Мишин конструктор космических кораблей

Обновлено: 28.03.2024

Мишин Василий Павлович

Учёный в области механики, физико-механических проблем энергетики, проектирования сложных ракетно-космических систем, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Заместитель главного конструктора и начальника ОКБ-1 С. П. Королёва, главный конструктор и начальник Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения ЦКБЭМ (сейчас — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва»), профессор и заведующий кафедрой космических систем и ракетостроения МАИ.

Был одним из основоположников отечественной практической космонавтики. Один из руководителей разработки первых отечественных баллистических ракет, а затем — ракеты-носителя Р-7, обеспечившей приоритет нашей страны в деле освоения космоса и до сих пор остающейся самой массовой РН в мире. Им были предложены основные проектно-конструкторские решения, позволившие реализовать уникальную схему первой в мире космической ракеты-носителя и обеспечившие возможность её последующей глубокой модификации и экономически эффективного использования.

Опытно-конструкторские и проектные работы, выполненные под его руководством, заложили основу развития отечественной школы проектирования транспортных ракетно-космических систем.

Действительный член Международной академии астронавтики. Автор свыше 400 передовых научно-технических разработок и изобретений, научных трудов, монографий и учебников.

Герой Социалистического Труда: 1956

Заслуженный изобретатель РСФСР, почётный работник высшего профессионального образования РФ (1997).

Награждён орденами Ленина (1956, 1961, 1967), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), медалями. Удостоен золотых медалей имени С. П. Королёва РАН (1967), имени В. Г. Шухова (1996).

Лауреат Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1984), премии им. 25-летия МАИ (1969, 1979).

Родился 18 января 1917. После школы-семилетки поступил в 1932 в фабрично-заводское училище при ЦАГИ, получил рабочую квалификацию слесаря и был направлен на работу в цех особых заданий ЦАГИ. Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при ВТУЗе и в 1935 поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Во время учёбы в институте занимался в аэроклубе МАИ, в планерной и лётной секциях, стал инструктором-планеристом. После окончания МАИ в 1941 был направлен в авиационное КБ В. Ф. Болховитинова. В 1945 был командирован в Германию, где начал сотрудничество с С. П. Королёвым.

Доктор технических наук (1956), профессор (1959), член-корреспондент (1958), академик АН СССР (1966) по отделению механики и процессов управления (механика).

Родился 18 января 1917. После школы-семилетки поступил в 1932 в фабрично-заводское училище при ЦАГИ, получил рабочую квалификацию слесаря и был направлен на работу в цех особых заданий ЦАГИ. Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при ВТУЗе и в 1935 поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Во время учёбы в институте занимался в аэроклубе МАИ, в планерной и лётной секциях, стал инструктором-планеристом. После окончания МАИ в 1941 был направлен в авиационное КБ В. Ф. Болховитинова. В 1945 был командирован в Германию, где начал сотрудничество с С. П. Королёвым.

Доктор технических наук (1956), профессор (1959), член-корреспондент (1958), академик АН СССР (1966) по отделению механики и процессов управления (механика).

Герой Социалистического Труда: 1956

Заслуженный изобретатель РСФСР, почётный работник высшего профессионального образования РФ (1997).

Награждён орденами Ленина (1956, 1961, 1967), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), медалями. Удостоен золотых медалей имени С. П. Королёва РАН (1967), имени В. Г. Шухова (1996).

Лауреат Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1984), премии им. 25-летия МАИ (1969, 1979).


Василий Мишин родился 18 января 1917 года в Павлово-Посадском районе Московской области. После школы в 1932 году он поступил в училище при Центральном аэрогидродинамическом институте ЦАГИ и, получив профессию слесаря, там же и остался работать. В 1935 году Мишин поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Дипломный проект он разрабатывал в ОКБ-293 авиаконструктора-новатора Болховитинова, где также остался трудиться после учебы.

Когда в 1944 году на фронте появились немецкие реактивные истребители, по приказу Сталина на базе ОКБ был создан НИИ ракетной авиации.

Одним из первых его проектов стал разработанный Мишиным проект высотной исследовательской ракеты.

К концу войны стало очевидно, что в технологиях создания жидкостных ракет немцы сильно опередили СССР. Мишина и других сотрудников НИИ командировали в Германию — изучать немецкие секреты проектировки ракет на примере немецкой баллистической управляемой ракеты ФАУ-2. Именно Мишину удалось раздобыть значительную часть ее технической документации.

В Германии Мишин познакомился с Сергеем Королевым, с которым вместе работал над ФАУ-2. Они стали друзьями и дальше шли плечом к плечу: когда Королев в 1946 году был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, Мишин стал его бессменным заместителем.

Он провел на этом посту 20 лет, до самой смерти Королева, а затем занял его место.

Еще при жизни Королева Мишин принимал активное участие в исследованиях и разработках баллистических ракет, начиная с самой первой советской ракеты Р-1. За работу над ракетой Р-5 с дальностью полета более тысячи километров он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. При его участии была создана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, послужившая впоследствии основой для создания ракеты-носителя для первого искусственного спутника Земли; носители «Молния» и «Восход», позволившие осуществить полеты автоматов к Марсу и Венере и провести пилотируемые космические полеты с несколькими космонавтами на борту корабля; усовершенствован ракетно-космический комплекс «Союз». Участвовал он и в запуске межпланетных станций «Луна-1-3», выведении на орбиту первого спутника связи «Молния-1», облете Луны и возвращении на Землю пилотируемого корабля «Зонд». Как и Королев, он стоял у истоков отечественной космонавтики.

Мишина занимали и вопросы применения и хранения криогенных экологически чистых компонентов топлива. Он руководил разработкой технологии транспортировки, хранения и использования переохлажденного жидкого кислорода в баллистических ракетах. Технология была внедрена при создании ракеты Р-9.

Оказавшись в 1966 году во главе ОКБ-1, Мишин делал все возможное, чтобы довести до конца замыслы своего предшественника — и разработку ракеты Н-1, и создание лунных кораблей.

Высадка первого советского космонавта была намечена на третий квартал 1968 года, так что времени оставалось немного. Работники ОКБ все чаще высказывались о том, что сроки нереальны, что объем необходимых работ превышает производственные мощности отрасли в несколько раз.

Первые летные испытания ракеты с лунным и посадочным кораблями прошли 21 февраля 1969 года. Казалось, все шло хорошо, но на 70-й секунде произошел пожар, затем — взрыв. «Для первого пуска нормально», — успокаивал коллег Мишин.

Следующий пуск был назначен на 3 июля 1970 года. Как только ракета поднялась на 100 м, взорвался один из двигателей, остальные отключились, и носитель рухнул, разворотив стартовый комплекс. Спустя еще год, 27 июля 1971-го, после запуска началось вращение ракеты вдоль продольной оси. Когда угол поворота достиг 10 градусов, автоматика отключила двигатели.

Четвертый запуск состоялся 23 ноября 1972 года. За десять секунд до выключения первой ступени начались продольные колебания с все возраставшей амплитудой. За этим последовал взрыв.

«Я вообще считаю, что это преждевременно было — на Луну высаживаться, — рассказывал он в интервью уже в конце 1990-х. — Потому что жить надо на Земле. И космос использовать для Земли.

Мишину и его коллегам удалось разобраться во всех недочетах, которые приводили к неудачам, и они возлагали надежды на пятый пуск, который должен был состояться в августе 1974 года. Однако лунный проект решено было закрыть: американцы уже высадились на Луну, и продолжение программы советское руководство посчитало бессмысленным.

Работники ОКБ-1 были крайне расстроены и подавлены. Обидно было и за дело, которому многие отдали годы жизни, и за самих людей, так и не увидевших результатов своих многолетних трудов. Будучи не в силах смириться с происходящим, в 1974 году Мишин написал Брежневу письмо об отставании СССР в космосе, о причинах застоя и путях выхода из него.

Брежнев инициативу не оценил. Мишин был лишен должности главного конструктора, у него даже отобрали пропуск в ОКБ.

После всех этих событий Мишин занял пост заведующего кафедрой проектирования и конструкции летательных аппаратов в МАИ. Он участвовал в ее создании еще в 1959 году, но возглавлял кафедру по совместительству. К работе Мишин привлек ведущих сотрудников ОКБ-1, в том числе двух заместителей Королева. Занятия велись в режиме секретности: перед занятиями студентам раздавали тетради, где они писали лекции, а потом собирали их и относили в первый отдел, осуществлявший контроль за секретным делопроизводством. В то время имя Мишина, как и Королева, было засекречено — в институте он числился как профессор М. Васильев.

«Во время лекций вопросы задавать было не принято, зато после занятия Василий Павлович с удовольствием отвечал на наши реплики, — вспоминает заведующий кафедрой 601, бывший студент Мишина, член-корреспондент РАН Олег Алифанов. — Он производил впечатление человека очень доступного, простого и открытого, несмотря на свою высокую должность. Ведь он был заместителем самого Королева! Но в нем не было ни грамма зазнайства. А нам даже в голову не приходило, какой подвиг совершает этот человек. При своей колоссальной нагрузке на предприятии, он вырывался к нам на занятия каждую субботу, чтобы прочитать курс «Проектирование баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов». И так в течение целого года!»

В институте Мишин способствовал созданию студенческого космического конструкторского бюро, а также развивал направление разработки концепции многоразовых ракет-носителей со спасением первых ступеней и доставкой их на базу самолетным типом. Кроме того, активно развивалась теория и методология баллистики и проектирования ракет и космических аппаратов.

По мнению Мишина, авиацию и ракетную технику нужно было породнить.

И у него лично, и на кафедре были наработки в области использования реактивных органов управления для самолетов с вертикальными взлетом-посадкой.

На протяжении жизни Мишин вел дневники, где писал о своем отношении к создаваемой технике, о встречах с работниками космической кооперации и их подходах к различным техническим решениям, о поиске причин катастроф и аварий в космосе. В 1990-х, когда стране было уже не до космонавтики, он передал их американскому исследователю советской космонавтики Чарльзу Вику. В конце концов записи оказались в распоряжении фонда Перо, созданного американским мультимиллионером и коллекционером Россом Перо. Как он тогда сказал,

он купил часть российской истории, чтобы сохранить ее для потомков, и готов вернуть в Россию, когда там будут для этого подходящие условия.

Обещание было выполнено в 2001 году — в год смерти Мишина. Позже дневник был расшифрованы и в 2013 году вышел в трех томах под названием «Записки ракетчика».

Василий Мишин скончался 10 октября 2001 года в возрасте 84 лет. Он отдавал себя работе практически до последних дней — за год до смерти единолично подготовил многостраничный научно-технический отчет с математическими выкладками, графиками и рисунками компоновочных схем, обосновывающий новаторское направление развития гражданской авиации с самолетами вертикального взлета и посадки.



Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, но учебу не бросил, хотя в школу приходилось ходить за десять верст.

После школы-семилетки поступил в 1932 в фабрично-заводское училище при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), получил рабочую квалификацию слесаря и был направлен на работу в цех особых заданий ЦАГИ.

Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при ВТУЗе и в 1935 поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Во время учёбы в институте занимался в аэроклубе МАИ, в планерной и лётной секциях, и стал инструктором-планеристом.

Работа в КБ

После окончания факультета вооружения МАИ в 1941 был направлен в авиационное КБ В. Ф. Болховитинова, где в военные годы принимал участие в создании систем вооружения самолётов, в том числе и первого ракетного истребителя БИ-1. За удачные технические решения Мишин удостоен в 1945 году первой награды — ордена Красной Звезды.

Дипломный проект Василий Павлович разрабатывал в ОКБ-293 авиаконструктора-новатора В.Ф. Болховитинова, где и остался работать.

Хотя оригинальные истребители ОКБ-293 на вооружение ВВС не пошли, разработанные для них В.П. Мишиным дистанционно управляемые двухпулеметные установки были использованы на ряде серийных боевых самолетов других ОКБ, за что молодой специалист В.П.Мишин получил первую государственную награду – орден Красной Звезды.

В годы войны главной задачей ОКБ-293 стало создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. При этом основные трудности возникли при разработке его двигательной установки.

Василий Павлович включился в сложную работу по ее доведению, ответственность за которую была возложена на А.М. Исаева.

Освоение на практике нетривиальных исаевских методов работы с ЖРД вызвало у Мишина широкий интерес ко всем проблемам ракетной техники.

Необходимо вспомнить, что в то время работы по созданию ракетных перехватчиков не пользовались вниманием Наркомата авиапромышленности.

Отношение к ним изменилось только после появления на фронте в 1944 году немецких реактивных истребителей.

По приказу И.В. Сталина на базе НИИ-3 и ОКБ-293 был создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1). Первоначально НИИ-1 планировалось превратить в головной центр развития всей ракетной техники, и одним из первых его оригинальных проектов стал проект высотной исследовательской ракеты, разработанный В.П. Мишиным на основе двигателя самолета БИ.

К концу войны стало известно, что немцы в развитии жидкостных ракет ушли далеко вперед, и В.П. Мишин, наряду с другими ведущими сотрудниками НИИ-1, в 1945 году был командирован в Германию на поиски немецких "ракетных тайн", где в составе спецгруппы он занимался изучением немецкой баллистической управляемой ракеты ФАУ-2 (А-4).

Именно Василий Павлович с детективными приключениями нашел значительную часть технической документации ракеты Фау-2 (А-4), а затем в организованном под его руководством расчетно-теоретическом бюро был восстановлен почти полный комплект этой документации.

Такие успехи не могли пройти мимо внимания С.П. Королёва, назначенного в начале 1946 года Главным инженером института «Нордхаузен».

Там они стали ближайшими соратниками в создании первых советских баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. В 1946 С. П. Королёва назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Первым заместителем главного в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С. П. Королёва) стал В. П. Мишин, и в этом качестве он работал до января 1966 года, когда ушёл из жизни С. П. Королёв. Как его преемник на посту главного конструктора и начальника ЦКБЭМ (ОКБ-1), В. П. Мишин руководил этим предприятием с 1966 по 1974.

С 1946 года в течение 20 лет он был бессменным Первым заместителем С.П. Королёва и его ближайшим соратником-единомышленником.

Сергей Павлович ценил В.П. Мишина за его талант конструктора, несмотря на резкость и сложность характера своего заместителя.

Первой полностью собственной разработкой конструкторского бюро, которое возглавил Королев, стал проект ракеты Р-3 с дальностью 3000 км.

За разработку расчетно-теоретического обоснования проекта ответственность была возложена на руководителя проектного бюро 3-го отдела НИИ-88 В.П. Мишина.

Однако двигателисты не смогли вовремя создать для Р-3 нужный двигатель.Над НИИ-88 (ЦНИИмаш) нависла серьезная угроза срыва задания государственной важности. В этой непростой ситуации именно В.П. Мишин первым решился довести до С.П. Королёва созревшее у проектантов предложение отказаться от Р-3 и сразу перейти к разработке межконтинентальной ракеты Р-7, временно удовлетворив запросы военных созданием стратегической ракеты Р-5. Это и было сделано.



Следует также отметить значительный личный вклад Василия Павловича в создание принципиально новой во всех отношениях межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А, предопределившей в процессе разработки революцию в криогенной технике.

Принятые в этом проекте решения в дальнейшем нашли осуществление и в проекте Н-1, и в проекте ракеты-носителя «Энергия», не говоря о верхних ступенях ракет-носителей «Союз» и «Молния».

Неожиданная смерть С.П. Королёва 14 января 1966 года оставила его преемника В.П. Мишина один на один со всеми, с кем работал и умел справляться Королев, имевший огромнейший авторитет.

Василий Павлович понимал, что он не сможет полностью заменить Королева и не может пользоваться его методами работы, поэтому начал существенную перестройку организации всех работ в ОКБ-1, получившем новое название – Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ).

На этой перестройке он существенно потерял темпы работ и поддержку многих королевских соратников, но все же сохранил основной состав и тематику ЦКБЭМ и его филиалов.

Дело постепенно пошло. В ЦКБЭМ наконец-то был создан корабль «Союз» и первая орбитальная станция «Салют», доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1.

Но не обошлось без трагедий.

При испытаниях «Союза-1» погиб космонавт В.М. Комаров, при возвращении с «Салюта» погиб первый экипаж станции (Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков, В.И. Пацаев).

После четырех неудачных пусков Н-1 В.П. Мишин предполагал модернизировать как ракету, так и всю лунную программу в целом, но государственное руководство к этому времени потеряло всякий интерес к этой программе.

В 1974 году В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ.

В дальнейшей своей деятельности он сосредоточился на преподавании в МАИ (еще в 1959 году он организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов), где проработал до последних дней своей жизни.

В. П. Мишин скончался 10.10.2001, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.



В 11.04.2003 в Королеве на доме, где в 1951-1955 жил В. П. Мишин открыта мемориальная доска.

Деятельность Мишина в 1945—1974 насыщена успехами в научной деятельности. Его вклад в создание ракетно-космической техники во многом способствовал успешному запуску первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957, выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957, первому полёту человека в космос 12 апреля 1961.

Мишин возглавлял большой комплекс исследований и проектных разработок по созданию баллистических ракет, начиная с первой ракеты — Р-1, которая имела дальность полёта 270 км. Её первый запуск состоялся в 1948 году. В апреле 1949 приступили к созданию серии геофизических ракет: Р-1 А, −1Б, −1В, −1Е , поднимавших научную аппаратуру на высоту до 110 км; Р-2А с дальностью полёта 590 км, в октябре 1950 года было проведено зондирование атмосферы до высоты 210 км: −5Б, −5В, −5Р (с марта 1953 года выполнялись исследования космического пространства). В 1953 году была разработана оперативно-тактическая ракета Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полёта 270 км (принята на вооружение в 1955 году). Она работала на высококипящих компонентах топлива, что позволяло хранить и транспортировать ракету в заправленном состоянии. Первая советская стратегическая ракета Р-5 с дальностью полёта до 1200 км и отделяющейся головной частью была создана в 1953 году, а в 1955 появилась ракета Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке, несущая ядерный заряд. Эта ракета положила начало морской ветви развития советской ракетной техники. Ракета Р-5М с ядерным зарядом испытана 2 февраля 1956 года. За создание ракеты Р-5 в 1956 году В. П. Мишин был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 1957 году была разработана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, построенная по двухступенчатой схеме (стартовая масса — 280 т). Появление этого оружия имело большое значение для обороны СССР. С помощью ракеты Р-7 был запущен первый искусственный спутник Земли. Она послужила базовой конструкцией для создания трёхступенчатой ракеты-носителя «Восток», которая сделала возможными запуск тяжёлых спутников, первые полёты автоматических аппаратов к Луне и пилотируемые космические полёты.

Следующей модификацией Р-7 стала четырёхступенчатая ракета-носитель «Молния». Она позволила осуществить межпланетные полёты автоматов к Марсу и Венере, увеличить массу аппаратов для полётов к Луне (в том числе с мягкой посадкой на лунную поверхность) и вывести на орбиту спутники серии «Молния» (радио- и телевизионная связь с районами Дальнего Востока и Сибири).

На основе носителя «Восток» была разработана ракета-носитель «Восход». С её помощью были совершены пилотируемые космические полёты с двумя и тремя космонавтами и выход космонавта в открытый космос.

Усовершенствованный ракетно-космический комплекс «Союз» использовался в программах «Салют», «Союз», «Союз» — «Аполлон», «Салют-6» — «Союз» — «Прогресс», «Мир» и МКС. Многие из этих проектов были задуманы ещё при жизни академика Королёва.

Вместе с ним работала плеяда учёных и инженеров, среди которых В. С. Авдуевский, В. П. Бармин, К. Д. Бушуев, Л. А. Воскресенский, А. М. Исаев, В. И. Кузнецов, А. Ю. Ишлинский, В. П. Макеев, Г. И. Петров, Н. А. Пилюгин, Б. В. Раушенбах, М. Ф. Решетнёв, Б. Е. Черток и многие другие специалисты. В этом творческом союзе важную роль играл академик Мишин. Его технические решения отличались не только оригинальностью, но и рациональностью, многие из них и в настоящее время составляют основной фонд проектно-конструкторских разработок. Под руководством и при участии Василия Павловича были реализованы такие проекты, как орбитальная станция «Салют», КК «Союз», «Прогресс», «Зонд», унифицированный разгонный блок «Д» с нетоксичными компонентами топлива (использовался для запуска АМС серий «Венера», «Вега», геостационарных спутников «Радуга», «Горизонт», «Экран»). Много сил и творческой энергии В. П. Мишин вложил в создание тяжёлого носителя «Н-1» (стартовая масса 2820 т) и лунного пилотируемого комплекса ЛЗ (масса 95 т), который планировалось запустить к Луне с помощью ракеты «Н-1». Работы над ней в ОКБ-1 начались ещё в 1959 году.

В мае 1974 года на основании письма в ЦК КПСС, подписанного руководящими работниками ОКБ-1, в том числе и Дмитрием Ильичем Козловым, Василий Павлович Мишин за существенные просчёты в руководстве ЦКБЭМ и допущенные провалы в космической программе был снят с поста главного конструктора. После этого экспериментальная отработка ракеты-носителя «Н-1» была прекращена, несмотря на готовность двух ракет к испытаниям. По мнению ведущих специалистов-разработчиков,[источник не указан 1614 дней] шансы на успешные испытания этих ракет были весьма высокие. Решение о закрытии работ они считают ошибочным, поскольку оно отбросило советскую ракетно-космическую технику на много лет назад. В. П. Мишин, освобождённый от должности главного конструктора, очень тяжело переживал решение о прекращении работ по данному проекту.

  • 1959 — запуски межпланетных станций «Луна-1-3»;
  • 1961 — запуск АМС «Венера-1»;
  • 1961 — первый пуск чрезвычайно важной для обороны страны МБР Р-9;
  • 1962 — создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит»;
  • 1965 — выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1»;
  • 1966 — первый пуск МБР РТ-2;
  • 1968 — облёт Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме.

Работа королёвского конструкторского бюро в 1946—1974 годах в области создания новейших ракетных средств вооружения и выполнения военных и гражданских ракетно-космических проектов была очень результативной. Это был период становления и интенсивного развития ракетной техники и космонавтики в СССР.

Научная работа

С 1974 года Мишин работал в Московском авиационном институте заведующим кафедрой проектирования и конструкции летательных аппаратов. Василий Павлович был одним из создателей этой кафедры в 1959 году (с этого года профессор) и возглавлял её более 30 лет, до 1974 года — по совместительству. На кафедре сложился сильный научно-педагогический коллектив, она всегда отличалась тесными связями с промышленностью. В. П. Мишин привлёк к работе в МАИ крупных специалистов из РКК «Энергия»: С. О. Охапкина, А. П. Абрамова, В. Ф. Рощина, И. М. Рапопорта, Р. Ф. Аппазова, В. К. Безвербого. На кафедре были подготовлены тысячи молодых специалистов, защищены десятки докторских и более сотни кандидатских диссертаций. Среди воспитанников Василия Павловича — многие известные учёные и специалисты, ряд членов Российской академии наук.

На кафедре были созданы крупные научно-педагогические школы, уникальные научные и учебные лаборатории, изданы многочисленные учебники и монографии. Мишин — автор монографий, учебников и учебных пособий. Наиболее известные из них — «Баллистика управляемых ракет дальнего действия» (1966 г.) и «Основы проектирования летательных аппаратов» (1985) — настольные книги не одного поколения специалистов ракетно-космической техники.

В 1968 году в МАИ был создан факультет летательных аппаратов, впоследствии — аэрокосмический факультет. Его основой стала кафедра Мишина. Мишин был одним из организаторов и признанных руководителей советских научной и научно-педагогических школ проектирования баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. Он всегда был генератором новых, нестандартных идей и решений. Он получил выдающиеся результаты по разработке современных концепций проектирования ракет-носителей многоразового использования и новые принципы построения самолётов с реактивными органами управления, осуществляющими вертикальные взлёт и посадку.

Мишин вёл общественно-научную работу, в частности возглавлял комиссию по научному наследию Ф. А. Цандера, готовил к изданию книгу о творческом пути С. П. Королёва, возглавлял учёный совет в Политехническом музее, постоянно участвовал в работе Академии наук, экспертного совета по авиационной и ракетно-космической технике ВАК РФ, программных научно-технических конференций, состоял в редколлегиях ряда журналов общества «Знание».

Неоднозначность восприятия

Несмотря на значительные научные достижения, деятельность Василия Мишина воспринимается многими ветеранами ракетно-космической отрасли негативно. Наталия Королёва в книге «C. П. Королёв. Отец» свидетельствует о многочисленных случаях малодушия, проявленных Мишиным ещё на посту заместителя Генерального конструктора. 8 лет пребывания его на посту Генерального конструктора (1966—1974) были самыми провальными с технологической точки зрения и привели к глубокому организационному кризису структуры, созданной Королёвым, — практической дезинтеграцией ЦКБЭМ и Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ).

Начав воплощать в жизнь проект Сергея Королёва по космическим кораблям «Союз», Мишин, стремясь угодить правительству, принимал решения о запуске аппаратов с многочисленными недоработками. Это привело к 2 трагедиям, в которых погибли 4 советских космонавта (чего не случалось ни до, ни после Мишина), и последовательным неудачам на орбите (в основном связанным со стыковкой). Аварийные запуски ракеты Н1 также явно показали неспособность Генерального конструктора эффективно контролировать работу подчинённых. Именно провал советской лунной программы послужил причиной смещения Мишина с этой должности и назначению на неё Валентина Глушко. Резкой критике подверг Мишина в своих личных дневниках Н. П. Каманин.

Mishin

В.П. Мишин был освобожден от обязанностей начальника и Главного конструктора ЦКБЭМ (бывшее КБ-1 С.П. Королева) 22 мая 1974г. На базе ЦКБЭМ было образовано НПО «Энергия». Директором и Генеральным конструктором был назначен В.П. Глушко. Первым, о чем распорядился В.П. Глушко, стало указание об уничтожении пропуска В.П. Мишина и указание никогда не пускать его на территорию НПО. До самой кончины (10.10.2001г.) В.П. Мишина не пускали на «Энергию». Таким образом, человек, 30 лет отдавший непосредственному созданию нашей ракетной космической техники, в самом расцвете творческих сил был отлучен от практической космонавтики. Эту трагедию невозможно объяснить и трудно понять.

V.P.Mishin

Василий Павлович Мишин

Вторым собственноручно написанным приказом В.П. Глушко прекратил все работы по ракете Н-1 (официально работы по ракете Н-1 были прекращены только в 1976г). Этим решением В.П. Глушко поставил крест на 15-летних работах С.П. Королева, В.П. Мишина и почти 100-тысячного коллектива, занятого лунным проектом, на более, чем 2000 предприятиях и организациях, одновременно лишив нашу страну возможности запуска тяжелых кораблей. Приоритет в этом направлении перешел к США.

Василий Павлович Мишин, академик, бессменный заместитель С.П. Королева и его приемник на должности Главного Конструктора ОКБ-1 родился в г. Орехово-Зуево Московской области 5 января (18 января) 1917г. После окончания в 1941г. Московского авиационного института Мишин попадает в КБ В.Ф. Болховитинова. А когда в 1945г. в Германию была направлена Международная техническая комиссия, то в состав ее советской части вместе с Королевым был включен и В.П. Мишин. Именно там его судьба навсегда соединилась с судьбой Королева.

13 мая 1946г. принимается Постановление о создании отечественной ракетной промышленности. В августе 1946г. С.П. Королев назначается начальником отдела и Главным конструктором баллистических ракет головного научно-исследовательского института, а несколько позднее его заместителем становится В.П. Мишин, которому в то время всего 30 лет.

Встреча Л.Елисеева с главным конструктором В.П.Мишиным после полета

19

Я. Голованов (справа) с Главным конструктором В. П. Мишиным. (Фото Я.Голованова)

Одновременно в те годы вместе с Сергеем Павловичем он создает 601-ю кафедру в МАИ — одну из первых ракетно-космических кафедр в нашей стране, через которую прошли почти все главные конструкторы космической техники и сотни инженеров-ракетчиков. Вместе с Королевым в подмосковных Подлипках на базе артиллерийского завода они создали знаменитое ОКБ-1, из которого уже потом развилась сегодняшняя корпорация «Энергия». Подлипки впоследствии превратились в г. Королев. В ОКБ-1 В.П. Мишин курировал научно-исследовательские проектные работы, научные темы. Он стал бессменным заместителем С.П. Королева и его приемником на должность Главного Конструктора ОКБ-1 после его смерти.

В.П. Мишин был настоящим генератором идей. Триумфом его деятельности стала легендарная королевская «семерка» — ракета Р-7, первый пуск которой состоялся 15 мая 1957г. Именно Р-7, ставшая прототипом всех отечественных баллистических ракет, обеспечила достижение первой космической скорости. С ее помощью на околоземную орбиту был выведен первый спутник. Одновременно эта ракета стала той самой «кузькиной матерью», которой Н.С. Хрущев пугал в ООН западных военных и политиков в один из самых жарких моментов «холодной войны».

На базе Р-7 разработаны: трехступенчатая ракета «Восток», четырехступенчатая ракета «Молния», трехступенчатая ракета «Союз-2» («Русь»), а также ряд других модификаций. Благодаря вышеперечисленным носителям Россия пока занимает одно из лидирующих, точнее — лидирующее место в освоении Космоса, а так же обеспечивает свою обороноспособность.

Увы, после смерти Королева в жизни Мишина наступает период горечи и неудач. В первую очередь к ним можно отнести проигранное соревнование с США в лунных программах. Затем — неудача с ракетой Н-1. Но главной бедой была межклановая борьба за лидерство на уровне различных космических КБ и их главных конструкторов (В.П. Глушко, В.Н. Челомей, М.К. Янгель и др.). В результате были распылены и силы и финансы. Отклики этих распрей можно видеть и сейчас. Когда в 1985г. в издательстве «Энциклопедия» вышла энциклопедия «Космонавтика» под редакцией В.П. Глушко, статьи о В.П. Мишине — главном конструкторе ракетных систем в период с 1966г. по 1974 г. там не оказалось.

С 1959г. Мишин заведовал кафедрой в Московском авиационном институте, после отстранения его от работ по практической космонавтике в 1974г. окончательно уходит в научно-преподавательскую деятельность.

10 октября 2001г. Василий Петрович Мишин скончался в Москве на 85-м году жизни.


Василий Павлович Мишин (5 (18) января 1917, дер. Бывалино, Павлово-Посадский район Московской области — 10 октября 2001) — конструктор ракетно-космической техники.

Академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда. Один из основоположников советской практической космонавтики. Соратник С. П. Королёва, продолживший его работы в области космонавтики.
После школы-семилетки он поступил в 1932 в фабрично-заводское училище при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), получил рабочую квалификацию слесаря и был направлен на работу в цех особых заданий ЦАГИ. Параллельно учился на вечерних подготовительных курсах при ВТУЗе и в 1935 поступил в Московский авиационный институт (МАИ). Во время учёбы в институте занимался в аэроклубе МАИ, в планерной и лётной секциях, и стал инструктором-планеристом.

Работа в КБ
После окончания МАИ в 1941 был направлен в авиационное КБ В. Ф. Болховитинова, где в военные годы принимал участие в создании систем вооружения самолётов, в том числе и первого ракетного истребителя Би-1. За удачные технические решения Мишин удостоен в 1945 году первой награды — ордена Красной Звезды.

В 1945 Мишина командируют в Германию, где в составе спецгруппы он занимался изучением немецкой баллистической управляемой ракеты ФАУ-2 (А-4). Там встретился с С. П. Королёвым, и они стали ближайшими соратниками в создании первых отечественных баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. В 1946 С. П. Королёва назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Первым заместителем главного в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С. П. Королёва) стал В. П. Мишин, и в этом качестве он работал до января 1966 года, когда ушёл из жизни С. П. Королёв. Как его преемник на посту главного конструктора и начальника ЦКБЭМ (ОКБ-1), В. П. Мишин руководил этим предприятием с 1966 по 1974.

Деятельность Мишина в 1945-1974 насыщена большими успехами как научной так и в семейной деятельности. Его вклад в создание ракетно-космической техники во многом способствовал успешному запуску первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957, выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957, первому полёту человека в космос 12 апреля 1961.

Разработки
Мишин возглавлял большой комплекс исследований и проектных разработок по созданию баллистических ракет, начиная с первой ракеты — Р-1, которая имела дальность полёта 270 км. Её первый запуск состоялся в 1948 году. В апреле 1949 приступили к созданию серии геофизических ракет: Р-1 А, −1Б. −1В, −1Е (подняли научную аппаратуру на высоту до 110 км); Р-2А (с дальностью полёта 590 км, в октябре 1950 проведено зондирование атмосферы до высоты 210 км): −5Б, −5В, −5Р (с марта 1953 г. выполнялись исследования космического пространства). В 1953 разработана оперативно-тактическая ракета Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полёта 270 км (принята на вооружение в 1955 году). Она работала на высококипящих компонентах топлива, что позволяло хранить и транспортировать ракету в заправленном состоянии. Первая советская стратегическая ракета Р-5 с дальностью полёта до 1200 км и отделяющейся головной частью была создана в 1953 году, а в 1955 появилась ракета Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке, несущая ядерный заряд. Эта ракета положила начало морской ветви развития отечественной ракетной техники. Ракета Р-5М с ядерным зарядом испытана 2 февраля 1956 года. За создание ракеты Р-5 в 1956 году В. П. Мишин удостоен звания Герой Социалистического Труда.

1957 ознаменован достижением в ракетостроении — разработана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, построенная по двухступенчатой схеме (стартовая масса — 280 т). В то время появление подобного оружия имело поистине определяющее значение для обороны страны. С помощью ракеты Р-7 запущен первый спутник на околоземную орбиту. Она послужила базовой конструкцией для создания трёхступенчатой ракеты-носителя «Восток», которая сделала возможными запуск тяжёлых спутников, первые полёты автоматических аппаратов к Луне и, что особенно важно, пилотируемые космические полёты.

Следующей модификацией Р-7 стала четырёхступенчатая ракета-носитель «Молния». Она позволила осуществить межпланетные полёты автоматов к Марсу и Венере, увеличить массу КА для полётов к Луне (в том числе с мягкой посадкой на лунную поверхность) и вывести на орбиту спутники серии «Молния» (радио— и телевизионная связь с районами Дальнего Востока и Сибири).

На основе носителя «Восток» разработана ракета-носитель «Союз»: увеличена масса выводимых на околоземную орбиту космических аппаратов до 7,3 т, совершены пилотируемые космические полёты с двумя и тремя космонавтами, выход космонавтов в открытый космос и проведена стыковка кораблей серии «Союз» на орбите.

Усовершенствованный ракетно-космический комплекс «Союз» использовался в таких программах, как «Салют» «Союз», «Союз» — «Аполлон», «Салют-6» — «Союз» — «Прогресс», «Мир» и МКС. Недавно появилась следующая разновидность этой базовой серии — «Союз-У2» с разгонным блоком «Фрегат», созданным в НПО им. С. А. Лавочкина. Указанные выше проекты были задуманы и осуществлены ещё при жизни академика С. П. Королёва.

Вместе с ним работала плеяда учёных и инженеров, среди которых В. С. Авдуевский, В. П. Бармин, К. Д. Бушуев, Л. А. Воскресенский, А. М. Исаев, В. И. Кузнецов, А. Ю. Ишлинский, В. П. Макеев, Г. И. Петров, Н. А. Пилюгин, Б. В. Раушенбах, М. Ф. Решетнев, Б. Е. Черток и многие другие специалисты. В этом творческом союзе важную роль играл академик Мишин. Его технические решения отличались не только оригинальностью, но и рациональностью, многие из них и в настоящее время составляют основной фонд проектно-конструкторских разработок. Под руководством и при участии Василия Павловича были реализованы такие проекты, как орбитальная станция «Салют», КК «Союз», «Прогресс», «Зонд», унифицированный разгонный блок «Д» с нетоксичными компонентами топлива (использован для запуска АМС серий «Венера», «Вега», геостационарных спутников «Радуга», «Горизонт», «Экран» и др.). Много сил и творческой энергии В. П. Мишин вложил в создание тяжёлого носителя «Н-1» (стартовая масса 2820 т) и лунного пилотируемого комплекса ЛЗ (масса 95 т), который планировалось запустить к Луне с помощью ракеты «Н-1». Работы над ней в ОКБ-1 начались ещё в 1959 году, всего на несколько лет позже соответствующих американских разработок. В полёты и высадку астронавтов на Луну, которые американский Президент объявил первостепенной национальной задачей, правительство США вложило более 25 млрд долларов, мобилизовало огромные научно-технические ресурсы. В Советском Союзе победить в «лунной гонке» было крайне сложно в силу многих факторов, среди которых существенное место занимают организационно-финансовые трудности. Не было возможности, как в США, привлечь новейшие технологии мирового уровня и необходимые материальные ресурсы.

В мае 1974 года на основании письма в ЦК КПСС, подписанного руководящими работниками ОКБ-1, в том числе и Дмитрием Ильичем Козловым, Василий Павлович Мишин за существенные просчёты в руководстве ЦКБЭМ и допущенные провалы в космической программе был снят с поста главного конструктора. После этого экспериментальная отработка ракеты-носителя «Н-1» была прекращена, несмотря на готовность двух ракет к испытаниям. По мнению ведущих специалистов-разработчиков[источник не указан 309 дней] шансы на успешные испытания этих ракет были весьма высокие. Решение о закрытии работ они считают ошибочным, поскольку оно отбросило нашу ракетно-космическую технику на много лет назад. В. П. Мишин, освобождённый от должности главного конструктора, очень тяжело переживал решение о прекращении работ по данному проекту.

Читайте также: