Методический конструктор внеурочной деятельности таблица

Обновлено: 01.05.2024

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды внеурочной деятельности:

досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

1 уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.

Методический конструктор внеурочной деятельности

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеурочной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

- краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности школьников;

- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеурочной деятельности;

представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех

уровней результатов внеурочной деятельности.

Вид внеурочной деятельности

Уровень результатов внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результатов

Социально- моделирующая игра

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Социально- моделирующая игра

Викторины, познавательные игры, беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности

( олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, беседы.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности

( олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3.Проблемно- ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно- ценностная дискуссия.

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Дебаты, тематический диспут

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Проблемно- ценностная дискуссия.

Досугово- развлекательная деятельность

Культпоходы в театр, музей, концертные залы , выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки.

Приобретение школьником социальных знаний

Культпоходы в театр, музей, концертные залы , выставки.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки.

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки , фестивали искусств, спектакли в классе и школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности.

Приобретение школьником социальных знаний

Кружки художественного творчества.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Художественные выставки , фестивали искусств, спектакли в классе и школе.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности.

6. Социальное творчество

( социально значимая волонтёрская деятельность)

Социальная проба ( инициативное участие ребёнка в социальной акции, организованной взрослыми

КТД ( коллективно- творческое дело)

Приобретение школьником социальных знаний

Социальная проба ( инициативное участие ребёнка в социальной акции, организованной взрослыми

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

КТД ( коллективно- творческое дело)

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

7. Трудовая ( производственная деятельность).

ЛЕГО- конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремёсел

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно- ролевые игры « Почта», « Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

Приобретение школьником социальных знаний

ЛЕГО- конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремёсел

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно- ролевые игры « Почта», « Фабрика».

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

8. Спортивно- оздоровительная деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции – проекты.

Приобретение школьником социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность школьника объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их воспитания и социализации.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность методический конструктор»

Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор

Внеурочная деятельность школьников

Раздел 1. Сущность внеурочной деятельности школьников ВД – объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их воспитания и социализации.

Раздел 1. Сущность внеурочной деятельности школьников

Виды и направления внеурочной деятельности школьников

Результаты и эффекты ВД

Результаты внеурочной деятельности

Результаты внеурочной деятельности

Соответствие уровней результатов , форм и видов ВД

  • Форсирование результатов и форм ВД не обеспечивает эффективности! Примеры:
  • Социальное творчество – 1) социальная проба (участие ребенка в деле, акции, организованной взрослым) – 2) КТД – 3) социально-образовательный проект.

См. таблицу 1

методического конструктора

Раздел 2. Формы организации ВД По всем направлениям ВД представлены формы работы и результаты для трех уровней, приведены примеры. См. с. 16 - 114

Раздел 2. Формы организации ВД

  • По всем направлениям ВД представлены формы работы и результаты для трех уровней, приведены примеры.

Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников Типы образовательных программ ВД: Комплексные образовательные программы – достижение всех трех уровней результатов в различных видах внеурочной деятельности. Тематические образовательные программы – получение результатов в определенном проблемном поле (патриотическое воспитание, воспитание счастьем, воспитание толерантности …).

Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников

Типы образовательных программ ВД:

Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников

Типы образовательных программ ВД:

Общие правила разработки программ ВД

Общие правила разработки программ ВД

Общие правила разработки программ ВД

Раздел 4. Диагностика эффективности ВД школьников

  • Изучение изменений в личности школьника : опросник личностного роста через отношение к ценностям (к себе, к Отечеству и др.)
  • Изучение детского коллектива: методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), социометрия
  • Изучение профессиональной позиции педагога: диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

См. книгу Изучение эффективности воспитательного процесса /Под ред. Е.Н. Степанова . – М., 2003.

Раздел 5. Нормативное обеспечение ВД школьников Примерная должностная инструкция замдиректора по ВД Примерная должностная инструкция педагога-организатора Примерная должностная инструкция классного руководителя Примерная должностная инструкция педагога дополнительного образования Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня

Раздел 5. Нормативное обеспечение ВД школьников

Раздел 6. Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы

Раздел 6. Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

1. Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

1. Приобретение школьником социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественное творчество

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

1. Приобретение школьником социальных знаний

Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

1. Приобретение школьником социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

7. Трудовая (производственная) деятельность

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

1. Приобретение школьником социальных знаний

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

1. Приобретение школьником социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

9. Туристско-краеведческая деятельность

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Проектная деятельность 1 класс.


Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"

Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника.

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья.


Методическое пособие «Внеурочная деятельность в начальной школе»

Методическое пособие «Внеурочная деятельность в начальной школе» «Внеурочная деятельность в начальной школе». В данном методическом пособии будут рассмотрены различные направлени.


Программно-методическая разработка внеурочной деятельности " Математика и конструирование"

В целом спец курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования прост.

Методическая разработка внеурочной деятельности по математике Тема: «Многоугольник»

Методическая разработка внеурочной деятельности по математике Тема:«Многоугольник».


Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."

"О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8.".

Книга содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся. Своеобразный методический конструктор внеурочной деятельности включает виды, формы и уровни результатов деятельности учащихся. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

ВложениеРазмер
405_vneurochnaya_deyatel_nost_.doc 1.24 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Доклад.Внеурочная деятельность школьников. Ролевые игры.

Матермиал разработан по книге Д.Б. Григорьева, П.В. Степанова "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор".


Презентация "Внеурочная деятельность школьников".

Данная презентация была составлена к выступлению на ГМО, где ведущей темой была определена Внеурочная деятельность По замыслу разработчиков стандартов, пос.


Роль социально-педагогических проектов в организации внеурочной деятельности школьников.

Одним из интенсивных методов воспитания является социально- педагогическое проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального.


Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, проектной деятельности и т. п.


Рабочая программа внеурочной деятельности «Моделирование с конструкторами LEGO»

Рабочая программа «Моделирование с конструкторами LEGO» описывает курс работы с конструктором Перворобот LEGO WeDo. Этот курс предназначен для учащихся 3 - 4 классов, увлекающихся конструирование.

Специфика организации подвижных игр обучающихся с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения во внеурочной деятельности: планирование, методические приемы обучения

Особенности обучения незрячих и слабовидящих детей подвижным играм во внеурочное время. Планирование адаптированных подвижных игр и игровых упражнений с обучающимися с ОВЗ (с нарушениями зрения) перво.


Статья Использование методических разработок православных праздников во внеурочной деятельности школьников

Прежде всего, следует уточнить что такое православие и с какой целью оно входит в нашу жизнь, работу, повседневность, в школу?Православие - это образ мыслей, образ жизни, твердые и высоконравственные .

Экскурсии в краеведческий музей, на станцию юных натуралистов, походы на природу, посещение парка Победы .

Концерты, классные и

Участие в школьных

Подготовка и участие в

Посещение ежегодных отчётных

школьные праздники, акции на

ежегодных речевых отчётах,

проводимых как школьные праздники.

Участие в Новогодних представлениях старшеклассников.

Посещение кружка « Юный художник»

Выставки в классе,

Организация классная выставка

« Цветы для мамы» ко Дню матери.

Классная выставка рисунков к Году театра в России.

Участие в школьной выставке рисунков ко Дню Победы

Участие в школьной выставке рисунков к Году театра в России.

Участие в выставках рисунков,

посвященных 200-летию И.С.

(добровольная социально-преобразующая деятельность)

Социальные пробы(участие в социальных акциях, организованных взрослыми)

Участие в акциях проекта

Участие в волонтёрском движении

Участие в проекте « Дорогою

Участие в экологическом проекте

добра», к Году волонтёра

«Экология души» к Году экологии

Участие в проекте «Зелёная

Участие в проекте

лампа» к Году литературы

Кружки по конструированию, домашние ремёсла

Участие в работе кружков

Трудовые десанты, сюжетно-

Участие в школьных трудовых

десантах по уборке территории

Игры с ролевой акцентуацией

Игры: «Реклама», « Кто я?»,

Игры: « Приём в кружок», «Приём

на работу», «Оформление

заявления», «Моя биография».

Игры: « Один дома», «В гостях»,

«На почте», « У врача»,

« Выбор подарка», « В транспорте»,

« Вечером на улице».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Смирнова Алла Николаевна, учитель английского и испанского языков ГБОУ СОШ №35 Санкт-Петербурга. Методическая тема "Внеурочная деятельность".

Из опыта работы.


Организационно-методическое сопровождение внеурочной деятельности обучающихся

Работа посвящена проблеме развития образовательного учреждения общего образования в период рыночных отношений, социальной трансформации общества, изменения социально-культурных факторов средствами нов.

Методическая разработка внеурочнной деятельности "Казачьи подвижные игры" 2 класс.

Методическая разработка внеурочной деятельности "Казачьи игры" 2 класс .


"Методический конструктор внеурочной деятельности"- презентация.

Внеклассная деятельность имеет огромное воспитательное значение, эта презентация посвящена организации этой деятельности.


Методическая разработка внеурочной деятельности по профориентации

Программа курса внеурочной деятельности «Мой выбор» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального государственного стандарта основ.


Методическая разработка внеурочной деятельности "Закулисье"

Методическая разработка внеурочной деятельности "Закулисье" ГБОУ Гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга включает в себя основные этапы создания учебного проекта в формате ф.

Читайте также: