Модуль конструктор нпа предназначен

Обновлено: 09.05.2024

Компания AT Consulting стала одним из подрядчиков в проекте по созданию ИСОД МВД России – масштабной системы, которая информатизирует работу полицейских по всей стране. О том, как внедрялась система, как решались задачи импортозамещения и защиты данных, рассказал партнер AT Consulting, заместитель генерального директора Алексей Думнов.

CNews: Какие задачи ставил перед вами заказчик на проекте по созданию системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России?

Алексей Думнов: Начнем с того, что до внедрения ИСОД в 2014 году в МВД не существовало системы, которая бы обеспечивала единую информационную среду для всех территориальных подразделений. Документы или запросы между подразделениями МВД в соседних субъектах РФ пересылались телеграммами или факсами. И это происходило в то время, когда в стране уже с 2011 года был реализован электронный и юридически значимый межведомственный информационный обмен. А здесь внутри одного ведомства не было даже общей электронной почты, не говоря уже о единой системе электронного документооборота или системе оперативной передачи информации между дежурными частями терподразделений. При этом в каждом субъекте функционировали десятки различных программ, никак не интегрированных между собой, и только в отдельных случаях делались попытки обобщения информации на федеральном уровне.

В этой связи существовали очевидные трудности в виде несовместимости форматов данных, проблем внутриведомственного информационного обмена, сложности с защитой информации. Кроме того, автоматизация оперативно-служебной деятельности сотрудников по единым регламентам требовала унифицированного подхода к созданию информационных систем. Ключевым был и вопрос стоимости доработок и эксплуатации, где преимущество единого решения также очевидно. Таким образом, руководство министерства приняло решение о создании единой комплексной системы для повышения эффективности работы всего МВД.

В ходе проекта мы объединили целый ряд сервисов, которые были разработаны в интересах МВД, провели их взаимную интеграцию на базе единой облачной среды ЦОДов. Одновременно решались вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты информации. Десятки информационных сервисов были внедрены в территориальных подразделениях МВД России, а пользователей обучили работе с новыми технологиями. Поэтому создание единой системы ИСОД в 2014 году стало колоссальным шагом вперед для ведомства во внедрении информационных технологий в повседневную работу полиции.

CNews: Каковы технологические особенности системы? Что можно сказать о ее защищенности (мы несколько раз были свидетелями ситуаций, когда структуры МВД поражались ransomware и другими зловредами)?

Алексей Думнов: Информационная безопасность и независимость от проприетарных западных разработок – два приоритетных направления, на которые ориентировалось руководство министерства.

На вопросах информационной безопасности я не буду останавливаться детально – в нашей стране хорошо проработаны как нормативная база, так и применяемые подходы. Отмечу лишь, что нашумевшая «эпидемия» вируса WannaCry не нарушила функционирование ни единого сервиса ИСОД МВД России, и ни одна запись в базе данных или хранимый в ЦОДах документ не были повреждены. Как только производители антивирусного ПО обновили сигнатуры, то небольшое количество машин, которые были заражены у конечных пользователей, «вылечились». Вирус затронул менее 1% от общего числа компьютеров МВД.


Алексей Думнов: Информационная безопасность и независимость от проприетарных западных разработок – два приоритетных направления, на которые ориентировалось руководство министерства

Положительным примером успехов ведомства в области информационной безопасности может быть и тот момент, что после того как в 2016 году все территориальные подразделения ГИБДД были переведены на единое федеральное решение, на компьютерных рынках уже не найти «свежие базы данных ГИБДД».

С технологической независимостью от западных решений дела обстоят сложнее. Здесь против нас играет как определенное технологическое отставание, так и де-факто стандарты на западное оборудование и ПО, которые сложились за последние десятки лет. Любой инженер серьезно задумается, когда одновременно с «независимостью» надо решать и основные задачи функционального плана.

Поэтому уход от иностранных технологий поэтапный, но системный. Приятно осознавать, что во многих случаях отечественное ПО даже превосходит по своим характеристикам иностранные аналоги. Видеоконференцсвязь на рабочих местах пользователей, антивирусная защита, электронная почта – это далеко не все сервисы ИСОД, где мы использовали лицензионное российское ПО.

Отдельное направление − переход на технологии с открытым исходным кодом. Система виртуализации и управления облачной инфраструктурой ЦОДов, сервисы управления дежурными частями и основная часть прочих сервисов никак не зависят от проприетарного ПО западных вендоров. А по тем сервисам, где исторически сложилась привязка к западному программному обеспечению, МВД ставит задачу «поэтапного замещения» на отечественное ПО или технологии с открытым исходным кодом.

Особого внимания заслуживает переход на отечественное оборудование. МВД успешно реализовало проект по оснащению системой электронной очереди сотен подразделений по всей стране – полностью на базе российского оборудования с процессором «Байкал-Т1». Вряд ли это заметно посетителям подразделений, но вот с точки зрения технологической независимости и практических шагов по поддержке российского производителя это важная веха. Аналогичным образом дела обстоят с серверным оборудованием на российских процессорах «Эльбрус».

Тут нужно отметить позицию руководства ведомства, его последовательность. Ведь ожидать технологического рывка от наших ученых и инженеров в сфере микроэлектроники можно только в том случае, когда у продукции есть заказчик, который не просто начинает «формально» применять какие-то отдельные элементы в своих задачах, а стремится находить у себя новые ниши для практического применения российской продукции. Так у нас будут появляться новые более мощные процессоры, начнут загружаться наши, российские заводы. Безусловно, только лишь за счет МВД это не осилить. Хорошо, что и другие заказчики, не только государственные, но и частные, стали понимать необходимость развития российских технологий и начали не словами, а реальными заказами поддерживать отечественную науку и производство.

Ну и, конечно, там, где установка российского оборудования пока еще невозможна, максимально применены аппаратные решения на базе открытой архитектуры. Подобные решения получают все большее распространение в крупнейших западных компаниях, начали использоваться и в российской ИТ-индустрии, например, в «Яндексе». Их смысл заключается в использовании стандартных спецификаций x86-оборудования, которые могут производить множество предприятий на базе открытой конструкторской документации. Это означает совместимость компонентов от различных производителей, что дает выигрыш как с точки зрения стоимости закупки и техподдержки решений, так и с точки зрения максимальной независимости от санкционных ограничений каких-либо стран в отношении Российской Федерации.

CNews: Сколько подрядчиков работало над ИСОД МВД России? Какова была роль AT Consulting?

Алексей Думнов: Свою работу с МВД России AT Consulting начал, выиграв в 2013 году ряд открытых конкурсов в качестве разработчика отдельных ведомственных сервисов, а в 2014 году НИИАА им. Семенихина, являясь головным исполнителем соответствующей работы, включил нас в кооперацию по созданию единой системы. Наша компания на тот момент уже имела за плечами успешный опыт реализации проектов в масштабах всей страны, людей в региональных филиалах, а главное – знания, каким образом решаются задачи внедрения масштабных информационных систем в кратчайшие сроки.

Примером флагманского проекта, выполненного AT Consulting, являлся на тот момент проект по созданию и внедрению типовых решений электронного правительства на федеральном уровне и в субъектах РФ, результаты которого были оценены в т. ч. экспертами ООН, а Россия поднялась в рейтинге E-Government survey на 32 пункта, догнав развитые страны. Таким образом, наша компания была выбрана НИИАА в качестве интегратора. В нашу задачу входило в том числе внедрение в территориальных подразделениях МВД сервисов в составе ИСОД. Всего же в этой масштабной работе участвовало более десятка различных компаний.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о вашей проектной команде. Каково было взаимодействие с заказчиком и другими подрядчиками?

Алексей Думнов: На мой взгляд, этот проект можно с уверенностью назвать беспрецедентным. В пиковые моменты проекта команда насчитывала более 1500 человек – это примерно половина всех сотрудников компании. К счастью, опыт эффективного управления большими распределенными командами у нас был.


В нашей компании есть специалисты, которые не раз доказывали, что могут решать подобные масштабные задачи. Безусловно, лидирующая роль принадлежит Сергею Шилову, основателю AT Consulting. Вклад Сергея сложно переоценить как с точки зрения отраслевой экспертизы, так и с точки зрения мотивации сотрудников, которые реализовали поставленную задачу, работая практически в круглосуточном режиме.

Но в проектной команде подрядчики – это не главное. Без грамотного управления и поддержки со стороны руководства министерства, активного и вовлеченного участия сотен сотрудников полиции – внедрять новые технологии в повседневную работу ведомства и осуществить выполнение столь масштабного государственного проекта было бы невозможно в принципе. Руководители министерства лично начали использовать результаты автоматизации, подав тем самым пример своим подчиненным и задав импульс для начала массового применения сервисов во всех подразделениях.

Постоянное взаимодействие как с ответственными сотрудниками центрального аппарата и территориальных органов, так и с непосредственными пользователями сервисов позволяло не только эффективно достигать результатов, но и оперативно получать обратную связь по мере начала использования сервисов и корректировать ход реализации проекта.

CNews: Как вы можете прокомментировать информацию в СМИ, что система была сдана в эксплуатацию не полностью готовой?


Алексей Думнов: Мне это сложно прокомментировать, никогда не говорил ничего подобного. Могу лишь отметить, что все, без единого исключения, информационные системы и сервисы, которые в рамках наших контрактных обязательств должны были быть включены в состав ИСОД МВД России, функционировали. И тому есть письменные подтверждения сотен сотрудников заказчика из всех территориальных подразделений МВД России.

Работы по созданию ИСОД МВД России были полностью приняты заказчиком, и за прошедшие четыре года к нам ни разу не предъявили никаких претензий по их качеству или объему. Более того, наша компания получала десятки благодарственных писем, подписанных руководителями территориальных подразделений полиции, в которых была отмечена наша работа применительно к достигнутым в МВД России результатам. И это отражает мнение сотрудников полиции относительно выполненного проекта, их оценку сделанных работ, которая для меня гораздо важнее, чем просто подписанные акты приемки.

CNews: Какой результат был получен в результате внедрения ИСОД? Как система влияет на работу МВД России и граждан?

Алексей Думнов: Система существенно помогает работе сотрудников полиции. Автоматизирован внутренний документооборот, кадровая деятельность, средства коммуникации, управление дежурными частями, функции охраны общественного правопорядка. Сервисы внедрены во всех территориальных подразделениях МВД России. На сегодняшний день в системе электронного документооборота ведомства еженедельно регистрируются миллионы документов по всей стране. А служба «02» только в Москве каждый день регистрирует в электронном виде тысячи обращений о происшествиях и реагирует на них.

Эффект от внедрения ИСОД почувствовали не только сотрудники полиции, но и рядовые граждане. Так, одним из результатов работы стало создание системы электронных очередей и сервиса мониторинга качества оказания госуслуг. Жители нашей страны могут записаться на прием практически в любое подразделение МВД России через портал госуслуг, а руководство министерства – отследить показатели по уровню оказания услуг гражданам.

CNews: Есть ли в России и за рубежом аналогичные разработки? Какова роль системы в общей структуре электронного правительства? В чем особенность этой системы по сравнению с АСУ других госструктур?

Алексей Думнов: Если анализировать опыт проектов в западных странах, то в открытых источниках непросто найти информацию об успешных внедрениях подобных по масштабу систем в странах, сопоставимых с Россией по численности населения и размеру территории. Но зато можно прочитать про приостановленный проект в Соединенных Штатах Америки. Там рассматривалась возможность создания единой информационной системы, которая должна была объединить порядка 130 подсистем. Работы по этой системе приостановили из-за технических сложностей (различие платформ существующего ПО мешает интеграции разрозненных систем в единое целое) и высокой стоимости (по предварительным оценкам работы по созданию такой системы должны были составить порядка 10 млрд долларов). А вот в России, получается, аналогичная задача по объединению нескольких десятков разноплановых систем на различных платформах в единое решение успешно решается в рамках ИСОД МВД, причем за несопоставимо меньший объем финансирования.

В качестве сравнимого по охвату проекта в нашей стране можно назвать создание инфраструктуры электронного правительства. Помимо министерства связи в нем были задействованы и все остальные федеральные и региональные органы власти Российской Федерации, которые осуществляли подключение своих информационных систем к инфраструктуре электронного правительства с целью обеспечения оказания госуслуг и межведомственного взаимодействия в электронном виде на всей территории РФ. В том числе и отдельные сервисы ИСОД МВД России подключены к единой системе электронного правительства.

Если сравнивать ИСОД с информационными системами иных ведомств или крупных организаций, то ключевой особенностью является масштаб. Эта высоконагруженная ведомственная информационная система, которая используется ежедневно сотнями тысяч сотрудников по всей территории нашей страны, включая самые отдаленные населенные пункты.

CNews: Будет ли система развиваться, и есть ли перспективы участия AT Consulting в этом?

Алексей Думнов: Я не вправе определять вектор дальнейшего развития системы и тем более оценивать перспективы нашего участия – это однозначно относится к решениям заказчика, а также регулируется нормами федерального закона о контрактной системе закупок. Однако наш опыт дает возможность выразить частное мнение: у системы фантастические перспективы развития.

Информационные технологии уже сейчас делают нашей повседневной реальностью то, что когда-то мы видели только в фантастических фильмах. Например, используя технологии нейронных сетей при анализе массива данных, которые обрабатывает система, можно разрабатывать принципы прогнозирования. Это не только повысит раскрываемость преступлений, но и поможет их предотвращать.

Убежден, что технологии в основе ИСОД будут и дальше повышать уровень информатизации МВД России и помогать ведомству обеспечивать безопасность граждан на высоком уровне.

Приказом МВД России от 23 декабря 2016 г. № 888 «Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России» с 1 марта 2017 года введено в эксплуатацию программное обеспечение для реализации сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России[1] в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России[2].

Основной задачей СОДПП является организация единого информационного пространства в сфере правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

В состав СОДПП входят следующие модули:

1. «Мониторинг» - выполняет функции сбора, обобщения, анализа и оценки информации о состоянии и практике применения в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих сферу внутренних дел, с целью оценки эффективности их реализации и выработки предложений по их совершенствованию.

2. «Иск» - предназначен для централизованного учета исковых заявлений, относящихся к системе МВД России, и результатов их рассмотрения судами.

3. «Правовая экспертиза» - предназначен для автоматизации процесса проведения экспертной оценки нормативных правовых актов и правовых актов на соответствие установленным правовым нормам и правилам их подготовки.

4. «Антикоррупционная экспертиза» - позволяет выявлять в проверяемых проектах документов признаки коррупциогенности посредством использования специализированных наборов правил и формализованных критериев поиска.

5. «Конструктор НПА» - предназначен для формирования проектов текстов документов на основании утвержденных шаблонов и образцов.

6. «НПА-З» - предназначен для обработки, поиска и просмотра нормативных правовых актов, имеющих гриф ограничения доступа и не содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

7. «Портал правового информирования» - предназначен для размещения актуальной правовой информации, аналитических и справочных материалов, методических рекомендаций по направлениям правовой работы, для обновлений банков данных ведомственных справочно-правовых систем, а также видео- и фотоматериалов.

Данное программное обеспечение предназначено для повышения производительности труда сотрудников органов внутренних дел при подготовке и согласовании проектов правовых актов, снижения трудозатрат юристов при проведении правовой и антикоррупционной экспертизы, а также позволяет использовать многочисленные информационно-правовые ресурсы как в деятельности правовых подразделений, так и всех сотрудников органов внутренних дел.

Статью подготовила начальника отдела ПУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю подполковник внутренней службы Пономарева Елена Анатольевна

1. ИСОД - единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России

Использование сервисов
повседневной деятельности
ИСОД МВД России
ИСОД - единая система информационноаналитического обеспечения деятельности
МВД России

- облачная инфраструктура;
- сервисы ИСОД МВД России;
Объекты внешнего
взаимодействия
- интегрированная мультисервисная
телекоммуникационная сеть (ИМТС);
- автоматизированные рабочие места
(АРМ) сотрудников МВД
3

Сервис управления доступом к
информационным системам
СУДИС - предназначен для централизованного управления
доступом пользователей к сервисам ИСОД МВД России.
СУДИС обеспечивает выполнение
следующих функций:
идентификация и аутентификация
пользователей ИСОД МВД России;
управление реестрами
пользователей и сервисов ИСОД
МВД России;
назначение и отзыв полномочий
пользователей и сервисов ИСОД
МВД России;
протоколирование событий
безопасности сервисов ИСОД МВД
России.

5. Средства защиты информации в ИСОД

6. Состав сервисов ИСОД МВД России

7. Состав повседневных сервисов ИСОД

Подсистема взаимодействия с населением
Подсистема поддержки взаимодействия с населением, а так же
межведомственного взаимодействия с целью предоставления
государственных услуг, включает :
СПГУ - Сервис предоставления государственных услуг;
СЦУО - Система централизованного учета оружия;
Ретроспектива - Единый банк данных архивной информации;
Модернизация ИБД - Интегрированный банк данных.
Состав повседневных сервисов ИСОД
Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности
подразделений МВД России включают:
СЭД – Сервис электронного документооборота;
СЭП – Сервис электронной почты;
ВИСП – Ведомственный информационно-справочный портал;
СВКС-М – Система видеоконференцсвязи МВД России.
Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД РФ должны
быть внедрены в 85 субъектах РФ.

8. Состав служебных сервисов ИСОД

Прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности
подразделений МВД РФ включают:
Следопыт-М - Информационно-поисковый сервис;
СООП - Сервис обеспечения охраны общественного порядка ;
СОДЧ - Сервис обеспечения деятельности дежурных частей ;
СОМТО - Сервис обеспечения деятельности подразделений материальнотехнического обеспечения МВД РФ;
ФИС ГИБДД-М - Федеральная информационная система ГИБДД МВД РФ;
СОЭБ - Сервис обеспечения экономической безопасности;
СОДИ - Сервис НЦБ Интерпола;
ЕАИС ЭКП - Сервис экспертно-криминалистической деятельности;
СУОГЗ - Сервис обеспечения государственной защиты лиц;
СОПС - Сервис оформления проезда сотрудников;
СОПД ГУСБ - Сервис ГУ Собственной безопасности МВД;
МОСТ - Сервис статистической отчетности МВД РФ;
ЦИАДИС-МВД - Банк отпечатков пальцев
Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД РФ
должны быть внедрены (пользователи применяют) в 45 субъектах РФ. Состав и кол-во
субъектов уточняется на этапе технического проектирования.

9. Подход к внедрению сервисов

Максимальная автоматизация процесса
ВИСП – витрина сервисов, с автоматической
установкой клиентской части ПО
Дистанционное обучение
Набор обучающих материалов, включая инструкции
пользователей, демонстрационные ролики,
эксплуатационная документация
Поддержка внедрения в каждом регионе
Консультанты во всех 85 регионах России проводят
внедрение, демонстрации, обучение пользователей

10. Функции ВИСП

17. Сервис видео-конференцсвязи МВД России (СВКС - м)

Назначение сервиса
Оптимизация и ускорение процесса получения и обработки
информации для принятия управленческих решений.
Оперативная связь между сотрудниками МВД России.
Типы поддерживаемых конференций
•Видеозвонок – общение 2 человек;
•Групповая видеоконференция – общение нескольких человек;
•Симметричная конференция – общение до 16 человек без
ведущего;
•Асимметричная конференция – общение до 16 человек с
ведущим;
•Ролевая конференция – общение до 250 человек с несколькими
ведущими.

18. Сервис электронной почты МВД России (СЭП)

19. Web-интерфейс СЭП: «Полный»

21. Календарь

24. Сервис электронного документооборота (СЭД)

«Документы»
«Контроль исполнения
документов»
«Разграничение
доступа»
«Электронные
образы»
«Отчёты»
«Работа исполнителя
с документами»
«Работа с ЭП»
«Работа со штрихкодами»
Документационные
сервисы
«Журналирование»
«Поиск»
«Обработка бизнеспроцессов»
«Сканирование»
«Справочники»
«Резолюции»
«Реестры и списки»
«Группы»
24

26. Администратор

Исполнитель 1. Исполнение
документа
3. Исполнение обращений
граждан и организаций
Руководитель
2. Формирование единого
регистрационного номера для журнала
обращения граждан
1. Настройка
провайдера
2. Исполнение документа через создание
проекта исходящего документа
4. Исправление и доработка проектов
исходящих документов
1. Работа с документами,
поступившими на доклад
3. Работа с документами,
поступившими на согласование
Сотрудник ОДиР 1. Работа с входящими
2. Контроль
документа
4. Работа с документами,
поступившими на подписание
документами
2. Работа с исходящими
документами
3. Работа с нормативноправовыми актами
4. Работа с обращениями
граждан и организаций
26

28. Сервис управления доступом (СУДИС) позволяет:

– Организовать управление полномочиями
пользователей, имеющих доступ к сервисам
ИСОД;
– Организовать управление полномочиями
сервисов, имеющих доступ в ИСОД;
– Обеспечить доступ к ресурсам по электронной
подписи.
28

29. Использование ViPNet Client в ИСОД позволяет обеспечивать :

– Защищать информации при ее передаче по
каналам связи;
– Защищать от сетевых атак на уровне АРМ;
– Обмениваться информацией по открытым
каналам связи с использованием шифрования.
29

30. Использование ruToken в ИСОД позволяет обеспечивать:

Рутокен

это
персональное
устройство
для
безопасного
хранения и использования ключей
электронной
подписи
и
сертификатов.
Использование ruToken в ИСОД
позволяет обеспечивать:
– Хранение электронной подписи сотрудника
МВД России на его персональном
идентификаторе;
– Осуществлять вход в систему и сервисы ИСОД
МВД России без дополнительного ввода
логина и пароля;
– Производить блокировку АРМ при
извлечении идентификатора.
30

31. Использование КриптоПРО CSP в ИСОД позволяет обеспечивать:

КриптоПро — специализированное программное обеспечение,
которое умеет работать с сертификатами электронной подписи,
обеспечивает шифрование и подпись информации, которую
вы хотите защитить
Использование КриптоПРО CSP в
ИСОД позволяет обеспечивать:
– Применение электронной подписи с сервисах
ИСОД МВД России;
– Осуществлять идентификацию пользователей
по электронной подписи (доступ в систему,
доступ к сервисам ИСОД МВД России);
– Производить подписание электронных
документов в Сервисе электронного
документооборота.
31

32. Практическое задание

33. Работа с ВИСП ИСОД МВД России

34. Работа с СЭП и СВКС-м ИСОД МВД России

Задание 2:
Используя
сервис
СЭП,
отправьте
электронное письмо руководителю занятия.
Для поиска электронной почты руководителя
воспользуйтесь сервисом ВИСП.
Задание 3:
Используя
СВКС-М,
создайте
видеоконференцию
с
руководителем
занятия. Для поиска данных используйте
сервис ВИСП.
34

В современных условиях интенсификации правового регулирования, и как следствие, роста количества нормативных правовых актов, обеспечение доступа к актуальной правовой информации является необходимым условием формирования и совершенствования правового сознания и правовой культуры, укрепления законности и правопорядка, организации правовой работы в любом органе публичной власти, организации и учреждении.

Наставление по организации правовой работы целью информационно-правовой деятельности называет доведение содержания и разъяснения требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел.

В качестве основных направлений информационно-правовой деятельности выступают:

  • введение систематизированного учета нормативных правовых актов;
  • правовая пропаганда;
  • юридическое консультирование.

Организация информационно-правовой деятельности осуществляется руководителем органа, организации, подразделения МВД России и правовыми подразделениями. Руководитель органа внутренних дел (организации, подразделения) определяет порядок осуществления информационно-правовой деятельности в органе внутренних дел, обеспечивает создание и функционирование автоматизированных информационно-правовым систем, охватывающих правовые акты, издаваемые данным органом, устанавливает порядок доступа иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан к фонду правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел.

На правовое подразделение возлагаются следующие обязанности по данному направлению правовой работы:

  • вести систематизированный учет нормативных правовых актов;
  • доводить требования нормативных правовых актов до сотрудников органов внутренних дел;
  • осуществлять доступ сотрудников органов внутренних дел, иных органов публичной власти, граждан и организаций к фонду правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел;
  • участвовать в правовой пропаганде;
  • осуществлять в установленном порядке консультирование, в том числе оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам;
  • осуществлять общее методическое руководство информационно-правовой деятельностью в органе внутренних дел (организации, подразделении).

В настоящее время в системе МВД России сформирована целая экосистема информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел, призванная удовлетворять потребности в доступе к актуальной правовой информации.

В соответствии с приказом МВД России от 23 декабря 2016 г. № 888 с 1 марта 2017 г. (далее – приказ МВД России № 888) введен в эксплуатацию Сервис обеспечения деятельности правовых подразделений (далее – СОДПП) в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее – ИСОД МВД России).

СОДПП создан в целях автоматизации деятельности по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию отношений в сфере внутренних дел и призван обеспечить единое информационное пространство правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Указанным приказом определены следующие функции СОДПП:

  1. Сбор, обработка, обобщение, хранение и анализ информации, не содержащей государственной тайны, по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел и практике применения законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность органов внутренних дел Российской Федерации.
  2. Организационно-методическое сопровождение проведения мониторинга правоприменения в подразделениях системы МВД России.
  3. Информационно-правовое обеспечение деятельности сотрудников при подготовке проектов нормативных правовых актов и правовых актов.
  4. Учет судебных решений и иных судебных документов по искам, в которых МВД России является истцом или ответчиком.
  5. Информационно-аналитическое обеспечение судебно-исковой работы подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
  6. Предоставление доступа сотрудников к информации правового назначения, в том числе нормативным правовым актам, имеющим пометку «Для служебного пользования».
  7. Проведение сравнительного анализа положений нормативных правовых актов на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации.
  8. Автоматизация процесса проведения правовой экспертизы и антикоррупционной экспертизы.

Для обеспечения реализации данных функций СОДПП включает в себя следующие модули. Модуль «Мониторинг» аккумулирует в себе информацию о состоянии нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел, правоприменительной практики в данной области в целях определения их эффективности и направлениях возможного совершенствования.

Данный модуль позволяет оперативно сигнализировать о выявленных на практике проблемах правового регулирования деятельности органов внутренних дел, формировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства и ведомственных правовых актов, затрагивающих сферу деятельности ОВД.

В данном модуле содержатся также результаты диссертационных исследований, выполненных в образовательных организациях системы МВД России, в которых сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования сферы внутренних дел. Это позволяет осуществлять коммуникацию с автором научной работы и включать его в рабочую группу по разработке проектов нормативных правовых актов. Ежегодно в данный модуль вносится порядка 1 500 предложений.

Модуль «Иск» аккумулирует сведения об исковых заявлениях, относящихся к МВД России, и результатах их рассмотрения судами.

Данная информация позволяет проследить динамику судебно-исковой работы, определить эффективность судебной защиты имущественных интересов органов внутренних дел. Модуль «Правовая экспертиза» призван облегчить работу юрисконсульта по проведению экспертизы проектов правовых актов на соответствие установленным нормам и правилам юридической техники. Данный модуль сокращает трудозатраты экспертов по обработке большого массива правовой информации.

Система в автоматизированном режиме позволяет осуществлять проверку текста правового акта на предмет соблюдения технико-юридических требований (правильность оформления структурных элементов, сносок, реквизитов, наименований органов и организаций и пр.).

Кроме того, система позволяет сопоставлять текст правового акта, выявлять дублирующие, коллидирующие с иными правовыми актами положения. Модуль «Антикоррупционая экспертиза» позволяет выявлять в проверяемых проектах документов признаки коррупциогенности посредством использования специализированных наборов правил и формализованных критериев поиска.

Поиск в тексте формулировок, обладающих признаками коррупциогенности, осуществляется в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 26 февраля 2010 г. № 96.

Учитывая, что содержащиеся в данной методике коррупциогенные факторы носят оценочный характер, система позволяет самому эксперту принимать решение, является ли выявленный системой фрагмент текста коррупциогенным.

Модуль «Конструктор НПА» позволяет сформировать проект правового акта с учетом заложенных в систему шаблонов и образцов. Автоматизированная система позволяет корректировать текст правового акта с учетом правил юридической техники.

В системе имеется алгоритм сравнения текста, вносящего изменения в нормативные правовые акты, с текстом исходных правовых норм, который позволяет автоматически формулировать соответствующие изменения. Модуль «НПА-З» позволяет осуществлять работу с нормативными правовыми актами ограниченного доступа, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну. Использование данного модуля предполагается после сертификации СОДПП и аттестации ИСОД МВД России по требованиям безопасности информации.

Портал правового информирования преследует цель доведения актуальной правовой информации, справочных, аналитических материалов, методических рекомендаций по различным направлениям правовой работы.

Доступ к актуальной правовой информации обеспечивается также через справочно-правовые системы. Помимо универсальных систем «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант», в органах внутренних дел функционируют специализированные территориально распределенные автоматизированные системы «Юрист» (СТРАС «Юрист») и «Юрист-Регион» (СТРАС «Юрист-Регион»).

СТРАС «Юрист» включает в себя базу нормативных правовых актов МВД России, международных договоров и соглашений МВД России, судебную практику и материалы юридических консультаций. СТРАС «Юрист-Регион» обеспечивает формирование каждым территориальным органом МВД России на региональном уровне, управлениями МВД на транспорте по федеральным округам, образовательными организациями МВД России собственной базы правовых актов.

Инструкции по эксплуатации СТРАС «Юрист» и СТРАС «Юрист-Регион» утверждены приказом МВД России «Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» от 25 августа 2017 г. № 680 (далее – приказ МВД России № 680). Сегодня в условиях формирования информационного общества все чаще ведутся споры о перспективах внедрения технологии искусственного интеллекта в правовую сферу. Более того, высказываются суждения об отмирании профессии юриста.

Очевидно, что современные информационные технологии не способны полностью заменить собой людей, поскольку юридическая квалификация – сложный творческий интеллектуальный процесс, воспроизводить который может только человек.

Информационные технологии призваны облегчить работу сотрудников правовых подразделений, минимизировать трудозатраты на техническую обработку информации так, чтобы у них было больше времени на сущностную аналитическую работу с правовым материалом.

Дочерняя структура АФК «Система» провалила исполнение 60-миллионного контракта с МВД. Проект в том числе подразумевал отказ от софтверных решений IBM в пользу российского и открытого программного обеспечения.

Срыв контракта с МВД

Как выяснил CNews, научно-промышленная компания «Высокие технологии и стратегические системы» (входит в группу РТИ, главным акционером которой считается АФК «Система») не смогла исполнить контракт с НПО «Специальная техника и связь» МВД. Соглашение подразумевало выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) по развитию специального ПО сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений ИТ-системы МВД (СОДПП). Это следует из картотеки судебных решений и данных сайта госзакупок.

Контракт был подписан сторонами 16 июля 2019 г. по итогам тематического тендера в формате открытого конкурса с начальной ценой проекта в 60,7 млн руб. Кроме «Высоких технологий и стратегических систем» на тендер больше никто не пришел, и контракт достался компании без снижения его стартовой цены.

Фронт работ был разделен на три этапа и рассчитан на срок до 10 декабря 2020 г. Проблемы возникли уже на первом этапе, однако сторонам удалось сойтись на выплате исполнителем штрафа за просрочку в досудебном порядке, и этап был принят и оплачен в размере 20,1 млн руб.

Работы по второму и третьему этапам завершены не были, несмотря на то, что «Специальная техника и связь», «учитывая высокую заинтересованность заказывающего подразделения в получении положительного результата работ по ОКР», сдвинула сроки исполнения контракта на 29 апреля 2021 г. «Этап №2 ОКР не выполнен в полном объеме, результаты выполнения этапа № 2ОКР не соответствуют требованиям ТЗ», — говорится в пояснениях структуры МВД.

mvd_601.jpg

В итоге 1 июня 2021 г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта. Исполнитель попытался добиться признания этого решения недействительным, подав 27 июля 2021 г. иск в Арбитражный суд Москвы. Служителями Фемиды в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В полном объеме решение суда было опубликовано 26 ноября 2021 г. Оно может быть обжаловано в течение месяца в Девятом арбитражном апелляционном суде. CNews ожидает от «Высоких технологий и стратегических систем» ответ на вопрос, намерена ли компания воспользоваться этим правом.

Подробности несостоявшегося замещения IBM

Как следует из техзадания тендера, по итогам которого был заключен неисполненный контракт, сервис обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД предназначен для автоматизации деятельности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников подразделений системы МВД по выработке и реализации госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел.

Сервис СОДПП организован как совокупность взаимодействующих между собой модулей и подсистем. В их числе — портал правового информирования, «Мониторинг» (анализ тематической информации), «Правовая экспертиза» (автоматизация оценки правовых актов), «Антикоррупционная экспертиза», «Конструктор НПА» (формирование нормативных правовых актов), «НПА-3» (обработка отчасти секретных актов), «Иск» (учет исковых заявлений), «Модуль администрирования доступа».


«Задачами развития СОДДП является модернизация и развитие специального ПО (сервиса), автоматизирующего деятельность сотрудников правовых подразделений системы МВД России, что позволит обеспечить перевод модулей СОДПП на Web интерфейс и выполнение требований использования бесплатного и/или свободно распространяемого на территории России ПО в рамках концепции импортозамещения; улучшение эксплуатационных характеристик, расширение функциональных возможностей СОДПП», — указано в ТЗ.

В ходе проекта планировалось реализовать платформенно независимый сервер приложений, отказавшись от используемого в МВД решения IBM WS. Также заказчик ожидал обновления версий JAVA-библиотек, замену поисковой платформы IBM OmniFind и переход с IBM Cognos (бизнес-аналитика) на российский или свободный аналог, обеспечивающий возможность внесения изменений в формы отчетности пользователями без специальной подготовки.

CNews ожидает комментариев «Специальной техники и связи» относительно того, собирается ли эта структура МВД завершить проект модернизации СОДПП, и будет ли объявлен новый тендер.

Возможные последствия для исполнителя

Стоит отметить, что разорванный по вине подрядчика госконтракт является достаточно веским поводом для включения проштрафившейся компании по решению ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.


Попадание в черный список будет означать для «Высоких технологий и стратегических систем» невозможность в течение двух лет участвовать в закупках госорганов (к закупкам компаний с госучастием это не относится; для них существует отдельный реестр).

На момент публикации данного материала, «Высокие технологии и стратегические системы» в реестр недобросовестных поставщиков внесены не были.

Читайте также: