Морская коллекция моделист конструктор броненосцы

Обновлено: 24.04.2024


Год выпуска : 1995-2015
Язык : русский
Автор : Редакция журнала «Моделист-конструктор»
Жанр : Периодическое издание (журнал)
Издательство : Редакция журнала «Моделист-конструктор»
Формат : PDF
Качество : Отсканированные страницы
Количество страниц : >1000
Описание : Приложение к журналу «Моделист-конструктор», издается с 1995 года. Специализированный журнал для любителей истории флота и судомоделистов.
Это серия тематических выпусков о флотах и кораблях всего мира и всех времен. Это энциклопедические справочники о флотах разных стран в разные исторические периоды. Это подробные «биографии» военных кораблей, знаменитых парусников с чертежами и схемами, редкими фотографиями и архивными материалами.
Журнал богато иллюстрирован. Периодичность до июля 2003 года - один номер в два месяца, с июля - ежемесячно. Печать офсетная, с цветными обложками.
Специальные выпуски журнала «Морская коллекция» издаются параллельно с обычными номерами журнала и отличаются увеличенным объемом (72-96 стр. вместо 32-40 стр.).
Специальные выпуски журнала «Морская коллекция» представляют собой монографии, повествующие о каком-либо корабле или типе кораблей. Они содержат большое количество иллюстраций - подробные чертежи, схемы, рисунки, редкие фотографии. Печать офсетная, с цветными обложками.

Список Номеров

"Морская Коллекция\2015\Морская Коллекция.2015.02.pdf"
"Морская Коллекция\2015\Морская Коллекция.2015.03.pdf"
"Морская Коллекция\2015\Морская.коллекция.2015.01.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.01.Большие.охотники.проекта.122.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.02.Морские.сражения.русско-японской.войны.1904-1905(lowres).pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.02.Морские.сражения.русско-японской.войны.1904-1905.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2004.02.Морские.сражения.русско-японской.войны.1904-1905-nopasswd.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2005.01.Линкоры.типа.Саут.Дакота.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2005.02.Быстроходные.тральщики.типа.Фугас.pdf"
"Морская.коллекция.1995.01.Советский.ВМФ.1945-1995.Крейсера.БПК.Эсминцы.pdf"
"Морская.коллекция.1995.02.Броненосный.крейсер.Адмирал.Нахимов.pdf"
"Морская.коллекция.1995.03.Броненосные.крейсера.типа.Гарибальди.pdf"
"Морская.коллекция.1995.04.ВМС.Великобритании.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1995.05.Авианосцы.типа.Лексингтон.pdf"
"Морская.коллекция.1995.06.Суперкрейсера.1939-1945.pdf"
"Морская.коллекция.1996.01.Крейсер.Аскольд.pdf"
"Морская.коллекция.1996.02.Гремящий.и.другие.Эскадренные.миноносцы.проекта.7.pdf"
"Морская.коллекция.1996.03.ВМС.Германии.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1996.04.Линкор.Джулио.Чезаре(Новороссийск).pdf"
"Морская.коллекция.1996.05.ВМС.США.и.стран.Латинской.Америки.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1996.06.Линейный.корабль.Дредноут.pdf"
"Морская.коллекция.1997.01.Крейсер.Белфаст.pdf"
"Морская.коллекция.1997.02.Корабельная.артиллерия.Российского.флота.1867-1922.pdf"
"Морская.коллекция.1997.03.Броненосные.крейсера.типа.Баян.pdf"
"Морская.коллекция.1997.04.ВМС.Италии.и.Австро-Венгрии.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1997.05.Карманный.линкор.Адмирал.граф.Шпее.pdf"
"Морская.коллекция.1997.06.Сообразительный.и.другие.Эскадренные.миноносцы.проекта.7У.pdf"
"Морская.коллекция.1998.01.Броненосцы.типа.Пересвет.pdf"
"Морская.коллекция.1998.02.Крейсера.типа.Свердлов.pdf"
"Морская.коллекция.1998.03.Винджаммеры.Падуя.и.другие.pdf"
"Морская.коллекция.1998.04.Российский.императорский.флот.1914-1917.pdf"
"Морская.коллекция.1998.05.Германские.подводные.лодки.VII.серии.pdf"
"Морская.коллекция.1998.06.Лидеры.типа.Ленинград.pdf"
"Морская.коллекция.1999.01.Поющие.фрегаты.БПК.проекта.61.pdf"
"Морская.коллекция.1999.02.Шнелльботы.Германские.торпедные.катера.ВМВ.pdf"
"Морская.коллекция.1999.03.ВМС.малых.стран.Европы.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1999.04.Броненосец.Ретвизан(lowres).pdf"
"Морская.коллекция.1999.04.Броненосец.Ретвизан.pdf"
"Морская.коллекция.1999.05.ВМС.Японии.Турции.и.других.стран.Азии.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.1999.06.Авианосцы.типа.Эссекс.pdf"
"Морская.коллекция.2000.01.Авианосцы.типа.Орискани.и.Мидуэй.pdf"
"Морская.коллекция.2000.02.Подводные.лодки.типа.С.pdf"
"Морская.коллекция.2000.03.ВМС.Франции.1914-1918.pdf"
"Морская.коллекция.2000.04.Линейный.корабль.Вэнгард.pdf"
"Морская.коллекция.2000.05.Внимательный.и.другие.Порт-Артурские.миноносцы.зарубежной.постройки.pdf"
"Морская.коллекция.2000.06.Сторожевые.корабли.ВМФ.СССР.и.России.1945-2000.pdf"
"Морская.коллекция.2001.01.Измаил.Сверхдрерноут.Российской.империи(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2001.01.Измаил.Сверхдрерноут.Российской.империи.pdf"
"Морская.коллекция.2001.02.Малые.противолодочные.и.ракетные.корабли.ВМФ.СССР.и.России.pdf"
"Морская.коллекция.2001.03.Линкоры.типа.Вирибус.Уинтис.pdf"
"Морская.коллекция.2001.04.Авианосец.Арк.Ройял.pdf"
"Морская.коллекция.2001.05.Эсминцы.типа.Акицуки.pdf"
"Морская.коллекция.2001.06.Бдительный.и.другие.Сторожевые.корабли.проекта.1135(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2001.06.Бдительный.и.другие.Сторожевые.корабли.проекта.1135.pdf"
"Морская.коллекция.2002.01.Эсминцы.типа.Трайбл.pdf"
"Морская.коллекция.2002.02.Подводные.лодки.типа.Щ.pdf"
"Морская.коллекция.2002.03.Броненосцы.типа.Кинг.Эдуард.VII.pdf"
"Морская.коллекция.2002.04.Подводные.лодки.типа.Щ.X.и.X-бис.серии.pdf"
"Морская.коллекция.2002.05.Противолодочный.крейсер.Москва.pdf"
"Морская.коллекция.2002.06.Крейсера.типа.Аретьюза.pdf"
"Морская.коллекция.2003.01.Крейсера.типа.Киров.pdf"
"Морская.коллекция.2003.02.Крейсера.типа.Максим.Горький.pdf"
"Морская.коллекция.2003.03.Крейсер.Варяг.pdf"
"Морская.коллекция.2003.04.Корабли.ВМВ.ВМС.Великобритании.Часть1(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2003.04.Корабли.ВМВ.ВМС.Великобритании.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2003.05.Корабли.ВМВ.ВМС.Великобритании.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2003.06.Миноносцы.Кригсмарине.типа.1935-37-39.pdf"
"Морская.коллекция.2003.07.Тяжёлый.авианесущий.крейсер.Киев.pdf"
"Морская.коллекция.2003.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Италии(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2003.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Италии.pdf"
"Морская.коллекция.2003.09.Мендес.Нуньес.и.другие.крейсера-скауты.испанского.флота.pdf"
"Морская.коллекция.2004.01.Корабли.ВМВ.ВМС.США.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2004.02.Миноносцы.типа.Сокол.pdf"
"Морская.коллекция.2004.03.Корабли.ВМВ.ВМС.США.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2004.04.Тяжелые.авианесущие.крейсера.Минск.Новороссийск.Баку.pdf"
"Морская.коллекция.2004.05.Эсминцы.типа.Леберехт.Маасс.pdf"
"Морская.коллекция.2004.06.Корабли.ВМВ.ВМС.Японии.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2004.07.Корабли.ВМВ.ВМС.Японии.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2004.08.Микаса.и.другие.японские.броненосцы.1897-1905.pdf"
"Морская.коллекция.2004.09.Линейные.крейсера.Ринаун.и.Рипалс.pdf"
"Морская.коллекция.2004.10.Эсминцы.типа.Нарвик.pdf"
"Морская.коллекция.2004.11.Корабли.ВМВ.ВМС.Франции.pdf"
"Морская.коллекция.2004.12.Линкоры.типа.Эспанья.pdf"
"Морская.коллекция.2005.01.Крейсера.типа.Жемчуг.pdf"
"Морская.коллекция.2005.02.Миноносцы.типа.Вольф.pdf"
"Морская.коллекция.2005.03.Корабли.ВМВ.ВМС.Польши.и.стран.Скандинавии.pdf"
"Морская.коллекция.2005.04.Сторожевые.корабли.типа.Ураган.pdf"
"Морская.коллекция.2005.05.Сторожевые.корабли.типа.Ураган.в.бою.1941-1945.pdf"
"Морская.коллекция.2005.06.Крейсера.типа.Линдер.и.Сидней.pdf"
"Морская.коллекция.2005.07.ТАВКР.Адмирал.Кузнецов.pdf"
"Морская.коллекция.2005.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Германии.Часть1(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2005.08.Корабли.ВМВ.ВМС.Германии.Часть1.pdf"
"Морская.коллекция.2005.09.Легкие.крейсера.Тенрю.Тацута.Юбари.pdf"
"Морская.коллекция.2005.10.Корабли.ВМВ.ВМС.Германии.Часть2.pdf"
"Морская.коллекция.2005.11.Канонерская.лодка.Храбрый.pdf"
"Морская.коллекция.2005.12.Испанские.эсминцы.типа.Окендо.pdf"
"Морская.коллекция.2006.01.Крейсер.Олег.pdf"
"Морская.коллекция.2006.02.Тяжелые.крейсера.типа.Зара.pdf"
"Морская.коллекция.2006.03.Винтовые.клипера.типа.Крейсер.pdf"
"Морская.коллекция.2006.04.Кубань.и.другие.Пассажирские.лайнеры.будущие.вспомогательные.крейсера.pdf"
"Морская.коллекция.2006.05.БПК.Николаев(пр.1134Б).pdf"
"Морская.коллекция.2006.06.Бронепалубные.крейсера.типа.Рейна.Рехенте.pdf"
"Морская.коллекция.2006.07.Авианосцы.типа.Forrestal.pdf"
"Морская.коллекция.2006.08.Атомный.авианосец.Enterprise.pdf"
"Морская.коллекция.2006.09.Авианосцы.типа.Invincible.pdf"
"Морская.коллекция.2007.01.Броненосцы.типа.Армирал.первая.генерация.pdf"
"Морская.коллекция.2007.02.Корабли.Фолклендской.войны.Флоты.Великобритании.и.Аргентины.pdf"
"Морская.коллекция.2007.03.Броненосцы.типа.Адмирал.color.pdf"
"Морская.коллекция.2007.03.Броненосцы.типа.Адмирал.Новые.защитники.Империи(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2007.04.Тяжелый.крейсер.Альжери.pdf"
"Морская.коллекция.2007.05.Корабль.комплексного.снабжения.Березина(OCR).pdf"
"Морская.коллекция.2007.05.Корабль.комплексного.снабжения.Березина.pdf"
"Морская.коллекция.2007.06.Добровольный.флот.России.pdf"
"Морская.коллекция.2007.07.Подводные.авианосцы.японского.флота.pdf"
"Морская.коллекция.2007.08.Крейсер.вертолетеоносец.Жанна.Д'арк.pdf"
"Морская.коллекция.2007.09.Катюши.Советского.флота.подводные.лодки.типа.К.XIV.серии.pdf"
"Морская.коллекция.2008.01.Эскортные.миноносцы.США.pdf"
"Морская.коллекция.2008.02.Катюши.в.бою.pdf"
"Морская.коллекция.2008.03.Эскортные_миноносцы_США_боевое_применение_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.04.Броненосные крейсера типа Инфанта Мария Тереза.pdf"
"Морская.коллекция.2008.05.Авианосец Третьего рейха ''Graf Zeppelin''_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.06.Гидроавиатранспорт_ДЕДАЛО_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.07.Атомный авианосец Nimitz.pdf"
"Морская.коллекция.2008.08.Лидеры_типа_Могадор_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.09.Авианосец AKAGI от Пёрл-Харбора до Мидуэя.pdf"
"Морская.коллекция.2008.10.Англичане_в_Красном_флоте_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2008.11.Clemenceau.pdf"
"Морская.коллекция.2009.01.Monitor vs. Virginia_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2009.02.Massena_PDF+OCR.pdf"
"Морская.коллекция.2009.03.Легкий авианосец CV-7 WASP.pdf"
"Морская.коллекция.2009.04.Камбала и другие.pdf"
"Морская.коллекция.2009.05.Незнаменитые подлодки.pdf"
"Морская.коллекция.2009.06.Субмарины типа Gato.pdf"
"Морская.коллекция.2009.07.Корабли русско-японской войны. Российский императорский флот .pdf"
"Морская.коллекция.2009.08.Ледоколы проекта 97 и их модификации .pdf"
"Морская.коллекция.2009.09.Американские наследники третьего рейха.pdf"
"Морская.коллекция.2009.10.СКР,БРК,БПК 1.pdf"
"Морская.коллекция.2009.11.СКР,БРК,БПК 2.pdf"
"Морская.коллекция.2009.12.Алабама.pdf"
"Морская.коллекция.2010.01.Систершипы одной судьбы. Японские авианосцы Shokaku и Zuikaku.pdf"
"Морская.коллекция.2010.02.Броненосный крейсер «Эмперадор Карлос V».pdf"
"Морская.коллекция.2010.03.Крейсер-стационер 1-го класса «Д'Антркасто».pdf"
"Морская.коллекция.2010.04.Канонерская лодка «Гиляк».pdf"
"Морская.коллекция.2010.05.«Битвы» Королевского флота (эсминцы типа «Бэттл»).pdf"
"Морская.коллекция.2010.06.Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот. Вторая эскадра Тихого океана.pdf"
"Морская.коллекция.2010.07.Дозорные бронекатера русского Военного ведомства.pdf"
"Морская.коллекция.2010.08.Корабли, умеющие летать. Экранопланы Советского ВМФ.pdf"
"Морская.коллекция.2010.09.Эскадренные миноносцы типа «Навигатори».pdf"
"Морская.коллекция.2010.10.Подводные лодки типа «П».pdf"
"Морская.коллекция.2010.11.Последние «малютки» Советского Союза. ПЛ пр. 96 и А615.pdf"
"Морская.коллекция.2010.12.Эскадренный броненосец «Бувэ».pdf"
"Морская.коллекция.2011.01.Быстроходные крейсера типа «Сайда».pdf"
"Морская.коллекция.2011.02.Японские субмарины во Второй Мировой войне.pdf"
"Морская.коллекция.2011.03.Линейные корабли Нельсон и Родней.pdf"
"Морская.коллекция.2011.04.Линейные корабли Нельсон и Родней.pdf"
"Морская.коллекция.2011.05.Сторожевые катера фирмы Гринпорт I.pdf"
"Морская.коллекция.2011.06.Незаметные герои - траулеры.pdf"
"Морская.коллекция.2011.07.Сторожевые катера фирмы Гринпорт II.pdf"
"Морская.коллекция.2011.08.Авианосец варяг.pdf"
"Морская.коллекция.2011.09.Горностай и его братья.pdf"
"Морская.коллекция.2011.10.Плавучие Гранд-Отели I.pdf"
"Морская.коллекция.2011.11.Плавучие Гранд-Отели II.pdf"
"Морская.коллекция.2011.12.Подводные лодки типа Нарвал.pdf"
"Морская.коллекция.2012.01.ПЛ Ожел.pdf"
"Морская.коллекция.2012.02.Редутабль.pdf"
"Морская.коллекция.2012.03.pdf"
"Морская.коллекция.2012.04.pdf"
"Морская.коллекция.2012.05.ЭМ Шеффилд.pdf"
"Морская.коллекция.2012.06.pdf"
"Морская.коллекция.2012.07.pdf"
"Морская.коллекция.2012.08.pdf"
"Морская.коллекция.2012.09.pdf"
"Морская.коллекция.2012.10.pdf"
"Морская.коллекция.2012.11.pdf"
"Морская.коллекция.2012.12.pdf"
"Морская.коллекция.2013.01.pdf"
"Морская.коллекция.2013.02.pdf"
"Морская.коллекция.2013.03.pdf"
"Морская.коллекция.2013.04.pdf"
"Морская.коллекция.2013.05.pdf"
"Морская.коллекция.2013.06.pdf"
"Морская.коллекция.2013.07.pdf"
"Морская.коллекция.2013.08.pdf"
"Морская.коллекция.2013.09.pdf"
"Морская.коллекция.2013.10.pdf"
"Морская.коллекция.2013.11.pdf"
"Морская.коллекция.2013.12.pdf"
"Морская.коллекция.2014.01.pdf"
"Морская.коллекция.2014.02.pdf"
"Морская.коллекция.2014.03.pdf"
"Морская.коллекция.2014.04.pdf"
"Морская.коллекция.2014.05.pdf"
"Морская.коллекция.2014.06.pdf"
"Морская.коллекция.2014.07.pdf"
"Морская.коллекция.2014.08.pdf"
"Морская.коллекция.2014.09.pdf"
"Морская.коллекция.2014.10.pdf"
"Морская.коллекция.2014.11.pdf"
"Морская.коллекция.2014.12.pdf"
"Морская.коллекция.2015.01.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2010.01.Таинственные корабли адмирала Горшкова. Эскадренные миноносцы проекта 31.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2010.02.Вспомогательные крейсера Кригсмарине.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2010.03.«Вся богатырская рать». Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» (ч.1).pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2011.01.''Вся богатырская рать''. Бронепалубные крейсера типа ''Богатырь'' (ч.2).pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2011.02.Эсминцы класса Fletcher I.pdf"
"Морская.коллекция.Доп.Выпуск.2011.03.Эсминцы класса Fletcher II.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2002.01.Линкоры.типа.Шарнхорст.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2003.01.Линкоры.типа.Айова.pdf"
"Морская.коллекция.Спецвыпуск.2003.02.Германские.подводные.лодки.VII.серии.pdf"

(Продолжение. Начало в № 2-2019) Согласно присланной на верфи документации, новые броненосцы имели следующие размерения. При водоизмещении 10 638 т (10 470 длин, т) длина корпуса между перпендикулярами составляла 103,63 м (340 футов), максимальная — 110,64 м (363 футов), ширина — 21,34 м (70 футов), осадка носом достигала 8,00 м (26 футов 3 дюйма), кормой — 8,31 м (27 футов 3 дюйма).

Главная энергетическая установка броненосца, мощностью 7500 инд. с. с естественной и 12 000 инд. с. с форсированной тягой, по расчетам проектировщиков, должна была обеспечить скорость 15 — 15,5 узлов при открытых кочегарках. Она состояла из восьми цилиндрических паровых котлов шотландского типа, установленных в четырех водонепроницаемых отсеках, и двух паровых машин вертикального типа тройного расширения. Нормальный запас угля составлял 914 т (900 длин. т), полный — 1219 т (1200 длин. т). Расчетная дальность хода при полностью заполненных топливных бункерах, по оценкам британских корабелов, составляла 7000 миль. Экипаж насчитывал 450 человек.

После закладки кораблей их постройка проходила в достаточно высоком темпе, и казалось, что все неурядицы и трудности, возникшие на этапе проектирования, остались далеко позади. Но как вскоре выяснилось, так только казалось…

Всего через год после установки на стапеле первых листов киля «Ринауна» сэр У. Армстронг предложил вооружить броненосец 254-мм (10″) орудием (вместо кормовой 234-миллиметровки), которое было аналогично тем, что смонтировали на крейсере «Эсмеральда», переданного известной фирмой в 1884 году чилийскому флоту. Оценив баллистические характеристики 10-«дюймовки», Совет при Адмиралтействе пришел к выводу, что эта пушка больше подходит для броненосца 1-го класса, чем намечавшаяся к установке ранее. Но новая артсистема оказалась гораздо габаритнее и тяжелее, даже официально она именовалась 29-тонной. Однако в соответствии с практикой того времени в названии орудия указывался только вес ствола с затвором, да и то, как правило, опытного образца. Общая же масса со станком, боезапасом и принадлежностями, но без броневого щита была приблизительно в четыре раза больше. А по мере устранения присущих каждой модели орудия «детских» болезней, пушки становились еще тяжелее. Помимо этого, для размещения боекомплекта 10-«дюймовки» требовались более вместительные погреба. К тому же, появилась идея усилить противоминную батарею 12-ю скорострелками (47-мм, 3 фунта).

Корпус броненосеца «Виктория» на стапеле перед спуском. На корме корабля читается его новое название

Корпус броненосеца «Виктория» на стапеле перед спуском. На корме корабля читается его новое название

Все это привело практически к полной перепланировке кормовой части, вплоть до траверза главного пояса. В результате изменилось расположение боевых постов, жилых и хозяйственных помещений, исчезли отделение динамо-машин правого борта и башенки пятиствольных картечниц (сами пушки перенесли на надстройки). Пару кормовых поворотных бортовых надводных торпедных аппаратов заменили одним неподвижным, который установили в ахтерштевне. Из-за уменьшения свободного пространства на палубе надстройки, где размещалось двенадцать 57-мм пушек, их поставили, сократив интервалы между орудиями, а ходовую рубку, первоначально располагавшуюся между дымовыми трубами и единственной мачтой, перенесли на крышу боевой. Толщину вертикальной брони последней, для компенсации возникшей перегрузки, решили уменьшить до 356 мм (14″), а башни до 432 мм (17″). С той же целью отказались и от двух носовых подводных торпедных аппаратов. Забегая немного вперед, стоит отметить, что принятые меры по разгрузке корабля были недостаточными, и броненосцы при вступлении в строй имели нормальное водоизмещение больше проектного на 559 т (550 длин, т), из-за чего броневой пояс даже при нормальном запасе угля выступал над водой всего на 430 мм.

Броненосец «Виктория»

Вид на надстройку и левый борт со стороны диаметральной плоскости Вид на левый борт надстройки со стороны диаметральной плоскости Вид на кабестан и надстройку с носа Вид на бортовые посты управления кораблем с носа Сечение надстройки в районе дымовых труб Вид на носовой мостик, боевую и ходовую рубки с кормы Вид на носовой мостик, боевую и ходовую рубку с носа Верхний носовой мостик вид сверху Навесная палуба с кормовым, переходным мостиками и нижним ярусом носового мостика Палуба надстройки

Момент схода со стапеля на воду броненосца «Виктория». Торжественная церемония проводилась 9 апреля 1887 года при большом стечении публики

Момент схода со стапеля на воду броненосца «Виктория». Торжественная церемония проводилась 9 апреля 1887 года при большом стечении публики

Летом 1887 года Британская империя готовилась широко отпраздновать «Золотой юбилей» (50-летие) правления королевы Виктории. В Адмиралтействе решили преподнести королеве своеобразный подарок, назвав ее именем один из новейших броненосцев. Выбор пал на строившийся на верфи в Эльзвике «Ринаун», так как его спуск на воду планировался ближе к концу весны юбилейного года. Таким образом, всего за несколько месяцев до того как корабль покинул стапель, он получил свое новое название — «Виктория».

Спуск корабля на воду состоялся 9 апреля 1887 года при большом стечении народа. После того как броненосец успешно покинул стапель, для приглашенных гостей был накрыт завтрак, на котором сэр Уильям Армстронг произнес длинную речь. В ее первой части он заявил, что считает неправильной политику Адмиралтейства, которое, по его мнению, строит дорогостоящие линкоры в ущерб крейсерскому флоту. Хотя для человека, чья фирма получила контракт стоимостью более 800 000 фунтов стерлингов, это кажется странным. Однако не стоит забывать о том, что верфь оратора специализировалась именно на строительстве быстроходных крейсеров, а постройка линкора была для нее делом случайным. Затем Армстронг остановился на прогрессе кораблестроения, сравнив флагман адмирала Нельсона в Трафальгарском сражении (102-пушечную «Виктори») и только что спущенную на воду «Викторию».

В память о торжественной церемонии в мастерских завода изготовили две серебряные модели: 121-пушечного трехдечного парусно-винтового линейного корабля, который первым получил имя правящей королевы еще в 1855 году, и новейшего броненосца. Их преподнесли в дар королеве 20 июля 1887 года, в день, когда официально отмечался «золотой» юбилей ее восшествия на престол.

Броненосец «Виктория» у достроечной стенки завода Армстронга в Эльзвике незадолго до того, как 6 апреля 1888 года буксиры отвели его в Чатам для вооружения

Броненосец «Виктория» у достроечной стенки завода Армстронга в Эльзвике незадолго до того, как 6 апреля 1888 года буксиры отвели его в Чатам для вооружения

6 апреля 1888 года буксиры перевели «Викторию» для вооружения из достроечного ковша верфи фирмы Армстронга в Эльзвике в Чатам. Бесплодное ожидание орудий продлилось более двух месяцев, после чего решили приступить к испытаниям корабля, не дожидаясь их доставки, а вес отсутствующих пушек, их принадлежностей и боезапаса компенсировать приемом балласта.

«Виктория» на ходовых испытаниях в июне 1888 года. На фотографии хорошо видно, что на корабле отсутствуют даже противоминные скорострельные пушки, не говоря уже об орудиях более крупного калибра

«Виктория» на ходовых испытаниях в июне 1888 года. На фотографии хорошо видно, что на корабле отсутствуют даже противоминные скорострельные пушки, не говоря уже об орудиях более крупного калибра

Характеристики броненосца «Виктория» на момент вступления в строй 19 марта 1890 года

Стальная броня: борт надстройки — 51 мм (длина — 27,33 м, ширина — 2,49 м; носовой траверз надстройки — 127 мм на 165-мм тиковой подкладке; кормовой траверз надстрой­ки — 89 мм; средний траверз надстройки — 89 мм; щит 10″ орудия — от 76 мм до 25,4 мм; бортовые посты управле­ния — 76 мм;

Первая четырехчасовая проба на полный ход с открытыми кочегарками, или как тогда часто, хотя и не совсем правильно, говорили «с естественной тягой», состоялась 12 июня. При давлении в котлах 131,16 фунтов/д2 машины развили 8038 инд. л.с., что на 538 сил превосходило мощность, оговоренную контрактом. Средняя скорость по механическому лагу на протяжении всех четырех часов составила 16 узлов. Через четыре дня «Виктория» вышла на испытания с форсированной тягой. Вскоре после полудня, когда давление пара в котлах дошло до отметки 133,4 фунтов/д 2 , а вдувная вентиляция подняла давление в кочегарках почти до двух дюймов водяного столба, приемочная комиссия приступила к фиксации результатов. Средняя мощность машин оказалась равной 14 244,54 инд. л.с. (на 2244 сил больше контрактной), а скорость хода 17,25 узла. При этом осадка корабля носом составляла 8,0 м (26 футов 3 дюйма) и 8,3 м (27 футов 3 дюйма) кормой.

Завершив пробу, «Виктория» вернулась в Чатам и вновь застыла на якорях в ожидании орудий. Из-за того, что фирма Армстронга столкнулась с огромными проблемами при изготовлении своих 110-тонных «монстров», вынужденная пауза растянулась более чем на год. Лишь 10 октября 1889 года новый броненосец вышел в море для испытания стрельбой орудий главного калибра к плавучему маяку Нор напротив устья Темзы.

Залп из орудий главного калибра броненосца «Виктория»

Залп из орудий главного калибра броненосца «Виктория»

После нескольких выстрелов обе пушки, получив повреждения, пришли в негодность. У левого орудия недалеко от затвора, кольца, скрепляющие казенную часть, разошлись на такое расстояние, что в образовавшийся паз можно было вставить монету достаточно солидных размеров. Помимо этого, выяснилось, что часть колец, которыми скреплялось тело пушки, не подогнаны плотно друг к другу, и чтобы скрыть это, образовавшиеся между ними промежутки заделаны кусками стали, которые выпали со своих мест во время стрельбы. У правого орудия в скрепляющих кольцах появились две трещины, примерно в том же месте, где и у левого — образовался паз.

В ходе этого же выхода комиссия попыталась принять якорное устройство и шпили, но и их действие признали неудовлетворительным. После столь неудачных испытаний корабль вновь вернулся в Чатам. Орудия главного калибра демонтировали и отправили изготовителю для переделки, остальные же выявленные недостатки специалистам фирмы-строителя пришлось устранять на месте.

Броненосец «Виктория» на переходе в водах Средиземного моря, еще до проведения ремонта в июле-августе 1890 года

Броненосец «Виктория» на переходе в водах Средиземного моря, еще до проведения ремонта в июле-августе 1890 года

Из-за неготовности «Виктории» ее планировавшуюся отправку в Средиземное море в качестве флагманского корабля отменили, послав вместо нее броненосец «Кампердаун», срочно выведенный для этой цели из резерва.

Армстронг обещал, что отремонтирует пушки для «Виктории» не позднее, чем через три месяца, и нужно сказать, что свое слово сдержал. При этом на корабль вернули не старые орудия, а доставили новые усиленной конструкции. 19 марта 1890 года на броненосце наконец-то подняли флаг, а вскоре он под командованием кэптена Джона Э. Стокса взял курс на Средиземное море. На Мальту новый броненосец прибыл уже в апреле, и на него сразу же перенес свой флаг командующий Средиземноморской станцией вице-адмирал Энтони X. Хоскинс.

Интересно, что экипаж «Виктории» во главе с кэптеном Стоксом был в течение нескольких дней переведен на исполнявший почти полгода обязанности флагмана Средиземноморской эскадры броненосец «Кампердаун», а его команда перешла на «Викторию». Командиром нового флагманского корабля стал кэптен Джон С. Банелл, занимавший до этого ту же должность на «Кампердауне». Броненосец же, мостик которого он покинул, отправился в Англию.

Первые походы «Виктории» на новом месте службы показали, что поддерживать в котлах нужное давление для полного хода с открытыми кочегарками очень непросто из-за недостаточной тяги. Для исправления этого недостатка было решено удлинить дымовые трубы. Это проделали в Мальтийском адмиралтействе в ходе ремонта броненосца в июле-августе 1890 года. Новые дымовые трубы были на 5,2 м выше прежних.

Через год, в августе 1891 года, кэптена Банелла сменил кэптен Морис А. Бурк. Уже под его командованием корабль во главе эскадры в августе перешел в Гибралтар, где Э.Х. Хоскинс, получивший к тому времени звание полного адмирала, в начале сентября 1891 года передал свои обязанности вице-адмиралу Джорджу Трайону, который и занял опустевшие адмиральские апартаменты на «Виктории».

Под редакцией: заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флона СССР,
c 1979 г. заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР адмирала Н.Н. Амелько
и Героя Советского Союза вице-адмирала Г.И. Щедрина

Авторы серии: инженеры-кораблестроители Г. Смирнов, В. Смирнов
Научный консультант И.А. Иванов
Художники серии : В. Барышев, А. Константинов, М. Петров

1. Корабли сильные, увертливые и легкие, как птицы. ( Пароходофрегат "Богатырь" 1836 г.) [ 12, 1977, 25-26, вкл.4 ]
2. Накануне броненосной эры ( Винтовой фрегат "Александр Невский" 1861 г.) [ 1, 1978, 33-34, вкл.4 ]
3. Уроки "Алабамы" ( Крейсер "Генерал-Адмирал", 1873 г.) [ 2, 1978, 25-26, вкл.4 ]
4. Зигзаги кораблестроения,
или плоды "военно-морской бестолковщины" ( Броненосный фрегат "Минин", 1878 г.) [ 3, 1978, 33-34, вкл.4 ]
5. Русские были первые ( Броненосный крейсер "Владимир Мономах", 1882 г.) [ 4, 1978, 33-34, вкл.4 ]
6. Претендент на четвертое место ( Клипер "Джигит", 1876 г.) [ 5, 1978, 33-34, вкл.4 ]
7. Крейсера "Нового флота" Северо-Американских штатов ( Корвет "Витязь" 1884 г.) [ 6, 1978, 33-34, вкл.4 ]
8. "Эльзвикские" крейсера ( Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов", 1887 г.) [ 8, 1978, 33-34, вкл.4 ]
9. Сражения в Желтом море ( Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", 1885 г.) [ 9, 1978, 25-26, вкл.4 ]
10. Новые крейсеры и грядущие сражения ( Броненосный крейсер "Память Азова" , 1888 г.) [ 11, 1978, 33-34, вкл.4 ]
11. Роковые крейсера Британии ( Броненосный крейсер "Рюрик", 1892 г.) [ 12, 1978, 33-34, вкл.4 ]
12. "Срезанный цветок, обреченный на смерть. " ( Броненосный крейсер "Россия", 1896 г.) [ 1, 1979, 33-34, вкл.4 ]
13. Потомство "Дюпюи-де-Лома" ( Броненосец-крейсер "Пересвет" , 1898 г.) [ 2, 1979, 17-18, вкл.4 ]
14. Помни о судьбе "Мэна"! ( Броненосный крейсер "Баян", 1900 г.) [ 3, 1979, 31-32, вкл.4 ]
15. Броненосные крейсеры средиземноморья ( Крейсер II ранга "Алмаз", 1903 г.) [ 4, 1979, 25-26, вкл.4 ]
16. Дальневосточный финал ( Крейсер II ранга "Новик", 1900 г.) [ 5, 1979, 33-34, вкл.4 ]
17. Армада, упустившая время ( Бронепалубный крейсер I ранга "Диана", 1899 г.) [ 6, 1979, 25-26, вкл.4 ]
18. Соперники ожидаемые и неожиданные ( Крейсер I ранга "Аскольд", 1900 г.) [ 7, 1979, 25-26, вкл.4 ]
19. "Мы салютовали этим героям. " ( Крейсер I ранга "Варяг", 1899 г.) [ 9, 1979, 25-26, вкл.4 ]
20. Крейсеры революции ( Бронепалубный крейсер "Очаков", 1902 г.) [ 10, 1979, 17-19, вкл.4 ]
21. "Кошки" адмирала Фишера ( Линейный крейсер "Лайон", Англия 1910 г.) [ 11, 1979, 31-32, вкл.3 ]
22. "Эскадренный крейсер": борьба мнений ( Линейный крейсер "Мольтке", Германия 1910 г.) [ 12, 1979, 23-24, вкл.1 ]
23. Погибшие не в бою ( Линейный крейсер "Дерфлингер", 1913 г.) [ 1, 1980, 25-26, вкл.4 ]
24. Последние катастрофы линейных крейсеров ( Линейный крейсер "Рипалс", Англия 1916 г.) [ 2, 1980, 25-26, вкл.4 ]
25. Судьба немецких "городов" ( Легкий крейсер "Бреслау", 1912 г.) [ 3, 1980, 33-34, вкл.4 ]
26. "Города" английские против немецких ( Тяжелый крейсер "Хаукинс", 1920 г.) [ 5, 1980, 31-32, вкл.3 ]
27. Уроки последних сражений ( Броненосный крейсер "Рюрик II", 1906 г.) [ 6, 1980, 17-18, вкл.4 ]
28. Секретный приках адмирала Дарлана ( Легкий крейсер "Червона Украина", 1927 г.) [ 7, 1980, 25-26, вкл.4 ]
29. "Карманный" линкор ( Легкий крейсер "Манчестер", 1937 г.) [ 8, 1980, 25-26, вкл.4 ]
30. Бесславная десятка ( Тяжелый крейсер "Таллин", 1939 г.) [ 9, 1980, 33-34, вкл.4 ]
31. Сражение у мыса матапан ( Тяжелый крейсер "Больцано", Италия 1932 г.) [ 11, 1980, 25-26, вкл.4 ]
32. "Семнадцатого в семнадцать. Директор" ( Легкий крейсер "Красный Кавказ", 1932 г.) [ 12, 1980, 25-26, вкл.4 ]
33. Конец "непобедимой" эскадры ( Тяжелый крейсер "Миоко", 1927 г.) [ 1, 1981, 33-34, вкл.4 ]
34. В огне тихоокеанских сражений ( Легкий крейсер "Бруклин", США, 1936 г.) [ 3, 1981, 31-32, вкл.4 ]
35. В боях за родину ( Легкий крейсер "Максим Горький", 1937 г.) [ 4, 1981, 25-26, вкл.4 ]
36. Последние представители класса крейсеров ( Легкий крейсер "Свердлов", 1953 г.) [ 5, 1981, 25, 28, вкл.4 ]
Развитие класса крейсеров

Журнал Морская коллекция

Журнал "Морская коллекция" 1995 год

1995-02 - Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

1995-03 - Броненосные крейсера типа «Гарибальди»

1995-04 - ВМС Великобритании 1914-1917

1995-05 - Авианосцы типа «Лексингтон»

Журнал "Морская коллекция" 1996 год

1996-02 - «Гремящий» и другие: эскадренные миноносцы проекта 7

1996-03 - ВМС Германии 1914-1917. Справочник по корабельному составу

1996-04 - Линкор «Джулио Чезаре» («Новороссийск»)

1996-05 - ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1917

Журнал "Морская коллекция" 1997 год

1997-02 - Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922

1997-03 - Броненосные крейсера типа «Баян»

1997-04 - ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914-1918. Справочник по корабельному составу

1997-05 - Карманный линкор «Адмирал граф Шпее»

Журнал "Морская коллекция" 1998 год

Журнал "Морская коллекция" 1999 год

1999-02 - «Шнелльботы»: германские торпедные катера Второй мировой войны

1999-03 - ВМС малых стран Европы 1914-1917

1999-04 - Броненосец «Ретвизан»

1999-05 - ВМС Японии, Турции и других стран Азии 1914-1917

Журнал "Морская коллекция" 2000 год

2000-02 - Подводные лодки типа «С»

2000-03 - ВМС Франции 1914-1918

2000-04 - Линейный корабль «Вэнгард»

2000-05 - «Внимательный» и другие: порт-артурские миноносцы зарубежной постройки

Журнал "Морская коллекция" 2001 год

2001-02 - Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России

2001-03 - Линейные корабли типа «Вирибус Унитис»

2001-04 - Авианосец «Арк Ройял»

2001-05 - Эсминцы типа «Акицуки»

Журнал "Морская коллекция" 2002 год

2002-01 - Эсминцы типа «Трайбл»

2002-01 - Спецвыпуск - Линкоры типа «Шарнхорст»

2002-02 - Подводные лодки типа «Щ»: III, V, V-бис и V-бис-2 серии

2002-03 - Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII»

2002-04 - Подводные лодки типа «Щ»: Х и Х-бис серии

2002-05 - Противолодочный крейсер «Москва»

Журнал "Морская коллекция" 2003 год

2003-02 - Крейсера типа «Максим Горький»

2003-03 - Крейсер «Варяг»

2003-04 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании, часть 1

2003-05 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании, часть 2

2003-06 - Миноносцы Кригсмарине типа 1935/37/39

2003-07 - Тяжелый авианесущийкрейсер «Киев»

2003-08 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Италии

2003-09 - «Мендес Нуньес» и другие. Крейсера-скауты испанского флота

2003-01 Спецвыпуск - Линкоры типа «Айова»

Журнал "Морская коллекция" 2004 год

2004-02 - Миноносцы типа «Сокол»

2004-03 - Корабли Второй мировой войны. ВМС США, часть 2

2004-04 - Тяжелые авианесущие крейсера «Минск», «Новороссийск», «Баку»

2004-05 - Эсминцы типа «Леберехт Маасс» (миноносцы серий 34, 34А, 36)

2004-06 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии, часть 1

2004-07 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии, часть 2

2004-08 - «Микаса» и другие: японские броненосцы 1897-1905

2004-09 - Линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалс»

2004-10 - Эсминцы типа «Нарвик» (эскадренные миноносцы серий 36А и 36В)

2004-11 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции

2004-12 - Линкоры типа «Эспанья»

2004-01 Спецвыпуск - Большие охотники проекта 122а/122бис

Журнал "Морская коллекция" 2005 год

2005-02 - Миноносцы типа «Вольф»

2005-03 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Польши и стран Скандинавии (Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии)

2005-04 - Сторожевые корабли типа «Ураган»

2005-05 - Сторожевые корабли типа «Ураган» в бою 1941-1945

2005-06 - Крейсера типа «Линдер» и «Сидней»

2005-07 - Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

2005-08 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии, часть 1

2005-09 - Легкие крейсера «Тенрю», «Тацута», «Юбари»

2005-10 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии, часть 2

2005-11 - Канонерская лодка «Храбрый»

2005-12 - Испанские эсминцы типа «Окендо»

2005-01 Спецвыпуск - Линкоры типа «Саут Дакота»

Журнал "Морская коллекция" 2006 год

2006-02 - Тяжелые крейсера типа «Зара»

2006-03 - Винтовые клипера типа «Крейсер»

2006-04 - «Кубань» и другие (пассажирские лайнеры - будущие вспомогательные крейсера)

2006-05 - Большой противолодочный корабль «Николаев»

2006-06 - Бронепалубные крейсера типа «Рейна Рехенте»

2006-07 - Авианосцы типа «Forrestol»

2006-08 - Атомный авианосец «Enterprise»

Журнал "Морская коллекция" 2007 год

2007-02 - Корабли Фольклендской войны (Флоты Великобритании и Аргентины)

2007-03 - Броненосцы типа «Адмирал» (Новые защитники Империи)

2007-04 - Тяжёлый крейсер «Альжери»

2007-05 - Корабль комплексного снабжения «БЕРЕЗИНА»

2007-06 - Добровольный флот России

2007-07 - Подводные авианосцы японского флота (история, конструкция, авиационное вооружение)

2007-08 - Крейсер-вертолётоносец Jeanne d’Arc (история, конструкция, авиационное вооружение)

Журнал "Морская коллекция" 2008 год

Журнал "Морская коллекция" 2009 год

2009-02 - Эскадренный броненосец «Массена»

2009-03 - Лёгкий авианосец CV-7 WASP

2009-04 - «Камбала» и другие. Подводные лодки германской постройки в Российском флоте

2009-05 - Незнаменитые подлодки (малые ПЛ VI и VI-бис серий)

2009-06 - Субмарины типа Gato

2009-07 - Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот

2009-08 - От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта»

2009-10 - Универсальный проект. СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП и 61МЭ. Часть I.

2009-09 - Американские наследники «Третьего рейха». Первые ракетные субмарины в ВМС США

Журнал "Морская коллекция" 2010 год

2010-01 - Систершипы одной судьбы. Японские авианосцы Shokaku и Zuikaku. История, конструкция, боевая служба, авиационное вооружение

2010-02 - Броненосный крейсер «Эмперадор Карлос V»

2010-03 - Крейсер-стационер 1-го класса «Д'Антркасто»

2010-04 - Канонерская лодка «Гиляк»

2010-05 - «Битвы» Королевского флота (эсминцы типа «Бэттл»)

2010-06 - Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот. Вторая эскадра Тихого океана

Броненосные крейсера типа «Гарибальди»

(Морская коллекция — 3)

Приложение к журналу «Моделист-конструктор» № 3 1995 г.

Вот уже и третий номер нового журнала «Морская кол лекция» лег в вашу домашнюю подшивку, а в редакцию последнее время все чаще приходят письма читателей с тревожным вопросом: не повлияет ли выпуск приложения на существование рубрики «Морская коллекция» в журнале «Моделист-конструктор»? Хотелось бы сразу же всех почитателей этой рубрики успокоить: нет, не повлияет, она сохранится и впредь. А для тех, кто не является подписчиком «Моделиста-конструктора», сообщаем, что сей час публикуется серия, посвященная истории развития линкоров. Приводим перечень статей за последний год (в скобках — номер журнала и название, корабля, изображен ного на цветном рисунке):

— Первые, английские дредноуты (№ 4/1994, «Дредноут»).

— Первые дредноуты США (№ 6/1994, «Саут Кэролайна»).

— Линейные корабли Германии (№ 7/1994, «Кениг»).

— Линкоры Италии и Австро-Венгрии (№ 8/1994, «Вирибус Унитис»).

— Французские линкоры (№ 10/1994, «Курбэ»).

— Английские сверхдредноуты (№ 12/1994, «Айрон Дюк»).

— Первые английские линейные крейсера (№ 1/1995, «Индомитебл»).

— Германские линейные крейсера (№ 2/1995, «Зейдлиц»).

— Американские линкоры с 14 дюймовой артиллерией (№ 3/1995, «Миссисипи»).

— Русские дредноуты (№ 5/1995, «Измаил»).

— Линкоры для Латинской Америки (№ 6/1995, «Эджинкорт»).

В дальнейшем (до конца года) в этой рубрике выйдут статьи о японских линкорах («Исэ»). дредноутах малых стран («Эспанья»). последних английских и немецких дредноутах с 15-дюймовой артиллерией («Худ»), о модернизированных английских («Ройял Соверен»), американских («Теннесси») и советских («Парижская Коммуна») дредноутах, умствовавших во второй мировой войне.

А теперь обращаемся ко всем читателям, приверженцам морской тематики, с несколько необычным предложением принять участие в подготовке будущих номеров журнала «Морская коллекция». В первых ее выпусках редакция в основном использовала иллюстрации из частных собраний. Сейчас же принято решение: создать собственный архив — банк данных и изображений самых разнообразных кораблей всего мира. И в этой нелегкой работе редакция рассчитывает на помощь своих читателей: присылайте в адрес редакции фотографии, чертежи, рисунки, открытки и гравюры — все, что может быть использовано при создании «Морской коллекции». Ценные материалы после пересъемки возвращаются, а в случае публикации будет указана фамилия их владельца и выплачен при читающийся гонорар. Даже если любительские снимки ка ких-либо кораблей и не отвечают требованиям полиграфии, все равно они могут представлять для редакции ценность — например, при прорисовке схем и чертежей, определении отличий одного корабля, серии от другого и т. п. Единственное пожелание — помимо названия изображенного судна по возможности указывать дату и место съемки.

Предисловие

Броненосные крейсера типа «Гарибальди» несомненно являются одними из самых интересных кораблей итальянского флота, вообще отнюдь не бедного оригинальными проектами. Своим появлением на свет эти крейсера произвели настоящую сенсацию, дав возможность Италии впервые выйти на мировой рынок военного кораблестроения. Десять «Гарибальди» составили самую большую серию крупных итальянских боевых кораблей эпохи пара и металла. Они плавали под флагами четырех стран, и только стечение обстоятельств не позволило им поднять еще и Андреевский стяг. Даже находясь на стапелях, они служили козырными картами в политических играх начала нашего века. В современной истории найдется немного крупных боевых единиц одного типа, участвовавших в трех важнейших войнах с применением линейного броненосного флота: испано-американской, русско-японской и первой мировой — и это не считая действий в итало-турецкую войну 1912 года, причем крейсера итальянского проекта всегда оказывались в центре событий. Они оставили заметный след в мировой истории военной техники, показав возможность создания сильной боевой единицы, сочетающей качества броненосца и крейсера, и стали в некоторой степени прообразом немецких «карманных линкоров» периода второй мировой войны.

Броненосные крейсера типа «Гарибальди» - pic_1.jpg

Вверху: первый корабль серии — аргентинский крейсер «Гарибальди» перед уходом в Южную Америку. Генуя, 1896 г.

Появление новых крейсеров было тесно связано с общей обстановкой, сложившейся на Средиземном море в конце прошлого века. Потерпев поражение в морском бою у о. Лисса, итальянцы смогли переиграть своего противника — австрийцев — в кораблестроительном состязании. Более того, Италия сделала заявку на роль одной из ведущих морских держав, приступив с начала 80-х годов к постройке мощных океанских боевых кораблей по проектам талантливого конструктора Бенедетто Брина. Он пытался создавать самые большие в мире корабли с хорошей скоростью, вооруженные самой крупнокалиберной артиллерией. Однако такой вариант кораблестроительной гонки оказался не под силу финансам и промышленности итальянского королевства. Соседняя Франция могла строить большие броненосцы быстрее и в большем количестве. Поэтому уже в конце того же десятилетия военно-морской министр адмирал Сен-Бон предложил принять в качестве основного типа боевой корабль средних размеров с артиллерией «умеренного» калибра. Такое решение весьма удачно совпало с появлением скорострельных орудий среднего калибра. Требование быстроходности сохранилось, и, поскольку разница в скорости, вооружении и защите между новыми броненосцами и крейсерами оказалась не столь уж значительной, итальянское военно-морское министерство установило для них общую классификацию. Все итальянские корабли были разбиты на 5 классов, без различия между крейсерами и броненосцами.

В проекте «боевого судна 2-го класса» (к этому классу относились все боевые единицы, имевшие водоизмещение от 6 до 9 тысяч тонн) типа «Гарибальди» четко прослеживаются обе пинии его предшественников, как со стороны линейных кораблей, так и со стороны крейсеров. Заложенные в 1892 году по проекту генерал-лейтенанта Эдуарде Масдеа броненосные крейсера «Карло Альберто» и «Веттор Пизани», хорошо защищенные и достаточно скоростные (20 уз.) для своего времени, оказались очень удачными. Настолько удачными, что их… подвергли критике — за слишком слабое вооружение, состоявшее только из 1 20-мм и 152-мм скорострельных орудий. Морские специалисты же требовали установки крупнокалиберных пушек. Главный конструктор флота Бенедетто Брин признал справедливость подобной критики и представил морскому министру адмиралу Раккиа, а затем его преемнику адмиралу Морину, докладе возможности создания броненосного крейсера ограниченного водоизмещения с более мощным вооружением и лучшей защитой по сравнению с «Пизани».

Идеи, положенные в основу создания нового типа крейсеров, формулировались следующим образом:

Читайте также: