Моделист конструктор компрессор из холодильника

Обновлено: 28.03.2024

КОМПРЕССОР ИЗ ХОЛОДИЛЬНИКА

Домашние компрессионные холодильники обычно служат не один десяток лет. Но приходит время, когда и они устаревают: чаще не физически, а морально, так как научно-технический прогресс не стоит на месте, и он порождает все более совершенные подобные аппараты. Приобретая новые, старые же холодильники попросту выбрасывают, хотя некоторые их агрегаты еще вполне могли бы послужить, пусть в другом качестве, или по иному назначению.

Такая же судьба постигла бы и мой немало послуживший, но еще работающий холодильник (умышленно не называю его марку, а почему — станет ясно из дальнейшего рассказа). Но мне под руку в это время попала вышедшая лет двадцать назад книга Д.А.Лепаева «Электрические приборы бытового назначения», в которой описывались различные «домашние» машины, в том числе и холодильники. В книге был приведен наглядный подетальный чертеж мотор-компрессора. Там же были приведены и мощностные данные компрессора. Создаваемое им давление 6— 10,5 атм. Это и натолкнуло меня на мысль сделать из этого агрегата бытовой домашне-гаражный компрессор, потребность в котором тоже была. С помощью этого же чертежа я определился и с технологией разборки агрегата. Необходимость в ней возникла в связи с изменением системы и вида смазки узлов, так как в новых условиях работы мотор стал быстро и сильно греться, угрожая выйти из строя.

Сначала сверлом диаметром 10 мм из левой крышки кожуха высверлил остаток нагнетающего патрубка. Затем ножовкой по металлу, отступив на 5 мм от торца, аккуратно по кругу, чтобы не повредить находящиеся внутри детали, пропилил обечайку кожуха агрегата.

Отделив крышку, выкрутил винты 5 (см. рис.) и вынул из кожуха корпус компрессора, получив доступ к электродвигателю для проверки состояния обмоток статора. Их изоляция местами оказалась слегка подплавленной, хотя электродвигатель работал по-прежнему.

Компоновка компрессора

Компоновка компрессора:

1 — сетевой шнур; 2 — пускатель с батареями конденсаторов (от стиральной машины); 3 — мотор-компрессор (от компрессионного холодильника); 4 — рама (все элементы изготовлены из стальной полосы s1,5): 5 — ресивер; 6 — выпускной патруоок; 7 — наконечник-зажим; 8 — болт, шайба, гайка М5; 9 — манометр (9 комп.); 10 — чехол (сталь, лист s0,8); 11 — болт, шайба, гайка М4; 12 — пробка отверстия для смазки

Забегая вперед, скажу, что впоследствии статор из-за перегрева агрегата все же вышел из строя и его пришлось заменить. К тому времени у меня в запасе уже имелся другой подобный мотор-компрессор от выброшенного на свалку старого холодильника. Дело в том, что в Советском Союзе был лишь один завод в Одессе, который изготавливал мотор-компрессоры для холодильников разных марок, поэтому большинство узлов и деталей этих агрегатов были унифицированными. Для замены статора откусил кусачками подводящие концы обмоток и отделил крышку кожуха с другой (правой) стороны, также аккуратно пропилив по кругу обечайку на расстоянии около 10 мм от торца. После замены статора электродвигатель крышкой закрывать не стал, обеспечив тем самым дополнительное охлаждение агрегату.

Из корпуса компрессора удалил масляный насос вместе с маслоприемником и сопутствующими крепежными деталями.

В кожухе над маслоприемником просверлил отверстие для ввода консистентной смазки и приварил к обечайке уголки, которые выполняют роль лапок, причем сделал это так, чтобы при установке агрегата в рабочее положение (на раме) отверстие в кожухе и гнезда маслоприем-ника и плунжера в компрессоре оказались наверху. После этого собрал агрегат и заполнил объем, который ранее занимал масляный насос, консистентной смазкой ЦИАТИН (можно солидолом). Теперь смазка по мере расходования под собственным весом подается к деталям поршневой группы.

К агрегату добавил еще одно устройство — небольшой ресивер. Он служит и масловлагоотделителем.

Ресивер изготовил из отрезка трубы диаметром 100 мм и длиной 120 мм, наглухо заварив ее торцы. В ресивер вварил три патрубка: впускной, выпускной, для манометра. Установил манометр, рассчитанный на максимальное давление 400 кН (4 атм) — большее в быту вряд ли требуется. Ресивер с компрессором соединил шлангом высокого давления. Такой же шланг через запорный вентиль смонтировал на выпускном патрубке. В свободный конец шланга вставил наконечник-зажим от автомобильного насоса. Кстати, в продаже имеются краскопульты, имеющие вводы для сжатого воздуха под такие наконечники.

Компрессор с электродвигателем в кожухе

Компрессор с электродвигателем в кожухе:

1 —кожух компрессора; 2—замочное кольцо переднего подшипника; 3 — контрольный штифт переднего подшипника; 4 — передний подшипник; 5 — винт крепления компрессора; 6 — коленчатый вал; 7 — пружинная шайба; 8 — шайба; 9 — корпус компрессора; 10 — всасывающий клапан; 11 —винт крепления головки цилиндра (4 шт.); 12 — головка цилиндра с глушителями в сборе; 13 — фланцевая гайка; 14 — защитная шайба проходного контакта; 15 — запорная игла; 16 — пробка штуцера заполнения; 17 — статор электродвигателя; 18 — ротор электродвигателя; 19 — редукционный клапан; 20 — пружина редукционного клапана; 21 — заглушка редукционного клапана; 22 — плунжер масляного насоса; 23 — пружина плунжера; 24 — заглушка масляного насоса; 25 — поршень; 26 — шатун; 27 — крышка нижней головки шатуна; 28 — пружинная шайба; 29 — болт крепления крышки; 30 — приемник масляного насоса; 31 — крышка приемника масляного насоса; 32 — пружинная шайба; 33 — винт крепления приемника; 34 — пружина клина; 35 — клин поршневого пальца; 36 — фиксатор поршневого пальца; 37 — поршневой палец; 38 — левая крышка кожуха; 39— правая крышка кожуха

Слив жидкости (масла и воды) из ресивера время от времени произвожу через выпускной патрубок, отсоединив шланг.

Для управления агрегатом применил пускатель от стиральной машины «Кама» с двумя кнопками: «пуск» и «стоп» и соответствующими батареями конденсаторов.

Все перечисленные узлы смонтировал на раме, причем компрессор — лежа, а ресивер — стоя.

Рама сварена из уголков 15×15 мм (продольные элементы) и 30×30 мм (поперечины), заготовки которых предварительно были выгнуты из стальных полос толщиной 1,5 мм соответствующей ширины.

И последнее. Сверху аппарат закрыл защитным чехлом из жести толщиной 0,8 мм наподобие того, каким накрывали раньше ручные швейные машинки, только без торцевых стенок. Чехол крепится к продольным элементам рамы шестью болтами М4 (по три с каждой стороны). Для удобства транспортировки к чехлу сверху прикрепил ручку от старого чемодана.

КОМПРЕССОР ИЗ ХОЛОДИЛЬНИКА

Досстоинство краскопульта известно: он обеспечивает качественное покрытие. Кроме того, достигнуть плавных переходов одного цвета или тона в другой можно только напылением. А для этого необходимо иметь в домашней мастерской компрессор. Он не будет простаивать и после ремонта квартиры, а пригодится для накачивания камер велосипеда и автомобиля, распыления удобрений на садовом участке.

И не обязательно покупной. Прочитал как-то в «Моделисте-конструкторе», что из холодильного агрегата, отслужившего свой срок, можно сделать компрессор. Там говорилось о конструкции с исправным электро-двигателем. Мне же достался сгоревший. Поэтому оставалось довольствоваться только поршневым механизмом. Чтобы извлечь его, распилил корпус агрегата в двух местах ножовкой по металлу. Отвернув затем четыре крепежных болта, снял с одной стороны статор, а с другой — насос с ротором. Поскольку ротор больше не понадобится, сбил его с коленвала.

Замену сгоревшему электродвигателю я нашел быстро — от стиральной машины, трехфазный, марки 4 АА 50 В4УЗ мощностью 90 Вт при частоте вращения 1320 об/мин. Привод к насосу в моей конструкции — ременный. Для этого на хвостовики вала двигателя и коленвала насоса надел шкивы с призматическими шпонками от стиральной машины и зафиксировал болтами Мб. Шпоночную канавку на каждом валу перед этим фрезеровал. Но можно и высверлить. Для этого понадобится вспомогательная втулка с отверстием диаметром 14 мм. Надо надеть ее на хвостовик и точно по стыку просверлить отверстие диаметром 5 мм, после чего втулку снять. В сечении шпоночная канавка получается полукруглой, поэтому и самой шпонке следует придать такую же форму.

Станина моего компрессора изготовлена из двух швеллеров, связанных поперечинами — стальными пластинами на винтах. Насос прикреплен к станине четырьмя болтами с насаженными на них втулками, высота которых подбиралась по месту. Двигатель установлен на пластину-основание. За счет перемещения по регулировочным отверстиям станины она позволяет осуществлять натяжение клиновидного ремня.

Устройство компрессора

Устройство компрессора:

1 —конденсатор, 2 — электродвигатель, 3 — воздухоотводная трубка, 4 — насос, 5 — втулка (4 шт.), 6 — крепежный винт (8 шт.), 7 — поперечина (2 шт.), 8 — швеллер станины (2 шт.), 9 — шкив (2 шт.), 10 — коленвал.

Вариант выполнения шпоночной канавки

Вариант выполнения шпоночной канавки:

1 — сверло, 2 — вспомогательная втулка,3 — коленвал насоса.

Установка электродвигателя

Установка электродвигателя:

1 — электродвигатель, 2 — пластина-основание, 3 — крепежный болт (4 шт.), 4 — регулировочные отверстия станины, 5 — швеллеры станины.

В ходе эксплуатации выяснилось, что при достаточно длинной воздуховодной трубке применение ресивера необязательно. Но с другой стороны, он может работать и как отстойник для масла.

«ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ» ХОЛОДИЛЬНИКА

Компрессионные, да и адсорбционные холодильники часто выходят из строя из-за того, что у них отказывают электромеханические реле или размыкатели на основе биметаллических пластин. Первые из них служат для запуска синхронных электро-двигателей, обслуживающих компрессионную систему холодильника, а вторые являются основой систем слежения и поддержания на заданном уровне температуры морозильных камер [1]. Причиной выхода из строя тех и других является прогар или какое-то механическое повреждение пружинящих контактов в составе этих устройств. Особенно эго относится к устаревшим моделям холодильников. И часто можно видеть, как из-за ничтожной, но трудно устранимой поломки (ввиду отсутствия запасных приборов) выбрасывают еще вполне пригодные для использования аппараты. В материале сделана попытка устранения такого рода неисправностей в бытовой технике.

Известно, что устаревшую схему запуска асинхронных электродвигателей с помощью пусковою реле сегодня вполне можно заменить конденсаторной цепью. В ней механические контакты отсутствуют полностью [2]. О приборе же регулировки температуры в морозильной камере можно сказать следующее. Поскольку холодильник работает в квартире, где температура круглогодично поддерживается в достаточно стабильных комфортных пределах (с помощью систем кондиционирования, централизованного отопления и т.п.), то в этих условиях перепад температур между средой квартиры и морозильной камеры (исправно работающею холодильника) остаётся почти неизменным. Система регулировки температуры такого холодильника только «подкармливает» морозильную камеру стабильными порциями холода, равными оттоку в воздушную среду помещения. Поэтому для поддержания температуры на нужном уровне вовсе не нужно следить за изменениями температуры, а достаточно определить величину порций холода. Это можно осуществить косвенно, вычислив временные интервалы между включением и остановкой компрессора холодильника, в котором система регулировки температуры работает исправно. Тогда в холодильнике с вышедшей из строя терморегулировкой, падав определённые и постоянные интервалы работы и простоя компрессора, получим достаточно стабильную температуру в морозильной камере и внутреннем его обьёме. При этом открывается возможность построить таймерную цепь, формирующую интервалы включения и выключения двигателя компрессора без электромеханических контактов. На этих принципах и построена представленная на рисунке электрическая схема, по которой был модернизирован холодильник «ЗиЛ-Москва» — выпуска 1956 года и сегодня прекрасно функционирующий, хотя перед переделкой вышел из строя по выше названным причинам.

Схема работает следующим образом.

Задающий генератор на микросхемах DD2.2, DD2.3 вырабатывает тактовые импульсы, близкие к форме «меандр» в двух режимах формирования (аналоговый МОП ключ DD3 служит для обеспечения переключений с одного режима на другой). В первом режиме вырабатываются импульсы с постоянным периодом следования около 0,6 с (в замкнутом состоянии МОП ключа в составе DD3), а во втором — с перестраиваемым периодом следования от 0,6 до 0,8 с (в разомкнутом состоянии того же ключа). Перестройка обеспечивается потенциометром R5. В обоих случаях формируются импульсы в уровнях, близких к уровню напряжения питания (от 0В до 10В). При этом уровень лог.1 на управляющем входе DD3 (выв. 15) соответствует первому режиму формирования, а уровень лог. 0 — второму. Для чего необходимы эти два режима, будет ясно из дальнейшего изложения.

С одного из выводов задающею генератора (выв.2 DD2.2) формируемые импульсы поступают на вход двоичного счётчика на микросхеме DD1, и он осуществляет деление этих импульсов с коэффициентами от 2 до 16 384 в диапазоне 14 разрядов. Причём каждый разряд имеет свой отдельный вывод (кроме 2-ю и 3-го), с которого можно снимать импульсы через периоды от 1.2 с (на выводе 9 младшего разряда) до 3,6 ч (на выводе 3 старшего разряда). Каждый последующий разряд (в порядке возрастания) увеличивает период следования импульсов вдвое. Практическое значение для управления периодом действия хладоагрегата, модернизируемою по предлагаемому принципу, имеют импульсы лишь с 11-го и 12-го разрядов (выв.1, 15), периодичность которых близка к ритму работы холодильника с исправным терморепе в установившемся режиме (от 20 до 40 минут). Основанием для такого выбора явились наблюдения за работой холодильника ещё до того, как он испортился. Тогда было замечено, что термореле включало компрессор минут на 20 и выключало примерно на такое же время.

С выв.1 DD1 через буферный инвертор DD2.1 выбранные таким образом импульсы поступают на электронный выключатель асинхронного двигателя-компрессора. Этот выключатель состоит из транзистора VT1, работающего в ключевом режиме, и двух оптотиристоров — U1 и U2. Когда уровень логического состояния на выв. 1 DD1 (в результате работы счётчика) достигнет лог. 0, то через буферный инвертор DD2.1 и ограничительный резистор R1 он поступает в базу транзистора VТ1 и открывает его. В этом состоянии транзистор имеет очень малое сопротивление между коллектором и эмиттером (менее 1 Ом) и, таким образом, нижний по схеме вывод резистора R2 оказывается подключённым к нулевому потенциалу. Через последовательно включённые светодиоды в составе оптотиристоров U1 и U2 начнёт протекать ток (около 60 мА) -и они загораются, а их световое воздействие приводит к переключению p-n-p-n тиристорных структур в составе этих приборов в открытое состояние. Благодаря тому, что эти тиристорные структуры включены встречно-параллельно, как возрастающий. так и убывающий полупериоды сетевого напряжения получают доступ к обмоткам электродвигателя в составе компрессора — и он включается в работу. Его рабочая обмотка — непосредственно, а пусковая — через конденсатор С1 оказываются подключёнными к сети 220 В. При этом за счёт оптотронных пар в составе U1 и U2 достигается разделение силовой цепи и цепи управления, что весьма благоприятно для электробезопасности и надёжности работы холодильника.

Конденсатор С1 служит для запуска асинхронного электродвигателя хладоагрегата в однофазном режиме. Такие электродвигатели обычно содержат две обмотки — рабочую и пусковую, сдвинутые друг относительно друга на некоторый угол.

Ёмкость конденсатора, необходимого для запуска, можно рассчитать по формуле, приведённой в книге И. Алиева для такого рода конфигурации обмоток[2]:

С(мкф) =1600 Iн/Uн где:

Iн — фазный ток двигателя, Uн — номинальное фазное напряжение. Ещё до того как холодильник вышел из строя, удалось измерить его фазный ток (он же — ток потребления холодильником в режиме, когда компрессор работает). Измерение дало 1,6А. Номинал фазною напряжения известен — 220 В. Подставляя эти значения в формулу, получим величину от ёмкости около 12 мкФ. Для обеспечения надёжности и безопасности в работе прибора необходимо, чтобы конденсатор такой ёмкости имел запас по рабочему напряжению. Останавливаем выбор на конденсаторе К42-19-12 мкФ±10% 500 В, который обеспечивает сдвиг тока в пусковой обмотке относительно рабочей на угол около 90°. При этом сдвиг обмоток приводит к появлению в магнитном поле статора силовых пиний, содержащих крутящий момент. При воздействии их на ротор происходит запуск электродвигателя. Вместе с тем, наличие этих силовых линий создаёт некоторое препятствие рабочей обмотке выполнять свою функцию пульсирующими толчками воздействовать па ротор, поддерживая стабильность его оборотов. Вследствие этого магнитное поле, воздействующее на ротор, при таком включении начинает содержать реактивную составляющую, приводящую к возврату некоторой части мощности, потребляемой двигателем, в питающую сеть [2]. Однако, ввиду умеренности и неизменности нагрузки па валу, эти потери незначительны и оставшейся части мощности электродвигателя вполне достаточно для обеспечения работы компрессора. Это, к тому же, даёт экономию электроэнергии — холодильник потребляет от сети меньшую мощность. Фазный ток, который был измерен после модернизации холодильника, составит 1.1 А. Таким образом, необходимость использования пускового репе отпадает.

Принципиальная электрическая схема таймера, обеспечивающего работу домашнею холодильника при выходе из строя системы регулировки температуры

Принципиальная электрическая схема таймера, обеспечивающего работу домашнею холодильника при выходе из строя системы регулировки температуры

Наблюдения за работой агрегата ещё до его поломки, как было уже отмечено, указывают на то, что установившийся режим холодообразования в нём происходит при примерном равенстве 20-ми-путных интервалов, когда компрессор включён и когда он выключен. Однако в ходе модернизации было установлено, что такой режим обеспечивает достаточный приток холода, но при этом отток холода слишком мал. В результате чего морозилка довольно быстро (в течение 2-х недель) покрывается сильной наледью, требующей размораживания. Поэтому при сохранении указанного интервала работы компрессора, стала очевидной необходимость увеличения 20-минутного интервала, когда компрессор остановлен. при одновременном обеспечении возможности регулировки степени этого увеличения. С этой целью и был построен задающий генератор с двумя режимами формирования импульсов. Уровень лог.0 с выв.1 DD1, как указано выше, включает в работу компрессор. Он же через инвертор DD2.1 поступает на выв. 15 DD3, что переводит в замкнутое состояние входящий в состав этой микросхемы аналоговый ключ. И задающий генератор начинает вырабатывать импульсы минимальной длительности. обеспечивающие 20-минутный интервал работы компрессора. По его окончании уровень логического состояния на выв 1 DD1 меняется на противоположный. В результате этого компрессор останавливается, а задающий генератор переключается в режим формирования импульсов переменной длительности. Изменением положения движка потенциометра R5 достигается регулировка этой длительности, соответственно регулируется и интервал остановки компрессора от 20 до. примерно, 33 минут. Установкой этого интервала достигается возможность подстройки среднего уровня температуры в холодильнике.

Светодиод VD1 в составе схемы служит для индикации состояния электронною выключателя, управляющею работой электродвигателя. Этот светодиод начинает светиться, когда происходит выключение электродвигателя, и гаснет, когда он включается в работу.

Тепловое реле К1 типа РТ-10 служит для защиты от возможных перегрузок на валу электродвигателя, что, в принципе, не исключено при возникновении аварийной ситуации в кинематике компрессора. Наличие этого реле нарушает общую концепцию предложенной модернизации, которая стремится освободить холодильник от всех механических и пружинящих контактов. Однако, поскольку это реле является стабильно присутствующим элементом во всех устаревших агрегатах, причём крайне редко вступающим в действие (что сохраняет весьма высоким ресурс его работы), было решено сохранить ею. В адсорбционных холодильниках этот элемент отсутствует и поэтому в состав модернизированной схемы ею можно не включать.

Вое детали отечественного производства. Конденсатор С2 типа КМ-6. Номинальная мощность резисторов — от 0,125 Вт, кроме резистора R2, мощность которого 0,25 Вт. Источником постоянного напряжения, необходимою для питания элементов электроники в составе схемы (около 10 В), служит специальный адаптер. В качестве него приспособлен адаптер для зарядки аккумуляторов мобильного телефона фирмы MOTOROLA, который потребляет от сети мощность около 20 Вт. В случае, когда электронный выключатель асинхронного двигателя компрессора находится во включённом состоянии, токовая нагрузка на адаптер возрастет и напряжение, которое он формирует, уменьшается примерно до 6,5 В.

Конструктивно схема собрана на текстолитовой плате размерами 60×60 мм, содержащей разводку печатных проводников для монтажа электронных компонент при макетном конструировании принципиальных схем. На ней установлены все элементы схемы, за исключением конденсатора С1 и теплового реле К1, которые из-за значительных размеров установлены под днищем холодильника вблизи блока компрессора. Плата представляет собой как бы второе звено адаптера фирмы MOTOROLA и соединена с ним небольшими отрезками проводов (около 10 см), служащих для подвода к плате напряжения, формируемого адаптером, и напряжения сети. Элементы, размещённые на плате, прикрыты сверху пластмассовой крышкой, которая крепится к плате на стоечках винтами М3. Крышка имеет также отверстие под светодиод VD1 так, что он слетка выступает над поверхностью крышки и виден снаружи. С обратной стороны платы (противоположной стороне, на которой смошированы элементы принципиальной схемы), помимо монтажных проводников, осуществляющих её разводку, установлена также обычная электророзетка ХТ1, которая подключена к выходу эпектронного выключателя, управляющего работой электродвигателя, и является крышкой для обратной стороны платы. В розетку вставляется пилка от кабеля электропитания холодильника, связанного с конденсатором С1 и выводами электромотора компрессора, чем и соединяются псе элементы схемы в единое целое. Настройки схема не требует. Если все компоненты схемы исправны и соединения правильны, устройство и холодильник работают немедленно по включении.

Литература

Лепаев Д.А. Всё о ремонте электробытовых приборов. — М: 1985 г.

Алиев И. Асинхронные двигатели в трёхфазном и однофазном режимах. М: Радио Софт, 2004.

МИНИ-КОМПРЕССОР ИЗ ХОЛОДИЛЬНИКА

Для качественной и быстрой окраски с помощью аэрографов и пульверизаторов, для многих других работ в домашней мастерской подойдет настольный мини-компрессор, который можно собрать из компрессорного агрегата холодильника. Причем совсем не обязательно использовать новый узел: вполне годится и с засорившимися клапанами насоса. Главное — был бы исправен электродвигатель. А проверить его легко еще до разборки — измерив омметром сопротивления пусковой и рабочей обмоток (соответственно 5 и 20 Ом).

Чтобы извлечь электродвигатель с насосом из кожуха, потребуется сделать у торцов кожуха два кольцевых пропила. Затем, отвернув четыре крепежных болта М6, вытащить с одной стороны статор, а с другой — ротор с насосом, укрепленные на дискообразном основании.

Для восстановления работоспособности клапанов достаточно промыть их в бензине или ацетоне (собирая, следует устанавливать их лепестки строго на прежнее место). Проверяется исправность насоса после сборки поворотом ротора двигателя при закрытой выпускной трубке.

Сборка агрегата (уже без кожуха) заключается в соединении статора двигателя с основанием насоса с помощью четырех болтов М6 и дистанционных трубок длиной 40 мм. Разномерно затягивая болты, статор тщательно центруем, чтобы ротор мог свободно вращаться.

Изменение системы смазки подшипников электродвигателя и насоса сводится к замене маслозаборника простой масленкой. Для ее изготовления подойдет коробка от кинопленки 2X8 мм, в дно которой впаивается медная трубка Ø4 мм, другим концом припаенная к фланцу соответствующих размеров. Перед длительной работой масленку надо заново наполнить. Рекомендуемые марки масел — АС-8, ДС-11 или любые автомобильные моторные с вязкостью не менее 8 сСт.

Рис. 1. Общий вид компрессора

Рис. 1. Общий вид компрессора:

1 — шланг, 2 — клеммы сетевого электрошнура, 3 — пусковая кнопка, 4 — тумблер включения рабочей обмотки. 5 — передняя панель, 6 — статор электродвигателя, 7 — дистанционные втулки. 8 — основание насоса, 9 — масленка, 10 — манометр, 11 — ресивер, 12 — рама, 13 — кронштейн крепления компрессорного узла, уголок 45X45 мм, 14 — хомут крепления ресивера.

Рис. 2. Снятие кожуха холодильного агрегата.

Рис. 2. Снятие кожуха холодильного агрегата.

Рис. 3. Электрическая схема включения электродвигателя.

Рис. 3. Электрическая схема включения электродвигателя.

В качестве воздушного ресивера удобно использовать пустой баллон от туристских газовых плит. После удаления клапана в его резьбовое отверстие устанавливается тройник для соединения выходной трубки насоса с манометром и выходной трубкой ресивера.

Так как насос способен создавать давление свыше 10 кг/см 2 , требуемая редукция осуществляется простым пружинным клапаном, стравливающим излишки воздуха в атмосферу.

Основание компрессора — прямоугольная стальная рамка, используемая в холодильнике для подвески агрегата. В ее центральной части на двух болтах закреплен дюралюминиевый уголок 45X45 мм, на котором фиксируется компрессорный узел.

Передняя панель, согнутая из дюралюминиевой пластины толщиной 1,5 — 2,5 мм, крепится болтами к рамке-основанию. На ней размещены контактные клеммы, тумблер включения рабочей обмотки и кнопка включения пусковой. Через отверстие в ее лицевой панели выведена выходная трубка.

Шланг для подачи сжатого воздуха доступно изготовить самому из полихлорвиниловой трубки. Чтобы она могла выдержать давление воздуха, на нее следует надеть металлическую оплетку, снятую с экранированного провода. Заделка концов оплетки — нитками или медной проволокой. Такой шланг достаточно прочен и в то же время мягок и удобен в работе.

Двухгодичная эксплуатация компрессора показала надежность и эффективность конструкции. Сжатый воздух практически не содержит масла. Все же со временем некоторое его количество конденсируется в ресивере, поэтому желательно в нижней части баллона установить пробку для слива конденсата. Не рекомендуется проводить окрасочные работы в холодное время года, если сам компрессор установлен в помещении. В этом случае в шланге будет собираться влага, которая может попадать в краску.

Производительности установки достаточно не только для работ с аэрографом: ее насос быстро накачает велосипедную камеру, мяч, надувные игрушки. И даже на полностью спущенную жигулевскую шину потребуется не более 10 минут. Тем же, кому необходим компрессор для работы с малярным краскораспылителем, можно рекомендовать более мощный вариант из нескольких насосных секций, укрепленных на общем основании. Приводить их в действие можно цепной передачей от одного электродвигателя.


Вообще, нормальный мужик без слезы не выбросит вот просто так старый нерабочий холодильник с КОМПРЕССОРОМ!
Есть у нас у всех такая общая черта, мол «Ну куда ты выбрасываешь? Пригодиться еще когда-нибудь!» .
И решили мы это «когда-нибудь» превратить в «а давай сделаем!»
Вот такой увесистый агрегат мы выкорчевали из древнего короба, похожего на советский холодильник марки «саратов»


Встала задача разобраться со всеми входами и выходами, проверить работоспособность, на деле оказалось не сложно…
Совет! Будьте осторожны, из одной трубки обязательно побежит масло при раскупоривании!

Затарахтел тихонько этот цилиндр и мы со спокойной душой приступили к следующему этапу.


Пока сохла грунтовка обрезали "уши" для пружин и сделали крепление из профильной трубы (20х40).


На ряду с халявным компрессором нам достались условно-бесплатно (50р шт) вот такие бочонки около 14 л (не смогли найти среди заводских характеристик объем), способные держать умопомрачительные 36.8 атмосфер! (заявленное критическое давление), хотя защитный клапан сработает гораздо раньше…
Охотно соглашусь не подвергая последнюю цифру сомнениям, т.к. практическим путем было установлено, что обычная пластиковая бутылка из-под содовой держит 4 атм… (издержки юности, пытливость ума и все такое:)


Отсекли лишнее от ручек и просверлили отверстия под шпильку на 8мм, и так же под медную трубку 8мм.
Хотели найти фитинги для баллона из-под фреона, в итоге решили вварить обычные газовые (родные фитинги специфичные, в следствие завышен ценник на аксессуары).


В основу каркаса (30х40х74см) была взята профильная труба 20х20мм, 6 метров толщиной 1.5 мм для облегчения конструкции, впрочем она все равно очень крепкая и общий вес в итоге составил около 18 кг…


Делаем шпильки под баллоны, затем сетку для боковин.


Профильной трубы 10х10мм ушло примерно полтора метра. Чтобы прихватить сетку к трубе понадобились графитовые контакты от тролейбуса (использованные).



Переходим к покраске
(само собой мы сначала все собрали и проверили, об этом далее..).


Даже прохожие не могут устоять перед покраской с балончика:)

Приступаем к сборке

Резиновые прокладки вырезали из велокамеры, они не позволяют царапать краску, т.к. мотор имеет вибрации. Алюминиевая подложка служит подобием радиатора.


Вот наглядно, что понадобилось, подробный перечень в конце статьи.
Редуктор давления, реле (сброс на нужном значении), пистолет и шланг (10 м для гаража показался коротким)


Манометр, фитинги для баллонов и трубок, тройник, фум-лента, медная трубка, предохранительный клапан.


Совет! пневмо-фитинги могут быть не железными, пришлось поездить по магазинам, в бауцентре(не реклама) нашли что надо, проверяйте сплав, может быть латунь!
Маслоотделитель (в планах доустановить), топливный фильтр и реле для запуска мотора холодильника.


В конструкции существенно не хватает маслоотделителя (стакан с бумажным фильтром) в первую очередь нужен для краскопульта, для страховки, ведь старые компрессоры как у нас могут плеваться маслом.



Вот что у нас получилось:)
По работе


Компрессор работает довольно тихо, очень теплоемкий, например при поддержке 4 атм в ресиверах он ни чуть не нагревается, но при достижении 5-6 атм и выше греется до 50-60 градусов и долго остывает (больше 8 атм не испытывали). 6 атм набирает за 16 минут.


Продувка видеокарты умного стола с ПК внутри.


Небольшая затравочка на наш следующий проект:)


Хотите посмотреть прямо сейчас? В youtube наберите RFGiX

Совет! кто будет собирать что-то подобное, одного баллона из под фреона в качестве ресивера катастрофически мало, разочаруетесь только. Берите два или другую емкость с большим объёмом, только не газовый баллон)) жутко тяжелая конструкция получится с малой производительностью.

Второй совет: компрессоры в старых холодильниках обладают меньшей производительностью, в современных холодильниках они более мощные и производительные! К тому же большинство с системами электро-термозащиты.

СПИСОК ПОКУПОК для компрессора:

пистолет для продувки 261 руб
шланг спиральный 10 метров 453 руб
лента Фум 20 метров с запасом для гаражных нужд 54 руб
переходник папа 1/4 — папа-папа 1/4 167 руб
реле давления 666 руб
редуктор давления 1/4 732 руб (быстросъём входит в комплект)
манометр 50 мм 1/4 65 руб
предохранительный клапан 1/4 228 руб
труба профильная около 300 руб
компрессор от холодильника бесплатно)
два баллона из-под фреона 50 руб *2 шт
газовые трубки, тройник, и резьбы в баллон вышли на 741 руб
сетка была своя в пределах 50р
краска минимум 400р была своя
Итого: около 4213 рублей

Выводы: Если вы переполнены энтузиазмом и не находите себе места или у вас есть живой компрессор и вы хотите вдохнуть в него 2ю жизнь или кому-то что-то доказать иль даже самому себе — вперед, дерзайте! (но после того как ознакомитесь со списком.)

Хотя другую чашу весов перевешивает здравый смысл, согласно которому можно было бы добавить тыщенки 3-4 и обзавестись готовым заводским а не кустарным изделием, сэкономив время и силы)

Читайте также: