Моделист конструктор сам рука

Обновлено: 27.03.2024

УПРАВЛЯТЬ ДВИЖЕНИЕМ РУКИ

Прежде чем приступить к описанию предлагаемой конструкции, следует сделать важное примечание. Разработанный бесконтактный управляющий элемент может быть применён не только в компьютерной технике. Описанное конструктивное оформление и назначение устройства -всего лишь один пример из возможных его применений.

Среди любителей истории авиации заслуженной популярностью пользуется компьютерная игра «Ил-2. Забытые сражения» с её многочисленными дополнениями. Ни один учебник истории так не объяснит спокойного мужества пилота штурмовика, аккуратно и точно, как в лабораторном опыте, ведущего на боевом курсе терзаемую зенитками машину. Или бешенный азарт пилота «Райдена», видящего, как растёт в его прицеле силуэт «Бойсана».

Однако положение у виртуального пилота не так удобно, как у настоящего. И картинка на мониторе уступает реальности, да и просто не хватает рук работать с клавиатурой. Последняя проблема отчасти решается с помощью джойстика. Вот тут бы ещё педали, чтобы управлять рулём поворота. Однако они имеются только в очень редких и дорогих устройствах. Правда, даже в дешёвых моделях есть третий регулятор, который можно использовать по желанию: или в качестве педалей, или сектора газа. Вскрыв свой джойстик (рис.1), я обнаружил, что крайние выводы всех его переменных резисторов (потенциометров) соединены параллельно. Очевидно, с них снимается то или иное постоянное напряжение, которое и подается на схему. Это и послужило отправной точкой для разработки.

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема джойстика

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема джойстика

Простейшее решение очевидно — сделать педали, осью которых будет служить переменный резистор. Они могут дополнить моделируемую систему управления каким-либо реальным самолётом. Но, помимо высокой технической и исторической достоверности, такое решение обладает и немалыми недостатками. Конструкция очень громоздка и тяжела. Возникает проблема с её креплением к полу. В горячий момент боя, или когда требуется на взлёте удержать от разворота реактивным моментом мощного мотора такую «зверюгу», как Ла-5ФН, трудно удержаться от того, чтобы не надавить на педаль как следует. Люфты в механических узлах делают управление тяжёлым. Не приносит радости и износ переменных резисторов.

Рис. 2. Ёмкостной датчик

Рис. 2. Ёмкостной датчик

Словом, требуется какая-то иная конструкция, пусть и не столь историчная, но более удобная и компактная. А почему бы нам «не обставить» все эти мыши, клавиатуры, сенсорные экраны ай-фонов, непременно требующие непосредственного соприкосновения и оторвать процесс управления от поверхности панели, перенести его в объём над ней? Помните, как в одной из повестей Кира Булычева: «Пришелец провёл ладонью над зелёным огоньком. Тот погас и вновь загорелся ярче, чем прежде». Мы тоже можем сделать подобное.

Первое, что приходит на ум при мысли о бесконтактном управлении — это оптика. Однако большинство оптических систем работает на просвет или на прерывание луча. Вставлять руку в какую-то щель между источником света и приёмником? Кому нужно такое «бесконтактное» устройство? Схемы же, работающие на отражение, обычно имеют дело со специальными, контрастно отпечатанными метками и штрих-кодами. При этом надёжность их реакции на предмет, который может быть любого цвета и фактуры, тоже сомнительна. Ограничивает свободу выбора конструктора и ещё одно обстоятельство — лучшая оптика использует лазеры. Но их излучение вредно для зрения и потому применять их в панелях управления, на которые смотрит человек, нежелательно. Неизбежное в эксплуатации загрязнение и запыление оптики также время от времени создаёт проблемы. Наконец, если датчиков больше одного, то это приводит к значительному усложнению и удорожанию схемы.

Рис. 3. Печатная плата управляющего устройства

Рис. 3. Печатная плата управляющего устройства

Поэтому я решил пойти по пути использования ёмкостных датчиков. Первые подобные системы использовали колебательные контуры и были очень нестабильны. Практически при каждом включении требовалась их подстройка. Позднее появились более стабильные цифровые конструкции на принципе задержки импульсов. Однако это были обычные сенсорные устройства. Их авторам, по-видимому, не хватило фантазии вообразить устройство, работающее без непосредственного прикосновения. Я решил попытаться…

Взгляните на рисунок 1. Генератор на элементах D 1.2, D 1.1 выдаёт импульсы на формирователь импульсов по фронту на D 1.3, D 1.4. На его выходе (вывод 11) всё время присутствует логическая 1, кроме момента после прихода фронта импульса с выхода генератора (выв. 3). На время задержки импульса в цепочке R4, R3, СА на всех входах D1.4 устанавливаются логическая 1, а на выходе — логический 0. Пока ёмкость датчика СА, а следовательно, и длительность нулевого импульса невелика, усреднённое постоянное напряжение на выходе формирователя, сглаженное R6, СЗ практически не отличается от логической единицы. Но стоит ёмкости датчика увеличиться, как логический 0 на выходе формирователя занимает большую часть периода тактовых импульсов и напряжение на выходе уменьшается. Для получения должной чувствительности устройства необходимо, чтобы длительность импульсов формирователя была сравнима с периодом тактовых импульсов (но не превосходила их). Это достижимо при частотах тактового генератора не ниже 100 кГц.

Рис. 4. Бесконтактные педали

Рис. 4. Бесконтактные педали:

1 — пластина ёмкостного датчика;

4 — направляющие платы (4 шт.);

5 — бобышка (4 шт.);

7 — проволочное кольцо (2 шт.);

9 — выходной кабель;

10 — скрепляющий хомутик;

Теперь посмотрим на конструкцию ёмкостного датчика (рис.2). Он представляет собой расположенную горизонтально пластину фольгированного стеклотекстолита. Второй (земляной) обкладкой служит жестяной кожух-экран, в который помещена вертикально плата устройства. Они образуют несколько необычный, полуоткрытый конденсатор с пластинами, расположенными перпендикулярно друг другу. Он чётко реагирует увеличением своей ёмкости на помещение в его поле любого предмета, как проводящего ток, так и диэлектрического. Предмет чувствуется на расстоянии не менее 30 мм. Такая конструкция даёт довольно размашистый сигнал, способный преодолеть различные помехи и нестабильности. А операционный усилитель DA1 может довести его амплитуду до любой требуемой величины. Приблизьте ногу к пластине и руль Вашего самолёта повернётся. Уберите ногу обратно вверх или назад и процесс пойдёт в обратном порядке.

Ёмкостных датчиков, как и педалей в настоящем самолёте — два. Поскольку сигнал от одного датчика заведён на инвертирующий вход усилителя, а от другого — на неинвертирующий, то выходное напряжение зависит от их баланса, от того, какую ногу вы «дадите» больше. Схема при этом не очень-то усложнилась, ведь и тактовый генератор, и даже инвертор D1.3 могут быть общими для нескольких каналов. Усиление ОУ на несколько порядков для плавного регулирования явно избыточно. Изменить «передаточное число» управления можно, введя цепь отрицательной обратной связи. R9 снижает усиление, а по переменному току ООС ещё более глубока, благодаря конденсатору С 5. Это исключает возможность возникновения автоколебаний.


Конструкция. Пластины ёмкостных датчиков расположены фольгой вверх. Они укреплены шарнирно, могут быть подняты и прижаты к стенкам корпуса, образуя компактную коробочку, удобную для переноски и хранения. В районе вырезов для этого припаиваются оси из обрезков медной проволоки диаметром 0,8 мм. Также к пластинам припаиваются гибкие провода к схеме (лучше всего МГТФ) и проволочные колечки, удерживающие незачищенную их часть и предотвращающие переламывание провода в месте зачистки. После выполнения всех паек рабочую поверхность датчика необходимо изолировать от электрического контакта с посторонними предметами. Во многих случаях для этого достаточно наклейки широкого скотча.

Корпусом устройства служит П-образная обойма из пластмассы толщиной 2 мм. Из обрезков пластмассы вырезаются и приклеиваются изнутри направляющие для платы и бобышки, в которых делаются резьбовые отверстия для крепления кожуха-экрана. В пропилы нижних лапок корпуса вкладываются осями пластины датчиков и заклеиваются накладками, также фиксирующими нижнюю часть платы.

П-образный кожух-экран изготавливается из жести. Для уменьшения начальной ёмкости и влияния опорной поверхности он не доходит несколько миллиметров до низа корпуса. Напротив подстроечного резистора R4 в экране делается отверстие. Изнутри к экрану припаивается гибкий провод для соединения с общим проводом платы.

Налаживание. Установите R4 в среднее положение. Вместо RЗ впаяйте на коротких проводах подстроенный резистор сопротивлением около 1 МОм. Установите его на минимальное значение. Проследите, чтобы подстроечник, его провода и любые другие предметы не попадали в поле датчика СА. Плавно увеличивайте его сопротивление до тех пор, пока постоянное напряжение на выводе 11 DD1 не снизится на 20 — 25 %. Это сигнал о том, что устройство начало чувствовать окружающее пространство. Измерьте сопротивление подстроечника и замените его таким же постоянным резистором, а подстроечник перенесите на место R5 так, чтобы он не попал в поле датчика СБ. Установите на выходе второго формирователя такое же напряжение, как и на выходе первого. Окончательный баланс установите резистором R4 с помощью тонкой диэлектрической отвёртки после полной сборки устройства. Вытащите отвёртку и проконтролируйте напряжение на выходе ОУ — оно должно быть близким к половине напряжения питания.

Рис. 6. Установка управляющих датчиков в дверной ручке

Рис. 6. Установка управляющих датчиков в дверной ручке

Устройство было успешно испытано с программами «Ил-2» и имитатором планёра «Кондор». Степень реализма оказалась весьма близка к настоящему летательному аппарату. Впрочем, упомянутые программы созданы не для бескрылых людей. Смотрите на шарик «Пионера» и, после небольшой тренировки, всё будет отлично.

Как уже было сказано, предлагаемый бесконтактный управляющий элемент может быть применён не только в компьютерной технике. В большинстве случаев нет нужды в двухканальной балансной схеме, подобной описанной. Одноканальный элемент может быть сделан, как показано на рисунке 5. Поскольку выход формирователя подключён к инвертирующему входу ОУ, то в исходном состоянии напряжение на выходе устройства мало. Напряжение на неинвертирующем входе устанавливается подстроечником R10 чуть ниже порога переключения. Если поднести руку к ёмкостному датчику, то напряжение на выходе устройства станет повышаться. Его можно использовать для регулирования или просто включения-выключения каких либо аппаратов. В последнем случае цепь ООС не требуется. В ходе экспериментов с устройством этот вариант показал себя вполне работоспособным.

Встраивая бесконтактное управление в какую либо аппаратуру следует помнить, что датчик реагирует на ёмкость, вносимую предметами не только спереди, но и сзади него, то есть в корпусе аппаратуры. Важно, чтобы эта паразитная ёмкость была поменьше, а главное — неизменной. Нежёсткое крепление датчика или свободно болтающиеся рядом с ним провода могут сбивать настройку. Это не позволит реализовать хорошую чувствительность.

Интересно применение бесконтактного управления (два независимых канала) для движения каких-либо дверей, створок и т.п. Установив два датчика на ручке, как показано на рисунке 6, можно «толкнуть» створку в любое требуемое положение, не прикасаясь к ней.

Конечно, классические тумблеры и регуляторы проще и дешевле. Но всё же найдутся области применения, где предлагаемые бесконтактные управляющие элементы будут более предпочтительны. Например, в опасных условиях работы, когда необходимо совершенно исключить электрический контакт с оборудованием, передачу инфекции и т. д. Таким образом, многие устройства в будущем смогут управляться буквально одним взмахом руки, не вооружённой пультами, жетонами или какими-то иными приспособлениями.

Знакомство с такой серьезной и загадочной отраслью науки, как робототехника всегда производит на детей сильное впечатление, вызывает у них интерес к науке и жажду своих собственных исследований. Кроме того, у этой игрушки прикладное назначение – знакомство ребенка с законами механики и их применение в реальной жизни. Получается, что это вовсе и не игрушка, а замечательный помощник в учебе!
С удовольствием представляю Вам мастер класс по изготовлению механической руки. По внешнему виду она напоминает экзоскелет, повторяющий естественные движения человеческой руки. Чтобы управлять этим удивительным устройством юному инженеру понадобится изучить строение человеческой руки и перенести его на картонный прототип, а затем "научить" руку двигаться.
Для работы понадобятся следующие материалы и инструменты:
картон; простой карандаш и маркер;ножницы;канцелярский нож;5 пластиковых трубочек; аптечные резинки; нитки средней толщины, иголка; клеящий пистолет.

Знакомство с такой серьезной и загадочной отраслью науки, как робототехника всегда производит на детей сильное впечатление, вызывает у них интерес к науке и жажду своих собственных исследований. Кроме того, у этой игрушки прикладное назначение – знакомство ребенка с законами механики и их применение в реальной жизни. Получается, что это вовсе и не игрушка, а замечательный помощник в учебе! С удовольствием представляю Вам мастер класс по изготовлению механической руки. По внешнему виду она напоминает экзоскелет, повторяющий естественные движения человеческой руки. Чтобы управлять этим удивительным устройством юному инженеру понадобится изучить строение человеческой руки и перенести его на картонный прототип, а затем

Ход работы.
Шаг первый. Положите руку на картон, обведите и вырежьте.

Ход работы. Шаг первый. Положите руку на картон, обведите и вырежьте. (фото 2)

Обратите внимание на направление волокон многослойного картона.

Обратите внимание на направление волокон многослойного картона. (фото 3)

Шаг второй. Промаркируйте линии сгибов фаланг на картоне, ориентируясь по своей руке.

Шаг второй. Промаркируйте линии сгибов фаланг на картоне, ориентируясь по своей руке. (фото 4)

Шаг третий. В местах сгибов фаланг пальцев сделайте небольшие надрезы канцелярским ножом на внешней стороне руки. Зафиксируйте сгибы на каждой фаланге.

Шаг третий. В местах сгибов фаланг пальцев сделайте небольшие надрезы канцелярским ножом на внешней стороне руки. Зафиксируйте сгибы на каждой фаланге. (фото 5)

Пальцы картонной руки должны свободно сгибаться в местах надрезов.

Пальцы картонной руки должны свободно сгибаться в местах надрезов. (фото 6)

Шаг четвертый. Прикрепите пластиковые трубочки с помощью скотча к "руке" как показано на рисунке.

Шаг четвертый. Прикрепите пластиковые трубочки с помощью скотча к

Шаг пятый. Теперь на местах сгиба фаланг пальцев сделайте надрез на пластиковых трубочках на внутренней стороне. Надрезы должны иметь угол примерно 45 градусов, чтобы «пальцы» могли сгибаться.

Шаг пятый. Теперь на местах сгиба фаланг пальцев сделайте надрез на пластиковых трубочках на внутренней стороне. Надрезы должны иметь угол примерно 45 градусов, чтобы «пальцы» могли сгибаться. (фото 8)

Шаг шестой. Удалите скотч и приклейте пластиковые трубочки к картону с помощью клеевого пистолета как показано на рисунке.

Шаг шестой. Удалите скотч и приклейте пластиковые трубочки к картону с помощью клеевого пистолета как показано на рисунке. (фото 9)

Шаг седьмой. Проденьте в трубочки нитки и закрепите их на концах "пальцев". Здесь же прикрепите аптечные резинки.

Шаг седьмой. Проденьте в трубочки нитки и закрепите их на концах

Шаг восьмой. С помощью клеевого пистолета закрепите резинки на тыльной стороне "руки".

Шаг восьмой. С помощью клеевого пистолета закрепите резинки на тыльной стороне

Механическая рука готова! Удерживая нити в руке и потягивая их на себя можно выполнять различные движения рукой: сгибать пальцы, брать легкие предметы и т.п.

Механическая рука готова! Удерживая нити в руке и потягивая их на себя можно выполнять различные движения рукой: сгибать пальцы, брать легкие предметы и т.п. (фото 12)

Поняв принцип работы механической руки, можно предложить детям сделать собственные проекты по изготовлению собственных вариантов экзоскелетных рук. На детей производит особое впечатление, когда на такую "руку" надета перчатка.

Поняв принцип работы механической руки, можно предложить детям сделать собственные проекты по изготовлению собственных вариантов экзоскелетных рук. На детей производит особое впечатление, когда на такую

Для более наглядного изучения строения человеческой руки можно с тыльной стороны можно нарисовать скелет реальных костей руки.

Сварка стальных прутков

Зажигательная граната из метро 2033 (макет)

SAM 1474

SAM 1474

Конструирование башенного крана из бумаги

Моторная лодка своими руками

Моторная лодка своими руками

Модель моторной лодки своими руками!

"Ультра быстрый" самолётик своими руками


Самолетик своими руками

Электрический самолётик

Электрический самолётик

Электрический самолетик

Как сделать мощный мини арбалет

Как сделать мощный мини арбалет

Как сделать мощный мини арбалет

Традиционный лук №285

Традиционный лук №285

Как делается традиционный лук

Переработка шин в топливо- пиролиз. http://www.suslovm.narod.ru

Переработка автомобильных покрышек в топливо

Как сделать из бумаги - Самолет "Канард"

Как сделать из бумаги - Самолет

Самалетик из бумаги своими руками

Аватар пользователя Саша Мовчанюк

Механизм часов с Кукушкой

Механизм часов с Кукушкой

Механизм часов с кукушкой своими руками

Аватар пользователя Саша Мовчанюк

Как сделать мини пушку своими руками / How to make a mini gun with your own hands

Как сделать мини пушку своими руками / How to make a mini gun with your own hands

Как сделать пушку своими руками?

Аватар пользователя Саша Мовчанюк

Как отремонтировать бойлер / водонагреватель (часть 1)

Как отремонтировать бойлер / водонагреватель (часть 1)

Как отремонтировать бойлер в ванной своими руками?

Аватар пользователя Саша Мовчанюк

How to make gears

How to make gears

Механизм перемещения для самодельных станков

Как сделать пневматическую винтовку

Как сделать пневматическую винтовку

Как сделать пневматическую винтовку?

Аватар пользователя Саша Мовчанюк

Мини копия ножа

Микро нож выживания своими руками за пол часа

Микро нож выживания своими руками за пол часа

Вытачиваем нож своими руками

Аватар пользователя Саша Мовчанюк

Сделай сам МИНИ ПЕЧКА на дровах.MINI Stove

Сделай сам МИНИ ПЕЧКА на дровах.MINI Stove

Мини печка на дровах своими руками

Аватар пользователя Саша Мовчанюк

Заточка цепи бензопилы. Сделай Сам!

Заточка цепи бензопилы. Сделай Сам!

Как сделать замочную цепь бензопилы своими руками?

Аватар пользователя Саша Мовчанюк

Электронный журнал "Сделай сам"

Статистика сайта

© 2009 — 2022 Сделай Сам
Перепечатка и копирование материалов сайта разрешено только с размещением активной ссылки на публикуемый материал.
Разработка и поддержка сайта Ugnet


Друзья, у меня счастье! Меня напечатали в журнале "Моделист-Конструктор"! Целых 2,5 разворота посвящено моему самолёту, о котором писал в начале лета. Я рад, я счастлив! Это журнал моего детства, с которым я рос, которого я ждал каждый месяц и зачитывал до дыр. Для меня — это маленькое личное достижение, ибо я даже представить себе не мог, что меня когда-то могут в нём напечатать. Хейтеры скажут — это же не Эскваир и где сейчас этот Моделист-Конструктор? Но олды тут © и думаю поймут мою радость!





Самолёт летает, ничего ему не делается. Приносит только позитивные эмоции. Заказал для него видик и камеру — оборудование для FPV (чтоб смотреть во время полёта в реальном времени). Очки для FPV подарили друзья на день рождения, аж две штуки. Теперь смогу летать сам и дать одни зрителю, чтоб смотрел.




На последок — маленький видос-компиляция низких проходов с полетушек:

Спасибо за внимание! 😅 Подписывайтесь на мой инстаграм.

Комментарии 19


Да тоже журнал мое детства. Теперь я тоже отношусь к олды или олдам ! Модель на зависть! Молоток!


Олды здесь, МК выписывал во времена СССР. Респект за поделку.


Полностью согласен, надо купить Сухой СуперДжет и допиливать и тюнить его в гараже. :)



Полностью согласен, надо купить Сухой СуперДжет и допиливать и тюнить его в гараже. :)

И выйдет все равно танк!


А почему фото черно белое хммм


потому что журнал чёрно-белый))


Странности, 21 век на дворе


Не ожиданно что журнал еше печатается был интересный журнал!Самолет зачетный!



А он еще жив оказывается… Журнал конечно.


Маленький ребенок и его игрушки…В таком возрасте люди уже сами создают самолеты и летают на них…А тут модельки игрушки…Детство…


Сударь, в таком возрасте люди в курсе, сколько (зарплат, времени) стоит самолёт, что такое СЛГ, цена его получения, цена обучения, обслуживания, приписки. Я уж не говорю о стоимости постройки самого самолёта… так что — кто тут из нас маленький?

Я и настоящий могу спроектировать и построить)) только вот отберут. Летать нельзя, небо закрыто. Того и гляди, эту игрушку заставят ставить на учёт, согласовывать полёты и прочее.


У вас в России небо закрыто ?


Закрыто. СЛГ на самострой получить нереально. Проще купить б/у самолёт и выучиться на пилота — меньше геморроя и по закону. Я — законопослушный человек.

Я умею управлять самолётом Миг-17 и Ан-2, тренажеры которых стоят в местном аэроклубе, но до реальных полётов дело не дошло — жизнь живу, знаете ли, дел земных пока предостаточно. У меня 4 машины, большинство из которых я восстановил своими руками. Эту игрушку я спроектировал и построил опять же сам, потому как теорией владею. Голова на месте и руки не из задницы … так что в этом плохого? Я сделал самолёт. Он не сделал, вы не сделали, они не сделали, а я сделал! Ещё меня в журнале моего детства напечатали.

Если бы на это "хобби" мог без труда вложить те же суммы, что потратил на самолёт — другой вопрос. Только боюсь, нужно к каждой позиции из сборки, подписать два или три ноля… Я пока такими суммами не располагаю. Вы располагаете — ок, рад за вас, дерзайте. Только не обижайте меня, что я видите-ли занимаюсь тут детскими вещами. Я как-бы и рад, но какой смысл, если пару лет моих стараний будут отобраны в первый же день, как оно поднимется в воздух? А оно поднимется, не сомневайтесь. Самолёт по моему сделать — проще, чем машину. Отберут так же железно — не сомневайтесь. "Студёных былин" — полны интернеты. Далеко ходить не надо.


Сударь, в таком возрасте люди в курсе, сколько (зарплат, времени) стоит самолёт, что такое СЛГ, цена его получения, цена обучения, обслуживания, приписки. Я уж не говорю о стоимости постройки самого самолёта… так что — кто тут из нас маленький?

Я и настоящий могу спроектировать и построить)) только вот отберут. Летать нельзя, небо закрыто. Того и гляди, эту игрушку заставят ставить на учёт, согласовывать полёты и прочее.

В курсе сколько что стоит .У друзей несколько самодельных самолетов, автожир, я помогал им делать.Сам же строю вертолет и автожир…Но у нас другая беда- у нас война идет…


Стройте на здоровье. Главное — никому не показывайте и летайте где-нибудь в глухой деревне до первого патруля. Такие ультимативные развлечения в нашей стране под запретом.


Маленький ребенок и его игрушки…В таком возрасте люди уже сами создают самолеты и летают на них…А тут модельки игрушки…Детство…


Откопал давеча на даче замечательную книгу В. Захарченко и И. Туревского "Я строю автомобиль" (1990г), посвященную отечественному самавто 80-х годов. Замечательную и уникальную, т.к. ни до нее ни после ничего толкового и вместе с тем популярного для массового читателя у нас в стране по этой тематике не издавали.



Но речь не о ней. Точнее не совсем о ней, а об авто с обложки- тогдашней звезде самодельного автостроения, машине уникальной по определению и очень необычной по исполнению.
Это "Панголина"- двухместный спорткар, созданный в 1980 г инженером из г. Ухта Александром Кулыгином, творцом интересных самоделок и даже впоследствии модельщиком АЗЛК.


По мнению большинства современных блоггеров (в книге этот аспект не поднимался), дизайн-прообразом модели выступил ни кто иной как Lamborghini Countach.


Изредка попадаешь на ссылку к DeLorean DMC-12, но думаю, что в 1980 г (начало работы Кулыгина над проектом) о Делориане в Ухте не слышал никто.


Панголина и правда напоминает Ламбо, как впрочем и многие другие спорткары 70-х- как "от Бертоне" так и, к примеру, ИталДизайна- в моде тогда был этот многогранный стиль ("folded paper" у Джуджаро)
Это к примеру и Lotus Esprit S1


и прототип Alfa Romeo Navajo (как впрочем и более ранняя Carabo)




Ее стеклопластиковый кузов Кулыгинской разработки покоился на хребтовой раме (обычное дело для самавто), и прятал под собой практически фабричную жигулевскую начинку с мотором 2101 (62л.с.), но самобытных решений было хоть отбавляй.
Чего стоил подъемный с гидроприводом центральный блок кузова, включающий в себя плафон крыши с интегрированными дверьми и ветровым стеклом.


Более того- для доступа к двигателю была выполнена подъемной и панель приборов с центральной консолью и рулевым колесом- со всеми вытекающими- были изменены привод тормозной системы, добавлено лишнее сочленение к рулевому валу и т.д.


А перископ заднего вида?



А 4-х фарный подъемный блок головного света с электроприводом?
А оригинальная система очистки оригинального ветрового стекла собранная из элементов оной от Икаруса?


фото как видим, 1985 г- к тому времени уже появились 2 статичные фары и внешнее зеркало- машина ездила по дорогам общего пользования и должна была соотв ПДД

+ бортовой компьютер с вполне современными функциями (ср скорость, расход топлива, опрос электросистем и голосовой (!) рапорт о состоянии автомобиля).

+ радиальные низкопрофильные шины и легкосплавные диски- во времена, когда заводские штампы и диагоналка 6,15-13 были нормой, трендом и пределом мечтаний)
С 1981 и по 1985 Панголина неустанно и добросовестно отрабатывала инвестиции в себя, принеся Кулыгину всесоюзную и не только славу, а к 1986г — и работу в КБ АЗЛК.
Автомобиль учавствовал во всесоюзных автопробегах, телепередачах, экспонировался на московских и даже болгарской выставках, о нем писали в журналах и как минимум в одной интересной книге (см п.1), но к началу 90-х годов начал понемногу предаваться забвению.
В 1994 г автомобиль попадает в аварию, из-за чего ни много ни мало меняет тип кузова. Повреждения получает центральный колпак, а так как матрицы, по которой Кулыгин кроил стеклопластик в 80-м году не сохранилось, он купирует подъемный блок, и Панголина из трехдверного хетча превращается в практически тарга:



К тому времени от первоначального набора ноу-хау на машине сохранилось далеко не все- исчез перископ (причем гораздо ранее чем крыша), панорамный дворник, появились внешние зеркала, статичные фары, Был основательно переделан салон, перекрашен кузов (в n-й раз), затонированы стекла и инсталлирована "серьезная" музыка- все в духе времени.
Ну а далее Панголину ждала судьба музейного экспоната- Александр Кулыгин, проработав 10 лет на АЗЛК, бросил завод (накануне эпохи Асатряна), а с ним и страну, и в 1997м переехал в Нью- Йорк, где малоуспешно торговал кит- карами до 2004 года, в котором попадает в аварию (вот ведь судьба) и погибает.
Коня он ессно бросил- пристрелить не поднялась рука. Машина пошла по людям, и с середины 2000х в конце концов осела в музее экипажей и автомобилей Авторевю- в поставарийной реинкарнации и предреставрационном состоянии.


От себя хочу добавить- когда откопал книгу детства- сразу вспомнил о Панголине- это была действительно самая раскрученная самоделка СССР. Но в книге был описан гораздо более интересный по технике и чуть менее знаменитый проект- напишу об этом позже.

Читайте также: