Моделист конструктор миноносцы и эсминцы

Обновлено: 30.04.2024

Юные корабелы, историки морского флота, почитателе «Морской коллекции» нашего журнала! С этого номера мы начинаем третью серию статей полюбившейся вам рубрики. Как только публикации, посвященные подводным лодкам, подошли к концу, в редакцию поступило множество писем, в которых вы, не сомневаясь, что «Морская коллекция» будет продолжена, высказывали свои предложения и пожелания. Учитывая их (а сделать это было непросто!), редакция остановила выбор на миноносцах.

Чем интересен этот класс боевых кораблей! Прежде всего тем, что, развиваясь стремительными темпами, они за время своего существования сильно видоизменились, пройдя путь от легкого катера с паровым двигателем, водоизмещением 6 т до крупного корабля водоизмещением 1—4 тыс. т. Изучая историю миноносного флота, знакомясь с характерными типами кораблей, можно поэтапно проследить их эволюцию. Это были: минный катер, миноноска, миноносец, эскадренный миноносец (эсминец) и, наконец, лидер эсминцев.

В современных эсминцах сочетаются значительная скорость, хорошая мореходность и большая дальность плавания. У них сильное оружие нападения и обороны. Все это позволяет им быть наиболее мобильными в ходе боевых действий и оперативно решать тактические задачи.

Миноносцы всегда были самым «гибким» классом кораблей, чутко откликающимся на любые новшества военно-морского оружия. Так, первоначально они предназначались только для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника. Но в дальнейшем, войдя в состав эскадры, они становятся многоцелевыми кораблями. На них устанавливается мощная артиллерия (даже за счет торпедного оружия), которая способна поражать не только морские и наземные, но и воздушные цели; потом — глубинные бомбы и противолодочные торпеды для борьбы с подводными лодками. Кроме того, теперь эсминцы несут разведывательную и дозорную службу, охраняют корабли эскадры и суда, устанавливают минные заграждения, выводят торпедные катера в атаку, обстреливают побережье, а также выполняют другие задачи.

С появлением новых видов оружия (атомного и ракетного) класс эсминцев приобретает еще большее значение в военно-морских силах. Ко в то же время начинается его деление на самостоятельные подклассы военных кораблей, имеющие узкоцелевое назначение. Современные эсминцы вооружены ракетами, имеют мощные радио- и гидролокационные системы, новейшее противолодочное и противовоздушное оружие, оснащены также средствами противоатомной защиты. Все это привело и тому, что в некоторых странах их водоизмещение приблизилось к водоизмещению довоенных крейсеров! Эти типы кораблей продолжают развиваться и в наши дни.

Появление первого поколения британских «дестройеров» сопровождалось шумной пропагандистской кампанией в прессе. Даже весьма далекие от морской тематики газеты и журналы регулярно знакомили своих читателей с новинками судостроения, причем эсминцам и их рекордным скоростям уделялось особое внимание. Английских кораблестроителей это вполне устраивало: дополнительная реклама их продукции позволяла рассчитывать на новые заказы. И не только от собственного Адмиралтейства, но и от морских ведомств других стран. А торговля оружием во все времена была делом выгодным.

Одним из первых государств, решивших пополнить свой флот новомодными кораблями, стала Аргентина. Напряженные отношения с Чили заставили правительство этой латиноамериканской республики всерьез взяться за усиление своего флота. Из Буэнос-Айреса на берега «туманного Альбиона» прибыла военная делегация, на которую большое впечатление произвели результаты испытаний построенного для России «истребителя» «Сокол». Аргентинцы немедленно заказали четыре очень похожих корабля (типа «Корриентес»). Правда, они пожелали, чтобы на эсминцах был установлен третий торпедный аппарат, а борт в районе машинно-котельных отделений был защищен броней. Конструкторам фирмы «Ярроу» пришлось изрядно попотеть, чтобы выполнить все требования заказчика. Но они не ударили в грязь лицом, ухитрившись «впихнуть» в 240-тонное судно довольно мощное вооружение (одно 76-мм, три 57-мм орудия и три торпедных аппарата), броневой пояс толщиной от 13 до 20 мм и шесть паровых котлов! На испытаниях все четыре эсминца достигли приличной скорости в 26,5— 27 узлов. Правда, за это пришлось заплатить чрезмерной теснотой внутренних помещений и предельным облегчением конструкции. Последнее сыграло свою отрицательную роль: в 1897 году один из кораблей типа «Корриентес» — «Санта-Фе» — наскочил на риф, и спасти его не удалось. По мнению специалистов, причиной гибели эсминца стала как раз слабость его корпуса.

155. Эскадренный миноносец «Корриентес», Аргентина, 1897 г.

155. Эскадренный миноносец «Корриентес», Аргентина, 1897 г.

Вполне естественно, что появление кораблей типа «Корриентес» вызвало незамедлительную реакцию у традиционного соперника и соседа Аргентины по ту сторону Анд — Чили. К тому времени отношения этих двух стран из-за территориальных споров в южной части Патагонии накалились настолько, что война казалась неизбежной. В 1895 году чилийцы заказали у английской фирмы «Лэрд» четыре «30-узловых» эсминца — «Капитан Орелья», «Капитан Муньес Гамеро», «Тенненте Серрано» и «Гуардия-марина Рикуэльме». Они должны были превосходить своих потенциальных аргентинских противников по всем параметрам — такое требование выдвигали заказчики. И английские судостроители опять-таки успешно справились с непростой задачей, лишний раз подтвердив правдивость тезиса о пользе честной конкуренции. Корабли типа «Капитан Орелья» стали если не эталоном, то, по крайней мере, незаурядным образцом, на целое десятилетие определившим боевые характеристики эскадренных миноносцев всего мира. При водоизмещении в 311 т чилийские «дестройеры» несли самое мощное для своего времени вооружение: одну 76-мм и пять 57-мм пушек (будущий стандарт японских «истребителей»), а также три торпедных аппарата. На испытаниях в 1896 году все они развили проектную скорость, показав на мерной миле ход в диапазоне от 30,09 до 30,42 узла. Внешне эсминцы отличались от своих многочисленных собратьев английской постройки необычным расположением четырех дымовых труб, широко расставленных по длине корпуса. В дальнейшем такой силуэт стал характерной чертой «лэрдовских» кораблей, например, английского «Экспресса» или русского «Боевого».

Хотя «Капитан Орелья» явно превосходил «Корриентес», в целом аргентинский флот рос быстрее и к началу XX века стал лидером на своем континенте. Желая хотя бы отчасти ликвидировать отставание, чилийцы в 1901 году заказали у той же фирмы «Лэрд» еще два эсминца — «Капитан О’Брайен» и «Капитан Мерино Харпа». По конструкции они повторяли своих предшественников, отличаясь лишь чуть-чуть увеличенными размерениями (водоизмещение — 321 т) и отсутствием неподвижного носового торпедного аппарата. С вводом их в строй миноносные силы чилийских ВМС стали сильнее, чем всех остальных латиноамериканских стран вместе взятых. К счастью, применить их в бою так и не довелось. Конфликт между Аргентиной и Чили удалось уладить дипломатическим путем. Гонка морских вооружений в данном регионе временно прекратилась, и другие страны Южной Америки от приобретения «дестройеров» отказались. А чилийские и аргентинские суда мирно служили до середины 1920-х годов, после чего их сдали на слом.

Из европейских государств дольше всех «сопротивлялась» триумфальному шествию «истребителей» Австро-Венгрия. Что, впрочем, неудивительно: военно-морской штаб «двуединой» монархии логично предполагал, что для ограниченного театра военных действий (каковым является Адриатика) не требуется крупных носителей торпедного оружия и будет вполне достаточно обычных миноносцев водоизмещением в 100—130 т. Однако со временем взгляды австрийских адмиралов изменились. Хотя небольшие суда и обладали приемлемым радиусом действия, но их малые размеры не позволяли ни разместить на них мало-мальски приличное вооружение, ни втиснуть в них мощные машины для обеспечения удовлетворительной скорости. А опыт русско-японской войны однозначно свидетельствовал, что в случае встречи даже самого лучшего австрийского миноносца, скажем, «Наттера» или «Випера», с любым английским или итальянским «дестройером» исход боя для первого окажется плачевным. Необходимо было срочно наверстывать упущенное, и в 1904 году Австро-Венгрия заказала для своего флота первый эсминец. Поскольку опыта в проектировании и строительстве кораблей такого класса у национальных верфей не было, пришлось обратиться к ведущему поставщику подобной продукции — фирме «Ярроу». Правда, контракт предусматривал постройку в Англии лишь одного судна; затем подрядчик обязался предоставить чертежи и оказать помощь в организации производства эсминцев в Австро-Венгрии.

Головной «истребитель» «Хуссар» был заложен в сентябре 1904 года и ровно через год — официально вступил в строй. Он представлял собой довольно крупный корабль водоизмещением более 400 т. Его корпус делился на 12 водонепроницаемых отсеков и на всем протяжении имел двойное дно. Компоновка машиннокотельной установки была традиционной: четыре паровых котла в четырех изолированных отделениях и две 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения в одном отделении. От своих зарубежных «братьев по классу» он отличался необычным размещением носового палубного торпедного аппарата, который находился впереди ходового мостика, и нестандартной артиллерией, насчитывавшей аж восемь стволов — для «истребителя» того времени это был явный рекорд. Правда, как выяснилось в дальнейшем, малокалиберные пушки в бою оказались неэффективными, и их многочисленность — неоправданной.

В 1905—1908 годах на стапелях верфей в Триесте и Фиуме строились сразу 11 систершипов «Хуссара» — австрийские адмиралы пожелали иметь дюжину однотипных «истребителей». Однако до завершения постройки всей серии, в декабре 1908 года, произошла катастрофа: головной «Хуссар» во время шторма сел на камни у мыса Трасте (побережье нынешней Черногории) и был разбит волнами. В качестве замены пришлось заказать новый корабль, которому присвоили то же наименование — «Хуссар». Строительство его велось на верфи в Поле и было завершено лишь в феврале 1911 года. Кстати, на нем установили вооружение и часть оборудования (в том числе три паровых котла), демонтированные с его погибшего «тезки».

Наконец, уже после начала мировой войны, в сентябре 1914 года, в семействе «Хуссара» появился еще один близкий «родственник» — «Варасдинер». Этот корабль был заказан в 1911 году Китаем как «Лун-Туань». По первоначальному проекту он должен был отличаться от «хуссаров» лишь составом вооружения да чуть меньшими размерениями. Но произошедшая в Китае революция и многочисленные финансовые проблемы затянули постройку эсминца. В конце концов, он вошел в состав австро-венгерского флота и получил стандартное вооружение из пушек завода «Шкода», что сделало его практически неотличимым от остальных собратьев. Правда, к тому времени на фоне строившихся во всем мире (в том числе и в Австро-Венгрии) мощных турбинных эсминцев «поздний ребенок» «Варасдинер» выглядел безнадежно устаревшим. Собственно, он представляет некоторый интерес лишь как последний представитель многочисленного семейства английских гладкопалубных «истребителей» первого поколения.

Вслед за Австро-Венгрией обзавестись «дестройерами» решила еще одна европейская страна — Греция. В 1905 году ее правительство, приступая к модернизации своего флота, заказало сразу восемь 350-тонных эсминцев: четыре — в Англии у фирмы «Ярроу» и столько же — в Германии у фирмы «Вулкан». По характеристикам и составу вооружения обе четверки были практически идентичны и отличались разве что силуэтами: корабли английской постройки имели по четыре дымовых трубы, а немецкой — по три. Причем в целом «вулкановские» миноносцы ничуть не уступали «ярроуским», что свидетельствует о хорошей конкурентноспособности германской продукции на рынке морских вооружений. Тем более, что «немцы» оказалиь даже немного дешевле: общая стоимость контракта с «Вулканом» 1 250 000 франков, а с «Ярроу» — 1 325 000. Последнее имело немаловажное значение, особенно для стран третьего мира. И неудивительно, что в 1910 году в борьбе за выгодный заказ на поставку эсминцев для Китая победила опять-таки германская фирма, на сей раз — знаменитая «Шихау» из Эльбинга. В 1911 — 1912 годах она построила три корабля типа «Фу-По», завершавших собой линию немецких «истребителей» первого поколения.

156. Эскадренный миноносец «Тьелла», Греция, 1906 г. 157. Эскадренный миноносец «Ники», Греция, 1906 г. 158. Эскадренный миноносец «Фу-По», Китай, 1912 г. Строился в Германии фирмой «Шихау». Водоизмещение полное 390 т. Длина наибольшая 60,4 м, ширина 6,5 м, осадка 1,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6500 л.с., скорость 32 узла. Вооружение: два 76-мм и четыре 47-мм орудия, два торпедных аппарата. Всего в 1911—1912 годах построено три единицы: «Фу-По», «Цзян-Фэн» и «Фэй-Хун». «Цзян-Фэн» погиб в результате крушения в 1932 г., «Фэй-Хун» затоплен в 1937 г. «Фу-По» в 1937 г. потоплен японской авиацией, затем поднят японцами и введен в состав их флота под названием «Ямасеми». 159. Эскадренный миноносец «Самсун», Турция, 1907 г. Строился во Франции фирмой «Шантье э Ателье де ля Жиронд». Водоизмещение нормальное 284 т. Длина наибольшая 58,2 м, ширина 6,3 м, осадка 2,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 28 узлов. Вооружение: одно 65-мм и шесть 47-мм орудий, два торпедных аппарата. Всего в 1906—1907 годах построено четыре единицы: «Самсун», «Ярхисар», «Ташоз» и «Басра». «Ярхисар» потоплен в 1915 г. английской подводной лодкой Е-11, остальные пережили Вторую мировую войну и были сданы на слом в 1949 г.

Третьей страной после Великобритании и Германии, сумевшей получить экспортные заказы на поставку эскадренных миноносцев, стала Франция. Правда, французские «истребители» первого поколения строились лишь для двух стран — России и Турции. Первыми из них были российские корабли типа «Форель» (см. «Моделист-конструктор» № 7 за 1999 г.). А в 1906 году контракт на постройку четырех эсминцев был заключен с Турцией. Правда, ничего оригинального в их конструкции не было. Предназначавшиеся для Османского флота «Самсун», «Ярхисар», «Ташоз» и «Басра» практически в точности повторяли уже несколько устаревший французский «торпийер» «Дюрандаль». По своим боевым характеристикам они заметно уступали чилийским кораблям типа «Капитан Орелья», вступившим в строй десятью годами раньше.

ЭСМИНЦЫ XXI ВЕКА

В начале 1980-х годов «холодная война» на море достигла своего апогея. Беспрецедентный рост советского ВМФ — и количественный, и качественный — внушал Западу вполне обоснованные опасения. СССР не без успеха оспариаал американское господстао на океанских просторах— только в 1981—1983 годах а море вышли голоаные корабли сразу четырех новых серий: ракетные крейсера «Киров» и «Слава», эсминец «Современный», ВПК «Удалой»… Советские противокорабельные ракеты по саоим характеристикам — дальности действия, скорости, мощности боеголовки — далеко опережали лучшие западные образцы. Еще никогда а истории отечественный флот не был столь аажным инструментом мироаой политики, как а то время, отделенное от нас двумя десятилетиями. В значительной степени это была заслуга адмирала С.Г.Горшкоаа, почти 30 лет занимавшего пост глаакома ВМФ. Именно он сумел убедить партийное руководство СССР в том, что без могучего аоенного флота наша страна не сможет соперничать с США и будет аечно обречена на «подчиненное» положение.

Следует признать, что ответ Запада на растущую «советскую угрозу» был продуманным и рациональным. Страны НАТО не стали состязаться с нами в создании мощных сверхзвуковых противокорабельных ракет, понимая, что в этом направлении Советский Союз ушел далеко вперед. Американцы, по-прежнему считая главной ударной силой надводного флота атомные авианосцы, сосредоточили усилия на поиске эффективных средств их защиты. Причем здесь они сделали ставку на самые передовые технологии — прежде всего, связанные с электронной и вычислительной техникой. И в итоге у них появились корабли, внешне мало отличавшиеся от своих предшественников, но в действительности являвшиеся представителями принципиально нового поколения.

В 1982 году не ходовые испытания вышел американский, ракетный крейсер «Тикондерога», представлявший собой модификацию эсминца типа «Спрюенс». Зная, что появление ноаого корабля в нейтральных аодах асегда привлекает внимание противника по «холодной войне», американцы над вертолетным ангаром установили плакат с надписью: «Stand by Adm. Gorshkov: Aegis is at Sea!»— «Адмирал Горшков, будь начеку: «Иджис» а море!»

Весьма характерно, что глааным козырем нового корабля стали не ракеты и даже не средства обнаружения целей, а так называемая «многофункциональная система оружия» (МФСО) «Иджис», формально являвшаяся всего лишь системой управления.

Сформупироаанный американцами тезис вкратце заучит примерно так: в современной войне победит не тот, у кого ракеты летят дальше, а тот, кто будет больше знать о противнике, кто быстрее среагирует и из всех возможных вариантов выберет оптимальный. Причем тенденция такова, что «боевое пространство», в котором корабль должен применять оружие, постепенно расширяется, а аремя на принятие поставленных боевых задач сокращается. Появившиеся в 1960-е годы боевые информационно-управляющие системы (БИУС) уже не удовлетворяли современным требованиям — предстояло вывести комплексное управление на качественно новый уровень.

Всего «Иджис» объединяет 24 подсистемы и компонента вооружения. Важнейшая из подсистем — вычислительный центр, насчитывающий более 20 мощных компьютеров и до 22 пультов с дисплеями отображения тактической обстановки. Еще одной подсистемой является многофункциональная РЛС АМБРУ-1 с фазированными антеннами, установленными на надстройках корабля — собственно, лишь они служат основным внешним признаком системы «Иджис». При благоприятных условиях они могут обнаруживать аоздушные цели на дальности до 450 км.

На первых пяти кораблях типа «Тикондерога» размещались обычные двухбалочные универсальные устаноаки для запуска противокорабельных ракет «Гарпун», зенитных «Стандарт» и противолодочных АСРОК. Но а 1986 году на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска (УВП) ракет с ячейками-контейнерами. Применение УВП позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапвс и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции. Типовая загрузка УВП на шестом и последующих крейсерах типа «Ти-кондерога» — 26 крылатых ракет «Томвгавк», 16 ПЛУР АСРОК и 80 ЗУР «Стандарт-2» — всего 122 ракеты а двух модулях.

Общая стоимость серийной системы «Иджис» (без входящего а нее оружия) в ценах 1980-х годов составляла примерно 300 млн долларов — около трети стоимости крейсера «Тикондерога»! Что ж, это одна из характерных черт нашего времени: электроника и вычислительная техника станоаятся самым дорогим компонентом в конструкции боевого корабля. И еще один любопытный факт: «Спрюенс» и «Тикондерога» и по размерам, и по состаау вооружения, да и по анешнему виду почти идентичны, но один из них американцы отнесли к классу эсминцев, а другой — к классу крейсеров. То есть именно наличие системы «Иджис» стало основным аргументом в повышении статуса «Тикондероги» до следующего ранга.

Тем временем в военном кораблестроении назревала еще одна важная перемена. До адмиралов и конструкторов наконец-то дошло: все возрастающая дороговизна боевых кораблей плохо сочетается с их крайне низкой живучестью. Гибель в 1982 году английских эсминцев «Шеффилд» и «Ковентри» у Фолклендских остроаов и тяжелейшие повреждения американского фрегата «Старк» после попадания иракской ракеты в 1987 году заставили отказаться от дальнейшего использования пожароопасных алюминиевых сплавов. Когда-то именно эти сплавы позволили сделать быстроходные эсминцы и фрегаты высокобортными и мореходными, но теперь гораздо важнее было обеспечить живучесть корабля и надежно защитить важнейшие боевые посты и внутренние коммуникации.

ЭСМИНЦЫ XXI ВЕКА

344. Эсминец «Арли Бёрк», США, 1991 г.

Строился на верфи «Бэт Айрон Уоркс». Водоизмещение полное 8315 т. Длина по ватерлинии 142 м, ширина 18 м, осадка 6,31 м. Мощность газотурбинной установки 105 ООО л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: две УВП Мк-41 (90 ячеек: 28 КР «Томагавк», 46 ЗУР «Стандарт-2», 16 ПЛУР АСРОК), одна 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата «Вулкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета. Всего заказано 57 кораблей, к 2002 г. построено 34. Водоизмещение последних эсминцев составляет 9238 т, число ячеек УВП доведено до 96.

345. Ракетный крейсер «Тикондерога», США, 1983 г.

Строился на верфи «Ингэлис». Водоизмещение полное 9589 т. Длина по ватерлинии 162,3 м, ширина 16,76 м, осадка 7,5 м. Мощность газотурбинной установки 100 000 л.с., скорость 30,5 узла. Вооружение: две универсальные ПУ для ЗУР «Стандарт-2», ПКР «Гарпун» и ПЛУР АСРОК, две 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата «Вупкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм и два вертолета. Всего в 1983—1994 гг. построено 27 единиц, в том числе 22 — с УВП Мк-41 (122 ячейки); их водоизмещение составляет 9613 т.

346. Эсминец «Конго», Япония, 1993 г.

Строился на верфи «Мицубиси». Водоизмещение полное 9485 т. Длина наибольшая 161 м, ширина 21 м, осадка 6,2 м. Мощность газотурбинной установки 100 000 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: две УВП Мк-41 (90 ячеек: ЗУР «Стандарт-2» и ПЛУР АСРОК), восемь ПКР «Гарпун», одна 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата «Вулкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет. Всего в 1993—1998 гг. построено четыре единицы.

347. Фрегат «Альваро де Басан», Испания, 2002 г.

Строился на верфи «Басан». Водоизмещение полное 5802 т. Длина наибольшая 146,7 м, ширина 17,5 м, осадка 4,8 м. Мощность дизель-газотурбинной установки 58 600 л.с., скорость 28,5 узпа. Вооружение: одна УВП Мк-41 (48 ячеек: ЗУР «Стандарт-2» и «Си Спэрроу»), восемь ПКР «Гарпун», одна 127-мм АУ и одна 12-ствольная 20-мм АУ «Мерока», два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет. Всего заказано четыре корабля.

Поэтому, приступая к созданию эсминца «Арли Бёрк», призванного стать головной единицей крупной серии, американцы исходили из двух основополагающих моментов: корабль должен обладать аысокой живучестью и иметь МФСО «Иджис». Состав вооружения приняли таким же, как на «Тикондероге», лишь уменьшив общее число контейнеров-ячеек УВП со 122 до 90. Зато по конструкции эсминцы стали совсем иными. Апюминиеаые сплавы сохранились только а конструкции кожухоа дымовых труб, а корпус и все надстройки изготовлены исключительно из стали. Более того, для защиты особо важных постов и систем вноаь появилось бронирование — 25-мм плиты общей массой около 70 т. Разумеется, асе это увеличило «верхний» аес корабля, и, чтобы не уменьшать высоту борта, корпус пришлось сделать значительно шире, чем было принято раньше. По сравнению со «Спрюенсом», скорость немного уменьшилась, но сейчас это уже не так аажно: в списке приоритетов быстроходность эсминца стоит далеко не на первом месте. Из прочих ноаоааедений следует отметить газотурбинную энергетическую установку с теплоутилизационным контуром, что позволило дать 25-процентную экономию топлива, усоаершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (в частности, все двери по внешнему контуру оборудоааны воздушными тамбурами), устройство для отведения торпед, систему управления артиллерийским огнем с лазерными дальномерами.

Головной «Арли Бёрк» вступил в строй в 1991 году, но строительство серии продолжается по сей день. Предполагается, что всего в состав американских ВМС войдет 57 кораблей этого типа. Одному из де-стройеров семейства довелось получить серьезные боевые повреждения. Двенадцатого октября 2000 года в стоявший на рейде порта Аден эсминец «Коул» врезался управляемый смертником катер, под завязку начиненный азрывчаткой. От сильнейшего азрыва в борту образовалась огромная пробоина, 17 человек экипажа погибли и 39 были ранены. Однако а целом жиаучесть корабля оказалась на аысоте — «Коул» остался на плаву. Позже на судне для перевозки тяжеловесных грузов переправлен в США для ремонта. Через 14 месяцев он снова вошел в строй.

348. Эсминец «Дели», Индия, 1997 г.

348. Эсминец «Дели», Индия, 1997 г.

Строился на верфи «Мазагон Док» в Мумбае (Бомбее). Водоизмещение полное 6700 т. Длина наибольшая 163 м, ширина 17 м, осадка 6,4 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 64 000 л.с., скорость 28 узлов. Вооружение: 16 ПКР «Уран», две ПУ ЗРК «Ураган», одна 100-мм АУ, четыре шестиствольных 30-мм автомата АК-630, один пятитрубный 533-мм торпедный аппарат ПЛО, два бомбомета РБУ-6000, два вертолета. Всего в 1997—2002 гг. построено три единицы.

349. Проектный вид эсминца DD-21 «Замволт»

349. Проектный вид эсминца DD-21 «Замволт»

В 1993 году — через два года после постройки «Арли Бёрка» — система «Иджис» поступила на вооружение за пределами США. Голоаным кораблем, оснащенным ею, стал японский эсминец «Конго». По конструкции, вооружению и электронному оборудованию он почти в точности повторял «Арли Бёрк», но превосходил его по размерам. Кстати, с его ваодом в строй грвнь, разделяющая крейсере и эсминцы, окончательно стерлась: по водоизмещению «Конго» догнал «Тикондерогу». То есть сегодня такие классы кораблей, как фрегаты, эсминцы и крейсера потеряли свои характерные черты и используются на выбор в соответствии со сложившимися а той или иной стрвне традициями.

Подтверждением этих слов может служить междунвродный проект, известный квк «Оризон» («Горизонт»), В преддверии объединения Европы Великобритвния, Итвлия и Фрвнция совместно взялись зв пректироввние нового многоцелевого ко-рабля, причем в пераых двух стрвнвх его именоввли эсминцем, а в третьей — фрегатом. Правде, между учветниквми сложившегося консорциуме возникли противоречия, и судьба этого проекта все еще еесьмв тумвннв. Понвчвлу к нему присматривалвсь и Испвния, но звтем онв сделала стввку не собственную резреботку. И в 2002 году в состев испенского флоте вошел головной фрегат «Альваро де Басан» — пер-аый европейский корвбль, оснащенный системой «Иджис». По врхитектуре он напо-минвет уменьшенный «Арли Бёрк» с одной УВП и единственной дымовой трубой. Впрочем, слово «уменьшенный» вовсе не свидетельствует о том, что корвбль мел. Нвоборот, при полном водоизмещении в 5800 т он среди всех фрегатоа и эсминцев Звпадной Европы является чуть ли не крупнейшим, немного уступвя, рвзве что, устерегшим французским кореблям типе «Дю-кэн» и «Турвиль». Всего к 2005 году испен-цы планируют иметь е строю четыре фрегата типа «Альваро де Басен».

Командование советского ВМФ, зачаро-венное непревзойденными ударными харек-теристиками нашего ракетного оружия, к сожалению, не сразу осознало отстаеение в облести МФСО. К резреботке еналога «Иджиса» — системы «Мерс-Пессат» — в СССР приступили с опозданием, и к настоящему времени она установлене всего на двух кораблях — тяжелых авиенесущих крейсерах «Адмирал Горшков» и «Адмирал Кузнецов». Причем до полностью боеспособного уровня довести ее, видимо, так и не удалось. Во всяком случае, на многострадальном «Варяге», отбуксированном недавно а Китай, от ее устаноаки отказались уже на стадии строительства корабля.

Распад СССР а 1991 году фактически поставил крест на разработке нового многоцелевого корабля, призванного прийти на смену эсминцам типа «Современный» и ВПК типа «Удалой». Если судить по пред-эскизному проекту, то этот корабль во многом должен был напоминать «Арли Бёрк» — иметь увеличенную ширину, локальное бронирование, МФСО с фазированными решетками антенн, два модуля УВП. Увы, надежды на воплощение этого проекта в металл сегодня можно считать нулевыми.

Правда, некоторые идеи отечественных корабелов реализовались в далекой Индии. В 1997 году на верфях этой страны при помощи российских специалистоа был построен головной эсминец «Дели». По архитектуре он являлся развитием наших ВПК типа «Удалой» и оснащался исключительно российским оружием. В целом это вполне современный корабль, хотя до уровня «Арли Берка» и «Конго» он явно не дотягивает.

А в США а 2002 году начались работы по созданию боеаого корабля принципиально нового поколения, известного как DD-21 — «дестройер XXI века». В общем-то, эсминцем его назвать сложно — это будет чудоаище длиной 210 м и водоизмещением 12 тыс. т, выполненное по технологии «стэлс» и абсолютно лишенное какой бы то ни было эстетики. Мачты и трубы не предусматриваются — вместо них будет лишь одна анушительная надстройка с фазированными антеннами РЛС на I наклонных бортах. Кормовую часть займут ангар и ВПП. Корпус на асем протяжении будет иметь даойное дно и даойной борт; форштевень с обратным наклоном внешне напоминает таранный нос французских крейсеров конца XIX века. Предполагается, что вооружение будет состоять из многочисленных ракет а УВП и двух новейших 155-мм пушек, предназначенных для обстрела берега и способных выпускать 12 снарядоа а минуту на дальность до 100 миль! Скорость эсминца-монстра составит 30 узлоа, экипаж будет насчитывать всего 125 человек. Головной корабль планируется заложить а 2005—2006 годах, причем для него уже выбрано название «Замволт», в честь деятеля Морского департамента США.

Отнеся DD-21 к классу эсминцев, американцы наполнили слово «дестройер» новым смыслом: теперь это действительно «разрушитель», способный бороться и с морским, и с сухопутным противником. По сути, он вписывается а разработанную десяток лет назад концепцию «корабля-арсенала», и его одинаково обосноаанно можно было назвать хоть крейсером, хоть линкором… Но ясно одно: с его аводом в строй облик мирового флота кардинально изменится, а деление надводных кораблей на многочисленные классы окончательно останется а прошлом.


Миноносец , Англия, 1907 г. Один из серии эсминцев типа ; строился фирмой . Водоизмещение нормальное 259 т. Длина наибольшая 54,9 м, ширина 5,5 м, осадка средняя 1,61 м. Мощность трехвальной паротурбинной установки 4000 л.с., скорость 26 узлов. Вооружение: две 76-мм пушки, три 457-мм торпедных аппарата. Всего в 1906-1909 годах построено 36 несколько различающихся между собой кораблей - .


Миноносец № 109, Англия, 1902 г. Один из серии миноносцев; строился фирмой . Водоизмещение нормальное 180 т, полное 200 т. Длина наибольшая 50,6 м, ширина 5,2 м, осадка средняя 1,68 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3050 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: три 47-мм пушки, три 457-мм торпедных аппарата. Всего в 1900-1905 годах построено 13 несколько различающихся между собой кораблей № 98, 99, 107-117.


Миноносец , Италия, 1906 г. Строился в Германии фирмой . Водоизмещение полное 207 т. Длина наибольшая 51,4 м, ширина 6 м, осадка средняя 1,7 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: три 47-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата. Всего построено шесть кораблей: , , , , , .


Миноносец , Италия, 1906 г. Строился в Италии фирмой . Водоизмещение полное 200 т. Длина наибольшая 50,4 м, ширина 5,3 м, осадка средняя 1,7 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: три 47-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1906-1909 годах построено 18 несколько различающихся между собой кораблей.

Миноносец , Италия, 1907 г. Строился в Италии фирмой . Водоизмещение полное 221 т. Длина наибольшая 52,6 м, ширина 6 м, осадка средняя 1,5 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: три 47-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата. Всего построено четыре корабля: , , , .

Миноносец , Италия, 1907 г. Строился в Италии на верфи в Специи. Водоизмещение полное 174 т. Длина наибольшая 49,6 м, ширина 5,9 м, осадка средняя 1,5 м. Мощность двухзальной паросиловой установки 2200 л.с., скорость 22 узла. Вооружение: две 47-мм пушки, три 356-мм торпедных аппарата. Построена одна единица.

Миноносец 1PN, Италия, 1911 г. Строился в Италии фирмой . Водоизмещение нормальное 120 т, полное 140 т. Длина наибольшая 42,5 м, ширина 4,6 м, осадка средняя 1,47 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 3200 л.с., скорость 27 узлов. Вооружение: одна 57-мм пушка, два 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1911-1913 годах построено 38 кораблей; в 1915-1918 годах - еще 33 по усовершенствованным проектам.

Журнал Морская коллекция

Журнал "Морская коллекция" 1995 год

1995-02 - Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

1995-03 - Броненосные крейсера типа «Гарибальди»

1995-04 - ВМС Великобритании 1914-1917

1995-05 - Авианосцы типа «Лексингтон»

Журнал "Морская коллекция" 1996 год

1996-02 - «Гремящий» и другие: эскадренные миноносцы проекта 7

1996-03 - ВМС Германии 1914-1917. Справочник по корабельному составу

1996-04 - Линкор «Джулио Чезаре» («Новороссийск»)

1996-05 - ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1917

Журнал "Морская коллекция" 1997 год

1997-02 - Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922

1997-03 - Броненосные крейсера типа «Баян»

1997-04 - ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914-1918. Справочник по корабельному составу

1997-05 - Карманный линкор «Адмирал граф Шпее»

Журнал "Морская коллекция" 1998 год

Журнал "Морская коллекция" 1999 год

1999-02 - «Шнелльботы»: германские торпедные катера Второй мировой войны

1999-03 - ВМС малых стран Европы 1914-1917

1999-04 - Броненосец «Ретвизан»

1999-05 - ВМС Японии, Турции и других стран Азии 1914-1917

Журнал "Морская коллекция" 2000 год

2000-02 - Подводные лодки типа «С»

2000-03 - ВМС Франции 1914-1918

2000-04 - Линейный корабль «Вэнгард»

2000-05 - «Внимательный» и другие: порт-артурские миноносцы зарубежной постройки

Журнал "Морская коллекция" 2001 год

2001-02 - Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России

2001-03 - Линейные корабли типа «Вирибус Унитис»

2001-04 - Авианосец «Арк Ройял»

2001-05 - Эсминцы типа «Акицуки»

Журнал "Морская коллекция" 2002 год

2002-01 - Эсминцы типа «Трайбл»

2002-01 - Спецвыпуск - Линкоры типа «Шарнхорст»

2002-02 - Подводные лодки типа «Щ»: III, V, V-бис и V-бис-2 серии

2002-03 - Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII»

2002-04 - Подводные лодки типа «Щ»: Х и Х-бис серии

2002-05 - Противолодочный крейсер «Москва»

Журнал "Морская коллекция" 2003 год

2003-02 - Крейсера типа «Максим Горький»

2003-03 - Крейсер «Варяг»

2003-04 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании, часть 1

2003-05 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании, часть 2

2003-06 - Миноносцы Кригсмарине типа 1935/37/39

2003-07 - Тяжелый авианесущийкрейсер «Киев»

2003-08 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Италии

2003-09 - «Мендес Нуньес» и другие. Крейсера-скауты испанского флота

2003-01 Спецвыпуск - Линкоры типа «Айова»

Журнал "Морская коллекция" 2004 год

2004-02 - Миноносцы типа «Сокол»

2004-03 - Корабли Второй мировой войны. ВМС США, часть 2

2004-04 - Тяжелые авианесущие крейсера «Минск», «Новороссийск», «Баку»

2004-05 - Эсминцы типа «Леберехт Маасс» (миноносцы серий 34, 34А, 36)

2004-06 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии, часть 1

2004-07 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии, часть 2

2004-08 - «Микаса» и другие: японские броненосцы 1897-1905

2004-09 - Линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалс»

2004-10 - Эсминцы типа «Нарвик» (эскадренные миноносцы серий 36А и 36В)

2004-11 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции

2004-12 - Линкоры типа «Эспанья»

2004-01 Спецвыпуск - Большие охотники проекта 122а/122бис

Журнал "Морская коллекция" 2005 год

2005-02 - Миноносцы типа «Вольф»

2005-03 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Польши и стран Скандинавии (Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии)

2005-04 - Сторожевые корабли типа «Ураган»

2005-05 - Сторожевые корабли типа «Ураган» в бою 1941-1945

2005-06 - Крейсера типа «Линдер» и «Сидней»

2005-07 - Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

2005-08 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии, часть 1

2005-09 - Легкие крейсера «Тенрю», «Тацута», «Юбари»

2005-10 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии, часть 2

2005-11 - Канонерская лодка «Храбрый»

2005-12 - Испанские эсминцы типа «Окендо»

2005-01 Спецвыпуск - Линкоры типа «Саут Дакота»

Журнал "Морская коллекция" 2006 год

2006-02 - Тяжелые крейсера типа «Зара»

2006-03 - Винтовые клипера типа «Крейсер»

2006-04 - «Кубань» и другие (пассажирские лайнеры - будущие вспомогательные крейсера)

2006-05 - Большой противолодочный корабль «Николаев»

2006-06 - Бронепалубные крейсера типа «Рейна Рехенте»

2006-07 - Авианосцы типа «Forrestol»

2006-08 - Атомный авианосец «Enterprise»

Журнал "Морская коллекция" 2007 год

2007-02 - Корабли Фольклендской войны (Флоты Великобритании и Аргентины)

2007-03 - Броненосцы типа «Адмирал» (Новые защитники Империи)

2007-04 - Тяжёлый крейсер «Альжери»

2007-05 - Корабль комплексного снабжения «БЕРЕЗИНА»

2007-06 - Добровольный флот России

2007-07 - Подводные авианосцы японского флота (история, конструкция, авиационное вооружение)

2007-08 - Крейсер-вертолётоносец Jeanne d’Arc (история, конструкция, авиационное вооружение)

Журнал "Морская коллекция" 2008 год

Журнал "Морская коллекция" 2009 год

2009-02 - Эскадренный броненосец «Массена»

2009-03 - Лёгкий авианосец CV-7 WASP

2009-04 - «Камбала» и другие. Подводные лодки германской постройки в Российском флоте

2009-05 - Незнаменитые подлодки (малые ПЛ VI и VI-бис серий)

2009-06 - Субмарины типа Gato

2009-07 - Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот

2009-08 - От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта»

2009-10 - Универсальный проект. СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП и 61МЭ. Часть I.

2009-09 - Американские наследники «Третьего рейха». Первые ракетные субмарины в ВМС США

Журнал "Морская коллекция" 2010 год

2010-01 - Систершипы одной судьбы. Японские авианосцы Shokaku и Zuikaku. История, конструкция, боевая служба, авиационное вооружение

2010-02 - Броненосный крейсер «Эмперадор Карлос V»

2010-03 - Крейсер-стационер 1-го класса «Д'Антркасто»

2010-04 - Канонерская лодка «Гиляк»

2010-05 - «Битвы» Королевского флота (эсминцы типа «Бэттл»)

2010-06 - Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот. Вторая эскадра Тихого океана

Читайте также: