Методический конструктор урока как

Обновлено: 26.04.2024

Применение техники "Конструктор урока" повышает эффективность проектирования урока учителем и систематизирует методические приёмы.

Приветствие участников мастер-класса.

Начинаю мастер-класс с приёма - "Ромашка Блума". Приглашаю шесть участников, они по очереди открывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы.

1. Простой вопрос. Урок это - …

2. Уточняющий вопрос. Основные усилия на уроке направлены на что…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему организовать и провести хороший (качественный) урок - дело непростое даже для опытного учителя?

4.Творческий вопрос. Что будет, если отменить классно-урочную систему?

5. Оценочный вопрос. Чем один урок отличается от другого?

6. Практический вопрос. Как провести интересный урок?

Вывод: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Этот приём можно использовать на этапе мотивации к учебной деятельности. На стадии "Вызова" учащиеся могут формулировать вопросы, а затем искать на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

- Вот мы и подошли к теме нашего мастер-класса. Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы, чтобы проводить интересные познавательные уроки? Итак, тема нашего мастер-класса: "Конструктор урока". Сама технология построения уроков рассматривается как конструктор, а структура урока как конструкт. Сегодня, я поделюсь опытом работы в данном направлении, за основу которой взята продуктивная, на мой взгляд, педагогическая идея «Конструктор урока» применяемый как эффективное средство для «сборки» уроков.

- Для того чтобы грамотно сконструировать урок, мы сейчас поиграем в игру "Светофор".

- Я вам буду задавать вопрос (вопросы будут направлены на знание этапов современного урока), а вы мне будете сигнализировать карточкой. Если вы со мной согласны - зелёная, если не согласны - красная. (Умышленно путаю участников мастер-класса называя этапы традиционного урока).

Используя ещё один приём, мы вспомнили все этапы современного урока. Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы Конструктора. Сама идея Конструктора принадлежит педагогу, научному руководителю международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры» - Анатолию Александровичу Гину.

Пользуясь техникой "Конструкт урока" по алгоритму можно легко смоделировать урок. Предлагаю участникам игру "Жокей и лошади". Участники делятся на две команды. Первой команде раздаю карточки с названием этапов урока. Второй команде карточки с разными приёмами. Задача участников подобрать себе пару так, чтобы выбранный приём подходил к этапу урока. В ходе этой игры участники попытались сконструировать урок. (На слайде представлен конструктор урока А.А.Гина, на следующем слайде конструктор урока составленный из опыта работы). Например:

При реализации ФОС третьего поколения огромная роль отводится творческой, методической работе преподавателя, учителя – педагогического работника. Эта работа перестала носить формальный характер, на первый план выходит творческий, научно обоснованный , практико-ориентированный подход к разработке учебной документации.Комбинируя набор элементов Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов. Будем рассматривать методический конструктор для разработки УМК как алгоритм (последовательность действий), следуя которому можно достичь намеченной цели, реализовать принятые решения..

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_kostina_sayt.doc 185 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»

Тема: Методический конструктор урока

Разработал: Костина Н.А.

Творческий потенциал педагога, как условие реализации инновационных образовательных технологий

Реализация инновационных идей в учебном процессе

Алгоритм разработки урока/занятия

При реализации ФОС третьего поколения огромная роль отводится творческой, методической работе преподавателя, учителя – педагогического работника. Эта работа перестала носить формальный характер, на первый план выходит творческий, научно обоснованный , практико-ориентированный подход к разработке учебной документации.

Методический конструктор можно представить как набор элементов (модулей, правил), комбинируя которые можно выстраивать разнообразные методические разработки, начиная от занятий, уроков и заканчивая проектами.

Комбинируя набор элементов Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов. Будем рассматривать методический конструктор для разработки УМК как алгоритм (последовательность действий), следуя которому можно достичь намеченной цели, реализовать принятые решения. . Конструктор не исключает творческого подхода, напротив, способствует развитию педагога, внедрению в образовательный процесс инновационных педагогических технологий. Элементы конструктора формируются на основе существующих ресурсов и находятся в постоянном развитии, педагог постоянно находит и использует что-то новое . Конструктор основан на взаимосвязи результатов педагогической деятельности. Может быть использован педагогами, мастерами П/О, при разработке методических материалов, документов УМК, уроков с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики дисциплины, МДК, учебой, производственной практики.

Основная цель – внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.

Творческий потенциал педагога, как условие реализации инновационных образовательных технологий.

Система - это упорядоченное взаимодействие отдельных элементов, в ходе которого явление (система) приобретает новые качества, несвойственные совокупности этих элементов или отдельному элементу. [1]

Рассмотрим педагогическую систему как совокупность следующих элементов:

Цикл замкнут между целями и обучающимися. Педагог ищет новые методы реализации задач (проблем обучения). Выделим важнейшие моменты:

1 Глобализация мышления. Создание у обучающегося целостной смысловой картины мира.

2.Стандартизация образования при сохранении личностно-деятельного подхода.

3.Гуманизация учебного процесса, реализация идей педагогики сотрудничества. Исключение авторитарной педагогики.

Правила педагогики сотрудничества:

  1. Обучающийся не объект обучения, а субъект учения, равноправный партнёр педагога в процессе познания. Процесс познания – процесс переработки полученной информации.
  2. Педагог не сообщает, не транслирует информацию обучающемуся, а добивается совместного, продуктивного, успешного познавательного поиска, давая обучающемуся максимально возможную для них самостоятельность. Педагог отступает в сторону, если процесс познания идёт успешно. Вмешивается – в случае сбоя, корректирует свою деятельность с учетом процесса познания. В этом случае методический конструктор необходим.
  3. Внесение изменений в образовательный процесс, деятельность педагога происходит с учётом усвоения материала (мониторинга знаний, текущей. промежуточной и итоговой аттестации).
  4. В случае успешного познавательного поиска преподаватель создаёт на уроке атмосферу эмоционального подъёма (похвалы, подбадривания, поддержки)

4.Технологизация учебного процесса с применением методического конструктора:

  1. Педагогическая технология – моделирование конечного результата (на структурно-логическом, модульном уровне). Структурно-логический уровень моделирования это смысловые единицы содержания, которые должны быть усвоены.
  2. Продумывание последовательности и характера педагогических действий, ориентированных на системную деятельность преподавателя.
  3. Отслеживание текущих, промежуточных и итоговых результатов.

Алгоритмизация учебного процесса – уровень профессиональной культуры педагога.

5.Усиление культурологических основ деятельности педагога. Фоном для профессиональной подготовки – уровень культурного и общекультурного развития педагога.

6.Использование педагогической диагностики и самодиагностики, усиление исследовательской деятельности педагога.

7.Совершенствование профессионально-содержательной, профессионально-личностной, профессионально-деятельностной культуры педагога.

Творческая деятельность педагога – условие внедрения инновационных идей.

Творческая деятельность – создание социально-значимого продукта, обладающего оригинальными, нестандартными свойствами.

Творческая педагогическая деятельность отличается тем, что воздействует на внутреннюю сферу личности обучающегося. Результаты педагогической

деятельности трудно измеримы и отодвинуты по времени. Недостатки

Реализация инновационных идей в учебном процессе.

Будем исходить из того, что Рабочая программа учебной дисциплины, программного модуля выполнена в соответствии с локальным актом и прошла все необходимые согласования, утверждена. Далее наступает этап реализации программы. Исходным моментом является поурочное тематическое планирование с конкретным распределением вопросов и тем по урокам.

Урок – целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучающихся по усвоению определённого содержания с помощью различных методов, средств, приёмов с целью образования. воспитания и развития обучающихся. Урок всегда ограничен временем, пространством, списочным составом обучающихся. Урок как целостная система. Урок начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства - что поможет в достижении цели, а уж затем определения способа — как будет действовать преподаватель, чтобы цель была достигнута

Эмпирический способ познания мира Дискретная форма знаний (ответы без вопросов) Монологические формы общения Фронтальные формы работы Субъектно-объектные отношения Деятельностный способ познания мира Коллективно-распределенная деятельность Диалогические формы общения Обучение в сотрудничестве Субъектно-субъектные отношения

Учитель-профессионал - демонстрирует культурные образцы действий, инициирует пробные действия детей, консультирует, корректирует действия, ищет способы включить в работу каждого. Учитель - воспитатель - создает условия для приобретения детьми жизненного опыта , самостоятельной выработки жизненных ценностей, “ со-участник ” , “ третейский судья ” . Учитель – тьютор - оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать. Учитель – конструктор (проектировщик) проектирует пространство развития ребёнка, включая его в деятельность посредством использования приёмов, провоцирующих учебное действие.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР УРОКА

Таблица - описание основных этапов-модулей урока и набор педагогических приемов и техник, которые позволят организовать деятельность учащихся и учителя на уроке в деятельностном подходе. Справочные материалы : распаковка приёмов педагогической техники, примеры уроков, фрагментов учебных занятий, иллюстрирующих применение этих приёмов

Универсальность Соответствие логике учебного занятия Простота и удобство использования Открытая система Система активных гиперссылок

Принцип свободы выбора Принцип открытости Принцип обратной связи Принцип идеальности Принцип креативности Принцип деятельности

Этапы урока/ прием Орг.момент Актуализация знаний Постановка учебной задачи Решение учебной задачи Закрепление, тренировка, отработка умений Повторение и систематизация изученного Контроль Рефлексия учебной деятельности Рифмованное начало урока Шаг за шагом. Ассоциативный ряд Генераторы критики Деловая игра «Я учитель» Морфологичский ящик. Опрос по цепочке Синквейн Ассоциативный ряд Жокей и лошадь. Отсроченная отгадка Диаграмма Венна Мини-проекты Жокей и лошадь. Согласен- не согласен. Фото- рефлексия Эпиграф к уроку Я беру тебя с собой. Фантастическая добавка Зигзаг Реставратор Диаманта. Блиц-контроль Мысли во времени. Кроссворд Игровая цель Пинг-понг Игровая цель Софизмы и провокации Создай паспорт. Толстый тонкий вопрос Райтинг . Телеграмма соседу Развивающий канон Лови ошибку Работа с Интернет ресурсами Дерево-предсказаний Ложная альтернатива . Плюс-минус Рюкзак. Удивляй Да-нет ЗХУ Угадай В своем темпе Вопросительные слова. Релейный контроль Хокку. Отсроченная отгадка Вопросительные слова Пропорция Инсерт. Мини-исследование Верно- неверно Тихий опрос Хочу спросить. Пословица, поговорка. Корзина идей, понятий, имен Удивляй Лови ошибку. Работа с Интернет ресурсами Программируемый опрос Кластер Рефлексивный экран Эмоциональное вхождение в урок Своя опора-шпаргалка Задания с недост. или избыточн. данными Сорбонка Решение ситуационных задач Своя опора-шпаргалка Взаимоопрос Цветовой индекс Проблемная ситуация прошлого урока Лови ошибку Ситуация яркого пятна Мини-проекты Реставратор Фишбоун (рыбный скелет). Интеллект-карты Пометки на полях

Современный учитель должен часто проявлять фантазию и придумывать уроки, которые и соответствуют ФГОС, и увлекают детей. Только редко у кого есть на это силы и время. Школа креативного мышления ИКРА разработала набор карточек с методиками, которые можно применять на разных этапах урока. А учитель русского языка и блогер «Мела» Римма Раппопорт разобралась, чем «Школьный конструктор опыта» может быть полезен в классе.

Почему учителям сложно придумывать интересные уроки

Когда я училась в школе, учебники русского языка были очень скучными. Помню, как делала задания, даже не пытаясь вникнуть в унылые тексты и обрубленные предложения о ценности родного языка, природе и морали. К сожалению, современные школьники занимаются по тем же учебникам, с тех пор устаревшим ещё сильнее. Ни жить, ни работать, ни учиться так нельзя. Рано или поздно понимаешь, что нужно выходить за пределы стандартных упражнений по растасканному на куски Паустовскому, искать новые формы работы в ответ на извечный детский стон: «Опять писать?» А вот как выходить, понимаешь не всегда.

Так обстоят дела не только у словесников. И ФГОС, и начальство, и тенденции в образовании требуют, чтобы уроки были интересными, разнообразными, наполненными передовыми педагогическими технологиями. Начинающие учителя всего этого ещё не умеют, а многие опытные педагоги под гнётом бюрократии и рутины просто не хотят. Кажется, всем бы не помешал простой инструмент, помогающий подготовить современный урок, а с учётом среднестатистической нагрузки — не меньше трёх таких уроков в день. Поэтому идея попробовать «Школьный конструктор опыта», который разработан в школе креативного мышления ИКРА, мне сразу понравилась.


Как коробка с карточками может помочь учителю

Я получила небольшую коробку, в которой нашла инструкцию, два набора карточек (стартовых и основных), список всех карточек, два бланка сценария урока и разделители, позволяющие превратить коробку в поле для сборки занятия. Конструктор разработан с учётом классификации компетенций по ФГОС и ориентирован на развитие у школьников навыков XXI века. Его можно использовать для любого предмета.

Все карточки распределены по этапам урока и видам деятельности. На рубашке каждой карты с помощью системы значков обозначено, для какой части урока подходит методика, в каких классах уместно её использовать, сколько времени занимает работа, какой тип деятельности (групповая или индивидуальная) предпочтителен, какие компетенции удастся развить, используя карточку.

Однако создатели конструктора отмечают, что это только рекомендации. То есть карточку для 5-8 класса можно использовать во втором, если учитель считает, что подойдёт для его класса и занятия. То же работает и со временем, и с шагами, и со всем остальным. На обороте кратко, но со всеми необходимыми деталями описана методика работы.


Перед тем как начать выстраивать урок, учитель частично заполняет сценарий: записывает тему, цель и примерный ход урока, указывает класс и отмечает его особенности, прогнозирует возможные трудности. Это помогает учесть особенности конкретных детей и понять, на развитии каких навыков лучше сосредоточиться. Только теперь можно переходить к поиску карточек для предстоящего занятия. Чтобы урок не превратился в набор случайных методик, важно опираться на намеченный план.

Чтобы опробовать конструктор, я выбрала простую тему, которой легко заинтересовать учеников, — функциональные стили речи. Мне приглянулись 5 карточек, все они подходят для средней школы. На мотивационном этапе используется «Мультифрагмент», при изучении теории — «Парная работа», затем на деятельностном этапе для закрепления материала и проверки понимания — «Крестики-нолики» и «Ловля ошибок», а для оценки результата и рефлексии — «Чек-лист».

5 методик, из которых я составила урок

1. Мультифрагмент

Что такое стили речи, детям может быть неясно, но в стилях одежды они зачастую разбираются намного лучше учителей. Поэтому в качестве первого шага я выбрала изображения людей, одетых в разных стилях. Ученикам предлагают рассмотреть одежду на фотографиях и определить, кто и в какой ситуации мог бы её выбрать. После короткого обсуждения детей нужно перевести от моды к русскому языку: «Мы обсудили несколько стилей одежды. А какие стили можно различить в речи? На какие из них похожи образы, представленные на фотографиях?»

Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.

  • принципы должны четко проявляться на каждом этапе;
  • цели урока должны реализовываться;
  • структура урока, поурочные отборы и организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности урока.

Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”.

Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Применение современной педагогической техники “Конструктор” апробировано в общеобразовательной школе № 4.

  1. Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами.
  2. Изучение разных приемов и их комбинаций.
  3. Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.
  4. Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.
  5. Создание собственного “Конструктора” уроков. (Смотри таблицы 2,3 в приложении)

Работа по алгоритму строится следующим образом:

  • Начало урока.
  • Объяснение нового материала.
  • Закрепление, тренировка, отработка умений.
  • Повторение.
  • Контроль.
  • Домашнее задание.
  • Конец урока.

Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Конструктор урока представлен таблицей 1. Пользуясь данной таблицей, как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: А1, Б2, В5, Д6, Е1, Ж5. Что означает: начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приема “Удивляй”, закрепление идет в виде “Игры в случайность”, на уроке проводится фактологический диктант, задание задается массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.

Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы.

При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.

Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны – и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор, А.Гин привел возможную его форму (таблица 1). Конструктор, разработанный А.Гином (1) взят за основу при проектировании уроков природоведения и был разработан собственный конструктор уроков (таблица2), в который добавлены методические приемы, используемые в практике проведения уроков биологии.

Ниже приведены некоторые методические приемы, используемые в собственном конструкторе уроков.

1. Интеллектуальная разминка

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.

  • Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п.
  • Обобщить – что это (бактерии, животные, растения, грибы – это царства)
  • Что пропущено – логическая цепочка (береза, растение = волк, …….)
  • Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Или Универсальная игра для всех.

Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать соучастников.
  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета – гигант? – да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

3. Удивляй! Отсроченная отгадка

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное, становится удивительным.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание “здесь и сейчас”, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени, добиться этого помогает следующий прием. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, на уроке “Три состояния воды” легко заставить ребят удивляться.

“Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде. Что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств”.

4. Фантастическая добавка

Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, которой обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение\животное и рассмотреть его в реальном биоценозе.

Урок “ Луна – естественный спутник Земли”. Предлагается задание: “Представьте себе, что вы высадились на Луне. Что нужно взять с собой для прогулки и изучения нашего спутника.”

Этот прием необходимо сделать более инструментальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учебных темах.

5. Идеальный опрос

Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономится время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на “5” (ученики поднимают руки) на “4”, на “3”? Спасибо…

6. Игра в случайность

Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора

Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет…

Тема урока “Барометры. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах.” урок начинаем с “игры в случайность” – проверка выполнения домашнего задания в печатных тетрадях – кидается 4 кубика и сумма выпавших очков укажет на номер ученика в журнале, у которого проверить тетрадь или спросить об опыте, который делали дома.

Заранее рассказать учащимся, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны, ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Ребята составляют вопросы по заданной теме. Внимание: а что же делать после того, как вопросы составлены? Теперь их следует разбить на “кучки”: - вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке; - вот те, на которые можно найти ответ в литературе; - вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто. Дополнительно можно: организовать опрос учащихся по наработанным ими вопросам; - провести конкурс на самый интересный, сложный, важный, оригинальный вопрос; - организовать взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам; - использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.

8. Графический диктант.

Учащимся предлагается от 10-и до 20-и вопросов-утверждений, если они согласны с утверждением ставят значок ; не согласны значок ; если не знают - ____. В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро.

  1. От грозы можно укрыться под высоким одиночным деревом.
  2. Одноименные заряженные тела притягиваются, а разноименные отталкиваются.
  3. Стекло хороший изолятор электрического тока.
  4. Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.
  5. Резина хорошо проводит электрический ток
  6. Густой лес, пещеры, подножия холмов – хорошие убежища во время грозы.
  7. Металлы – хорошие проводники электрического тока
  8. Батарейка, аккумулятор – это источники тока.
  9. В электризации участвует одно тело.
  10. Сверкание молнии при грозе – это химическое явление
  11. Молния гигантская электрическая искра

9. Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидная ученикам.Урок “Электрические разряды в природе” - необходимо разработать правила поведения во время грозы или на уроке “Шляпочные грибы” - памятку сборщика грибов.

Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.

Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками….

Итоговый урок по строению растений предлагаются задания по вариантам:

Найди ошибки и неточности в тексте, перепиши текст правильно.

Покрытосеменные растения, или цветковые, относятся к низшим растениям. Цветковые растения имеют вегетативные (цветок и плод) и генеративные (корень и побег) органы.

Различают главную и стержневую корневые системы. Корень выполняет фотосинтезирующую функцию.

Почка – это зачаточные листья. Почки бывают вегетативные и генеративные.

Цветок – это видоизмененный побег. Венчик и чашечка – главные части цветка.

Из тычинок развиваются плоды. Плоды бывают сочные и многосемянные.

Найди ошибки и неточности в тексте, перепиши текст правильно.

После работы проводим самопроверку, на доске вывешиваем текст без ошибок и ребята проверяют свои тексты в тетрадях, ставят себе отметку.

Так же предлагаются и критерии отметок

Есть где развернуться фантазии учителя.

11. Вопросы – суждения к тексту.

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов суждений:

Почему. Как доказать. Чем объяснить. Вследствие чего. В каком случае. Каким образом?

Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.

Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия… Логическая цепочка Формула: учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Играют двое или большее участников, это может быть отдельный ученик или команда. Обычно провожу соревнование между рядами. На уроках, изучающих растения, животных, грибы, 1-й ряд называет слово: Крапива – астра - апельсин - ноготки – ирис – сирень – нивяник и т.д. Например, на уроке “Строение организмов” учащимся раздаются карточки, на которых написано: “Организм”, “Органы”, “Ткани”, “Клетки”, “Части клетки”, “Молекулы веществ”, “Атомы элементов”. Две группы по команде должны выстроиться в логическую цепочку. Выигрывает та команда, которая закончит первой. Или на доске составлена логическая цепочка с пробелами, дается задание заполнить пропущенные звенья логической цепочки: ядро - ? – атом - ? – вещество (урок “Разнообразие веществ”)

  1. Загадки зачитываю сама.
  2. Загадки задают учащиеся своим одноклассникам.
  3. Загадки составляем вместе и индивидуально

На доске вывешиваю табличку – опору:

На что похоже? Чем отличается?

Какой? Что такое же?

Что делает? Что такое же?

На уроке “Характерные признаки растений” предлагается составить загадку о растении.

Что делает? Что такое же?

А затем составляем загадку о растении: Дышит, но не человек, питается, но не животное, растет, но не гриб. Что это?

Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того, чтобы составлять и отгадывать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, читать дополнительную литературу.

  • Что на уроке было интересным?
  • Что узнали нового сегодня?
  • А что на уроке было главным?

На дом задаются творческие задания – написать сочинение – сказку.

Темы:“О чем рассказал ветер?”, “Сказка о капельке воды”, “Разговор деревьев о своем назначении”, “Спор овощей о витаминах”, “О чем мечтает боровик?” и другие.

16. Три уровня домашнего задания

  • частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
  • чайнворды, кроссворды и т.п.;
  • тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;
  • плакаты – опорные сигналы;
  • мнемонические формулировки, стихи и др.

На первом уроке по теме “Воздух” ребятам предложено задание оформить книжку – малышку по данной теме. Каждый ученик получил памятку “ Подготовить книжку-малышку по теме “Воздух”: загадки, пословицы, синквейны, ребусы, кроссворды и т.п. воздухе, погоде, осадках, ветре.”

17. Необычная обычность

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно, загадку посильную. Учитель задает домашнее задание необычным способом.

18. Идеальное задание

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных нам видом заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание задаю после проведения урока контроля, когда и задание задавать не обязательно. Ребятам нравится данный прием.

19. Творчество работает на будущее

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактический материалов. Урок “ Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды” - составить тест из 5 вопросов, на каждый вопрос 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.

  • Моя мыслительная активность на уроке была ……….
  • Больше всего мне понравилось ……………………….
  • У меня пока не совсем получается…………………….
  • Сегодня я понял(а), что думать ……………………….
  • Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

При подготовке уроков использую в работе таблицу “Конструктор уроков” и описание методических приемов. Для облегчения работы с конструктором в уголках клеток стоят цифры с № приема, описанного в перечне “Методические приемы” При составлении календарно-тематического планирования выделяю отдельную графу, в которой записываю формулу урока, которую использую при составлении поурочных планов (таблица 3).

  • Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:
  • Значительно возрастает многообразие уроков.
  • Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без конструктора трудно удержать в голове.
  • При использовании конструктора значительно снижается время на подготовку уроков.
  • При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, на дачу домашнего задания.
  • Разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.
  • Возрастает творческий потенциал учителя.

В ходе работы по данной теме возникло желание разработать вопросы для обсуждения во время игры “Точка зрения”, составить список учебных тем мозговых штурмов и задач для научно-исследовательской лаборатории, составить картотеку примеров “фантастических добавок” для использования в учебных темах по биологии.

Читайте также: