Моделист конструктор мини автомобиль

Обновлено: 28.04.2024

Моторная тележка.
Описание простой и доступной для самостоятельного изготовления 4-х колёсной моторизованной тележки с мотоциклетным двигателем.

Два в одном.
Подробное описание, чертежи, схемы и фотографии самодельной конструкции силовой установки, сделанной из 2-х спаренных двигателей от мотоцикла «Иж».

Надёжный «Малютка».
В статье описан процесс изготовления самодельного мини-трактора «Малютка-3».

Шлифовка семян? Пожалуйста!
Небольшой обзор самодельной конструкции шлифовальщика семян свеклы и люцерны.

Стальная «каменка».
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинальной печки для бани.

Музыкальные сигнализаторы.
Принципиальная схема и принцип работы дверного звонка, в котором используется синтезатор мелодий от музыкальной открытки.

Стрелочный универсал.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №1 за 2003 год.

Запуск - броском!
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция метательной модели - полукопии самолёта Су-24.

Британский бомбардировщик для ядерной бомбы.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №1 за 2003 год.

Mercedes-Benz класса Е.
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи и фотографии автомобилей Mercedes-Benz Е-класса.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №3:

Мотоцикл широкого профиля.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и фотографии всесезонного мотовездехода, сделанного на базе серийного мотоцикла «Минск».

Парники: от мала до велика.
Автор статьи делится опытом по изготовления различных конструкций парников для дачного участка.

Компактная и мобильная.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать малогабаритную балансировочную циркулярную электропилу.

Электронный выключатель «массы».
Принципиальная схема и принцип работы электронного выключателя «массы» для АКБ.

Часы грешат? Поправимо.
В статье представлена электрическая принципиальная схема компенсатора погрешности хода электронных часов.

Линкоры Ассирии.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструктивных особенностях старинных кораблей.

Американская «гончая» для британской армии.
Интересные факты из истории создания и боевого применения американского бронеавтомобиля Staghound.

Истинно английский автомобиль.
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи и фотографии автомобилей семейства Jaguar.

«Геркулес» садится на палубу.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и фотографии американского военно-транспортного самолёта Lockheed C-130.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №4:

Веломобили из Тамбова.
Подробный обзор оригинальных конструкций самодельных веломобилей.

«Марлин» снимается с якоря.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать самодельный водный мотоцикл.

Велосипед меняет форму.
В статье представлены оригинальные разработки по усовершенствованию серийных велосипедов.

В борьбе за урожай.
Обзор процесса изготовления самодельного опрыскивателя для механической обработки картофеля.

В четверть кирпича.
Описание технологии и конструкции перегородок из кирпича, которые выложены способом на ребро.

Знакомьтесь: динисторы.
В статье приведены электронная структура, вольт - амперная характеристика и внешний вид динистора серии КН102.

Если на море беда. .
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели пожарно-спасательного катера типа Rostok.

Малолитражка для большого города.
В статье приведены технические характеристики, чертежи, схемы и фотографии французского легкового автомобиля Citroen C3.

Американский самолет с немецким крылом.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и фотографии американского стратегического бомбардировщика Boeing b-47 stratojet.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №5:

Прогулочный электроэкипаж.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и фотографии самодельного 4-х колёсного веломобиля с электроприводом.

Парник на биотопливе.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать котлованный односкатный парник с биотопливным обогревом и автопроветриванием.

По вредителям - из огнетушителя.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного садового опрыскивателя из огнетушителя.

Скамейка для колен.
Оригинальная конструкция самодельной огородной скамейки.

Трехфазный - в бытовую сеть.
Советы и рекомендации по подключению 3-х фазных электродвигателей к сети 220 вольт.

Домашний термостабилизатор.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного универсального темростабилизатора.

Модель-копия чемпиона.
Заключительная часть цикла статей опубликованных в «М-К» №5 и «М-К» №11 за 2002 год.

Последний биплан фирмы CURTISS.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и фотографии американского разведчика-бомбардировщика Curtiss SBC-4 HELLDIVER.

«Зверобой» - гроза «Тигров» и «Пантер».
Интересные факты из истории создания и боевого применения советской тяжёлой САУ ИСУ-152.

Деревянный «Москвич».
Статья рассказывает о первом советском массовом малолитражном автомобиле "Москвич-400".

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №6:

Моторная лодка «Мираж».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельной моторной лодки с подвесным мотором «Вихрь».

Бетономешалка на скорую руку.
Подробный обзор процесса изготовления самодельной бетономешалки сделанной на базе бытовой электродрели.

Тачка повышенной грузоподъёмности и проходимости.
Автор статьи делится опытом по изготовлению оригинальной садовой тачки.

Стяжка: уголковая или винтовая?
Советы и рекомендации по применению различных угловых соединений при сборке корпусной мебели.

Атланты электрических цепей.
Рубрика «Электроника для начинающих» рассказывает об устройстве, назначение и применение полупроводниковых опорных диодов (стабилитронов).

Ремонтируем дрель.
Автор статьи делится опытом ремонту элементов бытовых электродрелей.

Вместо паруса – ротор.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели катамарана с роторным ветряным движителем.

Горбун из Сиэтла.
Подробное описание, тактико-технические характеристики, чертежи и фотографии американского истребителя-биплана Boeing F4B.

Самые младшие из «Мерседесов».
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи и фотографии немецкого легкового автомобиля Mercedes-Benz A 140.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №7:

Ял-универсал.
Подробное описание, технические характеристики, а так же процесс сборки самодельной оригинальной лодки ял.

Мопед на любой возраст.
В статье подробно описана конструкция всевозрастного мопеда с двигателем Д-6.

Опрыскивать? Диском!
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления переносного роторного опрыскивателя.

Изогнутые ножки - признак стиля.
Советы и рекомендации по изготовлению стилизованных под старину ножек для мебели.

Цветочная колесница.
Небольшой обзор процесса изготовления садового цветника на колёсах.

Преобразователь «тяни-толкай».
Принципиальная схема и принцип работы универсального источника питания, который преобразовывает напряжение в прямом и обратном направлении.

Для сварки, пуска и зарядки.
Автор статьи делится опытом по изготовлению самодельного сварочно – зарядно - пускового устройства.

И снова трасса!
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции трассовой модели автомобиля

Победное противостояние.
Интересные факты из истории создания и боевого применения немецкого танка Panzer VI Ausf.E «Тигр» и советского танка Т-34.

Гроза «Фиатов».
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и цветные иллюстрации советского самолёта И-15.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №8:

Лодка для спокойной воды.
В статье рассказывается о том, как своими руками сделать цельнометаллическую лодку типа «джонбот».

Грабли с колесами.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельных широкозахватных механических граблей.

Компрессор пригодится всегда.
Особенности конструкции и процесс сборки самодельной компрессорной установки на базе 2-х цилиндрового компрессора от автомобиля ЗИЛ-130.

Пили, пила!
Небольшой обзор самодельного приспособления для заточки ручной пилы.

Не хуже кондиционера.
Автор статьи делится опытом по изготовлению мини-системы, которая служит для автоматического поддержания температуры и влажности в различных бытовых помещениях.

Спортивные снаряды чемпионов.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели ракеты класса S6B.

«Вперёд, на Марс. ».
Подробное описание, технические данные, чертежи и фотографии ракеты-носителя тяжелого класса «Протон-К».

Наш ответ «Стратоджету».
Подробное описание, сравнительные характеристики, модификации, чертежи, а так же цветные иллюстрации советского дальнего бомбардировщика Ту-16.

С полигона - прямо в музей.
Подробное описание, тактико-технические характеристики, чертежи и рисунки сверхмощной противотанковой пушки ЛПП-25.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №9:

На рыбалку? На вездеходе!
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного вездехода на пневматиках низкого давления.

Выбираем крупорушку.
Обзор и сравнительные характеристики крупорушек различных типов и конструкций.

Шагающие вёсла
Описание оригинальной конструкция гребного движетеля для обычных лодок.

Терморезак из паяльника.
Советы и рекомендации применения электропаяльника при обработке пенопласта, поролона и полиэтилена.

Когда обломился винт .
Небольшой обзор набора экстракторов для извлечения остатков сломанных метизов из резьбовых отверстий.

Автомат-эконом.
Описание, электросхема и топология печатной платы устройства для автоматического отключения света в прихожей.

В воздухе - «электричка».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция 2-х моторной кордовой пилотажной модели самолёта.

Легкий танк «генерал Чаффи».
Интересные факты из истории создания и боевого применения американского лёгкого танка М24 General Chaffe.

Фантомы старой Англии.
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи, а так же цветные иллюстрации английского автомобиля представительского класса ROLLS-ROYCE PHANTOM.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №10:

Мини-байк школьника.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки миниатюрного мопеда на базе двигателя Д-6.

Пристенный… погребок.
Советы и рекомендации по постройке небольшого оригинального пристенного погреба.

Не рычагом, а выключателем.
Описание и чертежи стационарной насосной установки с электроприводом.

Колошница – небоскрёб.
Автор статьи делится опытом по изготовлению многосекционной колонки для обуви.

«Циркулярка» из дрели.
Подробные чертежи и схемы малогабаритной разборной циркулярной пилы на базе бытовой электродрели.

И импортный улучшим.
Советы и рекомендации по доработке сетевых адаптеров китайского производства.

Дуэт схем для УМЗЧ.
Принципиальная схема и принцип работы УМЗЧ на базе микросхем К176ХА10 с транзисторным фазовращателем.

Наследники «исландских» шхун.
Статья повествует об историческом пути французских учебных парусников.

Тримаран: скорость и маневр.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции гоночной судомодели с электродвигателем Speed-600.

Крылатые «Фиаты».
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи и рисунки итальянского истребителя-биплана FIAT CR-32.

С «Тройки» на «Тройку».
Описание конструкции и технические характеристики переднеприводного хэтчбека AUDI A3 выпуска 2003 года.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №11:

Снегоход первый, но – удачный.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного лыжно-гусеничного снегохода с двигателем от мотоцикла «Иж-Юпитер-5».

«Сладкий» автопоезд.
В статье подробно описана конструкция двухосного прицепа для перевозки пчелиных ульев.

Ножка-модуль на весь гарнитур.
Описание оригинальной, универсальной конструкции мебельной ножки.

Мал - да универсал!
В статье описан процесс изготовления самодельного малогабаритного универсального станка.

И дорожка, и дренаж.
Советы и рекомендации по вторичному использованию стеклянных бутылок на дачном участке.

В небо - на роторе.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции кордовой модели автожира и двигателем МК-17.

Первенец опелевской пятилетки.
Статье рассказывает о немецких автомобилях фирмы Opel повышенной вместимости.

«Орудийное шасси».
Интересные факты из истории создания и боевого применения германской САУ Hummel времён Великой Отечественной Войны.

Летающие крейсера японского флота.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи, а так же цветные иллюстрации японского гидросамолёта Kawanishi H6K.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №12:

Внедорожник – пневмоход.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного одноместного вездехода на пневматиках.

И санки, и ручная тележка.
Автор статьи делится опытом по модернизации детских санок.

Подставки из остатков.
Статья рассказывает о том, как использовать отходы мебельного производства при изготовлении различных поделок.

Лыжный прицеп.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного лыжного прицепа.

«Комбайн» паяльника.
Советы и рекомендации по организации рабочего места радиолюбителя.

Розетка - где лампочка.
Конструкция переходника-удлинителя, сделанного на базе резьбового патрона бытовой осветительной лампы.

Функциональный генератор.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного функционального генератора качающейся частоты.

В небо - на роторе.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №11 за 2003 год.

Парореактивный на корабле.
Процесс изготовления парореактивного двигателя для модели корабля береговой охраны.

Испытано в небе Испании.
Подробное описание, тактико-технические характеристики, модификации, чертежи и рисунки скоростного разведчика-бомбардировщика Heinkel He-70 BLITZ.

Пятая «пятерка» BMW.
В статье описаны основные этапы становления автомобильной фирмы BMW.

«МИНИ-ВАЛГА»

Приступая к строительству автомобиля, каждый конструктор-любитель прежде всего должен четко представить себе, какими качествами будет обладать задуманная им машина. Не говоря уже о соответствии ее действующим «Техническим требованиям», разрабатываемая конструкция должна отвечать материальным возможностям строителя и предполагаемым условиям эксплуатации.

Исходя из этих предпосылок, я определил техническую характеристику задуманного автомобиля следующим образом: рамный заднеприводный с расположением двигателя сзади. Возможный тип двигателя от мотороллера — Т-200 или от мотоколяски С3А, с принудительным воздушным охлаждением и электростартером. Двигатель подбирался в соответствии с расчетами, приведенными в статьях Ю. Долматовского «Автомобиль — своими руками» («Моделист-конструктор» № 1, 3, 5, 7, 9 и 11 за 1976 год).

Кроме того, были проведены расчеты в соответствии с методикой, подробно изложенной в статьях В. Ашкина, Ю. Долматовского и в брошюре Н. Гесслера «Автомобиль своими руками» (М., Изд-во ДОСААФ, 1970). Тем не менее в первых же поездках обнаружилась недостаточная мощность двигателя Т-200. Расход топлива превысил 11 л на 100 км. Пришлось приспособить двигатель ИЖ-П-3, который и работает на «Валге» уже несколько лет.

Кузов — двухместное спорт-купе, двухдверный; учитывая, что для автомобиля рамной конструкции жесткость и прочность его не имеют решающего значения, я решил сделать наборный деревянный каркас, соединяемый на клею и косынках (кницах). Для обшивки использовал фанеру на участках малой кривизны толщиной 3 мм, а на участках, имеющих большую кривизну (крыша, боковины, передняя часть капота), — березовый шпон толщиной 0,5 мм. Последний — ка казеиновом клею в четыре слоя, перекрещивающихся под углом 45—60°.

«МИНИ-ВАЛГА»

«МИНИ-ВАЛГА» — оригинальный самодельный автомобиль из Красноярска. КОМПЛЕКС НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИИ: свечная подвеска, регулируемый клиренс, фанерный кузов с деревянным каркасом.

Рис. 1. Общая компоновка микроавтомобиля «Валга»

Рис. 1. Общая компоновка микроавтомобиля «Валга»:

1 — аккумулятор, 2 — «свеча» передней подвески, 3 — акселератор, 4 — блок педалей (сцепление и тормоз), 5 — рычаг переключения передач, 6 — рулевое колесо, 7 — рычаг реверса, 8 — двигатель, 9 — рычаг кикстартера, 10 — генератор, 11 — глушитель, 12 — главная передача и реверс, 13 — сиденье водителя, 14 — рычаг стояночного тормоза.

Рис. 2. Конструкция рамы: вид сбоку и сверху.

Рис. 2. Конструкция рамы: вид сбоку и сверху.

Рис. 3. Подрамник двигателя

Рис. 3. Подрамник двигателя: А — вид сбоку и сверху, Б— вид спереди, В —вид сзади.

Рис. 4. Расположение двигателя и главной передачи на подрамнике (вид сбоку) и основные детали

Рис. 4. Расположение двигателя и главной передачи на подрамнике (вид сбоку) и основные детали:

1 — подрамник, 2 — передняя опора, 3 — выхлопная труба, 4 — кожух системы принудительного охлаждения, 5 — генератор, 6 — болт натяжного устройства, 7 — щека заднего крепления двигателя, 8 — глушитель, 9 — задняя опоро, 10 — задняя площадка рамы, 11 — резиновая подушка, 12, 16 — кронштейны крепления балансиров задних колес и главной передачи, 13 — главная передача, 14 — предохранительный щит, 15 — передний кронштейн («нога») подрамника.

Рис. 5. Щеки заднего крепления двигателя

Рис. 5. Щеки заднего крепления двигателя:

справа вид спереди в сборе.

Рис. 6. Крепление подрамника к раме автомобиля

Рис. 6. Крепление подрамника к раме автомобиля:

А — вид спереди:

1 — передняя поперечина рамы, 2 — площадка крепления резиновых подушек, 3 — резиновая подушка, 4 — передняя поперечина подрамника;

Б — вид сзади:

1 — площадки крепления задних подушек, 2 — задняя поперечина рамы, 3 — резиновая подушка, 4 — задняя поперечина подмоторной рамы.

Рама — трубчатая, с центральной хребтовой балкой из стальной трубы Ø 78 мм. Остальные ее детали из стальных труб Ø 52, 33 и 22 мм, соединенных газовой сваркой. Внутренняя поверхность труб после сварки обмазывалась битумом, наружная покрывалась грунтом ГФ-20. К раме ка четырех резиновых подушках от автомобиля «Москвич» крепится подрамник (для удобства монтажа и демонтажа) из уголка 50X50 мм, на нем на двух опорах установлен двигатель. Главная передача с реверсом, балансиры заднего моста, глушитель и генератор крепятся на том же подрамнике. Передняя опора охватывает трубы подмоторной рамы и фиксируется на ней двумя хомутами, задняя — четырьмя болтами. Двигатель прижимается двумя щечками, которые одновременно служат деталями натяжного устройства цепи, соединяющей вторичный вал двигателя с главной передачей. Натяжение цепи осуществляется вращением регулировочного винта, который, отжимаясь от опорной площадки, приподнимает заднюю часть двигателя. Сам винт при этом вращается в гайке, приваренной снизу к полке правой щеки. Перед регулировкой натяжения цепи ослабляются стяжные болты, прижимающие щеки к задней опоре. На щечках также закреплен глушитель.

Главная передача от мотороллера Т-200 М, она развернута на 180° так, что ведущий вал находится сзади, а дифференциал спереди. К подмоторному подрамнику главная передача крепится четырьмя болтами М8. К правой полке подрамника приварен кронштейн с разрезной гайкой М10, в нее ввертывается регулировочный штуцер троса сцепления. К правой задней «ноге» подрамника сбоку приварен кронштейн — площадка для фиксации редуктора привода спидометра.

Балансиры заднего моста крепятся к «ногам» подрамника болтами М10. Снизу главная передача защищена от повреждений предохранительным щитом из листовой стали толщиной 3 мм.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУЗОВА

Каркас кузова собран из деревянных брусков различных сечений (рис. 7) с кницами на клею. Крепление деталей между собой дополнительно осуществлено шурупами, заклепками и болтами. Образующиеся при сборке случайные щели и неровности большого значения не имеют, так как легко заделываются мастикой из древесных опилок с эпоксидной смолой и не теряют при этом прочности. Участки поверхности кузова, имеющие малую кривизну, обшиваются фанерой толщиной 3 мм на клею и шурупах; участки большой кривизны выклеиваются из березового шпона на временных деревянных или глиняных болванках, вставляемых в соответствующие места каркаса и удаляемых после завершения работы. При толщине шпона около 0,6 мм оптимальным будет наложение 4—6 слоев, перекрещивающихся под углом 45—60°. Лучшим клеем для этой работы является густой казеин. После высыхания панели зачищаются и устанавливаются на свои места на шурупах с эпоксидным клеем. Колесные ниши изготовлены из листового дюралюминия толщиной 1,5—2 мм. К каркасу прикреплены шурупами на эпоксидной смоле.

Рис. 7. Каркас кузова микроавтомобиля и детали

Рис. 7. Каркас кузова микроавтомобиля и детали

Рис. 7. Каркас кузова микроавтомобиля и детали:

А — вид сбоку, Б — вид снизу, В — вид сверху, Г — вид спереди — сзади.

Рис. 8. Конструкция самодельного сиденья (каркас сварной из стальных трубок Ø 22).

Рис. 8. Конструкция самодельного сиденья (каркас сварной из стальных трубок Ø 22).

Рис. 9. Оборудование салона

Рис. 9. Оборудование салона:

1 — педаль сцепления, 2 — педаль тормоза, 3 — стенка багажника, 4 — стояночный ручной тормоз, 5 — педаль акселератора, 6 — рулевой вал, 7 — приборный щиток, 8 — верхняя панель приборного щнтка, 9 — угловая стойка ветрового стекла, 10 — центральная стойка, 11 — рулевое колесо, 12 — дверь, 13 — рычаг переключателя передач, 14 — сиденье водителя, 15 — спинка сидений, 16 — перегородка, 17 — тяга управления сцеплением, 18 — тяга тормоза, 19 — тяга переключателя, 20 — тяга реверса, 21 — рычаг реверса, 22 — стойка сиденья, 23 — блок педалей.

Поверхность кузова выравнивается эпоксидной шпаклевкой или мастикой из опилок с эпоксидной смолой, и кузов оклеивается в один слой бязью. Затем грунтуется, шпаклюется нитрошпаклевкой, тщательно зачищается и окрашивается нитроэмалями в желаемый цвет. Моя машина окрашена в два цвета: низ шоколадный, верх светло-желтый. Участки кузова, подвергающиеся воздействию сырости (днище, передняя стенка, колесные ниши), покрыты горячей мастикой из смеси 50% битума и 50% олифы. Крепление кузова к раме осуществляется восемью болтами М10.

Двери кузова деревянные, каркасные, с двусторонней тонкой обшивкой из фанеры толщиной 3 мм. Изнутри оклеены черным дерматином. Оконные рамки дверей металлические, П-образного профиля; можно использовать рамки от форточек автомобиля УАЗ-451. Вентиляционные форточки дверей расположены в задней части световых проемов, открываются вперед по ходу автомобиля и в открытом положении удерживаются задвижками.




Ветровое стекло V-образное, из двух плоских панелей в металлической рамке, крепящейся к стойкам кузова. Для его изготовления использовалось трехслойное ветровое стекло автомобиля МАЗ-200, обрезка которого до нужного размера выполнялась следующим образом: по шаблону из плотного картона восковым карандашом на стекло наносился его контур, по нему алмазным стеклорезом с обеих сторон делался надрез, по которому стекло простукивалось (также с обеих сторон) до появления сплошной волосяной трещины по контуру. Затем место надреза нагревалось пламенем свечи, чтобы размягчить средний слой стекла. Слегка растянув края стекла, острым тонким ножом средний слой можно разрезать без особого труда. После зачистки кромок стекло с надетым на него резиновым уплотнителем вставляется в рамку и закрепляется в ней накладкой на средней стойке. Для остекления всех остальных световых проемов я применил оргстекло толщиной 5 мм в резиновых уплотнителях и металлических рамках.

Внутреннее оборудование кузова выполнено, как показано на рисунках 8 и 9, однако не исключена возможность применения других сидений, приборного щитка, рулевого колеса и т. д. — это зависит от вкуса и материальных возможностей строителя. Но во всех случаях желательно сделать сиденья легко вынимающимися из салона — это во многом облегчит монтажные работы в процессе постройки, а также эксплуатации автомобиля.

ДИНАМИЧЕСКИЙ ФАКТОР Д, %

ДИНАМИЧЕСКИЙ ФАКТОР Д, %

На полу кузова установлены педали сцепления, тормоза и газа, а также рычаги переключения передач и заднего хода. На задней стенке между сиденьями находятся рычажки декомпрессора и топливного корректора.

Стенки салона оклеены черным дерматином, потолок — светлосерым; сиденья покрыты ковриками из пенорезины и чехлами из мягкого кожзаменителя.

Строителям, не владеющим навыками выполнения шиповых соединений («вполдерева» и «ласточкин хвост»), рекомендуем применить стыковку брусков каркаса с помощью сухарей и косынок (книц) на эпоксидном клее. Крепление книц — гвоздями «в загиб» и шурупами.

МИНИ-ДЖИП: ТЯНУТЬ, А НЕ ТОЛКАТЬ!

Автомобили типа «джип» всегда привлекали самодеятельных автоконструкторов своей ярко выраженной функциональностью: как говорят, джип — это машина «по преимуществу». Ну и, конечно, незамысловатостью внешних форм и полным отсутствием поверхностей двойной кривизны — и, следовательно, простотой изготовления кузова из любого листового материала, вместительным внутренним пространством. Словом, машина с обликом джипа всегда будет предпочтительной для тех, кто приступает к созданию своего самого первого транспортного средства. Решил было и к разработать автомобиль с кузовом как у джипа. Однако при прорисовке машины оказалось, что незамысловатость ее внешних форм только кажущаяся и создать истинно оригинальный кузов очень и очень сложно. Все мои «дизайнерские» изыски приводили в конце концов к появлению на ватмане машины явно кустарного вида. Пришлось в итоге обратиться к классическим образцам, взяв в качестве основы знаменитый «виллис» сороковых годов. И в самом деле, мне ли, в общем-то, дилетанту в автодизайне, тягаться с профессионалами, создавшими своего рода эталонный облик этого транспортного средства.

Свой автомобиль я намеревался проектировать с самым широким использованием узлов и агрегатов мотоколяски СЗД. Сопоставление ее колеи и колеи «виллиса» выявило коэффициент пересчета размеров, после чего на чертежной доске появились контуры моего автомобиля, практически повторяющие в соответствующем масштабе контуры прототипа. Правда, к моему большому сожалению, сделать мини-джип масштабной копией «виллиса» не удалось: размеры колес, антропометрические параметры водителя и пассажиров, расположение на машине двигателя и других агрегатов — все это заставляло вносить все новые и новые коррективы в конструкцию. В итоге получился автомобиль, сделанный, в сущности, «по мотивам» легендарного джипа, который получил (может быть, несколько странное для такой машины) название «Эльф-ТХ». Его-то я и хочу представить на суд читателей журнала «Моделист-конструктор».

Несколько слов о технических данных моего репликара (так называют машины, копирующие внешние признаки старинных автомобилей). «Эльф-ТХ» — это четырех местная двухдверная машина. Конструктивная схема — переднеприводной автомобиль рамной конструкции с расположенным спереди двигателем принудительного воздушного охлаждения рабочим объемом 350 куб. см. Кузов машины — комбинированный, деревянно-металлический. Передний и задний мосты мини-джипа практически одинаковы — и тот и другой сделаны на базе переднего моста мотоколяски СЗД. Передний мост джипа, правда, значительно изменен, с тем чтобы можно организовать привод на передние колеса. Как это получилось — показано на чертежах моей машины.

Рама машины состоит из четырех крупных узлов: центрального, переднего, заднего и подрамника для крепления двигателя. Центральный и передний узлы рамы сварены из стальных труб диаметром 45 мм, задний — из труб диаметром 25 мм, подрамник — из стальных швеллеров 40×60 мм и стальных полос толщиной 3 мм. Центральный, передний и задний узлы рамы имеют стыковочные узлы, позволящие с помощью болтов и гаек сочленять их вместе с передним и задним мостами в единый узел, как это показано на чертеже рамы. Подрамник, сваренный из стальных швеллеров и деталей, согнутых из листовой стали, устанавливается в передней части рамы на три стыковочные площадки — две из них располагаются на переднем узле рамы, и одна — на центральном. Монтаж подрамника осуществляется с использованием резиновых прокладок, в какой-то степени уменьшающих влияние вибраций двигателя на раму машины.

Задний мост джипа представляет собой, как уже упоминалось, переделанный передний мост мотоколяски СЗД, что позволило сделать машину с однотипной подвеской передних и задних колес.

Передний мост — ведущий. В сочетании с передним расположением двигателя такая компоновка показала себя исключительно удачной. Здесь и более интенсивное охлаждение двигателя, и более рациональное использование объема автомобиля, и значительно более надежное управление двигателем с помощью коротких и жестких тяг вместо тросов. Да и проходимость машины с передним приводом несколько выше, чем у автомобилей с ведущими задними колесами.

Привод от главной передачи на передние колеса осуществляется с помощью карданных валов с шарнирами равных угловых скоростей, которые были спроектированы с использованием крестовин от рулевого вала автомобиля ЗИЛ-130.

Колеса также от мотоколяски СЗД, и единственное их отличие от штатных — расширенный на 40 мм обод, что позволило улучшить проходимость машины.

Рис.1. Переднеприводной мини-джип «Эльф-ТХ»

Рис.1. Переднеприводной мини-джип «Эльф-ТХ».

Рис.2. Компоновка мини-джипа

Рис.2. Компоновка мини-джипа:

1 — двигатель ИЖ-ПЗ с воздушным охлаждением, 2 — топливный бак емкостью 10 л (на базе алюминиевой канистры), 3 — зеркало (от мотоцикла «Урал»), 4 — рулевое колесо, 5 — правое переднее сиденье (показано в откинутом вперед положении), 6 — левое (водительское) сиденье, 7 — пассажирский диван, 8 — запасное колесо, 9 — канистра емкостью 10 л, 10 — задний бампер, 11 — задняя часть рамы мини-джипа, 12 — глушитель, 13 — задний мост (на базе переднего моста мотоколяски СЗД), 14 — выхлопная труба, 15 — рычаг включения заднего хода, 16 — центральная часть рамы мини-джипа, 17 — рычаг переключения коробки передач, 18 — блок из трех педалей (газ—тормоз—сцепление), 19 — передний мост (на базе переднего моста мотоколяски СЗД и ступиц заднего моста), 20 — передняя часть рамы мини-джипа, 21 — подрамник двигателя.

Рис.3. Рама автомобиля

Рис.3. Рама автомобиля:

1 — задние узлы стыковки кузова и рамы.(стальные пластины толщиной 4 мм), 2 — задняя часть рамы, 3 — стыковочный узел задней части рамы, 4 — задний мост автомобиля, 5 — стыковочный узел центральной части рамы, 6 — болт с гайкой и шайбой для стыковки центральной и задней части рамы, 7 — стыковочный узел задней части рамы, 8 — стыковочный узел центральной части рамы, 9 — продольные балки центральной части рамы, 10 — кронштейны крепления блока рукояток управления автомобилем, 11 — кронштейны крепления блока педалей управления автомобилем, 12 — подрамник для крепления двигателя, 13 — передний мост автомобиля, 14 — балки передней части рамы, 15 — передний бампер, 16 — стыковочный узел крепления подрамника, 17 — передний стыковочный узел центральной части рамы, 18 — стыковочный узел передней части рамы, 19 — косынка, 20 — поперечина для крепления подрамника, 21 — поперечина для крепления блока педалей. А — устройство стыковочного узла рамы.

Рис.4. Кузов мини-джипа «Эльф-ТХ».

Рис.4. Кузов мини-джипа «Эльф-ТХ».

Каркас сварен из стальных труб диаметром 18 х 1,5 мм и труб прямоугольного сечения 18 х 36 мм (поперечины рамы ветрового стекла). Обшивка — фанера толщиной 4 мм, закрепленная на каркасе винтами с резьбой М5. Пол — из фанеры толщиной 10 мм.

Кузов «Эльфа» смешанной конструкции — со стальным трубчатым каркасом и фанерной обшивкой. Для каркаса использовались трубчатые заготовки диаметром 16…20 мм с толщиной стенки 1,5…2 мм. Сварка — газовая. Для монтажа каркаса желательно использовать простейший стапель, который представляет собой участок ровного пола с аккуратно вычерченной на нем плановой проекцией рамы. По мере подготовки элементов нижней части каркаса они закрепляются на полу и слегка прихватываются сваркой друг к другу. Для фиксации элементов верхней части каркаса использовались деревянные козелки, гвозди и мягкая вязальная проволока. В процессе сборки проводился постоянный контроль геометрии и — при необходимости — рихтовка каркаса. Окончательная проварка швов осуществлялась короткими симметричными «шажками»: шов на правой стороне — симметричный шов на левой стороне, и так до окончательной готовности каркаса.

Полностью готовый каркас обшит фанерой толщиной от 4 до 6 мм. Крепление ее на каркасе — винтами с резьбой М5 (головка — «потайная»). Для зашивки поверхностей с большой кривизной фанерные заготовки желательно предварительно замачивать в воде.

Готовый кузов шпаклюется и обтягивается слоем стеклоткани по эпоксидной смоле, после чего еще раз шпаклюется эпоксидной шпаклевкой, вышкуривается, грунтуется и окрашивается. Практика показала, что при этом лучше всего пользоваться алкидными автоэмалями, не требующими для сушки специальных термокамер.

Съемная часть кузова также имеет трубчатый каркас с фанерной зашивкой боковин. Однако по такой технологии невозможно отформовать обшивку крыши, которая представляет собой поверхность двойной кривизны. Чтобы создать оболочку такой формы, самодеятельные автоконструкторы, как правило, пользуются болванами или матрицами, создание которых является задачей весьма и весьма трудоемкой (такая технология чаще всего используется при изготовлении небольшой серии из нескольких машин). Для выклеивания же единственной крыши имеет смысл воспользоваться упрощенной технологией изготовления выпуклых поверхностей, о которой в свое время упоминалось в журнале «Моделист-конструктор». Повторю вкратце некоторые этапы этой любопытной технологии.

После сварки каркаса съемной части кузова верхняя его рама — та, что является периметром крыши,— затягивается полиэтиленовой пленкой и закрепляется на каркасе клеящей лентой-скотчем. Далее каркас переворачивается, и по пленке выкладываются небольшие лоскуты стеклоткани, пропитанные эпоксидным связующим. Выкладку следует начинать из условного центра крышевой панели и вести к периферии, прижимая выклеенный участок лоскутом полиэтиленовой пленки, а поверх него — горкой сухого речного песка При этом надо все время контролировать кривизну поверхности крыши, определяемую силой тяжести и упругостью полиэтиленовой пленки, добиваясь перераспределением песка по поверхности выклейки получения оболочки желаемой формы. После отверждения эпоксидного клея пленка снимается — и крыша готова. Ее остается только окрасить. При необходимости (если крыша получилась недостаточно жесткой) оболочка усиливается вклеенным изнутри кузова стрингером из деревянной рейки сечением 20×20 мм.

Боковины съемной части кузова зашиваются фанерой точно так же, как это было сделано на главной его части — с помощью винтов с «потайной» головкой. Двери также имеют трубчатый каркас и фанерную обшивку.

Кузов изнутри оклеивается упаковочным или строительным пенопластом, а затем обтягивается искусственной кожей. Двери с внутренней стороны также заполняются пенопластом, а затем зашиваются 3-мм фанерой и искусственной кожей.

Все три сиденья автомобиля самодельные, сваренные из стальных труб диаметром 20 мм. Каркас обтянут резиновой лентой, вырезанной из старой камеры грузовика, поверх ленты приклеен поролон, и затем подушки обтянуты искусственной кожей. Правое переднее (пассажирское) сиденье закрепляется так, чтобы его можно было откидывать вперед для посадки пассажиров на задний диван.

Система управления — автомобильного типа. Рулевое управление типа СЗД, тормоза также мотоколясочные, гидравлические, с приводом на все четыре колеса. Справа от водителя смонтированы две рукоятки — переключателя коробки передач и включения заднего хода. Привод от них к соответствующим агрегатам — с помощью жестких тяг. Жесткой тягой соединяется также педаль выключения сцепления с соответствующим механизмом. Привод дроссельной заслонки карбюратора — комбинированный: жесткая тяга и трос в боуденовской оболочке.

Электрооборудование «Эльфа» выполнено по типу мотоколяски СЗД. Фары — от мотороллера «Тулица», передние подфарники («поворотники») — от мотоцикла ИЖ, задние «габариты» в совокупности с «поворотниками» и стоп-сигналами — от старого грузовика. Как оказалось, такой комплект световых приборов вполне соответствует облику прототипа моего мини-джипа — «виллиса».


Откопал давеча на даче замечательную книгу В. Захарченко и И. Туревского "Я строю автомобиль" (1990г), посвященную отечественному самавто 80-х годов. Замечательную и уникальную, т.к. ни до нее ни после ничего толкового и вместе с тем популярного для массового читателя у нас в стране по этой тематике не издавали.



Но речь не о ней. Точнее не совсем о ней, а об авто с обложки- тогдашней звезде самодельного автостроения, машине уникальной по определению и очень необычной по исполнению.
Это "Панголина"- двухместный спорткар, созданный в 1980 г инженером из г. Ухта Александром Кулыгином, творцом интересных самоделок и даже впоследствии модельщиком АЗЛК.


По мнению большинства современных блоггеров (в книге этот аспект не поднимался), дизайн-прообразом модели выступил ни кто иной как Lamborghini Countach.


Изредка попадаешь на ссылку к DeLorean DMC-12, но думаю, что в 1980 г (начало работы Кулыгина над проектом) о Делориане в Ухте не слышал никто.


Панголина и правда напоминает Ламбо, как впрочем и многие другие спорткары 70-х- как "от Бертоне" так и, к примеру, ИталДизайна- в моде тогда был этот многогранный стиль ("folded paper" у Джуджаро)
Это к примеру и Lotus Esprit S1


и прототип Alfa Romeo Navajo (как впрочем и более ранняя Carabo)




Ее стеклопластиковый кузов Кулыгинской разработки покоился на хребтовой раме (обычное дело для самавто), и прятал под собой практически фабричную жигулевскую начинку с мотором 2101 (62л.с.), но самобытных решений было хоть отбавляй.
Чего стоил подъемный с гидроприводом центральный блок кузова, включающий в себя плафон крыши с интегрированными дверьми и ветровым стеклом.


Более того- для доступа к двигателю была выполнена подъемной и панель приборов с центральной консолью и рулевым колесом- со всеми вытекающими- были изменены привод тормозной системы, добавлено лишнее сочленение к рулевому валу и т.д.


А перископ заднего вида?



А 4-х фарный подъемный блок головного света с электроприводом?
А оригинальная система очистки оригинального ветрового стекла собранная из элементов оной от Икаруса?


фото как видим, 1985 г- к тому времени уже появились 2 статичные фары и внешнее зеркало- машина ездила по дорогам общего пользования и должна была соотв ПДД

+ бортовой компьютер с вполне современными функциями (ср скорость, расход топлива, опрос электросистем и голосовой (!) рапорт о состоянии автомобиля).

+ радиальные низкопрофильные шины и легкосплавные диски- во времена, когда заводские штампы и диагоналка 6,15-13 были нормой, трендом и пределом мечтаний)
С 1981 и по 1985 Панголина неустанно и добросовестно отрабатывала инвестиции в себя, принеся Кулыгину всесоюзную и не только славу, а к 1986г — и работу в КБ АЗЛК.
Автомобиль учавствовал во всесоюзных автопробегах, телепередачах, экспонировался на московских и даже болгарской выставках, о нем писали в журналах и как минимум в одной интересной книге (см п.1), но к началу 90-х годов начал понемногу предаваться забвению.
В 1994 г автомобиль попадает в аварию, из-за чего ни много ни мало меняет тип кузова. Повреждения получает центральный колпак, а так как матрицы, по которой Кулыгин кроил стеклопластик в 80-м году не сохранилось, он купирует подъемный блок, и Панголина из трехдверного хетча превращается в практически тарга:



К тому времени от первоначального набора ноу-хау на машине сохранилось далеко не все- исчез перископ (причем гораздо ранее чем крыша), панорамный дворник, появились внешние зеркала, статичные фары, Был основательно переделан салон, перекрашен кузов (в n-й раз), затонированы стекла и инсталлирована "серьезная" музыка- все в духе времени.
Ну а далее Панголину ждала судьба музейного экспоната- Александр Кулыгин, проработав 10 лет на АЗЛК, бросил завод (накануне эпохи Асатряна), а с ним и страну, и в 1997м переехал в Нью- Йорк, где малоуспешно торговал кит- карами до 2004 года, в котором попадает в аварию (вот ведь судьба) и погибает.
Коня он ессно бросил- пристрелить не поднялась рука. Машина пошла по людям, и с середины 2000х в конце концов осела в музее экипажей и автомобилей Авторевю- в поставарийной реинкарнации и предреставрационном состоянии.


От себя хочу добавить- когда откопал книгу детства- сразу вспомнил о Панголине- это была действительно самая раскрученная самоделка СССР. Но в книге был описан гораздо более интересный по технике и чуть менее знаменитый проект- напишу об этом позже.


Друзья, у меня счастье! Меня напечатали в журнале "Моделист-Конструктор"! Целых 2,5 разворота посвящено моему самолёту, о котором писал в начале лета. Я рад, я счастлив! Это журнал моего детства, с которым я рос, которого я ждал каждый месяц и зачитывал до дыр. Для меня — это маленькое личное достижение, ибо я даже представить себе не мог, что меня когда-то могут в нём напечатать. Хейтеры скажут — это же не Эскваир и где сейчас этот Моделист-Конструктор? Но олды тут © и думаю поймут мою радость!





Самолёт летает, ничего ему не делается. Приносит только позитивные эмоции. Заказал для него видик и камеру — оборудование для FPV (чтоб смотреть во время полёта в реальном времени). Очки для FPV подарили друзья на день рождения, аж две штуки. Теперь смогу летать сам и дать одни зрителю, чтоб смотрел.




На последок — маленький видос-компиляция низких проходов с полетушек:

Спасибо за внимание! 😅 Подписывайтесь на мой инстаграм.

Комментарии 19


Да тоже журнал мое детства. Теперь я тоже отношусь к олды или олдам ! Модель на зависть! Молоток!


Олды здесь, МК выписывал во времена СССР. Респект за поделку.


Полностью согласен, надо купить Сухой СуперДжет и допиливать и тюнить его в гараже. :)



Полностью согласен, надо купить Сухой СуперДжет и допиливать и тюнить его в гараже. :)

И выйдет все равно танк!


А почему фото черно белое хммм


потому что журнал чёрно-белый))


Странности, 21 век на дворе


Не ожиданно что журнал еше печатается был интересный журнал!Самолет зачетный!



А он еще жив оказывается… Журнал конечно.


Маленький ребенок и его игрушки…В таком возрасте люди уже сами создают самолеты и летают на них…А тут модельки игрушки…Детство…


Сударь, в таком возрасте люди в курсе, сколько (зарплат, времени) стоит самолёт, что такое СЛГ, цена его получения, цена обучения, обслуживания, приписки. Я уж не говорю о стоимости постройки самого самолёта… так что — кто тут из нас маленький?

Я и настоящий могу спроектировать и построить)) только вот отберут. Летать нельзя, небо закрыто. Того и гляди, эту игрушку заставят ставить на учёт, согласовывать полёты и прочее.


У вас в России небо закрыто ?


Закрыто. СЛГ на самострой получить нереально. Проще купить б/у самолёт и выучиться на пилота — меньше геморроя и по закону. Я — законопослушный человек.

Я умею управлять самолётом Миг-17 и Ан-2, тренажеры которых стоят в местном аэроклубе, но до реальных полётов дело не дошло — жизнь живу, знаете ли, дел земных пока предостаточно. У меня 4 машины, большинство из которых я восстановил своими руками. Эту игрушку я спроектировал и построил опять же сам, потому как теорией владею. Голова на месте и руки не из задницы … так что в этом плохого? Я сделал самолёт. Он не сделал, вы не сделали, они не сделали, а я сделал! Ещё меня в журнале моего детства напечатали.

Если бы на это "хобби" мог без труда вложить те же суммы, что потратил на самолёт — другой вопрос. Только боюсь, нужно к каждой позиции из сборки, подписать два или три ноля… Я пока такими суммами не располагаю. Вы располагаете — ок, рад за вас, дерзайте. Только не обижайте меня, что я видите-ли занимаюсь тут детскими вещами. Я как-бы и рад, но какой смысл, если пару лет моих стараний будут отобраны в первый же день, как оно поднимется в воздух? А оно поднимется, не сомневайтесь. Самолёт по моему сделать — проще, чем машину. Отберут так же железно — не сомневайтесь. "Студёных былин" — полны интернеты. Далеко ходить не надо.


Сударь, в таком возрасте люди в курсе, сколько (зарплат, времени) стоит самолёт, что такое СЛГ, цена его получения, цена обучения, обслуживания, приписки. Я уж не говорю о стоимости постройки самого самолёта… так что — кто тут из нас маленький?

Я и настоящий могу спроектировать и построить)) только вот отберут. Летать нельзя, небо закрыто. Того и гляди, эту игрушку заставят ставить на учёт, согласовывать полёты и прочее.

В курсе сколько что стоит .У друзей несколько самодельных самолетов, автожир, я помогал им делать.Сам же строю вертолет и автожир…Но у нас другая беда- у нас война идет…


Стройте на здоровье. Главное — никому не показывайте и летайте где-нибудь в глухой деревне до первого патруля. Такие ультимативные развлечения в нашей стране под запретом.


Маленький ребенок и его игрушки…В таком возрасте люди уже сами создают самолеты и летают на них…А тут модельки игрушки…Детство…

Читайте также: