Мальчик сам собирает лего

Обновлено: 15.07.2024

Боруссия Менхенгладбах

Боруссия Менхенгладбах

Красава

Красава

бундеслига Германия

бундеслига Германия

Клубы зовут его в гости, а фаны заваливают запросами.


Что вы делали в 9 лет? Джо Брайант в этом возрасте получил приглашение от «Боруссии» Менхенгладбах – клуб восхитился своим стадионом, который пацан собрал из Lego.

Сборкой стадионов (или попытками) Джо занимается с пяти лет. Не так давно он полностью переключился на немецкие стадионы (хотя болеет за родной «Ипсвич»). В Бундеслигу он влюбился случайно. Семья Брайанта отдыхала в Турции, где познакомилась с немецкими фанатами. Немцы звали Джо с собой на просмотр Бундеслиги – парню понравился не только чемпионат, но и дружелюбие фанатов.

С тех пор он собирает немецкие стадионы – готовы уже 12, стадион «Вольфсбурга» в процессе (готов нижний ярус). Единственный клуб вне Германии – «Андерлехт»: отказать было нельзя, ведь клуб сам обратился к парню с запросом.

Сложно выделить любимчика, но Джо отдает небольшое предпочтение «Сигнал Идуна Парк» – получилось очень реалистично.


Кстати, у «Боруссии» Дортмунд уже есть стадион из Lego – в 2016-м его собрал Райнер Новак. Клуб хранит конструкции в музее.

«Помимо Дортмунда, мне очень понравилось строить стадион «Герты». Она играет на Олимпийском стадионе, который имеет овальную форму, да еще и беговую дорожку. Процесс строительства шел тяжело – в Lego не легко создавать загнутые объекты, потому что конструктор не гнется», – объясняет Джо.

За последние несколько лет он восемь раз ездил в Германию по приглашению клубов Бундеслиги, чтобы продемонстрировать работу. А еще стал официальным послом Бундеслиги.

«Немецкие клубы потрясающие: благодаря их вниманию Джо чувствует себя знаменитостью. Я испытываю невероятную гордость, когда мой сын стоит на поле с восхитительной работой, а фанаты аплодируют. Лучшее воспоминание – день в Бремене. В перерыве клуб объявил, что сохранит стадион в своем музее, и трибуны просто взорвались от шума», – рассказывает Фил, отец Джо.


За три года Брайант серьезно прокачался: первые стадионы собирал из 3 тысяч блоков за месяц, теперь тратит 2 месяца и почти 6 тысяч деталей (на арены «Герты» и «Боруссии» Дортмунд). В строительстве он не использует чертежи и планы!

«Он просто смотрит на фотографии и собирает, – объясняет отец. – Если он уже был на этом стадионе лично, это упрощает задачу. А еще помогают болельщики и клуб: присылают фотографии с разных ракурсов, если Джо попросит».

У Джо нет возможности хранить все стадионы дома.

«Они занимают слишком много места, – жалуется Брайант. – Некоторые мы дарим клубам (если они хотят), остальные приходится разбирать для постройки новых арен – иначе мне придется заказывать тысячи деталей каждый раз!».

Но главная опасность – «Роковая дверь», так Джо называет вход в свою комнату. Проход слишком узкий, поэтому стадион приходится проносить под наклоном – каждый раз процедура требует максимальной концентрации.

Джо рассказывает, что друзья просят его собрать стадионы АПЛ.

«Кроме этого, мне приходят запросы на «Камп Ноу» и стадионы из Перу, Мексики, Бразилии и Аргентины. Но я хочу собрать полный комплект из Первой и Второй бундеслиг», — объясняет Джо.

Но в планах есть еще один особенный клуб – любимый «Ипсвич» ждет модель.

А пока коллекция выглядит так, наслаждайтесь:

«Лотто Парк» – «Андерлехт»


Олимпийский стадион – «Герта»


«Стадион Готлиба Даймлера» – «Штутгарт»


«Воновия Рурштадион» – «Бохум»


«Сигнал Идуна Парк» – «Боруссия» Дортмунд


«Рейн Энерги» – «Кельн»


«Опель Арена» – «Майнц»


«Фельтинс-Арена» – «Шальке»


«Нюрнберг» – «Нюрнберг»


«БайАрена» – «Байер»


«Шварцвальд-Штадион» – «Фрайбург»


«Боруссия Парк» – «Боруссия» Менхенгладбах


«ВВК Арена» – «Аугсбург»


Lego выпустила модель «Олд Траффорд»: 3898 деталей, масштаб 1:600, статуя Фергюсона

Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды Яндекс Маркет.

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.


Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки — это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» — это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был — помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego — тоже будет много интересного.


Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.


1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления, которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Результаты этой работы были опубликованы в 2001 году — их можно найти по запросу: «Block play performance among preschoolers as a predictor of later school achievement in mathematics».

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight».

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне, как невычитанная копия (uncorrected proof — могут быть пропущены запятые, например).

Г) Похожее исследование проводилось в более старшем возрасте. Ученые наблюдали за группой шестиклашек (это 10-11 лет) в голландской школе. И нашли связь между тем, сколько времени дети играли в конструкторы и способностью решать математические задачки.


2. Помимо моторики и математических способностей, конструктор развивает:

А) Логику и самостоятельность при решении задач, способность находить разные пути.

Б) Речь и навыки социализации — конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма: дети в процессе объясняют, что делают, отвечают на вопросы, начинают чаще использовать прилагательные. О том, как конструкторы работают с обычными детьми — в пункте 3 (“А что в России?”).

В) И наше любимое — интерес к технике и творчеству. Об этом мы тоже еще поговорим.


3. А что в России?

О пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская, жена Ленина (Н.К. Крупская, “О дошкольном воспитании”). Её, естественно, много цитировали.

А если серьезно, чтобы получить актуальный и полезный список книг о влиянии конструкторов на развитие ребенка, сегодня достаточно зайти в любой нормальный детский садик (для интересующихся, список в первом комментарии).

Штука в том, что с 2010 года есть целая рекомендованная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду». И по ней в садиках делают свои исследования. В феврале 2016-го, например, закончился эксперимент в одном из садиков в Ямало-Ненецком округе. У них очень структурированное исследование. Почитайте как-нибудь (ссылка в первом комментарии), а мы пока расскажем результат.

Исходно педагоги выявили в группе большой процент детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития (41%) и «недостаточным уровнем сформированности конструктивных умений» (45%).


Так было. Показатель “социально-коммуникативные навыки” замерялся по 10 параметрам (далее для группы “низкий” будет оцениваться снижение параметра, для остальных — его рост).

Педагоги предложили детям 13 коротких занятий с простым пластмассовым конструктором — помогали собрать робота, ракету или домик, причем часть времени дошкольники работали самостоятельно. По итогам, показатели улучшились в среднем на 12%. Т.е. почти на 1 пункт лучше за каждые полчаса игры.


Всего лишь возня с конструктором, Карл!


4. Ученые говорят сами за себя

А вот пример из серии: «Совпадение?! Не думаю!» В 1880-х немцы стали выпускать «каменный», из смеси кварца и мела, конструктор. Он был как “Лего”, только реалистичней: из блоков нужно было собирать копии зданий, но в то же время — и делать что-то свое. В детстве такой конструктор был у Альберта Эйнштейна, Макса Борна и Роберта Оппенгеймера.


«Конструктор как у Эйнштейна» назывался Anker-Steinbaukasten. Оригинальное производство прекратилось в 1963 году, но торговая марка используется до сих пор.


То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?

А) Индийские психологи считают, что да:


Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)

Б) Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…

В) На самом деле, мы не знаем. И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).


Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.

А вот ответы на второй обязательный вопрос:


Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.

В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.

В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.

Г) Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.

Что делать, когда вы выросли

Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.

Играть с детьми. Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Завести хобби. Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.


И не скажешь же, что потратил время зря.

Сделать бизнес. Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом.
Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.

Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.

Конструировать сайты. Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.

Завести Ардуино. Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.

Ностальгировать. Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.

Несмешной и баянистый анекдот, но нельзя просто так взять и начать эту публикацию не с него – он в лучшем виде отображает суть того, о чём пойдёт речь далее. Впрочем, из заголовка вы и так поняли, о чём речь.


Осторожно! Публикация может вызвать непреодолимое желание завести сына.

Урок истории

Компания LEGO (название произошло от датской фразы «leg godt», «Играй с удовольствием») не нуждается в представлении – она была основана в далёком 1932 году, хотя первые знакомые всем пластиковые кубики появились значительно позже, в 1947. Примечательно, что кубики LEGO, выпускаемые в те годы, полностью совместимы с теми, что выпускаются сейчас.

История создания компании, выпущенная компанией Pixar к 80-летнему юбилею LEGO:

Сейчас компания производит около 20 миллиардов деталек в год, то есть более 630 штук в секунду. В текущем модельном ряду более 600 различных конструкторов и так уж получилось, что серия Mindstorms является своего рода вершиной технической мысли, самым-самым навороченным конструктором. Если вкратце, то она позволяет делать вполне себе полноценных роботов.

Как гласит википедия, серия LEGO Mindstorms была впервые представлена в 1998 году. Через 8 лет (в 2006) на свет появился набор LEGO Mindstorms NXT 1.0, а уже в 2009 — набор LEGO Mindstorms NXT 2.0. Сегодня речь пойдёт о LEGO Mindstorms EV3 – последнем (третьем) поколении терминатора конструктора, который был представлен почти год назад, 4 января 2013 года (в продаже появился только спустя полгода).

Отличия EV3 от NXT 2.0

В принципе, главная идея осталась прежней – серия предназначена для сборки программируемых роботов. Поэтому первым встаёт вопрос, а что же поменялось с момента выхода предыдущего конструктора и стоит ли покупать новый? Основное отличие заключается в обновленных датчиках/моторах и, самое главное, в интеллектуальном блоке EV3 (EV означает EVolution):

EV3 NXT
Дисплей Монохромный LCD, 178x128 Монохромный LCD, 100x64
Процессор 300 МГц
Texas Instruments
Sitara AM1808 (ARM9)
48 МГц Atmel
AT91SAM7S256
(ARM7TDMI)
Память 64 Мб RAM
16 Мб Flash
Слот microSDHC (до 32 Гб)
64 Кб RAM
256 Кб Flash
USB-хост Есть Нет
Wi-Fi Опционально, через USB-донгл Нет
Bluetooth Есть Есть
Поддержка Apple-устройств Есть Нет
Как видите, разница довольно существенна – было бы странным, если бы за 4 года поменяли только разрешение экрана и набор наклеек.

Ещё одно отличие заключается в том, что серия NXT продавалась в нескольких версиях (в разные годы) и представляла собой разные наборы, базовые и ресурсные. У нового EV3 с этим попроще – пока он продаётся в основном варианте – 31313 (601 деталь), из которого можно наделать кучу всего. Но при желании можно докупить базовый набор 45544 (541 деталь) с дополнительными сенсорами и детальками (использовать детали от обычных конструкторов также никто не мешает). Кстати, обратите внимание на пятизначные артикулы – на такую нумерацию компания перешла в 2013 году.

Что касается совместимости, то тут было проделано всё возможное. Все NXT-сенсоры и моторы совместимы с EV3 и распознаются как NXT. EV3-сенсоры не работают с NXT, но EV3-моторы вроде как совместимы. NXT-кирпичик может быть запрограммирован софтом от EV3, но некоторые функции могут быть недоступны, а вот запрограммировать EV3-кирпичик NXT-софтом без сторонних решений не получится.

Внутри коробки

Ещё когда я сам был маленький и ездил с родителями в центральный Детский Мир (когда он ещё был), на Лубянку – уже тогда я не мог оторвать глаз от коробок с LEGO. Тогда не было ни Гиктаймс, ни даже Хабра, но с тех пор коробки остались всё такими же яркими и сочными, даже во взрослом возрасте активируют процесс слюновыделения ) В этом плане другим производителям есть чему поучиться.


Часть коробки, на самом деле, представляет собой (если её разрезать) трассу с различными цветовыми зонами, которую можно использовать для роботов с сенсорами цвета.

Все детальки аккуратно разложены по пакетикам, в комплекте – инструкция и набор наклеек. Давайте вкратце пройдёмся по тому, что положили в комплект.



Сам EV3, он же интеллектуальный блок, он же сердце системы, он же «кирпичик» или «кубик». Служит центром управления и энергетической станцией для вашего робота и имеет следующие функциональные элементы:


– Многофункциональный монохромный дисплей с разрешением 178х128
– Шестикнопочный интерфейс управления с функцией изменения подсветки (3 цвета) для индикации режима работы
– 4 порта ввода (1, 2, 3, 4) для подключения датчиков
– 4 порта вывода (A, B, C, D) для выполнения команд
– 1 разъём miniUSB для подключения EV3 к компьютеру
– 1 порт USB–хост (для соединения нескольких EV3 в одну цепь, например)
– 1 слот для карт памяти формата microSD (до 32Гб) – для увеличения объёма доступной памяти EV3
– Встроенный динамик




Кубик EV3 также поддерживает Bluetooth, WiFi (через USB-адаптер NETGEAR WNA1100 Wireless-N 150), для связи с компьютерами имеет программный интерфейс, позволяющий создавать программы и настраивать регистрации данных непосредственно на микрокомпьютере EV3.

» Большой EV3-сервомотор (2 штуки). Cоздан для работы с микрокомпьютером EV3 и имеет встроенный датчик вращения с точностью измерений до 1 градуса. Используя этот датчик, мотор может соединяться другими моторами, позволяя роботу двигаться с постоянной скоростью. Кроме того, датчик вращения может использоваться и при проведении различных экспериментов для точного считывания данных о расстоянии и скорости.


– Встроенный датчик вращения с точностью измерений до 1 град
– Максимальные обороты до 160-170 об/мин
– Максимальный крутящий момент в 40 Нсм
– Автоматическая идентификация программным обеспечением EV3

» Средний EV3-сервомотор. Идеален для задач, когда скорость и быстрота отклика, а также размер робота важнее его грузоподъёмности.


– Встроенный датчик вращения с точностью измерений до 1 градуса
– Максимальные обороты до 240-250 об/мин
– Максимальный крутящий момент в 12 Нсм
– Автоматическая идентификация программным обеспечением EV3

» Датчик цвета (EV3). Способен определить 8 различных цветов, хотя также может использоваться как датчик освещённости.


– Измеряет отраженный красный свет и внешнее рассеянное освещение, от полной темноты до яркого солнечного света
– Фиксирует и определяет 8 цветов
– Частота опроса до 1 кГц
– Автоматическая идентификация программным обеспечением EV3

» Датчик касания (EV3). Позволяет роботу реагировать на касания, распознает три ситуации: прикосновение, щелчок и освобождение. Также способен определить количество нажатий, как одиночных, так и множественных.

» Цифровой ИК-датчик (EV3). Для определения приближения робота. Также способен улавливать ИК-сигналы от ИК-маяка, позволяя создавать дистанционно управляемых роботов, навигационные системы для преодоления препятствий.


– Измерения приближения/удаления в радиусе 50-70 см
– Радиус улавливания ИК-сигналов до 2 метров
– До 4 индивидуальных каналов приёма сигнала
– Получение удаленных ИК-команд управления
– Автоматическая идентификация программным обеспечением EV3

» Удалённый инфракрасный маяк. Разработан для использования с ИК-датчиком EV3. Маяк излучает ИК-сигнал, улавливаемый датчиком – может использоваться в качестве пульта дистанционного управления микрокомпьютера EV3, передавая сигналы на ИК-датчик.

– До 4 индивидуальных каналов передачи сигнала (переключатель прямо на корпусе)
– Имеет кнопку и тумблер для включения/выключения
– При работе ИК-маяка горит зелёный светодиод
– Автоматическое отключение при простое более 1 часа
– Радиус действия до 2 метров

В отдельном пакетике смотаны провода для подключения датчиков и моторов к кубику, а также USB-шнур для подключения кубика к компьютеру.


Стоит отметить два важных момента. Во-первых, существуют другие датчики Lego, такие как:

» Гироскопический датчик (EV3). Цифровой гироскопический датчик EV3 позволяет измерять движение вращения робота, а также улавливать изменения в его движении и положении. Режим измерения углов с точностью до ± 3 градуса; встроенный гироскоп улавливает вращения с моментом до 440 град/с; частота опроса до 1 кГц.

» Ультразвуковой датчик (EV3). Генерирует звуковые волны и фиксируюет их отражения от объектов, тем самым измеряя расстояние до объектов. Также может использоваться в режиме сонара, испуская одиночные волны. Может улавливать звуковые волны, которые будут являться триггерами для запуска программ. Измеряет расстояния в пределах от 1 до 250 см, а точность измерений составляет ± 1 см.

А во-вторых, поддерживаются сенсоры и прочие аксессуары от сторонних производителей, таких как HiTechnic и Mindsensors – они предлагают всевозможные джойстики, инфракрасные датчики расстояний, магнитные датчики, компасы, гироскопы, акселерометры, таймеры, мультиплексоры, шаровые опоры, и т.д. Так что, если задаться вопросом, можно найти много всего интересного.


В общем, как вы уже поняли, LEGO – это для реальных пацанов!

Первая модель

В комплекте с конструктором идёт бумажная инструкция, по которой можно собрать одну-единственную модель – некое подобие гусеничной самоходной машины.


Сначала я удивился, ведь даже в самых простых наборах (серии типа LEGO Creator) всегда идёт несколько инструкций, а тут вдруг бумаги пожалели или места в коробке не нашли. Оказалось… что только на официальном сайте из набора деталей предлагается собрать 17 разных роботов! Поэтому 17 инструкций в коробке были бы действительно лишними (и для логистики, и для лесов природы). Вот названия роботов: EV3RSTORM, GRIPP3R, R3PTAR, SPIK3R, and TRACK3R. ROBODOZ3R, BANNER PRINT3R, EV3MEG, BOBB3, MR-B3AM, RAC3 TRUCK, KRAZ3, EV3D4, EL3CTRIC GUITAR, DINOR3X, WACK3M, и EV3GAME – инструкции для них придётся качать из инета, равно как и софт для подключения EV3 к компьютеру.


Инструкция наиподробнейшая, накосячить сложно. Сын сказал , что детали в пакетиках расфасованы не очень удачно – на первой же странице может потребоваться вскрыть 3 разных пакета, но это тоже мелочи.


Кубик EV3 необходимо запитать, для чего можно использовать аккумулятор (нет в комплекте) или 6 пальчиковых батареек. Забегая вперёд – ещё 2 батарейки (но уже мизинчиковых) понадобятся для питания ИК-маяка (он же пульт ДУ).


Первую модель ребёнок (7 лет) собрал примерно минут за 30.


Процесс оказался не таким увлекательным, как, например, сборка моделей LEGO Technics – в инструкции предлагается собрать далеко не самого интересного робота: в нём лишь крупные детали, среди которых были практически все датчики и двигатели – видимо, чтобы продемонстрировать работу каждого из них.



Но вот результат превзошёл все детские ожидания – впервые он собрал модель, которая могла двигаться сама: вперёд-назад, поворот, разворот на месте, крутила щупальцами…



Запуск осуществляется с кубика EV3, для чего следует нажать пару кнопок на лицевой панели. Некоторые действия можно запрограммировать прямо на кубике: выбрать количество итераций, настроить подачу звукового сигнала и так далее – в одной статье всего не рассказать, курите мануалы.



Программировать через компьютер собранную выше модель не пришлось. Тем не менее, возможность такая есть, при этом на разных уровнях хардкорности.

Ребёнку проще всего будет начать с предлагаемого производителем софта, который есть как под Windows, так и под OS X. Во втором случае дистрибутив весит 666 Мб, а установленное приложение займёт гигабайт. Оно называется LEGO Mindstorms EV3 Home Edition и разработано совместно с небезызвестной компанией LabView. На сайте LEGO довольно много обучающих программированию материалов.

Сразу после запуска перед нами возникает интерактивный «гараж» из роботов, которых можно собрать из набора:


Выбираем понравившегося и начинаем собирать: перед нами появится интерактивная инструкция по сборке, видеоролики, а также подборка различных миссий, которые можно выполнить с собранным роботом. Вот почему дистрибутив весил так много.




Не вижу смысла описывать всё в деталях: вы быстрее скачаете приложение сами и увидите, что там есть и на каком уровне. Разве что упомяну один из недостатков, который мне больше всего запомнился: не самый дружелюбный (особенно для детей) интерфейс – от приложения попахивает каким–то банк-клиентом.

Нельзя ещё раз не отметить, что кубиком EV3 можно управлять со смартфона на операционных системах Android или iOS, для чего есть отдельные приложения.

Если всего этого оказалось мало, можете повысить градус хардкора. Для кубика EV3 существуют различные прошивки, которые позволяют расширить его возможности, скорость работы и т.д. Вот, например, альтернативная прошивка leJOS EV3 – прошивка с jvm, позволяющая программировать EV3 на языке Java. Хотите на другом языке? Окей, гугл – в вашем распоряжении почти 60 вариантов на выбор: ASM/C/C++/Perl/Python/Ruby/VB/Haskell/Lisp/Matlab/LabVIEW и многое-многое другое.

Более подробно об этом я рассказывать не буду по нескольким причинам: во-первых, программист из меня полный false (все надежды на сына), во-вторых, пока мы успели собрать только одну модель (и на выходных возьмёмся за вторую), а в-третьих – вы уже и так оформили заказ на этот конструктор и скоро сами всё узнаете ;) Ну а если серьёзно, то статья и так уже огромная – вот лучше две ссылочки изучите: раз и два.

Ну и ещё большой плюс – это LEGO-сообщества, которых полно по всему миру. Можете быть уверены, что на любом из этапов экспериментов с роботами вы всегда сможете найти единомышленников и тех, кто сможет помочь с решением проблемы. Помимо дружелюбных сообществ, на просторах сети выложено огромное множество различных инструкций, моделей, исходников, видеороликов и обучающих материалов. Всё это означает одно: с Mindstorms вы не соскучитесь.

Я тебя вижу, парень! Сбылось пророчество Электроника, будь неладен этот кудрявый киборг, накаркал-таки! Всё скоро станет, как в его песенке: «вкалывают роботы, а не человек». А потому число руко*опов среди мужского населения растет, согласно Ютубу, в геометрической прогрессии. Ни крана, ни гвоздя от них не дождешься, все они — великие теоретики труда. И ты — один из них.

«Собирай лего, детка», или Как вырастить безрукого мужика?

Я тебя понимаю. Кружков «очумелые ручки» даже в таком городе, как Москва — по пальцам пересчитать. Мало хороших кружков, где взрослый прокуренный дядя научил бы тебя отвертку держать, не говоря уж про лобзик. А паяльник и вовсе воспринимается тобой исключительно как орудие пыток. Ты ж этот — по клаве стукашечка. Дятел, одним словом.

Но ты не отчаивайся. Уже появились мастер-классы по сколачиванию кормушек. Стоят, правда, тысячу рублей. Да-да, чтобы три доски прибить, тебе нужен теперь косарь. Скоро появятся классы по замене батареек, тогда станешь полностью крутым! Простые вещи сейчас преподносятся за деньги как редкое умение.

Ты тоже на уроке труда лего собирал, а в старших классах конспектировал Библию? Тебе объяснили тогда зачем? Объясню. Это чтоб ты молился, если лампочка вдруг перегорит. Полезная книга, но для забивания гвоздей не годится, как ты сам уже понял.

Зато курсы робототехники для воспитания ребенка современности — под каждым кустом. Помнишь, там за 4 тысячи в месяц ты собирал лего под руководством опытного наставника? Лет 20 ему было, наставнику твоему, прошел он месячную спецподготовку, чтобы тебя учить. Ну, то есть сам сперва научился собирать, а потом уж к тебе. Штампуют таких наставников пачками, чтобы удовлетворить всех желающих мам.

«Собирай лего, детка», или Как вырастить безрукого мужика?

И мама была рада, думала, станешь конструктором. Ты осваивал все новые и новые уровни, наставник тебя хвалил (хвалить его тоже учили). Папа был рад: сын вроде как при деле, жена не клюет, можно на диване лежать. И ты был рад. Еще бы! Кто не любит лего собирать, шаблонно, шапочно и безмозгло, не понимая причин и следствий, сути явления, что заставляет игрушку двигаться. Всеобщая радость — девиз платного образования. Фото: Depositphotos

Полноценные курсы при музеях, например, по автомобилестроению, прошли мимо тебя, ибо стоили порядка 10 тысяч. Там все было на высшем уровне, 3-d картон, электроника и все такое.

Но тут и пенять не на кого, у твоих родителей кошелек был не резиновый. У нас так теперь: для богатых — 3-d картон, для бедняков — Библия. Золотой середины, рассчитанной на среднестатистического пацана, как ты — нет.

Обучение взрослых куда дороже. Столярное дело и ковку ниже 36 тыс. не найти. 50 тысяч — средняя цена за курс. Это в Москве, про регионы не знаю, в регионах, возможно, руки еще не из попы, ибо жизнь бодрит.

Почему невыгодно растить умелых мужиков? Объясню.

Заметил, что маленькая поломка часто требует замены целого блока или и вовсе покупки новой техники? Чем меньше поломанная деталь, тем она дефицитнее и дороже, проще купить новое оборудование. А кто же будет новую технику покупать, коли сам ее чинить начнет? Так ведь и заводы встанут в Китае. Поэтому потребитель нужен с руками из попы, желательно с рождения, как ты.

Сказку хочешь? Раньше любой мужик подзаборный отверткой в ухе поковыряет, кружечку пивка проглотит, да и додумается, как починить вещь. Голодная жизнь заставляла его шевелить мозгами. Мужики штабелями лежали под машинами, идешь по двору — одни ноги торчат из-под машин. Вещи служили веками. Сейчас это не выгодно никому.

И как следствие — усложненные мужчины, как ты, привыкшие, что от них одно нужно — деньги. Вот убедили же тебя, что всё должны делать профессионалы? Эксперты по замене лампочек, по устранению течи в унитазе и прочие эксперты. А потому, как случится беда (скажем, на даче, свет погаснет), считай всё — будешь в поле васильки жевать.

«Собирай лего, детка», или Как вырастить безрукого мужика?

Говоришь, техника сложная пошла? Кто тебе сказал? Как будто ее не люди, а марсиане делают только по им известным межгалактическим технологиям. Это не техника в усложнение пошла (её физика в учебник для 6 класса влезет целиком), а вот мозг твой и в самом деле пошел на убывание, нейронные связи в нем рассыпаются от скуки. Фото: Depositphotos

В Германии, например, вообще запрещено что-либо ремонтировать самому в съемном жилье. Не приведи бог. Кран закапал — зови хаусмастера. Муха к окну прилипла — зови хаусмастера. Хаусмастер на мерседесе приезжает, пузо из машины вываливает и спешит муху спецраствором с окна отлеплять и на это место духами брызгать. Хаусмастер в три раза толще хозяина дома был. Вот у нас тоже так будет.

Поэтому и говорю тебе: снимай перстни, портки, что между ног болтаются, все равно ты на нигера не похож. На чучело похож. Бери отвертку — бушь гонять в мерсе через 10 лет. Представить себе не можешь, сколько я на своем хаусмастере сэкономила, что дома работает у меня уже 15 лет за тарелку наваристого борща, глаженую рубашку и еще кое-что.

Пусть я скажу то, что твоей маме не понравится, но ее помешательство на лего сделало тебя идиотом. И ты не одинок. Знаю десятки людей, у которых дома пылятся ящики с лего, что собрали однократно и не играют. Разбивают ненароком готовую игрушку и плачут — не знают, как починить, боятся, что не получится, как на картинке. Ибо картинки все красивые, из любимых мультиков, словно кричат: «Собирай и не умничай!»

В то время как настоящий мастер ничего не боится, экспериментирует, пробует: так колесо вкрутит, эдак, оценит (ну да, колеса — это то, на чем машины ездят, а не то, что вы в клубе потребляете). Не катится машинка? А почему? А если я не то колесо, а это поставлю? А если заменю его, скажем, на гусеницы? А если деталь начерчу, вырежу сам из бумаги? А если не из бумаги, а из папиного ботинка?

Потому и ракеты у нас раньше не падали, что лучшие умы работали над ними, годами повышая мастерство, терпели, не бросали, рассчитывали на себя, хаусмастера никто не ждал. А теперь падают.

Да бог с ними, с ракетами! Нам бы в домашнем хозяйстве хоть гвоздик в стенку забить, фотку повесить. Можно и помолясь.

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.


Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки — это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» — это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был — помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego — тоже будет много интересного.


Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.


1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления, которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Результаты этой работы были опубликованы в 2001 году — их можно найти по запросу: «Block play performance among preschoolers as a predictor of later school achievement in mathematics».

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight».

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне, как невычитанная копия (uncorrected proof — могут быть пропущены запятые, например).

Г) Похожее исследование проводилось в более старшем возрасте. Ученые наблюдали за группой шестиклашек (это 10-11 лет) в голландской школе. И нашли связь между тем, сколько времени дети играли в конструкторы и способностью решать математические задачки.


2. Помимо моторики и математических способностей, конструктор развивает:

А) Логику и самостоятельность при решении задач, способность находить разные пути.

Б) Речь и навыки социализации — конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма: дети в процессе объясняют, что делают, отвечают на вопросы, начинают чаще использовать прилагательные. О том, как конструкторы работают с обычными детьми — в пункте 3 (“А что в России?”).

В) И наше любимое — интерес к технике и творчеству. Об этом мы тоже еще поговорим.


3. А что в России?

О пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская, жена Ленина (Н.К. Крупская, “О дошкольном воспитании”). Её, естественно, много цитировали.

А если серьезно, чтобы получить актуальный и полезный список книг о влиянии конструкторов на развитие ребенка, сегодня достаточно зайти в любой нормальный детский садик (для интересующихся, список в первом комментарии).

Штука в том, что с 2010 года есть целая рекомендованная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду». И по ней в садиках делают свои исследования. В феврале 2016-го, например, закончился эксперимент в одном из садиков в Ямало-Ненецком округе. У них очень структурированное исследование. Почитайте как-нибудь (ссылка в первом комментарии), а мы пока расскажем результат.

Исходно педагоги выявили в группе большой процент детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития (41%) и «недостаточным уровнем сформированности конструктивных умений» (45%).


Так было. Показатель “социально-коммуникативные навыки” замерялся по 10 параметрам (далее для группы “низкий” будет оцениваться снижение параметра, для остальных — его рост).

Педагоги предложили детям 13 коротких занятий с простым пластмассовым конструктором — помогали собрать робота, ракету или домик, причем часть времени дошкольники работали самостоятельно. По итогам, показатели улучшились в среднем на 12%. Т.е. почти на 1 пункт лучше за каждые полчаса игры.


Всего лишь возня с конструктором, Карл!


4. Ученые говорят сами за себя

А вот пример из серии: «Совпадение?! Не думаю!» В 1880-х немцы стали выпускать «каменный», из смеси кварца и мела, конструктор. Он был как “Лего”, только реалистичней: из блоков нужно было собирать копии зданий, но в то же время — и делать что-то свое. В детстве такой конструктор был у Альберта Эйнштейна, Макса Борна и Роберта Оппенгеймера.


«Конструктор как у Эйнштейна» назывался Anker-Steinbaukasten. Оригинальное производство прекратилось в 1963 году, но торговая марка используется до сих пор.


То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?

А) Индийские психологи считают, что да:


Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)

Б) Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…

В) На самом деле, мы не знаем. И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).


Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.

А вот ответы на второй обязательный вопрос:


Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.

В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.

В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.

Г) Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.

Что делать, когда вы выросли

Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.

Играть с детьми. Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Завести хобби. Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.


И не скажешь же, что потратил время зря.

Сделать бизнес. Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом.
Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.

Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.

Конструировать сайты. Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.

Завести Ардуино. Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.

Ностальгировать. Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.

Читайте также: