поэтому прежде чем начать обучать детей и использовать ЛЕГО на занятиях, необходимо, чтобы педагог сам попробовал в него поиграть в ознакомительных целях, как минимум, 3 раза по 15 мин. и тщательно отработал все игровые задания и приемы перед занятиями. Отсутствие умений и навыков работы с ЛЕГО-деталями приведет к потерям времени и снижению интереса на занятиях у детей.
Педагогу необходимо помнить о том, что ЛЕГО-элементы позволяют создавать обилие игровых ситуаций, которые должны в возможно большей степени способствовать занимательности игрового материала и учитывать создавшиеся внешние обстоятельства. Также педагогу следует понимать, что нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребенка, даже если ему кажется, что ребенок делает или сделал что-то не так.
Перед началом использования ЛЕГО на занятиях необходимо провести серии спонтанных игр, используя ЛЕГО-элементы, чтобы удовлетворить желание ребенка (и с нормальным интеллектуальным развитием, и с речевыми отклонениями, и умственно отсталого) потрогать, пощупать эти кирпичики и просто поиграть в них.
Организуя игру с красивым конструктором, педагог должен помнить и об этике: тактично вести беседу, активно пользоваться вежливыми словами, не стесняться извиняться и спрашивать разрешения у детей. Подобное поведение педагога будет направлено на воспитание доброжелательных отношений у детей друг к другу и к педагогу.
В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы:
– задания дает педагог, выполняют дети;
– задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом;
– задания дают дети друг другу;
– задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.

Знакомство с ЛЕГО ДУПЛА

Перед нами яркий набор ЛЕГО ДУПЛА… С чего начинать игру? Лучше всего – с внимательного знакомства с устройством и возможностями конструктора – сначала педагога (логопеда, воспитателя, дефектолога), а потом ребенка.
На первом этапе длительностью не менее 5 занятий происходит коллективная и индивидуальная спонтанная игра детей, а затем игра ребенка вместе с родителем (с мамой).

Спонтанная коллективная ЛЕГО-игра детей. Знакомство с ЛЕГО

Как провести спонтанную коллективную игру

Для успешного проведения спонтанных ЛЕГО-игр необходимо соблюдение определенных условий:
– оптимальное количество участников спонтанной коллективной игры – 4–5 человек для умственно отсталых детей, 6–8 человек детей с речевыми нарушениями или нормальным интеллектуальным развитием;
– детям должно хватать ЛЕГО-элементов (формочек и кирпичиков), иначе будут возникать частые конфликты; минимальное количество деталей на одного ребенка – 30–50 шт.;
– учитывая специфику патологии, особенности группы в целом и каждого ребенка в отдельности, необходимо продумать, где детям будет удобнее играть. Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли легко передвигаться, выбирать нужные им детали.
Опираясь на многочисленные наблюдения за детьми с отклонениями в развитии, хотелось бы отметить следующее. Если предложить детям свободную игру в ЛЕГО за столом, то большинство детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II–III уровни), берут в руки детали, но не покидают своего первоначально выбранного места. Когда же педагог предлагает поиграть в ЛЕГО на ковре, у ребенка есть выбор: или он будет создавать свою постройку тут же, или заберет необходимое количество кирпичиков и сядет за стол. Поэтому спонтанные игры целесообразней начинать на ковре, в детской комнате;
– при проведении спонтанных игр педагогу не следует ограничивать ребенка предварительным замыслом. Дети создают только то, что хотят и могут, как представляют в данный период объекты окружающего мира. Ребенок всегда прав, потому что он делает то, о чем у него есть четкие эмоциональные представления, даже если его постройка не будет соответствовать до конца реальному образу;
– обязательны стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время игры. Хорошим дополнением к спонтанной игре в ЛЕГО будет специально подобранная музыка;
– постройки лучше на некоторое время сохранять, потому что детям очень жалко уничтожать результаты своего труда. Если же ввиду разных обстоятельств необходимо разобрать постройку на глазах у детей, то педагог должен обыграть этот момент. Например: «Вы такие молодцы! Так все хорошо построили, ваши поделки останутся на фотографиях, а волшебные кирпичики ЛЕГО очень любят играть сами, поэтому нужно тихонечко положить свои поделки в коробочки».
Частое проведение спонтанных игр без развития представлений об окружающем мире снижает интерес к конструктивно-игровой деятельности детей с ЛЕГО (особенно у девочек).
Любая игрушка должна быть правильно преподнесена ребенку, чтобы он мог с ней познакомиться, рассмотреть, потрогать ее, понять, как она устроена. ЛЕГО – яркий, эффективный, но относительно дорогой конструктор, который не каждая семья может иметь у себя дома. Многие дети видят его впервые. Поэтому начинать необходимо с этапа знакомства с конструктором, его элементами без каких-либо ограничений и условий. Этот этап – свободная (спонтанная) деятельность – начало знакомства ребенка с ЛЕГО, без которого его дальнейшее использование в коррекционно-образовательных целях будет менее эффективным.
Дайте детям конструктор, пусть они, не озабоченные каким-либо замыслом постройки, выступят в роли исследователей! Дети должны познакомиться с новой игрушкой, потрогать ее, открыть для себя яркие цвета и разнообразие форм ЛЕГО-элементов, просто перебирая эти замечательные, так призывно стучащие детальки, изучая, как разноцветные кирпичики соединяются друг с другом, что из этого получается. Пусть поиграют со своей постройкой. Не все смогут сразу выполнить даже самую примитивную постройку, но это не страшно: ребята должны сначала познакомиться с материалом, попробовать его. Это (первое) и еще несколько занятий необходимо воспринимать именно с этой точки зрения.

Конспекты занятий

Занятие 1

«Знакомство с ЛЕГО»

Цель. Познакомить детей с конструктором ЛЕГО.
Оборудование. Наборы ЛЕГО ДУПЛА в достаточном количестве.

Ход занятия
Педагог. Вот коробка. В ней красивый конструктор. Давайте поиграем. Сделайте то, что хотите.
Педагог высыпает на пол конструктор. Дети под тихую музыку строят кто что может и хочет.
Итогом первого занятия может служить анализ созданных построек. Например: «Какие вы молодцы! Как вы все хорошо построили! Давайте сделаем выставку ваших работ».

Наблюдения за спонтанной коллективной игрой в ЛЕГО

Наблюдая за спонтанней игрой детей в новый яркий, красивый конструктор, педагог может сделать выводы об эмоциональности детей, способности включиться в деятельность, об уровне развития навыков сотрудничества и общения, о конфликтности, о сформированности конструктивно-игровых действий. В свободной обстановке, играя с ЛЕГО, дети быстрее входят в контакт с педагогом. Через спонтанную игру четко проявляются характерные особенности как детей, имеющих речевые и интеллектуальные патологии, так и детей с нормальным развитием. Раскрываются психологические проблемы, поведенческие особенности, переживания ребенка на самом первом этапе знакомства с ним. Некоторые данные можно занести в таблицу. Эти данные необходимы при организации обучения и коррекции посредством конструктивно-игровой деятельности.

Занятие 2

«Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей, или знакомство с ЛЕГО продолжается»

Цель. Более полно познакомить детей с конструктором ЛЕГО.
Оборудование. Наборы ЛЕГО ДУПЛА в достаточном количестве.

Как провести спонтанную индивидуальную игру

После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора – в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать ЛЕГО на коррекционных занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке и в кучке на полу (столе).


Детали, детали,
Вы спать не устали?
Сегодня с утра
Нам строить пора!

Предварительная беседа педагога должна быть очень эмоциональной. Необходимо продумать дозированность речевого материала, учитывая патологию. Дети не должны устать слушать! Излишнее затягивание беды приведет к снижению интереса и игровой активности. Видя ЛЕГО, малыши тут же хотят играть в него, пестрота и яркость конструктора притягивает их, ручки детей сами тянутся к нему, малыши начинают что-то мастерить. Им уже хочется строить, и тут не до длинных объяснений. И здесь могут помочь краткие, эмоциональные стихи.


Я от счастья хохочу:
ЛЕГО – то, что я хочу!

На этом занятии перед началом конструирования педагог может и должен выяснить у ребенка наличие предварительного замысла его будущей постройки, помочь спланировать этапы ее строительства, а по окончании расспросить о том, что и как ребенок строил, как будет играть. Не все дети могут самостоятельно составить подобные рассказы. Дети-олигофрены и дети с речевой патологией способны отвечать на вопросы, а многие отказываются отвечать, и заставлять их не нужно. Всему свое время.
Хорошим стимулом для активизации речевой активности детей является запись их рассказов на диктофон. Впоследствии можно дать детям прослушать их рассказы. Это положительно влияет на развитие связной речи у детей как с нормальным развитием, так и с речевой патологией. У детей, имеющих интеллектуальные нарушения, повышается интерес к самому процессу говорения.
Итогом второго занятия может быть анализ созданной детьми постройки. При этом обязательно поощрение со стороны педагога. Следует фотографировать детские ЛЕГО-работы начиная с первого занятия, с тем чтобы в дальнейшем оформить их в альбомы.

Попросите детей нарисовать то, что они построили из деталей ЛЕГО. Оцените работы. Сравните рисунки детей, сделанные на первом и втором занятиях.
Педагог. Глазки закройте, а теперь откройте. Какой красивый конструктор мы видим! Какие разные и яркие кирпичики и формочки! (Наблюдает за изменившимися реакцией и поведением ребенка по сравнению с первым занятием.) Вы их уже знаете. Помните, как легко они скреплялись и получались разные поделки? Будете играть еще? (Дети отвечают)
После этого педагог обращается к детям индивидуально, стараясь вовлечь в активную работу всех: «Давай подумаем, а что мы сегодня будем делать? Расскажи! (Ответ ребенка). А как ты будешь делать? Расскажи! (Ответ ребенка)».
Затем педагог предлагает детям начать строить и играть. Включает музыку.
После того как ребенок закончил игру, педагог беседует с ним: «Какой ты молодец! У тебя так красиво все получилось. Расскажи, что ты построил? (Ответ ребенка). Расскажи, как ты это строил? (Ответ ребенка). Расскажи, как ты будешь играть со своей замечательной постройкой? (Ответ ребенка)». И так, по возможности, со всеми детьми.
В конце занятия проводится итоговая беседа: «Ты такой молодец! У тебя все так хорошо получилось. Ты так хорошо играл и строил! Давай покажем твою постройку другим ребятам. (Показывает работы детей всем.) А дома, ребята, пожалуйста, нарисуйте свои постройки. Только на рисунке должны быть видны ЛЕГО-кирпичики, ведь все это мы строили из них».

Наблюдение за спонтанной индивидуальной игрой

В ходе спонтанной индивидуальной игры педагог может сделать интересные и полезные наблюдения: как развиты мелкая моторика ребенка, его способность координировать движения рук, кистей рук, глаз, способность соединять и разъединять детали, насколько целенаправленны действия детей в процессе конструктивно-игровой деятельности.
Можно понять, есть ли у ребенка предварительный замысел и может ли он реализовать его в постройке. Характер постройки ЛЕГО раскрывает возможности ребенка, уровень его представлений об окружающем мире, выявляет созидательные способности. Каждый ребенок очень быстро из этих волшебных кирпичиков может что-то построить. Возможно, это самое красочное, яркое и радостное детское произведение. А для кого-то и первое.
В процессе спонтанной индивидуальной игры раскрываются личностные особенности ребенка: концентрация внимания, умение доводить задуманное до конца.
Беседуя с ребенком до игры и после ее окончания, педагог выясняет уровень развития не только связной речи (умение составить рассказ о том, что ребенок построил, как строил, как он будет играть), но и способность фантазировать, включать в свой рассказ элементы сказочности. По рассказу ребенка о будущей постройке можно судить о том, как он умеет планировать предстоящую деятельность.

Занятие 3

«Спонтанная совместная игра ребенка и родителя. Продолжение знакомства с ЛЕГО вместе с мамой»

Ц е л ь. Познакомить детей с конструктором ЛЕГО.
Оборудование. Наборы ЛЕГО ДУПЛА в достаточном количестве.

Как провести спонтанную совместную игру ребенка и родителя

Для того чтобы получить наиболее полное представление о ребенке, его семье, необходимо установить доверительные отношения с его родителями (обычно с мамой). Это важно не только для эффективного проведения коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию или умственную отсталость, но и для успешных занятий с детьми с нормальным психофизиологическим развитием. Очень полезно провести совместную игру с родителями, которые после этого становятся гораздо более квалифицированными помощниками педагога.
Педагог должен быть готов к тому, что не всегда предложение поиграть встретит положительную реакцию со стороны родителя. Многие из них, чаще те, дети которых развиваются нормально, отказываются от игры, находя разные причины. Будут и такие варианты, когда мама найдет уважительный предлог и откажется играть с ребенком, несмотря на уговоры малыша. Но бывают ситуации, когда ребенок сам отказывается играть с родителем. Это случается крайне редко, так как каждый ребенок очень любят делать все вместе с взрослыми (с мамой). Настаивать в обоих случаях бесполезно. Даже если игра в этот день состоится, она не будет столь плодотворна. Лучше перенести игру на другой раз.
Педагогу необходимо продумать место проведения совместной игры. Если мама отказывается играть, сидя на ковре, то лучше предложить поиграть за столом.
В конце занятия обязательно похвалите детей и взрослых, оцените их постройку, если они не сделают это сами. Хорошо, когда мама хвалит ребенка. Обратите внимание, закончили ли они свою работу или оставили недоделанной, тогда логопед должен придти на помощь и поставить заключительный штрих в постройке и сказать: «Какие мы молодцы, все довели до конца!»

Ход занятия
Педагог. Здравствуйте! У нас есть такой замечательный конструктор – ЛЕГО. Ваш малыш уже знаком с ним. Ему удалось уже многое построить, и все получалось таким ярким и красивым! А сегодня он очень хочет предложить вам поиграть вместе.
Педагог включает музыку. Ребенок и родитель строят.
Подытоживая, педагог говорит: «Вы вместе так хорошо играли! Вам понравилось? Расскажите о том, что вы сделали. (Слушает рассказ.) Расскажите о том, как вы играли. Спасибо! Вы такие молодцы! Давайте сохраним постройку и покажем ее другим ребятам и родителям».
Целесообразно сфотографировать процесс создания постройки ребенком с мамой. Опыт показал, что такие фотографии значительно улучшают эмоциональную обстановку в семье и повышают эффективность обучения, воспитания и коррекционной работы.

Наблюдение за совместной спонтанной игрой родителя и ребенка

Для оказания более успешной коррекционной помощи педагог-дефектолог проводит большую работу с родителями по выявлению и разъяснению проблем, имеющихся у ребенка. Совместная ЛЕГО-игра родителя с ребенком способствует не только установлению контакта, но и выявляет имеющиеся отклонения в развитии ребенка, причины которых нередко кроются и во внутрисемейных отношениях. Совместная созидательная игра помогает в преодолении этих проблем, и, что самое главное, родитель находится не на позициях стороннего наблюдателя, а выполняет роль активного участника. Посредством совместной ЛЕГО-игры можно оценить, как родитель и ребенок воспримут предложение поиграть, как они начнут игру, кто возьмет на себя роль лидера, каков эмоционально-речевой фон игры, что будет являться окончанием игры и многое другое.

Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, разговаривать - получает новые умения и навыки. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.

Лего конструирование в детском саду

Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.

Конструктор ЛЕГО появился в середине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети.

Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых заведениях предусмотрены целые "ЛЕГО"-комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным. Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора.

Система занятий по ЛЕГО конструированию

Начинать занятия по ЛЕГО конструированию следует со средней группы. Раньше можно, но не рекомендуется, чтобы избежать неприятных ситуаций. На этапе средней группы вовлечение детей в системную конструкторскую деятельность можно посчитать одним из основных условий для формирования способностей осознавать и изучать свойства предметов (размер, форму, цвет).

Перед детьми старшего дошкольного возраста открываются более широкие возможности для конструирования. Дети уже достаточно хорошо могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. В этом возрасте уместно использовать графические модели. У ребят дошкольного возраста отлично развивается логическое мышление и независимость при решении созидательных задач.

Последний этап по развитию конструкторской деятельности - это обучение в подготовительной группе. Занятия становятся достаточно сложными, они включают элементы экспериментирования, дошкольникам создают условия свободного выбора стратегии их деятельности, проверяются пути решения поставленной творческой задачи, которые они сами выбрали.

Современные педагоги считают ЛЕГО конструкторы игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а при необходимости - на коррекцию детей дошкольного возраста. ЛЕГО конструирование - это развитие интеллектуальных способностей, творческая деятельность на практике, которые проявляются в разных видах деятельности: изобразительной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим образом.

Технологию конструирования можно отнести к интерактивной педагогической технологии. Она определяет направление познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра - ведущая деятельность ребенка. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Предложенная система связей включает и образ, выраженный в слове. Для каждого взрослого первостепенной задачей должно являться правильно сформировать и закрепить данные связи в процессе общения с ребенком.

Как провести занятие по лего-конструированию в детском саду

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Новые возможности конструктивноигровой деятельности с ЛЕГО

    Использование ЛЕГО непосредственно для конструктивно-игровых целей

    Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетноролевых играх. Например, два мальчика сооружали постройки из ЛЕГО. Сначала они сделали поезд, потом – туннель и мост. После этого они начали игру: поезд заезжал в туннель, переезжал через мост и т. д. Но самостоятельно этот вид деятельности может развиться только у старших дошкольников с нормальным психофизическим развитием при соблюдении определенных условий. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.
    Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Еще В.В. Зеленский в классификации игр, приводя примеры конструктивных и деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца!
    Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с отклонениями в развитии, как показывает практика, отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны специального педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
    Объекты, смоделированные из деталей ЛЕГО, могут еще быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей. Например, они делали подарки для мамы к 8 Марта в виде поделок-украшений или игрушки-украшения на елку к Новому году и др.

    Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. У ребенка появляется возможность создать собственного колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Естественно, что для детей с речевой патологией, а тем более для детей с умственными отклонениями необходима также квалифицированная помощь специального педагога в овладении не только игройтеатрализацией, но в создании ЛЕГО-персонажа. Для этого используются методы показа игрушки (картинки), оказание целенаправленной помощи, беседа. Впоследствии дети с речевой патологией и некоторые дети с умственными отклонениями начинают создавать интересные постройки и декорации, передавая свое отношение к ним. Дети выбирают различные ЛЕГО-элементы для отдельных частей тела героев, подчеркивая их индивидуальные качества.
    Например, Антон выбрал волка из сказки «Колобок». Для изготовления морды волка ребенок отобрал деталь – сапожок, а глаза, рот, нос, уши и хвост сделал из пластилина. Волк у мальчика получился не злой, а добрый. На вопрос педагога «Почему у тебя такой добрый волк?» ребенок ответил: «А он же колобка не съел».
    В другом случае два умственно отсталых ученика сделали такие варианты деревьев для декораций: один мальчик прикрепил ветки (ЛЕГО-кирпичики) в разные стороны, постройка получилась трехмерной, а другой смастерил крону, напоминающую треугольник со срезанной вершиной.
    Игры-театрализации с созданными ЛЕГО-персонажами очень нравятся детям с отклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
    Использование ЛЕГО-элементов в дидактических играх и упражнениях. На основе уже описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. С этой целью можно пользоваться пособиями Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», А.К. Аксеновой, Э.В. Якубовской «Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы» и др.
    Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО. Педагог помещает разнообразные детали в «чудесный мешочек» и просит найти элемент определенной формы – овал (кирпичик 2x4, сапожок и т. д.).
    Хорошие результаты дает проведение игры «Запомни и повтори», направленной на коррекцию памяти, мышления и речи детей. Педагог выполняет ЛЕГО-постройку, подробно разбирает с детьми, из каких деталей она состоит, а они по памяти ее воспроизводят. В конце игры проводится анализ результатов.
    По аналогии можно разработать массу интересных игр и упражнений, в которых будут использоваться яркие красивые детали ЛЕГО.

    Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром

    Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий (уроков) по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
    Приведем некоторые примеры использования ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте.
    Абстрактный термин «звук» весьма трудно понять нормально развивающемуся ребенку-дошкольнику, а детям с речевой патологией и детям с интеллектуальной недостаточностью тем более. Для решения этой задачи также можно использовать ЛЕГО. В наборах есть человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твердые согласные – человечки в синих костюмчиках, мягкие согласные – в зеленых. Дети любят выбирать человечкам имена (конечно, с незаметной помощью педагога). Например, человечков в синих костюмчиках можно назвать «С» или «Т». Педагог (учитель, логопед, дефектолог) объясняет ребенку: «Смотри, он в синем костюмчике, потому что он – согласный и твердый». А потом, для закрепления, задает вопрос: «А какого цвета костюмчики у твердых согласных?»
    Используя сыпучие материалы и помещая их в туловище человечка, скрепляя кирпичики того же цвета, что и одежда человечка, можно ребенку через игру дать возможность определить звонкость или глухость согласных звуков.
    Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов.
    Пример. Звук А пришел в гости к своему другу звуку П. Они встали рядом и получился слог «АП». Ребенку задаются вопросы.
    Специальный педагог. Сколько всего звуков дружат?
    Ребенок. Два.
    Специальный педагог. Назови первый звук.
    Ребенок А.
    Специальный педагог. Назови второй звук. Ребенок. П.
    Далее педагог задает следующие вопросы: «Назови гласный звук. (Назови согласный звук.) На каком месте стоит гласный (согласный) звук?» Ребенок отвечает, играя с человечком ЛЕГО, а не с фишками. Очень важно на самых первых этапах, когда ребенку еще очень трудно анализировать и синтезировать звуки в слог, оперировать понятием «слог», используя игрушки, человечков, которые позднее размещаются на кирпичиках ЛЕГО 2х2. В работе при составлении схемы слова, нахождении звука в слове можно с той же эффективностью использовать человечков в сочетании с длинным кирпичиком 2x8 желтого цвета. А позднее человечка можно заменить кирпичиком 2x2 соответствующего цвета. Под картинку ребенок кладет длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет человечка в то место на кирпичике, где слышит звук: в начале, середине или конце слова. Когда ребенок видит перед собой ЛЕГО-человечков-звуков, с которыми он играет, трогает их, передвигает, т. е. совершает определенные манипуляции, работа над звуковым анализом слога проходит в игровой форме. Это способствует лучшему усвоению материала.
    По аналогии можно использовать ЛЕГО при составлении схемы предложения, очень нравятся детям составлять из ЛЕГО буквы и т. д.
    Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения малыша, вызванные монотонностью постановки звуков. Нужно только придумать, как это сделать веселее и увлекательней. Например: постановка вибранта может растянуться на довольно долгий срок. Однотипность упражнений, направленных на вызывание вибрации кончика языка, неприятные ощущения нередко вызывают негативную реакцию у ребенка. Как быть? Можно предложить ребенку сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку с интригой. Например: «У Королевы Красивой Речи сломалась ее любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в свое королевство. Помоги ей!» – просит педагог.
    Ребенок уже готов помочь Королеве и согласен выполнить просьбы логопеда. Чтобы завести ее машину, нужно завести моторчик. Машина сказочная, собранная им из ЛЕГО, поэтому нужно завести каждый кирпичик. Дети делают самые разнообразные постройки, а впоследствии придумывают свои истории.
    Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным опытом, что позволяет говорить о некотором психотерапевтическом воздействии ЛЕГО.
    Перечислены только некоторые из возможных вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте.
    ЛЕГО можно использовать и в процессе занятий по теме «Ознакомление с окружающим миром»; темы, изучаемые при помощи конструктивно-игровой деятельности, лучше усваиваются детьми. Например, проходя тему «Домашние животные», дети делают постройки лошади и жеребенка, козы с козлятами, строят для них жилища и т. д.


    Кубик ставлю на площадку.
    Вот другой… Живи, лошадка!

    Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

    Использование ЛЕГО в процессе диагностики

    Еще одно важное направление применения ЛЕГО – использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной и спонтанной и индивидуальной играми описывается в работах С.Д. Забрамной, Е.М. Мастюковой, О.П. Усановой. Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с ЛЕГО позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом (дефектологом, воспитателем), детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка (как с нормальным психофизическим развитием, так и с отклонениями в развитии), с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень его коммуникативности и т. д. (см. раздел «Знакомство с ЛЕГО»).
    В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Это позволяет с самых первых занятий оказывать развивающее воздействие на детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием. Манипулирование с ЛЕГО-элементами также сглаживает, частично преодолевает имеющиеся отклонения в психическом и речевом развитии у умственно отсталых детей (а у детей с речевой патологией оказать более эффективное коррекционное воздействие). Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности.

    Схема диапазона возможностей использования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО

    Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО детей, имеющих отклонения в развитии, и детей с нормальным психофизическим развитием требует особо квалифицированного руководства со стороны педагога. Применяя ЛЕГО в коррекционно-развивающем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.

    Работа по обучению конструктивно-игровой деятельности детей с применением конструкторов ЛЕГО делится на 2 этапа: знакомство и непосредственное обучение (пропедевтический период).

    Татьяна Вячеславовна Лусс

    Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО

    Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли «на равных» играть с ребенком, особенно имеющим отклонения в развитии, выбираем ли для него наиболее интересную и полезную игрушку? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством? Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника и младшего школьника. (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)

    Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе все шире используются ЛЕГО-технологии. Одной из них является конструктивно-игровое средство ЛЕГО ДУПЛА, обладающее рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего – большим диапазоном возможностей. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.

    Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Отечественными психологами и педагогами (Н.Д. Соколова, Г.В. Косова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева и др.) доказано, что дети, имеющие речевые или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами и психологами и автором, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным психофизическим развитием.

    Вопросами разработок методик обучения конструктивной деятельности детей, имеющих нормальное психофизическое развитие, занимались Н.Н Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.; дошкольников с умственными отклонениями – О.П. Гаврилушкина и др. В каждой из методик значительное место отводилось пропедевтическому этапу работы, подчеркивалось важное значение данного периода обучения для детей, имеющих отклонения в развитии, и для дошкольников с нормальным психофизиологическим развитием.

    Подчеркивая социальную значимость игрушек и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин в то же время отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Об этом же много лет назад в своей книге об игрушках писал французский социолог и философ Роланд Бартес, говоря, что главным для ребенка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребенок может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как изобретатель и творец. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-потребителей, а не детей-творцов».

    В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

    Для более эффективной работы с такими детьми необходимо было создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную, так и на логическую сферы, позволяющее связывать их, быстро «строить» надежные и устойчивые «мостики» к тем навыкам и умениям, которые должен освоить ребенок. Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию разветвленной системы наборов ЛЕГО, которая нашла широкое применение во всем мире. В последние годы ЛЕГО все более широко применяется при решении психолого-педагогических задач и в нашей стране.

    Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию. Однако вопросы формирования начального этапа конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО в специальной научно-методической литературе не получили должного освещения и лишь в последнее время изучаются и практически используются.

    Методика обучения ЛЕГО-игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Основу процесса его усвоения составляют чередование практических и умственных действий самого обучаемого, а также учитываются особенности конструктивно-игровой деятельности детей. Методика апробировалась на 6—7-летних дошкольниках, имеющих как нормальное психофизическое развитие, так и речевую патологию (ОНР II–III уровень, осложненные дизартрией, стертой формой дизартрии), и умственно отсталых учениках 0–1 классов. Стихи были специально написаны В.Г. Безбородовым.

    Часть I Психолого-педагогическая характеристика дошкольников старшего возраста и умственно отсталых учеников 0–1 классов вспомогательной школы в развитии

    Дети с нормальным психофизическим развитием к 4,5–5 годам полностью овладевают всей системой родного языка. Они говорят связно, полно излагают свои мысли, легко строят сложные предложения, без труда пересказывают рассказы, сказки, у них уже полностью сформирована звукопроизносительная сторона речи. На фоне развития сюжетно-ролевой игры у детей развиваются творческие способности, речевая активность, формируется познавательный интерес, что в целом направлено на формирование учебной деятельности.

    Нормально развивающиеся дети при направленной помощи воспитателя способны самостоятельно овладеть игрой и конструированием.

    У детей с нарушениями речи, даже обучаемых специально, отмечается более позднее появление речевой активности: первые слова появляются к 3–4 годам. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сниженная вербальная память на фоне относительно сохранных логической и смысловой. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или забывают. Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев без целенаправленного педагогического воздействия не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из-за особенностей словесно-логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

    Наряду с общей соматической ослабленностью у детей отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженное в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук; недоразвитие мелкой моторики.

    Перечисленные особенности детей сказываются на развитии учебной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностях.

    У умственно отсталых младших школьников (олигофрения в степени дебильности) ведущим фактором является недостаточность познавательной деятельности. У учеников ограничены представления об окружающем мире, снижена речевая активность и эмоционально-волевая сфера, грубо нарушены психические процессы (мышление, память, внимание, воображение). Недоразвитие навыков познавательной деятельности выражается в слабости логического мышления, что проявляется в низком уровне развития обобщения, сравнения.

    Интеллектуальный дефект сочетается с недоразвитием речи. Умственно отсталые ученики не различают звуки речи, слова, неточно воспринимают речь окружающих, с трудом овладевают обобщенными и абстрактными понятиями, сложными предложениями, что значительно затрудняет игровую, конструктивную, учебную деятельность и требует непосредственного целенаправленного руководства со стороны педагога (дефектолога), а также более эффективных приемов обучения.

    Читайте также: