Математика в играх с lego конструктором методическое пособие
Обновлено: 05.05.2024
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование Лего-конструктора для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников мастер-класса в процессе педагогического общения по обучению использования LEGO – конструктора для формирования элементарных математических представлений в детском саду.
Оценить 781 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кизнерский детский сад №2
«Использование Лего-конструктора для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»
Пестова Алевтина Борисовна
Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным.
Цель мастер-класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников мастер-класса в процессе педагогического общения по обучению использования LEGO – конструктора для формирования элементарных математических представлений в детском саду .
Задачи мастер-класса:
1. Познакомить педагогов ДОУ практическим приемам использования Лего – конструктора в решении математических задач на занятиях с дошкольниками .
2. Формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в образовательной деятельности Лего – конструктора .
3. Формировать умение использовать интегрированный подход при организации образовательной деятельности воспитанников.
Оборудование:
Конструкторы LEGO разного формата;
Пластины LEGO по количеству участников (платы);
Наглядный материал (Схемы).
Ход мастер-класса:
Вводная часть
Добрый день, коллеги! Вхождение ребенка в мир математики начинается в дошкольном возрасте. Обучение математике детей дошкольного возраста
немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из всего
многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
В силу своей универсальности LEGO-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
Основой образовательной деятельности с использованием LEGO-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.
Конструирование развивает пространственное, образное и логическое мышление, способности к моделированию, внимание, память, мелкую моторику. Конструируя объект , выкладывая геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны : цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Лего-конструирование помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления .
Практическая часть
Работу по формированию элементарных математических представлений с помощью Лего-конструктора можно разделить на 4 блока: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве.
1. Ориентация в пространстве : понятия «слева-справа», «вверху», «внизу»
Можно использовать любые детали от Лего , но обязательно отличные по цвету.
Задание : Поставь желтый кубик, слева от желтого кубика — красный, а справа – зеленый.
— расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный — слева, а зеленый справа;
— желтый кубик стоит слева от зеленого, а красный слева от желтого;
— справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – зеленого.
Задание : Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – зеленые.
3. Понятиями «над» , «под» таким же образом.
4. Понятия «за» и «перед» знакомим по такому же принципу (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).
- поставьте в ряд три кубика – красный, желтый, зеленый (слева направо) . Какой кубик стоит перед желтым кубиком? А после желтого? А перед зеленым?
5. «Предыдущий» (перед, «Последующий» (за, «Соседи» (те, что находятся с двух сторон от необходимого объекта) .
Выложите кубики по порядку : красный, желтый, зеленый, синий, белый. Какой цвет у предыдущего кубика желтому? (красный) А у последующего? (зеленый) Назови цвет соседей желтого кубика (красный- зеленый) .
6. Понятия «больше» , «меньше» , «равно»
Поставьте в ряд 5 кубиков, под ним поставьте еще один ряд из 4 кубиков. Посчитайте в первом ряду кубики, во втором ряду кубики. Где больше кубиков? На сколько? Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? (Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта : — добавить к меньшему ряду еще один кубик; — забрать из большего ряда один кубик.).
Задание : построим башенки. Постройте башенку из 4 зеленых кубиков, а рядом башенку из 2 красных кубиков. Какая башенка выше? Какая ниже? Почему?
7. Знакомство со знаками « «>» «=»
Задание : выложите слева - 4 зеленых кубика, справа – 2 красных кубика. Сколько кубиков слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Поставьте между ними нужный знак.
Задание : На поляне летало 5 пчел - выложите в ряд 5 кубиков. (произвольное число до 10) . Одна пчела (отодвигаем в сторону кубик) присела на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают (1 сидит на цветке, 4 — летает) . Две пчелы присело на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают? (2 на цветке, 3 летают) . И так далее. Вывод : 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.
9. Сложение и вычитание. К имеющемуся количеству деталей Лего прибавляем еще . Сначала по одной. Пересчитываем. Потом можно перейти к 2, 3 и т. д. Знакомим со знаком «+» . Аналогично объясняется принцип вычитания. Из имеющегося количества деталей убираем один, считаем. И т. д.
На закрепление можно поиграть в игру «Строим дом» .
Задание : игра «Строим дом» . Лего-человечек решил построить дом . Возводит стену из кирпичиков (снизу вверх) . Первый ряд – 3 кирпичика. Второй ряд – на 1 кирпичик больше. Третий ряд – на 2 кирпичика меньше, чем во втором ряду. Четвертый ряд – на 1 кирпичик меньше, чем в третьем. По игре можно задать много вопросов :
— сколько в каждом ряду?
— сколько всего ушло кирпичей?
— как сделать равными ряды?
— какой ряд самый длинный?
10. Соотношение количества с числом.
Задание : В ячейки сетки выложите количество кубиков соответственно указанному числу.
В данном случае у малыша задействована зрительная и моторная память, поэтому запоминание чисел происходит быстро.
11. Измерение длины.
Задание : постройте башенку из 6 кубиков. С помощью башенки, собранной из кубиков конструктора , измерьте коричневую полоску, затем черную полоску. Какая полоска длиннее? Почему вы так решили?
Можно пронумеровать детали башенки, наподобие сантиметровой ленты, а можно каждый раз пересчитывать количество «ступенек» в ней – таким образом, измеряя вещи, мы с тем вместе учимся считать.
12. Решение примеров.
Задание : выложите 2 кубика, теперь еще 3 кубика. Сколько кубиков всего на столе?
Действия можно обозначить математическими знаками и цифрами .
Заключительная часть
Таким образом, конструктор LEGO может быть счетным материалом, поможет на практике освоить пространственное расположение, обеспечит ориентировку во времени, познакомит с геометрическими формами.
Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. При использовании на занятиях математикой LEGO – конструктор дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, так как эмоционально вовлечены в занятие. Конструктор LEGO помогает учиться, играя и развиваться в игре.
Буду рада, если данные игры и упражнения пригодятся Вам в дальнейшей работе!
В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.
Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось. Воспитатели строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.
Спасибо всем за участие в мастер-классе!
Венгер Л. А. Путь к развитию творчества.// Дошкольное воспитание. – 2008 № 11. с. 32-38.
Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. / Н.В.Елжова. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Конструирование - это изготовление детьми ( с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) плоскостных и объемных моделей.
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_igrah_s_lego.docx | 410.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Математика в играх с Lego – конструктором»
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из важных проблем дошкольной педагогики. Математика обладает уникальных развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – одна из трудных учебных предметов. Возникает вопрос, как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда их здоровью.
В настоящее время мы стремимся найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности),и самое главное нравилось бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна заинтересовать ребенка и вызвать познавательно-исследовательскую активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Конструирование - это изготовление детьми ( с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) плоскостных и объемных моделей.
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко детям дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями и т.д,).
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.
Одной из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, использующая трёхмерные модели реального мира, предметно –игровую среду обучения и развития ребенка является Лего – конструирование.
В дошкольном учреждении требования к лего – конструированию достаточно просты. Дети создают конструкции с опорой на схемы. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Использую конструктор, перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.
Лего в переводе с датского языка означает «умная игра».
Лего – конструирование – один из наиболее любимых детьми вид деятельности.
Лего – это всегда новая идея, путешествие, открытие.
При помощи Lego – конструкторов можно создать эффективную предметно – игровую среду для развития и обучения ребенка. Конструкторы Lego имеют высокий образовательный и развивающий потенциал. При правильном подходе с его помощью можно добиться впечатляющих результатов.
Как известно, применение LEGO способствует:
- Формированию представлений о счёте, числе и количестве;
- Развитию представлений о геометрических фигурах;
- Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные цвета;
- Формированию первоначальных измерительных умений (измерять длину, ширину, высоту предметов);
- Развитию умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;
-Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение).
Играя с конструктором Лего, мы вместе с детьми учимся считать . Для наглядности мной была изготовлена картонная табличка в виде сетки, с левой стороны который крупно написаны цифры от 1 до 5 или 10. В ячейки сетки дети выкладывают количество кубиков ЛЕГО соответственно указанному числу. В данном случае у малыша задействованы зрительная и моторная память, поэтому запоминание чисел происходит быстро.
С деталями Лего очень легко и просто объяснить состав любого числа и все возможные вариации.
Ребенку предлагается сделать ряд из 5 кубиков (произвольное число до 10), а далее – поиграть:
На поляне летало 5 пчел. Одна пчела (отодвигаем в сторону кубик)присела на цветок. Сколько пчел на полянке? (5) Что они делают (одна сидит на цветке, четыре – летает).
Две пчелы присело на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают? (две – на цветке, три – летают). И так далее.
Математические операции Сложение и Вычитание также очень легко и просто объяснить.
К имеющемуся количеству кубиков Лего прибавляем еще. Сначала один. Пересчитываем. Потом можно прибавить 2,3 и т.д.
Аналогично объясняется принцип вычитания. Из имеющегося количества кубиков ЛЕГО убираем один, пересчитываем и т.д.
С помощью конструктора ЛЕГО формируется первые понятия о геометрических фигурах . Сначала дети собирают различные геометрических фигуры, называют их. Затем каждый играющий участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности способствует формированию сенсорных навыков через собственную предметную деятельность по принципу от простого к сложному, умений самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Так, понятия о форме, величине, цвете закрепляются в играх «Убери лишнее», «Разложи по форме и цвету», «Ручеёк и речка», «У кого башня выше», «Вырасти елочку».
Очень интересно с помощью башенки, собранной из кубиков конструктора, измерять различные предметы. Можно пронумеровать детали башенки, наподобие сантиметровой ленты, а можно каждый раз пересчитывать количество «ступенек» в ней – таким образом, измеряя вещи, мы учимся считать.
Конструктор помогает детям научится ориентироваться в пространстве . С помощью составлять схемы, планы, маршруты. Также можно научить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Пластины LEGO можно использовать как лист бумаги или как фланелеграф. Например, дать задание расположить солнышко в верхнем левом углу, дерево внизу справа, дом внизу слева, под деревом гриб, над домом птица. Вот так дети учатся и конструировать, и ориентироваться на платформе.
При выполнении игр на ориентацию в пространстве, закреплению понятий: слева – справа, вверху – внизу, можно использовать любые детали Лего, но обязательно отличные по цвету.
Сначала дети выполняют задания: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика – красный. А справа –черный.
Возможные вариации заданий:
- расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный – слева, а черный справа;
Затем взрослый предлагает ребенку плату, набор деталей конструктора. Задание усложняется: необходимо выставить деталь определенной формы и цвета в следующие положения: «левый верхний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «центр платы» и т. д.
Игра «Где Мишутка?»
Очень нравится детям нашей группы. С помощью этой игры дети быстро определяют местонахождение Мишутки: справа, слева от домика, перед домиком или за домиком.
С помощью конструктора можно составлять и решать задачи . Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким. Составляя задачи, дети могут сделать объемные фигуры, чтобы рассказать свою интересную историю. Умение составлять задачу пригодится детям в школе, а если они поймут, что этот процесс интерес интересен, то в школе они будут делать это с легкостью. При решении задач дети выполняют целый комплекс заданий.
Например, на непосредственно образовательной деятельности по теме « Собери вертолёт » дети выполняли словесной диктант. Здесь они закрепляли умение ориентироваться в пространстве. Усваивали приёмы деления целого на части и наоборот, из частей формировали целое. Усваивали приёмы счета.
Решая задачу «Юные волшебники», дети познакомились с формой предметов, упражнялись в группировке геометрических фигур; учились определять форму отдельных частей; сравнивали различные геометрические фигуры, выделяли признаки их сходства и отличия. Также, используя кубики конструктора как счетные палочки, можно научиться решать примеры. А вот такие карточки – задания я использую в индивидуальной и работе с детьми и при работе с подгруппой.
Картотеки игр бывают разные! Они просто необходимы в работе воспитателя. А самое главное должны быть всегда под рукой!
В основном картотеки — это просто листы или папки с распечатанным материалом. Для открытого мероприятия сада сделала свою необычную, настольную картотеку в виде яркого, привлекательного домика. Форму картотеки придумала сама.
Для изготовления нам понадобится: Цветной картон, клей-карандаш, ножницы, скотч двухсторонний, картинки про легоконструктор, распечатки картотеки игр, наклейки – украшения (бабочки, цветочки, жучки и т. д.)
Делаем трафарет из картона в виде домика. Размеры указаны на рисунке.
По трафарету вырезаем основу картотеки в виде домика.
Для изготовления одного домика понадобится 2 плоскостные фигурки, желательно одного цвета.
Мне понадобилось несколько цветов для изготовления 13 штук.
Делаем сгиб в нижней части домика, чтобы скрепить две половинки (две стены домика). Стены домика получаются квадратные.
Затем делаем надрез между стенами и крышей домика до середины. Одну сторону надрезаем справа, другую слева.
Склеиваем две половинки с помощью скотча. Наклеиваем нижнюю часть домика одну на другую. Скрепить можно с помощью клея, как вам удобно!
Далее мы заводим одну крышу домика за другую.
Таким образом мы получим замок (чтобы домик стоял и не разваливались в разные стороны стены).
Приготовим картотеку игр.
Распечатываем игры в два столбика. Количество игр вы можете выбрать сами.
Разрезаем лист с играми на 2 столбика.
Склеиваем из нескольких листов картотеки игр длинную ленту и делаем гармошку так, чтобы на одном листочке была одна игра. Листы соответствуют размерам домика (11см -11см).
Вклеиваем полученную гармошку игр в домик.
Украшаем картинками стены домика внутри и снаружи.
Получаем вот такую настольную картотеку в виде домика.
Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Методическая разработка. «Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Основной формой для формирования.
Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.
Картотека игр по математике «Ориентация на листе бумаги» РАЗРАБОТАЛА: ИЛИКБАЕВА Н. Е. ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ЖЕМЧУЖИНА» КАРТОТЕК ИГР ПО ТЕМЕ «ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛИСТЕ БУМАГИ» • Положите перед.
Картотека игр по математике с использованием конструктора. Старшая группа. Что такое конструктор? Как вы понимаете это слово? Мы - взрослые с уверенностью скажем, что это игрушка для детей, из него можно строить.
Конспект НОД для детей 6–7 лет с использованием конструктора LEGO «Путешествие по стране Сладостей» Тема: «Путешествие по стране Сладостей» Вид: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность. Цель: создание условий для формирования.
Конспект специально организованной образовательной деятельности «Карусель» с применением конструктора Lego Конспект специально организованной образовательной деятельности с применением образовательного набора Lego Education «Простые механизмы».
Конспект занятия по музыке в начальных классах с использованием конструктора Lego WeDo «Ритм» ЦЕЛЬ УРОККА: познакомить детей с понятием «ритм». ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: «Школа России» ЗАДАЧИ УРОКА: • Познакомить с элементами ритмического.
Мастер класс на тему «Приобщение детей к театрализованной деятельности с использованием конструктора «Велькрошка». “Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по- настоящему, всегда уносит из него запас.
Образовательная деятельность с применением конструктора LEGO Образовательная деятельность старших дошкольников с применением конструктора LEGO Education WeDo 2.0 Актуальность этого направления подчеркнул.
Педагогический проект «Внедрение инновационного средства — мягкого конструктора LEGO в НОД по физической культуре в ДОУ» Педагогический проект "Внедрение инновационного средства, мягкого конструктора LEGO в НОД физическая культура в ДОУ".1. Проблемно – ориентированный.
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных проблем дошкольной педагогики. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из трудных учебных предметов. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на компьютерах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направленно прежде всего на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математики в школе и детском саду.
В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Конструирование — это изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоскостных и объемных моделей.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LeGo является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.
Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает её сути. В ходе образовательной деятельности с использованием конструктора можно показать, что математика – это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнёром, работать в коллективе. ЛЕГО – технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Участники проекта:
• Дети старшего дошкольного возраста;
Цель и задачи.
Цель программы: формирование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники.
Задачи:
• Развитие математических способностей с помощью конструкторов LeGo:
- Формировать умение ориентироваться в пространстве;
- Формировать представления о количестве, счете, форме, величине, цвете;
- Формировать знания о пропорции, симметрии, понятии части и целого;
• Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству;
• Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ;
• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца;
• Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность;
• Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;
• Развивать мелкую моторику;
• Развивать память, внимание;
• Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки;
• Воспитывать толерантность друг к другу.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными образовательными стандартами.
Формы реализации:
• Игровые образовательные ситуации;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• театрализация с математическим содержанием;
• коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
• самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
• творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей,
• учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия).
Методы и приемы
• сюжетно – ролевая игра;
Средства:
• наглядный материал (книги, схемы);
• программируемые конструкторы LeGo – WeDo;
Основные средства:
• создание игровых образовательных ситуаций;
• проведение развлечений, конкурсов;
• обогащение развивающей среды в группе;
• участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении;
• информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье с помощью конструкторов.
Условия инновационной работы:
• создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
• при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного выявления существенных признаков, анализа, сравнения.
• большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка.
• процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
• каждый ребенок продвигается вперед своим темпом.
• у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Имеющиеся ресурсы для реализации проекта:
• Программируемые и непрограммируемые конструкторы LeGo с набором схем и образцов;
• Обучающие настольно-печатные игры по математике;
• Геометрические мозаики и головоломки;
• Занимательные книги по математике;
Этапы реализации проекта:
I этап Организационный.
• Составление проекта поэтапного плана работы;
• Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
• Создание банка идей и предложений;
• подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.
II этап Планирование реализации проекта.
• Определение задач образовательной работы;
• Планирование деятельности с детьми и родителями;
• Разработка конспектов игр - занятий, праздников, развлечений.
III этап Реализация проекта
• Определить новые направления в работе с родителями.
• Составить новые формы работы с детьми.
• Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
• Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;
• Развитие пространственного и логического мышления;
• Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;
Ожидаемый результат:
Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников с помощью программируемых и непрограммируемых конструкторов в соответствии с современными стандартами будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:
• у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
• воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
• самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
• стремятся к достижению поставленной цели;
• умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Итоговое занятие по математике и конструированию «Путешествие по стране Математика» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе.
Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Занимательная математика». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Конспект образовательной деятельности по лего-конструированию «Знакомство с конструктором Лего Duplo» Цель: Познакомить с Лего конструктором Задачи: 1. Познакомить с историей появления конструктора лего. 2. Рассмотреть основные виды деталей.
Конспект образовательной деятельности по математике «Путешествие в страну Математика» Программное содержание: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили; - совершенствовать умение находить место.
Конспект НОД по математике в средней группе «Сказочная математика» Задачи: Развивающие: Закрепить умение сравнивать две группы предметов, формировать представление о равенстве и не равенстве групп на основе.
Педагогический проект «Лего-парк Горького» (фотоотчет) СКАЗ О СТРОИТЕЛЯХ УМЕЛЫХ В некотором царстве, в некотором государстве жили-были, не тужили команда строителей-умельцев. И могли они построить.
Пособие по математике «Занимательная математика» Цель: Учить детей размышлять, рассуждать, преодолевать трудности при решении логических загадок, лабиринта, ребусов, кроссворда, игры..
Проект «Ферма для животных» с использованием Лего-конструктора Вид проекта : Творческий, групповой Участники проекта : Воспитатель, воспитанники Возраст детей : 4-5 лет Реализуемые образовательные области.
Проект по математике для детей среднего возраста «Какая она — математика?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район.
Проект в подготовительной группе «Мини-музей конструктора Лего» Мини- музеи в детском саду стали одной из распространенных форм работы. С введением ФГОС мини- музеи в ДОУ будут способствовать полноценному.
Главная Конструирование
«Математические игры с использованием лего-конструктора» |
Конструирование |
Автор: Полякова Екатерина Алексеевна |
03.03.2020 15:29 |
«Математические игры с использованием лего-конструктора» Моя педагогическая находка «Конструктор lego». Современные дети живут в эпоху активной компьютеризации и информатизации. Сегодня в обществе востребованы социально активные и самостоятельные люди, способные к саморазвитию и самовыражению, умеющие креативно мыслить и находить инновационные подходы к решению любых задач. Моей педагогической находкой стал всем известный набор для конструирования LEGO, который дает возможность мне как педагогу уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Полученные знания я реализую и успешно практикую в кружковой работе с детьми. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования: Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали. Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства. Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.). Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе. Я бы хотела продемонстрировать Вам собранные мною математические игры с использованием лего-конструктора, которые я практикую в своей деятельности. Д.и. «Сосчитай и положи». Вариант 1. Цель: закрепить счет в пределах 5; развить внимание, мышление, закрепить название цветовой гаммы. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего в горизонтальную линию, соотнося количество деталей с цифрой и цветовой гаммой. Д.и. «Сосчитай и положи». Вариант 2. Цель: закрепить счет в пределах от 1 до 10; развить внимание, мышление, моторику пальцев. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего в вертикальный столбик, соотнося количество деталей с цифрой. Д.и. «Цветные коврики». Вариант 1. Цель: развивать внимание, наблюдательность, пространственное мышление. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего объединяя их в квадрат и соблюдая цветовое чередование. Д.и. «Цветные коврики». Вариант 2. Цель: развивать внимание, наблюдательность, пространственное мышление. Ход игры: ребенок выкладывает детали лего объединяя их по образцу и соблюдая цветовое чередование. Д.и. «Лего-танграм». Цель: ориентация в пространстве, развитие мышления. Ход игры: из комплекта лего деталей разного размера, ребенок выкладывает силуэт заполняя цветные квадратики, так чтобы цветная часть была заполнена. Д.и. «Лего-весы» Цель: проведение исследований для получения и представления знаний о весах и массе тела с помощью деталей лего. Ход игры: Вместо гирь дети используют кирпичики лего для изучения веса игрушек Д.и «Собери по образцу». Вариант 1. Цель: закреплять название цветов, развивать интерес, внимание, развивать моторику рук. Ход игры: глядя на карточку ребенок строит по образцу цифры. Д.и «Собери по образцу». Вариант 2. Цель: закреплять название цветов, развивать интерес, внимание, развивать моторику рук. Ход игры: глядя на карточку ребенок строит по образцу башню или фигуру. Читайте также:
|