Моделист конструктор самодельный трактор

Обновлено: 27.03.2024

Нет, вынесенное в заголовок — не мистификация. И даже не «совместное творчество кружковцов КЮТа, руководимых талантливым педагогом — организатором технического творчества сельских ребят». Вполне работоспособный мини-трактор действительно создал (а после обстоятельных полевых испытаний направил толковый материал о своей конструкции в редакцию журнала «Моделист-конструктор») 16-летний сретенский парень — Андрей Бобков.

Многостраничное описание самодельной машины-помощника почти не требовало правки-обработки. Чуть сложнее обстояло дело с эскизами. В письме в редакцию автор заранее просил извинить за возможные неточности, несостыковки с общепринятыми правилами (с черчением, дескать, он «не совсем еще в ладах»). Пришлось кое в чем помочь. В результате получился материал, который и предлагаем нашим читателям.

Как и многие, я — постоянный подписчик «Моделиста-конструктора». Неудивительно,что идеи, технические решения, публиковавшиеся в журнале, запали в душу. А потом, дополненные собственными соображениями, советами умудренных опытом сельчан, они и воплотились в реальную конструкцию «Ярославца».

Мини-трактор получился, что называется, на все сто! Но посылаю материал о нем не для того, чтобы «прославиться». Нет, я просто хочу показать, что может (и должен) делать человек в свои 15—16 лет, если «семейный бюджет» не позволяет купить даже отечественный мотоблок МТЗ-0,5, не говоря уже о приобретении японской чудо-техники типа «Куботы».

На создание мини-трактора (МТ) ушло почти два года. Из них половину срока «съели» выбор конструкции, розыск мало-мальски пригодного двигателя, других сложных узлов-деталей, их компоновка… Доходило подчас до отчаяния: а не послать все это куда-нибудь подальше! Но тут же вмешивался какой-то внутренний голос: мол, какой же ты слюнтяй, отступную запросил! Да и мама (живем без отца) вдохновляла, соседи не отшатывались.

А сколько сил (и, естественно, терпения) потребовала окончательная доводка, повлекшая за собой и переделку охлаждения двигателя (здесь как нельзя лучше подошла цилиндро-поршневая группа от «пускача» ПД-10У вместо «штатной» Иж-49), и необходимость увеличения колеи задних колес! Зато сейчас мой «Ярославец», по признанию сельчан,— стоящая сельхозмашина «поистине классической компоновки». Колесная формула «4×2. Задний мост — ведущий, передний — управляемый (см. ил.).

Двигатель (силовой агрегат Иж-49) расположен в передней части МТ на поперечинах, приваренных (как ни трудна электрогазосварка, а освоить ее, оказывается, можно и школьнику) к части моторной рамы, взятой от «родного» мотоцикла. Говорят, что именно такая конструкция считается целесообразной для получения более равномерного распределения массы МТ, лучшего охлаждения и пр.

Крутящий момент от двигателя передается на промежуточный вал. Это работают звездочки Z,, z2 и цепь ПР-15,875. Промежуточный может одновременно служить и валом отбора мощности. Ведь на конце его имеются гнездо под призматическую шпонку и углубление под зажимной болт втулки соответствующего шкива или «трудяги-звездочки ВОМ» (последние на рис. условно не показаны). Что касается z3, то она вместе со второй цепью ПР-15,875 передает крутящий момент на z4, находящуюся на входе «открытого» заднего моста, позаимствованного от автомобиля УАЗ-452. Ну а в качестве ведущих (задних) колес в «Ярославце» трудятся закрепленные на полуосях (шпонка плюс зажимной и осевой болты) «вездеходы» от культиватора КИР-1,5. Вот, собственно говоря, и вся трансмиссия.

Компоновка мини-трактора

Компоновка мини-трактора:

1 — колесо переднее с пневматической шиной 5,0-10″, 2 — фара, 3 — рама, 4 — рулевой механизм, 5 — двигатель, 6 — рулевое колесо, 7 — рычаг переключения передач, 8 — блок сигнальных огней передний, 9 — сиденье, 10 — блок сигнальных огней задний, ] 1 — колесо заднее с пневматической шиной 6,0—16″, 12 — картер цепной передачи, 13 — педали «тормоз», «газ» и «сцепление».

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНИ-ТРАКТОРА

Кинематическая схема трансмиссии

Кинематическая схема трансмиссии:

1 — колесо переднее (от культиватора КОН-2,8 или мотоколяски СЗД, 2 шт.), 2 — двигатель (силовой агрегат) Иж-49 с цилиндром водяного охлаждения от ПД-10УД, 3 — первая ступень цеп- § ной передачи ПР-15,875,4 — промежуточный вал (вал отбора мощности), 5 — вторая ступень цепной передачи ПР-15,875, 6 — колесо заднее (от культиватора КИР-1,5, 2 шт.), 7 — «открытый» . задний мост (от автомобиля УАЗ-452) с «посаженной» на него звездочкой.

Конструкция рамы «Ярославца»

Конструкция рамы «Ярославца»:

1 — передняя полурама (сварена из отрезков швеллера 65×36 мм), 2 — лонжерон задней полурамы (швеллер 100×80 мм, 2 шт.), 3 — внутренний элемент задней полурамы (585-мм отрезок стального уголка 50×50 мм, 2 шт.), 4 — перекладина стальная приварная (швеллер 100×80 мм).

Рама двигателя

Рама двигателя:

1 — используемая в конструкции часть рамы от мотоцикла, 2 — болт М10 (2 шт.), 3 — гайка М10 с шайбой Гровера (2 шт.), 4— поперечина приварная (стальной уголок 25×25 мм, 2 шт.).

Узел промежуточного вала:

Узел промежуточного вала:

1 — полурама передняя, 2 — звездочка ведущая, 3 — звездочка ведомая, 4 — вал промежуточный со шпоночным гнездом на конце, 5 — узел шарикоподшипника 1680206С17, самоустанавливающегося, с натяжными втулками (от соломотряса «Нивы» или картофелеуборочного комбайна «Дружба», 2 шт.), 6 — барабан ленточного тормоза.

Задний мост (вид снизу, колеса сняты)

Задний мост (вид снизу, колеса сняты):

1 — рама мини-трактора, 2 — «раскрытый» дифференциал (от автомобиля УАЗ-452) с приклепанной вместо большой конической шестерни звездочкой, 3 — узел шарикоподшипника 1680208С17, самоустанавливающегося, с натяжными втулками (от соломотряса «Нивы» или картофелеуборочного комбайна «Дружба», 4 шт.), 4 — полуось с резьбовым отверстием на конце (2 шт.).

Схема водяного термосифонного охлаждения двигателя

Схема водяного термосифонного охлаждения двигателяля:

1 — радиатор с водоподводящими шлангами. 2 — цилиндр (от »пускача» ІІД-І0У І). 3 — патрубок (2 щт.). 4 — карбюратор с воздухофильтром. 5 — двигатель Иж-49, 6- глушитель (от ПД-10УД) модернизированный, 7 — магнето M27Г»

 Рулевое управление

Рулевое управление:

1 — тяга продольная, 2 — полурама передняя, 3 — рулевой механизм (от автомобиля ГАЗ-53А), 4 — шарнир карданный (от картофелеуборочного комбайна ККУ-2А, 2 шт.), 5 — стойка Л-образная (стальной уголок 25×25 мм), 6 — колесо рулевое.

Передний мост

Передний мост:

1 — колесо переднее (от мотоколяски СЗД или культиватора КОН-2,8, 2 шт.), 2 — полуось переднего колеса (2 шт.), 3 — шарикоподшипник 8206 упорный одинарный (2 шт.), 4 — втулка опорно-поворотной стойки (Сталь 45, 2 шт.), 5 — опорно-поворотная стойка (шкворень) левая с резьбой М16 на конце (Сталь 40Х), 6 — шайба (2 шт.), 7 — гайка М16 корончатая, 8 — крестовина (от балансира переднего моста трактора МТЗ-82 или от автомобилей типа УАЗ-452, «Волга»), 9 — поперечная балка (стальная труба 42×3 квадратного сечения), 10 — рулевой рычаг (от автомобиля ГАЗ-53 А), 11 — опорно-поворотная стойка (шкворень) с шлицевым концом (из рулевого вала трактора МТЗ-82 «Беларусь»), 12 — поперечная тяга (от рулевого управления автомобиля ГАЗ-53 А), 13 — рычаг рулевой трапеции (от автомобиля ГАЗ-53А).

Механизм навески агрегатов (вариант)

Механизм навески агрегатов (вариант):

1 — боковина (стальной уголок 50х50 мм, 2шт), 2- шплинт, 3 — шайа, 4 — балки для крепления навесных и прицепных орудий, 5 — центральный тандер, 6 — стойка-кронштейн, 7 — поперечина с отверствием-гайкой посередине от сельхоз-техники, 8 — винт регулировочный, 9 -= задняя полурама мини-трактора, 10 — болт М16, 11 — гайка М16 (12шт).

Передний мост с подвеской

Передний мост с подвеской.

Передний мост? Он мало чем отличается от тех, чье описание неоднократно приводилось на страницах «Моделиста-конструктора» (см., например, № журнала 3’91; 4’93). По сути, это стальная поперечная балка, подвешенная на оси (у «Ярославца» — на крестовине) к раме МТ. К балке с двух концов приварены втулки опорно-поворотных стоек, выполненные из отрезков толстостенной стальной трубы соответствующих размеров. В последних вращаются установленные на шарикоподшипниках шкворни, соединенные с полуосями передних колес, взятых от мотоколяски СЗД или культиватора КОН-2,8. Причем правый шкворень от левого (если смотреть по ходу мини-трактора) отличается лишь тем, что в верхней части представляет собой не что иное, как шлицевой вал (от «рулежки» МТЗ-82 «Беларусь»).

Рулевое управление выполнено на основе рулевого механизма и деталей от автомобиля ГАЗ-5ЭА. Правда, пришлось добавить еще два карданных шарнира от картофелеуборочного комбайна ККУ-2А да Л-образную стойку, чтобы все это вписалось в общий замысел конструкции самодельного МТ.

Стояночный тормоз практически такой же, как у мотопомощника системы В.Яковлева, описание которого и чертежи были опубликованы в пятом номере журнала за 1991 год. Причем тормозной барабан оказалось проще всего закрепить на промежуточном валу (см. кинематическую схему). Однако вполне доступным будет и другой вариант, когда этот барабан наряду с г4 приклепают вместо большой ионической шестерни «раскрытого» дифференциала.

Как уже отмечалось ранее, у двигателя «Ярославца» иное, чем у Иж-49, охлаждение. С заменой «штатного» цилиндра другим, от «пускача» ПД-10У. Это легко сделать, так как и объем (350 см3), и диаметр (72 мм), и ход поршня (72 мм) у них одинаковы. Остается только поставить еще «водяной» радиатор от легкового автомобиля (или даже несrолько радиаторов от автоотопителя, имеющих меньшую емкость), соединить все соответствующим образом между собой (см. ил.) резиновыми шлангами — и пожалуйста: вместо воздушного получим водяное охлаждение! Причем, как утверждают специалисты, особого, термосифонного типа. Работает такое охлаждение, надо сказать, преотлично. Достаточно лишь выполнить обязательное условие: чтобы водяной радиатор находился непременно выше верхней точки цилиндра.

Авторитеты утверждают, что прочность, надежность любой машины (а сельскохозяйственной — в особенности) во многом зависят от входящих в нее систем, узлов, несущих конструкций. Рама мини-трактора вряд ли является исключением. Потому-то и выполнена она у «Ярославца» сварной, из отрезков мощного стального швеллера. Хотя, как показала практика, можно было вполне обойтись здесь более легкой конструкцией, а вместо электросварки воспользоваться для скрепления деталей воедино болтовым соединением. Как это сделано, например, при установке механизма навески агрегатов.

Не исключено, что кому-то мой «Ярославец» может показаться не столь уж и привлекательным. Более того: при взыскательном анализе представленных материалов у кого-нибудь наверняка появятся замечания-пожелания. Та же рама, мол, слишком тяжелая, отсутствует реверс-редуктор, да и внешне оформление у МТ не блещет изысками…

Да, «Ярославец» не «Кубота». Но ведь и мне далеко еще до опыта и знаний, которыми располагают японские дипломированные специалисты. И сельская мини-мастерская — не высококлассный завод. Вдобавок связывают по рукам и ногам и дефицит, и дороговизна. Так что МТ с реверс-редуктором пока (увы!) не для меня.

А работягой «Ярославцем» доволен. Сделал для него прицепную тележку. Правда, не столь оригинальную, как у В.Болтышева («Моделист-нонструктор» № 12’93). Но тоже: с основанием из толстостенной стальной трубы, деревянными бортами, «нашитыми» на каркас из стального уголка 25×25 мм. Последние — не от новенького «Прогресса», а списанные — от граблей ГВН.

Что касается плуга, то остановил свой выбор на конструкции, во многом схожей с опубликованной в десятом номере журнала за 1991 год. Душой чувствовал: раскаиваться не придется. Хотя убежден, что если есть возможность, то стоит приобрести, максимально приспособив для своего «Ярославца», «фабричный» конный однокорлусный плуг.

И еще. В первоначальном варианте мой МТ мыслился без светооборудования. Мол, поле — не автострада. Но жизнь вскоре коренным образом изменила прежние «упрощенческие» планы. Пришлось в срочном порядке вводить в конструкцию «Ярославца» и фары, и габаритные, и сигнальные поворотные огни.

Убедился: пределов совершенствования тобою же созданной техники нет и быть не может. Как говорится, лиха беда — начало!

У многих автомобилистов со стажем в гаражах со временем накапливается множество уже ненужных деталей и агрегатов. Денег за их продажу особо не выручишь, только намучаешься, а выбросить жалко, потому и пылятся, дожидаясь своего часа… Вот и у меня, помимо старого «Москвича-412», собралась целая куча всяких узлов от еще нескольких автомобилей. А почему бы не попробовать из них собрать трактор? Вещь на приусадебном участке очень нужная!

Сразу скажу, что никаких чертежей в ходе постройки я не делал. Возможно и зря, но в процессе работы очень многое приходилось строить по месту, а затем и «перекраивать», поскольку использовались детали довольно разнородные и не все сразу заняли свои места. Даже концепция поменялась: планировалось построить простейший трактор, но постепенно он превратился в мини-погрузчик с комплектом навесного оборудования.

Для эффективной работы в хозяйстве нужен не просто трактор, а «мастер на все руки» — многофункциональный погрузчик, с различным навесным оборудованием После проведения испытаний «Крепыш» был покрашен в ярко-красный цвет и выглядит он теперь очень нарядно! В конструкции этой самоделки использованы узлы и агрегаты от самой различной автотехники

Для трактора, названного «Крепыш», я выбрал схему с двумя рамами. Такие машины обладают хорошей проходимостью и маневренностью, к тому же, в небольшом гараже проще собрать конструкцию, состоящую из двух отдельных блоков, чем одну крупногабаритную.

Рамы сварил из профильных труб сечением 40×40 мм с толщиной стенок 2 мм. Размеры передней рамы 450×900 мм, задней 450×450 мм, высота 120 мм. Для оптимальной развесовки, удобства управления и обслуживания двигатель установил на задней раме. Водительское кресло находится на передней раме, но при этом смещено назад. Узел перелома выполнен из передней ступицы от ВАЗ-2107.

Доработанный задний мост от «Москвича» хорошо справляется с нагрузками

Доработанный задний мост от «Москвича» хорошо справляется с нагрузками

Мосты использовал от «Москвича-412». Полуоси пришлось укоротить и заново нарезать шлицы. Коробка передач тоже «москвичевская», но самостоятельно доработанная: с укороченным вторичным валом, на котором нарезаны шлицы под звезду на 21 зуб. Двигатель приобрел китайский, фирмы «Лифан» мощностью 7 л.с., предназначенный для мототехники — он недорогой, неприхотливый и экономичный.

Чтобы коробка передач вписалась в габариты рамы, вторичный вал пришлось укоротить

Чтобы коробка передач вписалась в габариты рамы, вторичный вал пришлось укоротить

Сцепление изначально было ременное, но оно оказалась ненадежным, и когда надоело менять ремни, решил установить полноценную автомобильную муфту сцепления. Маховик и сцепление в сборе взял от ВАЗ-2106, в продаже их найти проще, чем «москвичевские», а по размерам они близки. Для их размещения на раме был изготовлен подрамник. Верхнее и нижнее крепления выполнены из цельнолитого квадратного профиля сечением 20×20 мм. Для установки подшипника маховика использована пластина размерами 200x200x10мм, притянутая болтами М10.

Для удобства обслуживания коробка передач закреплена на раме на кронштейнах

Для удобства обслуживания коробка передач закреплена на раме на кронштейнах

Пришлось помучаться и с приводом сцепления. Как и большинство самодеятельных конструкторов, использовал поначалу трос от УАЗа, но он перетирался и рвался в самый неподходящий момент. Решил поэкспериментировать и заменил тросовый привод на комплект гидравлического выжима от старой «Тойоты». Трогание с места стало плавным, но с запозданием секунды на три, что неудобно. Поставил дополнительную пружину, перенес крепление рабочего цилиндра на гидробак — сцепление начало работать как положено.

Механизм рулевого управления реечный от ВАЗ-2109, рулевая колонка от ВАЗ-2106. Тормоз дисковый, трансмиссионный. В тормозной системе использован суппорт от ВАЗ-2106 и цилиндр сцепления от УАЗа. Суппорт установлен на хвостовике картера главной передачи переднего моста, для этого сварено крепление из профильной трубы. Педаль тормоза переделана из «вазовской», кронштейны тормозного цилиндра самодельные. Из-за того, что детали тормозной системы от разных автомобилей, их пришлось доработать. Рядом с цилиндром привода отрезал кусок «уазовской» трубки и рассверлил ее под диаметр трубки от ВАЗ, затем вставил одну трубку в другую и обжал -получилось герметично.

Первое время ездил без педали акселератора, но поскольку мотор находится на задней раме, то вручную регулировать обороты оказалось крайне неудобно — сделал простенькую педаль с тросовым приводом.

Теперь об электрооборудовании. Тут тоже все методом «проб и ошибок». Установил электрическую схему от мопеда, переделал для этого маховик, изготовил кронштейны катушек зажигания. Но для трактора такая электрика оказалась слишком слабой. Пришлось искать автомобильный генератор. Попался от старой «Тойоты». Перебрал его и заменил подшипники. Закрепил в задней части рамы — лучшего места для него так и не придумал, куда бы не примерял, везде что-то мешалось. Ведущий шкив взял от насоса гидроусилителя руля, ремень от него же. Автомобильный генератор работает весьма эффективно, обеспечивая стабильное напряжение 14,5 В в бортовой сети.

Стартер тоже подошел от «Тойоты». Бендикс немного доработал. При этом возможность ручного запуска сохранена на случай, если аккумулятор подведет. Замок зажигания от «Газели». Трактор оснащен стандартными осветительными приборами, «приборку» взял от мотоцикла «Иж», установив отдельный указатель уровня топлива. В целях безопасности смонтировал звуковую сигнализацию, срабатывающую при включении задней передачи — теперь трактор не только видно, но и слышно.

Колесные диски «москвичевские», шины зимние б/у

Колесные диски «москвичевские», шины зимние б/у

Как уже было упомянуто, я не собирался делать многофункциональный трактор. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды! Обкатав машину в минимальной версии, решил оснастить ее комплектом навесного оборудования. Самостоятельно изготовил вилы и ковш. Вилы — из профильной трубы сечением 40×40 мм, «рога» — из трубы 30×30 мм. Ковш сварил из стали толщиной 3 мм. снизу и по бокам усилил его полосами металла толщиной 6 мм. Затем собрал гидравлическое оборудование. Приобрел гидронасос НШ-10 и рукава высокого давления, гидрораспределитель Р-80 подобрал от списанного экскаватора. Гидравлический бак самодельный объемом на 4 л. На сброс масла с распределителя в бак установил обычный армированный шланг.

Установка автомобильного электрооборудования гарантирует уверенный запуск двигателя в любую погоду Установка автомобильного электрооборудования гарантирует уверенный запуск двигателя в любую погоду

Высота подъема ковша составляет примерно 1,5 м. Грузоподъемность специально не замерялась, но поднимал как-то 175 кг — погрузчик с таким грузом справляется, но его задняя часть при этом отрывается от земли, так что лучше не рисковать.

После проведения испытаний «Крепыш» был покрашен в ярко-красный цвет и выглядит он теперь очень нарядно. В моих же дальнейших планах -расширение комплекта навесного оборудования.

Ну и последняя информация, интересующая обычно всех, кто видит мой самодельный трактор. В общей сложности, от идеи до реализации, его постройка заняла у меня два месяца. А на материалы, узлы и агрегаты потрачено около 60 000 рублей.

МИНИ-ТРАКТОР: ОТ СХЕМЫ ДО ПАХОТЫ

«Ручной труд — на плечи машин!» — под таким заголовком были опубликованы в нашем журнале материалы со Всесоюзной конференции ВИСХОМ имени В. П. Горячкина (см. «М-К», 1982, № 8). Выступлениями ее участников о важности и необходимости разработки средств милой механизации редакция открыла заочный «круглый стол», одновременно мы пригласили читателей присылать чертежи и схемы своих машин и просили поделиться опытом их постройки, изготовления, эксплуатации.

Предоставляем слово Виктору Алексеевичу Чиркову, самодеятельному конструктору из подмосковного городка Лотошино. Он накопил уже немалый опыт создания средств малой механизации и сегодня знакомит читателей со своей последней разработкой — мини-трактором МТ-5. Думается, что начинающим конструкторам будут полезны некоторые соображения В. Л. Чиркова о проектировании и сборке таких машин, использовании в них серийных узлов и деталей.

ВЫБОР ТЯГАЧА

В Нечерноземной зоне России с ее нелегкими для обработки почвами использование мини-тягача серьезно повышает производительность труда земледельца. Во многих селах нашего района ежегодно работают на приусадебных участках собранные руками энтузиастов мотоблоки и малютки тракторы. Но зачастую их строители затрудняются ответить на вопрос: почему они остановились именно на той или иной схеме своего тягача? Отталкиваться здесь, по-моему, следует от того, для каких целей предназначается будущая машина и сколько человек будут ею пользоваться.

Для индивидуального использования надо конструировать мотоблоки — одно- или двухколесные с двигателями от «Вятки», «Тулы-200» либо мотоциклетными той же мощности с принудительным воздушным охлаждением, скажем, взятым от мотоколяски С3А.

Рис. 1. Компоновка узлов и агрегат МТ-5

Рис. 1. Компоновка узлов и агрегат МТ-5:

1 — глушитель, 2 — двигатель, 3 — узловой редуктор, 4 — коробка переключения передач, 5—карданное сочленение, б— задний мост, 7 — редуктор управления навесными орудиями, 8 — цепь подъема навесных орудий, 9 — рама трактора, 10—подрамник, 11—рама сельскохозяйственных орудий.

Мини-трактор — скорее коллективное средство обработки почвы. Его предпочтительнее собирать из наиболее распространенных автомобильных и мотоциклетных узлов и деталей. Мощность двигателя здесь требуется большая, чем у мотоблоков: подойдут ижевские, от К-750. Трудность охлаждения такого мотора преодолевается установкой водяного насоса или помпы с одновременным использованием автомобильного вентилятора. Подобный сельхозагрегат обеспечит оперативную обработку нескольких участков. Не заказаны и маломощные самодельные тракторы типа «Владимирец». Это уже будет тягач общественного пользования — для садоводческого кооператива.

ОРИЕНТАЦИЯ — НА СЕРИЙНЫЕ УЗЛЫ

Мой МТ-5 подходит под второй такой тип. МТ — означает мини-трактор, а 5 — свидетельствует о том, что это уже пятая модель, поэтому многое в ней, как говорится, доведено до кондиции. Собран он в основном из узлов и агрегатов, выпускаемых промышленностью. Я постарался скомпоновать его так, чтобы доступ ко всем узлам и агрегатам не был. затруднен, конечно, с обеспечением требований техники безопасности: все вращающиеся механизмы закрыты легкосъемными кожухами и панелями.

Двигатель поставил от ИЖ-56 П с «воздуходувкой» для охлаждения от мотоколяски С3А (системы водяного охлаждения у меня тогда не было). Задний мост от «Волги», только укороченный. Коробка передач от ГАЗ-51. Рулевая колонка и сиденье от УАЗа. Есть два редуктора. Один с соотношением 1,3:1 пришлось поставить для изменения направления передачи усилия с двигателя на коробку передач под углом 90°. Другой — с соотношением 15:1 — для управления навесными сельхозорудиями: подъем, опускание с помощью цепной передачи.

Передний мост самодельный, из водопроводных труб, по типу «качеющегося маятника», как у колесных тракторов, а крылья, капот, рама для навесных орудий — из металлических уголков и обрезков листов. Передние колеса со ступицами и резиной взяты от С3А, задние — от МТЗ-52 (его передние).

МТ-5 имеет необходимый набор передних и задних передач и нейтральные. Скорость от 0,5 до 40 км/ч. Колея 0,9 м с расширением при необходимости (например, для окучивания картофеля) до 1,3 м.

СБОРКА: ПОРЯДОК НАОБОРОТ

Любители-самодельщики нередко сетуют на огорчения, которые доставляет им сборка конструкций, имея в виду многочисленные доделки и переделки. Большинство пытаются копировать чьи-нибудь образцы. Однако рациональнее ориентироваться на выбранную систему, а использовать те детали, что имеются в распоряжении. Работа пойдет и быстрее и дешевле — придется приобрести только необходимый минимум, и, что немаловажно, остается простор для творчества.

Сборку обычно начинают с рамы, передка, установки двигателя и т. п. Я же советую сначала приняться за задний мост. Надо поставить на места все его детали, соединить с коробкой передач, скрепить фланцы. Перед тем как затянуть крепежные болты, несколько раз проверните шестерни, отрегулируйте их свободный ход, а также проследите, чтобы ч коробка встала без перекоса — строго вдоль воображаемой центральной линии, проходящей через соединяемые части тягача.

Свяжем с ними редуктор или сам двигатель. Сделаем это, как говорится, на весу — на подставках, расположив их так, чтобы все узлы находились в одной горизонтальной плоскости. Добившись отсутствия биения вала, закрепим болты на соединительных муфтах и фланцах. Осталось решить, где будет находиться передний мост, как он будет крепиться к раме, и установить его на предполагаемое место.

Вот теперь приступайте к той операции, которую обычно проводят первой, — к разметке рамы (шасси), но уже «в открытую», «по месту», и к ее изготовлению. Иная сборка приводит обычно к «уходу» установочных мест, к «сбою» размеров, что ведет за собой неоднократную передвижку агрегатов.

вы уже установите на раме силовые и ходовые узлы, необходимо опробовать всю конструкцию. Пусть двигатель некоторое время поработает вхолостую, для чего при» поднимите задние колеса над землей на козлах.

Наконец, разметьте места, а после укрепите узлы и дета« ли рулевого управления, управления двигателем и коробкой передач, сцеплением, защитные кожухи, крылья, капот, сиденья.

Такой порядок сборки я неоднократно рекомендовал обращавшимся ко мне самодеятельным конструкторам — их отзывы всегда были положительными.

КАК КРЕПИТЬ ПЛУГ

Еще одна типичная трудность — неудачи с установкой сельхозорудий на тягаче. На мой взгляд, причина зачастую кроется в не совсем правильном выборе места прицепного устройства. Например, где должен находиться плуг? Ведь вспашка, как известно, операция, требующая отдачи двигателем большой мощности. Если плуг сильнее, чем надо, смещен к какому-нибудь колесу или находится за ним, то сцепку станет заносить в сторону этого колесе. А два или три плуга, что при соответствующей их расстановке могло бы привести действующие силы в некоторое равновесие, мини-тягач не потянет.

Выход следующий. Во-первых, уменьшать колею до 90— 100 см — это максимум для вспашки. Во-вторых, смещать крепление плуга к центру так, чтобы колеса с его стороны шли по борозде. У тягача в таком случае появляется определенный угол наклона. Например, у МТ-5 правые колеса — в борозде. Поэтому перед пахотой я устанавливаю плуг с таким же отклонением от вертикали вправо, чтобы при работе он принял вертикальное положение. Соответственно и носок его в данном случае необходимо повернуть на 1—2°, но уже влево. Тогда «сопротивление» земли выберет все зазоры, развернет машину обратно (опять же вправо) и орудие станет в продольной плоскости трактора. В-третьих, выявилась необходимость соблюдать определенное соотношение между удалением от подрамника, тягача навесного плуга, поставленного на раме, и высотой места соединения подрамника и рамы над землей. Оно должно быть не меньше 3:1, иначе плуг самопроизвольно выскакивает — поднимается из борозды, не заглубляясь в почву. На МТ-5 это привело к тому, что длина рамы превысила метр, а высота точки соединения над землей, наоборот, уменьшилась до 30 см.

Рис. 2. Установка плуга

Рис. 2. Установка плуга:

α — установочный угол за счет крена МТ-5, β — угол разворота носка.

Рис. 3. Установка навесного плуга

Рис. 3. Установка навесного плуга:

1 — подрамник трактора, 2 — точка соединения, 3 — рама плуга, 4 — плуг.

Еще несколько слов о рациональном использовании мини-трактора с различными сельхозорудиями. При выращивании, к примеру, картофеля весной с помощью МТ-5 произвожу вспашку участка с одновременным боронованием почвы. Борона навешивается на специальном кронштейне на цепях сразу же за плугом и может одновременно с ним подниматься. Поскольку правые колеса тягача идут по сделанной ранее борозде и принимают часть пахоты за правым задним колесом, устанавливаю еще стрельчетый культиватор для повторного частичного рыхления «поврежденной» полосы. Нарезку гряд веду сразу тремя окучниками. На очередном заходе одна из них используется уже в качестве направляющей. При этой операции за задним колесом вновь приходится ставить культиватор. Картофель сажаю, если можно так сказать, «в полу-машинном режиме», то есть клубни закладываются вручную в борозду, проведенную крайним окучником, а на следующем заходе она заваливается землей с обеих сторон двумя другими, а крайний из них снова ведет—открывает новую борозду.

Окучиваю гряды также сразу тремя инструментами, причем колею МТ-5 увеличиваю до 130 см и колеса идут между грядами (расстояние между ними на моем огороде 65 см). Выпахиваю урожаи конным плугом — правоотвальным, поэтому работу начинаю с левой стороны участка — с левой крайней грядки, перемещая землю и открытые клубни направо на не тронутую еще соседнюю грядку. В этом свои преимущества: при сборе картофеля легче сбрасывать землю сверху-вниз, обратно а только что сделанную борозду. Заодно и разравнивается огород.

Самодельный минитрактор 2015, двигатель бензиновый 1.5 л., 75 л. с., полный привод, механическая коробка передач


Всем привет! Сегодня получил по почте бандерольку. В которой лежал авторский экземпляр журнала "Моделист-Конструктор". Отправили мне его из Москвы (редакция журнала). За что им огромное спасибо. Я всю… Читать дальше



Всем привет! После пробного выезда с фрезой на огород. Не выдержал пыльник ВОМа. Пришлось менять. Купил и установил пластиковые (красные) пыльники. Они более упругие, чем резиновые. Весь процесс замен… Читать дальше



Всем привет! Закончил я с приготовлением трактора для работы на огороде. Подключил бензобак, гидробак, гидросистему. Изготовил новый треугольник быстросъёма навесных агрегатов. Отрегулировал подъём и… Читать дальше







Всем привет! Работаем дальше с трактором. На данном этапе: Установил бак на трактор. Выточил заборные штуцера на бензин и масло. Установил их. На бензин решил установить еще один топливный фильтр (пер… Читать дальше







Всем привет! Продолжаю работать с новым проектом. На данном этапе: Закончил изготовление бензобака. Опрессовал. Загрунтовал эпоксидным грунтом. Зашпатлевал. Покрасил черным грунтом. И сверху закрыл че… Читать дальше







Всем привет. Работаю дальше с минитрактором. Закончил сварочные работы по изготовлению бензобака на свой минитрактор. Опрессовал. Проблем нет. Сварочные швы получились хорошие, не пропускают. После эт… Читать дальше







Всем привет! С праздником! "С Вербным Воскресеньем". Покажу несколько фоток, как я начал изготавливать бензобак для своего минитрактора. Как я раньше говорил, что для бака буду использовать лист толщи… Читать дальше







Всем привет. Начал делать обшивку на свой новый проект. Так-как мне нужно сделать бензобак. А до него не дойдет очередь, пока я не сделаю боковины. Поэтому начал с них. Для обшивки буду использовать м… Читать дальше





Всем привет. Дошло дело до редуктора ВОМа. Причина его необходимости в том, что нужно отпустить ВОМ на 180мм. А установленная КПП ВОМа не позволяла ровно установить вал ВОМа на фрезу. За основу редукт… Читать дальше






Продолжаю изготавливать минитрактор. Работаю с задней навеской. На данном этапе: Изготовил нижние рычаги. Выточил корпуса для ШС подшипников. Приварил их к заготовкам нижних рычагов. Просверлил отверс… Читать дальше







Всем привет! Продолжаю изготавливать свой новый проект. На данном этапе: приступил к изготовлению задней навески. Нижние стойки уже были ранее приварены. Пришлось их немного доработать. Выточить напра… Читать дальше


Всем привет! Всех с масленицей! Продолжаю работать с трактором. Испытание ходовой и КПП произвёл. Теперь можно приступать к изготовлению гидросистемы и навески. На данном этапе: перебрал редуктор прив… Читать дальше

Самодельный минитрактор 2015, двигатель бензиновый 1.5 л., 75 л. с., полный привод, механическая коробка передач


Всем привет! Сегодня получил по почте бандерольку. В которой лежал авторский экземпляр журнала "Моделист-Конструктор". Отправили мне его из Москвы (редакция журнала). За что им огромное спасибо. Я всю… Читать дальше



Всем привет! После пробного выезда с фрезой на огород. Не выдержал пыльник ВОМа. Пришлось менять. Купил и установил пластиковые (красные) пыльники. Они более упругие, чем резиновые. Весь процесс замен… Читать дальше



Всем привет! Закончил я с приготовлением трактора для работы на огороде. Подключил бензобак, гидробак, гидросистему. Изготовил новый треугольник быстросъёма навесных агрегатов. Отрегулировал подъём и… Читать дальше







Всем привет! Работаем дальше с трактором. На данном этапе: Установил бак на трактор. Выточил заборные штуцера на бензин и масло. Установил их. На бензин решил установить еще один топливный фильтр (пер… Читать дальше







Всем привет! Продолжаю работать с новым проектом. На данном этапе: Закончил изготовление бензобака. Опрессовал. Загрунтовал эпоксидным грунтом. Зашпатлевал. Покрасил черным грунтом. И сверху закрыл че… Читать дальше







Всем привет. Работаю дальше с минитрактором. Закончил сварочные работы по изготовлению бензобака на свой минитрактор. Опрессовал. Проблем нет. Сварочные швы получились хорошие, не пропускают. После эт… Читать дальше







Всем привет! С праздником! "С Вербным Воскресеньем". Покажу несколько фоток, как я начал изготавливать бензобак для своего минитрактора. Как я раньше говорил, что для бака буду использовать лист толщи… Читать дальше







Всем привет. Начал делать обшивку на свой новый проект. Так-как мне нужно сделать бензобак. А до него не дойдет очередь, пока я не сделаю боковины. Поэтому начал с них. Для обшивки буду использовать м… Читать дальше





Всем привет. Дошло дело до редуктора ВОМа. Причина его необходимости в том, что нужно отпустить ВОМ на 180мм. А установленная КПП ВОМа не позволяла ровно установить вал ВОМа на фрезу. За основу редукт… Читать дальше






Продолжаю изготавливать минитрактор. Работаю с задней навеской. На данном этапе: Изготовил нижние рычаги. Выточил корпуса для ШС подшипников. Приварил их к заготовкам нижних рычагов. Просверлил отверс… Читать дальше







Всем привет! Продолжаю изготавливать свой новый проект. На данном этапе: приступил к изготовлению задней навески. Нижние стойки уже были ранее приварены. Пришлось их немного доработать. Выточить напра… Читать дальше


Всем привет! Всех с масленицей! Продолжаю работать с трактором. Испытание ходовой и КПП произвёл. Теперь можно приступать к изготовлению гидросистемы и навески. На данном этапе: перебрал редуктор прив… Читать дальше

Читайте также: