Медведев роскосмос генеральный конструктор

Обновлено: 26.04.2024

Руководство Роскосмоса определилось с кандидатурой на должность генерального конструктора жидкотопливных ракетных комплексов. Им стал Александр Медведев, первый заместитель генерального директора Центра имени Хруничева. По словам информированного источника в Роскосмосе, документы о назначении Медведева находятся в администрации президента: назначение генконструкторов по боевым твердотопливным ракетным комплексам, жидкотопливным ракетным комплексам, пилотируемой космонавтике и автоматическим космическим комплексам будут оформлены указом президента.

В пресс-службе Роскосмоса «Известиям» заявили, что до подписания соответствующего указа тема о назначениях генеральных конструкторов не комментируется.

— Не готов сейчас говорить на эту тему, — заявил «Известиям» сам Александр Медведев.

В 1975 году Медведев окончил МАИ, получив диплом инженера-конструктора, и поступил на работу в КБ «Салют» (в составе Центра Хруничева), где проработал 20 лет, став главным конструктором. Медведев непосредственно участвовал в разработке многих образцов используемой сегодня ракетной техники — модернизированного варианта ракеты «Протон»–«Протон-М», конверсионного носителя «Рокот», разгонных блоков «Бриз–М», «Бриз-КМ», криогенного разгонного блока для индийской ракеты-носителя GSLV. Тема докторской диссертации Медведева, защищенной в 1999 году, была «Методология создания унифицированного ряда ракет-носителей» — именно эта концепция легла в основу создания ракетных комплексов «Ангара».

В 2001 году Медведев был назначен генеральным директором Центра Хруничева и возглавлял предприятие до осени 2005 года, когда был освобожден от должности. Отставке предшествовали две нештатные ситуации: одна случилась с ракетой «Рокот», вторая — со спутником «Монитор-Э». Свидетели тех событий считают, что основной причиной отставки Медведева всё же было желание руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова поставить во главе ключевых предприятий отрасли своих людей (Перминов возглавил Роскосмос в 2004 году).

В космическую отрасль и непосредственно в Центр Хруничева Медведев вернулся только в 2014 году.

— Назначение логичное, потому что основная часть эксплуатируемых сейчас ракетных комплексов делается Центром Хруничева, — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — И запланированные дальнейшие шаги по созданию новых ракет, в том числе для пилотируемых программ, предусматривают развитие семейства носителей «Ангара», к которому Медведев имеет самое непосредственное отношение.

До сих пор такой должности, как генеральный конструктор по жидкотопливным ракетным комплексам, в космической промышленности не существовало. На сегодняшний день функционал данной позиции до конца не ясен, поскольку официального документа — положения о генконструкторе такого уровня — пока не существует.

Как уже сообщали «Известия», на пост генерального конструктора автоматических космических комплексов Роскосмосом выдвинут Виктор Хартов, ныне генеральный конструктор химкинского НПО имени Лавочкина.

medvedevaa10

Генеральный конструктор космических ракетных комплексов госкорпорации «Роскосмос», Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева (2001–2006), заслуженный машиностроитель Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, доктор технических наук, профессор

Родился 3 апреля 1952 года в Москве. Отец - Медведев Алексей Сидорович (1927-2003), коренной москвич, родился в семье рабочего, в годы войны работал слесарем-модельщиком на оборонном предприятии, позже окончил Институт физкультуры, занялся тяжелой атлетикой. А.С. Медведеву принадлежат 40 рекордов мира, Европы, СССР, дважды он становился чемпионом мира и Европы, удостоен званий Заслуженного мастера спорта, Заслуженного тренера СССР. После завершения спортивной карьеры стал главным тренером сборной СССР по тяжелой атлетике, заведовал кафедрой тяжелой атлетики Российской государственной академии физической культуры, был вице-президентом Международной федерации тяжелой атлетики. Доктор педагогических наук, профессор. Мать – Медведева Елизавета Григорьевна (1926 г. рожд.), в молодости занималась спортом, затем на протяжении 30 лет работала секретарем председателя Госкомспорта СССР. Супруга – Медведева Наталья Яковлевна (1956 г. рожд.), с отличием окончила школу и экономический факультет Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова. Дети: Михаил (1983 г. рожд.), Александр (1991 г. рожд.), Анна (1994 г. рожд.), Мария (2001 г. рожд.).

Детство Александра Медведева прошло на Арбате, где его семья жила в типичной московской коммуналке. С детства Саша много занимался спортом: гимнастикой, плаванием, легкой атлетикой, баскетболом, - но по стопам отца не пошел. В выборе его будущей профессии ведущую роль сыграло многолетнее серьезное увлечение авиамоделированием, которое привело выпускника обычной средней школы на факультет летательных аппаратов Московского авиационного института (кафедра академика В.П. Мишина).
Успешно окончив МАИ в 1975 году, А. Медведев начал трудовую деятельность инженером в конструкторском бюро "Салют", которое впоследствии вошло в структуру Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева. Здесь он прошел все ступени профессионального роста: трудился инженером-конструктором 3-й, 1-й категории, ведущим конструктором, начальником проектного отдела, заместителем начальника отделения, начальником проектно-исследовательского центра, главным конструктором по ряду тем.
Тогдашний Генеральный директор Космического центра А.И. Киселёв высоко оценил результаты деятельности и сам подход А.А. Медведева к работе (Александру Алексеевичу, как всякому искренне влюбленному в свое дело человеку, мало знакомо чувство усталости – он всегда отличался умением добиваться поставленной цели). В апреле 1995 года А.А. Медведев занимает должность первого заместителя Генерального директора Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева.
В 1986 году в МАИ А.А. Медведев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук (его руководителем был легендарный конструктор, проектант, ученик В.Н. Челомея – В.К. Карраск).
В сфере научно-практических интересов А.А. Медведева - оптимизация схем построения, формирования облика ракетно-космических комплексов, организация исследований рынка космических технологий и услуг. Под его руководством и при непосредственном участии был создан российский сегмент Международной космической станции (МКС) и обеспечено его функционирование в структуре МКС. При его непосредственном участии реализован проект ракеты-носителя «Рокот».
Под руководством А.А. Медведева велись работы по созданию модернизированной ракеты-носителя «Протон-М», разгонного блока «Бриз-М», малых космических аппаратов, а также по ряду тем, разрабатывающихся в интересах Министерства обороны РФ.
Немалая заслуга принадлежит Александру Алексеевичу в том, что в последнее десятилетие специалистам Космического центра удалось добиться реализации принципиально новых, унифицированных подходов к проектированию и изготовлению космических аппаратов. Они основываются на разработке универсальных модулей основных узлов ракетно-космической техники, которые позволяют в сжатые сроки и при большой экономии труда и материальных средств производить широкий спектр ракет-носителей.
Речь идет прежде всего о новом семействе ракет-носителей «Ангара», которое призвано обеспечить независимый доступ России в космическое пространство с российского космодрома Плесецк. Важнейшее преимущество ракет-носителей семейства «Ангара» составляет оптимизация характеристик базового элемента семейства, а именно универсального ракетного модуля, по критерию «эффективность—стоимость—реализуемость».
Первый пуск ракеты-носителя тяжелой модификации, способной выводить с космодрома Плесецк полезную нагрузку па низкую околоземную орбиту массой до 24,5 тонн готовился в 2005 году.
Научная разработка системы ракет «Ангара», а именно методология создания унифицированного ряда ракет-носителей, стала основой докторской диссертации А.А. Медведева, защищенной в 1999 году.
6 февраля 2001 года Указом Президента России А.А. Медведев назначается Генеральным директором ГКНПЦ имени М.В. Хруничева.
Космический центр имени М.В. Хруничева заслуженно находится в центре внимания первых лиц Российского государства, лидеров многих развитых стран. 21 января 2002 года сюда прибыл Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, посетивший цеха окончательной сборки и обстоятельно общавшийся с руководством Космического центра. Четырехчасовое пребывание главы государства на предприятии говорит само за себя…
7 июня 2003 года – в день 10-летия Космического центра имени М.В. Хруничева - был успешно осуществлен 300-й запуск «Протона». Носитель, оснащенный разгонным блоком «Бриз-М», доставил на геостационарную орбиту космический аппарат АМС-9 французской компании «Алкатель Спейс Индастриз».
В 2003 – 2005 гг. А.А. Медведев – генеральный директор – генеральный конструктор ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева». С 2006 по 2014 гг. – старший Вице-президент по проектам авиационной техники. Вице-президент по специальным проектам, главный конструктор специальных проектов, Вице-президент ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут». С 2014 года – первый заместитель генерального директора по НИР, НИОКР, серийной продукции и инновационному развитию ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева». С 2015 года по август 2016 года также занимал должность заместителя генерального директора по проектному управлению ОАО «ОРКК». В 2015 году Президентом РФ назначен генеральным конструктором средств выведения космических аппаратов на орбиту с соответствующей наземной космической инфраструктурой. Член коллегии ВПК РФ, член НТС ВПК РФ, член президиума НТС Госкорпорации «Роскосмос».
Александр Алексеевич Медведев - автор более 200 научных работ, 4 монографий, в том числе уникального фундаментального труда «Космонавтика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы» (в соавторстве с А.И. Киселёвым и В.А. Меньшиковым), он заведует кафедрой в Московском государственном авиационном технологическом университете имени К.Э. Циолковского и руководит докторским Советом ГКНПЦ имени М.В. Хруничева. В 1996 году А.А. Медведеву присвоено почетное звание «Заслуженный машиностроитель РФ», в 1999 году - премия Правительства РФ в области науки и техники. Награжден золотой медалью имени В.Ф. Уткина.
Увлечения – как и в юности: спорт (прежде всего баскетбол), авиамоделирование. Главные интересы: семья и работа, работа и семья…

Медведев Александр Алексеевич

Конструктор в области ракетно-космических комплексов, генеральный конструктор и генеральный директор ФГУП «ГКНПЦ им. М. В.Хруничева», генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре — заместитель генерального директора АО «ЦНИИмаш».

Принимал участие и руководил созданием российского сегмента Международной космической станции и обеспечением его функционирования в структуре МКС; проектированием, разработкой и лётными испытаниями модернизированной ракеты-носителя «Протон-М», РН «Рокот», разгонных блоков «Бриз-М», «Бриз-КМ», малых космических аппаратов, криогенного разгонного блока (12 КРБ) для индийской ракеты-носителя GSLV. Под его руководством велись работы по созданию нового семейства ракет-носителей «Ангара», обеспечивающих независимый доступ России в космическое пространство с российского космодрома «Плесецк», а также ряд других тем, проводимых, в том числе, в интересах Минобороны России.

В сфере научно-практических интересов — оптимизация схем построения, формирования облика ракетно-космических комплексов, организация исследований рынка космических технологий и услуг. Внёс немалый вклад в реализацию принципиально новых, унифицированных подходов к проектированию и изготовлению космических аппаратов. Они основываются на разработке универсальных модулей основных узлов ракетно-космической техники, которые позволяют в сжатые сроки и при большой экономии труда и материальных средств производить широкий спектр ракет-носителей.

Академик Инженерной академии, Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского и Военной академии. Член коллегии ВПК РФ, член НТС ВПК РФ, член президиума НТС Госкорпорации «Роскосмос». Автор более 200 научных работ, 4 монографий.

Заслуженный конструктор РФ (1996).

Награждён золотой медалью имени В. Ф. Уткина.

Лауреат премии Правительства РФ (1999).

Родился 3 апреля 1952 в Москве. Успешно окончил МАИ в 1975 и начал трудовую деятельность инженером в КБ «Салют», которое впоследствии вошло в структуру ГКНПЦ имени М. В. Хруничева. Трудился инженером-конструктором, ведущим конструктором, начальником проектного отдела, заместителем начальника отделения, начальником проектно-исследовательского центра, главным конструктором по ряду тем. В 1995 — первый заместитель генерального директора ФГУП «Центр им. М. В. Хруничева», с 2001 — генеральный директор (с 2003 также генеральный конструктор) ФГУП «Центр им. М. В. Хруничева».

В 2006–2014 — главный конструктор, вице-президент по спецпроектам корпорации «Иркут». В 2014–20167 — первый заместитель генерального директора ФГУП «Центр им. М.В. Хруничева», с 2016 — генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре — заместитель генерального директора АО «ЦНИИмаш». В 2015–2016 также занимал должность заместителя генерального директора по проектному управлению ОАО «ОРКК».

Кандидат технических наук (1986), доктор технических наук (1999), профессор.

Родился 3 апреля 1952 в Москве. Успешно окончил МАИ в 1975 и начал трудовую деятельность инженером в КБ «Салют», которое впоследствии вошло в структуру ГКНПЦ имени М. В. Хруничева. Трудился инженером-конструктором, ведущим конструктором, начальником проектного отдела, заместителем начальника отделения, начальником проектно-исследовательского центра, главным конструктором по ряду тем. В 1995 — первый заместитель генерального директора ФГУП «Центр им. М. В. Хруничева», с 2001 — генеральный директор (с 2003 также генеральный конструктор) ФГУП «Центр им. М. В. Хруничева».

В 2006–2014 — главный конструктор, вице-президент по спецпроектам корпорации «Иркут». В 2014–20167 — первый заместитель генерального директора ФГУП «Центр им. М.В. Хруничева», с 2016 — генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре — заместитель генерального директора АО «ЦНИИмаш». В 2015–2016 также занимал должность заместителя генерального директора по проектному управлению ОАО «ОРКК».

Кандидат технических наук (1986), доктор технических наук (1999), профессор.

Обращение к Медведев Александр Алексеевич

Baner almaz 8002

Избранные публикации

Interesting 1008487905

Interesting nacionalnyj heloveheskij kapital v 5 tomah tom 2 evolucii ideologii rossijskoj politiheskoj elity 1990 2011 gg

Interesting nacionalnyj heloveheskij kapital v 4 tomah tom 3 ideologii russkogo socializma

Interesting vko

Interesting podberezkin borishpolec podberezkina 2

Interesting podbervur

Interesting img 5183

Interesting main podberezkin

Interesting

Interesting 2015 12 15 16.42.35

Interesting %d0%a1%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba %d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0 2016 04 12 %d0%b2 0.06.42

Interesting %d0%a1%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba %d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0 2016 10 13 %d0%b2 0.50.29

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован

Редакционный совет

Viperson— © 2007–2016 Рейтинг персональных страниц. Использование материалов Viperson разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

Генеральный конструктор космических ракетных комплексов госкорпорации «Роскосмос» Александр МЕДВЕДЕВ в интервью корреспонденту «Известий» Ивану ЧЕБЕРКО рассказал о том, как, по его мнению, можно отказаться от чересчур сложной четырехпусковой схемы пилотируемой экспедиции к Луне.


— Александр Алексеевич, дискуссии о целесообразности создания сверхтяжелой ракеты возобновились после того, как выяснилось, что четырехпусковая схема лунной экспедиции, представленная ранее ракетно-космической корпорацией «Энергия», реализована быть не может. Потому что на ВОСТОЧНОМ нет возможности создать для этого всю необходимую инфраструктуру, а именно второй стартовый стол для «Ангары».

— Два стола для «Ангары» на ВОСТОЧНОМ планировалось до ноября прошлого года. Потом проект Федеральной космической программы ощутимо сократили (с 2 трлн рублей до 1,4 трлн рублей. — «Известия»), и с идеей второго старта нам пришлось пока повременить. Бюджет строительства второго стола со всей совокупностью инфраструктуры составлял порядка 100 млрд рублей. Это как раз был стол, предназначенный для пусков «Ангары-А5», «Ангары-А5П» и «Ангары-А5В». Первый стол, который в планах остался, предназначался для запусков «Ангары-А5» и «Ангары-А5П». Второй стол специально должен был делаться под пилотируемую программу, то есть пуски ракет «Ангары-А5П» и «Ангары-А5В».

С учетом потребностей национальной лунной программы мы предусматривали многопусковую схему, при которой на орбиту выводились бы отдельно лунный корабль, отдельно посадочный модуль и разгонные блоки. Понятно, что космонавты там не должны долго летать, но главное, что разгонный блок ДМ содержит кислород, и он там долго нас ждать не будет, максимум несколько дней. Поэтому и ставилась задача минимизировать интервал между пусками, сократив его до нескольких дней. Когда второй стол решили не строить, то мы, оказавшись в откровенно сложной ситуации, вынуждены были придумать, как с единственного оставшегося стола запускать пилотируемые комплексы. При этом понятно, что мы не сможем там обеспечить тот же функционал, что и на втором столе, в тот же короткий — в несколько дней — временной промежуток между стартами. Для этого нам бы пришлось вообще на корню переделать весь проект стартового стола, и опять бы встал вопрос с финансированием и со сроками. Не будем забывать, что перед нами стоит задача обеспечить старт «Ангары-А5П» с новым пилотируемым кораблем с ВОСТОЧНОГО в 2021 году.

Эту задачу и сейчас реализовать очень трудно, а если бы мы занимались перепроектированием стартового комплекса, то точно не успели бы. Поэтому мы, сильно не меняя проект, нашли инженерное решение, которое позволило минимальными средствами расширить функционал единственной стартовой позиции для «Ангары» на ВОСТОЧНОМ. Чтобы с него можно было осуществлять пилотируемые пуски и с учетом определенных доработок после 2025 года запускать оттуда и «Ангару-А5В». Но при этом мы точно теряем возможность осуществлять запуски часто, раз в несколько дней. С единственным столом интервал между стартами составит примерно от недели до 10 дней.

— А как раз недавно глава РКК «Энергия» Владимир СОЛНЦЕВ заявлял, что для реализации лунной экспедиции по четырехпусковой схеме интервал между пусками не должен превышать трех дней. Выходит, что та стартовая инфраструктура, которую вы сейчас описали, для реализации лунной программы не подходит?

— Есть разные варианты адаптации схемы полета под новые условия. На самом деле есть идея, как можно решить вопрос с компонентами топлива, которые не могут долго жить на орбите. От кислорода можно отказаться, если мы сделаем ставку на те же компоненты топлива, что сегодня планируются на ПТК и применяются в разгонных блоках «Бриз», «Фрегат» и других. Речь о несимметричном диметилгидразине в качестве топлива и тетраоксиде азота как окислителе.

Эта пара, сокращенно называемая АТ НДМГ, может развязать нам руки в плане времени ожидания на орбите. На пилотируемом корабле (ПТК) планируется применять двигательную установку с теми же двигателями, что и у «Бриза». Емкость баков у ПТК — 6 т. Я на научно-техническом совете предложил подумать над увеличением емкости баков ПТК до 18 т, тогда разгонный блок нам уже будет не нужен, ПТК сможет своей двигательной установкой выдать все необходимые импульсы для полета к Луне и возврата с лунной орбиты. Это позволит отказаться от дополнительного разгонного блока ДМ с его кислородом и сопутствующими трудностями. Корабль или разгонный блок с АТ НДМГ может летать месяцами, в том числе, например, в составе МКС, если нужно. Но надо понимать, что есть срок запуска — 2021 год.

— И что в такой ситуации предлагается делать?

— Мы будем встречаться и обсуждать возможные пути решения задачи с Владимиром Львовичем СОЛНЦЕВЫМ и его заместителями. Я уверен, что сообща мы найдем решение.

— А возможен такой сценарий для лунной программы, раз уж случилась такая история со вторым стартовым столом, — заняться носителем сверхтяжелого класса на основе уже имеющихся технологий, в том числе с использованием двигателей РД-171?

— Такой проект существует, он прорабатывается. И средства на работы по носителю сверхтяжелого класса (СТК) заложены в Федеральной космической программе на 2016–2025 годы (ФКП-25). Но проблема в том, что полностью собрать такую ракету из того, что уже есть, всё равно не получится. Чтобы достичь требуемых характеристик по грузоподъемности, нам всё равно придется обращаться к водородным технологиям. Верхняя ступень СТК рассчитывается водородной. Мы руководствуемся следующей методологией: в ходе опытно-конструкторской работы «Феникс» мы создаем и отрабатываем ускорители для первой ступени СТК, как раз с двигателями РД-171, за основу верхней ступени будем принимать задел, создаваемый при разработке кислородно-водородной ступени для ракеты-носителя «Ангара-А5В». То есть мысль о том, что мы возьмем уже существующие технологии и соберем из них сверхтяж, она в принципе верная.

— Простите, а если получается так, что «Ангара-А5В» нам в плане лунной программы уже не может быть полезна, то почему бы сразу не начать создание носителя сверхтяжелого класса, не отвлекая силы и средства на промежуточные звенья?

— Во-первых, «Ангару-А5В» предполагается задействовать не только в пилотируемых программах, но и в интересах решения специальных задач, обозначим это так. Не нужно забывать, что Минобороны изначально выступало созаказчиком всего проекта по созданию «Ангары». Во-вторых, создание «Ангары-А5В» заложено в утвержденной ФКП-2016–2025. В-третьих, технологии, которые мы применим в СТК, главным образом водородная ступень, должны быть сначала отработаны в составе «Ангары-А5В». Ведь мы собираемся на СТК запускать людей. И если мы сразу сделаем СТК с применением большого количества новых элементов, потребуется много испытательных пусков, прежде чем мы сможем начать штатную эксплуатацию сверхтяжелой ракеты.

— Если формулировать точнее, то в ФКП-2016–2025 заложены средства на проектирование и отработку элементов «Ангары-А5В» и СТК. Подразумевается, что воплощение этих ракет «в железе» будет профинансировано ФКП следующего этапа, то есть 2026–2035 годов. В этой связи вопрос: государство сможет ли профинансировать параллельное создание двух мощных и дорогих ракет?

— Нужно понимать, что это разные носители под разные задачи. В случае с «Ангарой-А5В» мы имеем ракету, выводящую 37,5 т на низкую околоземную орбиту. А сверхтяж — это 80–100 т на ту же орбиту с перспективой выведения 150 т. Нельзя их противопоставлять. Речь идет о последовательности создания ракет. А не о выборе — или это, или то.

— В идеале, конечно, да. Хорошо понимаю вашу логику как ракетостроителя. Но жизнь, случается, вносит коррективы в последовательность действий. Вот, например, как получилось со вторым столом для «Ангары» — там тоже была четкая логика и ясная последовательность. Затем случился секвестр, и теперь мы поставлены как раз перед тем самым выбором — или то, или это. То есть либо мы космический корабль переделываем, либо ракету другую строим.

— Ну, вы читали ФКП — там написано четко: сначала мы создаем «Ангару-А5В», затем, чуть со сдвижкой вправо, — СТК. И это не просто планы одного ведомства, это документ, утвержденный главой правительства России. Поэтому мы действуем в рамках этого документа и в рамках утвержденной концепции развития пилотируемой космонавтики, где также эти вещи прописаны. А гадать, что будет, если нам еще раз или несколько раз обрежут финансирование, я не собираюсь. Понятно, что без денег ракету не построишь. Но я вас уверяю, что сейчас вопрос так, как вы его ставите, не стоит.

Читайте также: