Микулин конструктор авиационных двигателей

Обновлено: 17.05.2024

125 лет назад, 2 февраля (ст. ст.) 1895 года родился А.А. Микулин – создатель серии авиамоторов мирового уровня, надёжно служивших в боевой авиации в годы Великой Отечественной войны.

В самолётостроении Россия занимала передовые позиции в мире ещё до революции, однако в двигателестроении было явное отставание. Отечественная конструкторская школа в этой области до событий 1917 года так и не успела сложиться, и первые советские самолёты летали на импортных моторах. Лишь во второй половине 1920-х годов правительство стало уделять этой проблеме серьёзное внимание.

Человеком, создавшим отечественные авиадвигатели мирового уровня и вообще первые советские двигатели водяного охлаждения, был А.А. Микулин.

Первым из них был АМ-34 мощностью 750 л. с., разработанный в 1931 г. и массово выпускавшийся в 1932 – 39 гг. С этим безотказным мотором на самолёте АНТ-25 совершили беспосадочные полёты через Северный полюс в Америку экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова. Эти моторы первоначально ставили и на стратегический бомбардировщик Пе-8 конструкции В.М. Петлякова. Кроме того, мотор стал «сердцем» летающей лодки МБР-2 конструкции Г.М.Бериева и скоростных торпедных катеров Г-5. С созданием моторов семейства АМ-34 советское двигателестроение вышло на ведущие позиции в мире.

Следующим был мотор АМ-35 мощностью 1350 л. с., который устанавливался на высотном скоростном истребителе Н.Н. Поликарпова И-200 (переименованном в МиГ-1), затем на МиГ-3.

Очередным стратегическим прорывом в отечественном моторостроении был низковысотный АМ-38 мощностью 1625 л. с. Мотор создавался по инициативе Микулина специально для штурмовой авиации, которой большая высотность не требовалась. Конструктор, предвидя дефицитность высокооктановых бензинов в предстоящей войне, предназначил мотор для более доступного низкооктанового топлива. С АМ-38 летали знаменитые штурмовики С.В.Ильюшина Ил-2 – самые массовые самолёты Второй мировой войны.

Последним его поршневым мотором стал АМ-42 мощностью 2000 л. с., который в конце войны устанавливали на штурмовиках Ил-10.

Родился Александр Александрович во Владимире (приходился племянником великому учёному Н.Е. Жуковскму). Из-за недостатка средств не смог закончить учёбу в вузе, работал слесарем, потом помощником начальника сборочного отделения на Русско-Балтийском заводе в Риге, где в то время начали делать первые отечественные (лицензионные) авиамоторы. В 1914 г. стал студентом МВТУ, однако инженерный диплом получил лишь в день своего 60-летия, будучи уже давно доктором технических наук и академиком АН СССР – кстати, первым академиком среди конструкторов-авиаторов.

Яркое изобретательское дарование А.А.Микулина, уменье решать «нерешаемые задачи», уникальное чутьё на перспективы развития авиатехники быстро выдвинули его в первый ряд конструкторов страны. В 1925 г. он стал главным конструктором – вначале автомоторного института (НАМИ), с 1930-го – новообразованного авиамоторного (ЦИАМ), а с 1936-го – авиамоторных заводов в Москве (№24, с 1943 г. №300).

После войны под его руководством был разработан первый советский турбореактивный двигатель АМ-3, в то время самый мощный в мире, который стоял на бомбардировщике А.Н. Туполева Ту-16, его же пассажирском Ту-104 и на стратегическом бомбардировщике В.М. Мясищева М-4. Серийно он производился 20 лет. Затем – мощный, легкий и компактный двигатель для первого сверхзвукового истребителя МиГ-19 и перехватчика Як-25.

Однако в 1955 г. полный творческих сил Микулин был уволен министром авиапромышленности П.В. Дементьевым без права работать в авиапромышленности под предлогом того, что «Тов. Микулин допускает ошибки в выборе направления развития авиационных двигателей, выступает с порочными идеями в части применения сверхзвуковых компрессоров, высоких температур и ряда других вопросов, чем вносит путаницу и затрудняет работу по созданию двигателей». (Существует утверждение, что министр, из желания угодить Н.С. Хрущёву, сделал это сразу после снятия с поста председателя Совета Министров Г.М. Маленкова, курировавшего в годы войны авиапромышленность и высоко ценившего Микулина. Возможно, министр просто убрал несговорчивого гения, воспользовавшись отставкой его покровителя.) Новый двигатель, вместо АМ-9 («Александр Микулин-9»), стал называться РД-9. А, как показало время, «направление развития авиационных двигателей» Микулин выбрал всё-таки правильное, и прав оказался он, а не министр.

После перенесённого инфаркта А.А. Микулин разработал оригинальную систему оздоровления, которую описал в книге «Активное долголетие (моя система борьбы со старостью)». Он сумел даже окончить медицинский институт и защитить кандидатскую диссертацию по медицине. В книге он провёл инженерные аналогии между строениями человеческого тела и технических устройств и предложил остроумные способы ионизации воздуха, заземления человека и виброгимнастики. И хотя система Микулина подвергалась критике со стороны официальной медицины, сам он, следуя своей системе, прожил 90 лет (умер13.05.1985 г.).

Похоронен Александр Александрович на Новодевичьем кладбище Москвы. В правительственном некрологе он был назван «основоположником советского авиадвигателестроения».

Выдающийся учёный-конструктор, после своего инфаркта ушёл в медицину, в 81 год закончил медицинский институт и совершил не менее важные открытия, представив миру свою "Систему Активного долголетия".

Интересные факты:

  • Александр Александрович Микулин родился 2 февраля 1895 года во Владимире в семье инженера-механика. В 1912 году Александр поступил в Киевский политехнический институт, где слушал лекции «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского , которому Микулин приходился племянником по материнской линии.
  • Там же он самостоятельно построил свой первый одноцилиндровый поршневой двигатель. Из-за недостатка средств Микулин не смог завершить обучение. Он поступил на Русско-Балтийский завод в Риге, где в то время пытались делать первые отечественные авиационные моторы, и работал сначала слесарем, формировщиком, а затем помощником начальника сборочного отделения.
  • В начале 1930-х годов под руководством Микулина был создан первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-34 , на базе которого в дальнейшем построили ряд двигателей различной мощности и назначения, которыми комплектовались самолёты АНТ-25, МиГ-1, МиГ-3, Ил-2, Ил-10, Ту-16 и Ту-104, Як-25, сверхзвуковой истребитель МиГ-19.
  • В 1959 году из-за проблем со здоровьем он оставил работу и в дальнейшем занимался вопросами альтернативной медицины. Уже 9 января 1959 года сделал доклад «О роли ионов в жизни и долголетии людей» в Доме Учёных Академии Наук СССР.
  • Обладая острым пытливым умом, выдающийся советский учёный после перенесённого инфаркта создал оригинальную "Систему Активного долголетия" и написал книгу, которую отказывались печатать из-за отсутствия медицинского образования у автора.
  • Тогда Александр Александрович в 75 лет (!) поступил в медицинский институт и закончил его в 1976 году (в возрасте 81 года).
  • По окончании института защитил кандидатскую диссертацию на основе своей книги " Активное долголетие: (Моя система борьбы со старостью)". В этой системе проводятся инженерные аналогии между строением человеческого тела и техническими устройствами, предложены остроумные способы ионизации воздуха, заземления человека и виброгимнастики.

Но главное открытие, с моей точки зрения, Александр Александрович сделал, посмотрев на физическую нагрузку под необычным углом. Ведь какие её функции обычно отмечают? Поддержание мышц и суставов в тонусе, улучшение кровообращения тканей и органов, снабжение их кислородом. Но Микулин указал на выделительную функцию потоотделения.

Зачем природа организовала потовыделение?

В процессе эволюции природа придумала ещё один конструктивный канал для отвода шлаков из организма человека. Она снабдила все наше тело миллиардами потовых желез и микроскопическими каналами для выхода пота и газов. Таким образом, кровеносную и лимфатическую системы, выводящие шлаки, природа продублировала , создав кратчайший путь от места их возникновения до места выделения - через потовые железы кожного покрова.

Попробуйте лизнуть языком своё плечо после зарядки, и вы почувствуете едкий вкус смеси кислоты с солью, гораздо более неприятный, чем вкус чистой соли. Более того, пот ядовит. Согласно многим исследованиям, достаточно дать животному проглотить незначительное количество пота, чтобы вызвать его смерть.

Опубликован также результат экспериментов , проведённых для выяснения причин плохого самочувствия и даже обмороков, наступающих в результате долгого пребывания при большом скоплении людей в непроветриваемом помещении. Оказалось, что причиной является не столько уменьшение процента кислорода и даже не прибавление процента СО2, сколько увеличение содержания ядовитых продуктов в газах, выделяемых человеческим телом.

Итак, для здоровой жизни клеток, согласно замыслу природы, из них надо удалять шлаки не только по лимфатическим и венозным сосудам, но и по протокам потовых желез. Именно так и происходило в течение миллионов лет, когда первобытный человек целый день бегал в поисках пищи и целый день потел. Но теперь человек менее подвижен, он меньше потеет. Вся порция ядов, которая вышла бы наружу с потом, остаётся в его организме, отравляя клетки.

Кратчайший канал стал работать по нашей же вине ниже своих возможностей, а кровеносная и лимфатическая системы, и, следовательно, печень, почки, - со значительной перегрузкой. В результате такой неестественной перегрузки у людей стали появляться болезни печени, почек и мочевого пузыря. А в других органах "болезни накопления".

Значит, нужно потеть в самом прямом смысле этого слова. Ежедневный интенсивный бег 20-30 минут с обильным потовыделением я считаю важнейшей процедурой для здоровья. Так же полезны и всякие другие физические упражнения, сопровождающиеся потовыделением: бег на месте, прыжки и так далее.

Академик Микулин в 80 лет чувствовал себя лучше, чем в 50 и всю свою жизнь оставался активным, деятельным и творческим человеком.

Академик Микулин в 80 лет чувствовал себя лучше, чем в 50 и всю свою жизнь оставался активным, деятельным и творческим человеком.

От себя добавлю, что сейчас мы живём в непростой экологии, воздух загрязнен, вода и продукты питания содержат много вредных химических веществ. Они же ещё и бедны полезными веществами. Многие принимают большое количество биологически-активных добавок. Польза их сомнительна, а вред очевиден.

Поливитамины, струя бобра, мумиё, различные спиртовые настойки трав и грибов, препараты кальция, калия, йода, селена, магния, витамины В12, Д - это лишь небольшая часть того, что люди принимают постоянно. ещё есть уринотерапия, керосин и другая "тяжёлая артиллерия". Всё это накапливается годами и выделительные системы постоянно перегружены.

Поэтому регулярная нагрузка до пота — это прежде всего физиологическая помощь организму по удалению отходов. Я считаю, что 30 минут в день такой нагрузки мало. Чтобы поддерживать хорошее здоровье желательно увеличить её до 1-2-х часов в день.

Академик Александр Александрович Микулин умер 13 мая 1985 года в возрасте 90 лет. Он конструировал моторы самолётов и разобрался в собственном моторе - сердце, прожив после своего инфаркта ещё 35 лет! Он оставил нам великолепное Исследование-инструкцию по Активному долголетию и сам стал прекрасным Примером его эффективности.

В предыдущей статье я рассказывал, что Сталин очень высоко ценил конструктора Микулина, который был удостоен множества различных наград. И даже когда тот незаконно потратил почти миллион рублей на создание двигателя АМ-38, Сталин его не наказал, а напротив, одобрил его инициативу.

В продолжение рассказа об отношениях Иосифа Виссарионовича с конструктором, хочу привести еще один эпизод из книги Ф.Чуева.

Александр Александрович Микулин – самородок, создавший в тридцатые годы уникальные, лучшие в мире, сделанные из всего отечественного, двигатели. Мне довелось не раз встречаться с А.А. Микулиным. Отношение к нему было всякое. Многие его не любили, а порой и всячески вредили, как принято у нас поступать с большими талантами.

В.М. Молотов рассказывал мне, как на заседание в Кремле явился Микулин и, вывалив из карманов на стол груду железок, заявил: «Погибнет вся авиация, если мы не будем применять в клапанах соли натрия!»

– Если Микулин скажет, что нужны бриллиантовые клапана и это спасет жизнь летчикам, будем делать бриллиантовые!

Под Микулина «подкапывались», и во время войны на совещании у Сталина кто-то назвал Александра Александровича прохвостом.

– На моторе Микулина мы через Северный полюс в Америку перелетели. Моторы Микулина стоят на штурмовиках Ильюшина. Побольше бы нам таких прохвостов! – заметил Сталин.

Пока жил Сталин, Микулину была «зеленая улица», а потом его попросту «скушали». Уволили с должности генерального конструктора и не давали работы.

«Зависть съела миллиарды рублей»,– ответил мне Александр Александрович на вопрос, почему он не у дел. Так и живем.

А теперь вспомните разговоры о том, что Сталин подавлял талантливых людей, а после Сталина люди, дескать, ожили. Случай Микулина (а еще можно вспомнить В.Грабина) говорит прямо об обратном. Как и количество талантливых людей на одну историческую эпоху. Попробуйте посчитать сколько было выдающихся конструкторов и ученых в сталинском СССР, в позднем СССР, и в современной России.

Также обратите внимание на решение Сталина применять в клапанах соли натрия: «Если это спасет жизнь летчика, будем делать бриллиантовые клапана!» Да-да, это тот самый «крoвавый тиран», который «человеческую жизнь не берег».

Ну и последний момент: сегодня нам рассказывают, будто жестокий и подозрительный Сталин совершенно не терпел возражений, за любое обидное слово хватал и отправлял в лагеря. А здесь Микулин публично заявил, что разбирается в технике лучше самого Сталина! Весьма высокомерно, но вместо того, чтобы отправлять конструктора в Сибирь, Сталин создал ему все условия для работы, а потом еще оберегал, помогал, награждал.

Очень печально, что пришел Хрущев, и Микулин оказался не нужен. Будучи на вынужденном отдыхе, он отучился в институте, стал кандидатом медицинских наук, написал книжку о борьбе со старостью. Все это похвально, только вот грустно, что делом всей жизни он больше заниматься не мог.

В связи с тем, что методами официальной медицины (химические препараты, нож, лазерный луч) далеко не всегда удается излечить заболевания и вернуть здоровье, в последнее время все большую популярность начали приобретать способы лечения, основанные на использовании естественных целительных свойств природы и стимуляции собственных защитных сил организма.

Александр Александрович Микулин - академик, выдающийся конструктор авиационных двигателей. Огромные физические и нервные перегрузки вскоре после окончания Великой Отечественной войны привели его к инфаркту и кровоизлиянию в мозг. Тогда Микулину было всего 55 лет. И во время болезни и длительного бездействия он решил попытаться постигнуть причину поразившего его недуга и, по возможности, восстановить свое здоровье, так как не мыслил себя в положении инвалида. Со всей присущей для него кипучей энергией и упорством он принялся за дело, досконально изучил анатомию и физиологию человека, спортивную и клиническую медицину и многое другое, включая труды древних ученых. В результате разработал свою собственную систему оздоровления и омоложения, которую блестяще апробировал на собственном опыте.

Умер Микулин в возрасте 90 лет: внезапно, ни одного дня не болея и не оставаясь в постели на положении больного. Причем внешне он выглядел значительно моложе своих лет и оставался деятельным и бодрым до последних дней своей замечательной жизни.

В чем же секрет такого успеха в борьбе с тяжелейшим недугом и старостью, которую он фактически победил?

Оригинальность идей академика состоит в том, что свой недюжинный талант и профессиональные знания инженера-конструктора он использовал применительно к области физиологии и медицины, чего до него никто не пытался сделать. И пришел к выводу, что главная причина старения и всех болезней - в нарушении обмена веществ и отравлении организма ядовитыми продуктами обмена клетки (шлаками).

Ученый и «технарь»-авиа­конструктор предлагает свои во многом оригинальные технические и физические методы. В свой арсенал средств борьбы с болезнями Микулин включает виброгимнастику, волевую гимнастику, аэроионизацию и снятие зарядов статического электричества с поверхности тела, дыхательную гимнастику, физические упражнения и универсальный станок «здоровье» для проработки всех мышц тела, специально им сконструированный.

Виброгимнастика проводится следующим образом: в положении стоя пятки поднимаются над полом (подъем на носочках) на высоту 1 см и затем резко опускаются на пол со скоростью 60 раз в минуту. Такое упражнение выполняется минимум 2–3 раза в день по 2–3 мин. каждое. Механизм действия этого упражнения на организм объясняется следующим образом. У человека в венах нижних конечностей имеются специальные клапаны, которые обеспечивают продвижение венозной крови к сердцу. При ударе пятками о пол возникает гидродинамический эффект, в результате чего ударная волна отражается от препятствия (опоры) и устремляется вверх, по направлению к сердцу, «прокачивая» венозную кровь через венозные клапаны.

«Такое энергичное встряхивание организма стимулирует, усиливает пульсацию крови в венах, устраняет скопление шлаков и тромбов (сгустков) возле венозных клапанов. Поэтому сотрясение тела - это эффективное средство выведения из организма ядовитых продуктов обмена веществ и предупреждения тромбофлебита (воспаление вен) и даже инфаркта», - пишет Микулин.

То есть первое правило активного долголетия Микулина - как можно полнее использовать гравитационные силы тряски и мышечных сокращений для очистки клеток и межклеточного пространства от ядовитых, гибельных для организма шлаков. Наиболее подходящими средствами для этого автор считает быструю ходьбу и медленный бег. Для приобретения максимальной бодрости и здоровья он рекомендует ежедневно бегать по 20 мин. А при наличии медицинских противопоказаний к бегу академик советует ежедневно ходить в быстром темпе по 3-4 км.

Следующий компонент системы Микулина - волевая гимнастика. Это как бы многократное потягивание, которое мы обычно делаем непроизвольно в постели при пробуждении. Вначале нужно расслабить все мышцы, не двигаясь. Затем последовательно как бы силой воли напрягаются мышцы ног, живота, груди, рук, включая кисти, при этом движения конечностей не происходит. Каждая мышечная группа напрягается 5–6 раз, в общей сложности это занимает около 3 мин. Волевая гимнастика выполняется трижды в день - сразу после пробуждения и затем еще 2 раза в процессе рабочего дня. Ее действие заключается в усилении потока нервных импульсов от сокращаемых мышц к центральной нервной системе и повышении ее тонуса, а также в «выдавливании» шлаков из клеток и межклеточного пространства в кровь.

Дыхательная гимнастика выполняется дважды в день - утром и вечером по 1 мин. Микулин предлагает свой вариант брюшного дыхания: глубоко вдохнуть животом и задержать дыхание на 3–5 сек., чтобы под давлением кишечника шлаки успели покинуть места, где они осели за ночь. Выдох прерывистый через плотно сжатые губы десятью маленькими порциями таким образом, чтобы весь живот при этом сотрясался.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЛИЦА

Для поддержание тонуса мимической мускулатуры и предотвращения дряблости лица и образования морщин предлагается комплекс упражнений для лицевых мышц, который выполняется несколько раз в день по 1–2 мин. Изо всех сил щеки подтягиваются к глазам и ушам (по 8 раз), затем кончики губ к зубам. Упражнения сопровождаются сильными гримасами. В результате мышечных напряжений улучшается обмен веществ и питание мышц. После этого выполняется самомассаж лица путем прикладывания салфеток с горячей и холодной водой, что улучшает кровообращение кожных покровов.

Микулин отмечает зависимость настроения человека от его мимики - плохому настроению соответствует грустное выражение лица, но если печальную мину сменить на улыбку, то настроение резко улучшается. Этот прием широко используется в США и Японии для нейтрализации отрицательных эмоций и избытка адреналина, выделяемого при этом в кровь. Благодаря этим мерам Микулину удалось остановить пагубное влияние возраста на внешность и оставаться молодым до последних лет своей жизни!

Гимнастические упражнения рекомендуется сочетать с самомассажем, который положительно влияет на нервную систему, усиливает кровоток, облегчает работу сердца и способствует восстановлению работоспособности после трудового дня. Поэтому автор особенно рекомендует вечерний массаж перед отходом ко сну, который снимет напряжение исделает сон более спокойным и полноценным. Массаж включает такие приемы, как поглаживание, легкое разминание и потряхивание мышц, что способствует мышечному расслаблению (успокаивающий и восстановительный массаж).

СНЯТИЕ ЗАРЯДОВ СТАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА С ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛА

Как инженер-авиаконструктор, Микулин не мог обойти вниманием роль атмосферного электричества в жизни человека. Дело в том, что газы, составляющие атмосферу (кислород, азот), находятся в виде отрицательно и положительно заряженных ионов. Земная поверхность, человек и биосфера, окружающая нас, заряжены отрицательно, а ионосфера, окружающая Землю на большом расстоянии от ее поверхности, - положительно. Поэтому между Землей и ионосферой существует электрическое поле. При контакте подошвы с землей электроны под действием поля стремятся проникнуть в тело человека и уравнять его электрический заряд с поверхностью Земли, поэтому наше тело должно быть заряжено отрицательно. Но в результате издержек цивилизации - асфальтовые дороги, обувь на резиновой подошве, синтетическая одежда и т. д. - человек оказался полностью изолированным от Земли. В результате этого в процессе рабочего дня при трении синтетической одежды на поверхности тела скапливается огромный положительный электрический заряд. Но для нормальной жизнедеятельности организму необходим отрицательный, а не положительный заряд. Поэтому Микулин предлагает в процессе рабочего дня несколько раз браться руками за заземленные металлические предметы - краны, батареи отопления и т. д. А на ночь автор советует заземляться к батарее отопления. Металлическая пластина с проводом крепится к ноге, а свободный конец провода закрепляется на батарее, в месте, зачищенном от краски.

Аналогичным эффектом снятия заряда статического электричества обладает, по-видимому, и обливание водой в ванне, которая при контакте с металлической трубой слива действует так же, как и заземление тела. Но самый простой и эффективный способ восстановления отрицательного заряда тела - это хождение босиком по земле, увы, недоступное абсолютному большинству горожан. Поэтому нужно использовать любую возможность общения с природой - на дачном участке, в зоне отдыха, на рыбалке и т. д.

Главный принцип Микулина - умеренность в питании. Он советует садиться за стол только в случае «сильного здорового голода» и против искусственного создания аппетита с помощью гастрономического искусства. Всю трапезу Микулин разделяет на три фазы: утоление сильного голода, насыщение и обжорство.

Заканчивать еду, по Микулину, следует в начале второй фазы и вставать из-за стола с чувством неполного насыщения. Тогда организм получит столько питательных веществ, сколько необходимо для его нормальной жизнедеятельности.

Вот список продуктов, рекомендованных академиком для рационального питания. Из жиров он предпочитает растительное масло (подсолнечное или оливковое). Вместо молока широко употребляет молочнокислые продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану). Вместо дрожжевого хлеба из-за возможности брожения в кишечнике ест пресные лепешки наподобие восточных (лаваш и др.). В умеренном количестве употребляет отварное мясо и рыбу, много овощей, каши. Мясные бульоны полностью исключены, супы овощные на воде. Полностью исключаются также соль и сахар. Ежедневный прием витамина С (аскорбиновая кислота) по 1 г в день.

РАСПОРЯДОК ДНЯ АКАДЕМИКА МИКУЛИНА

Подъем - в 7 часов. Брюшное дыхание - 1 мин. Далее волевая гимнастика - 1 мин. Затем упражнения с гантелями - 5 мин. Занятия на «машине здоровья» для мышц брюшного пресса и спины - 3 подхода по 15 повторений для каждого упражнения - всего 6 мин. В это время в комнате работает аэроионизатор. После этого бег на улице около 3 км, в плохую погоду - бег в коридоре 10 мин. Заканчиваются утренние процедуры виброгимнастикой - 2 мин., контрастным душем и бритьем электробритвой (массаж лица).Общие затраты времени при подготовке к трудовому дню по расчетам Микулина составляют 1 ч 15 мин.

Завтрак - овсяная каша. На работе - занятия умственным трудом.

Каждые 2 часа виброгимнастика по 1 мин., что резко снижает усталость и повышает работоспособность. Кроме того, каждый день академик проходит бодрым шагом не менее 2–3 км. Перед сном - 10 мин прогулка пешком. Отход ко сну в 23

Микулин Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей

Микулин Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал-майор инженерно-технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1954. В 1923 начал работать конструктором в Научном автомоторном институте (с 1925 главный конструктор). В 1929 разработал проект двигателя АМ-34, в 1931 успешно прошедшего испытания. Двигатель был установлен на самолётах АНТ-25, на которых в 1937 В. П. Чкалов и М. М. Громов совершили дальние беспосадочные перелёты через Северный полюс в США. Построенный под руководством М. в 1939 двигатель АМ-35А был установлен на истребителях МиГ. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 руководил созданием мощных двигателей АМ-38 и АМ-38ф для штурмовиков Ил-2 и ГАМ-35ф для катеров береговой обороны. С 1943 генеральный конструктор авиационных двигателей. М. ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый отечественный турбокомпрессор и винт переменного шага.

В послевоенный период возглавляемым М. коллективом создан ряд турбореактивных двигателей (двигатель АМ-3, например, установлен на самолёте Ту-104). Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946). Награжден 3 орденами Ленина, 6 другими орденами, а также медалями.
(Большая Советская энциклопедия)

Известно про него до обидного мало, хотя о его жизни написан целый роман. К сожалению, роман написан лишь "типа" о его жизни, а не о его жизни "конкретно". Связано это с целым рядом субьективных обстоятельств, переросших в обьективные трудности. Но об этом позднее, сейчас подытожим все, что удалось узнать о Микулине конкретно.

Сразу по рождении Александра Александровича выяснилось, что он приходится младшим двоюродным братом самой РУССКОЙ АВИАЦИИ и, соответственно, племянником «отцу» РУССКОЙ АВИАЦИИ Жуковскому Николаю Егоровичу. Старшим двоюродным братом РУССКОЙ АВИАЦИИ был Стечкин Борис Сергеевич, который был интеллигентным человеком, в отличие от Микулина (чего ж вы хотите от братьев меньших) хорошо учился, даже закончил ВУЗ и, если бы не дурное влияние младшего брата, стал бы академиком, а не мыкался по жизни как член-корреспондент.


В 1914 году инженер Н.Лебеденко, в своей частной лаборатории, работая по заказу военного ведомства над созданием прибора для сбрасывания бомб, проектировал боевую машину весом около 40 тонн, в виде увеличенного орудийного лафета, с диаметром ходовых колес 9 м, длиной 18 м, шириной 12 м с 10 чел. экипажа, вооруженную двумя пушками и пулеметом.

В работе также принимали участие Н.Жуковский и его племянники, сотрудники лаборатории, Б.Стечкин и А.Микулин. В частности, Микулиным была разработана оригинальная силовая передача и блестяще решена проблема редукции высокооборотного двигателя. Обод колеса, рассчитанного Жуковским, имел тавровое сечение. К полке тавра крепилась деревянная накладка. К накладкам, при помощи железнодорожной рессоры, прижимались два автомобильных колеса. Вращаясь навстречу, они передавали момент от вала двигателя к ходовому колесу. В случае перегрузки приводные колеса проскальзывали и предохраняли двигатель от поломки. К фронту машину планировали доставлять по частям и собирать на болтах.

Предполагалось, что эта машина (проектировщики называли ее "Нетопырь") легко преодолеет любую преграду или заграждение, а два двигателя "Майбах", которые удалось снять неповрежденными с подбитого германского «Цеппелина» (мощностью 240 л.с. при 2500 об/мин каждый), по одному на каждое колесо, будут обеспечивать скорость до 17 км/ч.

После окончания всех расчетов, была изготовлена уменьшенная деревянная копия (диаметр колеса - 30 см) с приводом от граммофонной пружины. Модель эту Лебеденко представил Государю Николаю II. Очарованный игрушкой, легко перебиравшейся через толстые книжные тома, Государь повелел открыть счет для финансирования проекта. Общая сумма затрат составила 210000 руб.

В конце июля 1915, изготовив детали корпуса, приступили к сборке. В 60 километрах от Москвы, начали сборку так, как это планировалось делать на фронте. Масса машины в 1,5 раза превышала расчетную, что вызвано использованием более толстого металла. В августе, в присутствии высокой комиссии, приступили к испытаниям. Уверенно двигаясь по твердой площадке, машина, сломав дерево, выехала на мягкую почву и, попав задним колесом в канаву, застряла. Мощности двигателей не хватило для вытаскивания относительного маленького заднего колеса. После неудачных испытаний осмелевшие противники «Царь-танка» стали заявлять о его недостатках: удельное давление на грунт было непозволительно высоким, а колеса и их ступицы было несложно повредить артиллерийским огнем. Железный гигант был попросту брошен в лесу, где и простоял до 1923 года, пока его не сдали на слом. Близ Орудьева и сейчас можно увидеть остатки земляного вала — это все, что напоминает о реализованном проекте самой крупногабаритной боевой колесной машины в истории мирового танкостроения.

Дальнейшие конкретные биографические факты достаточно полно отражены в большой Советской энциклопедии. Лишь отдельные штрихи к биографическому портрету добавляют воспомоминания сослуживцев (Л.Берне и В. Перов) о безвременно уволенном начальнике и воспоминания Валерия Бурдакова о воспоминаниях Бориса Стечкина.

В отличие от невысокообразованного Зельдовича Микулин все таки заимел диплом о высшем образовании. Летом 1950 г., на его 55-летие командование ВВИА им. Н.Е. Жуковского подарило Микулину (академику с многолетним стажем!) диплом с отличием об окончании академии, в которой он никогда не учился, но иногда читал лекции. Это был его единственный диплом о высшем образовании, который Микулин высоко ценил.

В 1954 Микулин вступил в ряды КПСС. И сразу прочувствовал, что такое настоящая партийная требовательность. Перед новым 1955 г. Александр Александрович, как и раньше, добился, чтобы его принял председатель Совета Министров СССР Г.М. Маленков, который, как всегда, пообещал максимальную поддержку во всех делах. Но неожиданно для Микулина в начале 1955 г. пленум ЦК КПСС освободил Маленкова от обязанностей председателя Совмина СССР. Узнав, что Микулин лишился высочайшего благословения, 20 января 1955 г. на завод приехал министр авиапромышленности П.В. Дементьев со своим приказом об освобождении А.А.Микулина от обязанностей генерального конструктора и ответственного руководителя завода № 300. Сам А.А. Микулин в этот день на заводе отсутствовал. Как впрочем, и последующие 18 лет - вновь назначенному директору была дана установка ни под каким предлогом не пускать Микулина на завод, который он создал. Лишь когда сменился директор, да и времена стали помягче, Микулин стал опять бывать на заводе. Правда дальше времена стали уж совсем никакими - этот уникальный завод, детище академиков Александра Микулина и Бориса Стечкина, в 2001 году прекращает своё существование (территорию завода купил один коммерсант для своих целей).

Так как должность и научное звание проходят по разным ведомствам, академиком Микулин остался, а по уставу Академии Наук ее действительный член (если захочет и сможет) имеет право на руководство лабораторией в ее недрах. Старший Брат (в хорошем смысле этого слова - Стечкин, директор института двигателей АН СССР) по родстственному и по доброй памяти (в 1943 Микулин вытягивал его из лагерей), закрыв глаза на волчий билет, взял его на скромную должность старшего научного сотрудника. Главной темой, которая занимала Микулина на этом этапе деятельности, стал поршневой газогенератор, работающий на газовую турбину.

В послевоенные годы Микулин частенько болел и, возможно, именно это заставило его вторгнуться в совершенно новую для себя область - медицину. Он занялся изучением влияние биотоков на жизнь человека, изучал динамику кровообращения, работу мышечного аппарата. Его книга "Активное долголетие" издавалась у нас и за рубежом.


Отлученный от любимого дела Александр Александрович искал выход своей неиссякаемой энергии в других направлениях.

Например, он активно занимался созданием ионизатора воздуха и "машины здоровья" - малогабаритного тренажера.


Прекрасный собеседник, он черпал свои бесконечные истории из жизни крупнейших писателей, художников, спортсменов, актеров и особенно актрис, со многими из них он был коротко знаком (первые три жены Александра Александровича - актрисы).

Среди его близких знакомых были такие выдающиеся деятели русской культуры и искусства, как писатель Алексей Толстой, артисты Иван Козловский и Михаил Жаров, композитор Дмитрий Шостакович.


Важное место в жизни Микулина занимал Коктебель, где у него была дача. Микулин выдвинул идею, что у настоящего мужчины до определенного возраста сумма лет жены и его возраста должна соответствовать некой константе (таким образом, по мере увеличения возраста мужчины жена должна становиться все более молодой).

Вспоминал свои разговоры с нашим премьером Косыгиным по поводу состоявшегося в 1965 году 70-летия академика Александра Микулина, который просил для себя премию хотя бы 100 рублей. Оказалось, что Косыгин такого права не имеет! Наградить академика очередным орденом Ленина - это пожалуйста, а что "до денег", то это очень строго.

Микулин практически всегда - особенно в последние десятилетия своей жизни - был в отличной спортивной форме. Он блестяще владел мотоциклом, освоил управление автомобилями десятков марок.

Последний конкретный факт из биографии микулина - он умер 13 мая 1985 года.

Вот такая жизнь.
А ведь еще, несмотря на отчаянное сопротивление, его жизнь стала основой для одной из лучших книг всех времен и народов.
А.А.Бек "Талант"

Микулин Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей

Использованы воспоминания Анатолия РЫБАКОВА и Сергей АНТОНОВА «Вопросы литературы» 2001, №3

Прототип этого Бережкова, А.А.Микулин - человек очень интересный и по-своему замечательный, полностью по прочтении рукописи отождествивший себя с центральным героем «Таланта» (вечная трагикомическая коллизия в творческой истории документально-художественных книг А. Бека!), обрушился на редакцию. У него тогда уже имелось тайное лауреатство по военному делу. Он говорил, что, если вы это напечатаете, я переломаю ноги Беку. И вас разгоню! Причем он беседовал на равных с теми, до которых и добраться было нельзя. Вето на публикацию «Жизнь Бережкова» накладывал сам Л. Берия. И в этой обстановке я удивился поведению Бека. Мы его позвали, и он сразу напустил на себя свою пятилетнюю наивность. Он говорит: он не может мне ноги сломать! Я говорю: давайте думать, ведь речь идет о серьезных вещах. Бек говорит: решайте сами. Я ни о чем не беспокоюсь. Я написал, а вы печатайте. И обо мне не беспокойтесь. Сначала это казалось наивностью. А потом оказалось, что это — отвага, смелость. Да, это отвага большого таланта: печатайте, отвечаю я! Он-то отвечает, а печатать нельзя. Пошли заседать: одно заседание, другое. Первое заседание было такое: давайте сделаем так, чтобы этот человек не был ни капли похож на Микулина. А Александр Альфредович говорит: «А он и так не похож». Симонов говорит: давайте внешний знак дадим. И Бек отвечает: он хотел мне ноги сломать, давайте и я ему сломаю ногу. И в конечном варианте герой стал хромой. Можно печатать? Микулин опять: нет, там вся моя жизнь. Бек так мог своей «наивностью» заставить открыться человека, что тот открывал ему все тайное тайных. Где-то Бек и Микулин лежали в больнице, и он вытянул из Микулина вещи, которые тот никогда никому не рассказывал. И Микулину не понравилось, что он слишком похож.
А дальше так: дальше нужно решать, как же этот роман выпускать. И Симонов говорит: «А вы напишите еще одну главу. Напишите, как герой встречается с Микулиным и Микулин учит его, как надо работать». Бек написал. Пока Бек дописывал с политической сцены исчезли влиятельные друзья этого героя, и роман увидел свет (в 1956, после 7 лет борьбы). Но все равно скандал был. Накалена была обстановка до предела и в редакции, и в ЦК.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: