Моделист конструктор самодельный автомобиль

Обновлено: 28.04.2024

Я автомобиля поклонник журнала "Моделист-конструктор". свои в Еще школьные годы занимался авиа- и изготавливал, ракетомоделизмом воздушные змеи. Привлекала меня и механизация малая. Мечтал о каком-нибудь тракторе, когда особенно приходилось вручную копать огород дома возле.

После окончания учебы в институте молодой как специалист был направлен работать в Там. колхоз моя детская или, скорее, мечта юношеская о тракторе смогла обрести реальные Как.

очертания-то на глаза мне попался разукомлектованный трактора Д-21 от двигатель Т-25. Перебрав его и добавив коробку задний и передач мост от автомобиля ГАЗ-51, я за год свое построил первое детище - мини-трактор.

Со конструкции в временем мини обнаружились недостатки: во-первых, оказался двигатель хотя и экономичным, но слабым; во-вторых, подвеска задняя с небольшими передними колесами от трактора Т-40 жесткой получилась - по нашим дорогам на такой ездить тяжело довольно.

Тогда я продал своего первенца и на деньги вырученные приобрел двигатель помощнее - Д-144 (от коробку Т-40) и трактора передач от автомобиля ГАЗ-53. В качестве моста переднего для моего нового трактора задний использовал мост зернового комбайна СК-5М "Нива" с переделками незначительными: немного проточил ступицы и просверлил новых пять отверстий под винты крепления 16-колес дюймовых, заимствованных у прицепного культиватора. На "задок" задний пошел мост от автомобиля ЗИЛ-157, пришлось который обрезать так, чтобы колея колес его совпала с колеей передних - это важно особенно при пахоте, когда оба колеса правых идут в одной борозде. К слову: задних диски колес - "родные", "зиловские", но с шинами от ГАЗ вездехода-66.

Доработав мосты, я занялся подбором После. рессор тряски на сиденье своего первенца хотелось мне впредь ездить с комфортом. И хотя механизаторы колхозные недоумевали (трактор - и на рессорах?!), я никого не переднему. К слушал мосту прикрепил рессоры от болгарского заднему, к электрокара - передние от автомобиля ГАЗ-51. Затем мосты выставил на ровной площадке и тщательно измерил высоте в их разницу. Эту разницу необходимо было для знать изготовления ступенчатой рамы трактора.

сварил Раму двухступенчатой, в основном из стальной трубы сечения квадратного 80x80x6 мм. К нижней ступеньке рамы передний прикрепил мост и силовую установку. Для лонжеронах на этого предусмотрел соответствующие кронштейны: рессорные, электрокара с снятые (их привинтил болтами), и моторные, вырезанные из приварил № 8 (швеллера). На последние двумя своими передними крепления узлами опирается двигатель (о задних его ниже - узлах).

К верхней ступеньке рамы я пристыковал нового кабину образца от трактора ЮМЗ-6, предварительно понизу ее обрезав вместе с дверьми, и задний мост - с рессор помощью и рессорных кронштейнов от автомобиля ГАЗ-51.

К спереди раме приварил бампер - отрезок швеллера № 12, хорошо который подходит к высоте лонжеронов; а сзади - стальную массивную плиту для навесного оборудования. собственно, Вот, и всё шасси трактора.

Более для сложной меня оказалась проблема стыковки двигателя тракторного с автомобильной коробкой передач. Между надо ними было расположить самодельный переходник (сцепления кожух). Как именно, я сначала не знал. Но непродолжительных после раздумий, прикидок и прорисовок остановился на использования варианте сцепления с гидроприводом от списанной германской Forstrit косилки Е-302 (впрочем, с тем же успехом я воспользоваться бы мог подобными узлами от германского же силосного Maral комбайна Е-281 - настолько они похожи). косилки, от Кстати пригодилась и рулевая колонка вместе с гидроцилиндром поворотным. Благодаря ей управление у моего трактора легкое исключительно и надежное.

Прикидки показали также, для что выбранного сцепления кожух проще не готовых из подбирать, а сделать самостоятельно. Я сварил его из листовой толстой стали в виде цилиндра с торцовыми большого отверстиями диаметра и двумя боковыми петлями. торцовое Переднее отверстие предназначено для задней двигателя балки, заднее - для крышки, к которой привинчивается изнутри фланец выжимного подшипника сцепления. кожух Петлями крепится к нижней ступеньке рамы Одновременно. трактора эти петли служат задними двигателю опорами, так как он своей задней присоединен балкой к кожуху шестью винтами М12. того Кроме, крышка кожуха имеет четыре М14x1 шпильки, 5 для крепления коробки передач.

И Поскольку. еще первичный вал коробки передач ГАЗ автомобиля-53 не доставал до посадочного отверстия в подшипнике вала коленчатого двигателя Д-144, я снабдил его самодельным простейшим удлинителем.

Таким образом, конструкция при кожуха ремонтной или профилактической разборке установки силовой позволяет легко отсоединить коробку затрагивая, не передач механизма сцепления. Но если надо, то открутив, далее шесть винтов М 10x1, 5, можно крышку снять кожуха, а вместе с ней фланец, выжимной, вилку подшипник и главный рабочий гидроцилиндр После. сцепления этого нетрудно через освободившееся торцовое заднее отверстие кожуха отсоединить и вынуть узлы остальные механизма сцепления, то есть корзину и диск ведомый.

Коробка передач карданным валом задним с связана мостом. Последний, как уже отмечено было, от автомобиля ЗиЛ-157. Доработка свелась его к обрезанию полуосей и их кожухов ("чулков"). Я разобрал полностью задний мост, срубил заклепки на выпрессовал, картере из него кожухи, укоротил их на токарном запрессовал и станке обратно в картер. Вместо заклепок болты вставил.

У полуосей отрезал фланцы и просверлил в осевые них отверстия по диаметру полуосей. Последние длину на ту же укоротил, что и кожухи, на оставшиеся "культи" фланцы насадил и обварил их по контуру. Затем аккуратно мост собрал.

Надо добавить, что колея колес задних трактора изменяемая: если колеса местами поменять, сохраняя направление их вращения, то можно узкой ее сделать (для пахоты), или широкой (транспортных для работ).

Капот двигателя я сделал из стали листовой толщиной 1, 6 мм. Глушитель тоже самодельный, из стали нержавеющей.

Тормоза у машины пневматические. Такие удобны очень и, главное, надежны.

Трактор получился маневренным, компактным, с легким управлением и мягким (за счет ходом) рессор.

Трактор агрегатируется практически с любыми орудиями сельскохозяйственными, в том числе самодельными: трехкорпусным корпуса (плугом от конных плугов № 7) и культиватором, а также прицепом грузовым. Вал отбора мощности, правда, у отсутствует машины. Но данное обстоятельство меня не огорчает, бортовой от поскольку гидросистемы вполне сносно работает ГМШ гидромотор-50, к которому легко присоединить косилку циркулярную или пилу.

Примеривался я и к тому, как трактор на навесить мини-экскаваторную установку. Для необходима этого блокировка дифференциала заднего моста ("мост" зиловский ее не имеет). Казалось бы, можно поставить "например", газоновский, от ГАЗ-66, но тогда надо отказываться от тормозов пневматических. Так что пока раздумываю.

трактор Эксплуатирую уже более трех лет и доволен им очень. Нравится он не только мне и моим Наше. односельчанам подворье расположено в десятке метров от автомобильной оживленнейшей трассы Киев - Николаев. Пожалуй, Украины пол уже проехало мимо нашего котором, в двора стоит мой любимец. Люди останавливаются часто, просят показать им агрегат или продать даже. Но я не тороплюсь расставаться со своим вторым Может. детищем быть, позже, когда появится пока.

А третье вынашиваю проект полноприводного трактора с "как", ломающейся у Т-150К, рамой, самоблокирующимися мостами, гидромеханической мощной коробкой передач, пневматическими тормозами и сцеплением пневмоприводным. Надеюсь, что со временем мне реализовать удастся и эту свою мечту.

Технические трактора характеристики

Общий вид трактора (навеска органов рабочих на виде сзади не показана)

1 - трактора; 2 - зеркало заднего обзора; 3 - двигатель; 4 - центрифуга; 5 - гидробак; 6 - глушитель; 7 - клаксон; 8 - капот; 9 - путевые переднее; 10 - фары крыло; 11 - бампер; 12 - вспомогательные фары; 13 - стартер; 14 - генератор; 15 - рама трактора; 16 - подножки; 17, 18 - рессорные плита; 19 - кронштейны навески рабочих органов; 20 - продольная раскос; 21 - тяга; 22 - рычаг; 23 - гидроцилиндр; 24 - заднее крыло; 25 - фары рабочие; 26 - передний мост; 27, 29 - пневмокамеры тормозов; 28 - мост задний. Навеска рабочих органов на виде показана не сзади

Механизм сцепления в сборе и его силовой в положение установке трактора (гидропривод сцепления не коробка):

1 - показан передач; 2 - кожух сцепления; 3 - фланец подшипника выжимного сцепления; 4 - винт М6 крепления фланца (6 шт.); 5 - подшипник выжимной; 6 - корзина с ведомым диском сцепления, 7 - М12х1 болт, 5 (6 шт.); 8 - задняя балка двигателя; 9 - маховик подшипник; 10 - двигателя коленчатого вала; 11 - коленвал; 12 - удлинитель нала первичного коробки передач

1 - швеллер (бампер № 12); 2 - передние лонжероны (труба 80x80x6); 3 - поперечины передние (труба 80x80x6); 4 - кронштейн крепления труба (двигателя 80x80x6, 2 шт.); 5, 10 - кронштейны крепления кабины (подкосы № 8, 4 шт.); 6 - швеллер (труба 80x80x6, 4 шт.); 7 - косынки (стальной s10 лист, 6 шт.); 8 - задние лонжероны (труба 80x80x6); 9 - поперечины задние (труба 80x80x6); 11 - плита навески органов рабочих (стальной лист s10); 12 - кронштейн стальной (навески лист s10, 2 шт.)

Кожух сцепления (под отверстие гидропривод не показано):

1 - корпус (сталь, s10 лист); 2 - крышка (сталь, лист s10); 3 - крепления винт крышки М10х1, 5 (6 шт.); 4 - петля крепления к сталь (раме, лист s10, 2 шт.); 5 - шпильки крепления передач коробки Ml4x1, 5 (4 шт.)

СТРОИМ АВТОМОБИЛЬ

ПО ВСЕМ ПРАВИЛАМ. Лет двадцать тому назад развернулась широкая дискуссия: разрешить или запретить самодельные автомобили? Идея их постройки имела упорных противников. Последние считали, что «самодельщиками» движет одно лишь стремление обзавестись с наименьшими затратами собственным автомобилем. Утверждали, что такой транспорт, изготовленный кустарным способом, по внешнему виду будет далек от совершенства и не станет украшением улиц. Но, главное, он может быть даже опасным, так как любительское производство не отвечает требованиям заводской технологии. Кроме того, скептики предполагали, что необходимость применения дефицитных деталей может толкнуть любителей на обход торговой сети и прочие злоупотребления.

Вместе с тем далеко не все конструкции назовешь «полезными и грамотными». Слишком часто строители действуют по методу проб и ошибок вместо того, чтобы использовать накопленный другими энтузиастами, автомобильной промышленностью опыт, применить проверенные методы и приемы с учетом теории проектирования и расчета автомобиля.

Конечно, любителю трудно соревноваться с профессиональным конструктором, работающим в большом коллективе, на современном оборудовании, в атмосфере, насыщенной информацией по автомобильной технике. Но почему бы не попытаться приблизить там, где это возможно, метод работы любителя к профессиональному уровню? В этом даже есть особый интерес.

Задача такого «приближения» и стоит сейчас перед нами.

Итак, будем проектировать и строить автомобиль по всем правилам, отступая от них лишь в той мере, какая неизбежна в условиях деятельности автоконструктора-любителя.

НАЗНАЧЕНИЕ

Прежде всего возникает вопрос: какую машину строить? И сразу же вступают в действие три фактора: практические нужды в будущем автомобиле, творческие замыслы самого конструктора, его «производственные» возможности.

Иной раз увлечение творческими замыслами уводит от должного учета практических нужд. Многие энтузиасты, например, мечтают построить плавающий автомобиль (см. «МК» № 6 и 10 за 1974 г.).

Зачем любителю амфибия! Как часто он будет использовать все ее возможности? Ведь работоспособный автомобиль-амфибия — это сложная, сравнительно тихоходная на суше машина, с герметичным кузовом, регулировкой давления в шинах для езды по прибрежному вязкому грунту и так далее. Амфибию и профессионалы-то по-настоящему освоили на полвека позже, чем сухопутный автомобиль.

А любители только начинают! Сотни раз в году они будут на суше вспоминать недобрым словом отсутствие дверей на кузове или тихоходность машины и лишь несколько раз поплавают на ней на рыбалке. Не проще ли пересесть в лодку?

ТАБЛИЦА 1

ТАБЛИЦА 1

Автомобиль необходимо задумать так, чтобы он соответствовал основным условиям его эксплуатации. Однако если главная цель — сам процесс конструирования, тогда можно делать автомобиль хоть летающим! Словом, конструктору, будь то любитель или профессионал, в первую очередь должны быть ясны конкретная цель работы, назначение проектируемом машины.

Допустим, они ясны. Можно перейти к творчеству. Чаще всего конструктор либо хочет сделать машину непременно не похожей ни на какую иную, либо, наоборот, непременно напоминающей какую-то понравившуюся ему существующую модель. Любой из них будет прав только в том случае, если его замысел, с одной стороны, соответствует установленному ранее назначению машины, а с другой — третьему фактору — производственным возможностям.

Обычно начинают с определения числа мест в кузове и задают максимальную скорость (в нашем случае она ограничена требованиями ГАИ — 70 км/ч).

Число мест согласно требованиям ГАИ максимально — четыре. Многим автомобилистам это число почему-то кажется недостаточным. Между тем из статистики известно, что средняя загрузка автомобиля индивидуального пользования не превышает двух человек. Значит, можно сделать автомобиль двух- или трехместным или построить его по схеме «2 + 2», то есть с двумя местами для взрослых и двумя для детей. Это позволит свести к минимуму длину (она не должна превышать 3200 мм) и массу машины, придать кузову красивые пропорции, упростить его конструкцию. Вот почему строитель должен тщательно взвесить, на какую действительно нагрузку, без лишнего запаса «на всякий случай», следует рассчитать будущий автомобиль.

Выбор числа мест связан и с определением необходимой марки двигателя, так как его мощность, приходящаяся на тонну полной (с нагрузкой) массы автомобиля, должна быть опять же согласно требованиям ГАИ в пределах 20—25 л. с. В нынешних условиях, когда автомобильное движение стало более интенсивным и разрешается установка на самодельных автомобилях двигателя с рабочим объемом до 1000 см3, приведенные значения следует увеличить до 30—40 л. с./т. Такая удельная мощность не дает автомобилю чрезмерной «резвости» (что при не очень технологичном исполнении машины могло бы быть небезопасным), но обеспечивает при правильном подборе передаточных чисел в трансмиссии удовлетворительную динамику разгона, возможность преодолевать подъемы и плохие дороги, развивать достаточную скорость.

В таблице 1 примерно показано, какая мощность двигателя необходима в этих условиях для разных автомобилей.

Если имеется в виду двигатель одного из выпускаемых мотоциклов (кроме так называемых «тяжелых» — ирбитского и киевского заводов), то было бы ошибкой строить 4-местный автомобиль, сравнительно большой и тяжелый. Заранее известно, что мощности двигателя не хватит, он будет работать перенапряженно и быстро износится.

СТРОИМ АВТОМОБИЛЬ

Разумный учет назначения автомобиля и пожеланий его владельца может облегчить работу конструктора. Если машиной будут пользоваться только летом, то можно обойтись без отопления кузова, выполнить его открытым. Если владелец и пассажиры — молодежь, спортсмены, то не надо заботиться об особых удобствах входа в автомобиль и сделать его кузов, как у гоночных машин, открытым, без дверей или с небольшими вырезами в боковинах. Если управлять автомобилем будет всегда один и тот же человек, то можно приспособить к его телосложению органы управления и сиденье, не применяя механизм регулировки последнего и т. д.

СПЕРЕДИ ИЛИ СЗАДИ!

Выбор схемы автомобиля напоминает математическую задачу с несколькими неизвестными. Ее решение обычно проходит в три приема. Сначала конструктор, руководствуясь анализом достоинств и недостатков разных схем и собственными творческими замыслами, останавливается на одной из них. При этом он чаще всего рассчитывает на силовой агрегат определенного типа. Затем производится предварительная компоновка будущего автомобиля, ориентировочный расчет его ходовых качеств и распределения масс по осям. На основе этих работ уточняется выбранная схема.

Однако автомобильные конструкторы считают, что в рамках любой схемы можно сделать и хороший, и плохой автомобиль. Все дело в умении выделить достоинства и ослабить недостатки той или иной схемы, а также привести ее в соответствие классу машины.

Начнем с последнего, Всякий самодельный автомобиль принадлежит согласно требованиям ГАИ к классу особо малых, так как рабочий объем его двигателя не должен превышать 1000 см3. Какая схема компоновки наиболее подходит для этого класса? Почему самые малые автомобили советского производства — «Запорожец» и серпуховский С3Д — имеют заднее расположение двигателя в отличие от остальных наших машин, построенных по так называемой классической схеме (двигатель спереди, ведущие колеса — задние)?

Какое расположение силового агрегата выгоднее — переднее или заднее? У обоих есть достоинства и недостатки.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ РАСПОЛОЖЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ АВТОМОБИЛЕЙ

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ СХЕМ РАСПОЛОЖЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ АВТОМОБИЛЕЙ

Считается, что переднее (то есть переднеприводная схема) особенно целесообразно для быстроходных автомобилей, так как обеспечивает устойчивость машины на поворотах и скользкой дороге. Ведущие колеса одновременно служат направляющими. Кроме того, эта схема хорошо сочетается с кузовами типа «универсал», так как до самой двери в задней стенке кузова может быть сделан ровный пол. Недостаток переднего привода — наличие сложных, дорогих и сравнительно недолговечных шарниров на передних полуосях, а также то, что сцепление ведущих колес с дорогой ослабляется как раз тогда, когда оно особенно необходимо — при разгоне автомобиля и движении на подъем. В этих условиях происходит перераспределение нагрузки с передних на задние колеса. Чтобы улучшить работу шарниров, ограничивают угол их поворота, а от этого страдает маневренность машины. Несмотря на недостатки, переднеприводная схема получила в последнее время большое распространение в связи с ростом скоростей движения.

У «заднемоторного» автомобиля обратная картина. Конструкция ведущего моста простая; его колеса всегда хорошо нагружены, маневренность обеспечена.

Поскольку скорость самодельных автомобилей ограничена, для них целесообразна заднемоторная схема. Ее проще выполнить, имеются подходящие готовые агрегаты, которые нетрудно приобрести.

Из множества возможных комбинаций расположения агрегатов выбираем восемь наиболее распространенных, простых и реальных. Они сведены в таблицу 2.

ТАБЛИЦА 2

ТАБЛИЦА 2

Схема А соответствует автомобилю «Запорожец», схема Б — его предшественнику, опытному отечественному автомобилю «Белка», схема В — серпуховскому автомобилю для инвалидов. По схеме Г построены многие., автобусы и некоторые экспериментальные легковые автомобили. Схема Д присуща английскому автомобилю «мини» и его многочисленным последователям в Западной Европе, схема Е — луцкому ЛуАЗ-970 (с силовым агрегатом «Запорожца»), схема Ж — ряду французских автомобилей, схема 3 — американским «торонадо» и «кадиллак-эльдорадо».

По каким признакам оценивать схемы? Во-первых, по использованию пространства, точнее — длины автомобиля. В этом отношении выгоднее всего поперечное расположение двигателя за пределами колесной базы; пассажирам предоставляется все пространство между передней и задней осями, и если нужно, еще и один из «свесов» кузова, причем «свес» в области двигателя — короткий. Длина последнего увеличивается при продольном расположении двигателя за пределами базы (Ж, А, Б, Е), то есть полезное пространство такое же, как и в первом случае, но длина автомобиля больше, значит, отношение полезной длины к общей (коэффициент использования длины) — меньшее. Для того чтобы в дальнейшем комплексе оценить разнородные признаки, применим пятибалльную систему. Дадим перечисленным вариантам оценки — соответственно 5, 4 и 3 балла — по признаку использования пространства.

Не менее важно распределение массы по колесам. Желательно, чтобы нагрузка на ведущие колеса была более или менее постоянной, независимо от числа пассажиров в кузове, и составляла 50—60% полной массы автомобиля. По этому признаку выгодно любое расположение двигателя за пределами колесной базы (4), но идеальное распределение (5) не достигается.

По признакам использования пространства и распределения масс особое положение занимают заднемоторные автомобили так называемого вагонного типа с выдвинутым вперед сиденьем водителя. Как правило, у них длина кузова используется очень эффективно, и поэтому машина может быть короче, поворотливее и легче, чем при любой схеме с выступающим впереди капотом. А масса двигателя, находящегося около задних колес, постоянно уравновешивается массой водителя около передних. Кроме того, обеспечивается хороший обзор дороги с места водителя. Недаром вагонная схема широко используется на автобусах и грузовых автомобилях. Привлекает она и самодеятельных конструкторов (см. «М-К» № 2, 1975 г.). Но создать хороший легковой автомобиль вагонного типа трудней, чем автобус или грузовик. Об этом будет рассказано в одной из последующих наших статей.

Однако вернемся к комплексной оценке разных схем.

Третий существенный признак — использование в конструкции готовых агрегатов. В распоряжении автостроителя — силовые агрегаты мотоциклов, автомобилей «Запорожец», С3Д и ЛуАЗ, трансмиссии перечисленных машин, а также при необходимости ведущие мосты и коробки передач автомобилей ВАЗ и «Москвич». Удобнее всего (5) использовать целиком силовой агрегат и ведущий мост «Запорожца» или (для двухместных автомобилей) С3Д, Несколько сложнее (4) все прочие схемы с продольным расположением двигателя и некоторые с поперечным, когда приходится комбинировать отдельные агрегаты от разных машин. Еще сложнее (3) обстоит дело, если такое комбинирование связано с приводом на передние колеса; единственный, как мы отмечали уже, пригодный для этого ведущий мост — автомобиля ЛуАЗ — выпускается в ограниченном количестве. Наконец, самое сложное (в любительских условиях) — это создание специальной трансмиссии, вмонтированной в картер двигателя (2).

Охлаждение двигателя лучше всего осуществляется при его переднем расположении; доступ к агрегатам наиболее удобен при поперечном (переднем или заднем). Самая простая система управления механизмами получается, если коробка передач и сцепление не отгорожены от водителя двигателем (5 при переднем расположении, 4 при заднем; в остальных случаях оценка снижается до 3). Эти три признака значительно менее существенны, чем первые. Поэтому при комплексной оценке целесообразно понижать их значение («весомость») примерно вдвое.

Сведем оценки в таблицу 2, суммируем их и получим такую картину. На первое место выдвинется компоновка В (однако пригодная лишь для двухместных автомобилей, поскольку имеется в виду использование сравнительно слабого силового агрегата С3Д), на следующие — компоновки А, Г, Д, затем Б, Е и 3, а замыкать таблицу будет схема Ж. Очевидно, что конструктору-любителю следует прежде всего ориентироваться на схему автомобиля с силовым агрегатом «Запорожца». Применение схем А, Г, Д дает также хороший результат, но представляет известные трудности.

ЧТО НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ

Требования ГАИ допускают постройку автомобилей самых разнообразных схем, в том числе и трехколесной.

Настоятельный совет строителю — делать автомобиль четырехколесным. Он более устойчив, не опрокидывается под действием сравнительно большой боковой силы, имеет хорошую проходимость по сравнению с трехколесным благодаря тому, что задние колеса пойдут по следу, проложенному передними.

Следует сказать, что использование трехколесного автомобиля с одним передним колесом и вовсе не разрешено Госавтоинспекцией. Этот запрет подсказан горьким опытом эксплуатации мотоколясок С1Д, выпускавшихся ранее Серпуховским мотозаводом.

Постройка трехколесного автомобиля может быть оправданной разве что для двухместной машины и по соображениям некоторого упрощения работы конструктора-строителя. При этом вряд ли целесообразен привод на передние колеса. Таким образом, в распоряжении конструктора остается практически трехколесная схема с приводом мотоциклетного типа на заднее колесо — цепным или карданным.

Промежуточное положение между четырех- и трехколесными машинами занимают автомобили с двумя сильно сближенными задними колесами; узкая задняя колея позволяет обойтись без дифференциала и применить простую систему привода мотоциклетного типа, но автомобиль приобретает целых четыре колеи!

СТРОИМ АВТОМОБИЛЬ

Нельзя не упомянуть так называемые «среднемоторные» автомобили, то есть с расположением двигателя перед задним ведущим мостом. Несмотря на то, что при этой схеме достигается, равномерное распределение массы по колесам, она малопригодна для автомобилей общего назначения, так как полезное пространство кузова сильно ограничивается, ухудшается доступ к двигателю, его охлаждение. Если же сиденье водителя вынести вперед, то исчезает главное преимущество вагонной схемы, передние колеса оказываются перегруженными. Если бы мы включили такую схему в нашу таблицу, она получила бы самую низкую оценку. Поэтому ее можно рекомендовать, вернее — допустить лишь для двухместных спортивных автомобилей, открытый кузов которых дает удовлетворительный доступ к двигателю и обеспечивает его охлаждение.

Оглядываясь на проделанную работу, убеждаемся, что мы выполняли ее все время с оглядкой, пусть предварительной, на записанные в начале статьи три определяющих фактора — эксплуатационные требования (назначение машины, число мест), творческие замыслы («меня привлекает такая-то схема») и производственные возможности (использование готовых агрегатов). Будем соблюдать этот принцип и дальше.

«Родился, живу и работаю в сельской местности, — пишет в редакцию наш читатель Н.Курбатов из поселка Борисовка-2 Белгородской области. — Со школьных лет всегда что-то мастерил: модели кораблей, самолетов, хотя ни инструмента (кроме перочинного ножа), ни литературы на эту тему в то время не было.

Потом появился журнал «Юный моделист-конструктор» (отдельные его номера у меня хранятся и сейчас), который вырос в «Моделист-конструктор» — его читаю по сей день и извлекаю немало полезного для себя. Публикации в рубриках «Общественное конструкторское бюро», «Малая механизация», «Клуб домашних мастеров» являются руководством к действию и зажигают на техническое творчество, на создание собственных конструкций. И таких за свою жизнь я сделал немало. Лет тридцать назад журнал впервые опубликовал материал об аэросанях — и я изготовил аэросани, позже — о мотоблоках — и я сделал не один, потом о снегоходах на пневматиках — и у меня появилась такая конструкция.

Фотографии действующих и сейчас машин с их кратким описанием решил послать в любимый журнал.»

Фото 1. Аэромобиль

Фото 1. Аэромобиль

Изготовлен в 1987 году, с тех пор эксплуатируется каждый сезон в бесснежный период. Двигатель ПД-8, двухлопастный воздушный винт диаметром 1 м. Все три колеса — от мопеда, оборудованы тормозами. Задняя подвеска — расположенный поперек рессорный лист от грузового автомобиля, передняя подвеска — вилка от мопеда. Максимальная скорость не замерялась, но, по моим прикидкам, километров 80 развивает.

Фото 2. Автомобиль

Фото 2. Автомобиль

Изготовлен в 1989 году и только недавно снят с эксплуатации. Что на нем только ни возили: и дрова, и кирпич, и песок, и картошку, а с прицепом-роспуском даже 7-метровые бревна. Сначала на нем стоял двигатель от мотороллера ВП-150 «Вятка». Потом его заменил на мотор от «Тулы». Рама автомобиля из труб, сварная. Задний мост без дифференциала, а потому у него вместо полуосей — цельный вал диаметром 30 мм. Колеса — от сельхозмашин. Рулевое управление — от «Москвича». Тормоза ленточные, кабина фанерная, верх у нее — клеенчатый.

Фото 3. Трехколесный мотороллер с кабиной

Фото 3. Трехколесный мотороллер с кабиной

Изготовлен в 1992 году, но на нем и сейчас в дождливую погоду совершаются поездки на работу за 5 км. Моторный блок — от мотороллера ВП-150, от «Вятки» же и колеса. Передняя подвеска — лист автомобильной рессоры, установленный поперек. Управление мотоциклетного типа.

Фото 4. Вездеход на пневматиках

Фото 4. Вездеход на пневматиках

Это вторая машина подобного типа. Изготовлена в 2001 году.

Мотор — от мотоцикла «Восход», охлаждение воздушное, принудительное. Рама сварная, трубчатая. Колеса с шинами из двойных камер — от сельхозмашины. Приводные цепи с шагом 15,875 мм и подшипники валов — от комбайна «Нива».

Фото 5. Автомобиль

Фото 5. Автомобиль

Сделан на замену предыдущему (Фото 2). Кинематическая схема та же, задний мост без дифференциала. Двигатель — от мотороллера «Тула». Более надежные подвески и тормоза, чем у предшественника. Предназначен для хозяйственных нужд, а потому максимальная скорость — около 50 км/час.

«Якутия».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного лыжно-гусеничного снегохода «Якутия» с двигателем от мотоцикла «ИЖ-56».

«Мечта» - автомобиль дошкольника.
Технические характеристики и компоновка самодельного детского двухместного педального автомобиля.

Четыре поколения грузовиков.
История создания, технические данные, чертежи и рисунки советского грузового автомобиля ЗИС-5.

Через водные преграды.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советской бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ).

Последний бой «Страшного».
Интересные факты из истории создания и боевого применения отечественного эскадренного миноносца «Страшный».

Модель яхты класса «10».
Для любителей судомоделизма представлена конструкция быстроходной модели яхты класса «10».

«Аякс».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции радиоуправляемой модели мотопланера с двигателем рабочим объёмом 2,5 см3.

Минитрактор.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального мотоагрегата для обработки почвы, сделанного на базе мотоцикла «ИЖ-350».

«Былина»: цвет и музыка.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №1 за 1974 год.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №3:

«Спорт-750» - стремительность и элегантность.
Технические характеристики и компоновка самодельного легкового автомобиля с двигателем от мотоцикла М-72.

«Квартет» цилиндров.
В статье подробно описана конструкция многоцелевого четырехцилиндрового, двухтактного карбюраторного двигателя мощностью 70 л. с.

«НАМИ-1».
История создания, технические данные, чертежи и рисунки первого легкового автомобиля созданного в СССР «НАМИ-1».

Урожай в барабане.
Особенности конструкции и процесс сборки оригинального механизма, предназначенного для сортировки картофельных клубней.

Молотилка для початков.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению электрической молотилки, предназначенной, для обмолота початков кукурузы.

Обороты считает электроника.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного тахометра со стрелочным индикатором.

«Вильга». на ладони.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели-копии польского самолёта «Вильга-35».

Класс «А-3».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции судомодели спортивного класса «А-3».

Старт в полёте.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция спаренной схематической модели планера.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №4:

Монолыжа с мотором.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального плавучего средства с подвесным лодочным мотором «Ветерок-12».

Танк прорыва.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и рисунки советского тяжёлого танка ИС-3.

Флагман научного флота.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского научно-исследовательского судна, предназначенного для управления полётом космических аппаратов «Космонавт Юрий Гагарин».

Планер чемпиона.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели планера чемпиона мира В. Ехтенкова.

Содружество трёх республик.
История создания, технические данные, чертежи и рисунки советского 3-х тонного грузового автомобиля Я-3.

«Мы отправляемся в Россию. ».
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об отечественных подводных лодках 1902-1904 года.

Электронный метроном.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного свето – звукового метронома.

Двухтональный генератор.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать генератор с периодически меняющейся частотой, предназначенный для проверки низкочастотных усилителей.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №5:

Планетарий на стене.
Чертежи, схемы и порядок сборки самодельной подвижной демонстрационной звёздно-планетарной карты.

Мал, да удал.
В статье подробно рассматриваются различные конструкции самодельных микромотоциклов и микромотороллеров.

«Салют» на надувной лодке.
Советы и рекомендации по модернизации серийной надувной лодки «Ласт-5».

«ГАЗ-11-73».
История создания, технические данные, чертежи и рисунки советского легкового автомобиля «ГАЗ-11-73».

Легендарная «С-56».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советской дизель-электрической торпедной подводной лодки времён Второй мировой войны «С-56».

На пяти транзисторах.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного радиоприёмника прямого усиления собранного на пяти транзисторах.

«Питание» под контролем.
В статье приведены три схемы различных самодельных регулируемых источников питания.

Искра вместо спички.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельной электронной зажигалки для газовой плиты.

«Мёртвая петля» - на планере.
Подробное описание, технические данные, чертежи и рисунки советского одноместного пилотажного планера СК-3 «Красная звезда».

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №6:

«Дубровец» - трактор школьный.
Технические характеристики и компоновка самодельного малогабаритного трактора «Дубровец» с двигателем от мотоколяски СЗА.

«Полуторка» и её наследники.
История создания, технические данные, чертежи и рисунки советского грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-ААА.

Трицикл «Кузнечик».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного трицикла «Кузнечик» с мопедным двигателем Ш-52.

Микроавтомобиль «Дружок».
Технические характеристики и компоновка самодельного микроавтомобиля «Дружок» с мопедным двигателем Ш-50.

Самосвал из бумаги.
В статье подробно описана конструкция модели самосвала, сделанного из бумаги и картона.

Секреты таймерной.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция таймерной модели планера с двигателем «Росси-15».

Тир в чемодане.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный переносной тир, предназначенный для проведения соревнований и тренировок по стрельбе из пневматической винтовки.

С этой лодки можно ставить мины…».
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об отечественных подводных лодках 1907-1915 года.

Усилитель на эстраде.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного мощного усилителя низкой частоты с акустическим агрегатом.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №7:

«Спорт-750» - стремительность и элегантность.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №3 за 1974 год.

Пешком по воде.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальных водоходных лыж.

«Ослик».
Советы и рекомендации по самостоятельной модернизации мотоцикла К-125.

Полпреды промышленности.
История создания, технические данные, чертежи и рисунки советского семиместного представительского автомобиля с кузовом «лимузин» «ЗИС-101А».

Огненные мили «Красного Крыма».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского лёгкого крейсера «Красный Крым».

Поезд на столе.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать несложную модель железнодорожного состава.

«Поющие» приборы.
Подробные чертежи и схемы для самостоятельного изготовления различных электронных пробников со звуковой индикацией.

Конвертер на 430 МГц.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного лампового конвертера, предназначенного для наблюдения за радиолюбительским эфиром.

Из стандартных элементов.
Подробный обзор процесса изготовления различных конструкций самодельных книжных шкафов, сделанных с применением унифицированных полок.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №8:

«Квант» к полёту готов.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки спортивно-пилотажного самолёта «Квант» Московского авиационного института (МАИ).

Двое в подводной лодке.
В статье подробно описана конструкция самодельной двухместной автономной подводной лодки «МАИ-7».

Багги-подросток.
Подробный обзор самодельного спортивного автомобиля, предназначенного для гонок по пересечённой местности с двигателем от мотоцикла «ИЖ-350».

Колёса в рост человека.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского грузового автомобиля большой грузоподъёмности МАЗ-525.

«Преступление» Камилла Пелетана.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о французских подводных лодках 1901-1921 года.

Градусники без ртути.
В статье приведены три схемы самодельных электронных термометров со стрелочными индикаторами показаний температуры.

Музыкальная шкатулка наших дней.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальной электронной музыкальной шкатулки.

Прибор для проверки маломощных транзисторов.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного прибора, предназначенного для проверки маломощных транзисторов.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №9:

Дать моделисту крылья!
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция радиоуправляемой модели планера.

По асфальту - с лодочным мотором.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального четырёхколёсного самодвижущего экипажа с лодочным мотором «Прибой».

Катамаран из. пены.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный пенопластовый катамаран.

Танкер-гигант.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели-копии советского крупнотоннажного нефтяного танкера.

Сухопутные «лайнеры».
История создания, технические данные, чертежи и рисунки советского городского автобуса «ЗИС-16».

«Мы построили корабль, который полностью отвечает заданию…».
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о немецких подводных лодках 1918 года.

Ла-7.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского одномоторного одноместного истребителя-моноплана Ла-7.

Пришкольная геофизическая.
Советы и рекомендации по самостоятельной организации пришкольной геофизической станции.

Настольный футбол.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинальной настольной детской игры.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №10:

Электророллер.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального двухколёсного транспортного средства с мотор - колесом.

На лыжах - в воздухе.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного змея – гибколёта для воднолыжников.

Трицикл «груша».
Небольшой обзор самодельного трёхколёсного автомобиля, сделанного на базе мотоколяски СЗА.

Кибернетический арбитр.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного автомата, предназначенного для оценки результатов спортивных соревнований.

Все началось с АМО.
Подробное описание, технические данные, чертежи и рисунки первого советского грузового автомобиля АМО-Ф15.

Шлюп «Мирный».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественного парусного шлюпа «Мирный».

«Игрушки адмирала Фишера».
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об английских подводных лодках 1913-1918 года.

Ракетоплан «утка».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели ракетоплана с крылом изменяемой геометрии.

Светильник «веер».
В статье описана простая в изготовлении небольшая деревянная люстра для спальни или маленькой комнаты.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №11:

Третье колесо «Туриста».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного бокового прицепа к мотороллеру «Тула-Турист».

Для всех стихий.
В статье подробно описана конструкция двухцилиндрового, двухтактного оппозитного двигателя АГ-2.

Вездеход-скалолаз.
Рубрика «Конкурс идей» рассказывает об оригинальном транспортном средстве повышенной проходимости.

Эсминец «Карл Либкнехт».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественного эскадренного миноносца «Карл Либкнехт».

«Бегущие огни».
Подробные чертежи и схемы для самостоятельного изготовления различных вариантов «бегущих огней» для новогодней ёлки.

Советские «джипы».
История создания, технические данные, чертежи и рисунки советских военных полноприводных легковых автомобилей ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.

Голланд против Лэка.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об американских подводных лодках 1907-1918 года.

Стены «ходят» по квартире.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальных «убирающихся» раздвижных стен для малогабаритной городской квартиры.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №12:

Золотниковый двигатель для карта.
Технические характеристики и компоновка высокофорсированного гоночного двигателя с золотниковым газораспределением, построенным на базе серийного двигателя от мотоцикла «Восход».

Автомобиль КИМ-10-50.
История создания, технические данные, чертежи и рисунки первого советского серийного малолитражного автомобиля КИМ-10-50.

СУ-2 - ближний бомбардировщик.
Подробное описание, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского лёгкого бомбардировщика времён Второй мировой войны Су-2.

Цвет и музыка.
Принципиальная схема и принцип работы самодельной четырёхканальной цветомузыкальной установки.

«Полонез» Барановского.
Подробное описание, основные данные, чертежи, рисунки, а так же советы по моделированию легендарной польской яхты «Полонез».

Последние лодки Бубнова.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об отечественных подводных лодках 1912-1917 года.

Прибор для проверки мощных транзисторов.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать самодельный прибор, предназначенный для проверки мощных транзисторов.

Программа к «Эврике».
Советы и рекомендации по самостоятельной модернизации бытовой стиральной машины «Эврика».


Откопал давеча на даче замечательную книгу В. Захарченко и И. Туревского "Я строю автомобиль" (1990г), посвященную отечественному самавто 80-х годов. Замечательную и уникальную, т.к. ни до нее ни после ничего толкового и вместе с тем популярного для массового читателя у нас в стране по этой тематике не издавали.



Но речь не о ней. Точнее не совсем о ней, а об авто с обложки- тогдашней звезде самодельного автостроения, машине уникальной по определению и очень необычной по исполнению.
Это "Панголина"- двухместный спорткар, созданный в 1980 г инженером из г. Ухта Александром Кулыгином, творцом интересных самоделок и даже впоследствии модельщиком АЗЛК.


По мнению большинства современных блоггеров (в книге этот аспект не поднимался), дизайн-прообразом модели выступил ни кто иной как Lamborghini Countach.


Изредка попадаешь на ссылку к DeLorean DMC-12, но думаю, что в 1980 г (начало работы Кулыгина над проектом) о Делориане в Ухте не слышал никто.


Панголина и правда напоминает Ламбо, как впрочем и многие другие спорткары 70-х- как "от Бертоне" так и, к примеру, ИталДизайна- в моде тогда был этот многогранный стиль ("folded paper" у Джуджаро)
Это к примеру и Lotus Esprit S1


и прототип Alfa Romeo Navajo (как впрочем и более ранняя Carabo)




Ее стеклопластиковый кузов Кулыгинской разработки покоился на хребтовой раме (обычное дело для самавто), и прятал под собой практически фабричную жигулевскую начинку с мотором 2101 (62л.с.), но самобытных решений было хоть отбавляй.
Чего стоил подъемный с гидроприводом центральный блок кузова, включающий в себя плафон крыши с интегрированными дверьми и ветровым стеклом.


Более того- для доступа к двигателю была выполнена подъемной и панель приборов с центральной консолью и рулевым колесом- со всеми вытекающими- были изменены привод тормозной системы, добавлено лишнее сочленение к рулевому валу и т.д.


А перископ заднего вида?



А 4-х фарный подъемный блок головного света с электроприводом?
А оригинальная система очистки оригинального ветрового стекла собранная из элементов оной от Икаруса?


фото как видим, 1985 г- к тому времени уже появились 2 статичные фары и внешнее зеркало- машина ездила по дорогам общего пользования и должна была соотв ПДД

+ бортовой компьютер с вполне современными функциями (ср скорость, расход топлива, опрос электросистем и голосовой (!) рапорт о состоянии автомобиля).

+ радиальные низкопрофильные шины и легкосплавные диски- во времена, когда заводские штампы и диагоналка 6,15-13 были нормой, трендом и пределом мечтаний)
С 1981 и по 1985 Панголина неустанно и добросовестно отрабатывала инвестиции в себя, принеся Кулыгину всесоюзную и не только славу, а к 1986г — и работу в КБ АЗЛК.
Автомобиль учавствовал во всесоюзных автопробегах, телепередачах, экспонировался на московских и даже болгарской выставках, о нем писали в журналах и как минимум в одной интересной книге (см п.1), но к началу 90-х годов начал понемногу предаваться забвению.
В 1994 г автомобиль попадает в аварию, из-за чего ни много ни мало меняет тип кузова. Повреждения получает центральный колпак, а так как матрицы, по которой Кулыгин кроил стеклопластик в 80-м году не сохранилось, он купирует подъемный блок, и Панголина из трехдверного хетча превращается в практически тарга:



К тому времени от первоначального набора ноу-хау на машине сохранилось далеко не все- исчез перископ (причем гораздо ранее чем крыша), панорамный дворник, появились внешние зеркала, статичные фары, Был основательно переделан салон, перекрашен кузов (в n-й раз), затонированы стекла и инсталлирована "серьезная" музыка- все в духе времени.
Ну а далее Панголину ждала судьба музейного экспоната- Александр Кулыгин, проработав 10 лет на АЗЛК, бросил завод (накануне эпохи Асатряна), а с ним и страну, и в 1997м переехал в Нью- Йорк, где малоуспешно торговал кит- карами до 2004 года, в котором попадает в аварию (вот ведь судьба) и погибает.
Коня он ессно бросил- пристрелить не поднялась рука. Машина пошла по людям, и с середины 2000х в конце концов осела в музее экипажей и автомобилей Авторевю- в поставарийной реинкарнации и предреставрационном состоянии.


От себя хочу добавить- когда откопал книгу детства- сразу вспомнил о Панголине- это была действительно самая раскрученная самоделка СССР. Но в книге был описан гораздо более интересный по технике и чуть менее знаменитый проект- напишу об этом позже.

Читайте также: