Методический конструктор направления формы и тематика мероприятий воспитательной деятельности

Обновлено: 18.04.2024

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

1. Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

1. Приобретение школьником социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественное творчество

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

1. Приобретение школьником социальных знаний

Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

1. Приобретение школьником социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

7. Трудовая (производственная) деятельность

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

1. Приобретение школьником социальных знаний

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

1. Приобретение школьником социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

9. Туристско-краеведческая деятельность

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Проектная деятельность 1 класс.


Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"

Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника.

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья.


Методическое пособие «Внеурочная деятельность в начальной школе»

Методическое пособие «Внеурочная деятельность в начальной школе» «Внеурочная деятельность в начальной школе». В данном методическом пособии будут рассмотрены различные направлени.


Программно-методическая разработка внеурочной деятельности " Математика и конструирование"

В целом спец курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования прост.

Методическая разработка внеурочной деятельности по математике Тема: «Многоугольник»

Методическая разработка внеурочной деятельности по математике Тема:«Многоугольник».


Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."

"О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8.".

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Методический конструктор по разработке

плана воспитательных мероприятий в классном коллективе

Для того, чтобы облегчить вашу работу, предлагаем вам методический конструктор

по разработке плана воспитательных мероприятий

Титульный лист

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ полное название образовательного учреждения

на педагогическом совете

директор (краткое название образовательного учреждения)

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

на __________ учебный год

Название населенного пункта

РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД

а) Анализ развития учащихся класса:
• воспитанность;
• уровень нравственного, интеллектуального, эстетического, физического развития;
• уровень сформированности познавательных интересов;
• уровень сформированности ЗУН;
• творческие способности, в какой мере реализуются;
• изменения в социокультурном развитии (правовая культура, культура семейных отношений, культура общения);
• успехи и достижения отдельных учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных способностей учащихся класса;
• учащиеся «группы риска», индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, приемы работы с ними;
• основные ценностные ориентиры учащихся класса (особенности отношения учащихся класса к людям, школе, труду, учебе, классу; изменение круга наиболее значимых людей учащихся класса);
• степень влияния окружающих (сверстников, родителей, друзей по двору, кого-либо ещё);
• занятия в кружках, секциях.

б) Анализ развития коллектива класса:
• социально-психологический микроклимат в классе (характер взаимоотношений в классе: тактичность, вежливость, внимание, доброжелательность, отношение к учителям, к школе);
• развитие общественной активности учащихся (уровень сформированности самоуправления, организованность, участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, социально значимых проектах и т.п.);указывать количество мероприятий и количество детей принявших участие в подготовке и проведении
• адаптация новичков в классном коллективе;
• особенности общественного мнения в классе и его влияние на интересы и поведение, кто оказывает наибольшее влияние на формирование общественного мнения).

в) Анализ организации воспитательного процесса в классе:
• что из содержания воспитательных мероприятий в классе было принято наиболее охотно; где учащиеся проявили себя активными организаторами, а где остались равнодушными, почему;
• какие дела способствовали сплочению и развитию классного коллектива;
• какие методы, формы и средства воспитательного взаимодействия наиболее положительно повлияли на учащихся;
• участие учащихся класса в жизнедеятельности школы (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.);
• взаимодействие с соцпартнерами, общественными организациями и учреждениями культуры и дополнительного образования (Листвянским с/советом, ЗАО «Сибатрацит», ИП, ДЮСШ, ДМШ, ДХШ, библиотеки, ЦДОД Искитимского района, Листвянский центр досуга, и т.д.).

г) Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся и родительским активом:
• частота и характер контактов с семьями;
• влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность в классе;
• результативность организации родительских собраний в классе;
• эффективность индивидуальной работы с родителями;
• особенности взаимодействия с родительским активом;
• взаимодействие с проблемными семьями.

д) Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих в классе:
• учителя – предметники;
• психолог;
• инспектор ПДН;
• медсестра.

е) Выводы Плюсы и минусы воспитательной деятельности, что получилось, что нет, почему; перспективные цели и задачи.

РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

При формулировки цели обратите внимание на то, чтобы….

• Цель должна быть направлена на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и окружающей социальной и природной действительности;

• сопряжена с интересами и ценностными установками классного сообщества, учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности;

• конкретной, четко и ясно сформулированной ;

• трудной, но реально достижимой;

• гибкой, т.е. обладающей способностью к корректировке;

• диагностичной .

Могут быть:

Процессуальные ( например: развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников).

Результатные (например: использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям русской национальной культуры; способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе)

При формулировке задач необходимо опираться на ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ,ОУ, ПЛАН ШКОЛЫ, УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ( план сетка школьный)

Для уровня основного общего образования (5-9 класс)

Направления

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Программа воспитания и социализации

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Подготовка к сознательному выбору профессии .

Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ, ценностного отношения к природе, окружающей среде

Презентация о том, как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней результатов, в каких формах и на каком содержании это лучше делать.

ВложениеРазмер
metodicheskiy_konstruktor_vneurochnoy_deyatelnosti_shkolnikov.pptx 1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ГКОУ шолоховская школа-интернат Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» Воспитатель Немченко виктория Витальевна

Классификация результатов внеурочной деятельности

1 уровень результатов Приобретение школьником первичных социальных знаний , понимания социальной реальности и повседневной жизни. Образовательные формы : б еседы, игры, культпоходы, занятия в кружках, в спортивных секциях, Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами, как носителями социального знания и опыта.

2 уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек семья, Отечество, природа, знания, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Образовательные формы : д ебаты, тематический диспут, концерты, «Огоньки» на уровне школы, художественные выставки, КТД, спортивные турниры, оздоровительные акции, трудовые десанты,… Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет Взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой дружественной среде.

3 уровень результатов Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Образовательные формы : детские исследовательские проекты, внешкольные акции , благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме, Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»

Уровни результатов Виды внеурочной Деятельности 1 уровень: Приобретение Социальных знаний ------------- Субъект (воспитатель) Объект (воспитанник) 2 уровень: Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3 уровень: Получение опыта самостоятельного общественного действия 1.Познавательная Познавательные беседы, Предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний , интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности ( конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб.

Уровни результатов Виды внеурочной деятельности 1 уровень: Приобретение Социальных знаний 2 уровень: Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3 уровень: Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. Художественное творчество Занятия объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в группе, школе. Художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности: Комплексные ; Тематические; По конкретным видам внеурочной деятельности; Возрастные ; Индивидуальные.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 1. Программы могут быть разработаны самостоятельно или на основе переработки примерных программ; 2. Программы должны быть рассчитаны на определённую возрастную группу; 3. Содержание программы должно быть ориентировано на запросы и потребности учащихся; 4. Программа содержит: а)пояснительная записка; б)перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; в) описание разделов примерного содержания занятий; г) характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа ; Д) Содержание внеурочной деятельности воспитанников.

Образец содержания программы внеурочной деятельности:

1.Пояснительная записка а) Цели внеурочной деятельности; Б) задачи внеурочной деятельности; в) принципы программы ; Г) сроки реализации программы; Д) ожидаемые результаты; Е) формы реализации программы.

№ Название раздела Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий 1 Спортивно – оздоровительное направление 14 8 6 1.1 Народные игры 6 5 1 1.2 Игры на развитие психических процессов 1 1 0 1.3 Подвижные игры 11 6 5 1.4 Спортивные игры 5 1 4 2 Духовно-нравственное направление 12 12 1 3 Обще-интеллектуальное направление 14 12 2 4 Социальное направление 14 12 2 5 Общекультурное направление 14 11 3 2. Основные разделы программы

описание разделов примерного содержания занятий 1. Направление воспитания. 1.1 вид деятельности: цель деятельности; задачи деятельности; Пояснительная записка; Тематическое планирование . воспитание – это большой труд и личный пример – это одно из главных условий воспитания.

Образец Тематического планирования № Тема занятия Содержание занятия Дата Проведения Народные игры , беседы , викторины 1 Олимпийские и паралимпийские уроки Беседа «Лондон-2012г.», «Сочи-2014г.», викторина .. сентябрь 2 Спортивно-познавательная игра в рамках программы «Юный Гимназист» Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. сентябрь 3 Военно-спортивная игра « Пентбол » Правила игры. Проведение игры.Выездная экскурсионная программа-4ч. октябрь 4 Русская народная игра «Посиделки» (Колечко, Ручеек) Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. ноябрь 5 Русская народная игра ( «Цепи», групповая) Правила игры. Проведение игры. декабрь 6 Игры на развитие внимания, воображения «Оригами», работа с бумагой, ножницами. Игры на развитие психических процессов Правила игры. Проведение игры. январь 7 Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества Игры, эстафеты,веселые минутки. февраль 10 Игры народов мира (с веревкой, мячом) Правила игры. Проведение игры . март 13 Игры народов мира (с кольцами) Правила игры. Проведение игры . апрель 14 Всемирный день здоровья. Скалодром. Экскурсия, игры май

Условия реализации программы: Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: Кадровое обеспечение программы: 1. 2. … Методическое обеспечение программы: 1. 2. … Материально-техническое обеспечение программы: 1. 2. …

Предполагаемые результаты реализации программы: 1 . Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о … 2 . Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к… 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности воспитанников: П ервый предмет диагностики – Это личность самого воспитанника; Второй предмет диагностики – это детский коллектив, как одно из важнейших условий развития личности воспитанника; Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности воспитанника.

Воспитывая детей, мы строим будущее.

Источник информации: Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников». Москва «Просвещение», 2013

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Практическая работа № 6.

Тема: Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (анализ форм)

Цель: Создание условий для приобретения умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для анализа форм организации внеурочной деятельности

- овладение умениями и навыками анализа форм внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

- развитие инициативы и самостоятельности по работе над анализом форм

- закрепление теоретических знаний по организации внеурочной деятельности для младших школьников по духовно-нравственному направлению.

Основные понятия темы: Формы внеурочной деятельности

Теоретические вопросы для обсуждения:

Какие виды деятельности учащихся объединяет внеурочная деятельность, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Как используется время, отводимое на внеурочную деятельность?

Обоснуйте, почему виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Задание: Сделайте выбор из предложенных преимущественных форм, опираясь на методический конструктор, формы для внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Обоснуйте выбор, заполнив таблицу.

Направление дух.-нравственного развития

Преимущественные формы организации внеурочной деятельности

Обоснование выбора формы

1. Воспитание гражданственности

Познавательные беседы, олимпиады.

После беседы с ребенком, он самостоятельно вспоминать, анализировать, высказывать, сравнивать свои убеждения и делать умозаключения, выводы.

2.Воспитание нравственных и этических ценностей

По итогу, ученик самостоятельно приходит к верному выводу.

Игра с ролевым акцентом

Помогает участникам проникнуться чувствами окружающих, понять их мотивации точку зрения. Попробовать себя в разных ролях.

Кружки, техническое творчество

С их помощью формируется интерес к трудовой деятельности

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному

Формируем у детей живой интерес к театральной игре, углубляются знания о театре, музее.

Материалы к работе:

Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»

Настоящее пособие содержит материалы по организации воспитательной работы в детском коллективе. Раскрывается значимость данной работы с детьми, рассматриваются различные формы массовых мероприятий, методика их организации и проведения.

Адресуется учителям общеобразовательных учреждений, методистам.

ВложениеРазмер
broshyura_formy_vospitatelnyh_meropriyatiy.doc 98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14

В помощь классному руководителю

методика их проведения

учитель начальных классов Чернышова Т . В .

Формы воспитательных мероприятий, методика их проведения //Автор-составитель: Чернышова Т.В. – Армавир, 2018.

Настоящее пособие содержит материалы по организации воспитательной работы в детском коллективе. Раскрывается значимость данной работы с детьми, рассматриваются различные формы массовых мероприятий, методика их организации и проведения.

Адресуется учителям общеобразовательных учреждений, методистам.

  1. Что значит воспитывать?
  2. Определение формы воспитательной работы.
  3. Определение воспитательного мероприятия.
  4. Методика организации и проведения воспитательного мероприятия.
  5. Викторина как форма воспитательной работы.
  6. Турнир как одна из форм воспитательной работы.
  7. Устный журнал как форма воспитательной работы.

Я верю, что все проблемы – проблемы человечества – находят свое главное разрешение в воспитании.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей таким образом, чтобы личность каждого ребенка развивалась, формировала модели поведения, ценности, чувства, как в процессе совместной деятельности с людьми, так и в ходе общения с ними.

Организация воспитательной работы, в том числе досуговой деятельности детей, в любом детском учреждении всегда была и остается важной сферой деятельности педагогов.

Досуговая деятельность, общение с детьми, помимо занятий, имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Такая деятельность важна для самого педагога, так как помогает сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения. Кроме того, такое общение позволяет пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, часто делают педагога и ребенка друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как методически грамотно организовать такую работу.

Любое воспитательное мероприятие имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет название.

Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание – это определенный показатель методической

грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отожествляют название с формой, а форму с содержанием. А это в свою очередь приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному поиску новых форм», которых в принципе нет. На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Учитель, усвоивший эту, казалось бы, элементарную истину, находится в более выигрышном положении, чем учитель, не принимающий ее и продолжающий бесконечный процесс поиска «новых форм воспитательной работы». Ведь для успешного проведения мероприятия нужно лишь:

  1. знать существующие формы;
  2. уметь наполнить эти формы каждый раз новым содержанием;
  3. уметь придумать полученному результату название.

Нет необходимости владеть методикой организации сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологий «придумывания» - это все, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий.

Из триединой составляющей всякого мероприятия (форма – содержание – название) форма является наиболее устойчиво-консервативной частью.

Говоря о форме воспитательной работы, мы, прежде всего, имеем в виду выражение содержания этой работы через определенную структуру отношений педагога и воспитанника. Для того, чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы» целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

В науке выделяют:

1 функция – организаторская предполагает, что любая форма воспитательной работы решает определенные организаторские задачи;

2 функция – регулирующая предполагает, что использование той или иной воспитательной формы позволяет регулировать отношения между педагогами и воспитанниками;

Таким образом, исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как основной компонент организации педагогического процесса, который регулирует отношения между педагогом и воспитанниками.

Согласно Титовой Е.В. любую форму воспитательной работы можно отнести к одному из 3 больших блоков: мероприятия, дела, игры, каждая из

Читайте также: