Моделист конструктор морская коллекция линкоры

Обновлено: 28.04.2024


Год выпуска : 1995-2015
Язык : русский
Автор : Редакция журнала «Моделист-конструктор»
Жанр : Периодическое издание (журнал)
Издательство : Редакция журнала «Моделист-конструктор»
Формат : PDF
Качество : Отсканированные страницы
Количество страниц : >1000
Описание : Приложение к журналу «Моделист-конструктор», издается с 1995 года. Специализированный журнал для любителей истории флота и судомоделистов.
Это серия тематических выпусков о флотах и кораблях всего мира и всех времен. Это энциклопедические справочники о флотах разных стран в разные исторические периоды. Это подробные «биографии» военных кораблей, знаменитых парусников с чертежами и схемами, редкими фотографиями и архивными материалами.
Журнал богато иллюстрирован. Периодичность до июля 2003 года - один номер в два месяца, с июля - ежемесячно. Печать офсетная, с цветными обложками.
Специальные выпуски журнала «Морская коллекция» издаются параллельно с обычными номерами журнала и отличаются увеличенным объемом (72-96 стр. вместо 32-40 стр.).
Специальные выпуски журнала «Морская коллекция» представляют собой монографии, повествующие о каком-либо корабле или типе кораблей. Они содержат большое количество иллюстраций - подробные чертежи, схемы, рисунки, редкие фотографии. Печать офсетная, с цветными обложками.

Список Номеров

"Морская Коллекция\2015\Морская Коллекция.2015.02.pdf"
"Морская Коллекция\2015\Морская Коллекция.2015.03.pdf"
"Морская Коллекция\2015\Морская.коллекция.2015.01.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.01.Большие.охотники.проекта.122.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.02.Морские.сражения.русско-японской.войны.1904-1905(lowres).pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.02.Морские.сражения.русско-японской.войны.1904-1905.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.02.Морские.сражения.русско-японской.войны.1904-1905-nopasswd.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2005.01.Линкоры.типа.Саут.Дакота.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2005.02.Быстроходные.тральщики.типа.Фугас.pdf"
"Морская.коллекция.1995.01.Советский.ВМФ.1945-1995.Крейсера.БПК.Эсминцы.pdf"
"Морская.коллекция.1995.02.Броненосный.крейсер.Адмирал.Нахимов.pdf"
"Морская.коллекция.1995.03.Броненосные.крейсера.типа.Гарибальди.pdf"
"Морская.коллекция.1995.04.ВМС.Великобритании.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1995.05.Авианосцы.типа.Лексингтон.pdf"
"Морская.коллекция.1995.06.Суперкрейсера.1939-1945.pdf"
"Морская.коллекция.1996.01.Крейсер.Аскольд.pdf"
"Морская.коллекция.1996.02.Гремящий.и.другие.Эскадренные.миноносцы.проекта.7.pdf"
"Морская.коллекция.1996.03.ВМС.Германии.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1996.04.Линкор.Джулио.Чезаре(Новороссийск).pdf"
"Морская.коллекция.1996.05.ВМС.США.и.стран.Латинской.Америки.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1996.06.Линейный.корабль.Дредноут.pdf"
"Морская.коллекция.1997.01.Крейсер.Белфаст.pdf"
"Морская.коллекция.1997.02.Корабельная.артиллерия.Российского.флота.1867-1922.pdf"
"Морская.коллекция.1997.03.Броненосные.крейсера.типа.Баян.pdf"
"Морская.коллекция.1997.04.ВМС.Италии.и.Австро-Венгрии.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1997.05.Карманный.линкор.Адмирал.граф.Шпее.pdf"
"Морская.коллекция.1997.06.Сообразительный.и.другие.Эскадренные.миноносцы.проекта.7У.pdf"
"Морская.коллекция.1998.01.Броненосцы.типа.Пересвет.pdf"
"Морская.коллекция.1998.02.Крейсера.типа.Свердлов.pdf"
"Морская.коллекция.1998.03.Винджаммеры.Падуя.и.другие.pdf"
"Морская.коллекция.1998.04.Российский.императорский.флот.1914-1917.pdf"
"Морская.коллекция.1998.05.Германские.подводные.лодки.VII.серии.pdf"
"Морская.коллекция.1998.06.Лидеры.типа.Ленинград.pdf"
"Морская.коллекция.1999.01.Поющие.фрегаты.БПК.проекта.61.pdf"
"Морская.коллекция.1999.02.Шнелльботы.Германские.торпедные.катера.ВМВ.pdf"
"Морская.коллекция.1999.03.ВМС.малых.стран.Европы.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1999.04.Броненосец.Ретвизан(lowres).pdf"
"Морская.коллекция.1999.04.Броненосец.Ретвизан.pdf"
"Морская.коллекция.1999.05.ВМС.Японии.Турции.и.других.стран.Азии.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1999.06.Авианосцы.типа.Эссекс.pdf"
"Морская.коллекция.2000.01.Авианосцы.типа.Орискани.и.Мидуэй.pdf"
"Морская.коллекция.2000.02.Подводные.лодки.типа.С.pdf"
"Морская.коллекция.2000.03.ВМС.Франции.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.2000.04.Линейный.корабль.Вэнгард.pdf"
"Морская.коллекция.2000.05.Внимательный.и.другие.Порт-Артурские.миноносцы.зарубежной.постройки.pdf"
"Морская.коллекция.2000.06.Сторожевые.корабли.ВМФ.СССР.и.России.1945-2000.pdf"
"Морская.коллекция.2001.01.Измаил.Сверхдрерноут.Российской.империи(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2001.01.Измаил.Сверхдрерноут.Российской.империи.pdf"
"Морская.коллекция.2001.02.Малые.противолодочные.и.ракетные.корабли.ВМФ.СССР.и.России.pdf"
"Морская.коллекция.2001.03.Линкоры.типа.Вирибус.Уинтис.pdf"
"Морская.коллекция.2001.04.Авианосец.Арк.Ройял.pdf"
"Морская.коллекция.2001.05.Эсминцы.типа.Акицуки.pdf"
"Морская.коллекция.2001.06.Бдительный.и.другие.Сторожевые.корабли.проекта.1135(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2001.06.Бдительный.и.другие.Сторожевые.корабли.проекта.1135.pdf"
"Морская.коллекция.2002.01.Эсминцы.типа.Трайбл.pdf"
"Морская.коллекция.2002.02.Подводные.лодки.типа.Щ.pdf"
"Морская.коллекция.2002.03.Броненосцы.типа.Кинг.Эдуард.VII.pdf"
"Морская.коллекция.2002.04.Подводные.лодки.типа.Щ.X.и.X-бис.серии.pdf"
"Морская.коллекция.2002.05.Противолодочный.крейсер.Москва.pdf"
"Морская.коллекция.2002.06.Крейсера.типа.Аретьюза.pdf"
"Морская.коллекция.2003.01.Крейсера.типа.Киров.pdf"
"Морская.коллекция.2003.02.Крейсера.типа.Максим.Горький.pdf"
"Морская.коллекция.2003.03.Крейсер.Варяг.pdf"
"Морская.коллекция.2003.04.Корабли.ВМВ.ВМС.Великобритании.Часть1(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2003.04.Корабли.ВМВ.ВМС.Великобритании.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2003.05.Корабли.ВМВ.ВМС.Великобритании.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2003.06.Миноносцы.Кригсмарине.типа.1935-37-39.pdf"
"Морская.коллекция.2003.07.Тяжёлый.авианесущий.крейсер.Киев.pdf"
"Морская.коллекция.2003.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Италии(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2003.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Италии.pdf"
"Морская.коллекция.2003.09.Мендес.Нуньес.и.другие.крейсера-скауты.испанского.флота.pdf"
"Морская.коллекция.2004.01.Корабли.ВМВ.ВМС.США.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2004.02.Миноносцы.типа.Сокол.pdf"
"Морская.коллекция.2004.03.Корабли.ВМВ.ВМС.США.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2004.04.Тяжелые.авианесущие.крейсера.Минск.Новороссийск.Баку.pdf"
"Морская.коллекция.2004.05.Эсминцы.типа.Леберехт.Маасс.pdf"
"Морская.коллекция.2004.06.Корабли.ВМВ.ВМС.Японии.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2004.07.Корабли.ВМВ.ВМС.Японии.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2004.08.Микаса.и.другие.японские.броненосцы.1897-1905.pdf"
"Морская.коллекция.2004.09.Линейные.крейсера.Ринаун.и.Рипалс.pdf"
"Морская.коллекция.2004.10.Эсминцы.типа.Нарвик.pdf"
"Морская.коллекция.2004.11.Корабли.ВМВ.ВМС.Франции.pdf"
"Морская.коллекция.2004.12.Линкоры.типа.Эспанья.pdf"
"Морская.коллекция.2005.01.Крейсера.типа.Жемчуг.pdf"
"Морская.коллекция.2005.02.Миноносцы.типа.Вольф.pdf"
"Морская.коллекция.2005.03.Корабли.ВМВ.ВМС.Польши.и.стран.Скандинавии.pdf"
"Морская.коллекция.2005.04.Сторожевые.корабли.типа.Ураган.pdf"
"Морская.коллекция.2005.05.Сторожевые.корабли.типа.Ураган.в.бою.1941-1945.pdf"
"Морская.коллекция.2005.06.Крейсера.типа.Линдер.и.Сидней.pdf"
"Морская.коллекция.2005.07.ТАВКР.Адмирал.Кузнецов.pdf"
"Морская.коллекция.2005.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Германии.Часть1(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2005.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Германии.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2005.09.Легкие.крейсера.Тенрю.Тацута.Юбари.pdf"
"Морская.коллекция.2005.10.Корабли.ВМВ.ВМС.Германии.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2005.11.Канонерская.лодка.Храбрый.pdf"
"Морская.коллекция.2005.12.Испанские.эсминцы.типа.Окендо.pdf"
"Морская.коллекция.2006.01.Крейсер.Олег.pdf"
"Морская.коллекция.2006.02.Тяжелые.крейсера.типа.Зара.pdf"
"Морская.коллекция.2006.03.Винтовые.клипера.типа.Крейсер.pdf"
"Морская.коллекция.2006.04.Кубань.и.другие.Пассажирские.лайнеры.будущие.вспомогательные.крейсера.pdf"
"Морская.коллекция.2006.05.БПК.Николаев(пр.1134Б).pdf"
"Морская.коллекция.2006.06.Бронепалубные.крейсера.типа.Рейна.Рехенте.pdf"
"Морская.коллекция.2006.07.Авианосцы.типа.Forrestal.pdf"
"Морская.коллекция.2006.08.Атомный.авианосец.Enterprise.pdf"
"Морская.коллекция.2006.09.Авианосцы.типа.Invincible.pdf"
"Морская.коллекция.2007.01.Броненосцы.типа.Армирал.первая.генерация.pdf"
"Морская.коллекция.2007.02.Корабли.Фолклендской.войны.Флоты.Великобритании.и.Аргентины.pdf"
"Морская.коллекция.2007.03.Броненосцы.типа.Адмирал.color.pdf"
"Морская.коллекция.2007.03.Броненосцы.типа.Адмирал.Новые.защитники.Империи(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2007.04.Тяжелый.крейсер.Альжери.pdf"
"Морская.коллекция.2007.05.Корабль.комплексного.снабжения.Березина(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2007.05.Корабль.комплексного.снабжения.Березина.pdf"
"Морская.коллекция.2007.06.Добровольный.флот.России.pdf"
"Морская.коллекция.2007.07.Подводные.авианосцы.японского.флота.pdf"
"Морская.коллекция.2007.08.Крейсер.вертолетеоносец.Жанна.Д'арк.pdf"
"Морская.коллекция.2007.09.Катюши.Советского.флота.подводные.лодки.типа.К.XIV.серии.pdf"
"Морская.коллекция.2008.01.Эскортные.миноносцы.США.pdf"
"Морская.коллекция.2008.02.Катюши.в.бою.pdf"
"Морская.коллекция.2008.03.Эскортные_миноносцы_США_боевое_применение_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.04.Броненосные крейсера типа Инфанта Мария Тереза.pdf"
"Морская.коллекция.2008.05.Авианосец Третьего рейха ''Graf Zeppelin''_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.06.Гидроавиатранспорт_ДЕДАЛО_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.07.Атомный авианосец Nimitz.pdf"
"Морская.коллекция.2008.08.Лидеры_типа_Могадор_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.09.Авианосец AKAGI от Пёрл-Харбора до Мидуэя.pdf"
"Морская.коллекция.2008.10.Англичане_в_Красном_флоте_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.11.Clemenceau.pdf"
"Морская.коллекция.2009.01.Monitor vs. Virginia_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2009.02.Massena_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2009.03.Легкий авианосец CV-7 WASP.pdf"
"Морская.коллекция.2009.04.Камбала и другие.pdf"
"Морская.коллекция.2009.05.Незнаменитые подлодки.pdf"
"Морская.коллекция.2009.06.Субмарины типа Gato.pdf"
"Морская.коллекция.2009.07.Корабли русско-японской войны. Российский императорский флот .pdf"
"Морская.коллекция.2009.08.Ледоколы проекта 97 и их модификации .pdf"
"Морская.коллекция.2009.09.Американские наследники третьего рейха.pdf"
"Морская.коллекция.2009.10.СКР,БРК,БПК 1.pdf"
"Морская.коллекция.2009.11.СКР,БРК,БПК 2.pdf"
"Морская.коллекция.2009.12.Алабама.pdf"
"Морская.коллекция.2010.01.Систершипы одной судьбы. Японские авианосцы Shokaku и Zuikaku.pdf"
"Морская.коллекция.2010.02.Броненосный крейсер «Эмперадор Карлос V».pdf"
"Морская.коллекция.2010.03.Крейсер-стационер 1-го класса «Д'Антркасто».pdf"
"Морская.коллекция.2010.04.Канонерская лодка «Гиляк».pdf"
"Морская.коллекция.2010.05.«Битвы» Королевского флота (эсминцы типа «Бэттл»).pdf"
"Морская.коллекция.2010.06.Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот. Вторая эскадра Тихого океана.pdf"
"Морская.коллекция.2010.07.Дозорные бронекатера русского Военного ведомства.pdf"
"Морская.коллекция.2010.08.Корабли, умеющие летать. Экранопланы Советского ВМФ.pdf"
"Морская.коллекция.2010.09.Эскадренные миноносцы типа «Навигатори».pdf"
"Морская.коллекция.2010.10.Подводные лодки типа «П».pdf"
"Морская.коллекция.2010.11.Последние «малютки» Советского Союза. ПЛ пр. 96 и А615.pdf"
"Морская.коллекция.2010.12.Эскадренный броненосец «Бувэ».pdf"
"Морская.коллекция.2011.01.Быстроходные крейсера типа «Сайда».pdf"
"Морская.коллекция.2011.02.Японские субмарины во Второй Мировой войне.pdf"
"Морская.коллекция.2011.03.Линейные корабли Нельсон и Родней.pdf"
"Морская.коллекция.2011.04.Линейные корабли Нельсон и Родней.pdf"
"Морская.коллекция.2011.05.Сторожевые катера фирмы Гринпорт I.pdf"
"Морская.коллекция.2011.06.Незаметные герои - траулеры.pdf"
"Морская.коллекция.2011.07.Сторожевые катера фирмы Гринпорт II.pdf"
"Морская.коллекция.2011.08.Авианосец варяг.pdf"
"Морская.коллекция.2011.09.Горностай и его братья.pdf"
"Морская.коллекция.2011.10.Плавучие Гранд-Отели I.pdf"
"Морская.коллекция.2011.11.Плавучие Гранд-Отели II.pdf"
"Морская.коллекция.2011.12.Подводные лодки типа Нарвал.pdf"
"Морская.коллекция.2012.01.ПЛ Ожел.pdf"
"Морская.коллекция.2012.02.Редутабль.pdf"
"Морская.коллекция.2012.03.pdf"
"Морская.коллекция.2012.04.pdf"
"Морская.коллекция.2012.05.ЭМ Шеффилд.pdf"
"Морская.коллекция.2012.06.pdf"
"Морская.коллекция.2012.07.pdf"
"Морская.коллекция.2012.08.pdf"
"Морская.коллекция.2012.09.pdf"
"Морская.коллекция.2012.10.pdf"
"Морская.коллекция.2012.11.pdf"
"Морская.коллекция.2012.12.pdf"
"Морская.коллекция.2013.01.pdf"
"Морская.коллекция.2013.02.pdf"
"Морская.коллекция.2013.03.pdf"
"Морская.коллекция.2013.04.pdf"
"Морская.коллекция.2013.05.pdf"
"Морская.коллекция.2013.06.pdf"
"Морская.коллекция.2013.07.pdf"
"Морская.коллекция.2013.08.pdf"
"Морская.коллекция.2013.09.pdf"
"Морская.коллекция.2013.10.pdf"
"Морская.коллекция.2013.11.pdf"
"Морская.коллекция.2013.12.pdf"
"Морская.коллекция.2014.01.pdf"
"Морская.коллекция.2014.02.pdf"
"Морская.коллекция.2014.03.pdf"
"Морская.коллекция.2014.04.pdf"
"Морская.коллекция.2014.05.pdf"
"Морская.коллекция.2014.06.pdf"
"Морская.коллекция.2014.07.pdf"
"Морская.коллекция.2014.08.pdf"
"Морская.коллекция.2014.09.pdf"
"Морская.коллекция.2014.10.pdf"
"Морская.коллекция.2014.11.pdf"
"Морская.коллекция.2014.12.pdf"
"Морская.коллекция.2015.01.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2010.01.Таинственные корабли адмирала Горшкова. Эскадренные миноносцы проекта 31.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2010.02.Вспомогательные крейсера Кригсмарине.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2010.03.«Вся богатырская рать». Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» (ч.1).pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2011.01.''Вся богатырская рать''. Бронепалубные крейсера типа ''Богатырь'' (ч.2).pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2011.02.Эсминцы класса Fletcher I.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2011.03.Эсминцы класса Fletcher II.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2002.01.Линкоры.типа.Шарнхорст.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2003.01.Линкоры.типа.Айова.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2003.02.Германские.подводные.лодки.VII.серии.pdf"

Все шло просто отлично — даже слишком. Оторванная от баз, находившаяся на другом краю земного шара, германская эскадра адмирала Шпее благополучно ускользнула от многократно превосходящих ее сил противника на просторах Тихого океана. И не только ускользнула, но и нанесла обидное и сокрушительное поражение англичанам, потопив в коротком бою у побережья Чили крейсера «Гуд Хоуп» и «Монмут», составлявшие основу отряда, посланного на охоту за этой эскадрой. Граф Шпее и его корабли стали властелинами вод Тихого океана, омывавших западное побережье Южной Америки. Но германский адмирал захотел довершить дело, присовокупив к своей «зоне влияния» и восточный, атлантический беper того же континента. У противника там имелась единственная база: Порт-Стэнли на Фолклендских островах — по сути дела, незащищенная стоянка с радиостанцией. Помощник Шпее, командир крейсера «Гнейзенау» Меркер, пытался отговорить адмирала от налета, но граф оставался непреклонным. Он считал, что англичане просто не успеют среагировать на корнуэльскую бойню и послать против него достаточные силы. Сомневавшийся Меркер был послан на разведку.

Приблизившись на рассвете 8 декабря к холмистому берегу, с «Гнейзенау» вначале заметили густой дым, нависший над гаванью. Это не встревожило немцев: они посчитали, что англичане жгут единственную ценность в своей базе — запасы угля. Только через час сигнальщик крейсера сообщил новость, прозвучавшую похоронным звоном для германской эскадры: «В порту треногие мачты!»

С этого момента Шпее понял, что его ошибка поистине смертельна. Англичане успели принять единственно верные меры: линейные крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл» под командованием адмирала Стэрди в полном секрете пересекли Атлантический океан и прибыли на Фолкленды как раз вовремя — всего за день до появления там Шпее.

На первый взгляд силы англичан, медленно вытягивающиеся из входа в залив, не слишком превышали испытанные в бою и неоднократно бравшие призы за артиллерийские стрельбы крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Казалось бы, предстоял бой «два на два» кораблей-ровесников (английские и немецкие крейсера вошли в строй в одни и те же годы). Но на деле шансы германцев были близки к нулю: им предстояло сразиться с представителями нового класса боевых судов — крейсерами-дредноутами, или линейными крейсерами.

Так линейные крейсера в самом начале войны успешно выполнили одну из задач, предназначенных им их вдохновителем и создателем — адмиралом Фишером. Этот выдающийся британский морской специалист и стратег не ограничил свою энергию дредноутом, практически «отменившим» все предшествующие линейные корабли. Он захотел совершить такую же операцию и с броненосными крейсерами.

Англичане приступили к массовой постройке крейсеров с броневым поясом позже остальных наций — только в начале XX века. Как и в других странах, их броненосные крейсера постепенно набирали мощь: орудие за орудием, узел скорости за узлом. Логическим развитием кораблей типа «Дифенс» должны были стать и заложенные три «Инвинсибла». В британском флоте в это время отдавали предпочтение в качестве оружия среднего калибра 234-мм пушке, которая на пробных стрельбах выпускала до 5 снарядов в минуту. Она-то и должна была стать основой вооружения «Инвинсибла». Так предполагало большинство британских специалистов — но не Фишер. Он предложил сохранить прежние корпус и защиту, но установить на корабле восемь любимых двенадцатидюймовок, а также не менее любимые турбины.

Результат оказался впечатляющим: новый крейсер уже не являлся в полной мере крейсером, поскольку превышал по вооружению любой додредноутский броненосец. Пришлось придумывать определение для нового класса, и англичане стали называть подобные боевые единицы «battlecruisers», что в нашей литературе переводится как «линейные крейсера». Это название подчеркивало новые задачи, поставленные перед ними: не только поиск и уничтожение рейдеров противника (с чем блестяще справились при Фолклендах «Инвинсибл» и «Инфлексибл»), но и участие в линейном бою в виде отдельного отряда, способного за счет скорости занять выгодную позицию и стеснить действия противника.

Для этого линейные крейсера обрели вполне солидную по тем временам скорость — свыше 25 узлов. Достигалась она за счет того, что мощность турбин примерно вдвое превышала обычные параметры машинных установок первых дредноутов. Но при усиленной артиллерии и мощных машинах неизбежно приходилось чем-то жертвовать. Топливом? Однако большая дальность всегда фигурировала в качестве необходимого элемента английских кораблей, поэтому запас топлива также был значительным. Таким образом, на роль «жертвы» оставалась только броневая защита.

Действительно, бронирование «Инвинсибла» оставалось на уровне тогдашних стандартов для броненосных крейсеров (причем даже не наиболее сильно защищенных). Эта защита хорошо противостояла 210-мм снарядам «Шарнхорста» и «Гнейзенау». Но против двенадцатидюймовых снарядов она была практически совершенно бесполезна: в условиях боя дредноутов первые английские линейные крейсера оказывались «картонными». Однако Фишер считал, что лучшей защитой таких кораблей является скорость. И он был не так уж не прав, если считать, что линейные крейсера могли в любой момент прекратить бой и уйти от более сильного противника.

Но британские адмиралы воспитывались в совершенно другом боевом духе. В их традициях было атаковать противника даже в невыгодных условиях, а 12-дюймовые пушки «Инвинсиблов» сразу как бы производили их в ранг основных боевых кораблей. Нетрудно было предугадать, что в серьезных боях новый класс линкоров будут ждать тяжелые времена.

Тогда в качестве своеобразной «защитной меры» Фишер предпринял на первый взгляд хитроумный шаг, организовав утечку информации — глубоко неверной. Данные линейных крейсеров были существенно завышены, как в отношении скорости, так и (главным образом) в отношении защиты. Толщина брони борта указывалась на дюйм больше, чем была на деле, таким же образом подверглись «утолщению» и башни, и рубка, и палубы.

Однако подобный трюк оказался неудачным вдвойне. Главные противники, немцы, при проектировании своих линейных крейсеров ориентировались на «раздутые» характеристики англичан, и усилили их и без того приличную защиту. Так что обман противника дал противоположные результаты. Зато удалось очень некстати обмануть своих. Как раз в это время два тихоокеанских доминиона Великобритании — Австралия и Новая Зеландия — решили внести свой вклад в оборону империи. Естественно, что на выделенные с большим трудом деньги им хотелось построить самые современные корабли. И тут им порекомендовали развитие проекта «Инвинсибла» — заложенный в 1909 году линейный крейсер «Индефатигебл». Стараниями дезинформаторов он предстал на бумаге очень внушительно: броня борта утолщалась до 203 мм, башен — до 254 мм: предполагалось, что и скорость достигнет 30 узлов! Естественно, австралийцы и новозеландцы с удовольствием «клюнули» на столь модные крейсерские дредноуты, и в их честь и на их деньги были заложены «Австралия» и «Нью Зиленд». В результате Британская империя вместо одного неудачного корабля получила целых три, а единственным реальным улучшением по сравнению с первенцем было более удачное размещение главной артиллерии. Две средние башни сохранили «диагональное» расположение по обоим бортам, но в отличие от «Инвинсибла» можно было реально вести огонь по борту из всех восьми орудий (на «Инвинсибле» дульные газы и сильные напряжения корпуса в центре корабля делали такую стрельбу опасной, так что реально он имел всего шесть двенадцатидюймовок в залпе). Однако защита «Индефатигеблов» осталась на уровне своих предшественников, а кое-где даже была еще более ослаблена. Эти представительные высокобортные корабли с длинным корпусом на деле представляли лакомую цель для крупнокалиберных снарядов. Не срабатывала и фишеровская формула насчет скорости, которая реально не превышала 26 узлов.

176. Линейный крейсер «Индефатигебл», Англия, 1911 г. Заложен в 1910 г., спущен на воду в 1911 г. Водоизмещение: нормальное 18 500 т, полное 22 100 т. Длина наибольшая 179,8 м, ширина 24,4 м, осадка 8,1 м. Четырехвальная турбинная установка мощностью 43 000 л. с., скорость 25 уз. Броня: пояс 152—102 мм, траверсы 102 мм, палуба 25—63 мм, башни 178 мм, барбеты 178—76 мм, рубка 254 мм. Вооружение: восемь 305-мм и шестнадцать 102-мм орудий, три 457-мм торпедных аппарата. Построено 3 единицы: «Индефатигебл», «Нью-Зиленд» (1912 г.) и «Австралия» (1913 г.).

176. Линейный крейсер «Индефатигебл», Англия, 1911 г. Заложен в 1910 г., спущен на воду в 1911 г. Водоизмещение: нормальное 18 500 т, полное 22 100 т. Длина наибольшая 179,8 м, ширина 24,4 м, осадка 8,1 м. Четырехвальная турбинная установка мощностью 43 000 л. с., скорость 25 уз. Броня: пояс 152—102 мм, траверсы 102 мм, палуба 25—63 мм, башни 178 мм, барбеты 178—76 мм, рубка 254 мм. Вооружение: восемь 305-мм и шестнадцать 102-мм орудий, три 457-мм торпедных аппарата. Построено 3 единицы: «Индефатигебл», «Нью-Зиленд» (1912 г.) и «Австралия» (1913 г.).

177. Линейный крейсер «ЛАЙОН», Англия, 1912 г. Заложен в 1909 г., спущен на воду в 1910 г. Водоизмещение: нормальное 26 100 т, полное 29 700 т. Длина наибольшая 213,4 м, ширина 27,0 м, осадка 8,4 м. Четырехвальная турбинная установка мощностью 70 000 л. с., скорость 27,5 уз. Броня: пояс 229—102 мм, траверсы 102 мм, палуба 25—63 мм, башни 229 мм, барбеты 229—76 мм, рубка 254 мм. Вооружение: восемь 343-мм и шестнадцать 102-мм орудий, два 533-мм торпедных аппарата. Построено 3 единицы: «Лайон», «Принцесс Ройял» (1912 г.) и «Куин Мэри» (1913 г.).

177. Линейный крейсер «ЛАЙОН», Англия, 1912 г. Заложен в 1909 г., спущен на воду в 1910 г. Водоизмещение: нормальное 26 100 т, полное 29 700 т. Длина наибольшая 213,4 м, ширина 27,0 м, осадка 8,4 м. Четырехвальная турбинная установка мощностью 70 000 л. с., скорость 27,5 уз. Броня: пояс 229—102 мм, траверсы 102 мм, палуба 25—63 мм, башни 229 мм, барбеты 229—76 мм, рубка 254 мм. Вооружение: восемь 343-мм и шестнадцать 102-мм орудий, два 533-мм торпедных аппарата. Построено 3 единицы: «Лайон», «Принцесс Ройял» (1912 г.) и «Куин Мэри» (1913 г.).

Естественно, «ложь для широкого круга» не предназначалась для Адмиралтейства. Английские стратеги и конструкторы понимали слабость своих линейных крейсеров и необходимость ее преодолеть, так как предчувствие войны заставляло все нации лихорадочно усиливать свои флоты. Поэтому сразу за типом «Лайон» был заложен еще один «хищник» — «Тайгер». Его можно назвать первым полноценным британским линейным крейсером, то есть действительно кораблем, способным сражаться вместе с линкорами.

178. Линейный крейсер «Тайгер», Англия, 1914 г. Заложен в 1912 г., спущен на воду в 1913 г. Водоизмещение: нормальное 28 400 т, полное 34 000 т. Длина наибольшая 214,6 м, ширина 27,6 м, осадка 8,7 м. Четырехвальная турбинная установка мощностью 85 000 л.с., скорость 28,5 уз. Броня: пояс 229—102 мм, траверсы 102 мм, палуба 25—75 мм, башни 229 мм, барбеты 229—76 мм, рубка 254 мм. Вооружение: восемь 343-мм и двенадцать 152-мм орудий, четыре 533-мм торпедных аппарата.

178. Линейный крейсер «Тайгер», Англия, 1914 г. Заложен в 1912 г., спущен на воду в 1913 г. Водоизмещение: нормальное 28 400 т, полное 34 000 т. Длина наибольшая 214,6 м, ширина 27,6 м, осадка 8,7 м. Четырехвальная турбинная установка мощностью 85 000 л.с., скорость 28,5 уз. Броня: пояс 229—102 мм, траверсы 102 мм, палуба 25—75 мм, башни 229 мм, барбеты 229—76 мм, рубка 254 мм. Вооружение: восемь 343-мм и двенадцать 152-мм орудий, четыре 533-мм торпедных аппарата.

На «Тайгере» удалось устранить или затушевать большинство слабостей, присущих более ранним проектам. 229-мм бронирование простиралось на большей части ватерлинии, и хотя и не гарантировало от поражения новыми крупнокалиберными снарядами, все же давало определенную степень защиты от главной немецкой пушки в 11 дюймов. Неудачно расположенную на «Лайоне» в центре корпуса среднюю башню сместили к корме. Недееспособные четырехдюймовки заменили достаточно мощными (против эскадренных миноносцев и легких крейсеров) шестидюймовками. Скорость крейсера на испытаниях почти достигла наконец желанных 30 узлов. Правда, и здесь не обошлось без ошибок, связанных с британским консерватизмом: если бы на «Тайгере» были установлены новые тонкотрубные котлы, то удалось бы «выжать» как минимум на 2 узла больше!

Несмотря на все свои скрытые дефекты, линейные крейсера стали любимыми кораблями английской публики и прессы. Их любовно нарекли «великолепными кошками» — по названиям проектов «Лайона», «Тайгера» и планировавшегося к постройке однотипного с ним «Леопарда» (не замечая при этом, что допускают заметную бестактность: ведь в числе «кошек» оказалась и принцесса Британии, и даже королева Мария).

Британцы верили, что эти внушительные, красивые и стремительные корабли, реальное олицетворение их морской мощи, ждут великие дела. И они не ошиблись. В разгоревшейся мировой войне не было ни одного крупного морского сражения, в котором самое деятельное участие не приняли бы линейные крейсера. В бою у Доггер-Банки 5 таких британских кораблей преследовали 4 германских, среди которых явно «выпадал из ряда» броненосный крейсер «Блюхер». Он в конце концов и пал жертвой англичан, хотя остался единственной потерей немцев в этом бою. Дело в том, что в самый разгар битвы флагманский «Лайон» получил попадание в машинное отделение. Сказалась недостаточная защита: турбина вышла из строя, а крейсер получил крен. Один из германских снарядов пробил на «Лайоне» крышу орудийной башни и чуть было не погубил корабль. В результате начальник отряда адмирал Битти был вынужден передать командование младшему флагману, который предпочел добить уже сильно поврежденный к тому моменту «Блюхер» вместо того, чтобы продолжить преследование и, может быть, одержать более решительную победу.

После боя английские специалисты грустно отметили, что, помимо слабой защиты, «ахиллесовой пятой» их линейных крейсеров является опасность пожара в погребах боезапаса. Но для устранения дефекта ничего сделано не было.

Расплата наступила в Ютландсном бою — главным морском сражении первой мировой войны. Под командой все того же Битти 6 линейных крейсеров вступили в авангардное сражение с пятью сильно защищенными немецкими кораблями того же класса, которыми предводительствовал адмирал Хиппер. Хотя англичане имели полуторакратное превосходство в весе бортового залпа и почти настолько же превосходили своих соперников по водоизмещению, им пришлось несладко. Уже спустя 10 минут после начала сражения «Лайон» вновь получил попадание в башню, в которой мгновенно разгорелся страшный пожар, пламя поднялось над мачтами корабля. Однако флагман уцелел. А вот «Индефатигеблу» повезло гораздо меньше: германские снаряды распороли его борт и вызвали взрыв боезапаса. Корабль мгновенно исчез под водой, с него спаслось только 2 человека. Но эта катастрофа оказалась лишь первой. Спустя еще 20 минут то же самое произошло с «Куин Мэри». Огромный столб черного дыма высотой почти полкилометра поднялся над «королевой». А когда он рассеялся, крейсера уже не было: он затонул, унося на дно всю команду.

Неустрашимый Битти, которому сообщили о гибели уже второго его корабля, флегматично заметил: «Однако что-то не в порядке с нашими чертовыми крейсерами!» Из тяжелого положения его отряд выручила 5-я эскадра быстроходных линкоров. Линейные крейсера ценой столь тяжелых потерь все же выполнили свою оперативную задачу и заманили германский флот в самый центр британской боевой линии. Но англичанам было суждено пережить еще одну катастрофу. На соединение с Битти пошел второй отряд линейных крейсеров под командованием адмирала Худа, состоявший из трех «Инвинсиблов». И здесь он попал под огонь все тех же кораблей Хиппера. Головной «Инвинсибл» получил попадание в самую уязвимую часть: около одной из центральных башен, погреба которой располагались очень близко к борту. Последовал очередной страшный взрыв, и флагман Худа разломился надвое. Из его команды уцелело только шестеро.

До сих пор историки спорят, кто же одержал победу в Ютландском сражении. С уверенностью можно констатировать одно: проиграли его английские линейные крейсера. На них погибло почти три с половиной тысячи человек — более половины всех британских потерь в этом бою. «Инвинсибл», «Индефатигебл» и «Куин Мэри» остались единственными дредноутами Британской империи, погибшими в эту войну от артиллерии противника.

После окончания войны первые линейные крейсера стали окончательно бесполезными: большие и дорогие в эксплуатации, они вряд ли могли пригодиться для будущих времен. Новые крупнокалиберные орудия сделали их совершенно беззащитными. Поэтому «большую чистку» британского флота 1922 года пережил только более или менее защищенный «Тайгер», который прослужил еще 9 лет.

Но это не означало конец истории нового класса боевых кораблей. Их место заняли другие быстроходные линкоры, которых ждали свои, не менее суровые испытания.

Под редакцией: заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флона СССР,
c 1979 г. заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР адмирала Н.Н. Амелько
и Героя Советского Союза вице-адмирала Г.И. Щедрина

Авторы серии: инженеры-кораблестроители Г. Смирнов, В. Смирнов
Научный консультант И.А. Иванов
Художники серии : В. Барышев, А. Константинов, М. Петров

1. Корабли сильные, увертливые и легкие, как птицы. ( Пароходофрегат "Богатырь" 1836 г.) [ 12, 1977, 25-26, вкл.4 ]
2. Накануне броненосной эры ( Винтовой фрегат "Александр Невский" 1861 г.) [ 1, 1978, 33-34, вкл.4 ]
3. Уроки "Алабамы" ( Крейсер "Генерал-Адмирал", 1873 г.) [ 2, 1978, 25-26, вкл.4 ]
4. Зигзаги кораблестроения,
или плоды "военно-морской бестолковщины" ( Броненосный фрегат "Минин", 1878 г.) [ 3, 1978, 33-34, вкл.4 ]
5. Русские были первые ( Броненосный крейсер "Владимир Мономах", 1882 г.) [ 4, 1978, 33-34, вкл.4 ]
6. Претендент на четвертое место ( Клипер "Джигит", 1876 г.) [ 5, 1978, 33-34, вкл.4 ]
7. Крейсера "Нового флота" Северо-Американских штатов ( Корвет "Витязь" 1884 г.) [ 6, 1978, 33-34, вкл.4 ]
8. "Эльзвикские" крейсера ( Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов", 1887 г.) [ 8, 1978, 33-34, вкл.4 ]
9. Сражения в Желтом море ( Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", 1885 г.) [ 9, 1978, 25-26, вкл.4 ]
10. Новые крейсеры и грядущие сражения ( Броненосный крейсер "Память Азова" , 1888 г.) [ 11, 1978, 33-34, вкл.4 ]
11. Роковые крейсера Британии ( Броненосный крейсер "Рюрик", 1892 г.) [ 12, 1978, 33-34, вкл.4 ]
12. "Срезанный цветок, обреченный на смерть. " ( Броненосный крейсер "Россия", 1896 г.) [ 1, 1979, 33-34, вкл.4 ]
13. Потомство "Дюпюи-де-Лома" ( Броненосец-крейсер "Пересвет" , 1898 г.) [ 2, 1979, 17-18, вкл.4 ]
14. Помни о судьбе "Мэна"! ( Броненосный крейсер "Баян", 1900 г.) [ 3, 1979, 31-32, вкл.4 ]
15. Броненосные крейсеры средиземноморья ( Крейсер II ранга "Алмаз", 1903 г.) [ 4, 1979, 25-26, вкл.4 ]
16. Дальневосточный финал ( Крейсер II ранга "Новик", 1900 г.) [ 5, 1979, 33-34, вкл.4 ]
17. Армада, упустившая время ( Бронепалубный крейсер I ранга "Диана", 1899 г.) [ 6, 1979, 25-26, вкл.4 ]
18. Соперники ожидаемые и неожиданные ( Крейсер I ранга "Аскольд", 1900 г.) [ 7, 1979, 25-26, вкл.4 ]
19. "Мы салютовали этим героям. " ( Крейсер I ранга "Варяг", 1899 г.) [ 9, 1979, 25-26, вкл.4 ]
20. Крейсеры революции ( Бронепалубный крейсер "Очаков", 1902 г.) [ 10, 1979, 17-19, вкл.4 ]
21. "Кошки" адмирала Фишера ( Линейный крейсер "Лайон", Англия 1910 г.) [ 11, 1979, 31-32, вкл.3 ]
22. "Эскадренный крейсер": борьба мнений ( Линейный крейсер "Мольтке", Германия 1910 г.) [ 12, 1979, 23-24, вкл.1 ]
23. Погибшие не в бою ( Линейный крейсер "Дерфлингер", 1913 г.) [ 1, 1980, 25-26, вкл.4 ]
24. Последние катастрофы линейных крейсеров ( Линейный крейсер "Рипалс", Англия 1916 г.) [ 2, 1980, 25-26, вкл.4 ]
25. Судьба немецких "городов" ( Легкий крейсер "Бреслау", 1912 г.) [ 3, 1980, 33-34, вкл.4 ]
26. "Города" английские против немецких ( Тяжелый крейсер "Хаукинс", 1920 г.) [ 5, 1980, 31-32, вкл.3 ]
27. Уроки последних сражений ( Броненосный крейсер "Рюрик II", 1906 г.) [ 6, 1980, 17-18, вкл.4 ]
28. Секретный приках адмирала Дарлана ( Легкий крейсер "Червона Украина", 1927 г.) [ 7, 1980, 25-26, вкл.4 ]
29. "Карманный" линкор ( Легкий крейсер "Манчестер", 1937 г.) [ 8, 1980, 25-26, вкл.4 ]
30. Бесславная десятка ( Тяжелый крейсер "Таллин", 1939 г.) [ 9, 1980, 33-34, вкл.4 ]
31. Сражение у мыса матапан ( Тяжелый крейсер "Больцано", Италия 1932 г.) [ 11, 1980, 25-26, вкл.4 ]
32. "Семнадцатого в семнадцать. Директор" ( Легкий крейсер "Красный Кавказ", 1932 г.) [ 12, 1980, 25-26, вкл.4 ]
33. Конец "непобедимой" эскадры ( Тяжелый крейсер "Миоко", 1927 г.) [ 1, 1981, 33-34, вкл.4 ]
34. В огне тихоокеанских сражений ( Легкий крейсер "Бруклин", США, 1936 г.) [ 3, 1981, 31-32, вкл.4 ]
35. В боях за родину ( Легкий крейсер "Максим Горький", 1937 г.) [ 4, 1981, 25-26, вкл.4 ]
36. Последние представители класса крейсеров ( Легкий крейсер "Свердлов", 1953 г.) [ 5, 1981, 25, 28, вкл.4 ]
Развитие класса крейсеров

Журнал Морская коллекция

Журнал "Морская коллекция" 1995 год

1995-02 - Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

1995-03 - Броненосные крейсера типа «Гарибальди»

1995-04 - ВМС Великобритании 1914-1917

1995-05 - Авианосцы типа «Лексингтон»

Журнал "Морская коллекция" 1996 год

1996-02 - «Гремящий» и другие: эскадренные миноносцы проекта 7

1996-03 - ВМС Германии 1914-1917. Справочник по корабельному составу

1996-04 - Линкор «Джулио Чезаре» («Новороссийск»)

1996-05 - ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1917

Журнал "Морская коллекция" 1997 год

1997-02 - Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922

1997-03 - Броненосные крейсера типа «Баян»

1997-04 - ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914-1918. Справочник по корабельному составу

1997-05 - Карманный линкор «Адмирал граф Шпее»

Журнал "Морская коллекция" 1998 год

Журнал "Морская коллекция" 1999 год

1999-02 - «Шнелльботы»: германские торпедные катера Второй мировой войны

1999-03 - ВМС малых стран Европы 1914-1917

1999-04 - Броненосец «Ретвизан»

1999-05 - ВМС Японии, Турции и других стран Азии 1914-1917

Журнал "Морская коллекция" 2000 год

2000-02 - Подводные лодки типа «С»

2000-03 - ВМС Франции 1914-1918

2000-04 - Линейный корабль «Вэнгард»

2000-05 - «Внимательный» и другие: порт-артурские миноносцы зарубежной постройки

Журнал "Морская коллекция" 2001 год

2001-02 - Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России

2001-03 - Линейные корабли типа «Вирибус Унитис»

2001-04 - Авианосец «Арк Ройял»

2001-05 - Эсминцы типа «Акицуки»

Журнал "Морская коллекция" 2002 год

2002-01 - Эсминцы типа «Трайбл»

2002-01 - Спецвыпуск - Линкоры типа «Шарнхорст»

2002-02 - Подводные лодки типа «Щ»: III, V, V-бис и V-бис-2 серии

2002-03 - Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII»

2002-04 - Подводные лодки типа «Щ»: Х и Х-бис серии

2002-05 - Противолодочный крейсер «Москва»

Журнал "Морская коллекция" 2003 год

2003-02 - Крейсера типа «Максим Горький»

2003-03 - Крейсер «Варяг»

2003-04 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании, часть 1

2003-05 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании, часть 2

2003-06 - Миноносцы Кригсмарине типа 1935/37/39

2003-07 - Тяжелый авианесущийкрейсер «Киев»

2003-08 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Италии

2003-09 - «Мендес Нуньес» и другие. Крейсера-скауты испанского флота

2003-01 Спецвыпуск - Линкоры типа «Айова»

Журнал "Морская коллекция" 2004 год

2004-02 - Миноносцы типа «Сокол»

2004-03 - Корабли Второй мировой войны. ВМС США, часть 2

2004-04 - Тяжелые авианесущие крейсера «Минск», «Новороссийск», «Баку»

2004-05 - Эсминцы типа «Леберехт Маасс» (миноносцы серий 34, 34А, 36)

2004-06 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии, часть 1

2004-07 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии, часть 2

2004-08 - «Микаса» и другие: японские броненосцы 1897-1905

2004-09 - Линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалс»

2004-10 - Эсминцы типа «Нарвик» (эскадренные миноносцы серий 36А и 36В)

2004-11 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции

2004-12 - Линкоры типа «Эспанья»

2004-01 Спецвыпуск - Большие охотники проекта 122а/122бис

Журнал "Морская коллекция" 2005 год

2005-02 - Миноносцы типа «Вольф»

2005-03 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Польши и стран Скандинавии (Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии)

2005-04 - Сторожевые корабли типа «Ураган»

2005-05 - Сторожевые корабли типа «Ураган» в бою 1941-1945

2005-06 - Крейсера типа «Линдер» и «Сидней»

2005-07 - Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

2005-08 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии, часть 1

2005-09 - Легкие крейсера «Тенрю», «Тацута», «Юбари»

2005-10 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии, часть 2

2005-11 - Канонерская лодка «Храбрый»

2005-12 - Испанские эсминцы типа «Окендо»

2005-01 Спецвыпуск - Линкоры типа «Саут Дакота»

Журнал "Морская коллекция" 2006 год

2006-02 - Тяжелые крейсера типа «Зара»

2006-03 - Винтовые клипера типа «Крейсер»

2006-04 - «Кубань» и другие (пассажирские лайнеры - будущие вспомогательные крейсера)

2006-05 - Большой противолодочный корабль «Николаев»

2006-06 - Бронепалубные крейсера типа «Рейна Рехенте»

2006-07 - Авианосцы типа «Forrestol»

2006-08 - Атомный авианосец «Enterprise»

Журнал "Морская коллекция" 2007 год

2007-02 - Корабли Фольклендской войны (Флоты Великобритании и Аргентины)

2007-03 - Броненосцы типа «Адмирал» (Новые защитники Империи)

2007-04 - Тяжёлый крейсер «Альжери»

2007-05 - Корабль комплексного снабжения «БЕРЕЗИНА»

2007-06 - Добровольный флот России

2007-07 - Подводные авианосцы японского флота (история, конструкция, авиационное вооружение)

2007-08 - Крейсер-вертолётоносец Jeanne d’Arc (история, конструкция, авиационное вооружение)

Журнал "Морская коллекция" 2008 год

Журнал "Морская коллекция" 2009 год

2009-02 - Эскадренный броненосец «Массена»

2009-03 - Лёгкий авианосец CV-7 WASP

2009-04 - «Камбала» и другие. Подводные лодки германской постройки в Российском флоте

2009-05 - Незнаменитые подлодки (малые ПЛ VI и VI-бис серий)

2009-06 - Субмарины типа Gato

2009-07 - Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот

2009-08 - От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта»

2009-10 - Универсальный проект. СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП и 61МЭ. Часть I.

2009-09 - Американские наследники «Третьего рейха». Первые ракетные субмарины в ВМС США

Журнал "Морская коллекция" 2010 год

2010-01 - Систершипы одной судьбы. Японские авианосцы Shokaku и Zuikaku. История, конструкция, боевая служба, авиационное вооружение

2010-02 - Броненосный крейсер «Эмперадор Карлос V»

2010-03 - Крейсер-стационер 1-го класса «Д'Антркасто»

2010-04 - Канонерская лодка «Гиляк»

2010-05 - «Битвы» Королевского флота (эсминцы типа «Бэттл»)

2010-06 - Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот. Вторая эскадра Тихого океана

183. Линейный корабль «Нью-Йорк», США, 1914 г.

183. Линейный корабль «Нью-Йорк», США, 1914 г.

Заложен в 1911 г., спущен на воду в 1 91 2 г.

Водоизмещение нормальное 27 000 т, полное 28 400 т.

Длина наибольшая 174,7 м, ширина 29,1 м, осадка 8,7 м.

Мощность машинной установки 28 000 л.с., скорость 21 уз.

главный пояс 305—254 мм, верхний пояс 280—229 мм, каземат 165 мм, башни 356—203 мм, барбеты 305—254 мм, палуба 51 мм, рубка 305 мм.

десять 356-мм орудий, двадцать одно 127-мм орудие, четыре 533-мм торпедных аппарата.

Всего построено 2 корабля:

«Нью-Йорк» и «Техас» (1914 г.).

184. Линейный корабль «Невада», США, 1916 г.

184. Линейный корабль «Невада», США, 1916 г.

Заложен в 1912г., спущен на воду в 1914 г.

Водоизмещение нормальное 27 500 т, полное 28 400 т.

Длина наибольшая 1 77,7 м, ширина 29,1 м, осадка 8,7 м.

Мощность турбин 26 500 л.с., скорость 20,5 уз.

пояс 343—203 мм, башни 457—229 мм, барбеты ЗЗО мм, палуба 76 мм, рубка 406 мм.

десять 356-мм орудий, двадцать одно 127-мм орудие, два 533-мм торпедных аппарата.

Всего построено 2 корабля:

«Невада» и «Оклахома» (191 6 г.).

185. Линейный корабль «Пенсильвания», США, 1916 г.

185. Линейный корабль «Пенсильвания», США, 1916 г.

Заложен в 1913г., спущен на воду в 1915г.

Водоизмещение нормальное 31 400 т, полное 32 600 т.

Длина наибольшая 185,4 м, ширина 29,6 м, осадка 8,8 м.

Мощность турбин 31 500 л.с., скорость 21 уз.

Броня: как на «Неваде».

двенадцать 356-мм орудий, двадцать два 127-мм орудия, два 533-мм торпедных аппарата.

Всего построено 2 корабля:

«Пенсильвания» и «Аризона» (1916 г.).

186. Линейный корабль «Миссисипи», США, 1917 г.

186. Линейный корабль «Миссисипи», США, 1917 г.

Заложен в 1915 г., спущен на воду в 1917 г.

Водоизмещение нормальное 32 000 т, полное 33 000 т.

Длина наибольшая 183 м, ширина 29,7 м, осадка 9,1 м.

Мощность турбин 32 000 л.с., скорость 21 уз.

Броня: как на «Неваде», но броневая палуба утолщена до 89 мм.

двенадцать 356-мм орудий, четырнадцать 127-мм орудий, четыре 76-мм орудия, два 533-мм торпедных аппарата.

Всего построено 3 корабля:

«Миссисипи», «Нью-Мексико» (1918 г.) и «Айдахо» (1919 г.).

187. Линейный корабль «Теннесси», США, 1920 г.

187. Линейный корабль «Теннесси», США, 1920 г.

Заложен в 1917 г., спущен на воду в 1919 г.

Водоизмещение нормальное 32 300 т, полное 33 200 т.

Длина наибольшая 183 м, ширина 29,7 м, осадка 9,2 м.

Мощность турбин 26 800 л.с., скорость 21 уз.

Броня и вооружение как на «Нью-Мексико».

Всего построено 2 корабля:

«Теннесси» и «Калифорния» (1921 г.).

Накануне первой мировой войны американцы поняли идею морской мощи просто и прямолинейно: раз главной силой являются линейные корабли, то надо строить как можно больше этой «главной силы». И первая индустриальная держава мира вовсю развернула постройку главных боевых единиц, почти полностью проигнорировав легкие силы, в особенности крейсера.

Зато при строительстве линкоров соблюдались все правила моды. Сразу вслед за Британией за океаном на них появились четырнадцатидюймовые орудия. Сама пушка в 1911 году еще проходила последние испытания, когда уже были заложены предназначенные для нее «Нью-Йорк» и «Техас». При этом американцы сохранили общее расположение и схему бронирования предшественников — «Арканзаса» и «Вайоминга». В результате «техасы» остались весьма заурядными, хотя и достаточно мощными кораблями. Но в недрах Морского колледжа и конструкторских бюро Соединенных Штатов уже зрела настоящая линкорная революция.

И вот наступил звездный час и для американских конструкторов: им удалось создать проект, оставивший в истории кораблестроения почти столь же заметный след, как и знаменитый «Дредноут». «Невада» стала первым линейным кораблем, созданным специально для ведения боя на дальних дистанциях. Ее схема бронирования, получившая название «американской», стала универсальной для всех стран, но только спустя десять-двадцать лет.

Поскольку на дальней дистанции (а таковой в тот период считались уже 50 кабельтовых) трудно было ожидать большого количества попаданий, то для выведения цели из строя требовалось, чтобы удавшиеся попадания наносили ей существенный ущерб. Поэтому даже на такой дальности артиллеристы старались использовать бронебойные снаряды, способные пробить броневую защиту и поразить жизненно важные части, такие, как машинная установка и погреба боезапаса. Традиционная англо-германская система защиты, при которой старались прикрыть броней максимальную площадь борта, варьируя ее толщину в зависимости от важности того места, которое она защищала, делала схему бронирования корабля похожей на лоскутное одеяло. Борт могли прикрывать плиты десятка разновидностей по толщине и размерам. Тем самым обеспечивалось разумное прикрытие от фугасных снарядов даже крупных калибров; бронебойные же снаряды могли пробивать тонкую и среднюю броню практически на любых дистанциях боя. А на нее расходовался драгоценный вес, ослабляя защиту тех объектов, без которых корабль становился бесполезной и неподвижной массой металла, если только не взлетал на воздух.

Но этим не ограничивалась отрицательная роль тонкой брони на линкорах. Имеющая смысл при настильной траектории попадающих в нее снарядов, она становилась просто вредной на больших дистанциях, когда огонь становился навесным. При этом бронебойный снаряд мог с легкостью пробить верхний пояс толщиной около 6 дюймов, а затем проникнуть сверху через броневую палубу, обычно не превышавшую в горизонтальной части двух дюймов, или пробить нижнюю часть барбетов, также имевших в этой зоне слабую защиту (только от настильного огня они прикрывались более толстым нижним поясом). История показала опасность подобных попаданий: по меньшей мере часть английских линейных крейсеров, погибших в Ютландском бою, а также знаменитый «Худ» взлетели на воздух скорее всего именно по этой причине.

Изучив все возможные варианты, американские конструкторы предложили полностью изменить саму идею бронирования линкора, вообще упразднив тонкую броню. Такая схема получила название «все или ничего». Действительно, забронированными оставались лишь огромная «коробка», простиравшаяся от передних до задних башен, а также сами башни главного калибра, их системы подачи боеприпасов и боевая рубка. Зато везде броня была толстой настолько, насколько позволяла технология ее производства на заводах США. Полностью исчезли верхний пояс, а также тонкие плиты в носу и корме. Совершенно неприкрытой стала и противоминная артиллерия. Считалось, что прямое попадание в небольшие 127-мм пушки на дальних дистанциях маловероятно, а тяжелый бронебойный снаряд пролетит дальше, не нанося им никакого вреда.

Нововведения не ограничивались только самой схемой. По-новому подошли американцы и к самой конструкции броневого пояса. В сражениях русско-японской войны неоднократно наблюдались случаи, когда броневые плиты, не пробитые снарядом, от сильного удара сдвигались с места, а после второго попадания просто отваливались, обнажая незащищенный борт. После войны кораблестроители стали уделять особое внимание креплению компонентов броневого пояса, но только в России и США проблему разрешили радикально. На первых русских дредноутах — «гангу-тах» — и на заокеанских «невадах» плиты простирались на всю высоту пояса, так что оставалось только скрепить их между собой по вертикальным кромкам. На американском линкоре высота плит достигала 5,3 м — практический предел, который могли обеспечить производившие броню заводы. Крепление только по вертикальным кромкам значительно увеличивало общую жесткость и прочность конструкции. Такое техническое решение появилось не случайно — оно могло осуществиться тольно при отказе от верхнего пояса и сохранении единой толщины по всей высоте, за исключением небольшого участка в самой нижней части плиты, где она постепенно утоньшалась с 343 мм до 203 мм. Дело в том, что пояс «Невады» не только имел очень большую высоту, но и глубже погружался в воду. Это также было связано с особенностями боя на больших дистанциях. При падении снаряда под значительным углом в десятке метров от корабля он мог пронизать толщу воды и ударить в незащищенный борт ниже броневой защиты. Такие случаи также не раз наблюдались во время руссно-японской войны. Поэтому нижнюю кромку пояса опустили гораздо глубже, а ее толщину несколько уменьшили, поскольку вода все же тормозила такие «недолеты».

На примере «Невады», пожалуй, особенно видно, насколько тесно связаны между собой все элементы броневой защиты. Было бы бессмысленным снабдить линкор для боя на дальних дистанциях толстым и однородным поясом, сохранив при этом прежнюю схему расположения броневых палуб. На линейных кораблях всех остальных стран горизонтальная броня делилась между несколькими относительно тонкими палубами, число ноторых достигало трех-четырех. Ясно, что применить их на «Неваде» в том же виде означало, по сути дела, оставить ее неприкрытой сверху. Любой снаряд, попавший через борт в «щель» между палубами, пробил бы нижнюю из них и взорвался внутри броневой коробки. Значит, ее следовало снабдить столь же мощной «крышкой», что и было сделано — на верхнюю кромку 343-мм пояса опиралась плоская 75-мм главная броневая палуба. Поскольку она располагалась высоко над водой, корабль сохранял большой запас плавучести, если его броня не будет пробита. Но для гарантии на уровне ватерлинии поместили вторую, про-тивоосколочную нижнюю палубу, края которой у бортов спускались к нижней кромке пояса, образовывая скосы. И только под этой палубой помещались машины, котлы, погреба и прочие наиболее важные корабельные агрегаты.

Не правда ли, все это очень напоминает систему защиты ранних французских броненосцев? Действительно, идеи, заложенные при постройке «Оша» и «Маженты», всплыли спустя 30 лет и оказались более чем современными. Тот же толстый пояс, сверху которого простирался небронированный борт; две палубы, а между ними — мелкие ячейки «клетчатого слоя». Недаром в Европе часто предпочитали называть схему бронирования «Невады» «французской», а не «американской».

Уместно вспомнить, что же погубило в свое время французские идеи. Град снарядов, начиненных «лиддитом» или «шимозой», выпущенных из скорострельных пушек средних калибров, превращал в решето незащищенные борта русских броненосцев при Цусиме. Немедленной реакцией стало полное бронирование борта. Немедленной, но отнюдь не самой правильной. Инженеры, «размазывавшие» защиту по максимальной площади, не заметили, что дистанции боя значительно увеличились. Соответственно, все меньшее значение сохранялось за средней артиллерией. Ее скорострельность уже не была столь важным фактором, поскольку снаряд летел до цели почти полминуты, и все равно приходилось ждать его падения. Точность же не шла ни в какое сравнение с большими пушками. В результате появился корабль только с крупнокалиберной артиллерией — «Дредноут». Но по своеобразной инерции на дредноутах некоторое время сохранялась старая схема бронирования: слишком близким оставался опыт Цусимы. И только американцы сделали следующий шаг — и тем самым завершили полный виток спирали развития.

Все же нельзя считать защиту «Невады» абсолютной. На малых и средних дистанциях боя, например в условиях недостаточной видимости, ее незащищенные сверху борта представляли собой лакомую цель для всех фугасных снарядов — от пушек эсминцев до главного калибра линкоров. Но американские адмиралы собирались сражаться в открытом океане или в южных морях, где почти все время стояла хорошая погода, а видимость приближалась к идеальной. В этих условиях преимущество новой схемы бронирования в сочетании с мощными четырнадцати-дюймовками становилось бесспорным. К примеру, американский линкор мог пробивать защиту российского «Гангута» практически на всех реальных дистанциях боя, сам оставаясь неуязвимым вплоть до 30—40 кабельтовых.

Мы не зря столь подробно остановились на проекте «Оклахомы» и «Невады». Последующие линейные корабли Соединенных Штатов отличались от них лишь небольшими вариациями — как правило, связанными с постепенным ростом водоизмещения. Так, на «Пенсильвании» адмиралам наконец удалось «пробить» через скуповатый конгресс четыре трехорудийные башни главного калибра (их предполагалось установить еще на «невадах», но ограничения по стоимости и размерам заставили сделать на них возвышенные башни двухорудийными). Прибавилась и одна 127-мм пушка. На новой серии американцы покончили с постоянно возобновлявшимися попытками вернуться к морально устаревшим паровым машинам. Если суперсовременная по принципам защиты и вооружения «Невада» имела турбинную установку, то на ее «сестричке» «Оклахоме» умудрились установить паровую машину тройного расширения. Но этот случай оказался последним. Наконец-то заокеанским инженерам удалось добиться приемлемой экономичности турбин, окончательно утвердившихся в качестве главного типа машинной установки на много десятков лет.

«Пенсильвания» отличалась от остальных линкоров еще и тем, что она с самого начала предполагалась в качестве флагманского корабля флота США, для чего на верхнюю палубу водрузили специальную огромную двухэтажную боевую рубку. Корабль верно нес свою командирскую службу вплоть до 1941 года, когда его карьеру прервали японские бомбы в Пирл-Харборе.

Одним из существенных недостатков американских линкоров было неудачное расположение противоминной артиллерии. 127-мм пушки, помещавшиеся в казематах в верхней части борта, заливались волной в открытом море. Особенно сильно страдали носовые установки, обслуживать которые оказалось просто невозможно. Это выяснилось из опыта действия заокеанских линкоров в составе британского Гранд-Флита в конце первой мировой войны. Из внешне мощного вооружения в два с лишним десятка пушек на большом ходу могли стрелять не более половины, и часть из них начали снимать сразу после вступления в строй. Поэтому на следующем типе — «Миссисипи» — количество пятидюймовок уменьшили до четырнадцати, зато поместили десять из них в надстройке. Первоначально предполагалось установить еще 4 пушки в носу в обычных казематах в корпусе, но орудийные порты заварили толстыми листами стали еще на стадии постройки. Внешне неизменное главное вооружение на деле усилилось: новые 356-мм пушки имели увеличенную начальную скорость и более эффективные снаряды.

Постоянно совершенствовали американские конструкторы и подводную защиту линкоров. С принятием нефтяного отопления с кораблей исчез уголь — удобный материал для засыпки помещений у бортов, предназначенных для поглощения энергии взрыва мины или торпеды. Вместо них появились продольные переборки из упругой броневой стали. Их число постоянно росло и достигло пяти с каждого борта на следующем типе — «Теннесси». На нем и «Калифорнии» капитанам-практикам удалось наконец взять верх над морскими теоретиками и настоять на более обширных надстройках и мостиках, удобных для службы в мирное время. В остальном и эта пара очень сильно напоминала своих предшественников.

«Невадская линия» развития завершилась четырьмя линкорами типа «Мэриленд», практически полностью повторявшими «Теннесси» по архитектуре, внутреннему расположению и бронированию, но имевшими в каждой из своих четырех башен по паре 406-мм пушек вместо трех 356-мм. Из них только «Мэриленд» заложили до окончания мировой войны. Постройка еще трех кораблей серии началась уже после Версальского мира, что печально сказалось на судьбе одного из четверки — «Вашингтона». Он пал жертвой своего «тезки» — Вашингтонского соглашения об ограничении морских вооружений, не уложившись в отпущенный США лимит. В 1924 году его постигла горькая участь многих линкоров того времени: «Вашингтон» в последний раз послужил целью для своих же кораблей и самолетов.

Читайте также: