Методическое пособие лего конструирование в детском саду

Обновлено: 19.05.2024

Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, разговаривать - получает новые умения и навыки. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.

Лего конструирование в детском саду

Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.

Конструктор ЛЕГО появился в середине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети.

Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых заведениях предусмотрены целые "ЛЕГО"-комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным. Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора.

Система занятий по ЛЕГО конструированию

Начинать занятия по ЛЕГО конструированию следует со средней группы. Раньше можно, но не рекомендуется, чтобы избежать неприятных ситуаций. На этапе средней группы вовлечение детей в системную конструкторскую деятельность можно посчитать одним из основных условий для формирования способностей осознавать и изучать свойства предметов (размер, форму, цвет).

Перед детьми старшего дошкольного возраста открываются более широкие возможности для конструирования. Дети уже достаточно хорошо могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. В этом возрасте уместно использовать графические модели. У ребят дошкольного возраста отлично развивается логическое мышление и независимость при решении созидательных задач.

Последний этап по развитию конструкторской деятельности - это обучение в подготовительной группе. Занятия становятся достаточно сложными, они включают элементы экспериментирования, дошкольникам создают условия свободного выбора стратегии их деятельности, проверяются пути решения поставленной творческой задачи, которые они сами выбрали.

Современные педагоги считают ЛЕГО конструкторы игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а при необходимости - на коррекцию детей дошкольного возраста. ЛЕГО конструирование - это развитие интеллектуальных способностей, творческая деятельность на практике, которые проявляются в разных видах деятельности: изобразительной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим образом.

Технологию конструирования можно отнести к интерактивной педагогической технологии. Она определяет направление познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра - ведущая деятельность ребенка. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Предложенная система связей включает и образ, выраженный в слове. Для каждого взрослого первостепенной задачей должно являться правильно сформировать и закрепить данные связи в процессе общения с ребенком.

Как провести занятие по лего-конструированию в детском саду

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Методическая разработка «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации» дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогической работы с дошкольниками в использовании конструкторов «Лего» и конструктора нового поколения «Перворобот Лего Ведо». В ней представлена система и алгоритм работы с дошкольниками, начиная со второй младшей группы, по развитию технически грамотной личности.

    ВложениеРазмер
    metodicheskaya_razrabotka_lego-konstruirovanie_i_obrazovatelnaya_robototehnika.docx 541.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад» г.Усинска

    «Кагаöс сöвмöдан шöрин- челядьöс» школаőдз велöдан Усинск карса муниципальнőй сьöмкуд учреждение

    «Лего-конструирование и образовательная робототехника

    в дошкольной образовательной организации»

    Рубаняк Татьяна Юрьевна

    Республика Коми, г. Усинск

    Список использованных источников и литературы

    Приложение 1. Перспективное планирование для воспитанников второй младшей группы (3-4 года)

    Приложение 2. Перспективное планирование для воспитанников средней группы (4-5 лет)

    Приложение 3. Перспективное планирование для воспитанников старшей группы (5-6 лет)

    Приложение 4. Перспективное планирование для воспитанников подготовительной группы (6-7 лет)

    В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

    В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

    Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:

    - позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

    - дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

    - формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

    Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

    В последние годы стали появляться книги и статьи, которые дают нам информацию о лего-конструировании и образовательной робототехнике.

    В современной литературе, на сайтах педагогических сообществ, представлены методические разработки по лего-конструированию и образовательной робототехнике. Например:

    -Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна

    -Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники

    в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.»

    Однако весь представленный материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и не раскрывает полностью систему работы.

    Поэтому возникла необходимость создать методическую разработку по теме «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольном образовательном учреждении», в которой описана система работы с воспитанниками, начиная с младшего дошкольного возраста. Так как, начиная с младшего дошкольного возраста, систематическая работа позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять активный словарь дошкольников.

    Цель методической разработки: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего-конструированию и образовательной робототехнике, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

    1. Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в ОД по конструированию начиная со второй младшей группы согласно разработанному алгоритму;
    2. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
    3. Формировать навыки начального программирования.
    4. Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
    5. Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
    6. Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
    7. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования и образовательной робототехнике через организацию активных форм взаимодействия.

    Методическая разработка предусматривает использование

    - базовых датчиков LEGO WeDo;

    - двигателей комплекта LEGO WeDo;

    - изучение основ программирования в среде LEGO WeDo.

    Методическая разработка «Лего-конструирование и образовательная робототехника в детском саду» составлена с учетом следующих принципов:

    - принцип личностно-ориентированного подхода;

    - принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников)

    - принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала).

    - принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности).

    Новизна работы: Методическая разработка «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации» дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогической работы с дошкольниками в использовании конструкторов «Лего» и конструктора нового поколения «Перворобот Лего Ведо». В ней представлена система и алгоритм работы с дошкольниками, начиная со второй младшей группы, по развитию технически грамотной личности.

    Так же новизна методической разработки выражена в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, предусматривает авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования — развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации производства.

    Курс занятий рассчитан на 4 года, объём занятий – 72 часа (2 раза в месяц в каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы).

    Для успешной работы по данному направлению необходимо учитывать ряд условий:

    - Наличие «Центра конструирования», который должны содержать конструкторы различной модификации (от простых кубиков, до конструкторов с программным обеспечением).

    - Организация занятий с обязательным включением различных форм организации обучения, по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

    Проведение каждого занятия осуществляется строго по алгоритму.

    Алгоритм работы с конструктором

    1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
    2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
    3. Сборка частей модели.
    4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
    5. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

    Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети учатся производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения. В этом возрасте преобладает такая форма организации обучения как «конструирование по образцу», «конструирование по замыслу», которая ограничена возведением несложных построек.

    «Конструирование по образцу» заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

    «Конструирование по замыслу» обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать.

    Перспективное планирование для воспитанников второй младшей группы представлено в Приложении 1.

    Для реализации программного материала необходимо иметь:

    - конструктор LEGO DUPLO;

    - конструктор «Строитель» (не менее 300 деталей);

    - конструктор деревянный «Архитектор» (не менее 70 деталей)

    В процессе реализации психолого – педагогической работы, у детей второй младшей группы будут сформированы знания:

    - Знать, называть и правильно использовать детали конструктора.

    - Уметь располагать кирпичики вертикально.

    - Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

    В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) продолжаем развиваться способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине). В этом возрасте к « конструированию по образцу и замыслу» прибавляется такая форма организации обучения как «как конструирование по простейшим чертежам и схемам» (разработано С. Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской). Эта форма предполагает из деталей строительного материала воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности ребенка.

    Перспективное планирование для воспитанников средней группы представлено в Приложении 2.

    Для реализации программного материала необходимо иметь:

    - конструктор LEGO DUPLO;

    - конструктор «Строитель» (не менее 300 деталей);

    - конструктор деревянный «Архитектор» (не менее 70 деталей);

    - конструктор LEGO CLASSIK;

    - конструктор LEGO DAKTA

    В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники средней группы смогут:

    - уметь анализировать образец постройки (выделять основные части, соотносить их по величине и форме);

    - преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.

    В старшем дошкольном возрасте работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

    Перспективное планирование для воспитанников старшей группы представлено в Приложении 3.

    В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники старшей группы смогут:

    - уметь выделять основные и характерные части постройки;

    - анализировать образец постройки;

    - планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

    - создавать постройки по схеме, по замыслу;

    - освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

    - уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.

    Для реализации программного материала необходимо иметь:

    - конструктор LEGO DUPLO;

    - конструктор LEGO CLASSIK;

    - конструктор LEGO DAKTA;

    - конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9556.

    Воспитанники подготовительной к школе группы уже в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображения, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дошкольники быстро и правильно подбирают необходимые детали. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будут осуществлять постройку. Владеют различными формами организации обучения, а так же «конструирование по теме». Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы это актуализация и закрепление знаний и умений полученных ранее. Изучив все формы организации обучения, дети подготовительной группы готовы к изучению основ образовательной робототехнике на использование конструктора Перворобот Лего Ведо.

    Перспективное планирование для воспитанников подготовительной группы представлено в Приложении 4.

    В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники подготовительной группы смогут:

    - видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;

    - соотносить конструкцию предмета с его назначением;

    - создавать различные конструкции одного и того же объекта;

    - создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;

    - создавать конструкции, объединенные одной темой.

    - освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.

    Для реализации программного материала необходимо иметь конструктор «Перворобот LEGO WEDO»

    Решение поставленных в методической разработке задач позволит:

    - организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности;

    - сформировать выраженную активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;

    - организовать оказание дополнительной образовательной услуги в ДОО по техническому конструированию.

    Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует:

    - реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;

    - обеспечению работы в рамках ФГОС;

    - формированию имиджа дошкольной образовательной организации;

    - удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;

    - повышению профессионального уровня педагогов;

    - участию педагогов в конкурсах различных уровней;

    - участию воспитанников ДОО в фестивалях робототехники.

    В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.

    Данное методическое пособие является методической помощью педагогам дошкольных учреждений по внедрению ЛЕГО-конструирования и образовательной робототехники в образовательный процесс. Использование образовательной робототехники в процессе обучения и воспитания призвано помочь дошкольному образованию стать более конкурентоспособным, а занятия по техническому творчеству – по-настоящему эффективными и продуктивными. Методическое пособие содержит апробированные материалы, обобщающие опыт внедрения ЛЕГО конструирования и образовательной робототехники на базе МДОУ №79 г. Сочи.

    Занятие 1. Вертушка

    Знакомство с кубиком LEGO и конструктором LEGO «Первые механизмы» знакомство с понятиями:

    • изучение свойств материалов и возможностей их сочетания;

    • формирование навыка сборки деталей;

    • развитие умения оценивать полученные результаты.

    В технический словарик

    По пути из школы домой Дима и Катя повстречали группу детей, игравших с вертушками. Диме и Кате это занятие показалось очень увлекательным, и им тоже захотелось вертушку. Дома они стали обдумывать, какие лопасти лучше подойдут для вертушки: большие и широкие или маленькие и узкие. Катя сделала красивую вертушку с крошечными лопастями, но как Дима ни старался дуть посильнее, вертушка вращалась очень медленно.

    Ребята, а вы можете помочь Диме и Кате сделать вертушку с такими лопастями, что она будет вращаться быстро?

    Конструирование

    Соберите вертушку по инструкции № 1

    • Лопасти надо согнуть под одинаковым углом.

    • Они должны свободно вращаться.

    • Если они не поворачиваются, это значит, что синяя шестерня слишком сильно трется о красную балку. Попробуйте немного подвинуть лопасти вперед вдоль синей оси.

    Близко или далеко?

    Расположите вертушку напротив центра вентилятора и начните медленно приближать ее к вентилятору, стараясь не подносить слишком близко. Определите, какая из вертушек начинает вращаться на самом большом расстоянии от вентилятора. Сначала попробуйте предположить, какая вертушка начнет вращаться только вблизи вентилятора, а какая — на удалении от него.

    Сила ветра воздействует на лопасти вертушки. При этом ветер передает

    свою энергию вертушке и она начинает вращаться — в точности, как ветровая турбина или ветряная мельница.

    • Опишите, как работает модель.

    • Что, по вашему мнению, является важным для создания хорошей вертушки?

    Возможно, имеет значение размер лопастей, или их количество, или их

    форма? А может быть, скорость ветра или что-нибудь еще?

    Чтобы точно измерить расстояние между вентилятором и вертушкой, воспользуемся линейкой.

    Расположите вертушку напротив центра вентилятора и начните медленно приближать ее к вентилятору, стараясь не подносить слишком близко. Определите, какая из вертушек начинает вращаться на самом большом расстоянии от вентилятора. Сначала попробуйте предположить, какая вертушка начнет вращаться только вблизи вентилятора, а какая — на удалении от него.

    Занятие 2. Волчок

    • закрепление понятия энергия;

    • введение понятия чистый эксперимент;

    • знакомство с методами измерения;

    • изучение возможностей сочетания материалов;

    • знакомство с передаточными механизмами;

    • развитие умения оценивать полученные результаты;

    • развитие способности придумывать игры.

    В технический словарик

    • Цветные фломастеры или маркеры

    • Свободное пространство на гладком, ровном полу (несколько квадратных метров)

    • секундомер или часы

    Однажды, гуляя в парке, Дима и Катя увидели, как дети играют с волчками. Волчки у них долго крутились, не падая. Как весело! Дима и Катя задумались, как самим построить волчки, и очень скоро они уже вращали волчки собственной конструкции. Вот только их волчки крутились недолго, а пальцы начали болеть от постоянного подкручивания. Им нужно какое нибудь устройство, которое заставит волчки вращаться быстрее и дольше!

    Не могли бы вы помочь Диме и Кате сделать приспособление, которое заставит волчки вращаться?

    Конструирование.

    Соберите пусковой механизм и волчок инструкции № 2

    • Возьмите пусковой механизм и установите его конец, на котором находится шестерня, на синюю ось волчка.

    • Синяя шестерня на оси волчка должна сцепляться с большой желтой шестерней пускового механизма и вращаться, когда вы поворачиваете ручку.

    • Чтобы запустить волчок, крутите ручку и поднимайте пусковой механизм строго вверх.

    У синей шестерни 8 зубьев, у красной — 24, а у желтой — все 40.

    Чтобы точно измерить время вращения волчков, воспользуйтесь обычным таймером.

    Развитие. Можете ли вы придумать свою конструкцию волчка?

    Придумайте и сделайте волчки собственной конструкции.

    Подумайте, какие материалы лучше всего подойдут и какой формы должны быть волчки.

    Попробуйте создать с помощью волчков интересные оптические эффекты

    и смастерите волчки для разных видов игр.

    Занятие 3. Перекидные качели

    • закрепление понятия энергия;

    • знакомство с методами нестандартных измерений;

    • формирование навыка сборки деталей;

    • развитие умения оценивать полученные результаты;

    • развитие способности придумывать игры.

    В технический словарик

    По пути из детского сада домой Дима и Катя зашли на детскую площадку. Они хотели покачаться на качелях, но тут обнаружилось, что с качелями что то не так: они не раскачивались. Катя была внизу, а Дима наверху. И с какой бы силой Катя ни отталкивалась от земли, ей не удавалось подняться вверх и опустить Диму вниз. Они оба просто недоумевали, что же такое случилось сегодня.

    Ребята, а вы можете помочь Диме и Кате построить качели, которые будут удерживать равновесие?

    Конструирование

    Соберите качели по инструкции № 3

    • Удостоверьтесь, что они держат равновесие и свободно двигаются вверх и вниз.

    • Если качели не держат равновесие, проверьте, правильно ли расположен центр вращения.

    • Если же качели не двигаются свободно, убедитесь, что желтые блоки не трутся о неподвижные красные балки.

    Уравновешено или не уравновешено?

    Когда вы нагружаете качели (ставите на них кирпичик 2х2, они либо сохраняют равновесие, либо наклоняются в одну сторону. Определите, в каком случае качели находятся в равновесии, а в каком — нет.

    Сначала выскажите предположение, когда качели будут уравновешенными, а когда — не уравновешенными.

    Будут ли качели в равновесии, зависит от веса (массы) грузов на обоих концах перекладины и от расстояния, на котором каждый груз находится от точки опоры.

    • Попробуйте предположить, что случится

    • Опишите, что произошло.

    • Получился ли у вас чистый эксперимент?

    • Опишите, как работает модель.

    Как вы думаете, что будет, если придвинуть точку опоры к одному из концов перекладины качелей.

    Развитие. Как сохранить равновесие, положив на качели всего один кирпич?

    Сначала попробуйте предположить, где должен быть установлен кирпич, чтобы качели сохраняли равновесие. Затем проведите эксперимент, чтобы

    проверить свое предположение.

    • закрепление понятия равновесие;

    • изучение свойств материалов и возможностей их сочетания;

    • тренировка навыка сборки деталей;

    • развитие умения оценивать полученные результаты.

    В технический словарик

    • Большой и глубокий поддон

    • Секундомер или часы

    • Полотенца для вытирания мокрых балок

    Капитаны Дима и Катя — очень опасные пираты, разыскивающие Остров сокровищ. Там они собираются зарыть сундуки с золотом и серебром.

    Капитанам надо поторапливаться, ведь они же не хотят, чтобы кто-то заметил их и украл у них сокровища. Вот только их злополучный плот двигается не особенно быстро. Дима отчаянно дует на паруса, пытаясь заставить плот плыть быстрее. Катя говорит, что им надо спешить, чтобы их не обнаружили.

    А вы можете помочь Диме и Кате сделать так, чтобы их плот плыл быстрее? Попробуйте!

    Конструирование

    Соберите плот с маленьким парусом по инструкции № 4

    Наполните поддон водой 20л.

    • Длина поддона должна быть не менее 50 см.

    • Глубина должна быть достаточной, чтобы плот держался на поверхности воды.

    Идеальная глубина — от 5 до 10 см.

    • Осторожно поставьте плот на воду.

    • Плоту нужно обеспечить достаточно места, чтобы он плавал, не задевая дно и бортики поддона.

    Дуйте на парус или устройте ветер с помощью опахала — например, крышки

    от коробки. Выясните, с каким парусом ваш плот поплывет быстрее.

    Сначала выскажите предположение, какой из плотов будет плыть быстрее.

    Затем проведите опыт с плотом, установив на него сначала маленький, а затем большой парус.

    Вопросы для детей:

    • Попробуйте предположить, что случится и почему?

    • Опишите, что произошло.

    • Получился ли у вас чистый эксперимент?

    Вы дули на парус или махали опахалом с одинаковой силой? При этом вы

    не меняли своего местоположения?

    • Опишите, как работает модель.

    • Если бы вам предложили внести в конструкцию вашего плота три усовершенствования, что бы вы сделали и почему?

    Прежде чем вносить исправления в конструкцию плота, его надо насухо вытереть полотенцем. Вода, скопившаяся на плоту, может повлиять на его плавучесть.

    Воздух, находящийся под кирпичиками LEGO, позволяет плоту держаться

    на поверхности воды (плавать). Если бы воздуха там не было, плот утонул бы.

    Можете ли вы спроектировать и построить новый парус?

    Пофантазируйте и придумайте собственную конструкцию паруса для плота.

    Смастерите паруса различной формы и испытайте, как они работают. Определите, какие материалы больше всего подходят для паруса. Затем сделайте паруса красивыми и яркими.

    Елена Фешина - Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО обложка книги

    Аннотация к книге "Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО"

    Методическое пособие включает перспективное планирование и содержание образовательной деятельности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.
    Его цели - развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности.
    Пособие поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
    Особое место в издании занимает диагностика педагогического процесса, разработанная для каждой возрастной группы детского сада.
    Адресовано воспитателям, педагогам-организаторам леготек, родителям.

    Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

    Я работаю в детском саду веду лего-конструирование. Книга очень пригодилась. Как для меня написана. Все необходимые сведения в ней есть. 140 страниц полезной информации и ничего лишнего. Спасибо автору.

    Книга довольно толстая,я ожидала брошюру, а тут 150 стр, обложка мягкая. Адресована в основном воспитателям, но я купила для дома, чтобы, играя в лего, знать на что обратить внимание. Впечатление двоякое, т.к. книгу я только просмотрела и что меня удивило, так это то, что даже в подготовительно и старших группах детям рекомендовано Лего Дупло, при том, что уже с 4 лет, а тем более с 5 (лего сити)есть серии с более мелкими деталями. Может быть пока читала невнимательно, если что, потом рецензию.

    Книга довольно толстая,я ожидала брошюру, а тут 150 стр, обложка мягкая. Адресована в основном воспитателям, но я купила для дома, чтобы, играя в лего, знать на что обратить внимание. Впечатление двоякое, т.к. книгу я только просмотрела и что меня удивило, так это то, что даже в подготовительно и старших группах детям рекомендовано Лего Дупло, при том, что уже с 4 лет, а тем более с 5 (лего сити)есть серии с более мелкими деталями. Может быть пока читала невнимательно, если что, потом рецензию дополню. Книга поделена по возрастным группам, в каждой группе расписание на год, а далее занятия по месяцам Для примера сканировала апрель месяц во всех группах (начиная с младшей)После этого, идут примеры должностных инструкций на работников Леготеки, приказа и т.п. В конце схемы построек и примеры проектов. Книгой в целом довольна, но ощущение "не по-возрасту", т.е. какой-то большой упрощенности остается.
    Рисунки загрузить не получилось, попробую позже, извините Скрыть

    Книга НЕ понравилась. 1.развалилась на листики после третьего НЕЖНОГО прикосновения, 2.материал явно для воспитателей как дополнение к какой-то еще методичке, 3.бредовая мысль на каждом занятии - учите бережному отношению к конструктору - это фраза на каждом уроке: конструктор - это книга 18 века. это просто пластмасса. 4. качество фотографий - оно не то что плохое, оно даже не ужасное, оно никакое , там не видно НИЧЕГО, 5.по ходу текста автор оперирует понятиями, названиями частей лего - а.

    Книга НЕ понравилась. 1.развалилась на листики после третьего НЕЖНОГО прикосновения, 2.материал явно для воспитателей как дополнение к какой-то еще методичке, 3.бредовая мысль на каждом занятии - учите бережному отношению к конструктору - это фраза на каждом уроке: конструктор - это книга 18 века. это просто пластмасса. 4. качество фотографий - оно не то что плохое, оно даже не ужасное, оно никакое , там не видно НИЧЕГО, 5.по ходу текста автор оперирует понятиями, названиями частей лего - а сделать ссылочку, сносочку, легенду, справочный материал где показаны или расказаны то о чем говорит автор (оказывается у кубиков лего есть свои названия) и т.д. Для воспитателей ДОУ , как второй вариант, как дополнение, возможно и вери гуд, но для мам (как я, которые кубики обозначают как шеститочные, восьмиточечные и четырехточечные и т.д.), которые просто хотят научить поэтапно правильно играть в лего - явно не самый лучший вариант. в помойку в общем. добрая одна треть книги это вообще какая-то документация на оформление комнаты лего конструирования в детском саду - оно мне надо? места на книжной полке не резиновые, чтоб еще и документацию для детсада хранить. Скрыть

    ღМЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ღ запись закреплена

    Жанна Воронцова

    Анастасия Сабирова-Райлинг


    Анастасия Сабирова-Райлинг ответила Жанне

    Елена Симонова

    Анастасия Сабирова-Райлинг


    Анастасия Сабирова-Райлинг ответила Елене

    Анна Боброва

    Максим Донников

    Аня Юревич

    Юлия Михайлова

    здравствуйте. Скажите пожалуйста, как скачать Е.В.Фешина Лего-конструирование.у меня не пОлучается. или где можно найти этот материал?

    Читайте также: