М к янгель конструктор

Обновлено: 26.07.2024


Михаил Янгель – советский разработчик ракетного вооружения, создатель нескольких серий боевых ракет, в том числе знаменитой «Сатаны». Лауреат Ленинской премии и дважды Герой Советского Союза.

О большинстве выдающихся разработок советского конструктора Михаила Янгеля общественность узнала только после его смерти. В рабочем кабинете одного из самых засекреченных ученых СССР зарождались новейшие образцы ракетно-космической техники, в том числе знаменитая на весь мир «Сатана».

Создатель лучших на планете боевых ракет платит за свой успех платил инфарктами, последний из которых унес его жизнь в день 60-летнего юбилея. Сердце гениального изобретателя не выдержало в том числе страшной трагедии, случившейся во время взрыва ракеты на Байконуре.

Ранние годы

Будущий конструктор родился 7 ноября 1911 года в иркутской деревне Зырянова, которой сейчас нет на карте из-за затопления водами Усть-Илимского водохранилища. Мальчик рос в многодетной семье, где воспитывалось двенадцать ребятишек.

Михаил Кузьмич Янгель

После шестого класса юноша переехал в столицу, где уже тогда проживал его старший брат Константин. Поступив в московскую школу, Миша устроился на подработку в одну из городских типографий. После получения аттестата зрелости молодой человек записался в Школу фабрично-заводского ученичества. Пройдя подготовку, устроился на текстильную фабрику имени Красной Армии и флота помощником мастера.

В 1931-м молодой человек стал студентом Московского авиационного института. По окончании вуза получил красный диплом со специальности «Самолетостроение». В студенческие годы занимал должность секретаря комитета комсомола института.

Трудовая деятельность

Янгель с молодости отличался технической смекалкой, которая позволила ему уже в первые годы трудовой биографии сделать хорошую карьеру. После МАИ он набирался опыта в нескольких конструкторских бюро и на авиационных предприятиях, работал под началомАртема Микояна, Владимира Мясищева и Николая Поликарпова.

После Великой Отечественной молодой специалист попал в подмосковное НИИ-88, которое сейчас носит имя Сергея Королева. С тех пор Михаил загорелся ракетостроением, ставшим главным делом его жизни.

Михаил Кузьмич Янгель

В те годы ракетно-космическая отрасль подвергалась мощному прессингу со стороны властей, ее буквально разрывали на части. Руководство ВПК в лице Д. Устинова считало, что необходимо внедрять несколько параллельных отраслей в сфере разработки и производства вооружения. Это было элементом плановой экономики СССР, направленным на искусственное создание конкуренции.

НИИ Королева раздробили одним из первых – власти поняли, что главную ставку надо делать именно на ракетную отрасль. Янгель стал руководителем Днепропетровского завода «Южмаш» и связанного с ним КБ «Южное».

Это была колоссальная ответственность. С одной стороны, ракетчиков очень ценили, ведь от них зависела безопасность рубежей страны. С другой стороны, любой промах мог стоить ученому карьеры, и даже свободы. На разработки выделялись огромные средства, а значит, результат от конструкторов ожидался максимальный. Главной проблемой научных деятелей были постоянные интриги, кабинетные войны и происки алчных чиновников.

Некогда сильнейшую команду Сергея Королева после его смерти ослабили внутренние разногласия и желание каждого члена реализовать собственные амбиции. В итоге космическую программу «Союз» пришлось застопорить, вопрос о покорении Луны повис в воздухе.

На этом фоне выигрышно смотрелся Михаил Кузьмич Янгель, не вступавший ни в какие аппаратные игры. Гений технической мысли просто занимался своим делом: он строил ракеты, поскольку лучше всех знал, как их надо строить.

Михаил Кузьмич Янгель

Результатом труда ученого стало появление на вооружении ракет Р-12 и Р-14, характеризующихся средней дальностью. В 1962 году эти комплексы были отправлены на Кубу, в ответ на размещение американских боеголовок в Турции. В этот же период начинается противостояние Янгеля с Королевым за право создания первой межконтинентальной ракеты.

Свою деятельность Михаил Кузьмич начал с разработки топлива на «высококипящих компонентах». Королев в своих экспериментах пытался использовать связку керосин + жидкий кислород, для производства которой требовалось сложное криогенное оборудование. Помимо всего прочего, заправленные таким топливом ракеты длительно хранить было небезопасно.

Михаил Кузьмич Янгель

Янгель пошел другим путем. Он настаивал, что боевые ракеты необходимо заправлять топливом, способным находиться в рабочем состоянии в условиях обычных температур. Со временем позицию конструктора приняли другие ученые, и в космонавтике стали применять преимущественно криогенные двигатели.

Трагедия на Байконуре

Во время испытаний ракеты Р-16 24 октября 1960 года Михаил Кузьмич едва не погиб вместе с несколькими десятками своих коллег. При запуске полностью заправленной ракеты произошел сбой системы, который привел к запуску двигателей второй ступени еще на стартовом столе. Проект был до конца не доработан, оставалась еще масса технических моментов. Однако партийное руководство требовало ускорить запуск, чтобы приурочить его к празднику 7 ноября.

Михаил Кузьмич Янгель

Янгеля спасло только то, что за две минуты до взрыва он отлучился покурить. Трагедия унесла жизни более ста человек, среди них был командующий РВСН маршал Митрофан Неделин. После случившегося конструктор получил инфаркт и долгое время не мог вернуться к работе.

Серия Р-36

Еще одна знаковая разработка Янгеля – тяжелая межконтинентальная ракета Р-36, предназначенная для базирования в шахтах. Один из ее образцов – Р-36орб – обладал неограниченной дальностью полета, позволявшей осуществлять бомбардировку территорий Соединенных Штатов с непредсказуемого для противника направления.

Но самым известным детищем Михаила Кузьмича стала 211-тонная ракета Р-36М, имевшая десять боевых блоков и получившая в западных странах название «Сатана». При ее разработке конструктору пришлось долго отстаивать свою инновацию – минометный старт, против которого выступали многие военные чиновники. Скептики считали, что такую огромную махину выбросить из шахты с помощью газогенератора просто невозможно, однако ученый смог доказать обратное.

Смерть

К сожалению, до запуска Р-36М создатель не дожил – он скончался 25 октября 1971 года, не пережив пятого инфаркта.

Михаил Кузьмич Янгель

Созданные Янгелем ракеты по сей день состоят на вооружении Российской Федерации и являются базой почти для трети всех имеющихся ядерных блоков.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Михаил Кузьмич Янгель. Источник фото: Историко-художественный музей им. академика М.К. Янгеля

7 ноября в деревне Зырянова Иркутской губернии родился советский конструктор ракетно-космических комплексов, академик Михаил Кузьмич Янгель. Он был шестым из двенадцати детей в семье. Чтобы получить достойное образование, пришлось нелегко. Он окончил начальные классы в обычной сельской школе – в крестьянской избе, где в одной комнате жил учитель, а в другой занимались ученики сразу всех трёх классов. Потом он жил то у бабушки с дедушкой, то у тёти, а в седьмой класс он поступил уже в Москву. Там учился его старший брат Константин – студент Горной академии, который пристроил Михаила в общежитие.

Чтобы сэкономить деньги, которые выдавали на трамвай, Михаил Янгель ходил пешком, изучив Москву вдоль и поперёк. Дополнительные средства у него были благодаря подработке – после школы он трудился разносчиком. После седьмого класса поступил в фабрично-заводское училище при ткацкой фабрике в город Красноармейск. На этой фабрике ткали перкаль – ткань для обшивки самолётов, поэтому фабрику часто посещали летчики. Так Михаил Янгель захотел в авиацию.

Он поступил в Московский авиационный институт (МАИ) и с отличием завершил обучение по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Уже на последнем курсе обучения он работал в КБ Николая Поликарпова, позднее он стал директором завода-филиала в КБ Н.Н. Поликарпова. Михаил Янгель писал: "Технику я изучал в МАИ, но настоящую школу инженерного искусства и коллективного творчества прошел в конструкторском бюро Н.Н.Поликарпова".

Послужной список Михаила Янгеля довольно велик. В то время, как Михаил Янгель был главным конструктором ОКБ-586 (Конструкторское бюро «Южное»), он вместе с сотрудниками создал несколько поколений высокоэффективных ракетных комплексов и ракетных систем. Они служили военным, научным, народнохозяйственным целям, положили начало международному сотрудничеству в освоении космического пространства.

На фото ракета Р-12, которая была создана под руководством М. Янгеля. Источник фото: livejournal.com

На фото ракета Р-12, которая была создана под руководством М. Янгеля.

В жизни ему хватало невзгод. В декабре 1938 года Янгеля оклеветали, что он – сын кулака, который с оружием скрывается в тайге. Чтобы это опровергнуть, Михаилу Янгелю пришлось поехать в родную деревню за документами. Там его ожидала полноводная река Ангара, которая не замёрзла. Ему пришлось переплывать реку на лодке в мороз среди льдин и в сильное течение. Он чудом остался живым после этого, но документы о своей родословной доставил в Москву. Позднее с ним случилось другое. Михаил Янгель участвовал в испытании ракеты Р-16 на Байконуре. Испытания обернулись катастрофой, когда погибло, по разным данным, 74 - 126 человек. Ракета взорвалась за полчаса до старта, когда Михаил Янгель отошёл в курилку. Трудно было подобрать слова, что ответить Хрущёву или жёнам, родственникам погибших на вопрос, как он остался жив.

Умер академик от пятого инфаркта в 59 лет. Так как долгие годы его деятельность была засекречена, героя мало кто знал в лицо. Тем не менее, государство высоко оценивало его заслуги. Он стал дважды Героем Социалистического Труда, награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, золотой медалью им. С.П. Королёва АН СССР и другими наградами. Его именем названы улицы в Москве, Киеве, Днепропетровске, Байконуре, кратер на Луне, астероид, посёлок в Иркутской области. Это и многое другое продолжает бережно хранить память о великом конструкторе Советского Союза.

Михаил Кузьмич Янгель. Википедия

Янгель Михаил Кузьмич. Создатель ракетно-ядерного щита. Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского"

Михаил Янгель

Михаил Кузьмич Янгель. 25 октября (7 ноября) 1911 – 25 октября 1971. Советский конструктор ракетно-космических комплексов. Доктор технических наук, академик АН СССР. Дважды Герой Социалистического Труда.

Неофициально:

1. В авиационной и ракетной отраслях промышленности по традиции должность Главный конструктор пишут с заглавной буквы. Это не только от желания подчеркнуть редкость, уникальность таких людей, но и от уважения к их таланту, ученой, инженерной и организаторской мощи. Одним из таких Главных и был Михаил Кузьмич Янгель. Имя его знакомо большинству москвичей благодаря станции метро, названной по улице.

2. Михаил Кузьмич Янгель родился в 1911 году в Иркутской области, 25 октября по старому стилю. Так что 7 ноября Янгель праздновал не только годовщину революции, но и свой день рождения.

3. Он появился на свет в деревне Зырянова, что покоится ныне в водах Усть-Илимского водохранилища. У его родителей было 12 детей.

4. Род Янгелей происходил из Черниговской губернии. Деда по отцовской линии выслали в Сибирь на каторгу и вечное поселение за участие в бунте.

5. Любознательный ученый исследовал происхождение своей фамилии. Он связывал ее со словом «янга» – так называли ковш, в котором запорожцы варили еду. Так же именовали и человека, который черпал и раздавал еду. Есть и другая версия: о фамилия происходила от украинского слова «янгол», что по-русски означает «ангел».

6. Окончив 6 класс Михаил Янгель перебрался к брату в Москву. По окончании ФЗУ (фабрично-заводского училища) начал работать поммастера на текстильной фабрике. И записался на рабфак.

7. На пике популярности советской авиации будущий главный конструктор поступил в МАИ – Московский авиационный институт.

8. Диплом с отличием по специальности «Самолетостроение» привел его сначала в КБ Поликарпова. Того самого Николая Николаевича, что создал легендарные самолеты: «ишак» И-16 и «небесный тихоход» По-2, который немцы называли «кофемолкой», а тому, кто собьет, сразу давали Железный крест.

9. Сибиряк Миша Янгель пришел к Поликарпову еще студентом. И задержался на годы. С началом войны не достигшего и тридцати лет Янгеля назначили исполнять обязанности директора завода и организовывать его эвакуацию.

10. До конца войны Михаил Кузьмич успел еще поработать у авиаконструкторов Микояна и Мясищева. В первым мирный год перспективного специалиста перевели в министерство, а потом бросили на новую отрасль.

11. С 1951 года Михаил Кузьмич Янгель становится заместителем главного конструктора ОКБ-1 НИИ-88 Сергея Павловича Королева, а в 1952 году – директором этого научно-исследовательского института.

12. Когда встал вопрос разработки ракет на новом топливе, что сильно повышало боеготовность ракет, Янгелю дали свое КБ. ОКБ-586, более известное, как КБ «Южное» располагалось в Днепропетровске. Здесь в Днепропетровске Михаил Кузьмич проработал до самой кончины.

13. Разработки Янгеля стали основными изделиями для ракетных войск стратегического назначения. И на мирный космос Янгель тоже трудился. Результаты его работы наблюдались и на Красной площади, и на Байконуре, и на орбите.

14. Янгель чудом выжил в так называемой «неделинской катастрофе» – катастрофе с многочисленными человеческими жертвами, которая случилась 24 октября 1960 года при подготовке к первому испытательному пуску межконтнентальной баллистической ракеты Р-16. Жизнь ему спасла пагубная привычка – он отошел в курилку.

15. Создателя ракетно-ядерного щита страна не обошла наградами. Прямо, как у Пушкина: он «и академик, и герой…». Первое звание Героя Социалистического труда он получил секретным указом за создание баллистической ракеты Р-12. Еще через два года второй секретный указ отметил роль Янгеля в обеспечении первого полета человека в космос. И академиком Янгель стал тоже: доктора технических наук Янгеля в 1961 году избрали академиком академии наук Украины, а еще через пять лет и академиком союзной Академии наук.

16. По наградам и званиям Михаил Кузьмич даже превзошел самого знаменитого в нашей стране Главного – своего бывшего начальника и извечного конкурента, Сергея Павловича Королева.

17. Михаила Янгеля не забыли, а память увековечили – памятники конструктору ракетной техники стоят в Железногорске–Илимском, Днепропетровске и на космодроме Плесецк. А в Байконуре их целых два – в городе и на космодроме.

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.

106 лет назад родился Михаил Янгель, входивший в тройку главных конструкторов советских ракетно-космических комплексов наряду с Сергеем Королевым и Владимиром Челомеем. Он создал «Сатану» – одну из мощнейших межконтинентальных ракет. Что нужно знать об основателе целого направления в производстве баллистических ракет – в материале «Футуриста».

Что известно о Янгеле?


Михаил Янгель родился 7 ноября 1911 года (по юлианскому календарю – 25 октября) в сибирской глубинке - деревне Зырянова Иркутской губернии. У него было 12 братьев и сестер. В 1926 году юноша переехал в Москву к брату Константину. Сначала он учился в техникуме и работал помощником мастера текстильной фабрики в Красноармейске, одновременно обучаясь на рабфаке. В 1931 году он поступил в Московский авиационный институт (МАИ) на специальность «Самолетостроение» и окончил его с отличием. Янгеля направили в конструкторское бюро (КБ) Н.Н. Поликарпова, которого называли «королем истребителей» - там молодой инженер работал над лучшими боевыми самолетами того времени (И-153 «Чайка», И-185).

Во время войны Янгель работал на одном из авиазаводов в Новосибирске, а после окончания Великой Отечественной получал опыт в КБ известных конструкторов А. Микояна и В. Мясищева. Некоторое время Янгель провел в США - молодой специалист изучал американское машиностроение и авиацию в рамках работы в акционерном обществе Amtorg, которое было призвано содействовать развитию советско-американских торговых отношений.

К началу 1950-х годов Михаил Янгель окончил Академию авиационной промышленности СССР и стал одним из самых видных советских конструкторов-ракетчиков и заместителем Сергея Королева в отделе 3 НИИ-88 (ФГУП ЦНИИмаш), который принимал участие во всех советских и российских космических программах. В 1954 году он возглавил особое конструкторское бюро в Днепропетровске (ОКБ-586, «Южное»), которое создавало новые ракеты на высококипящих компонентах топлива - там академик и проработал до самой смерти, вписав свое имя в историю советской космонавтики и оборонной промышленности.

Что он изобрел?


Янгель в известной степени помог Королеву сосредоточиться на космической программе, занимаясь боевыми ракетными комплексами. Изначально на Днепропетровском автотракторном заводе изготавливали баллистические ракеты Р-1, Р-2 и Р-5М. Первая же разработка ОКБ под руководством Янгеля оказалась удачной. Это была ракета средней дальности Р-12, которая составляла почти 80% советских стратегических ракет до середины 1970-х гг. Следующая ракета Р-14, имела те же габариты, что и Р-12, и также была одноступенчатой - но летала она в два раза дальше (4500 км). Этого удалось добиться благодаря высококипящим компонентам топлива - гептила и азотного окислителя АК27-И, которые испаряются при температуре +60 и +22 градусов Цельсия соответственно. Такие компоненты имеют высокий удельный импульс. Кроме того, для них не нужно использовать мощные охладительные установки, как это делается в случае «классических» компонентов - водорода и кислорода.

Двухступенчатая ракета Р-16, которая должна была базироваться в шахте, была одной из самых ожидаемых в СССР, так как она была призвана заменить устаревшую и малочисленную Р-7. После двух неудачных испытаний конструкторы усовершенствовали ракету, и к 1965 году было произведено около 200 ракет.

Статья по теме

«Время первых». Рецензия «Футуриста»

Самой известной ракетой Янгеля является Р-36М дальностью 11000—16000 км, которую в США прозвали «Сатаной». Эта тяжелая ракета могла доставлять на орбиту крупные аппараты (8800 кг), а также использоваться в боевых целях. В ней впервые использовался минометный старт. Ракета выталкивается из герметичного контейнера с выключенным двигателем с помощью пороховых газов, отклоняется с помощью порохового ускорителя, и лишь после этого включается маршевый двигатель. Эта технология стала единственным решением, позволившим запускать ракеты с борта подводной лодки в подводном положении. Янгель начал работу над ракетой в 1969 году, а завершил ее уже после смерти академика его соратник и ученик – Владимир Уткин.

Также Янгель работал над созданием космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ и космических аппаратов («Космос», «Интеркосмос», «Метеор» «Целина»).

А трагедии при запуске его ракет случались?


Взрыв на стартовой площадке Р-16 24 октября 1960 года

К сожалению, да. В 1960 году произошла катастрофа при подготовке к первому испытательному пуску Р-16, в которой погибло 74 человека. Еще несколько человек скончались впоследствии от ожогов и отравления угарным газом. Михаил Янгель был назначен техническим руководителем испытаний.

Запуск было решено приурочить к очередной годовщине Октябрьской революции, поэтому испытания новой ракеты готовились в режиме аврала. За работой конструкторов пристально следили Никита Хрущев и Леонид Брежнев. Изначально пуск был назначен на 23 октября, однако на последнем этапе предстартовых испытаний, уже на заправленной ракете, стали появляться замечания к электрической схеме. Из-за неполадок несанкционированно прорвалась одна из мембран, обеспечивающих герметичность двигателя, а также сработал пиропатрон, разделяющий ступени ракеты при запуске. Заправленная ракета могла находиться на стартовом столе ровно сутки - в случае переноса запуска нужно было сливать топливо и увозить ракету для переборки. Подготовка к новому запуску заняла бы еще несколько недель. Поэтому, вопреки технике безопасности, было принято решение устранить неисправности прямо на готовой к пуску ракете. Янгель пытался уговорить председателя комиссии по летным испытаниям, маршала Неделина, слить топливо и перенести запуск - но тот был непреклонен.

Статья по теме

Что нужно знать о Константине Циолковском

24 октября на стартовой площадке собралось более ста человек: в их числе были испытатели, электрики и конструкторы, которые пытались починить ракету, а также военные, не имеющие прямого отношения к запуску. Маршал Неделин также присутствовал на площадке: он следил за подготовкой к старту в двух десятках метров от ракеты. Двигатель второй ступени ракеты запустился на 30 минут раньше, чем было запланировано. В результате произошел взрыв. Погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола.

Янгель чудом остался жив. Он отошел в курилку вместе с двумя коллегами. Конструктор Борис Черток, один из соратников Королева, пишет, что в курилке должен был состояться важный разговор: академика хотели попросить прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло Янгелю жизнь, но он получил сильные ожоги. Всю оставшуюся жизнь он винил себя в катастрофе - несмотря на то, что виновниками аварии (которую стали называть Неделинской) признали разработчика систем управления и ответственных за технику безопасности, погибших при взрыве.

Какие отношения были у Янгеля с Королевым?


Весьма натянутые. Королев называл высокие и тонкие ракеты Янгеля «карандашами» и сомневался в их пригодности к полету, так как сам работал со сжиженными компонентами. Тем не менее, он вступился за коллегу при расследовании причин Неделинской катастрофы. По воспоминаниям инженера Бориса Губанова, Хрущев позвонил Королеву и спросил: «Что делать с Янгелем?» Главный Конструктор ответил: «Это могло случиться и у меня – новая техника. »

А какое отношение Янгель имеет к советской лунной программе?

Он, наряду с Королевым и Челомеем, разрабатывал сверхмощный носитель для полёта на Луну. Однако из-за плохой координации лунной программы конструкторские бюро были не соратниками, а соперниками. Каждое КБ стремилось доказать, что его проект дешевле. Это стало одной из причин провала советской лунной программы.

Как Янгель переживал неудачи?

Очень тяжело. После Неделинской катастрофы его сразу же вынудили отчитываться перед властями и работать в комиссии по расследованию причин случившегося на полигоне. Напряженная работа, физические и психологические травмы, полученные во время аварии, довели его до инфаркта (второго в его 49 лет). Дочь Янгеля Людмила вспоминает, что в больнице академик, с трудом удерживая карандаш в обожженных руках, рисовал план стартовой площадки и снова и снова пересказывал события, предшествовавшие аварии. Впоследствии Янгель перенес еще два инфаркта, упорно продолжая работу над проектами. Пятого академик вынести уже не смог. Михаил Янгель умер в свой 60-й день рождения.

Это же в честь Янгеля назвали станцию московского метро?


Да, и не только станцию. Его именем названы улицы в различных городах России, Казахстана и Украины, несколько стипендий в технических университетах, а также астероид, кратер на Луне и пик на Памире.

106 лет назад родился Михаил Янгель, входивший в тройку главных конструкторов советских ракетно-космических комплексов наряду с Сергеем Королевым и Владимиром Челомеем. Он создал «Сатану» – одну из мощнейших межконтинентальных ракет. Что нужно знать об основателе целого направления в производстве баллистических ракет – в материале «Футуриста».

Что известно о Янгеле?


Михаил Янгель родился 7 ноября 1911 года (по юлианскому календарю – 25 октября) в сибирской глубинке - деревне Зырянова Иркутской губернии. У него было 12 братьев и сестер. В 1926 году юноша переехал в Москву к брату Константину. Сначала он учился в техникуме и работал помощником мастера текстильной фабрики в Красноармейске, одновременно обучаясь на рабфаке. В 1931 году он поступил в Московский авиационный институт (МАИ) на специальность «Самолетостроение» и окончил его с отличием. Янгеля направили в конструкторское бюро (КБ) Н.Н. Поликарпова, которого называли «королем истребителей» - там молодой инженер работал над лучшими боевыми самолетами того времени (И-153 «Чайка», И-185).

Во время войны Янгель работал на одном из авиазаводов в Новосибирске, а после окончания Великой Отечественной получал опыт в КБ известных конструкторов А. Микояна и В. Мясищева. Некоторое время Янгель провел в США - молодой специалист изучал американское машиностроение и авиацию в рамках работы в акционерном обществе Amtorg, которое было призвано содействовать развитию советско-американских торговых отношений.

К началу 1950-х годов Михаил Янгель окончил Академию авиационной промышленности СССР и стал одним из самых видных советских конструкторов-ракетчиков и заместителем Сергея Королева в отделе 3 НИИ-88 (ФГУП ЦНИИмаш), который принимал участие во всех советских и российских космических программах. В 1954 году он возглавил особое конструкторское бюро в Днепропетровске (ОКБ-586, «Южное»), которое создавало новые ракеты на высококипящих компонентах топлива - там академик и проработал до самой смерти, вписав свое имя в историю советской космонавтики и оборонной промышленности.

Что он изобрел?


Янгель в известной степени помог Королеву сосредоточиться на космической программе, занимаясь боевыми ракетными комплексами. Изначально на Днепропетровском автотракторном заводе изготавливали баллистические ракеты Р-1, Р-2 и Р-5М. Первая же разработка ОКБ под руководством Янгеля оказалась удачной. Это была ракета средней дальности Р-12, которая составляла почти 80% советских стратегических ракет до середины 1970-х гг. Следующая ракета Р-14, имела те же габариты, что и Р-12, и также была одноступенчатой - но летала она в два раза дальше (4500 км). Этого удалось добиться благодаря высококипящим компонентам топлива - гептила и азотного окислителя АК27-И, которые испаряются при температуре +60 и +22 градусов Цельсия соответственно. Такие компоненты имеют высокий удельный импульс. Кроме того, для них не нужно использовать мощные охладительные установки, как это делается в случае «классических» компонентов - водорода и кислорода.

Двухступенчатая ракета Р-16, которая должна была базироваться в шахте, была одной из самых ожидаемых в СССР, так как она была призвана заменить устаревшую и малочисленную Р-7. После двух неудачных испытаний конструкторы усовершенствовали ракету, и к 1965 году было произведено около 200 ракет.

Статья по теме

«Время первых». Рецензия «Футуриста»

Самой известной ракетой Янгеля является Р-36М дальностью 11000—16000 км, которую в США прозвали «Сатаной». Эта тяжелая ракета могла доставлять на орбиту крупные аппараты (8800 кг), а также использоваться в боевых целях. В ней впервые использовался минометный старт. Ракета выталкивается из герметичного контейнера с выключенным двигателем с помощью пороховых газов, отклоняется с помощью порохового ускорителя, и лишь после этого включается маршевый двигатель. Эта технология стала единственным решением, позволившим запускать ракеты с борта подводной лодки в подводном положении. Янгель начал работу над ракетой в 1969 году, а завершил ее уже после смерти академика его соратник и ученик – Владимир Уткин.

Также Янгель работал над созданием космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ и космических аппаратов («Космос», «Интеркосмос», «Метеор» «Целина»).

А трагедии при запуске его ракет случались?


Взрыв на стартовой площадке Р-16 24 октября 1960 года

К сожалению, да. В 1960 году произошла катастрофа при подготовке к первому испытательному пуску Р-16, в которой погибло 74 человека. Еще несколько человек скончались впоследствии от ожогов и отравления угарным газом. Михаил Янгель был назначен техническим руководителем испытаний.

Запуск было решено приурочить к очередной годовщине Октябрьской революции, поэтому испытания новой ракеты готовились в режиме аврала. За работой конструкторов пристально следили Никита Хрущев и Леонид Брежнев. Изначально пуск был назначен на 23 октября, однако на последнем этапе предстартовых испытаний, уже на заправленной ракете, стали появляться замечания к электрической схеме. Из-за неполадок несанкционированно прорвалась одна из мембран, обеспечивающих герметичность двигателя, а также сработал пиропатрон, разделяющий ступени ракеты при запуске. Заправленная ракета могла находиться на стартовом столе ровно сутки - в случае переноса запуска нужно было сливать топливо и увозить ракету для переборки. Подготовка к новому запуску заняла бы еще несколько недель. Поэтому, вопреки технике безопасности, было принято решение устранить неисправности прямо на готовой к пуску ракете. Янгель пытался уговорить председателя комиссии по летным испытаниям, маршала Неделина, слить топливо и перенести запуск - но тот был непреклонен.

Статья по теме

Что нужно знать о Константине Циолковском

24 октября на стартовой площадке собралось более ста человек: в их числе были испытатели, электрики и конструкторы, которые пытались починить ракету, а также военные, не имеющие прямого отношения к запуску. Маршал Неделин также присутствовал на площадке: он следил за подготовкой к старту в двух десятках метров от ракеты. Двигатель второй ступени ракеты запустился на 30 минут раньше, чем было запланировано. В результате произошел взрыв. Погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола.

Янгель чудом остался жив. Он отошел в курилку вместе с двумя коллегами. Конструктор Борис Черток, один из соратников Королева, пишет, что в курилке должен был состояться важный разговор: академика хотели попросить прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло Янгелю жизнь, но он получил сильные ожоги. Всю оставшуюся жизнь он винил себя в катастрофе - несмотря на то, что виновниками аварии (которую стали называть Неделинской) признали разработчика систем управления и ответственных за технику безопасности, погибших при взрыве.

Какие отношения были у Янгеля с Королевым?


Весьма натянутые. Королев называл высокие и тонкие ракеты Янгеля «карандашами» и сомневался в их пригодности к полету, так как сам работал со сжиженными компонентами. Тем не менее, он вступился за коллегу при расследовании причин Неделинской катастрофы. По воспоминаниям инженера Бориса Губанова, Хрущев позвонил Королеву и спросил: «Что делать с Янгелем?» Главный Конструктор ответил: «Это могло случиться и у меня – новая техника. »

А какое отношение Янгель имеет к советской лунной программе?

Он, наряду с Королевым и Челомеем, разрабатывал сверхмощный носитель для полёта на Луну. Однако из-за плохой координации лунной программы конструкторские бюро были не соратниками, а соперниками. Каждое КБ стремилось доказать, что его проект дешевле. Это стало одной из причин провала советской лунной программы.

Как Янгель переживал неудачи?

Очень тяжело. После Неделинской катастрофы его сразу же вынудили отчитываться перед властями и работать в комиссии по расследованию причин случившегося на полигоне. Напряженная работа, физические и психологические травмы, полученные во время аварии, довели его до инфаркта (второго в его 49 лет). Дочь Янгеля Людмила вспоминает, что в больнице академик, с трудом удерживая карандаш в обожженных руках, рисовал план стартовой площадки и снова и снова пересказывал события, предшествовавшие аварии. Впоследствии Янгель перенес еще два инфаркта, упорно продолжая работу над проектами. Пятого академик вынести уже не смог. Михаил Янгель умер в свой 60-й день рождения.

Это же в честь Янгеля назвали станцию московского метро?


Да, и не только станцию. Его именем названы улицы в различных городах России, Казахстана и Украины, несколько стипендий в технических университетах, а также астероид, кратер на Луне и пик на Памире.

Читайте также: