Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора lego

Обновлено: 08.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Колосок»

Тутаевского муниципального района

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Решение поисковых задач через наглядное моделирование

из конструктора LEGO »

Подготовила и провела

воспитатель Ю.В. Голубкова

Что любят больше всего дети? Конечно, играть. Ребенок, играя, е только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминается надолго.

Лего – конструирование для дошкольников – это творческая дорога к познанию.

Игры с лего конструктором помогают:

- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением строением.

- Активизировать воображение, фантазию и творческую инициативу.

- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество, а так –же умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Что же такое моделирование?

«Моделирование» - это исследование каких – либо явлений или процессов, путем построения и изучения моделей.

«Модель» – это искусственно созданный человеком предмет или устройство.

«Наглядное моделирование» - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный объект ребенок замещает моделью.

Требования к модели:

- Четко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания.

- Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней.

- Ярко и отчетливо передавать с ее помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены.

Этапы работы с моделью:

- Использование готовой модели.

- Составление модели педагога совместно с детьми.

- Самостоятельное составление моделей.

В чем особенности и значение моделирования?

Особенности и значение моделирования заключаются в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов и явлений.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию опыт моей работы, как можно использовать модели, созданные из лего конструктора для исследования и решения задач поискового характера.

Фрагмент занятия по познавательному развитию «Безопасная горка».

Цель занятия: закрепление знаний правил безопасности при катании с горки.

Зима – это время веселых детских игр и развлечений. Одной из любимых детских забав является катание с горки на санках, ледянках, снегокатах. Как сделать так, чтобы веселая забава не закончилась ушибом или травмой?

Я с детьми стала обсуждать правила безопасности при катании с горки и предложила им подумать, нужны ли эти правила? Так ли важно их соблюдать или можно без них обойтись? Мнения детей разделились.

Так возникла идея создать модель горки и санок из конструктора лего, и проверить с помощью этой модели необходимость соблюдения правил безопасности или опровергнуть эти правила.

Для работы мы использовали большой набор лего «Городская жизнь».

Изначально мы конструировали горку по замыслу. Но опытным путем, пришли к тому, что при создании горки необходимо соблюдать некоторые условия. Чтобы санки с горки мчались быстро, горка должна быть крутой, поверхность спуска ровной (то есть все детали для крепления должны располагаться с внутренней стороны поверхности спуска), опора спуска должна быть крепкой и устойчивой (чтобы при игре горка не падала и не ломалась).

В итоге вот что у нас получилось (фото горки).

Для создания спуска мы использовали:

Бортики из балок:

Внутренние дополнительные крепления:

- 2 пластины 2х12

Для создания опоры спуска мы использовали

-1 пластина 4х10

Кирпичики соединяли способом «кирпичная кладка». Что придало конструкции дополнительную прочность.

Санки и снегокаты дети конструировали по замыслу. Единственным условием было, чтобы размер санок соответствовал размеру горки.

Мы установили горку на платформу для модели (платформа это лист ДСП размером 1метр на 50 см.) и приступили к исследованию правил безопасности.

- подниматься по спуску горки на встречу движению;

- несколько санок одновременно начинают спускаться с горки;

- не отойти сразу в сторону после того как скатился с горки.

Благодаря наглядным примерам, дети сделали вывод, что правила безопасности необходимы.

Далее перед моделью горки я маркером нарисовала дорогу и поставила модели машин. Предложила детям скатить свои санки с горки и сделать вывод, что будет, если спуск горки направлен на проезжую часть?

Дети наглядно увидели, что санки выезжают на дорогу и попадают под машину.

Я предложила детям найти выход из этой ситуации. Условием поставленной задачи было, что проезжую часть и машины нельзя переместить или убрать.

Дети предложили перед проезжей частью поставить ограждение. Мы проэкспериментировали и убедились, что при спуске санки на скорости врезаются в ограждение, а это опасно. В реальной жизни может привести к травме.

Далее дети предложили отодвинуть горку от дороги подальше. Мы продолжили свой эксперимент и отодвигали горку от дороги на разное расстояние. Однако санки все равно оказывались на проезжей части.

Опытным путем мы выяснили, что сделать эту гору безопасной можно лишь развернув ее спуск, в противоположную от дороги сторону. В реальной жизни изменить расположение горки мы не можем, а значит, если горка находиться рядом с проезжей частью, кататься с нее нельзя, это опасно!

Подводя итог наших экспериментов можно сделать вывод, что применяя метод наглядного моделирования, мы в игровой и доступной форме закрепили знание правил безопасности.

В заключении хотелось бы добавить, что лего – конструирование предоставляет прекрасную возможность ребенку учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире.

Лего -технологии значимы в свете внедрения ФГОС, так как:

-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры ( учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_lego-modelirovanie_.pdf 2.35 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»

Для детей подготовительной к школе группы.


Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.

Раскрыты этапы ознакомления дошкольников с цветом, формой, величиной предмета с помощью дидактических игр.


Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO

Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO имеет большое значение для развития детского воображения и умственного развития в целом. .


Игровые упражнения и дидактические игры на развитие логического мышления с использованием конструктора Лего

Предлагаю Вашему вниманию игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего, способствующие развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.


"Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего"

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопроса, касательно детского развития с использованием не совсем привычных средств и инструментов, на территории Российск.


Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Лего

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения вопроса, касательно детского развития с использованием не совсем привычных средств и инструмент.


Развитие у детей способности к моделированию пространственных отношений между объектами

Данная презентация раскрывает тему развития у детей способности к моделированию пространственных отношений по возрастам в дошкольном образовательном учреждении. “Ориентировка в пространстве.

Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO имеет большое значение для развития детского воображения и умственного развития в целом. Дети с помощью занятий Лего-конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

ВложениеРазмер
Лего-конструирование в детском саду 29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Лего – это игровой феномен от латинского слова LEGO – собирать, конструировать. В середине прошлого века появился первый конструктор LEGO, в свою очередь, произведя революцию и положив начало в развитии конструкторов. Отличительной чертой LEGO от других строительных комплектов послужило то, что LEGO предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили дети всей планеты. Лего- конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях.

Дети с помощью занятий Лего-конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Что дадут занятия:

  • Знания о формах и деталях
  • Развитие цветового восприятия
  • Математическое и пространственное мышление
  • Знания окружающего мира
  • Формирование эстетического вкуса
  • Умение определять форму тела и воспроизводить ее

На занятих по Лего – конструированию дети:

  • Развивают моторику рук
  • Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве
  • Получают математические знания о цвете, форме, пропорции, симметрии
  • Расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте
  • Развивают внимание, память, мышление
  • Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить
  • Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
  • Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Лего-конструирование используют и в коррекционно - педагогической работе. Так, с его помощью значительно повышаются показатели у детей с задержкой речи и интеллектуального развития, а также проводится тестовая работа по выявлению личностных особенностей детей и их взаимодействия в пределах конкретного детского коллектива. Психокоррекция проблем общения со сверстниками, к примеру, также происходит при помощи лего–конструирования.

Моделирование логических отношений.

Цель – развитие элементов логического мышления.

  1. Совершенствование навыков классификации.
  2. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  3. Активизация памяти и внимания.
  4. Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  5. Развитие комбинаторных способностей.
  6. Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

В младшей и средней группах применимы следующие виды организации занятий:

- по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору LEGO DAKTA;

- по собственному замыслу.

В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам.

Упражнения на развитие логического мышления:

«Чудесный мешочек». Каждому ребенку дается непрозрачный мешочек, в котором находится несколько деталей конструктора DUPLO. На столе перед ним лежат такие же детали. Педагог называет деталь, которую надо достать из мешочка. Ребенок сначала находит ее среди деталей на столе, а затем, не глядя в мешочек, достает оттуда такую же. Второй вариант игры – на столе перед ребенком нет деталей, педагог показывает всем деталь, которую надо найти. И третий вариант – педагог, не показывая, только называет необходимую деталь.

«Собери модель» Дети собирают модель из 3-4деталей под диктовку педагога. Используются только предлог «на», наречия «сверху» и «посередине». В старшей группе задание усложняется – модель собирается из большего числа элементов и при определении взаимного расположения деталей добавляются наречия: «слева», «справа», «поперек».

2. Развитие внимания и памяти

«Что изменилось?» Педагог собирает модель из 5-7 деталей, показывает ее детям в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель детям и просит рассказать, что изменилось.

«Собери модель по памяти» Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

3. Пространственное ориентирование

Педагог раздает детям большие платы и набор деталей конструктора. Затем диктует, куда поставить деталь определенной формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «середина левой стороны» и т.д.

Педагог раздает детям маленькие платы с набранной половиной узора, и они должны, соблюдая симметрию, набрать вторую половину узора. В старшем возрасте дети уже сами составляют симметричные узоры – можно изображать бабочек, цветы и т.д.

5. Логические закономерности

«Что лишнее?» Педагог показывает детям ряд деталей, выставленных на большой плате, и просит определить лишний элемент (по форме, по размеру или по цвету). В старшей возрастной группе добавляются задачи на нахождение пропущенной или лишней фигуры, вводятся дополнительные признаки: изменение положения, количество.

«Простые логические цепочки». Педагог раздает детям большие платы с набранными последовательностями, в которых детали чередуются по форме, по размеру или по цвету, и ребята должны их продолжить.

«Что лишнее?» В старшей группе можно составлять ряды, в которых каждый элемент состоит из двух деталей конструктора.

Упражнения на продолжение ряда. Педагог раздает детям набор деталей, затем показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а дети должны продолжить ее. С возрастом задания усложняются: используются два признака – цвет + форма, цвет + поворот; каждый элемент ряда состоит из двух деталей и используется один признак; каждый элемент ряда состоит из двух деталей и используется два признака.

6.Комбинаторика (со старшей группы)

Упражнение «Светофор». Педагог раздает детям кирпичики трех цветов и предлагает посоревноваться – кто больше составит различных светофоров. После выявления победителя воспитатель демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта.

Упражнение «Составь флаги». Педагог раздает детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трех синих или двух красных и двух синих.

7.Множества (со старшей группы)

Классификация по одному свойству. Посредством такого рода упражнений формируются понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», совершенствуется классификация по одному свойству. Педагог раздает детям наборы деталей и большие платы, на которых выделяет ниткой в середине замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так, чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.

Чтобы увеличить признаки классификации, можно раздавать детям фигуры, состоящие из двух деталей.

Моделирование объектов реального мира.

Цель – развитие способности детей к наглядному моделированию.

  1. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  2. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  3. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или по свободно выбранной теме.
  4. Ознакомление с окружающей действительностью.
  5. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO DAKTA.
  6. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Дети младшей группы только приобретают элементарные навыки конструирования. Они строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ограды, ворота, машины, домики. Дети упражняются в распознавании цвета, счете, закрепляют понятия: «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «тонкий-толстый».

Основой для занятий в средней группе может быть сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, и создание моделей героев уже известных сказок, а затем использование их в играх-драматизациях, и сочинение своих сказочных историй.

Содержание занятий может быть следующим: моделирование фигур людей; моделирование фигур животных и птиц по карточкам, по образцу, с опорой на рисунки, по замыслу; моделирование простейших самолетов, вертолетов и машин; моделирование сказочного средства передвижения; моделирование персонажей сказок «Колобок», «Зайкина избушка» и т.д.

В старшей группе занятия постепенно усложняются. Добавляется конструирование по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом. Можно познакомить детей с более мелким конструктором LEGO DACTA.

Содержание занятий может быть следующим: моделирование зверей по рисункам; моделирование фигуры человека; постройка моделей наземного, водного и воздушного транспорта; конструирование дома по собственному замыслу, строительство дома с заданными параметрами; конструирование теремка; моделирование персонажей сказки «Теремок» и т.д.

В конструировании из LEGO DACTA можно использовать карточки, прилагаемые к набору.

В подготовительной группе продолжается работа с мелким конструктором. Главное направление – это усложнение моделей с использованием вращающихся и подвижных деталей, для выполнения которых дети могут объединяться в пары. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу.

Содержание занятий может быть следующим: моделирование животных, рыб, птиц, динозавров; создание модели любимого сказочного героя, робота; конструирование вертолетов, космических кораблей, самолета, военного корабля, машины будущего; конструирование терема по замыслу и т.д.

Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO имеет большое значение для развития детского воображения и умственного развития в целом.

Конструктор фирмы ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.

Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверен ности в себе.

В сентябре 2009г решено было ввести в работу нашей группы проект по работе с конструктором «Строим из ЛЕГО».

Мы разработали цикл занятий, игры, подготовили практический материал. В этом нам помогла книга Комаровой Л.Г.

«Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001.

Цель нашей работы заключалась в следующем:

Сформировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО

В сентябре 2010 мы разработали цикл занятий для второго года обучения, улучшили материальную базу.

Также как и в младшей группе Занятия проводились по подгруппам , 1 раз в месяц.

Затем полученные знания закреплялись в свободное время. Применялись разные формы организации занятий: конструирование по образцу, по замыслу и по схеме.

Цель второго года обучения:

Закреплять и совершенствовать знания, приобретенные в младшей группе.

Продолжать формировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО, создавая более сложные объекты.

Работа по обучению работе с конструктором прошла успешно. Дети с удовольствием занимались на занятиях. Наибольший интерес дети стали проявлять при работе с карточками – схемами.

В старшей группе дети строили постройки в свободное время по своей фантазии.

ВложениеРазмер
проект строим из "ЛЕГО" 34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО

Познакомить детей с деталями конструктора, способами их соединения и их конструктивными возможностями. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Стимулировать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме. Активизировать словарь детей в связи с расширением его кругозора.

1. Повышение заинтересованности детей в работе с конструктором Лего.

2. Обучение основным правилам соединения деталей, пользования схемой.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, укрепление мышц.

В трехлетнем возрасте мало кто из детей заинтересован конструкторами, либо они не знают, что с ним делать, так как отсутствуют знания элементарных основ, либо не хватает сил соединить детали и желание строить из ЛЕГО исчезает.

У детей трех лет еще слабо развита мелкая моторика рук. А как мы знаем «речь находится на кончиках наших пальцев».

Конструкторы незаменимы для развития мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

Деятельность в рамках проекта.

Для реализации задач воспитателями группы был разработан цикл занятий на год, подобраны игры. Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей. Занятия с ЛЕГО напрямую связаны с работой по программе «Развитие» (раздел «Конструирование») и подкрепляется тесной связью с семьей. С каждым родителем проводятся консультации, с целью заинтересовать и информировать о задачах нашего проекта, дать рекомендации.

Проект «Строим из ЛЕГО» реализуется воспитателями с детьми младшей группы и родителями и организуется в три этапа

Основные направления и содержание деятельности организации учебно-воспитательного процесса

Мероприятия для детей

Работа с родителями

Обследование и анализ конструктивных способностей у детей

Изучение методической литературы и составление перспективного плана, конспектов

воспитатели Кравцова О.В.

Ознакомление родителей с проектом

Воспитатели Кравцова О.В.

Подготовить практический материал: приобрести конструктор ЛЕГО, емкости для деталей, изготовить схемы-карточки)

воспитатели Кравцова О.В.

Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса

Мероприятия для детей

Работа с родителями

Цикл занятий по обучению детей конструированию из ЛЕГО

Серии развивающих игр: «Разложи по цвету»,

« Что умеют кирпичики.

Оформление консультаций для родителей: «Как еще можно играть конструктором ЛЕГО»

Строительные игры из конструктора в повседневной жизни

Выставка домашних работ

Дети, родители, воспитатели

Консультации для родителей

Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса

Мероприятия для детей

Работа с родителями

Обследование и анализ конструктивных способностей у детей

Воспитатели Кравцова О.В.

Выступление на родительском собрании

Воспитатели Кравцова О.В.

Обследование в конце года показало, что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды (машины, дома, животных, мебель и т.д.). Стали понимать схемы, крепко соединять детали.

К концу учебного года все родители были ознакомлены с методами и приемами обучения детей конструированию из ЛЕГО. С удовольствием участвовали в выставках.

На итоговом родительском собрании работа была оценена как удовлетворительная и принято решение продолжать обучение конструированию в средней группе.

Конструктор фирмы ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности. Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

В сентябре 2009г решено было ввести в работу нашей группы проект по работе с конструктором «Строим из ЛЕГО». Мы разработали цикл занятий, игры, подготовили практический материал. В этом нам помогла книга Комаровой Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001.

Цель нашей работы заключалась в следующем:

Сформировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставили перед собой следующие задачи:

  1. Познакомить детей с деталями конструктора, способами их соединения и их конструктивными возможностями.
  2. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  3. Стимулировать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
  4. Активизировать словарь детей в связи с расширением его кругозора.

Цикл занятий включал разные формы его организации: конструирование по образцу, по замыслу и по схеме, каждая из которых успешно решала определённые задачи воспитания. Занятия проводились по подгруппам , 1 раз в месяц. Затем полученные знания закреплялись в свободное время.

В конце года мы провели анализ конструктивной деятельности детей, подвели итог.

Обследование показало, что дети стали активно использовать конструктор в своих играх. Они научились изображать предметы окружающей среды. Стали понимать схемы, крепко соединять детали.

На итоговом педагогическом совете работа была оценена как удовлетворительная и принято решение продолжать обучение конструированию в средней группе.

В сентябре 2010 мы разработали цикл занятий для второго года обучения, улучшили материальную базу. Также как и в младшей группе Занятия проводились по подгруппам , 1 раз в месяц. Затем полученные знания закреплялись в свободное время. Применялись разные формы организации занятий: конструирование по образцу, по замыслу и по схеме.

Цель второго года обучения:

Закреплять и совершенствовать знания приобретенные в младшей группе. Продолжать формировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО, создавая более сложные объекты.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставили перед собой следующие задачи:

  1. Продолжать развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  2. Стимулировать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
  3. Активизировать память и внимание
  4. Развивать речь детей.

Работа по обучению работе с конструктором прошла успешно. Дети с удовольствием занимались на занятиях. Наибольший интерес дети стали проявлять при работе с карточками – схемами. В свободное от занятий время наши дети (в основном мальчики) занимаются конструированием (самолеты, роботы, космические корабли, различные машины, пистолеты, мечи)

Конструктор фирмы ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности. Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

В сентябре 2009г решено было ввести в работу нашей группы проект по работе с конструктором «Строим из ЛЕГО». Мы разработали цикл занятий, игры, подготовили практический материал. В этом нам помогла книга Комаровой Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001.

Цель нашей работы заключалась в следующем:

Сформировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО

В сентябре 2010 мы разработали цикл занятий для второго года обучения, улучшили материальную базу. Также как и в младшей группе Занятия проводились по подгруппам , 1 раз в месяц. Затем полученные знания закреплялись в свободное время. Применялись разные формы организации занятий: конструирование по образцу, по замыслу и по схеме.

Цель второго года обучения:

Закреплять и совершенствовать знания, приобретенные в младшей группе. Продолжать формировать умения действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО, создавая более сложные объекты.

Работа по обучению работе с конструктором прошла успешно. Дети с удовольствием занимались на занятиях. Наибольший интерес дети стали проявлять при работе с карточками – схемами.

В старшей группе дети строили постройки в свободное время по своей фантазии.

В 2011 году выставляли материал по проектированию «Строим из Лего» в интернете. Делились опытом.

Принимали участие в региональном конкурсе организованным газетой Глобус для воспитателей ДОУ «Познаем мир», в категории – Проектная деятельность.

1.Постройка общей ограды, башен, лестниц.

Закрепление навыков постройки ограды, башен, лестниц; ознакомление детей с конструктивными особенностями башен; введение понятий устойчивости башен.

Закрепление навыков постройки ворот:

— обучение использованию мерки — полукирпичика — для сравнения ворот по ширине.

3.Моделирование фигуры великана.

Закрепление навыков моделирования человеческой фигуры; обучение конструированию туловища и ног большого размера; развитие конструктивного воображения детей.

4.Моделирование фигуры орла.

Закрепление умения передавать особенности фигуры птицы средствами конструктора.

5.Создание модели любимого животного

Закрепление умения передавать характерные особенности животного средствами конструктора;

развитие фантазии и диалоговой речи детей.

6.Зимние развлечения — постройка зимней игровой площадки.

Р азвитие фантазии и воображения детей; закрепление навыков постройки ограды и ворот;

обучение созданию на плате сюжетной композиции.

7.Создание модели блина по образцу.

Анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки;

развитие умения работать по образцу.

8.Создание сказочного средства передвижения

Развитие фантазии и конструктивного воображения: обучение планированию работы с помощью расска з а о задуманном предмете.

9.Конструирование простейшего самолетика.

Закрепление умения передавать характерные особенности самолета средствами конструктора;


Для ребенка игра – лучший способ познания окружающего мира и существующих в нем моделей поведения. Говоря о конструктивно-модельной деятельности в дошкольном возрасте, мы не можем не сказать о конструкторах ЛЕГО, которые занимают особое место среди развивающих игр и игрушек для детей.

Ч то такое конструктор ЛЕГО для ребенка? Это буря эмоций, восторг, сменяющийся не скрываемым любопытством.. Ах, как дети играют?! Конструктор ЛЕГО – это необъятный мир, со своими фантазиями, развивающими не только мышление ребенка.

Какие именно качества личности и не только, развивает у детей игра с конструктором ЛЕГО? Чтобы соединить детали, ребенок должен приложить усилия. Такие действия развивают мелкую моторику, прекрасно тренируют детскую руку, подготавливая ее к письму. Более того, мелкая моторика напрямую связана с памятью, мышлением. Чем больше ребенок играет с конструктором ЛЕГО, тем точнее движения его рук, лучше «себя ведет память и мышление».

Креативность и нестандартное мышление развиваются при создании собственного моделирования. Создавая конструкции без использования схем, инструкций, ребенок учится сочетать цвета, формы и представлять, что именно у него получится в итоге. Радость в том, что у детей нет ограничений. Используя ЛЕГО, ребенок может собрать как обычный домик для семьи, так и космический корабль, который потом можно будет использовать самостоятельно в игре.

А если собирая конструкцию по приложенной схеме, ребенок учится быть внимательным, контролировать свои действия, четко следовать инструкции и искать выход из положения, если что-то не получается – взрослый рядом.

Говорят дети: «Чтобы постройка была устойчивой, длина ее высоты должна быть одинаковой, два маленьких кирпичика можно заменить одним большим. ». Делая такие открытия в процессе игры, ребенок приобретает полезные навыки в виде развитого пространственного и логического мышления. А это надежная база для последующего быстрого усвоения точных наук (физики, математики и т.п.).

Играя с Лего, ребенок учится объяснять свои идеи и цели, озвучивает персонажей или просто обсуждает сюжет игры. Благодаря данной особенности мысли ребенка упорядочиваются и появляется умение четко формулировать их.

Играя со сверстниками в Лего, ребенок учится продуктивно работать в группе, принимать во внимание мнение других детей, взрослых, что впоследствии благоприятно отразится на его умении взаимодействовать с коллективом.
Как видите, пользы от игры с конструктором немало.

2 комментария:

Добрый день, Елена Владимировна! Конструктор ЛЕГО мне знаком ещё с детства. На сегодняшний день выбор конструкторов достаточно широк. У меня две девчонки. И они очень любят конструировать из Лего. Несмотря на то, что одной уже 14 лет)) Да я и сама, с большим интересом собираю замки вместе со своими детьми.
Некоторые наборы действительно пригодны больше для создания конкретной модели по схеме. В то время как более универсальные предлагают больше возможностей для креативного подхода. К тому же смешивание разного конструктора может привести к весьма креативным решениям.
Соглашусь с вами, что конструкторы ЛЕГО - это правильное развитие ребенка. Детям интересна сама идея, т.к. они играют с игрушками, которые сами придумывают и создают. Они могут творить яркие, необычные и сложные конструкции. Данный материал даёт огромные возможности для экспериментально-исследовательской деятельности. Благодаря ЛЕГО можно воплотить в реальность любые фантазии желания ребёнка.


Здравствуйте, Людмила! Спасибо большое, что поделились своим жизненным опытом, в котором есть место для игры с ЛЕГО в Вашей семье!
Любящие родители всегда заботятся о гармоничном, полноценном развитии своих детей, а ЛЕГО представляет возможность ребенку играя, достигать именно такого развития.
Согласна, ЛЕГО популярная "игрушка" не только у детей, но и у взрослых. Порой сами родители, с интересом и азартом собирают конструкции, не жалея времени.
Вы знаете, Людмила, собирать ЛЕГО - это еще и отличный вариант семейного досуга, интересно папам, увлекательно мамам, даже бабушкам и дедушкам, а если конструктор оказывается в руках ребенка, начинается самое настоящее волшебство. Игры с ЛЕГО не имеют возрастных ограничений, ну и "вместе" значит здорово и с пользой провести время.

Читайте также: