Методический конструктор в доу

Обновлено: 24.04.2024

1 слайд,2 слайд,3 слайд
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Старший воспитатель, МАДОУ № 40 г. Томска

Дошкольный возраст – это ответственный период в жизни каждого ребёнка, так как данный возраст представляет огромные возможности для развития способностей и талантов. Как же сделать так, чтобы искры интереса не гасли, а разгорались всё сильнее и сильнее? Как построить образовательный процесс так, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли мимо внимания воспитателя, а реализовывались и выращивались в педагогической деятельности с детьми?

Всё, что нужно для того, чтобы дети могли проявлять свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых. Сегодня и государство, и общество предъявляют высокие требования к профессиональным качествам педагога. Результативность работы по развитию способностей у детей напрямую зависит от профессионализма педагогов. Только подготовленный специалист способен превратить природный дар, которым обладает каждый ребенок дошкольного возраста, в выдающийся талант.

Важное значение в связи с этим должно быть уделено усилению роли методической работы в ДОУ, созданию условий для непрерывного повышения профессиональной грамотности на местах с учётом индивидуальных потребностей и запросов педагогов.

В каждом ДОУ существует сложившаяся система методического обучения педагогов. Наиболее распространёнными из них являются: обучающие семинары, консультации, конкурсы, деловые игры, мастер-классы, круглые столы и т.д.

Обеспечение условий для непрерывного системного совершенствования профессиональной компетентности вызывает необходимость поиска дополнительных форм и средств повышения профессиональной компетентности педагогов. Результатом такого поиска для педагогического коллектива нашего ДОУ стал Методический конструктор, разработка которого стала содержанием инновационного проекта «Методический конструктор как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности», стратегической целью которого стало создание условий в ДОУ для достижения стабильных результатов в вопросах развития детской одарённости.

Варианты применения Конструктора описаны рядом педагогов. Автор пособий по технологии ОТСМ-ТРИЗ, Анатолий Гин представляет Конструктор урока в книге «Приёмы педагогической техники» 1 . Знаменитый тризовец предлагает наглядную универсальную модель Конструктора, на основе которого можно планировать разные типы уроков. Своеобразный конструктор внеурочной деятельности учащихся представлен авторами Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым в пособии для учителей «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». Он, в свою очередь, включает виды, формы и уровни результатов деятельности учащихся. Идея конструктора описывается также в пособии для методистов ОУ «Методический конструктор». В качестве эпиграфа здесь приведены слова психолога Вадима Зеланда, отражающие идею Конструктора: «…Разум не способен создать ничего принципиально нового. Он лишь может собрать новую версию из старых кубиков. Интересный взгляд на рождение идеи! Новая идея - это новая комбинация старых элементов!

В дошкольной педагогике форма конструктора ранее не использовалась. Учитывая, что данная форма предполагает обобщение и систематизацию материала в определённом направлении, умение моделировать, способность творчески подходить к решению тех или иных ситуаций, применение конструктора считаем целесообразным в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Что же такое методический конструктор?

Методический конструктор представляет собой набор элементов (модулей), комбинируя которые можно выстраивать разнообразные методические разработки, начиная от занятий и заканчивая проектами.

Комбинируя набор составляющих Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов - новой информации. Конструктор - это своего рода матрица, элементами которой могут выступать тексты, иллюстрации, программы, упражнения, педагогические приёмы и т.д. Конструктор формируется на основе существующих ресурсов и находится в постоянном развитии, ведь каждый педагог находит и использует что-то новое.

Конструктор призван существенно облегчить работу как опытных, так и молодых педагогов в силу того, что предполагает набор готовой, переработанной информации, отобранной и систематизированной по принципу эффективности. Конструктор – это инструмент, использование которого окажет существенное влияние на профессиональный рост педагогов.

Так как наше ДОУ имеет богатый положительный опыт по развитию одаренности у детей - дошкольников, то в основу конструкторов заложены именно эти вопросы.

В результате работы проблемно-творческих групп были созданы рабочие материалы следующих Конструкторов: Конструктор ТРИЗ-занятия, Конструктор развития детской одаренности, Конструктор родительских собраний, Конструктор детских интеллектуальных конкурсов.
6 слайд

Использование в работе данных Конструкторов ,несомненно, будет способствовать росту профессиональной компетентности каждого педагога. Как именно? Рассмотрим на примере Конструктора ТРИЗ-занятия.

Почему ТРИЗ? В течение ряда лет именно ТРИЗ – технология была ведущей в работе педагогов нашего детского сада. Именно благодаря её использованию педагогическому коллективу в течение многих лет удается достигать высоких показателей в развитии и воспитании детей. ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дает в руки педагогу инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, умеющей решать свои маленькие проблемы. Аббревиатуру ТРИЗ мы соединили с одной из форм образовательной деятельности в детском саду – занятием или занимательным делом. Понимаем, что слово занятие сегодня непопулярно. Но в нашем понимании занятие–это время, когда можно заниматься, а там, где ТРИЗ, там невозможно заниматься чем –то скучным и неинтересным.
8 слайд,(после моих слов)-9 слайд

В основу Конструктора ТРИЗ – занятия легла структура, широко используемая тризовцами. Автором данной модели является Людмила Николаевна Прохорова, кандидат педагогических наук, автор многих методических пособий, которые широко используются педагогами, знакомыми с теорией ОТСМ – ТРИЗ. Мы дополнили эту модель. По вертикали заложили составные части занятия:

- ритуал начала занятия, переход от игры, свободной деятельности к занятию;

- интеллектуально-творческая разминка;

- постановка проблемы;

- совместный поиск путей решения проблемы в ходе групповой дискуссии;

- обсуждение результатов и закрепление впечатлений в продуктивной деятельности;

- рефлексия, эмоциональный выход.

Главная задача проектной команды ДОУ состояла в том, чтобы наполнить Конструктор по горизонтали конкретными заданиями, играми и упражнениями.

Предлагаемая модель создаёт психолого-педагогические условия для развития общей одарённости. Все ТРИЗ – занятия построены таким образом, чтобы дети не только получали информацию и запоминали её, а понимали её и учились ею пользоваться. Занятия построены с учётом чередования разных видов деятельности, что способствует сохранению интереса детей к происходящему на протяжении всего занятия. Дети на занятиях одновременно играют и развиваются, становятся в позицию активно познающего. Проблемные вопросы, спорные ситуации и другие способы активизируют внимание, мышление, воображение ребёнка.

Механизм работы с Конструктором ТРИЗ-занятия прост: структура определена, а из набора приёмов можно построить занятие по любой теме. Например, воспитателю нужно составить план непрерывной непосредственно образовательной деятельности по определенной теме. Для этого он:
.

1.Выбирает из Конструктора те упражнения, приемы, методы, которые, по его мнению, позволят ему с наибольшей эффективностью добиться запланированного результата. Один педагог ,готовя занятие, выстроит одну комбинацию, другой же педагог к той же самой теме-другую.

2.К каждому структурному элементу ТРИЗ-занятия разработаны приложения, в которых содержится подробное описание того или иного упражнения, приёма, метода.

10-11слайд –интеллектуальные разминки

12-рефлексии

3.Если педагог молодой и ему непонятно даже после прочитанного, как практически реализовать тот или иной прием, он может обратиться к видеоконструктору.
(13 слайд)

Работа над Видеоконструктором в данное время ещё продолжается.
Данная структура отвечает современным требованиям к организации совместной деятельности с детьми и позволяет максимально использовать приёмы ТРИЗ – технологии.
Данный Конструктор ТРИЗ – занятия позволит педагогу:

- изучить приёмы и методы ТРИЗ – технологии;

- совершенствовать педагогическое мастерство в работе по развитию детской одарённости;

- методически грамотно, в соответствии с современными требованиями, строить образовательную деятельность с детьми;

- сэкономить время подготовки к занятию.

По мере накопления дидактического материала у педагогов расширяется возможность по использованию его в процессе совместной работы с детьми.

Конструктор даёт возможность не ограничиваться уже заданным содержанием. Каждый педагог может продолжить его своими наработками и идеями, так как любое занятие – это полет фантазии педагога, его творчества и вдохновения.

14-15 слайды

Аналогичный принцип лежит в основе Конструктора развития одаренности. По вертикали здесь представлены компоненты одаренности, такие как гибкость, оригинальность мышления…..Они были нами определены как составляющие детской одаренности, особенности которых раскрываются в работах американских психологов Гилфорда, Торренса, российского психолога А.И.Савенкова. По горизонтали каждый компонент реализуется через систему подобранных игр и упражнений, которые тоже подробно раскрыты в приложениях. Перед использованием данного конструктора проводится диагностика, которая определит план дальнейшей работы. Данный конструктор можно использовать в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми. На основе данных заданий можно строить и отдельные занятия, а можно включать их в познавательное тематическое. В результате такой целенаправленной, систематической работы показатели диагностики по компонентам одаренности существенно возрастут.

Профессионализм педагога заключается еще и в умело организованном сотрудничестве с родителями воспитанников. Родители в первую очередь заинтересованы в развитии способностей у своих детей. Интересную разработку в этом плане представляет Конструктор родительских собраний, посвященных вопросам развития детской одаренности. Родительское собрание является одной из основных форм сотрудничества с родителями. Провести его интересно, с пользой для всех поможет данный Конструктор. В нем также определена структура собрания, разработан материал по каждому структурному блоку.
Появлению Конструкторов предшествовала серьезная работа по изучению литературы по развитию одаренности, имеющегося педагогического опыта, педагоги ДОУ являются авторами собственных статей и разработок. С целью сохранения всей изученной литературы в рамках одного ресурса мы пришли к идее создания собственной мультимедийной библиотеки.

ММБ – это система информационно-методической поддержки работы педагогов по теме «Развитие детской одарённости», которая является частью общей методической работы детского сада.

Как и в любой библиотеке, здесь существуют определенные правила

20 слайд -21(нажать на Одаренный ребенок)-22-23-24-25

Материалы, представленные в мультимедийной библиотеке, разнообразны. Это: литература по одаренности; видеолекции и ролики; компьютерные программы; пакет диагностических материалов; сценарии занятий, конкурсов, методических мероприятий и др.. Ресурсы мультимедийной библиотеки постоянно пополняются. Создание данной библиотеки позволило собрать теоретические и практические материалы по вопросам развития детской одаренности. Педагоги имеют возможность при необходимости ознакомиться с интересующими их материалами.

Особо хотелось бы остановиться на одном из разработанных нами ресурсе мультимедиа библиотеки - интерактивном пособии для педагогов «Самое важное о детской одаренности». В связи с тем, что педагогический состав ДОУ постепенно обновляется, было разработано данное пособие, которое в режиме самообразования позволило бы самостоятельно изучить основные вопросы развития одаренности у детей. Содержательный материал пособия чётко структурирован, иллюстрирован, что делает его понятным и доступным для воспитателей. После теоретического блока педагогам предлагаются практические задания, помогающие лучше усвоить материал. Есть материалы для старших воспитателей. И заключительным моментом является тестирование педагогов на знание ключевых тем пособия.

Слайды по пособию.
.

1.Методический конструктор /авт. - сост. О.Н. Юдинцева – М. 54 Минск: Красико - Принт, 2008. - 176 с. - (Педагогическая мастерская).

2. Приёмы педагогической техники /автор Анатолий Гин – Вита - Пресс,

3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

Можно объяснить другим, почему ты вышла за своего мужа, но нельзя убедить в этом себя. Жорж Санд
ещё >>

Управление инновационными процессами в ДОО возлагается на заведующего и методиста, заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива.

ВложениеРазмер
tezisy_pronina_ds67.docx 29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методический конструктор, как средство развития инновационной деятельности в системе методической работы в дошкольной образовательной организации

Пронина Марина Юлиевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 67 «Радость»

Особенностью современного этапа развития России является изменение ориентиров и требований к дошкольному образованию как ее первому уровню. Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности.

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, в связи, с чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. А это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время, когда существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу – инновационная методическая работа должна занимать особое место в системе управления дошкольным учреждением.

Инновационная методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом, ориентированная на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности.

Инновационное развитие встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы: рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.

Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич):

- обеспечение работы учреждения в режиме развития;

- отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

- обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы;

- обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

- оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка;

- обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов.

Основная цель методического конструктора управления инновационной методической работой – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Современные авторы, которые занимались методической работой (К.Ю. Белая, Т.И. Шамова, Л.П. Ильенко) выделяли пять компонентов управленческой инновационной деятельности, без которых не построить инновационный процесс: диагностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Актуализация названных 5 компонентов обеспечивает оптимальное управление инновационной методической работой, которое должно быть направлено:

- на создание благоприятных условий и обеспечение методической деятельности педагогов ДОО;

- кадровое обеспечение (обеспечение повышения образованности педагогов, их профессиональной компетентности, уровня их профессионального мастерства);

- информационное обеспечение инновационных процессов;

- инструктивно-методическое и нормативно-правовое обеспечение инновационной методической работы;

- учебно-методическое обеспечение самого процесса инновационной педагогической деятельности.

Организуя процесс управления инновационной деятельностью, мы определили основные приоритеты направления: информационное, диагностико-прогностическое, повышение квалификации или содержания образования. ДОО работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы, например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно несколькими педагогами и воспитателями). Используемые в образовательном процессе инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям ДОО, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствуют достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям. По мнению К.Ю. Белой, П.Н, Лосева можно предложить следующие критерии оценки качества инновационной методической работы: актуальность, инновационность, апробированность в условиях ДОО, методическая и дидактическая обеспеченность.

Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому.

Таким образом, реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОО. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОО, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Поэтому цель управления инновационными процессами в ДОО, которая возлагается на заведующего и методиста, заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.

При реализации ФОС третьего поколения огромная роль отводится творческой, методической работе преподавателя, учителя – педагогического работника. Эта работа перестала носить формальный характер, на первый план выходит творческий, научно обоснованный , практико-ориентированный подход к разработке учебной документации.Комбинируя набор элементов Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов. Будем рассматривать методический конструктор для разработки УМК как алгоритм (последовательность действий), следуя которому можно достичь намеченной цели, реализовать принятые решения..

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_kostina_sayt.doc 185 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»

Тема: Методический конструктор урока

Разработал: Костина Н.А.

Творческий потенциал педагога, как условие реализации инновационных образовательных технологий

Реализация инновационных идей в учебном процессе

Алгоритм разработки урока/занятия

При реализации ФОС третьего поколения огромная роль отводится творческой, методической работе преподавателя, учителя – педагогического работника. Эта работа перестала носить формальный характер, на первый план выходит творческий, научно обоснованный , практико-ориентированный подход к разработке учебной документации.

Методический конструктор можно представить как набор элементов (модулей, правил), комбинируя которые можно выстраивать разнообразные методические разработки, начиная от занятий, уроков и заканчивая проектами.

Комбинируя набор элементов Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов. Будем рассматривать методический конструктор для разработки УМК как алгоритм (последовательность действий), следуя которому можно достичь намеченной цели, реализовать принятые решения. . Конструктор не исключает творческого подхода, напротив, способствует развитию педагога, внедрению в образовательный процесс инновационных педагогических технологий. Элементы конструктора формируются на основе существующих ресурсов и находятся в постоянном развитии, педагог постоянно находит и использует что-то новое . Конструктор основан на взаимосвязи результатов педагогической деятельности. Может быть использован педагогами, мастерами П/О, при разработке методических материалов, документов УМК, уроков с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики дисциплины, МДК, учебой, производственной практики.

Основная цель – внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.

Творческий потенциал педагога, как условие реализации инновационных образовательных технологий.

Система - это упорядоченное взаимодействие отдельных элементов, в ходе которого явление (система) приобретает новые качества, несвойственные совокупности этих элементов или отдельному элементу. [1]

Рассмотрим педагогическую систему как совокупность следующих элементов:

Цикл замкнут между целями и обучающимися. Педагог ищет новые методы реализации задач (проблем обучения). Выделим важнейшие моменты:

1 Глобализация мышления. Создание у обучающегося целостной смысловой картины мира.

2.Стандартизация образования при сохранении личностно-деятельного подхода.

3.Гуманизация учебного процесса, реализация идей педагогики сотрудничества. Исключение авторитарной педагогики.

Правила педагогики сотрудничества:

  1. Обучающийся не объект обучения, а субъект учения, равноправный партнёр педагога в процессе познания. Процесс познания – процесс переработки полученной информации.
  2. Педагог не сообщает, не транслирует информацию обучающемуся, а добивается совместного, продуктивного, успешного познавательного поиска, давая обучающемуся максимально возможную для них самостоятельность. Педагог отступает в сторону, если процесс познания идёт успешно. Вмешивается – в случае сбоя, корректирует свою деятельность с учетом процесса познания. В этом случае методический конструктор необходим.
  3. Внесение изменений в образовательный процесс, деятельность педагога происходит с учётом усвоения материала (мониторинга знаний, текущей. промежуточной и итоговой аттестации).
  4. В случае успешного познавательного поиска преподаватель создаёт на уроке атмосферу эмоционального подъёма (похвалы, подбадривания, поддержки)

4.Технологизация учебного процесса с применением методического конструктора:

  1. Педагогическая технология – моделирование конечного результата (на структурно-логическом, модульном уровне). Структурно-логический уровень моделирования это смысловые единицы содержания, которые должны быть усвоены.
  2. Продумывание последовательности и характера педагогических действий, ориентированных на системную деятельность преподавателя.
  3. Отслеживание текущих, промежуточных и итоговых результатов.

Алгоритмизация учебного процесса – уровень профессиональной культуры педагога.

5.Усиление культурологических основ деятельности педагога. Фоном для профессиональной подготовки – уровень культурного и общекультурного развития педагога.

6.Использование педагогической диагностики и самодиагностики, усиление исследовательской деятельности педагога.

7.Совершенствование профессионально-содержательной, профессионально-личностной, профессионально-деятельностной культуры педагога.

Творческая деятельность педагога – условие внедрения инновационных идей.

Творческая деятельность – создание социально-значимого продукта, обладающего оригинальными, нестандартными свойствами.

Творческая педагогическая деятельность отличается тем, что воздействует на внутреннюю сферу личности обучающегося. Результаты педагогической

деятельности трудно измеримы и отодвинуты по времени. Недостатки

Реализация инновационных идей в учебном процессе.

Будем исходить из того, что Рабочая программа учебной дисциплины, программного модуля выполнена в соответствии с локальным актом и прошла все необходимые согласования, утверждена. Далее наступает этап реализации программы. Исходным моментом является поурочное тематическое планирование с конкретным распределением вопросов и тем по урокам.

Урок – целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучающихся по усвоению определённого содержания с помощью различных методов, средств, приёмов с целью образования. воспитания и развития обучающихся. Урок всегда ограничен временем, пространством, списочным составом обучающихся. Урок как целостная система. Урок начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства - что поможет в достижении цели, а уж затем определения способа — как будет действовать преподаватель, чтобы цель была достигнута

Презентация на тему: " Методический конструктор как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности." — Транскрипт:

1 Методический конструктор как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности

3 Анализ кадрового состава ДОУ

4 Методический конструктор как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одарённости Актуальность проекта определяется социальным заказом общества на вопросы развития одаренности детей дошкольного возраста и высокий уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ Стратегическая цель: создание условий в ДОУ для достижения стабильных результатов в вопросах развития детской одарённости. Цель проекта: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам развития детской одарённости Задачи: Совершенствовать уровень теоретических знаний и практических умений педагогов в вопросах развития одарённости. Обобщить имеющийся педагогический опыт ДОУ в работе по развитию общей одарённости у детей дошкольного возраста. Обеспечить методическую поддержку педагогов по вопросам развития одарённости. Индивидуализировать воспитательно - образовательный процесс в ДОУ Задачи: Совершенствовать уровень теоретических знаний и практических умений педагогов в вопросах развития одарённости. Обобщить имеющийся педагогический опыт ДОУ в работе по развитию общей одарённости у детей дошкольного возраста. Обеспечить методическую поддержку педагогов по вопросам развития одарённости. Индивидуализировать воспитательно - образовательный процесс в ДОУ Сроки реализации проекта: март декабрь 2012 гг. База реализации проекта: МАДОУ 40 Сроки реализации проекта: март декабрь 2012 гг. База реализации проекта: МАДОУ 40 МАДОУ 40 г. Томска Общая информация о проекте

5 Что представляет методический конструктор? Методический конструктор представляет собой набор элементов (модулей), комбинируя которые можно выстраивать различные методические разработки, начиная от занятий и заканчивая проектами. Конструктор - это своего рода матрица, элементами которой могут выступать тексты, иллюстрации, программы, упражнения, педагогические приёмы и т.д. Виды конструкторов не ограничены. С их помощью можно решать различные педагогические проблемы. Так как конструктор состоит из модулей, его можно постоянно дорабатывать, совершенствовать, вносить новую информацию. В результате конструктор одного педагога может отличаться от конструктора другого педагога, т.е. становится индивидуальным педагогическим инструментом. МАДОУ 40 г. Томска

6 Виды конструкторов : Конструктор развития одарённости Конструктор ТРИЗ - занятия Конструктор интеллектуальных конкурсов Конструктор родительских собраний

7 Методы и приёмы ТРИЗ -технологии Конструктор ТРИЗ - занятия Этапы интегрированного занятия Морфологический анализ Синектика Системный оператор Круги Луллия Эмпатия Метод фокальных объектов Конструктор ТРИЗ-занятия

10 Интеллектуальные разминки Разминка - это существенная часть любой тренировки, она готовит мышцы к напряженной работе. Прежде чем устраивать десятикилометровый забег, нужно разогреться. Необходимо потянуть руки, ноги, плечи, спину. Это усилит циркуляцию крови, сделает мышцы более гибкими Аналогично, если вы хорошо разомнете свои мыслительные мышцы, это заметно улучшит показатели работы мозга. «Вхождение в занятие» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую дети могут решить, опираясь на ранее изученный материал. Это должны быть задания, которые требует краткого, быстрого ответа. Интеллектуальные разминки способствуют повышению интереса к знаниям, развивают у детей нестандартное мышление. Интеллектуальные разминки содержат в себе большой потенциал для развития детей дошкольного возраста. Разминки помогают включить детей в работу, актуализировать уже имеющиеся знания перед получением новых. Разминки не занимают много времени, но дают только положительные результаты. Очень важно провести интеллектуальную разминку в хорошем темпе и с позитивным настроем. В интеллектуальную разминку следует включить те учебные задачи, которые помогут в дальнейшем легче усвоить новый учебный материал, позволят воспитанникам провести в дальнейшем определённые сравнения, анализ прошлой и новой информации. Не рекомендуется акцентировать внимание на возможных ошибках, неправильных ответах. Интеллектуальная разминка – это ни в коем случае не контроль знаний. Она преследует совершенно другие цели. Позитивный настрой разминки повлияет на формирование рабочей, психологически комфортной атмосферы всего занятия.

11 Название ритуала Содержание «Букет» Вправо,влево повернись и в цветочек превратись. Собираемся в букеты:по два,по четыре,все вместе. Какой красивый,большой букет у нас получился.Кому бы вы хотели его подарить? «Мой друг» - Доброе утро! Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мои друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.Чтобы у нас весь день было хорошее настроение. «Передай улыбку по кругу» Педагог: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку,этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.) «Давайте поздороваемся» Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом: Один хлопок- здороваются за руку, Два хлопка –здороваются плечиками, Три хлопка –здороваются спинками «Бабочка –ледышка» По кругу из рук в руки передается мячик,который в зависимости от инструкции то ледышка,тобабочка,то горячая картошка. «Здравствуй,солнышко родное!» Все вместе в кругу: Здравствуй,солнышко родное! Здравствуй,небо голубое! Здравствуй,матушка-земля! Здравствуй,ты, издравствуй,Я! Ритуалы приветствия Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе

12 Видеоконструктор ТРИЗ-занятия Структурные компоненты занятия А. Ритуал начала занятия Волшебный клубочек Круг радости Улыбка Бабочки - ледышки Б. Интеллектуально- творческая разминка Волшебные очки Мозговой штурм Найди Найди предмет Кто с кем дружит?

13 Конструктор развития одаренности Гибкость Оригинальность Любознательность Отличная память Высокая концентрация внимания Творческое воображение Продуктивность

14 Компоненты одарённости Приёмы, упражнения, игры Любознатель- ность Интеллектуаль ные игры Исследовате- ли Эксперимен- ты Экскурсии Эвристиче ские беседы Гибкость и беглость мышления Игра "Простые рисунки". Ищем клад Раздели на группы Игра "Противопо- ложность". План местности Перечисли предметы Исследовате- ли Составь группу Кто кем (чем) будет? Игры со словами Геометрич еские головолом ки Смысловы е пары Третий лишний Угадай предметы Какое что бывает? Что подходит? Что снаружи, что внутри? Поиск аналогов. Давай придумы- вать. Кто кем будет? Я луна, а ты звезда. Составь группу. Нелепицы. Оригиналь- ность мышления Чего на свете не бывает? Найди отличия и общее Нитка и клубок Кто назовет больше? Определе- ние Кляксы Составь слово из послед-них звуков Превраще- ния Тропинка На что это похоже? Творческое воображение Салат из сказок Машина времени. Необычное животное Метод Л. Н. Толстого Что будет, если…? Свободное фантазирован ие Облака- загадки Увеличе- ние - уменьшен ие Метод фокальных объектов Оживление Дорисовыва ние Фантасти- ческое объедине- ние Как мне повезло! Ускорение - замедление Склонность к решению дивергентных задач Способы применения предмета Зашифрован- ное послание Сказочные задачи Задачи кота Потряс- кина Кто я? Подумаем вместе Мозговой штурм Говорящие буквы Нравится-не нравится.Чт о можно изменить? Необычная карусель Отличная память Фотоаппараты Опиши соседа Подарки Фруктовый салат Пуговица Запомни фигуру Повторяй за мной Разрисуй по образцу Снежный ком Во что одет сосед? Ниточка и иголочка Что измени - лось? Что ты видел? Угадай персонаж Художник Не упусти детали Запомни и повтори Запомни предметы Высокая концентрация внимания Опиши соседа Найди две одинаковые фигуры Шерлок Холмс Одинако-вые картинки Секретное письмо Слово спряталось Отражение в зеркале Дорисуй фигуру Все помню Лото из фигур Найди отличие Кто спрятал ся? Корректурна я проба Раскрась одинаковые Найди ошибку Посмотри, запомни, нарисуй ЛабиринтВерно- неверно

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Отдел образования Администрации города Ясиноватая Дошкольное о.


Курс повышения квалификации

Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности


Курс повышения квалификации

Организационно-педагогическое обеспечение деятельности педагога-организатора образовательного учреждения


«Вспомни, что сказал учитель?. Упражнения для младших школьников на развитие памяти.»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Отдел образования Администрации города Ясиноватая Дошкольное о.

Отдел образования Администрации города Ясиноватая
Дошкольное образовательное учреждение
№ 10 «Солнышко»

Мастер – класс
по теме: «Познаем мир вместе»
при использовании Методического конструктора Н.В. Гавриш.


Подготовила и провела:
Щербакова О.Н.
воспитатель
специалист
Iкатегории

Это пособие будет полезно воспитателям. Предлагается структурная конструкция.

Это пособие будет полезно воспитателям. Предлагается структурная конструкция, которую воспитатель может превратить в чудесное сооружение, наполнить идеями, мыслями, смыслом, а потом реализовать их в совместных с детьми действиях. Это пособие поможет понять спрятанные связи, что существуют между элементами, явлениями, объектами большого мира, подскажет, какие представления, следует формировать у воспитанников разного возраст.
В этом пособии ведущим принципом является принцип интеграции, который используется и при организации образовательного процесса в начальной школе.

Кому это может быть полезно

Для чего разработан конструктор? Для того чтобы облегчит.

Для чего разработан конструктор?

Для того чтобы облегчить воспитателю процедуру планирования по блочно -тематическому принципу и обеспечить высокое качество образовательного процесса.
Это пособие построено на основе интеграции таких образовательных линий: «Личность ребёнка», «Ребёнок в мире природы», «Ребёнок в мире культуры», «Речь ребёнка», «Игра ребёнка», «Ребёнок в социуме», «Ребёнок в сенсорно-познавательном пространстве», которые определены стандартами дошкольного образования. Интегрированное содержание объединено в блочно - тематические циклы, к каждому из которых предложено концептуальную карту, которая уточняет целостное восприятие темы, даёт возможность ориентироваться у выборе и последовательности основных тем занятий, целесообразных методов обучения для разных возрастных групп и в соответствии спланировать образовательный процесс.

Пособие состоит из пакета концептуальных и комплекта интеллектуальных карт. К.

Пособие состоит из пакета концептуальных и комплекта интеллектуальных карт. Каждая карточка интегрирует содержание образования по образовательным линиям, которое ориентировано на планирование образовательного процесса за тематическими блоками. Разрабатывая план работы по каждому блоку, воспитатель сам решает, сколько времени посвятить изучению каждой из тем (день, неделю, месяц), какие обучающие циклы будут изучаться и с помощью каких методов. На основании концептуальных карт педагог может разработать свою интеллектуальную карту или составить её совместно с детьми. Интеллектуальные карты для детей более упрощённые, яркие. Для создания таких карт необходимо привлекать детей на занятиях, а также в повседневной жизни. Этот процесс объединяет, развивает дошкольников, углубляет их познавательную активность.
Как использовать конструктор в образовательном процессе?

Интеллектуальная карта иллюстрирует содержание и последовательность совме.

Интеллектуальная карта иллюстрирует содержание и последовательность совместной , творческой деятельности воспитателя и детей .Внешне она более упрощённа и содержит больше рисунков .Так как эти карты ориентировочные, поэтому их можно дополнять, менять.
Ценность работы с интеллектуальной картой:
Это процесс, который развивает креативный потенциал детей ( так как необходимо искать материал к карте, определить тропинки- дорожки-стрелочки для отражения смысловых связей, логически разместить материал и т.д.).
Содержание интеллектуальной карты отражает познавательное содержание темы и тогда карта станет объектом для анализа ,обобщения, систематизации –способом развития ребёнка.
Создание интеллектуальной карты, как творческого продукта, осуществляется в процессе совместной деятельности детей.(необходимо договориться, помочь, подсказать, избежать конфликтов –при ненавязчивом сопровождении воспитателя) – а это уже социальное и коммуникативное развитие ребёнка.
Интеллектуальная карта может стать наглядным пособием в ходе обсуждения итогов тематического цикла.
Материал, который используется для создания интеллектуальных карт:
Рисунки – вырезки с журналов, книг; рисунки или аппликация детей; надписи, символы – значки. К этой работе желательно привлекать родителей.
Можно создавать интеллектуальные карты во время реализации каждого тематического цикла. Но это не есть самоцель, и поэтому творческие продукты могут быть разными. Очень часто это совместные коллективные работы детей, выполнены в разных техниках и с использованием разных материалов.

Работа с интеллектуальными картами

«Встречает нас детский сад!» «Знакомство». «Мир вокруг нас» «В гости к сказке.

«Встречает нас детский сад!»
«Знакомство».
«Мир вокруг нас»
«В гости к сказке»
«Тайны книжного мира»
«Театр»
«Наши игрушки»
«Игра»
«Звёзды». «Наши таланты»

Тематический блок
«Я и мой мир».

План – схема тематического цикла «Звезда»

План – схема тематического цикла «Звезда»

1. Рассказ о галактике 2. Дидактическая игра «Летим на самолёте» 3. Сюжетно-р.

1. Рассказ о галактике
2. Дидактическая игра «Летим на самолёте»
3. Сюжетно-ролевая игра «Летим в космос»
4. Цикл занятий:
«Солнце – источник жизни на земле»
«Космос»
«Венера-планета загадок»
«Марс-планета надежд» из книги Старченко В. И. «Дошкільнятам про зоряне небо»
5. Заучивание стихотворения Н.Забіли «У космос»
6. Инсценирование сказки В. О. Сухомлинского « Як горобцеві хотілося дізнатися, куди заходить сонце»
7. Ознакомление с глобусом как моделью земли
8. Экспериментально-опытная деятельность:
«солнечное тепло», «солнечный кулинар» и другое.

1. Рассматривание различных созвездий, поиск аналогий с реальными предметами.

1. Рассматривание различных созвездий, поиск аналогий с реальными предметами.
2. Изготовление звёзд из различных материалов и разными способами: из счётных палочек, через трафареты, штампами, из бумаги сложенной в несколько раз, в технике оригами, из группы детей.
3. Создание собственного созвездия, придумывание его названия.
4. Художественные произведения: «Місяць і зірки»
М. Підгірянка; «Світає, край неба палає» Т.Г. Шевченко, «Безіменні зірки» Дж.Родарі та інші.

1. Знакомство с профессией космонавта 2. Рассматривание изображений различных.

1. Знакомство с профессией космонавта
2. Рассматривание изображений различных космических кораблей
3. Конструирование «Космический корабль»
4. Д/и «Что нужно в полёт»
5. С/р «Космонавты»
6. физкультурное развлечение «Мы – космонавты
7. Художественные произведения : «Мы собираемся в полёт» Г. Бойко,

1. Рассматривание альбомов с различной военной формой 2. Художественное слово.

1. Рассматривание альбомов с различной военной формой
2. Художественное слово о военных в. Драгунский «Он упал, он упал на траву», С.П. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне» и др.
3. Рисование военной формы
4. Оформление газеты «Военные в моей семье»
5. Спортивные соревнования «На полигоне»

1. Рассматривание альбомов с орденами. 2. Беседа : «За что можно получит.

1. Рассматривание альбомов с орденами.
2. Беседа : «За что можно получить орден?»
3. Краткое знакомство с событиями второй Мировой войны
4. Аппликация «Боевые машины»
5. Спортивное развлечение «Каким должен быть солдат»
6.Совместная работа с родителями «Ветераны в нашей семье»
7. Рисование «Орден»

1.Рассматривание флагов различных стран 2. Подбор ассоциаций к цветам с элеме.

1.Рассматривание флагов различных стран
2. Подбор ассоциаций к цветам с элементам флагов
3. Создание флага группы
4. Художественное слово Г. Чубач «Прапор», Д. Павличко «Наш прапор»

1. Знакомство с профессией певца 2. Разучивание различных распевок 3. Исполне.

1. Знакомство с профессией певца
2. Разучивание различных распевок
3. Исполнение песен по ролям, инсценирование песен
4. Рисование своих музыкальных впечатлений

1.Беседа: «Кто такие спортсмены» 2. Д/и «Угадай во что играю» 3. Д/и «Кому, ч.

1.Беседа: «Кто такие спортсмены»
2. Д/и «Угадай во что играю»
3. Д/и «Кому, что необходимо для занятий»
4. Лепка «Спортсмен в движении»
5. Чтение произведения Цыферова «Ведмедик-топотунчик»
6. Создание совместно с родителями газеты «Спортивная семья»
7. Использование в повседневной жизни здоровьесберегающих технологий
8. Спортивные игры, эстафеты.

1. Рассматривание энциклопедии «Морские обитатели» 2. Психогимнастика «На мор.

1. Рассматривание энциклопедии «Морские обитатели»
2. Психогимнастика «На морском дне»
3. Опыты и эксперименты с водой
4. Закрепление правил ухода за аквариумом
5. Аппликация с использованием бросового материала «Морское дно»
6. Составление рассказов из опыта «Мой летний отдых»

Я хотела бы стать звездой . Хочу, чтобы все мною гордились. Изо в.

Я хотела бы стать звездой . Хочу, чтобы все мною гордились. Изо всех сил буду стараться светить как можно ярче, чтобы у всех было больше радости.
Наши маленькие звёздочки

В каждом из нас своя звезда,своя надежда. Звезда, как нравственный стержень.

В каждом из нас своя звезда,своя надежда. Звезда, как нравственный стержень, не позволяет человеку оступиться, потерять надежду.

Читайте также: