Математика с лего в детском саду

Обновлено: 29.04.2024

Населенный пункт: г. Челябинск

Автор: Рамкулова Виктория Андреевна

Организация: МБОУ «С(К)ОШИ №12 г. Челябинска»

Населенный пункт: г. Челябинск

Автор: Сидорова Тамара Павловна

Организация: МБОУ «С(К)ОШИ №12 г. Челябинска»

Населенный пункт: г. Челябинск

Автор: Барьянова Валентина Павловна

Организация: МБОУ «С(К)ОШИ №12 г. Челябинска»

Населенный пункт: г. Челябинск

Каждая школа по-своему использует робототехнику. Оказалось, образовательные конструкторы могут прочно войти в жизнь не только лицеев и обычных общеобразовательных школ, но и школ для детей с особыми образовательными потребностями.

Несколько лет назад, когда в школе появилась образовательная робототехника и только начиналось их использование, у учителей математики возникли закономерные вопросы: как использовать конструктор, при изучении каких тем, с чего начать? И первое, что мы сделали – составили перечень тем, на которых можно было попробовать её использовать. Оказалось, что таких тем не очень-то и много. В основном это были темы курса математики 5-6 класса: «Обыкновенные дроби», «Площади фигур», «Равные фигуры», «Развертки пространственных фигур», «Симметрия», «Простейшие комбинаторные задачи» (опыт использования образовательной робототехники при изучении этих тем достаточно представлен в Интернете, подробно описаны преимущества её использования). А вот при изучении математики обучающимися старших классах основной школы таких тем оказалось еще меньше (сказываются психофизические особенности слабослышащих учащихся). Об одном из таких уроков расскажем чуть позже.

Но мы сделали для себя один очень важный вывод: опираясь на естественный интерес ребят к разработке и постройке различных механизмов, на занятиях различных внеурочных курсов по ЛЕГО - конструированию мы можем наконец-то реально показать практическое применение математических знаний. Все курсы внеурочной деятельности данного направления представляют собой межпредметные модули, где обучающиеся ся комплексно используют свои знания, полученные на уроках, в том числе и на уроках математики, углубляют их, совершенствуют вычислительные навыки, умение работать с формулами, использовать или представлять информацию в виде, таблиц, графиков, диаграмм.

Учителя физики и математики работают в тесном сотрудничестве. Знание особенностей преподавания двух предметов, учет психофизических особенностей слабослышащих обучащихся позволяют им при подготовке к занятиям детально продумать тематический материал (по математике), необходимый при рассмотрении нового материала, предварительно его вспомнить, повторить с ребятами, а так же продумать элементы посильной исследовательской работы с ними.

Например, при выполнении экспериментальных заданий по измерению силы, которую прикладывает автомобиль при буксировке груза, ребята затем вычисляют работу этой силы, знакомятся с новыми функциональными зависимостями.

При изучении датчиков и моторов ребята измеряют время в секундах с точностью до десятых долей, дают оценку расстоянию и измеряют или вычисляют его, устанавливают взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния, выдвигают гипотезы о связи между диаметром и скоростью вращения, анализируют полученные в ходе работы данные, делают выводы.

Мы привели лишь некоторые примеры взаимодействия математики и ЛЕГО – конструирования на внеурочных занятиях. Но это взаимодействие ориентировано на результаты образования, основано на системно - деятельностном подходе, направлено на развитие логики, математических, словесных, конструкторских способностей, всего того, на что ориентирует нас ФГОС.

Рассмотрим конкретный пример практического использования образовательной робототехники на у роке геометрии в выпускном классе основной школы по теме «Длина окружности». Данный урок основан на интеграции практической работы и исследовательской деятельности учащихся с мультимедийным сопровождением.

Учащимся была предложена практическая работа. Они разбились на группы. Каждой группе необходимо было измерить с помощью предложенных инструментов длину окружности, радиус и затем вычислить отношение длины окружности к её радиусу. Первой паре необходимо было провести измерения с помощью нити, второй – при помощи курвиметра, третьей – с использованием робота, собранного из деталей LEGO -конструктора EV 3.

После необходимых измерений и вычисления отношения, ребята смогли самостоятельно сделать вывод о том, что отношение длины окружности к её радиусу есть величина постоянная, и она равна примерно 3,14 или π.

Предлагаемый подход к обучению способствует развитию самооценки, причем позволяет менее успешным детям «сохранить лицо».

Как отметили сами обучащиеся, урок показался им эмоциональным и неутомительным (что было достигнуто за счёт переключения на разнообразные виды деятельности). Это резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. А практическая работа ребят с геометрическим конструктором способствует развитию координации и мелкой моторики рук.

Таким образом, учителя математики нашей школы стараются строить свою работу так, чтобы показать связь тех трудовых и интеллектуальных навыков, которые вырабатываются в процессе занятий математикой, с навыками, необходимыми в различных профессиях.

Выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты математики, способствует развитию интереса к математике как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения, с пособствует повышению мотивации школьников к выбору инженерных специальностей.

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных проблем дошкольной педагогики. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из трудных учебных предметов. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на компьютерах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направленно прежде всего на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математики в школе и детском саду.

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Конструирование — это изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоскостных и объемных моделей.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

Именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LeGo является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает её сути. В ходе образовательной деятельности с использованием конструктора можно показать, что математика – это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнёром, работать в коллективе. ЛЕГО – технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Участники проекта:

• Дети старшего дошкольного возраста;

Цель и задачи.

Цель программы: формирование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники.

Задачи:

• Развитие математических способностей с помощью конструкторов LeGo:

- Формировать умение ориентироваться в пространстве;

- Формировать представления о количестве, счете, форме, величине, цвете;

- Формировать знания о пропорции, симметрии, понятии части и целого;

• Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству;

• Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ;

• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца;

• Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность;

• Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;

• Развивать мелкую моторику;

• Развивать память, внимание;

• Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки;

• Воспитывать толерантность друг к другу.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными образовательными стандартами.

Формы реализации:

• Игровые образовательные ситуации;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• театрализация с математическим содержанием;

• коллективное занятие (свободное участие детей в нем);

• самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;

• творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей,

• учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия).

Методы и приемы

• сюжетно – ролевая игра;

Средства:

• наглядный материал (книги, схемы);

• программируемые конструкторы LeGo – WeDo;

Основные средства:

• создание игровых образовательных ситуаций;

• проведение развлечений, конкурсов;

• обогащение развивающей среды в группе;

• участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении;

• информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье с помощью конструкторов.

Условия инновационной работы:

• создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,

• при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

• новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного выявления существенных признаков, анализа, сравнения.

• большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка.

• процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

• каждый ребенок продвигается вперед своим темпом.

• у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

• обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Имеющиеся ресурсы для реализации проекта:

• Программируемые и непрограммируемые конструкторы LeGo с набором схем и образцов;

• Обучающие настольно-печатные игры по математике;

• Геометрические мозаики и головоломки;

• Занимательные книги по математике;

Этапы реализации проекта:

I этап Организационный.

• Составление проекта поэтапного плана работы;

• Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;

• Создание банка идей и предложений;

• подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.

II этап Планирование реализации проекта.

• Определение задач образовательной работы;

• Планирование деятельности с детьми и родителями;

• Разработка конспектов игр - занятий, праздников, развлечений.

III этап Реализация проекта

• Определить новые направления в работе с родителями.

• Составить новые формы работы с детьми.

• Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.

• Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;

• Развитие пространственного и логического мышления;

• Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;

Ожидаемый результат:

Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников с помощью программируемых и непрограммируемых конструкторов в соответствии с современными стандартами будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

• у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;

• воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;

• самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

• стремятся к достижению поставленной цели;

• умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Итоговое занятие по математике и конструированию «Путешествие по стране Математика» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе.

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Занимательная математика». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Конспект образовательной деятельности по лего-конструированию «Знакомство с конструктором Лего Duplo» Цель: Познакомить с Лего конструктором Задачи: 1. Познакомить с историей появления конструктора лего. 2. Рассмотреть основные виды деталей.

Конспект образовательной деятельности по математике «Путешествие в страну Математика» Программное содержание: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили; - совершенствовать умение находить место.

Конспект НОД по математике в средней группе «Сказочная математика» Задачи: Развивающие: Закрепить умение сравнивать две группы предметов, формировать представление о равенстве и не равенстве групп на основе.

Педагогический проект «Лего-парк Горького» (фотоотчет)

Педагогический проект «Лего-парк Горького» (фотоотчет) СКАЗ О СТРОИТЕЛЯХ УМЕЛЫХ В некотором царстве, в некотором государстве жили-были, не тужили команда строителей-умельцев. И могли они построить.

Пособие по математике «Занимательная математика»

Пособие по математике «Занимательная математика» Цель: Учить детей размышлять, рассуждать, преодолевать трудности при решении логических загадок, лабиринта, ребусов, кроссворда, игры..

Проект «Ферма для животных» с использованием Лего-конструктора Вид проекта : Творческий, групповой Участники проекта : Воспитатель, воспитанники Возраст детей : 4-5 лет Реализуемые образовательные области.

Проект по математике для детей среднего возраста «Какая она — математика?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район.

Проект в подготовительной группе «Мини-музей конструктора Лего» Мини- музеи в детском саду стали одной из распространенных форм работы. С введением ФГОС мини- музеи в ДОУ будут способствовать полноценному.

Главная Конструирование

«Математические игры с использованием лего-конструктора»
Конструирование
Автор: Полякова Екатерина Алексеевна
03.03.2020 15:29

«Математические игры с использованием лего-конструктора»

«Математические игры с использованием лего-конструктора»

Моя педагогическая находка «Конструктор lego».

Современные дети живут в эпоху активной компьютеризации и информатизации. Сегодня в обществе востребованы социально активные и самостоятельные люди, способные к саморазвитию и самовыражению, умеющие креативно мыслить и находить инновационные подходы к решению любых задач.

Моей педагогической находкой стал всем известный набор для конструирования LEGO, который дает возможность мне как педагогу уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Полученные знания я реализую и успешно практикую в кружковой работе с детьми.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.

Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.

Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).

Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Я бы хотела продемонстрировать Вам собранные мною математические игры с использованием лего-конструктора, которые я практикую в своей деятельности.

Д.и. «Сосчитай и положи». Вариант 1. Цель: закрепить счет в пределах 5; развить внимание, мышление, закрепить название цветовой гаммы. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего в горизонтальную линию, соотнося количество деталей с цифрой и цветовой гаммой.

Д.и. «Сосчитай и положи». Вариант 2. Цель: закрепить счет в пределах от 1 до 10; развить внимание, мышление, моторику пальцев. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего в вертикальный столбик, соотнося количество деталей с цифрой.

Д.и. «Цветные коврики». Вариант 1. Цель: развивать внимание, наблюдательность, пространственное мышление. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего объединяя их в квадрат и соблюдая цветовое чередование.

Д.и. «Цветные коврики». Вариант 2. Цель: развивать внимание, наблюдательность, пространственное мышление. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего объединяя их по образцу и соблюдая цветовое чередование.

Д.и. «Лего-танграм». Цель: ориентация в пространстве, развитие мышления. Ход игры: из комплекта лего деталей разного размера, ребенок выкладывает силуэт заполняя цветные квадратики, так чтобы цветная часть была заполнена.

Д.и. «Лего-весы» Цель: проведение исследований для получения и представления знаний о весах и массе тела с помощью деталей лего. Ход игры: Вместо гирь дети используют кирпичики лего для изучения веса игрушек

Д.и «Собери по образцу». Вариант 1. Цель: закреплять название цветов, развивать интерес, внимание, развивать моторику рук. Ход игры: глядя на карточку ребенок строит по образцу цифры.

Д.и «Собери по образцу». Вариант 2. Цель: закреплять название цветов, развивать интерес, внимание, развивать моторику рук. Ход игры: глядя на карточку ребенок строит по образцу башню или фигуру.

Лего – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира её предметно – игровую среду обучения и развития ребёнка.

В ходе занятия с лего-конструктором, повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению.

Работая парами, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие.

Конструктор Лего помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Общие задачи:

  1. Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты;
  2. Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств;
  3. Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи
  4. Поощрять уместное использование математических терминов и символики;
  5. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них;
  6. Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему.

Игра – важнейший спутник детства. Лего – позволяет учиться играя и обучаться в игре.

  • Конструктор Лего можно использовать для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики по следующим направлениям: Конструктор Лего – средство активизации познавательной деятельности у дошкольников.
  • Использование Лего для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
  • Лего применяется в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
  • Использование Лего в коррекционной , развивающей работе с детьми по формированию у детей восприятия величины, цвета, формы, ориентации в пространстве, развития зрительного внимания, памяти.
  • Диагностическая и терапевтическая работа с конструктором Лего, тестовые методики для выяснения личностной проблемы ребёнка.
  • Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы общения со сверстниками.

Направления программы:

  1. Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве).
  2. Величина (Развитие представлений о величине).
  3. Развитие представлений о форме.
  4. Развитие пространственной ориентировки.
  5. Развитие ориентировки во времени.

Занятие на тему: «Волшебная лестница».

Цель занятия: Учить детей соотносить цифру с числом, выполнять задания по алгоритму, считать в прямом и обратном порядке. Закреплять названия цифр.

Материал: Кубики и кирпичики лего-конструктора, цифры.

Ход занятия

Дети выкладывают числовой ряд от 0 до 5 либо от 5 до 10. Над каждой цифрой по предложению воспитателя они выкладывают число деталей (кубиков), соответствующее цифре. Получается лестница с четырьмя ступеньками. Далее воспитатель даёт детям задание построить такую же лестницу, чтобы спускаться вниз на противоположную сторону.

Задание:

  • Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
  • Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
  • Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.
  • Посчитай, с какой стороны больше ступенек.

Ключевые слова: Вверх, вниз, справа, слева.

Занятие в младшей группе. Тема: «Змейка»

Цель: Развивать математические знания у детей, развивать конструктивные навыки, закрепление умения соединять кирпичики, закреплять понятия (длинный, короткий).

Материал: кубики, кирпичики и кубики с глазиками из лего-конструктора.

Ход занятия

Педагог обращает внимание детей на разнообразие деталей, лежащих перед ними на столе, и предлагает несколько упражнений на выбор деталей по названию с показом образца и на различие цвета. Малыши повторяют за ним названия деталей. Затем педагог с детьми рассматривают игрушечную змейку. Говорят какая красивая она.

После педагог предлагает по образцу, вместе сделать змейку. Дети с радостью выполняют:

Сравнивают своих змеек. Одинаковые они, либо у кого-нибудь длиннее или короче.

Педагог предлагает поиграть в сороконожку. Дети выстраиваются друг за другом, держат друг друга за пояс и перемещаются по группе.

А педагог читает стихотворение:

Мама и крошки
– Со-ро-ко-нож-ки
Шли в «Детский мир»
Покупать босоножки
Ласково солнышко
Их провожало,
С ними оно
По дорожке бежало.

Средняя группа. Занятие на тему: «Творим, строим, измеряем».

Цель: Учить детей сравнивать величину предметов с помощью «мерки». Развивать конструктивные навыки. Учить детей измерять постройку путём увеличения количества деталей.

Материал: Плата, кубики, кирпичики.

Программное содержание

Перед детьми лежат плата и конструктор, педагог предлагает детям на плато выложить дом. Дошкольники выполняют работу по словесной инструкции воспитателя. После того как дети закончили, педагог читает стихотворение. После дети с помощью кирпичиков измеряют дом и отвечают на вопросы педагога.

Старшая группа. Занятие на тему: «Лес».

Цель: Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; составлять предмет из геометрических фигур; ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: близко, упражнять счёт.

Материал: плато, кубики и кирпичики из лего-конструктора.

Предварительная работа: Рассматривая с детьми иллюстрации в книгах, картины, обращайте внимание на деревья.

Программное содержание

1 вариант. На столах лежат карточки, педагог загадывает загадку:

Что же эта за девица?
Не швея не мастерица?
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год!

Педагог предлагает отгадать загадку и выложить на плато ответ. На общем столе собирается «лес» из плат с выложенными ёлками.

2 вариант. Педагог задаёт вопросы: Какие деревья вы знаете? Таня у тебя какое любимое дерево? Каждый ребёнок выбирает образец любимого дерева и выкладывает на плато. (дуб, яблоня, берёза и т.д).

Подготовительная группа. Занятие на тему: «Транспорт».

Цель: Учить детей составлять целое из геометрических фигур путём прикладывания одной детали к другой, преобразовывать одну фигуру в другую, добавляя детали.

Материал: Плато, кубики и кирпичики.

Программное содержание

Дети по словесной инструкции выкладывают самолёт, потом предлагает педагог изменить свой самолёт, сделать больше или меньше, и рассказать, что для этого понадобилось им. После по словесной инструкции, дети выкладывают корабль.

Ключевые слова: водный, воздушный транспорт.

Тема занятия: «Юные волшебники».

Цель: Закрепление знания детей о геометрических фигурах.

Задачи:

  • развитие творческого воображения.
  • умение преобразовывать фигуры из большого в меньший и наоборот.
  • развитие конструктивных навыков.

Материал: плата, лего-кирпичики и лего-кубики.

Ход занятия

Педагог предлагает детям на плата с помощью лего-кубиков и лего-кирпичиков, выложить: треугольник, прямоугольник, трапецию и квадрат. После того как дети справились с заданием, педагог предлагает подумать , с чем можно соотнести эти геометрические фигуры. Дети отвечают: квадрат – часы, треугольник – крыша, прямоугольник – паровоз и т.д.

Конспект занятия по лего-конструированию (для детей средней группы 4-5 лет). Тема: «Путешествие на цветочную поляну».

Цель: Познакомить детей с разнообразием цветочного мира, обратить их внимание на части цветка.

Задачи:

  • развивать у детей воображение, внимание, память;
  • развивать у детей творчество;
  • развивать у детей конструктивные навыки с помощью лего-конструктора;
  • учить передавать особенности и своеобразие цветов через лего-конструирование;
  • развивать умение располагать фигуру на плато;
  • развивать умения работать индивидуально;
  • учить получать радость от результатов работы.

Материал: лего-конструктор (кирпичики, кубики); плата; иллюстрации с изображением цветов.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал.

Педагог: Ребята, мы сейчас с вами отправимся на прогулку. (звучит музыка М. Старакадомский – С.Михалков «Весёлые путешественники»)

Звучит музыка «Шумы – птицы в лесу».

Педагог: Ребята, посмотрите! Как красиво вокруг, мы с вами оказались на цветочной поляне. Здесь растут цветы удивительной красы. Ярко светит солнышко и всё вокруг переливается!

(звучит классическая музыка, появляется Фея цветов)

Фея цветов: Здравствуйте, ребятки! Я – Фея цветов! Я очень рада на моей полянке видеть вас. А как вы здесь оказались?

Педагог:

Мы с ребятками гуляли и заблудились.
И теперь мы не знаем,
Как выбраться из твоей прекрасной поляны.

Фея цветов: Выбраться? С моей поляны, сложно. Для этого вы должны выполнить задания.

Педагог: Какие задания Фея?

Фея цветов: Для начала вы должны угадать названия цветов.

(фея достаёт из корзинке цветы, дети называют)

Педагог: Фея, мы же выполнили твои задания. А ребята ещё знают стихи про цветы.

(дети читают стихи)

Фея: Молодцы, ребятки! Только слышала я, что в какой-то удивительной стране, цветы растут не на земле, их не надо поливать и в букеты собирать. Что же это за цветы? Не подскажите ли вы?

Педагог: Фея, мы тебе расскажем и цветы тебе покажем.

Ребятки, ведь Фея говорит про страну ЛЕГО!

Ребята, мы сделаем с вами для феи цветы?

Дети: Да!

Педагог: Для этого нам понадобится конструктор лего.

(дети садятся за столы)

Педагог:

Если б в поле расцветали только белые цветы.
Любоваться бы устали ими скоро я и ты.
Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!
У ромашки белый цвет,
У гвоздики – красный.
Цвет зелёный у листвы,
Это так прекрасно!

Педагог: А у нас вами в лего-конструкторе разноцветные детали из которых мы с вами и сделаем цветы. Для этого нам понадобится (педагог показывает детали, а дети отвечают: кубики! кирпичики! А делать цветы мы будем на …. (плата!))

Педагог проводит пальчиковую гимнастику:

Вырос высокий цветок на полянке, (ручки у детей вперёд поднимаем)
Утром весенним раскрыл лепестки. (ладони раскрыли)
Всем лепесткам красоту и питание (шевелят пальчиками)
Дружно дают под землёй корешки. (ручки опустили вниз и пошевелили пальчиками)

Педагог: Теперь ребята, приступаем к выполнению задания. Посмотрите, у нас есть образцы. (дети выбирают образцы)

Педагог раздаёт детали. Дети приступают к работе (звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского). По окончанию работы дети называют какие цветы они сделали.

Педагог: Фея! Посмотрите, какие цветы сделали наши дети для тебя.

Фея: Так вот они какие чудесные цветы. Ребята, а как называется страна где растут эти цветы. (дети отвечают «ЛЕГО»). Спасибо, вам ребятки! Вот ваша тропинка по которой надо идти!

Педагог: Ребятки, пришло наше время возвращаться в детский сад.

Автор: Калимуллина Рита Разифовна

Организация: МАДОУ Детский сад №2 «Светлячок»

Населенный пункт: Республика Башкортостан г. Бирска

Данное занятие разработано для воспитанников средней группы с использованием элементов LEGO конструирования. Занятие проходит в игровой форме, увлекательно, непринуждённо.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить счет до трех, учить соотносить цифру с количеством предметов (1,2,3);
  • закрепить умение сравнивать предметы по длине;
  • активизировать в речи слова: маленький, побольше, большой;
  • закрепить конструкторские умения (с помощьюLEGO конструктора); умения различать геометрические фигуры; знания о цвете, времени суток, времени года, ориентировка в пространстве.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа: ориентировка в пространстве, игры с LEGO конструкторами.

Условия реализации: магнитофон, мяч, LEGO конструктор, наглядный материал.

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.

«Здравствуйте»

Встанем мы в кружочек дружно.

Здравствуй правая рука! (протягиваем вперед),

Здравствуй левая рука! (протягиваем вперёд)

Здравствуйте, ладошки! (поворачиваем ладошки вверх – вниз).

Здравствуйте, ножки! (пружинка)

Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки)

Всем привет! Машу вам я! (машут друг другу рукой)

- А теперь давайте подарим улыбку друг другу.

Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие, где мы с вами вспомним счет до тех, будем конструировать с Лего-конструктором.

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Почитаем?

(открывает письмо, читает).

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем? (Ответы детей.)

Воспитатель: Первым делом нам нужно отгадать авторов письма. Посмотрите на эти картинки. Здесь герои сказок изображены кубиками Лего.

- Посмотрите внимательно и скажите - каких сказочных героев они вам напомнили? (если дети затрудняются, использовать подсказки)

Дети: называют по картинкам

1. Беленькие пёрышки,

Кто это на колышке?

2. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)

3. Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами…(заяц)

4. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? (Лиса)

Воспитатель: Ребята, молодцы. Отгадали загадки - схемы.

В письме еще сказано, что дойти до сказочной страны мы можем только по дорожкам. Посмотрите, чем отличаются дорожки?

Дети: Одна дорожка узкая, другая широкая (массажные дорожки, дети идут в чешках)

Воспитатель: Алсу, покажи нам узкую дорожку? (показывает)

Воспитатель: Гор, покажи нам широкую дорожку? (показывает)

Воспитатель: Девочки идут по узкой дорожке за Алсу, мальчики по широкой за Гором. Проходим до стульчиков.

Садятся на стулья (осанка)

Основная часть:

Воспитатель: Вот мы в сказочной стране Математики. Ой! Ребята, посмотрите, что стало после урагана. На этой площади были красивые башни из LEGO- кубиков, а ураган их разрушил. Давайте наведем порядок.

Воспитатель: Первая башня была самая низкая и состояла из одного желтого кирпичика. ИМЯ возьми желтый кирпичик и поставь его. (подходит, ставит).

Воспитатель: Вторая башня состояла из двух кирпичиков. ИМЯ, возьми кирпичики красного и синего цвета, соедини их и поставь справа от желтой башни. (подходит, ставит)

Воспитатель: Сколько кирпичиков во второй башне?

Воспитатель: А третья башня состояла из кирпичиков красного, желтого и синего цвета. Имя, собери башню и поставь ее справа от второй башни. (подходит, ставит)

Воспитатель: Сколько кирпичиков в третей башне?

Воспитатель: Молодцы, посмотрите тут есть карточки с изображением цифр. Покажите и назовите цифру, которая обозначает, сколько кирпичиков в первой башне?

Воспитатель: Имя, поставь цифру один за первой башней

Воспитатель: Во второй сколько еирпичиков?

Воспитатель: Поставь перед второй башней

Воспитатель: В третей?

Воспитатель: Поставь перед третей башней

Ребята выкладывают карточки рядом с каждой башней

Воспитатель: Вот и навели мы порядок на площади.

А теперь немножко отдохнем.

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо за столы присесть.

Воспитатель: Молодцы, сели спинки выпрямили, руки на колени, переходим к следующему заданию. Посмотрите перед вами легокубики разных размеров. Чтобы пройти дальше нам нужно составить цифру 3. Для этого нам понадобится 4 маленьких кирпичика, 1 кирпичик побольше и 2 больших кирпичика. Смотрите перед вами уже составлена цифра три, сейчас следуя образцу, вам нужно из ваших кубиков составить такую же цифру. (При необходимости педагог оказывает помощь).

Дети: составляют цифру 3.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая цифра три у вас получилось. Молодцы переходим к следующему заданию.

Игра проводится на ковре

Игра называется «Отвечай, не зевай!». Я буду бросать мяч, каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.

  • Какое сейчас время года? осень
  • Начало, середина или конец осени? конец
  • Какой формы мяч? круглой
  • Если стол выше стула, то стул…? Низкий
  • Стул низкий, шкаф …? высокий
  • В какое время суток мы спим? Ночью
  • В какое время суток мы идем в детский сад? Утром
  • В какое время суток мы обедаем? днем
  • В какое время суток мы идем домой из детского сада? Вечером
  • Какого цвета солнце? Желтый
  • Какого цвета вода? синий
  • Какой формы бывает стол?

Воспитатель: Умницы. Мы справились с вами со всеми заданиями, поэтому наши герои сказок, предлагают нам немножко поиграть.

- Вот квадрат, вот треугольник,

Это круг, прямоугольник.

Себе фигуру выбирайте.

В пары весело вставайте.

- Ребята, пока будет звучать музыка, можно танцевать, попрыгать, а по сигналу «Найди свою пару!» Нужно встать с тем, у кого в руках такая же геометрическая фигура. (Поменялись фигурами и еще раз проиграли).

Герой нас благодарят и нам пора возвращаться.

Снова в детском саду мы очутились.

Итог: Сегодня мы с вами молодцы, помогли жителям сказочной страны.

Читайте также: