Мемуары ученых и конструкторов

Обновлено: 16.05.2024

М.: Либроком, 2009. — 336 с. В воспоминаниях известного гидродинамика С.К. Бетяева описаны встречи с такими корифеями физики, как В.Л. Гинзбург, М.А. Леонтович, С.А. Христианович и многие другие. В книге поднимаются проблемы как собственно гидродинамики, так и философии, жизни и этики ученого, а также прошлого, настоящего и будущего российской науки.

Бетяев Станислав. Записки гидродинамика

  • формат pdf
  • размер 95,60 МБ
  • добавлен 02 июля 2015 г.

М.: Либроком, 2009. — 336 с. В воспоминаниях известного гидродинамика С.К. Бетяева описаны встречи с такими корифеями физики, как В.Л. Гинзбург, М.А. Леонтович, С.А. Христианович и многие другие. В книге поднимаются проблемы как собственно гидродинамики, так и философии, жизни и этики ученого, а также прошлого, настоящего и будущего российской науки.

Демидович В.Б. (сост.) Мехматяне вспоминают. Выпуск 1

  • формат pdf
  • размер 955,28 КБ
  • добавлен 17 июня 2016 г.

М.: МГУ, 2006. — 126 с. Предисловие. Введение. В.М.Тихомиров. М.И.Зеликин. М.И.Вишик. Д.В.Аносов. Ю.М.Смирнов. В.И.Гаврилов.

Демидович В.Б. (сост.) Мехматяне вспонинают. Выпуск 2

  • формат pdf
  • размер 1,14 МБ
  • добавлен 25 июня 2016 г.

М.: МГУ, 2009. — 130 с. Предисловие. Введение. И.Р.Шафаревич. В.И.Арнольд. С.П.Новиков. Б.А.Севастьянов. А.Н.Ширяев. В.В.Голубев.

Зёрнов Владимир. Записки русского интеллигента

  • формат rtf
  • размер 5,49 МБ
  • добавлен 24 февраля 2016 г.

Воспоминания. — М.: Индрик, 2005. — 400 с.: ил. — ISBN 5-85759-319-0. Владимир Дмитриевич Зёрнов (1878—1946), доктор физико-математических наук, один из семи первых профессоров-учредителей Саратовского университета, прожил яркую, интересную жизнь. Значимость его фигуры как физика и ученика П.Н. Лебедева, а также как педагога, несомненна. Но в ещё большей степени современному читателю будет интересно и поучительно узнать из воспоминаний учёного, к.

Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрешнего дня. Свободные размышления (1917-1993)

  • формат doc
  • размер 1.86 МБ
  • добавлен 27 мая 2011 г.

О своей книге, о том для кого и почему она была написана, я уже многое сказал в обращении "К читателям". Но время бежит, и мы вступаем во вторую половину 90-х годов. Книга писалась ещё на грани этого последнего десятилетия нынешнего века. А время стремительно меняет контуры нашей жизни. Вот почему, прежде чем передавать её новому читателю я невольно решил пересмотреть написанное. И пришёл к заключению ничего не изменять и не добавлять, ибо книга.


В книге профессора Н.И. Павленко изложена биография выдающегося государственного деятеля, подлинно великого человека, как называл его Ф. Энгельс, — Петра I. Все, что прочтет здесь читатель, отражено в источниках: в письмах Петра, записках и воспоминаниях современников, царских указах, донесениях иностранных дипломатов, публицистических сочинениях и следственных делах.


Искусство стратегии. Уроки Билла Гейтса, Энди Гроува и Стива Джобса

Йоффи Д., Кусумано М.

Книга легко и доступно рассказывает о том, как Гейтс, Гроув и Джобс стали великими стратегами. Удивительно, но все трое оказались очень похожи в главном: их подход к стратегии и к ее реализации сближает их друг с другом – но резко отличает от былых конкурентов.


Яков Блюмкин

Матонин Е.


Главный конструктор ракетной техники, равный Королеву

Корняков Александр, Осокин Александр

Герой этой книги подарил миру, и в первую очередь России, новый самый быстрый способ передвижения снаряда и корабля любой величины и веса на любое расстояние. Он успел при жизни довести свое открытие и свое изобретение до реальных образцов, доказавших его правоту. Поэтому в годы самого тяжелого испытания, выпавшего на долю нашей страны за всю ее тысячелетнюю историю - Великой Отечественной войны, - снаряды, использующие предложенный им реактивный двигатель, внесли огромный вклад в разгром врага. А после войны созданные на тех же принципах баллистические ракеты сумели первыми в мире и вывести в космос человека, и создать надежный ракетно­ядерный щит для нашей страны. Но имя первосоздателя ракет в нашей стране оказалось совершенно неизвестным. Авторы путем архивного исследования называют имя главного конструктора ракетной техники Н.В. Слетова.


Маркус Вольф. Последние беседы

Ханс-Дитер Шютт

Имя Маркуса Вольфа было овеяно легендами еще при его жизни. Свыше тридцати лет он возглавлял службу внешней разведки ГДР - по общему признанию, одну из лучших разведок мира.

За двадцать лет, прошедшие с тех пор, как он оставил свой пост, М.Вольф заявил о себе как яркий и самобытный писатель, чьи книги переведены и изданы в десятках стран мира и вызывают неизменный интерес читателей в нашей стране, которую он по праву считал своей второй Родиной.


Тотальная война

Людендорф Эрих

Эта книга включает главные труды одного из самых влиятельных представителей высшего командования Германской империи, непосредственного участника всех главных военных операций Первой мировой войны, знаменитого теоретика военного дела генерала Эриха Фридриха Вильгельма Людендорфа (1865-1937). Невероятное трудолюбие, гранитная твердость духа, жесткая дисциплина и требовательность сделали Людендорфа человеком, кто первым после Фридриха Великого обладал такой огромной властью над судьбой и народом Германии.


Долг. Мемуары министра войны

Robert M. Gates

Гейтс, Роберт «Долг. Мемуары министра войны.» Gates, Robert “Duty” Роберт Гейтс – американский государственный деятель, служил в ВВС США, ЦРУ и СНБ, возглавлял ЦРУ в 1991 – 1993 годах, был министром обороны США в 2006 – 2011 годах. Эта книга повествует о четырех с половиной годах войны: о боевых действиях американской армии в Ираке и Афганистане, о войне против «Аль-Каиды» и Усамы бен Ладена. Кроме того, эта книга рассказывает о личной войне Роберта Гейтса с конгрессом – войне, которая продолжалась каждый день его пребывания на министерском посту. Рассказывает о драматическом контрасте между публичной респектабельностью двухпартийной системы и личными чувствами, которые вызывала эта мнимая респектабельность и среди которых преобладали разочарование, отвращение и ярость.


Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе

Анцелиович Леонид Липманович

Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ. Эта книга - первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров - легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.


Тяжелые времена

Хиллари Клинтон

После неудачной президентской кампании 2008 года Хиллари Клинтон неожиданно для себя оказалась на посту государственного секретаря США. В этой книге собраны воспоминания экс-Первой леди Белого Дома об этой работе. Хиллари Клинтон обеспечивала все внешнеполитические решения первой администрации Барака Обамы, отвечала не только за исполнение, но и за разработку стратегии, воплощение которой мы наблюдаем сегодня.


Авиаконструктор XXI век

Мухамедов Фарух

Книга написана в виде мемуаров. Первая часть посвящена деятельности Авиаконструктора и его ОКБ. В ней даны причины появления и развития проектов, их судьба. Во второй части книги приводятся технические характеристики и описания летательных аппаратов, созданных под руководством Ф. Мухамедова. Книга "Авиаконструктор ХХI век" предназначена для специалистов, чья деятельность связана с прошлым, настоящим и будущим российской авиации, а также для широкого круга читателей.


Заслуженные испытатели СССР

Симонов Андрей Анатольевич

В данном издании впервые представлены краткие биографии всех заслуженных лётчиков-, штурманов - и парашютистов-испытателей СССР. Все биографии проиллюстрированы фотопортретами испытателей. Во второе издание внесены дополнения. Книга снабжена богатым справочным материалом. Справочник для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной авиации. В книге использованы фотографии из фондов ЦАМО и РГАКФД, из архива ЛИИ имени М.М. Громова и личных архивов.


Ростислав Алексеев. Конструктор крылатых кораблей

Качур Павел Иванович

Эта книга о выдающемся отечественном конструкторе-судостроителе Ростиславе Евгеньевиче Алексееве, который одним из первых в мировой практике разработал и создал серийные боевые корабли и пассажирские суда на подводных крыльях и экранопланы. Он заложил научно-технические основы создания судов на подводных крыльях и на динамической воздушной подушке, явился талантливым организатором целой отрасли скоростного судостроения. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей отечественной науки и техники.


Первопроходцы ракетостроения. История ГДЛ и РНИИ в биографиях их руководителей

Александр Глушко

Данная книга - первое наиболее полное описание жизни и деятельности руководителей Газодинамической лаборатории и Реактивного научно-исследовательского института Н.И.Тихомирова, Б.С.Петропавловского, Н.Я.Ильина, И.Т.Клейменова и Г.Э.Лангемака, стоявших у истоков советского реактивного оружия. Практически полностью книга основана на никогда ранее не публиковавшихся архивных документах, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей реактивной артиллерии.


Валентин Глушко: конструктор ракетных двигателей и систем

Глушко Александр Валентинович, Качур Павел Иванович

Данная книга - первая наиболее полная научная биография выдающегося отечественного ученого в области ракетной техники, основоположника отечественного жидкостного ракетного двигателестроения академика Валентина Петровича Глушко. Он автор многих научных трудов и изобретений, конструктор большинства двигателей и двигательных систем боевых и космических ракет, руководитель специализированных организаций по созданию ЖРД и ракет, основатель научной школы ракетного двигателестроения. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей отечественной науки и техники.


Русские крылья Америки

Анцелиович Леонид Липманович

Новая книга от автора бестселлеров "Великий Мессершмитт", "Гений ""Фокке-Вульфа""" и "Великий Юнкерс". Творческая биография гениальных авиаконструкторов, выросших в Российской Империи, но после революции вынужденных покинуть Родину и реализовавших себя в Америке. Всё о легендарных самолетах А.Н. Северского и А.М. Картвели. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию обо всех проектах гениев авиации, создавших русские крылья Америки.


Петербургские крылья Америки

Михеев Вадим

В годы гражданской войны Россию покинули многие видные авиационные специалисты: ученые, конструкторы, инженеры, летчики. Большинство среди эмигрантов-авиаторов составляли петербуржцы. За годы эмиграции многие достигли самых вершин, занимая должности президентов, генеральных директоров и главных конструкторов крупнейших фирм и компаний. Особенно больших успехов эмигранты-авиаторы добились на американской земле. Книга подготовлена на высоком профессиональном уровне, основывается на глубоком изучении отечественных и зарубежных архивов, хорошо иллюстрирована, написана легким и общедоступным языком. Будет интересна всем, интересующимся авиацией и отечественной историей.


Сикорский

Михеев Вадим, Катышев Геннадий Иванович

Книга посвящена Игорю Ивановичу Сикорскому - великому авиаконструктору XX века, с именем которого связано становление русской авиации и создание первых в мире многомоторных воздушных кораблей "Русский Витязь" и "Илья Муромец". В ней большое внимание уделено русскому периоду деятельности Сикорского, его вкладу в становление и развитие всех отраслей авиации России. Впервые дана оценка богословского наследия Сикорского, широко освещена его роль в жизни русского зарубежья.

Книга будет интересна специалистам и широкому кругу читателей.


Владимир Климов

Калинина Любовь Олеговна, Климова Ирина Владимировна

Книга посвящена одному из основателей российской конструкторской школы авиационного двигателестроения генеральному конструктору поршневых (1935-1946) и реактивных (1947-1960) авиационных двигателей Владимиру Яковлевичу Климову и является одной из первых полных биографий выдающегося ученого. Книга основана на глубоком изучении отечественных архивов, ранее не опубликованных материалов, а также на воспоминаниях людей, хорошо знавших В. Я. Климова. Будет интересна специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся историей авиации и техники.


Политическая биография Марин Ле Пен. Возвращение Жанны д'Арк

Бенедиктов Кирилл Станиславович

Книга известного российского писателя Кирилла Бенедиктова представляет собой опыт политической биографии Марин Ле Пен как яркого представителя той части политического класса Франции, которая испытывает искреннюю симпатию к далекой «сестре» на Востоке - России.


Хрущев на царстве

Кудий Г.Н.

Эпоха Н.С. Хрущева, знаменитая «оттепель», была крайне неоднозначным временем. Стала ли «оттепель» катализатором развала СССР? Был ли Хрущев предателем идеи социализма? Насколько его политика перечеркнула все предшествующие достижения Советского государства?

Москва: Логос, 2001. — 200 с. Ракета-носитель «Энергия» — выдающееся и по сей день никем не превзойденное творение отечественных ученых, конструкторов и испытателей. Она способна вывести на орбиту Земли до 100 т. крупногабаритного груза. О всех этапах создания ракеты, о занимавшихся этим людям, об атмосфере творческого горения, в которой они трудились, рассказывает В. М. Филин.

  • 2,24 МБ
  • добавлен 18.04.2020 19:24
  • описание отредактировано 18.04.2020 22:42

10 марта 2020

Черток Борис. Ракеты и люди. Книга 4. Лунная гонка

М.: Машиностроение, 1999. Четвёртая книга воспоминаний видного учёного и конструктора Б.Е. Чертока (первая книга вышла в издательстве «Машиностроение» в 1994 г., вторая — в 1996 г., третья — в 1997 г., переизданы в 1999 г.) посвящена напряжённому периоду работы над пилотируемой лунной программой. Детальный рассказ сопровождается размышлениями о том, почему «лунную гонку» выиграли.

  • 5,48 МБ
  • добавлен 10.03.2020 22:54
  • описание отредактировано 11.03.2020 13:32

11 сентября 2019

Черток Борис. Ракеты и люди. Книга 3. Горячие дни холодной войны

2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. После выхода в 1994 году первой книги моих мемуаров я надеялся, что ещё одной будет достаточно, чтобы исчерпать запас воспоминаний и размышлений, достойных внимания читателей, интересующихся историей ракетно-космической техники. Отзывы, полученные мною после выхода двух книг под общим названием «Ракеты и люди», не столько касались того, что.

  • 10,16 МБ
  • добавлен 11.09.2019 13:00
  • описание отредактировано 11.09.2019 20:36

Черток Борис. Ракеты и люди. Фили - Подлипки - Тюратам

2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — 448 с.: ил. — ISBN 5-217-02935-8 Вторая книга воспоминаний (1-е изд. 1996 г.) видного учёного и конструктора ракетно-космической техники Б.Е. Чертока (первая выпущена издательством «Машиностроение» в 1994 г., переиздана в 1999 г.) тематически продолжает повествование о создании сложнейшей техники, буднях и праздниках многих её творцов. В.

  • 3,51 МБ
  • добавлен 11.09.2019 11:54
  • описание отредактировано 11.09.2019 20:36

Черток Борис. Ракеты и люди. Книга 1

2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — 416 с.: ил. — ISBN 5-217-02934-X В предлагаемой читателю книге (1-е изд. 1994 г.) описаны первые годы становления ракетно-космической отрасли, приведены малоизвестные факты: о соревновании с английскими и американскими специалистами по захвату научно-технических разработок гитлеровской Германии, о трудностях создания первых баллистических.

  • 3,65 МБ
  • добавлен 11.09.2019 11:33
  • описание отредактировано 11.09.2019 20:36

22 сентября 2018

Губанов Борис. Триумф и трагедия Энергии’'. Размышления главного конструктора. Том 3. Энергия - Буран, Том 4. Полет в небытие

  • 10,76 МБ
  • добавлен 22.09.2018 18:37
  • описание отредактировано 25.09.2018 05:39

Губанов Борис. Триумф и трагедия Энергии’'. Размышления главного конструктора. Том 2. Космос приоткрывает двери

  • 54,97 МБ
  • добавлен 22.09.2018 17:24
  • описание отредактировано 25.09.2018 05:39

Губанов Борис. Триумф и трагедия Энергии. Размышления главного конструктора. Том 1. Летящий огонь

  • 150,13 МБ
  • добавлен 22.09.2018 17:19
  • описание отредактировано 25.09.2018 05:39

31 июля 2018

Раушенбах Борис. Праздные мысли. Очерки. Статьи. Воспоминания

М.: Гареева, Аграф, 2003. — 480 с.: ил. — (Символы времени). Книга академика, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда Бориса Викторовича Раушенбаха (1915 — 2001) «Праздные мысли» была задумана и в основном надиктована при жизни автора. В первом из трех разделов этой работы — «Рядом со мной» — академик вспоминает о друзьях и коллегах, сопровождавших его по жизни;.

  • 9,68 МБ
  • добавлен 31.07.2018 10:58
  • описание отредактировано 18.01.2019 01:22

30 июня 2018

Хуцель Дитер К. Ракетный центр Третьего рейха

М.: Центрполиграф, 2013. — 427 с. Карьера профессионального ракетчика Дитера Хуцеля началась на немецком острове Узедом в Балтийском море в местечке Пенемюнде, где создавались совершенно новые типы оружия. Как молодой специалист по ракетостроению он был отозван с Восточного фронта и к концу Второй мировой войны стал главным помощником блестящего ученого, технического вдохновителя.

  • 363,76 КБ
  • добавлен 30.06.2018 17:41
  • описание отредактировано 18.01.2019 01:22

13 марта 2018

Черток Борис. Ракеты и люди. Лунная гонка. В 4-х томах. Книга 4

М.: Машиностроение, 2002. — 576 с. — ISBN 5-217-03100-X. Четвертая книга воспоминаний видного ученого и конструктора Б. Е. Чертока (первая книга вышла в издательстве `Машиностроение` в 1994 г., вторая - в 1996 г., третья - в 1997 г., переизданы в 1999 г. ) посвящена напряженному периоду работы над пилотируемой лунной программой. Детальный рассказ сопровождается размышлениями о.

  • 11,23 МБ
  • добавлен 13.03.2018 17:38
  • описание отредактировано 18.03.2018 18:55

15 февраля 2018

Брыков А.В. Пятьдесят лет в космической баллистике

  • 563,76 КБ
  • добавлен 15.02.2018 00:59
  • описание отредактировано 18.01.2019 01:22

23 января 2018

Айзенберг Яков. Ракеты. Жизнь. Судьба

  • 212,27 КБ
  • добавлен 23.01.2018 01:26
  • описание отредактировано 18.01.2019 01:22

7 декабря 2017

Раушенбах Борис. Посткриптум

Лит. запись И. Сергеевой. — М.: Российская государственная библиотека: Пашков дом, 1999. — 216 с.: ил. — ISBN 5-7510-0189-3. Книгу воспоминании академик Борис Викторович Раушенбах писал свободно, "растекаясь мыслию по древу", что, по его словам, характеризует манеру написания мемуаров. Манера эта продиктована самой жизнью действительного члена Российской Академии наук, лауреата.

  • 1,03 МБ
  • добавлен 07.12.2017 18:12
  • описание отредактировано 18.01.2019 01:22

21 мая 2017

Сихарулидзе Юрий. Космические встречи

М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2017. — 76 с. О людях, оставивших заметный след не только в судьбе автора, но и в судьбе нашего государства. К читателю Профессор И.В. Остославский Генеральный конструктор В.М. Мясищев Заместитель генерального конструктора В.К. Карраск Генеральный конструктор В.Н. Челомей Академик Д.Е. Охоцимский Президент Академии наук СССР М.В. Келдыш Главный.

  • 3,63 МБ
  • добавлен 21.05.2017 11:51
  • описание отредактировано 18.01.2019 01:22

19 января 2017

Хуцель Дитер. Ракетный центр Третьего рейха. Записки ближайшего соратника Вернера фон Брауна. 1943-1945

  • 1,35 МБ
  • добавлен 19.01.2017 16:51
  • описание отредактировано 26.02.2020 16:07

16 ноября 2016

Мишин В.П. Записки ракетчика. Дневники, воспоминания, фотоархив

Королев.: Лаватера, 2013. — 384 с. Книга посвящена 95-летию со дня рождения Василия Павловича Мишина (1917-2001), преемника С.П. Королева, ставшего, с 1966 г., руководителем советской ракетной программы и главой ОКБ-1 (ЦКБЭМ). В книге собраны как материалы самого В.П. Мишина, так и воспоминания о нём. Содержание: Введение Академик В.П. Мишин - один из плеяды замечательных.

  • 3,81 МБ
  • добавлен 16.11.2016 12:05
  • описание отредактировано 26.01.2019 15:17

29 марта 2015

Chertok Boris. Rockets and People. Volume 4: The Moon Race

NASA History Division, 2011. — 663 p. In this last volume of his four-volume set of memoirs, the famous Russian spacecraft designer Boris Chertok, who worked under the legendary Sergey Korolev, continues his fascinating narrative on the history of the Soviet space program, this time covering 1968 to 1974, the peak years of the Soviet human lunar program.

  • 5,04 МБ
  • добавлен 29.03.2015 11:22
  • описание отредактировано 07.08.2016 12:09

Chertok Boris. Rockets and People. Volume 3: Hot Days of the Cold War

NASA History Division, 2009. — 796 p. In this third volume of a planned four-volume set of memoirs, the famous Russian spacecraft designer Boris Chertok, who worked under the legendary Sergey Korolev, continues his fascinating narrative on the early history of the Soviet space program, from 1961 to 1967, arguably the peak of the effort.

  • 5,34 МБ
  • добавлен 29.03.2015 11:20
  • описание отредактировано 07.08.2016 12:09

25 января 2015

Мишин Василий. Дневники. Записи и воспоминания (1960-1974 годы). Том 2

Под общ. ред. чл.-корр. РАН О. М. Алифанова. — Воронеж: Кварта, 2014. — 372 с. В трёхтомном издании представлены дневниковые записи академика Василия Павловича Мишина – ближайшего соратника и друга главного конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва. Долгие годы В. П. Мишин был его первым заместителем, а после кончины Сергея Павловича возглавил прославленный коллектив. Дневники.

  • 3,71 МБ
  • добавлен 25.01.2015 17:42
  • описание отредактировано 18.01.2019 01:22

Мишин Василий. Дневники. Записи и воспоминания (1960-1974 годы). Том 3

Под общ. ред. чл.-корр. РАН О. М. Алифанова. — Воронеж: Кварта, 2014. — 368 с. В трёхтомном издании представлены дневниковые записи академика Василия Павловича Мишина – ближайшего соратника и друга главного конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва. Долгие годы В. П. Мишин был его первым заместителем, а после кончины Сергея Павловича возглавил прославленный коллектив. Дневники.

  • 6,47 МБ
  • добавлен 25.01.2015 17:42
  • описание отредактировано 18.01.2019 01:22

Мишин Василий. Дневники. Записи и воспоминания (1960-1974 годы). Том 1

Под общ. ред. чл.-корр. РАН О. М. Алифанова. — Воронеж: Кварта, 2014. — 348 с. В трёхтомном издании представлены дневниковые записи академика Василия Павловича Мишина – ближайшего соратника и друга главного конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва. Долгие годы В. П. Мишин был его первым заместителем, а после кончины Сергея Павловича возглавил прославленный коллектив. Дневники.

Смотри также

Теги, соответствующие этому тематическому разделу

Файлы, которые ищут в этом разделе

Активные пользователи раздела

Грабин Василий. Оружие победы

Москва: Вече, 2002. — 124 с. Автор этой книги, известный советский конструктор артиллерийских систем Василий Гаврилович Грабин - генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР (он был удостоен ее в 1941, 1943, 1946 и 1950 годах), кавалер четырех орденов Ленина и других высоких.

  • №1
  • 442,61 КБ
  • добавлен 13.06.2012 16:57
  • описание отредактировано 28.08.2021 02:28

Грабин Василий. Оружие победы

  • №2
  • 1,27 МБ
  • добавлен 22.01.2014 13:18
  • описание отредактировано 17.01.2019 18:01

Грабин Василий. Оружие победы

  • №3
  • 7,08 МБ
  • добавлен 22.01.2014 13:26
  • описание отредактировано 17.01.2019 18:01

Дегтярев Василий. Моя жизнь

М.: Профиздат, 1950. — 181 с. Книга является автобиографией выдающегося конструктора стрелкового оружия Василия Алексеевича Дегтярёва. Книга воспоминаний знаменитого советского конструктора-оружейника. Родина высоко оценила труд Василия Алексеевича. О многом говорит следующий факт: первое звание Героя Социалистического Труда было Указом от 20 декабря 1939 года присвоено И.В.

  • №4
  • 3,40 МБ
  • добавлен 13.12.2013 01:23
  • описание отредактировано 17.01.2019 18:01

Дегтярёв Василий. Моя жизнь

М.: Профиздат, 1950. — 181 с. Книга является автобиографией выдающегося конструктора стрелкового оружия Василия Алексеевича Дегтярёва. Книга воспоминаний знаменитого советского конструктора-оружейника. Родина высоко оценила труд Василия Алексеевича. О многом говорит следующий факт: первое звание Героя Социалистического Труда было Указом от 20 декабря 1939 года присвоено И.В.

  • №5
  • 11,14 МБ
  • добавлен 13.12.2013 00:12
  • описание отредактировано 17.01.2019 18:01

Калашников Михаил, Калашникова Елена. Траектория судьбы

  • №6
  • 739,20 КБ
  • добавлен 26.04.2017 19:41
  • описание отредактировано 17.01.2019 18:01

Калашников Михаил. Записки конструктора-оружейника

М.: Воениздат, 1992. — 304, [28] с. Удивительны повороты судьбы замечательного конструктора-самородка М.Т. Калашникова. В его жизни было все: и дерзкий конструкторский взлет, и неудачи, и радости побед, а сама его жизнь неразрывно связана с развитием и совершенствованием автоматического стрелкового оружия. Записки М.Т. Калашникова — это и личная исповедь, и увлекательный.

  • №7
  • 274,92 КБ
  • добавлен 24.07.2012 13:21
  • описание отредактировано 17.01.2019 18:01

Федоров Владимир. В поисках оружия

Воспоминания. — М.: Воениздат, 1964. — 216 с. — (Военные мемуары). Воспоминания знаменитого российского оружейника, создателя первого отечественного автомата В.Г. Федорова (1874–1966). В начале Первой мировой войны, когда стало ясно, что оружия армии не хватает и отечественные заводы не в силах заполнить эту брешь, специально выделенные лица, в том числе и автор воспоминаний.



А.С. Яковлев за работой

История как она есть. После смерти И.В. Сталина на авиаконструктора Яковлева, который, как он сам это отмечал в своих мемуарах, был с ним в довольно доверительных отношениях, начались нападки со стороны его коллег по цеху, обвинявших его в предвзятости, прямом доносительстве и злоупотреблении своим служебным положением – как никак зам. наркома авиационной промышленности.

Вот, например, что сам Яковлев пишет о своих разговорах со Сталиным:

«Уже с начала лета 1939 года Сталин меня стал вызывать для консультации по авиационным делам. Первое время меня смущали частые вызовы в Кремль для доверительного обсуждения важных вопросов, особенно когда Сталин прямо спрашивал:

— Что вы скажете по этому вопросу, как вы думаете?

Он иногда ставил меня в тупик, выясняя мнение о том или ином работнике.

Видя моё затруднительное положение, смущение и желая ободрить, он говорил:

— Говорите то, что думаете, и не смущайтесь — мы вам верим, хотя вы и молоды. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективным больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото.

Именно тогда он сказал мне:

— Мы не знаем, кому верить.»
А. С. Яковлев. Цель жизни. Глава «Первый истребитель»

И вот тут возникает вопрос, а о ком конкретно и что именно рассказывал Яковлев, не говоря уже о том, что нам не дано знать, как именно Сталин интерпретировал его рассказы… И чем они могли заканчиваться…

О своих подозрениях в отношении А.С. Яковлева писал авиаконструктор Л. Кербер. Конструктор А.С. Москалёв также написал в мемуарах, что именно Яковлева он винит в том, что его работа над сверхлегким истребителем САМ-13 (1941) и сверхзвуковым РМ-1 (1946) была прекращена по приказу сверху. Весьма нелицеприятным образом отзывался о Яковлеве и такой наш замечательный лётчик-ас, как А. И. Покрышкин, причём опять-таки в книге воспоминаний «В небе над Кубанью». Словом, претензий к нему от разных людей набралось достаточно много, но… мемуары, это и есть мемуары. И обвинения в них бывают очень часто написаны «вилами на воде». Да к тому же ещё и многие из них легко опровергаются сличением дат тех или иных заявлений и реально имевших место событий.

А вот что несомненно и очевидно для всякого, так это то, что сам Яковлев написал своей собственной рукой в своих собственных книгах. В частности, речь пойдёт о том, что в его книгах написано о поставках по ленд-лизу. Вот этот отрывок из его книги «Рассказы авиаконструктора»…



Типичный пример – «истина в умолчании»

Да, всё, что написано у А.С. Яковлева в этом отрывке, истинная правда. Но… получается, что он, приводя одни цифры, был совершенно не осведомлён о других. И опять же, если бы это написал рядовой обыватель или, скажем, студент авиационного вуза, то для 1964 года это было бы нормально. Вот только замнаркома и замминистра авиационной промышленности по общим вопросам (до 1946 г.) не мог не знать, более того – обязан был знать и другие цифры. А именно цифры количества поставок в СССР алюминия, некоторых других цветных металлов, без которых самолет не создать, и, разумеется, авиационного бензина.

Воспоминания А. С. Яковлева – человека своего времени


«Российские власти, по-видимому, хотят скрыть факт, что они получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ, что Красная Армия сражается в этой войне одна.»

Возник дипломатический скандал, тем более что это было не совсем правдой, поскольку о поставках в СССР писали даже в декабре 1941 года, но, как бы там ни было, а «нехорошее слово» в массы было брошено. В итоге Стэндли пришлось подать в отставку, принятую президентом США, но зато в советской печати количество статей о поставках и американской технике в частности увеличилось сразу в несколько раз. Например, в той же «Правде» тут же была напечатана статья летчика Громова, находившегося в США по поводу поставок американских самолетов, в которой им всем давалась весьма высокая оценка.



Появились даже вот такие плакаты, которых было особенно много на тех улицах, по которым обычно ездили американский и британский послы…



Книги Яковлева очень интересно читать по годам и… сравнивать их содержание

Причём… никто не требовал бы от Яковлева восхвалять ленд-лиз как единственный и самый главный источник победы над Германией. В конце концов, и самолеты, и танки – это всего лишь железо, а бензин – вонючая горючая жидкость. Без людей всё это мертво. Бензин можно сжечь совершенно бездарно, а самолеты… угробить в первом же бою, а то и вообще на земле. То есть люди приносят победу оружию, а не оружие людям. Потому что людям, которые слабы духом, даже самое совершенное оружие не поможет. И… ведь это понимали даже «там», недаром американская газета «Вашингтон пост» ещё несколько лет назад напомнила своим читателям, сколько германских дивизий было разгромлено на советско-германском фронте и сколько на западном. И она привела тогда правдивые цифры. И то же самое мог ведь написать в комментарии к правдивым цифрам о поставках и А.С. Яковлев. Но… решил с «правдой» вообще не связываться. А прислушаться к сакраментальной фразе генерала Епишева:

А с другой стороны, известны и вот эти слова Рафаэля Сабатини:



Самолет ЯК-3 никогда бы не имел своих высоких характеристик, если бы для его производства не хватило бы алюминия!

Но в данном случае наша цель отнюдь не в том, чтобы в очередной раз поднимать тему ленд-лиза (об этом здесь на ВО был уже целый ряд публикаций), а в том, чтобы показать, что А.С. Яковлев при всех своих громких званиях, наградах и премиях был… человеком своей эпохи, «человеком системы» и действовал в соответствии с её правилами и предписаниями. Было предписано ругать ленд-лиз, принижать его роль, вот он и писал, как предписано. Было предписано восхищаться Сталиным – он восхищался, сменил его Хрущев – потёк елей и в его адрес, а затем и в адрес Л.И. Брежнева. То есть – и это очень печально, сама система управления нашим обществом была целиком и полностью построена на лжи и лицемерии, и, соответственно, ложь, подтасовки фактов и лицемерие содержали и книги того времени, в частности, мемуары авиаконструктора А.С. Яковлева. Ему, как и всякому нормальному человеку, отнюдь не хотелось переть против общества, даже если он в чём-то с ним и не соглашался. Зачем? Самолеты ему строить позволяется, дачи, машины, ордена, геройские звездочки, премии – он получает. Ах, есть какие-то недостатки? Но ведь это же пережитки прошлого, тяжкое его наследие и результат враждебного нам окружения. А так – мы идём вперёд к победе коммунизма и пролетарского интернационализма. Под руководством… и далее по передовице «Правды».



Если говорят, что красивый самолет – «летучий самолет», то это как раз про самолеты А.С. Яковлева

Причём самое неприятное в этом заключается в известной фразе: «благими намерениями выложена дорога в ад». Вот Яковлев в очередной раз не привёл в своей книге данных из официального источника ЦК ВКП(б). Но эти данные никуда не пропали. Пожелтевшие от времени страницы советских газет их сохранили. И, несомненно, находились люди, которые эти газеты читали, эти цифры находили и сравнивали с советским официозом более позднего времени.



Красный Як-18 тоже очень красив.

Зарубежным пропагандистам такая ситуация была настоящим подарком. Они совершенно справедливо, ссылаясь на наши же источники, мемуары того же Жукова, других маршалов, а также книги авиаконструктора Яковлева, могли писать, что в СССР замалчивается неугодная ему история, что печатное слово у нас – это сплошной фальсификат. «Да вы сами убедитесь!» – патетически мог воскликнуть любой журналист или политический деятель Запада, и… да, посмотрев указанную газету, можно было в этом вполне убедиться. Ну а дальше, дальше можно было бы уже писать про нас абсолютно всё что угодно, в том числе и вымысел, – и люди поверили бы этой пропаганде только потому, что имели возможность убедиться в том, что всё это так оно и есть.



Бюст Яковлева в Парке авиаторов это ещё и памятник человеку ушедшей эпохи. Который думал одно, делал другое, а говорил (или писал!) третье…

То есть подобная ложь приводила к подрыву доверия к советской прессе (и государству) со стороны всё большего и большего числа советских граждан, к размыванию информационного фундамента общества. Впрочем, удивляться тут нечему, ведь ещё в своей статье «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) В.И. Ленин писал:

Читайте также: