Морозов конструктор танка т 34 биография

Обновлено: 28.04.2024

115 лет назад родился Александр Морозов — один из создателей легендарного Т-34 и ряда других советских танков. Он прошёл путь от переписчика технических документов до начальника одного из ведущих конструкторских бюро СССР. Несколько типов танков, к разработке и производству которых приложил руку Морозов, эксперты называют лучшими бронемашинами своего времени. При этом, будучи одним из ярчайших руководителей советского военно-промышленного комплекса, депутатом Верховного Совета СССР и дважды Героем Социалистического Труда, Морозов отличался чрезвычайной скромностью и никогда не добивался для себя особых материальных благ. О жизни прославленного создателя советских танков — в материале RT.

Александр Морозов родился 29 октября 1904 года в городе Бежица под Брянском в семье рабочего. Когда ему шёл десятый год, семья переехала жить в Харьков, где отец Александра устроился работать на местный паровозостроительный завод (ХПЗ). Морозов-младший тем временем пошёл в реальное училище, а пять лет спустя, 2 марта 1919 года, 14-летний Александр поступил переписчиком технических документов на тот же завод, где трудился его отец.

Становление личности

В 1923 году Александр Морозов занял должность чертёжника-конструктора ХПЗ.

«Первые свои конструкторские шаги Александр Морозов делал при доработке под отечественные реалии немецкого трактора ВД-50 «Ганомаг», — рассказал в беседе с RT писатель и режиссёр-документалист Андрей Купарев, сотрудник научно-методического отдела Музея Победы.


«Он помог нам выиграть войну»: кем был создатель знаменитого советского танка КВ

10 марта 1908 года родился Жозеф Котин — создатель легендарного советского танка КВ. Конструктор вооружил Красную армию боевыми.

В 1926 году Морозова призвали на срочную службу в ряды Красной армии, которую он проходил в авиационной части в Киеве на должности техника-моториста. В конце 1927-го на базе ХПЗ была создана танковая конструкторская бригада (со временем преобразованная в конструкторское бюро). В её состав включили и Морозова, вернувшегося в 1928 году из армии на родное предприятие.

Однако для работы конструктором нужно было иметь немало теоретических знаний, поэтому Александр поступает на заочное отделение в Московский механико-электротехнический институт им. М.В. Ломоносова и одновременно в механический техникум при ХПЗ.

«В его послужном списке на начальной стадии конструкторской деятельности был танк БТ-7, в котором Александр Морозов занимался проектированием трансмиссии и внесением изменений в ходовую часть», — рассказал Купарев.

В 1933 году Морозов поступил на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной армии и через год окончил курсы по программе подготовки командиров танка БТ.

«Военное образование позволило конструктору понимать машину с точки зрения пользователя», — заметил эксперт.

Рождение Т-34

В 1936 году Александр Морозов, считавшийся уже опытным конструктором, возглавил в КБ сектор нового проектирования. В это время между руководством РККА и ХПЗ возник конфликт из-за технических дефектов, выявленных во время практической эксплуатации танков. Руководители КБ было понижены в должностях.

В конце 1936 года в Харьков на должность начальника КБ ХПЗ был направлен талантливый конструктор Михаил Кошкин, который ранее был заместителем начальника КБ на ленинградском Кировском заводе и провёл успешную модернизацию танков Т-26 и Т-28. Решение о переводе Кошкина принимал лично нарком тяжёлой промышленности СССР Григорий Орджоникидзе.

После того как осенью 1937 года на ХПЗ пришло из РККА поручение создать новый манёвренный колёсно-гусеничный танк (будущий БТ-20), Кошкин принял решение передать старое КБ, носившее индекс 190, под руководство Николая Кучеренко, а сам возглавил новое конструкторское бюро (КБ-24), для которого лично отобрал кадры. Он назначил Морозова своим заместителем.

После проведения основных работ над БТ-20 сотрудники «кошкинского» КБ осознали, что танк практически не будет отличаться от хорошо знакомого всем БТ-7. Возникла идея создать принципиально новую машину с учётом наработок, собранных ранее сектором Морозова.

«28 апреля 1938 года на совещании Народного комиссариата обороны Кошкин получает от Иосифа Сталина разрешение спроектировать два опытных танка: первый — колёсно-гусеничный БТ-20, или А-20, соответствующий «московским» требованиям, второй — исключительно гусеничный дизельный А-32, конструкцию которого харьковчане разработали самостоятельно. В результате уже к концу лета 1939 года прототипы А-20 и А-32 прошли производственные испытания, на которых показали себя с лучшей стороны», — рассказал Андрей Купарев.

Деятельностью команды Кошкина заинтересовалось руководство страны. В конце 1938 года под его начальством было создано новое ОКБ-520, в которое объединили все ранее существовавшие на ХПЗ конструкторские бюро. Морозов снова стал заместителем Кошкина.

Испытания А-20 и А-32 в 1939 году показали, что первый более подвижен на колёсах, но уступает «инициативной» разработке харьковчан по проходимости. Кроме того, особенности ходовой части А-20, в отличие от А-32, не позволяли усилить его вооружение и бронезащиту.

19 декабря 1939 года было издано постановление комитета обороны при Совнаркоме о принятии нового танка на вооружение. С учётом последних конструктивных изменений машина получила наименование Т-34.

В начале 1940 года два опытных танка прошли испытания под Харьковом, а в ночь с 5 на 6 марта закамуфлированные машины двинулись в Москву. Т-34 осмотрел и одобрил лично Иосиф Сталин. Танки успешно прошли проверку на подмосковных полигонах и Карельском перешейке (на оставшихся после Советско-финляндской войны противотанковых укреплениях). 31 марта Госкомитет обороны подписал протокол о серийном производстве Т-34 в Харькове.

После заседания Госкомитета Кошкин, будучи простуженным и находясь в состоянии сильного переутомления, сопровождал танки обратно на завод. По пути одна из машин опрокинулась в воду. Кошкин лично помогал вытаскивать её, промок и заболел пневмонией. Попытки совмещать лечение с работой окончательно подорвали его здоровье. После удаления лёгкого начальник КБ был отправлен на реабилитацию в санаторий, но не смог восстановиться и скончался 26 сентября 1940 года. Руководство КБ и обязанности по организации серийного производства Т-34 перешли к его заместителю и соратнику Александру Морозову.

Отдельный фронт

Осенью 1940 года Т-34 начали поступать в строевые части. Отзывы о танке, как о любой новой машине, были неоднозначными: танкисты в целом позитивно оценивали оригинальные технические решения, однако некоторые из них отмечали низкую надёжность работы агрегатов и дефекты двигателя. Критически высказалась о новом танке и специально созванная комиссия. В итоге заместитель наркома обороны Григорий Кулик потребовал прекратить производство и приёмку Т-34, сосредоточившись на уже хорошо знакомых всем БТ-7. Однако руководители завода обжаловали это решение на приёме у руководства наркоматов обороны и среднего машиностроения, добившись разрешения на продолжение работ над танком.

В 1940 году конструкторы существенно доработали Т-34, изменив его башню и внедрив новую пушку Ф-34, а к апрелю 1941 года КБ под руководством Малышева подготовило к производству «модернизированную» версию Т-34 — Т-34М, которая, по мнению экспертов, стала фактически новой машиной. Т-34М понравился руководству страны, и его хотели срочно запустить в производство, однако из-за войны практическую модернизацию отложили на будущее.

В сентябре 1941 года в связи с критической ситуацией на фронте началась эвакуация производства ХПЗ из Харькова в Нижний Тагил. Там на базе Уралвагонзавода с учётом мощностей ХПЗ был создан Уральский танковый завод №183. Его конструкторское бюро (с сохранением зашифрованного наименования ОКБ-520) возглавил Александр Морозов.

«Танк Т-34 произвёл революцию в танкостроении. Столкнувшиеся с ним в 1941 году немцы не верили, что в СССР могли успеть сконструировать и начать производить нечто подобное. Нацисты были шокированы. Однако Морозов не останавливался на достигнутом. У него был свой отдельный фронт. С учётом замечаний и предложений, приходивших из боевых частей, он создавал на базе Т-34 танк, способный противостоять немецкой технике с улучшенным бронированием. Так появился Т-34-85 с пушкой 85 мм», — рассказал в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.

Дмитрий Лавриненко

«Его называли храбрейшим из храбрых»: как Дмитрий Лавриненко стал одним из лучших танкистов Второй мировой

105 лет назад родился Герой Советского Союза Дмитрий Лавриненко — самый результативный танковый ас Красной армии в годы Великой.

По словам Андрея Купарева, в Нижем Тагиле в полной мере проявился весь конструкторский талант Морозова. «Существует информация, что Сталин лично курировал работу его КБ. От самого Морозова требовалось докладывать о ведении работ каждые три часа. Его круглосуточно охраняли, был предоставлен личный автомобиль с телохранителем, а прогулки на свежем воздухе ограничивались до минимума», — отметил эксперт.

В 1943 году Александру Морозову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1945 году — воинское звание генерал-майора. Помимо Т-34 он вёл на Урале работу над принципиально новыми танками — Т-44 и Т-54. Последний благодаря ряду удачных технических решений находился в производстве около 30 лет, что является рекордом для современных танков.

«По мнению многих экспертов, Т-34 и Т-34-85 являлись лучшими средними танками в мире в своё время. Они оказали колоссальное влияние на ход Великой Отечественной войны», — подчеркнул Юрий Кнутов.

На службе обществу

В 1951 году Александр Морозов вернулся в Харьков на уже родной для него ХПЗ и сразу принялся за работу над проектом Т-64, который стал базой для большинства последующих советских танков.

В 1958 году Морозова избрали депутатом Верховного Совета СССР. По воспоминаниям главного конструктора Уралвагонзавода Леонида Карцева, конструктор отличался удивительной скромностью, но не боялся жёстко критиковать по существу распоряжения начальства. Как пишет Карцев в книге «Воспоминания главного конструктора танков», Морозов открыто назвал «бредом сивой кобылы» идею создания танка на воздушной подушке, которая, по словам его руководства, исходила от Никиты Хрущёва. На отдых он, даже будучи депутатом Верховного Совета, ездил дикарём, так как не хотел унижаться и просить кого-то выделить ему элитную путёвку.

В 1974 году за выдающиеся заслуги в развитии отечественного танкостроения Морозову была вручена вторая звезда Героя Социалистического Труда. Он также стал лауреатом Ленинской и Государственной премий, получил ряд высоких наград, в том числе сугубо военные — ордена Красной Звезды, Кутузова и Суворова.

В 1976 году Александр Морозов по состоянию здоровья был вынужден уйти с должности руководителя КБ, однако вплоть до своей кончины 14 июля 1979 года оставался при нём консультантом.

Памятники Морозову установлены в различных городах СССР. Его именем были названы конструкторское бюро, которым он руководил, и улица в Харькове.

«Александр Морозов — уникальная личность, сочетавшая в себе творческие и организаторские способности. Его вклад как в победу в Великой Отечественной войне, так и в развитие отечественной бронетехники весьма велик», — заключил Юрий Кнутов.

Александр Александрович Морозов - известный советский танковый конструктор. Под его руководством были созданы известные всему миру танки Т-44, Т-54, Т-64.

В свое время Т-54 и Т-64 по праву считались лучшими танками в мире. Это был талантливый руководитель и специалист, хороший организатор.

Леонид Николаевич Карцев, главный конструктор УВЗ, отзывался о нем в превосходных тонах. А ведь Морозов, точнее Харьковское КБ под его руководством, являлось прямым конкурентом уральцев.

Для Карцева Морозов всегда был конструктором с большой буквы. Леониду Николаевичу пришлось несколько лет, до отъезда Морозова из Нижнего Тагила в Харьков, проработать на заводе №183 под его руководством.

В быту это был скромный человек. Он никогда не любил о чем-то просить начальство, пользуясь своим положением.

При этом, Леонид Николаевич Карцев вспоминая Морозова в превосходных тонах, отмечает одну его слабость:

Возможно, на то у него были, хоть и субъективные, но достаточно веские основания.

Еще в 1936 году Морозов был начальником сектора нового проектирования Харьковском заводе ипПрибывший в 1937 году в Харьков Михаил Ильич Кошкин заметив молодого талантливого специалиста, делает его своим заместителем.

Позднее Морозов стал ведущим инженером при проектировании танков А-20 и А-32. Именно А-32 и стал впоследствии знаменитой «тридцатьчетверкой».

После смерти Кошкина Морозов назначается на его место, и занимается активной доработкой принятого на вооружение танка Т-34. В 1942 году он, как технический руководитель проекта по созданию танка Т-34, наряду с Кошкиным и Кучеренко, удостаивается Сталинской премии.

В представлении было сказано:

Из книги Свирина мы узнаем, что Михаил Ильич Кошкин не был супергениальным конструктором и вряд ли что-то спроектировал лично.

Однако при этом отмечается, что он был великолепным организатором. Кошкин не страдал амбициями и не пробивал свое, во что бы то ни стало, если знал, что есть что-то лучшее.

Именно он настоял на том, чтобы заводу разрешили вести одновременно проекты двух машин - А-20 и А-32, и заверил Сталина, что они справятся с задачей.

А ведь в те суровые времена за неудачу Кошкин ответил бы собственной головой. Чтобы дать подобное обещание в то непростое время, надо было иметь достаточно мужества.

И как знать, был бы Т-34 своевременно принят на вооружение, если бы не настойчивость Михаила Ильича.

Александр Александрович, без сомнения, был яркой личностью, и, наверняка, ему принадлежат множество конструктивных решений по Т-34. В том, какой получилась новая машина, ставшая впоследствии легендой, гораздо больше его заслуги, чем Кошкина.

О его таланте говорит то, что генеральным конструктором он стал, не имея высшего образования.

И тут мне вспоминается мысль, вычитанная в одной из книг Карнеги. Дословно это высказывание привести не могу, но смысл его заключается в том, что великолепный руководитель часто уступает своим подчиненным по уровню производственной квалификации, но именно его способности в организации производства и талант руководителя, являются залогом успеха.

Так что, мое личное мнение, что танк Т-34 - это заслуга всего КБ, которым руководил Михаил Ильич, но появился он именно благодаря настойчивости Кошкина, который по праву считается одним из главных творцов этого танка.

Но похоже, Александр Александрович имел другое мнение.

Как вспоминает Леонид Николаевич, к 1967 году во многих печатных изданиях и докладах Кошкин перестал упоминаться как создатель танка Т-34.

Теперь везде Морозов упоминался как главный создатель легендарной машины, а следом за ним шел Кучеренко, который влился в этот проект, когда танк уже ставился в серийное производство.

В июне 1967 года в «Комсомольской правде» появилась большая статья об истинной роли Кошкина в создании танка Т-34, и Карцев, связавшийся с редакцией, предложил начать сбор средств на установку Кошкину памятника.

На Уралвагозавод приехал корреспондент. Он пообщался с рабочими, которые хорошо знали Кошкина по Харькову, записал их воспоминания, а потом поехал в Харьков.

31 марта 1940 года началось серийное производство Т-34. «Тридцатьчетверка» по праву стала лучшим танком Второй Мировой. Боевая машина отлично сочетала в себе огневую мощь, маневренность, защиту и технологичность производства.

Созданию Т-34 предшествовал долгий и упорный труд советских конструкторов. Главным создателем легендарного танка стал Михаил Ильич Кошкин. Под его руководством Харьковским заводом были созданы 2 прототипа – А-32 и более легкий А-20.

Для показа новых танков в Москве в марте 1940 был организован их перегон своим ходом из Харькова. Во время этого испытания главный конструктор Михаил Кошкин простудился и заболел пневмонией, от которой вскоре скончался. Его дело продолжил Александр Александрович Морозов.

В конечном итоге был выбран образец А-32. Танк понравился лично Сталину. По воспоминаниям очевидцев, после успешных испытаний верховный сказал: «Это будет «ласточка» наших бронетанковых сил».

Производство и Великая Отечественная

Серийный выпуск танка под индексом Т-34 начался 31 марта 1940 года. Конечно, у него были и недостатки, их предлагалось решать параллельно с производством. Одним из главных минусов первых версий танка была недостаточная обзорность.

К началу Великой Отечественной на вооружении Красной Армии состояло около 1 000 Т-34. В целом «тридцатьчетверка» на тот момент по характеристикам превосходила немецкую бронетехнику.

Однако из-за проблем со связью и организацией РККА в начале войны и инициативных и тактически грамотных действий врага летом 1941 большинство Т-34 были потеряны.

Тем не менее, Т-34 постоянно дорабатывался, вскоре став основным танком Красной Армии. Недостатки устранялись, выпуск машин возрастал, а стоимость производства снижалась. Т-34 стал самым массовым танком войны, создано более 30 000 тысяч единиц.

«Тридцатьчетверки» внесли свой вклад в разгром немцев под Москвой, стали символом наступлений и решающих побед Красной Армии.

В открытой экспозиции военной техники нашего музея представлено несколько модификаций легендарного танка – от более ранней версии с 76-мм орудием до Т-34-85.


29 октября (16 октября по старому стилю) 1904 года в поселке Бежица Брянского уезда в семье рабочего-слесаря родился Александр Александрович Морозов. Начав работу в возрасте 14 лет, он прошёл путь от копировальщика до главного конструктора и внёс крупнейший вклад в отечественное танкостроение. Вспомним о его основных достижениях за 57 лет работы по созданию советских танков.

Начало пути

За участие отца в революционном движении 1905 года семья Морозовых из Бежицы была выслана в Бердянск. В 1911 году в связи с переводом отца под гласный надзор полиции Морозовы перебрались в Харьков. Трудовую деятельность Александр Морозов начал рано, в четырнадцать с половиной лет. В мае 1919 года он устроился по найму в техническую контору Харьковского паровозостроительного завода (далее ХПЗ) на должность копировальщика. Как оказалось впоследствии, судьба Александра Александровича прочно и надолго сплелась с судьбой этого завода.

Проработав чуть более года копировальщиком, в июне 1920 года Морозов переводится на должность чертёжника, а затем в июне 1922 года становится конструктором. В период с ноября 1926 года по ноябрь 1928 года Морозов проходит службу в рядах Красной армии, после чего возвращается на ХПЗ в конструкторскую группу на прежнюю должность. Первый серьёзный опыт в области танкостроения молодой конструктор приобрёл при работе над танком Т-12 и его модификацией – танком Т-24. После окончания тракторного факультета техникума «Паровоздиза» в начале 1931 года он был назначен заведующим конструкторской группой. В то время ХПЗ приступал к освоению производства нового быстроходного танка БТ-2.

​Средний танк Т-24. С работы над ним началась конструкторская деятельность А. А. Морозова - Атлант советского танкостроения | Военно-исторический портал Warspot.ru

Средний танк Т-24. С работы над ним началась конструкторская деятельность А. А. Морозова

С 1931 по 1938 годы Александр Александрович занимался работой по проектированию и улучшению элементов трансмиссии и ходовой части танков серии БТ. В этом деле он проявил себя как талантливый конструктор. В частности, им лично в числе прочего были разработаны принятые в серийное производство новые трёхступенчатая коробка передач и мелкозвенчатая гусеница с повышенным ресурсом для танка БТ-7.

Заместитель М. И. Кошкина

Осенью 1938 года Комитет обороны при СНК СССР обязал завод № 183 (30 декабря 1936 года ХПЗ получил название «завод № 183 им. Коминтерна») разработать новый лёгкий быстроходный колёсно-гусеничный танк БТ-20 с 6 ведущими колёсами. Эта боевая машина должна была прийти на смену танкам БТ. Для выполнения важного правительственного задания в начале ноября 1937 года на заводе было создано конструкторское бюро «24» (КБ-24), возглавил которое М. И. Кошкин. Его заместителем был назначен Александр Морозов.

К марту 1938 года силами конструкторов КБ-24 эскизный проект танка А-20 был разработан и представлен для утверждения в Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА. На состоявшемся 25 марта заседании эскизный проект танка А-20 утвердило командование АБТУ, после чего КБ-24 срочно приступило к следующему этапу опытно-конструкторских работ по танку А-20 – созданию технического проекта. Однако время внесло существенные коррективы в эти работы. Весной 1938 года высшее военное руководство страны существенно пересмотрело систему автобронетанкового вооружения РККА, в результате чего тактико-технические требования, по которым проектировался танк А-20, подверглись изменениям.

​Опытный колёсно-гусеничный средний танк А-20 - Атлант советского танкостроения | Военно-исторический портал Warspot.ru

Опытный колёсно-гусеничный средний танк А-20

Теперь от конструкторов вместо одного нового танка требовалось спроектировать две опытные машины – одну колёсно-гусеничную и другую чисто гусеничную. В результате напряжённой работы в конце августа 1938 года КБ-24 представило на рассмотрение АБТУ технический проект на две машины – колёсно-гусеничный танк А-20 и гусеничный танк А-20Г, получивший впоследствии индекс А-32. После одобрения проекта Главным Военным Советом РККА КБ-24 приступило к изготовлению рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов танков А-20 и А-32 в металле. Но прежде чем построить и испытать новые танки, нужно было получить разрешение правительства.

27 февраля 1939 года в Москве в Кремле состоялось заседание Комитета Обороны под председательством В. М. Молотова. В повестке этого судьбоносного для отечественного танкостроения заседания, на котором присутствовал И. В. Сталин, основным значился вопрос «Об утверждении макетов танков», в том числе и танков А-20 и А-32. Представление высшему руководству страны проектов этих машин было доверено А. А. Морозову как ведущему инженеру. По результатам непростого обсуждения Комитет Обороны постановил изготовить и испытать танки А-20 и А-32. Опытные образцы обоих танков были изготовлены и летом 1939 года прошли полигонные испытания, получив высокую оценку военных. Комиссия под председательством Е. А. Кульчицкого констатировала: «Танки А-20 и А-32, как опытные образцы, выполнены заводом № 183 хорошо, а по своей прочности и надёжности выше всех опытных образцов, ранее выпускаемых».

​Опытный средний танк А-32 - Атлант советского танкостроения | Военно-исторический портал Warspot.ru

Опытный средний танк А-32

В дальнейшем, несмотря на положительные результаты испытаний, от серийного производства колёсно-гусеничного танка А-20 было решено отказаться, а вот танк А-32 ждала совсем иная, блестящая судьба. После усиления его броневой защиты постановлением Комитета Обороны № 443сс от 19 декабря 1939 года он был принят на вооружение РККА под названием Т-34.

Несомненно, что одним из главных достижений А. А. Морозова как конструктора являлось активное участие в создании легендарной «тридцатьчетвёрки», ставшей в годы Великой Отечественной войны основой танковых войск Красной армии. И это было высоко оценено правительством страны. Учитывая большой вклад в дело укрепления обороноспособности государства, 10 апреля 1942 года Постановлением СНК СССР № 488 А. А. Морозову, Н. А. Кучеренко и М. И. Кошкину (посмертно) за разработку среднего танка Т-34 будет присуждена Сталинская премия 1-й степени. Но это будет позже, а сейчас вернёмся в предвоенные годы.

Главный конструктор

В начале мая 1939 года танковые КБ завода № 183 – КБ-24 и КБ-520, осуществлявшее до этого конструкторское сопровождение серийного производства танка Т-35, объединяются в единое конструкторское бюро КБ-520 с соответствующими кадровыми перестановками. Народный комиссар среднего машиностроения И. А. Лихачёв утверждает М. И. Кошкина на введённую на заводе № 183 новую должность главного конструктора завода, а начальником объединённого КБ-520 назначается А. А. Морозов. После принятия на вооружение танка Т-34 основной задачей, стоявшей перед КБ-520 в 1940 году, являлось обеспечение его серийного выпуска. Ответственность за это важнейшее задание легла в том числе и на плечи Морозова. Дело в том, что весной 1940 года на испытаниях опытных образцов танка Т-34 главный конструктор М. И. Кошкин простудился, сильно заболел и фактически с середины апреля не смог исполнять свои обязанности, а 26 сентября 1940 года от болезни скончался. В этот непростой для завода № 183 период А. А. Морозов совместно с Н. А. Кучеренко приняли на себя руководство коллективом конструкторов.

​Средний танк Т-34 установочной партии - Атлант советского танкостроения | Военно-исторический портал Warspot.ru

Средний танк Т-34 установочной партии

Под руководством Александра Александровича в конструкцию Т-34 были внесены многочисленные изменения, улучшившие боевые и эксплуатационные качества машины, сделавшие её более технологичной и в итоге позволившие к концу 1940 года наладить серийный выпуск необходимого Красной армии танка.

Параллельно с доводкой танка Т-34, конструкторы завода № 183 под руководством А. А. Морозова к лету 1941 года разработали новый, более совершенный танк Т-34М, призванный заменить собой серийную «тридцатьчетвёрку». В начале июня завод № 183 приступил к изготовлению опытного образца этого танка и подготовке его серийного производства. К концу 1941 года завод должен был поставить Красной армии 500 танков Т-34М.

Но этим планам не суждено было сбыться. 22 июня 1941 года нацистская Германия напала на Советский Союз. С этого момента основной задачей, стоявшей перед танковыми заводами, являлось максимальное увеличение выпуска уже освоенных в производстве танков, в том числе и танка Т-34. В связи с этим от производства танка Т-34М было решено отказаться, а все силы завода № 183 были брошены на выпуск серийной машины.

​Макет среднего танка Т-34М (образца 1941 г.), спроектированного под руководством А. А. Морозова - Атлант советского танкостроения | Военно-исторический портал Warspot.ru

Макет среднего танка Т-34М (образца 1941 г.), спроектированного под руководством А. А. Морозова

Осенью 1941 года из-за тяжелейшего положения на фронтах завод № 183 был эвакуирован в Нижний Тагил. Коллективу завода предстояло на новой площадке в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск танка Т-34. В 1942–1943 годах, в целях уменьшения трудоёмкости и увеличения скорости выпуска танков, силами сотрудников КБ-520 под руководством и при непосредственном участии А. А. Морозова в конструкцию танка Т-34 были внесены многочисленные упрощения. Это позволило в разы (по сравнению с довоенным производством) увеличить количество выпускаемых машин, столь необходимых Красной армии. За эти достижения в 1943 году А. А. Морозову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

​Сборка танков Т-34 на конвейере завода № 183. Нижний Тагил, 1942 год - Атлант советского танкостроения | Военно-исторический портал Warspot.ru

Сборка танков Т-34 на конвейере завода № 183. Нижний Тагил, 1942 год

Необходимо отметить, что параллельно со снижением трудоёмкости изготовления танка конструкторы постоянно занимались усилением боевых свойств «тридцатьчетвёрки» (вооружение, защищённость, подвижность). Результатом этой работы стало создание в конце 1943 года танка Т-34–85, ставшего одним из символов нашей Победы.

Кроме технического сопровождения серийного производства и модернизации танка Т-34, в КБ-520 в 1942–1943 годах не прекращалась работа по проектированию новых образцов танков. В это непростое время были разработаны опытные танки Т-34М (вариант 1942 года) и Т-43. Несмотря на то, что эти танки не были приняты на вооружение и серийно не выпускались, наработки, полученные в процессе их проектирования, в дальнейшем были использованы при создании средних танков Т-34–85 и Т-44.

За разработку танков Т-34–85 и Т-44 в январе 1946 года А. А. Морозову во второй раз была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

​ Средний танк Т-44 - Атлант советского танкостроения | Военно-исторический портал Warspot.ru


Средний танк Т-44

После окончания Великой Отечественной Войны А. А. Морозов продолжил работу на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. В первые послевоенные годы коллектив конструкторов под его руководством в основном занимался доводкой танка Т-54, проектирование которого было начато ещё во время войны. В результате этой работы Т-54, сконструированный под руководством А. А. Морозова и представлявший собой развитие танка Т-44, был принят на вооружение Советской Армии в апреле 1946 года, и в дальнейшем заменил собой танк Т-34–85. За разработку этой машины в июне 1948 года А. А. Морозов стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени.

​А. А. Морозов (в центре) среди участников полигонно-войсковых испытаний танка Т-54. 1946 год - Атлант советского танкостроения | Военно-исторический портал Warspot.ru

А. А. Морозов (в центре) среди участников полигонно-войсковых испытаний танка Т-54. 1946 год

В ноябре 1951 года А. А. Морозов вернулся из Нижнего Тагила в родной для него Харьков на должность главного конструктора КБ завода № 75 (в дальнейшем ставшего ХКБМ). В Харькове конструкторское бюро, возглавляемое А. А. Морозовым, занималось разработкой новых специальных систем для среднего танка Т-54 (ПАЗ – противоатомная защита, ТДА – топливно-дымовая аппаратура и ОПВТ – оборудование подводного вождения танков), а также проектированием новых перспективных танков.

​Средний танк Т-64, родоначальник второго послевоенного поколения советских танков - Атлант советского танкостроения | Военно-исторический портал Warspot.ru

Средний танк Т-64, родоначальник второго послевоенного поколения советских танков

Под руководством А. А. Морозова были созданы такие грозные боевые машины, как средний танк Т-64, ставший родоначальником второго послевоенного поколения советских танков, а также основной боевой танк Т-64А, в конструкции которого была реализована концепция современного танка, не утратившая своего значения и до настоящего времени.

57 лет и 2 месяца работы

В начале июня 1976 года приказом министра оборонной промышленности СССР А. А. Морозов был освобождён от обязанностей начальника и главного конструктора ХКБМ по собственному желанию.

Из дневниковых записей А. А. Морозова:

«29.05.76 г. Итак, наконец, моя мечта осуществилась – приказ об освобождении от руководства КБ подписан и издан!»

«01.06.76 г. … Я начинаю «сматывать удочки». Надо до отъезда в отпуск освободить своё рабочее место в кабинете для его освоения новым н-ком КБ. Итак, проработал 57 лет и 2 месяца, из них 37 лет н-ком КБ»

«03.06.76 г. … Сегодня и завтра мои последние дни работы, после отпуска буду уже в новой роли – члена НТС МОП при ХКБМ»

​А. А. Морозов в Кремлёвском дворце съездов, февраль 1976 года - Атлант советского танкостроения | Военно-исторический портал Warspot.ru

А. А. Морозов в Кремлёвском дворце съездов, февраль 1976 года

14 июня 1979 года после продолжительной болезни А. А. Морозова не стало. Из некролога, подписанного Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым:

«… А. А. Морозов пользовался заслуженным авторитетом, большой любовью и уважением у всех, кто работал с ним и знал его. Он воспитал многочисленные кадры конструкторов и инженеров, успешно решающих задачи дальнейшего совершенствования и развития техники.

Плодотворная деятельность Александра Александровича Морозова заслужила признательность всего советского народа и была отмечена высокими правительственными наградами. За выдающиеся заслуги перед Родиной в развитии советского танкостроения он был дважды удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, трижды лауреата Государственной премии СССР, награждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Кутузова I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями Советского Союза.

Светлая память о выдающемся конструкторе танков Александре Александровиче Морозове – верном сыне Коммунистической партии Советского Союза, пламенном патриоте социалистической Родины навсегда сохранится в сердцах советских людей».


Морозов Александр Александрович – главный конструктор завода имени Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР; начальник и главный конструктор Харьковского КБ машиностроения Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 29 октября 1904 г. в Бежице в семье слесаря Брянского завода (ныне БМЗ). За активное участие в революционном движении 1905 – 1907 гг. его отца Александра Дмитриевича выслали в Бердянск, позже он переехал в Харьков.

В семье было пять детей, Александр был старшным, поэтому после окончания реального училища пятнадцатилетним подростком ему пришлось работать на Харьковском паровозостроительном заводе.

С ноября 1926 г. проходил срочную службу в армии на должности авиационного техника – моториста (в Киевском военном округе). Демобилизован в 1928 г.

С октября 1928 г. работал конструктором в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. В 1931 г. окончил Харьковский машиностроительный техникум. С 1931 г. стал руководителем группы в конструкторском бюро, в 1936-1938 гг. – начальником сектора по новому проектированию, с 1938 г. – заместителем начальника, затем начальником кондукторского бюро и заместителем главного конструктора. Принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930 г.), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1932 г.), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х гг. основу танкового вооружения РККА. В качестве технического руководителя проекта совместно с М.И.Кошкиным и Н.А.Кучеренко возглавлял разработку среднего Танка Т-34, принятого на вооружение в декабре 1939 г. и ставшего впоследствии лучшим танком Второй мировой войны.

В октябре 1940 г., после смерти М.И.Кошкина. А.А.Морозов назначен главным конструктором конструкторского бюро Харьковского паровозостроительного завода. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 г. по ноябрь 1951 г. – главный конструктор конструкторского бюро Уральского танкового завода. В годы войны руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34- 35 (1943), Т-44 (1945) и T-54 (1946). Танк T-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет.

За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

В ноябре 1951 г. – мае 1976 г. – главный конструктор Харьковского конструкторского бюро по машиностроению при Харьковском машиностроительном заводе имени В.А.Малышева. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963 г.) и Т-64А (1966 г.), совершившие переворот в танкостроении.

За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70- летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1974 года Морозов Александр Александрович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» с вручением ордена Ленина.

1972 г. – доктор технических наук. С июня 1976 г. Александр Александрович стал консультантом Харьковского конструкторского бюро машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства оборонной промышленности СССР.

Жил в городе Харьков (Украина). Умер 14 июня 1979 г. Похоронен на кладбище №2 в Харькове.

Дважды Герой социалистического труда — 1943, 1974;

3 ордена Ленина (июнь 1942, 1943, 1974);

Орден Октябрьской Революции;

Орден Кутузова I степени;

Орден Суворова II степени;

3 Ордена Трудового Красного Знамени;

Орден Красной Звезды;

Лауреат Ленинской премии – 1967;

Сталинская премия СССР – 10 апреля 1942 («за разработку конструкции нового типа среднего танка»), 1946, 1948 («за создание нового танка» (Т-54)).

В честь А.А. Морозова названы:

  • Харьковский механический техникум им. А.А.Морозова;
  • Специальное конструкторское бюро машиностроения (танковое);
  • Улица в Харькове на Балашовке.

В Брянске у ДК Брянского машиностроительного завода установлен бюст Александра Морозова (открыт 8 мая 1982 года).

Читайте также: