Морская коллекция моделист конструктор крейсера

Обновлено: 05.05.2024

2МВ: бронетехника Великобритании. Легкие и пехотные танки Англичане, создавшие первый боесп.

Флот Амударьи: как моряки-пограничники несли службу на южных рубежах России Для Российской импери.

2МВ. Зенитная артиллерия ПВО Вермахта К началу Второй мировой войны свою противовоздушную об.

Сталь покоряет Дикий Запад (04.13). Казнозарядные винтовки гражданской войны в США Как уже .

Артиллерийские полугусеничные тягачи Вермахта Еще в 20-е гг., приступив к механизации Рейхсвер.

-Метки

-Рубрики

  • Марки (873)
  • Живопись (741)
  • Города России (489)
  • Война (431)
  • Авиация (429)
  • Оружие (414)
  • Военная история (388)
  • История (364)
  • ЖЗЛ (327)
  • История СССР и России (319)
  • Эротика (262)
  • Военная техника (244)
  • Картинки и рисунки (241)
  • юмор (240)
  • Астрономия (231)
  • Автомобили и пр. (223)
  • ККИ (218)
  • Фурри (182)
  • Космонавтика (154)
  • Кино, актеры (143)
  • Ордена, медали, нагрудные знаки (133)
  • История вещей (125)
  • Корабли (123)
  • Нумизматика (122)
  • Животные (122)
  • Памятники и скульптура (121)
  • Архитектура - дома, мосты и пр. (118)
  • Бронетехника (117)
  • Сделано в СССР (104)
  • Старые фото (101)
  • Геральдика (98)
  • Красивые девушки (96)
  • моё фото (96)
  • Города и страны (91)
  • Мифология (89)
  • Техника и технологии (88)
  • Деньги (86)
  • Поезда, трамваи, ж/д станции и пр. (85)
  • Флот (85)
  • Мультфильмы и мультперсонажи (82)
  • Авиакатастрофы (79)
  • Птицы и звери (79)
  • Униформа (77)
  • Ювелирка (77)
  • Бытовая и радиотехника (75)
  • Минералы и геология (71)
  • природа (71)
  • География и путешествия (69)
  • Спорт (66)
  • Религия (63)
  • поэзия (60)
  • Искусство (57)
  • Археология (52)
  • Лагерь "Чайка" (47)
  • заметки (47)
  • Загадки и тайны (46)
  • Писатели, поэты и их произведения (45)
  • Еда и напитки (41)
  • Демотиваторы (39)
  • Открытки (37)
  • Одежда, национальные костюмы (36)
  • Рисунки боевой техники (34)
  • Праздники и юбилеи (32)
  • Техногенные катастрофы (31)
  • видео (31)
  • Герои СССР и России (29)
  • Страны - бывшие республики СССР (27)
  • Храмы, церкви, монастыри и пр. (26)
  • Палеонтология (25)
  • Терроризм (24)
  • Морские катастрофы (23)
  • Клады и сокровища (23)
  • Музыка и песни (20)
  • Рукописи (20)
  • Змеиногорск (18)
  • Атом - мирный и военный. (17)
  • Фанфики (17)
  • Ориджинал "Перекресток Десяти Миров" (16)
  • Антиквариат (16)
  • Политика (15)
  • Календарь, Гороскоп (15)
  • Книги (15)
  • Замки и крепости (15)
  • Наука (14)
  • Афоризмы (14)
  • Природные катастрофы (13)
  • Реки, моря, озера и пр. (13)
  • Моё село (13)
  • Музеи (12)
  • Доспехи, мечи, рыцари и пр. (12)
  • Эмблемы, этикетки, логотипы (11)
  • Безопасность и самооборона (11)
  • Армия (10)
  • Разное (9)
  • Снаряжение (8)
  • Криминал (7)
  • Фанфик 'Взломщик Бильбо Бэггинс" (6)
  • Медицина и здоровье (6)
  • Племена, народы, этнос (6)
  • Полезные советы (4)
  • Архивы, документы (4)
  • Криптозоология (3)
  • Робототехника (2)
  • мои рисунки (2)
  • Семья (1)
  • Уфология (0)

-Видео

Tu es Petrus - Niech mowia ze to nie jes 13.09.2012 --> Смотрели: 28 (3) Клип группы Within Temptation "Stand Ve 12.04.2012 --> Смотрели: 61 (10)

-Фотоальбом

Лагерь 18:58 25.02.2013 Фотографий: 21 шахта 07:07 12.07.2012 Фотографий: 5 Общая 13:18 27.03.2012 Фотографий: 8 ПРАЗДНИКИ 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Поиск по дневнику

-Статистика

Перейдя в самом начале XX века вслед за остальными главными «морскими игроками» к постройке крупных броненосных крейсеров, Британия оказалась на некотором распутье. Весьма многочисленные бронепалубные корабли этого класса средних и малых размеров были как бы вне игры. Между тем теория войны на море оставалась близкой к линейной классике. Предполагалось, что исход борьбы за обладание морем решит генеральное сражение, в котором будут участвовать многочисленные броненосцы. И для таких эскадр требовалась хорошая тактическая разведка, проводить которую могли только крейсера. Так что необходимость легких быстроходных единиц никто не оспаривал, оставалась лишь проблема подбора необходимого сочетания силы и скорости.

img_6138_1 (700x521, 31Kb)

Первый шаг британцы сделали в 1903 году, заложив серию из четырех единиц, получивших названия драгоценных камней. Шаг оказался очень и очень робким- в сущности, они являлись не более чем дальнейшим развитием пресловутых крейсеров 3-го класса, несколько увеличенных в размерах и более быстроходных. Прежней осталась конструкция корпуса, с полубаком и полуютом и внушительным фальшбортом в средней части

Корабли получились не слишком удачными, но сыграли важную роль для британского судостроения. Дело в том, что Адмиралтейство решило повторить старинный «натурный» опыт, аналогичный тому, что был проведен 70 лет назад для сравнения качеств гребных колес и винта. Теперь решался не менее важный вопрос насколько пригодны новомодные турбины в качестве главных механизмов для больших кораблей, в частности, крейсеров. Турбинный «Аметист», заказанный, кстати, Армстронгу, — адмиралы наконец-то решили использовать опыт и умение знаменитой частной фирмы для своих нужд — продемонстрировал превосходство уже на стадии проектирования. При типовом водоизмещении и размерах, той же защите и артиллерии он имел почти наполовину более мощную силовую установку и на полтора узла большую скорость, чем остальные, снабженные самыми совершенными четырехцилиндровыми паровыми машинами. Единственным недостатком сочли малую экономичность при небольшой скорости на 10 узлах корабль мог пройти только 5,5 тыс. миль, тогда как «паровики» — до 7 тыс (Причина заключалась в невыгодности малоскоростного режима для турбин с непосредственным приводом на вал; окончательно избавиться от этого свойства удалось только с введением зубчатых редукторов.) Однако недостаток вполне компенсировался полуторным увеличением дальности на большой скорости.

HMS_Adventure_1909_IWM_Q_20916 (500x413, 22Kb)

Далее последовал интересный эксперимент. Правительство уже несколько лет охотно передавало заказы частным фирмам, однако все крейсера строились по весьма строгим спецификациям, обычно по чертежам, разработанным в управлении кораблестроения. Не так обстояло дело с эсминцами, для которых , задавались только самые общие элементы (скорость, вооружение, примерное водоизмещение), оставляя на волю умения и фантазии фирмы-строителя конкретную реализацию. И вот такой принцип впервые попробовали на крейсерах-«скаутах». Восемь кораблей оказались попарно розданы «Армстронгу», «Фэйрфилду», «Кэммел Лэйрд» и заводу «Виккерса» в Бэрроу-ин-Фернесс, только вступившему в ряды кораблестроителей.

Неудивительно, что все пары оказались мало похожими друг на друга Армстронг решил сделать «Эдвенчер» и «Эттентив» четырехтрубными, с изящным клипперским форштевнем, тогда как остальные строители ограничились тремя трубами и сохранили таранную форму носа. Наиболее последовательным хранителем традиций оказался «Фэйрфилд», оставив привычную архитектуру с полубаком и полуютом. Прочие ограничились высоким полубаком, в результате чего небольшие крейсера приобрели стремительный «миноносный» вид, надолго ставший отличительной внешней чертой британских (а потом и всех прочих) «разведчиков». Разным оказался и тип, и даже количество котлов и паровых машин (а устанавливались пока именно они: к моменту закладки «скаутов» прекрасных результатов, достигнутых «Аметистом», оставалось ждать еще около года). Полный разнобой наблюдался даже в таком важном элементе, как броневая защита! Требование Адмиралтейства формулировалось как «37-мм броневая палуба или эквивалентная бортовая броня». «Армстронг» пошел по традиционному пути, правда, сумев «выкроить» 51-мм скосы, корабли «Виккерса» полностью соответствовали спецификации (палуба с 37-мм скосами), а вот две другие пары обзавелись 51-мм бортовыми поясами — впервые на малых крейсерах.

И здесь каждый строитель пошел своим путем. «Фэйрфилд» снабдил «Форвард» и «Форсайт» более протяженным поясом вдоль машинных и котельных отделений, тогда как лэйрдовские «Патфайндер» и «Пэтрол» ограничились коротким, только напротив машин. Остальная часть корпуса прикрывалась обычной палубой со скосами.

HMS_Forward (700x496, 34Kb)

Однако попытка «подлатать» неудачную идею, в сущности, привела к еще большей неудаче Начальная пара, заказанная по программе 1907 года («Бодиция» и «Беллона»), оказалась едва ли лучше первых «следопытов». Хотя новые корабли имели современную турбинную механическую установку с приводом на четыре вала (и это на крейсере водоизмещением всего в 3300 т), их скорость осталась на том же недостаточном 25-уз-ловом уровне. Защита ухудшилась едва ли не ниже допустимого предела и состояла только из 25-мм броневой палубы в районе турбинных и котельных отделений, утончавшейся еще больше к оконечностям. Некоторое дополнительно прикрытие обеспечивал запас угля (котлы имели смешанное угольно-нефтяное отопление), но, в общем, такой крейсер был обречен в бою практически с любым противником своего класса. Не придавало оптимизма и вооружение, состоявшее всего из шести четырехдюймовок, из которых одновременно вести огонь на борт могли только четыре Явную ущербность артиллерии частично компенсировали уже в ходе Первой мировой войны, добавив в 1915 — 1916 годах еще по четыре 102-миллиметровки Но спасти явно слабые корабли такие меры уже не могли.

HMS_Boadicea_(1908) (700x499, 35Kb)

Судьба последней тройки скаутов несколько отличалась от службы предыдущей четверки. С началом Первой мировой войны все они реально являлись лидерами миноносных флотилий. Меньше всех повезло «Эмфайону», ставшему первым британским кораблем, погибшим в «мировой мясорубке». 5 августа 1914 года он с парой эсминцев своей флотилии обнаружил германский минный заградитель «Кенигин Луизе», затопленный командой.

Однако «немец» сделал свое черное дело - при возвращении домой следующим утром крейсер напоролся на две мины, одна из которых вызвала взрыв погребов. А наиболее любопытной оказалась карьера «Фирлесса». Он прослужил два года в качестве лидера флотилии эскадренных миноносцев, а затем получил уникальное задание, став «главой» отряда крейсерских подводных лодок типа «К». Предполагалось, что эти скоростные субмарины, возглавляемые крейсером, будут действовать в боевых порядках Гранд-Флита. Однако до конца войны они поучаствовали только в одной «битве». 31 января 1918 года при большом учебном выходе отрядов флота имел место конфуз, приведший к столкновениям и гибели или тяжелым повреждениям сразу пяти лодок «Фирлесс» внес свой вклад, потопив лихим таранным ударом «К-17». Восстанавливать ненужный и сильно поврежденный корабль не имело большого смысла. В 1920 году он и наиболее «медлительный» «Эктив» отправились на слом, пробыв на активной службе всего 5 — 6 лет — своеобразный рекорд бесполезности в самом востребованном классе боевых судов.

HMS_Fearless_(1912) (700x514, 30Kb)

Так закончилась, едва успев начаться, история британских «скаутов». Малые лидеры-разведчики оказались слишком слабо защищенными, плохо вооруженными и недостаточно скоростными. В те же годы уже строились более сбалансированные (хотя и более крупные) боевые единицы, полностью вытеснившие этих «недотеп». Надо сказать, что такой жестокий эксперимент со столь сокрушительными результатами могла позволить себе разве что первая морская держава мира Опыт англичан решились повторить немногие. Прежде всего, их верные ученики в те времена — итальянцы. Практически одновременно с несчастливыми «блондами» в 1909 году был заложен скаут «Куарто», считающийся одним из наиболее удачных кораблей Италии того времени. Действительно, даже при чуть меньшем, чем у его британских родичей, водоизмещении «Куарто» имел мощные турбины, позволявшие развивать почти 29 узлов (на испытаниях и этот рубеж удалось превзойти). Более сильными являлись и вооружение, и броневая защита. Плюс к тому крейсер мог, без ущерба для остальных качеств, принимать до 200 мин. Неожиданным «бонусом» стала, в общем-то, порочная способность создавать огромную волну у форштевня на большом ходу. Впечатленные мощным буруном, германские и австрийские подводники раз за разом «мазали», сильно завышая скорость своей цели при решении торпедного треугольника «Куарто» благополучно пережил Первую мировую войну и, в отличие от «британцев», почти дослужил до Второй. Утершие нос «старшему брату» итальянцы решили закрепить успех, заложив спустя два года еще пару «скаутов». В проект «Марсалы» и «Нино Биксио» внесли массу изменений, которые, как казалось, должны были пойти только на пользу. В частности, теперь на борт могло стрелять пять орудий (вместо трех-четырех на «Куарто»). Полностью изменился силуэт, приобретший красивые стремительные очертания. Однако и потери оказались большими. Уменьшение общей мощности турбин (их в новом проекте стало три вместо четырех) привело к снижению «табличной» скорости до 27,5 узла. Однако проектный ход смог развить только «Марсала», и то после долгих мучений, «Нино Биксио» не покорились и 27. А на службе и эти не слишком выдающиеся характеристики «просели» очень быстро, механические установки приходилось все время ремонтировать и модернизировать. Не помогла и смена котлов на «Марсале». В итоге «улучшенные» итальянские «скауты» отправились «на покой» гораздо раньше, чем первенец «Куарто»

КРЕЙСЕРА СТАНОВЯТСЯ «ЗАЩИЩЕННЫМИ»

В течение нескольких десятилетий после гражданской войны в США призраки удачливых рейдеров — вооруженных судов южан являлись постоянной головной болью для лордов британского Адмиралтейства. В случае войны с такими странами, как все те же Соединенные Штаты, или Франция, или, к примеру, Россия, возникала реальная угроза встретить в морях уже десятки неприятельских вспомогательных крейсеров. К тому же с годами характеристики возможных кандидатов в рейдеры постоянно повышались. Лучшие пароходы имели очень приличную скорость а судовладельцам государство специально приплачивало за более прочную конструкцию, позволявшую при необходимости устанавливать на них весьма солидные нарезные орудия калибром до 6 дюймов В таких условиях многочисленные корветы и шлюпы «владычицы морей» теряли техническое превосходство над импровизированными противниками. Конечно, за военными оставалось преимущество корабля с дисциплинированной и обученной командой, но его могло не хватить для уверенной победы в бою один на один. Требовалось какое-то решение, позволявшее «кадровым» крейсерам вновь вернуть свою доминирующую силу.

И тут вновь вспомнили о броне, ведь любая попытка оснастить броневой защитой торговые суда обрекала их на полную нерентабельность. И потому при встрече с мобилизованным пароходом бронированный крейсер-охотник имел неоспоримые преимущества. Однако полный броневой пояс мог нести далеко не каждый боевой корабль из-за его ограниченного водоизмещения; при этом часть его полезной нагрузки как бы омертвлялась. Страдала скорость или вооружение, иногда и обе эти важнейшие характеристики одновременно. Такое решение особенно не устраивало англичан, очень активно использовавших свои крейсера в мирное время для самых различных нужд. В этом случае, с точки зрения британских адмиралов, полностью бронированный крейсер напоминал рыцаря, которого вынудили заниматься ежедневной работой по хозяйству, не снимая тяжелых доспехов.

Между тем в бою дополнительная защита никогда не оказывалась лишней. Особенно уязвимой была механическая установка, обладавшая в те времена крайне низкой живучестью. Обычно единственная паровая машина выводилась из строя одним удачным попаданием; то же самое относилось и к котлам, число которых исчислялось несколькими единицами. А совершенствование корабельной механики приводило, прежде всего, к увеличению размеров механизмов, причем в основном в высоту. В результате их становилось все труднее прятать ниже ватерлинии, скрывая от огня противника.

Решение пришло в виде броневой палубы. Ее установка на боевом корабле убивала сразу нескольких зайцев. «Мертвый вес» защиты в этом случае оказывался все-таки значительно меньшим, чем при наличии и пояса, и горизонтальной брони. При этом палуба неплохо прикрывала расположенные под ней помещения от попаданий сверху как самих снарядов, так и обломков конструкций, становившихся все более крупными и увесистыми пропорционально качеству «начинки» морских бомб.

Первым бронепалубным крейсером стал спроектированный главным конструктором британского флота Натаниэлем Барнаби «Комус». Корпус впервые полностью выполнялся из стали, хотя поверх нее по всей поверхности обшивался деревом, причем подводная часть — двойным слоем. В этом на первый взгляд обыкновенном небольшом рангоутном корабле на деле воплотилось немало новшеств. Девять поперечных переборок, шесть из которых достигали верхней палубы, разделяли корпус на водонепроницаемые отсеки. В средней части на протяжении примерно 35 м помещения машины и котлов прикрывались сверху 37-мм стальной броней. Совсем некрупный крейсер неплохо оборудовали и для обыденной службы, и для сражения. Впервые на боевой единице такого класса появились помещения для постоянного лазарета, душевые для команды и корабельная библиотека. В состав вооружения вошло новомодное оружие; скорострельные картечницы митральезы и метательные устройства для выпуска торпед через порты в корпусе. Управление в боевых условиях осуществлялось из любой своеобразной боевой рубки (а их было две), прикрытых полукруглым броневым листом и размещенных в районе миделя по обоим бортам. В них выводились переговорные трубы, а также машинный телеграф и аналогичное устройство для передачи команд к рулю, который по традиции остался на полуюте. Машина системы компаунд имела горизонтальное расположение цилиндров и все еще пряталась под ватерлинией. Ее обслуживали шесть котлов. Но и эти весьма прогрессивные корабли не избежали определенных анахронизмов, к которым прежде всего относились полное парусное вооружение общей площадью 1400 кв. м и подъемный винт.

Вдохновленный удачным новшеством — броневой палубой, Барнаби решил внедрить ее даже на совсем малых композитных шлюпах типа «Сателлит». При водоизмещении всего 1420 т они имели ту же скорость, что и стальные «комусы», аналогичную по устройству машину и достаточно солидное вооружение из десяти — четырнадцати орудий калибра 127 мм или восьми 6-дюймовок. Свыше трети длины нижней палубы прикрывались стальными листами толщиной от 19 до 25 мм. Из почтения к броне эти типичные шлюпы повысили в ранге до корветов. Впрочем, «Сателлит» с систершипами отличались и вполне солидной дальностью плавания: почти 6000 миль при скорости 10 узлов — значение, заслуживающее уважение не только в годы их создания (1882 — 1885), но и двадцать лет спустя, во время Русско-японской войны.

Композитная бронепалубная «мелюзга» оказалась даже более живучей, чем стальные первенцы. Все семь единиц типа «Сателлит» дотянули до нового века, а «Рэпид» пережил обе мировые войны и пошел на слом только в 1948 году. Немного отстал от него «Роялист», переданный в 1923 году получившей независимость Ирландии.

Впрочем, больше к дереву как материалу для бронепалубных крейсеров англичане вообще и Барнаби в частности не возвращались. Сталь прочно утвердилась как главный судостроительный материал. Следующая пара, «Калипсо» и «Каллиопа», прямые наследники «Комуса», оказались очень удачными. Некоторые историки флота считают их вообще одними из лучших британских крейсеров. Главным конструктивным отличием кораблей являлось расположение броневой палубы. Она теперь не привязывалась к нижней и являлась самостоятельной, находясь примерно в полуметре ниже ватерлинии. Кроме того, вооружение для 2770-тонного судна выглядело чрезвычайно мощным: четыре 6-дюймовых орудия в выступах-спонсонах для увеличения углов обстрела, двенадцать 5-дюймовок в бортовой батарее, десяток митральез и два метательных торпедных аппарата. В остальном родство с «Комусом» оставалось очень близким: те же 6 котлов, та же машина-компаунд. Однако и тут сказались веяния времени: появилась еще одна маленькая паровая машина, вращавшая динамомотор. Электросеть, пока еще очень неразвитая и маломощная, служила не только для освещения помещений, но и для подачи тока к боевым прожекторам. Маленьких «викторианцев» очень любили на флоте, и они долго находились на плаву: «Калипсо» прослужил до 1922 года, а «Каллиопа» еще на 30 лет больше.


28. Бронепалубный крейсер «Фаэтон», Англия 1886 г.

Строился фирмой «Нэпир» в Глазго. Водоизмещение 4300 т, длина максимальная 96,01 м, ширина 14,02 м, осадка 6,25 м. Мощность двухвальной паросиловой установки (машины типа компаунд) 5500 л.с., скорость на испытаниях 17,5 уз. Бронирование: плоская палуба 37 мм, орудийные щиты 37 мм. Вооружение: десять 152-мм орудий, шестнадцать митральез, четыре торпедных аппарата. Всего в 1885 — 1887 гг. построено 4 единицы: «Линдер», «Аретьюза», «Фаэтон» и «Эмфайон». «Аретьюза» и «Эмфайон» выведены из состава флота в 1905 г., годом раньше «Лицдер» стал плавбазой, а в 1920 г. продан на слом. «Фаэтон» продан в частные руки в 1913 г. и стал торговым пароходом «Ицдефатигебл», но в 1941 г. вновь куплен флотом, переименован в «Кэррик-II» и прослужил до 1947 г.

29. Бронепалубный крейсер «Мерси», Англия, 1887 г.

Строился на верфи ВМС в Чатзме. Водоизмещение 4050 т, длина максимальная 96,01 м, ширина 14,02 м, осадка 5,95 м. Мощность двухвальной силовой установки (паровые машины типа компаунд) 4500 л.с. при естественной тяге, 6000 л.с. при форсировке, скорость 17 и 18 уз. соответственно. Бронирование: палуба 51 мм со скосами 76 мм, боевая рубка 229 мм, орудийные щиты 51 мм. Вооружение: два 203-мм и десять 152-мм орудий, шесть малокалиберных пушек, два торпедных аппарата. Всего в 1887 — 1889 гг. построено 4 единицы: «Мерси», «Северн», «Темз» и «Форт». При модернизации в 1890-х гг. единственную трубу нарастили для увеличения тяги. «Темз» и «Форт» переоборудованы в плавбазы в 1903 — 1904 гг., а другая пара сдана на слом в 1905 г. «Форт» последовал за ними в 1921 г., а «Темз» годом ранее продан в Южную Африку и стал торговым пароходом «Генерал Бота». В 1942 г. возвращен в состав действующего флота под своим первоначальным именем и прослужил всю войну в качестве плавучей казармы. Продан на слом в 1947 г.

30. Крейсер «Комус», Англия 1878 г.

Строился фирмой «Элдер» в Глазго. Водоизмещение 2380 т, длина по ватерлинии 68,58 м, ширина 13,56 м, осадка 5,86 м. Мощность паровой машины 2450 л.с., скорость 13 уз. Вооружение: четыре 152-мм казнозарядных и восемь 64-фунтовых дульнозарядных нарезных орудий, 8 картечниц, две установки для стрельбы метательными торпедами. Всего в 1878 — 1881 гг. построено 9 единиц: «Комус», «Чэмпион», «Клеопатра», «Кэрисфорт», «Кюрасао», «Конквест», «Констанс», «Канада» и «Корделия». «Чэмпион» и «Клеопатра» сданы на слом в 1931 г., «Комус», «Кюрасао» и «Корделия» — в 1904-м, остальные выведены из состава флота в 1897 — 1899 гг.

Однако при всех своих достоинствах корветы Барнаби все-таки не являлись крейсерами в современном значении этого термина. Их подводила скорость, не превышавшая 13 — 14 узлов. Поэтому нельзя пройти мимо еще одного прототипа будущих классических крейсеров. Всего на несколько месяцев раньше «Комуса» на верфи в Пемброке был заложен первый из пары «посыльных судов», а реально — крейсеров, «Айрис». Он также претендует на звание первого стального «британца», хотя фактически вступил в строй позже серии «комусов». «Айрис» и другой корабль из этой пары — «Меркьюри» не имели броневой палубы, однако обладали массой других новшеств и достоинств, в том числе: высокой скоростью, двухвальной механической установкой с двумя машинами, находившимися в отдельных отсеках, также разнесенными по двум кочегаркам котлами, большим количеством водонепроницаемых отсеков, двойным дном и угольной защитой в виде бункеров, расположенных вдоль бортов в районе ватерлинии. Исчезли (хотя и не сразу) уже мало полезные паруса. Все эти отличия стали стандартом для нового поколения кораблей, которые и превратились, наконец, в полноценные крейсера.

Первыми из них считаются четыре единицы типа «Линдер», построенные в 1885 — 1887 годах. В сущности, они представляли собой тот же «Айрис», но с броневой палубой, причем новой конфигурации. Более мощные машины уже несколько возвышались над ватерлинией, поэтому над ней оказалась и броне-палуба. Появлялась вероятность получить снаряд под нее, прямо в машину или котел. Поэтому конструкторы применили оригинальное решение, загнув броневую обшивку у бортов книзу. Так появилась палуба со скосами, определившая стандартную схему защиты бронепалубных крейсеров на последующие два десятка лет. Классическим являлось и расположение артиллерии: концевые установки на поворотных станках в спонсонах позволяли вести огонь по носу и корме. Кстати, они также получили броневую защиту, хотя и противостоящую только огню неприятельских малокалиберных пушек. На части единиц серии установили новейшие паровые машины тройного расширения, обеспечившие прекрасную скорость — до 18 узлов и очень большую дальность плавания, которая при максимальном запасе угля достигала 11 000 миль 10-узловым ходом. Совсем неплохо не только для 1885 года, но и полвека спустя!

У этих изящных и сильных кораблей оставался один явный минус. Их броневая палуба прикрывала только механическую установку (примерно половину длины корпуса), оставляя уязвимыми погреба боезапаса (хотя они и располагались ниже ватерлинии, но горячие осколки могли наделать немало бед). Недостаток ликвидировали очень быстро. Следующая четверка типа «Мерси», названная именами британских рек, имела полную палубу от носа до кормы. Впервые этот элемент защиты получил свою характерную «черепахообразную» форму, обусловленную не только загибающимися вниз скосами, но и постепенным понижением ближе к носу и корме. Вся палуба выполнялась водонепроницаемой, обеспечивая «бронепалубнику» (во всяком случае, в теории) достаточный запас плавучести до тех пор, пока она не будет пробита. Поскольку в самом носу и корме корпус сильно сужался, объем помещений там оказывался настолько небольшим, что его не имело смысла «охранять» столь же тщательно, как и драгоценную середину. Отсюда и понижение палубы: пропадала необходимость в достаточно протяженном и тяжелом скосе, да и в нижней части корпус крейсера обычно еще больше сужался, давая дополнительную экономию в весе брони. Эти «ужимания» позволили сделать толще как бортовые скосы, так и носовые и кормовые скаты. Помимо двух 25-мм слоев стали, составлявших плоскую горизонтальную часть, сносы и скаты имели еще один, дополнительный, тоже 25-мм толщины. Впервые на крейсере появилась солидная боевая рубка, защищенная 9-дюймовой броней. Легкое бронирование получили и щиты орудий. Еще одним стандартом стало расположение артиллерии на полубаке и полуюте, обеспечивавшее большие углы обстрела. Собственно, по расположению и составу артиллерии эти корабли середины 80-х годов XIX века никак не уступали своим «продвинутым» «одноклассникам» времени Русско-японской войны. В сущности, все последующие проекты бронепалубных крейсеров (и не только в Британии) в отношении внутренней компоновки и защиты мало чем отличались от «Мерси».

Для повышения максимального хода на «Мерси» впервые было использовано искусственное дутье. У них, как и у последующих боевых единиц, появились две скоростные характеристики: при нормальной нагрузке и при форсировке машин, когда все лишние отверстия в кочегарках закрывались, и в них создавалось искусственное разряжение, увеличивавшее тягу в котлах. Следует отметить, что первенцы нового класса вообще оказались очень удачными. На службе они проявили себя как отличные артиллерийские платформы, а также обладали хорошей мореходностью и управляемостью.

Так в Британии сформировался новый класс боевых судов — бронепалубные крейсера, соперничать с которыми мобилизованные гражданские суда были уже не в состоянии, хотя размеры и скорость хода последних продолжали непрерывно возрастать. И решающим фактором оказалась именно броневая палуба. Недаром в Англии такие корабли официально классифицировались как «protected cruisers» — дословно «защищенные крейсера» — в противоположность их небронированным и, значит, «незащищенным» собратьям.

Легко заметить, что англичане шли к созданию современного крейсера весьма продуманно и целенаправленно. Никакой экзотики, а только постепенное улучшение характеристик, связанное как с прогрессом техники (если говорить о механической установке и вооружении), так и со все более и более рациональными инженерными решениями. При этом водоизмещение кораблей не только не выросло, но даже несколько уменьшилось. При более сильном вооружении, лучшей защите и такой же скорости хода «Мерси» оказался на 250 т легче «Линдера». Британский «железный» флот времен королевы Виктории находился явно на подъеме, приближаясь к моменту своего максимального могущества.

Под редакцией: заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флона СССР,
c 1979 г. заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР адмирала Н.Н. Амелько
и Героя Советского Союза вице-адмирала Г.И. Щедрина

Авторы серии: инженеры-кораблестроители Г. Смирнов, В. Смирнов
Научный консультант И.А. Иванов
Художники серии : В. Барышев, А. Константинов, М. Петров

1. Корабли сильные, увертливые и легкие, как птицы. ( Пароходофрегат "Богатырь" 1836 г.) [ 12, 1977, 25-26, вкл.4 ]
2. Накануне броненосной эры ( Винтовой фрегат "Александр Невский" 1861 г.) [ 1, 1978, 33-34, вкл.4 ]
3. Уроки "Алабамы" ( Крейсер "Генерал-Адмирал", 1873 г.) [ 2, 1978, 25-26, вкл.4 ]
4. Зигзаги кораблестроения,
или плоды "военно-морской бестолковщины" ( Броненосный фрегат "Минин", 1878 г.) [ 3, 1978, 33-34, вкл.4 ]
5. Русские были первые ( Броненосный крейсер "Владимир Мономах", 1882 г.) [ 4, 1978, 33-34, вкл.4 ]
6. Претендент на четвертое место ( Клипер "Джигит", 1876 г.) [ 5, 1978, 33-34, вкл.4 ]
7. Крейсера "Нового флота" Северо-Американских штатов ( Корвет "Витязь" 1884 г.) [ 6, 1978, 33-34, вкл.4 ]
8. "Эльзвикские" крейсера ( Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов", 1887 г.) [ 8, 1978, 33-34, вкл.4 ]
9. Сражения в Желтом море ( Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", 1885 г.) [ 9, 1978, 25-26, вкл.4 ]
10. Новые крейсеры и грядущие сражения ( Броненосный крейсер "Память Азова" , 1888 г.) [ 11, 1978, 33-34, вкл.4 ]
11. Роковые крейсера Британии ( Броненосный крейсер "Рюрик", 1892 г.) [ 12, 1978, 33-34, вкл.4 ]
12. "Срезанный цветок, обреченный на смерть. " ( Броненосный крейсер "Россия", 1896 г.) [ 1, 1979, 33-34, вкл.4 ]
13. Потомство "Дюпюи-де-Лома" ( Броненосец-крейсер "Пересвет" , 1898 г.) [ 2, 1979, 17-18, вкл.4 ]
14. Помни о судьбе "Мэна"! ( Броненосный крейсер "Баян", 1900 г.) [ 3, 1979, 31-32, вкл.4 ]
15. Броненосные крейсеры средиземноморья ( Крейсер II ранга "Алмаз", 1903 г.) [ 4, 1979, 25-26, вкл.4 ]
16. Дальневосточный финал ( Крейсер II ранга "Новик", 1900 г.) [ 5, 1979, 33-34, вкл.4 ]
17. Армада, упустившая время ( Бронепалубный крейсер I ранга "Диана", 1899 г.) [ 6, 1979, 25-26, вкл.4 ]
18. Соперники ожидаемые и неожиданные ( Крейсер I ранга "Аскольд", 1900 г.) [ 7, 1979, 25-26, вкл.4 ]
19. "Мы салютовали этим героям. " ( Крейсер I ранга "Варяг", 1899 г.) [ 9, 1979, 25-26, вкл.4 ]
20. Крейсеры революции ( Бронепалубный крейсер "Очаков", 1902 г.) [ 10, 1979, 17-19, вкл.4 ]
21. "Кошки" адмирала Фишера ( Линейный крейсер "Лайон", Англия 1910 г.) [ 11, 1979, 31-32, вкл.3 ]
22. "Эскадренный крейсер": борьба мнений ( Линейный крейсер "Мольтке", Германия 1910 г.) [ 12, 1979, 23-24, вкл.1 ]
23. Погибшие не в бою ( Линейный крейсер "Дерфлингер", 1913 г.) [ 1, 1980, 25-26, вкл.4 ]
24. Последние катастрофы линейных крейсеров ( Линейный крейсер "Рипалс", Англия 1916 г.) [ 2, 1980, 25-26, вкл.4 ]
25. Судьба немецких "городов" ( Легкий крейсер "Бреслау", 1912 г.) [ 3, 1980, 33-34, вкл.4 ]
26. "Города" английские против немецких ( Тяжелый крейсер "Хаукинс", 1920 г.) [ 5, 1980, 31-32, вкл.3 ]
27. Уроки последних сражений ( Броненосный крейсер "Рюрик II", 1906 г.) [ 6, 1980, 17-18, вкл.4 ]
28. Секретный приках адмирала Дарлана ( Легкий крейсер "Червона Украина", 1927 г.) [ 7, 1980, 25-26, вкл.4 ]
29. "Карманный" линкор ( Легкий крейсер "Манчестер", 1937 г.) [ 8, 1980, 25-26, вкл.4 ]
30. Бесславная десятка ( Тяжелый крейсер "Таллин", 1939 г.) [ 9, 1980, 33-34, вкл.4 ]
31. Сражение у мыса матапан ( Тяжелый крейсер "Больцано", Италия 1932 г.) [ 11, 1980, 25-26, вкл.4 ]
32. "Семнадцатого в семнадцать. Директор" ( Легкий крейсер "Красный Кавказ", 1932 г.) [ 12, 1980, 25-26, вкл.4 ]
33. Конец "непобедимой" эскадры ( Тяжелый крейсер "Миоко", 1927 г.) [ 1, 1981, 33-34, вкл.4 ]
34. В огне тихоокеанских сражений ( Легкий крейсер "Бруклин", США, 1936 г.) [ 3, 1981, 31-32, вкл.4 ]
35. В боях за родину ( Легкий крейсер "Максим Горький", 1937 г.) [ 4, 1981, 25-26, вкл.4 ]
36. Последние представители класса крейсеров ( Легкий крейсер "Свердлов", 1953 г.) [ 5, 1981, 25, 28, вкл.4 ]
Развитие класса крейсеров

Журнал Морская коллекция

Журнал "Морская коллекция" 1995 год

1995-02 - Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

1995-03 - Броненосные крейсера типа «Гарибальди»

1995-04 - ВМС Великобритании 1914-1917

1995-05 - Авианосцы типа «Лексингтон»

Журнал "Морская коллекция" 1996 год

1996-02 - «Гремящий» и другие: эскадренные миноносцы проекта 7

1996-03 - ВМС Германии 1914-1917. Справочник по корабельному составу

1996-04 - Линкор «Джулио Чезаре» («Новороссийск»)

1996-05 - ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1917

Журнал "Морская коллекция" 1997 год

1997-02 - Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922

1997-03 - Броненосные крейсера типа «Баян»

1997-04 - ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914-1918. Справочник по корабельному составу

1997-05 - Карманный линкор «Адмирал граф Шпее»

Журнал "Морская коллекция" 1998 год

Журнал "Морская коллекция" 1999 год

1999-02 - «Шнелльботы»: германские торпедные катера Второй мировой войны

1999-03 - ВМС малых стран Европы 1914-1917

1999-04 - Броненосец «Ретвизан»

1999-05 - ВМС Японии, Турции и других стран Азии 1914-1917

Журнал "Морская коллекция" 2000 год

2000-02 - Подводные лодки типа «С»

2000-03 - ВМС Франции 1914-1918

2000-04 - Линейный корабль «Вэнгард»

2000-05 - «Внимательный» и другие: порт-артурские миноносцы зарубежной постройки

Журнал "Морская коллекция" 2001 год

2001-02 - Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России

2001-03 - Линейные корабли типа «Вирибус Унитис»

2001-04 - Авианосец «Арк Ройял»

2001-05 - Эсминцы типа «Акицуки»

Журнал "Морская коллекция" 2002 год

2002-01 - Эсминцы типа «Трайбл»

2002-01 - Спецвыпуск - Линкоры типа «Шарнхорст»

2002-02 - Подводные лодки типа «Щ»: III, V, V-бис и V-бис-2 серии

2002-03 - Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII»

2002-04 - Подводные лодки типа «Щ»: Х и Х-бис серии

2002-05 - Противолодочный крейсер «Москва»

Журнал "Морская коллекция" 2003 год

2003-02 - Крейсера типа «Максим Горький»

2003-03 - Крейсер «Варяг»

2003-04 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании, часть 1

2003-05 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании, часть 2

2003-06 - Миноносцы Кригсмарине типа 1935/37/39

2003-07 - Тяжелый авианесущийкрейсер «Киев»

2003-08 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Италии

2003-09 - «Мендес Нуньес» и другие. Крейсера-скауты испанского флота

2003-01 Спецвыпуск - Линкоры типа «Айова»

Журнал "Морская коллекция" 2004 год

2004-02 - Миноносцы типа «Сокол»

2004-03 - Корабли Второй мировой войны. ВМС США, часть 2

2004-04 - Тяжелые авианесущие крейсера «Минск», «Новороссийск», «Баку»

2004-05 - Эсминцы типа «Леберехт Маасс» (миноносцы серий 34, 34А, 36)

2004-06 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии, часть 1

2004-07 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии, часть 2

2004-08 - «Микаса» и другие: японские броненосцы 1897-1905

2004-09 - Линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалс»

2004-10 - Эсминцы типа «Нарвик» (эскадренные миноносцы серий 36А и 36В)

2004-11 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции

2004-12 - Линкоры типа «Эспанья»

2004-01 Спецвыпуск - Большие охотники проекта 122а/122бис

Журнал "Морская коллекция" 2005 год

2005-02 - Миноносцы типа «Вольф»

2005-03 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Польши и стран Скандинавии (Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии)

2005-04 - Сторожевые корабли типа «Ураган»

2005-05 - Сторожевые корабли типа «Ураган» в бою 1941-1945

2005-06 - Крейсера типа «Линдер» и «Сидней»

2005-07 - Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

2005-08 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии, часть 1

2005-09 - Легкие крейсера «Тенрю», «Тацута», «Юбари»

2005-10 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии, часть 2

2005-11 - Канонерская лодка «Храбрый»

2005-12 - Испанские эсминцы типа «Окендо»

2005-01 Спецвыпуск - Линкоры типа «Саут Дакота»

Журнал "Морская коллекция" 2006 год

2006-02 - Тяжелые крейсера типа «Зара»

2006-03 - Винтовые клипера типа «Крейсер»

2006-04 - «Кубань» и другие (пассажирские лайнеры - будущие вспомогательные крейсера)

2006-05 - Большой противолодочный корабль «Николаев»

2006-06 - Бронепалубные крейсера типа «Рейна Рехенте»

2006-07 - Авианосцы типа «Forrestol»

2006-08 - Атомный авианосец «Enterprise»

Журнал "Морская коллекция" 2007 год

2007-02 - Корабли Фольклендской войны (Флоты Великобритании и Аргентины)

2007-03 - Броненосцы типа «Адмирал» (Новые защитники Империи)

2007-04 - Тяжёлый крейсер «Альжери»

2007-05 - Корабль комплексного снабжения «БЕРЕЗИНА»

2007-06 - Добровольный флот России

2007-07 - Подводные авианосцы японского флота (история, конструкция, авиационное вооружение)

2007-08 - Крейсер-вертолётоносец Jeanne d’Arc (история, конструкция, авиационное вооружение)

Журнал "Морская коллекция" 2008 год

Журнал "Морская коллекция" 2009 год

2009-02 - Эскадренный броненосец «Массена»

2009-03 - Лёгкий авианосец CV-7 WASP

2009-04 - «Камбала» и другие. Подводные лодки германской постройки в Российском флоте

2009-05 - Незнаменитые подлодки (малые ПЛ VI и VI-бис серий)

2009-06 - Субмарины типа Gato

2009-07 - Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот

2009-08 - От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта»

2009-10 - Универсальный проект. СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП и 61МЭ. Часть I.

2009-09 - Американские наследники «Третьего рейха». Первые ракетные субмарины в ВМС США

Журнал "Морская коллекция" 2010 год

2010-01 - Систершипы одной судьбы. Японские авианосцы Shokaku и Zuikaku. История, конструкция, боевая служба, авиационное вооружение

2010-02 - Броненосный крейсер «Эмперадор Карлос V»

2010-03 - Крейсер-стационер 1-го класса «Д'Антркасто»

2010-04 - Канонерская лодка «Гиляк»

2010-05 - «Битвы» Королевского флота (эсминцы типа «Бэттл»)

2010-06 - Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот. Вторая эскадра Тихого океана

С этого номера «Моделист-конструктор» вновь предлагает своим читателям очередной цикл статей «Морской коллекции». Его тема — авианосцы. Обращение к ней после рассказа о крейсерах, который закончился в № 5 за 1981 год, закономерно. Крейсера были первыми боевыми кораблями, на которых появились самолеты: в ту пору считалось, что гидроаэропланы резко увеличивают ценность крейсера как разведчика при эскадре. Но сражения первой мировой воины показали, что разведка далеко не исчерпывает возможностей применения морской авиации. Корабельные летчики с успехом атаковали бомбами и торпедами плавучие цели, бомбардировали береговые объекты, охотились за подводными лодками противника, прикрывали свои эскадры и коммуникации.

Тем не менее ценность морской авиации и авианесущих кораблей признавали далеко не все военные специалисты, и период после первой мировой войны насыщен борьбой мнений, спорами между приверженцами линейных кораблей и авианосцев. Эти споры суждено было разрешить сражениям второй мировой войны, и решение оказалось в пользу авианосцев. В то время как многим линкорам так и не довелось вступить в бой с себе подобными, авианосцы нередко вели сражения на дальностях, в десятки раз превышающих досягаемость артиллерии. И это побудило военных специалистов некоторых стран рассматривать авианосец как главную ударную силу флота.

Наряду с основным назначением у авианосцев в годы второй мировой войны было и немало иных обязанностей. Многочисленные эскортные авианосцы прикрывали с воздуха конвои и использовались для борьбы с подводными лодками. Корабельная авиация широко применялась для разведки и нанесения ударов с воздуха по береговым объектам, а также для прикрытия с воздуха десантных операций. И если появление ракетно-ядерного оружия потеснило морскую авиацию как главную ударную силу флота, ценность авианосцев и вертолетоносцев как противолодочных и противоминных кораблей с развитием военно-морской техники лишь возросла.

Тексты очередной, пятой серии «Морской коллекции» готовят инженеры Г. СМИРНОВ и В. СМИРНОВ, цветные вкладки исполняет художник М. ПЕТРОВСКИЙ, научный консультант капитан III ранга А. ГРИГОРЬЕВ.

Читайте также: