Морская коллекция моделиста конструктора

Обновлено: 24.04.2024

Под редакцией: заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флона СССР,
c 1979 г. заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР адмирала Н.Н. Амелько
и Героя Советского Союза вице-адмирала Г.И. Щедрина

Авторы серии: инженеры-кораблестроители Г. Смирнов, В. Смирнов
Научный консультант И.А. Иванов
Художники серии : В. Барышев, А. Константинов, М. Петров

1. Корабли сильные, увертливые и легкие, как птицы. ( Пароходофрегат "Богатырь" 1836 г.) [ 12, 1977, 25-26, вкл.4 ]
2. Накануне броненосной эры ( Винтовой фрегат "Александр Невский" 1861 г.) [ 1, 1978, 33-34, вкл.4 ]
3. Уроки "Алабамы" ( Крейсер "Генерал-Адмирал", 1873 г.) [ 2, 1978, 25-26, вкл.4 ]
4. Зигзаги кораблестроения,
или плоды "военно-морской бестолковщины" ( Броненосный фрегат "Минин", 1878 г.) [ 3, 1978, 33-34, вкл.4 ]
5. Русские были первые ( Броненосный крейсер "Владимир Мономах", 1882 г.) [ 4, 1978, 33-34, вкл.4 ]
6. Претендент на четвертое место ( Клипер "Джигит", 1876 г.) [ 5, 1978, 33-34, вкл.4 ]
7. Крейсера "Нового флота" Северо-Американских штатов ( Корвет "Витязь" 1884 г.) [ 6, 1978, 33-34, вкл.4 ]
8. "Эльзвикские" крейсера ( Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов", 1887 г.) [ 8, 1978, 33-34, вкл.4 ]
9. Сражения в Желтом море ( Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", 1885 г.) [ 9, 1978, 25-26, вкл.4 ]
10. Новые крейсеры и грядущие сражения ( Броненосный крейсер "Память Азова" , 1888 г.) [ 11, 1978, 33-34, вкл.4 ]
11. Роковые крейсера Британии ( Броненосный крейсер "Рюрик", 1892 г.) [ 12, 1978, 33-34, вкл.4 ]
12. "Срезанный цветок, обреченный на смерть. " ( Броненосный крейсер "Россия", 1896 г.) [ 1, 1979, 33-34, вкл.4 ]
13. Потомство "Дюпюи-де-Лома" ( Броненосец-крейсер "Пересвет" , 1898 г.) [ 2, 1979, 17-18, вкл.4 ]
14. Помни о судьбе "Мэна"! ( Броненосный крейсер "Баян", 1900 г.) [ 3, 1979, 31-32, вкл.4 ]
15. Броненосные крейсеры средиземноморья ( Крейсер II ранга "Алмаз", 1903 г.) [ 4, 1979, 25-26, вкл.4 ]
16. Дальневосточный финал ( Крейсер II ранга "Новик", 1900 г.) [ 5, 1979, 33-34, вкл.4 ]
17. Армада, упустившая время ( Бронепалубный крейсер I ранга "Диана", 1899 г.) [ 6, 1979, 25-26, вкл.4 ]
18. Соперники ожидаемые и неожиданные ( Крейсер I ранга "Аскольд", 1900 г.) [ 7, 1979, 25-26, вкл.4 ]
19. "Мы салютовали этим героям. " ( Крейсер I ранга "Варяг", 1899 г.) [ 9, 1979, 25-26, вкл.4 ]
20. Крейсеры революции ( Бронепалубный крейсер "Очаков", 1902 г.) [ 10, 1979, 17-19, вкл.4 ]
21. "Кошки" адмирала Фишера ( Линейный крейсер "Лайон", Англия 1910 г.) [ 11, 1979, 31-32, вкл.3 ]
22. "Эскадренный крейсер": борьба мнений ( Линейный крейсер "Мольтке", Германия 1910 г.) [ 12, 1979, 23-24, вкл.1 ]
23. Погибшие не в бою ( Линейный крейсер "Дерфлингер", 1913 г.) [ 1, 1980, 25-26, вкл.4 ]
24. Последние катастрофы линейных крейсеров ( Линейный крейсер "Рипалс", Англия 1916 г.) [ 2, 1980, 25-26, вкл.4 ]
25. Судьба немецких "городов" ( Легкий крейсер "Бреслау", 1912 г.) [ 3, 1980, 33-34, вкл.4 ]
26. "Города" английские против немецких ( Тяжелый крейсер "Хаукинс", 1920 г.) [ 5, 1980, 31-32, вкл.3 ]
27. Уроки последних сражений ( Броненосный крейсер "Рюрик II", 1906 г.) [ 6, 1980, 17-18, вкл.4 ]
28. Секретный приках адмирала Дарлана ( Легкий крейсер "Червона Украина", 1927 г.) [ 7, 1980, 25-26, вкл.4 ]
29. "Карманный" линкор ( Легкий крейсер "Манчестер", 1937 г.) [ 8, 1980, 25-26, вкл.4 ]
30. Бесславная десятка ( Тяжелый крейсер "Таллин", 1939 г.) [ 9, 1980, 33-34, вкл.4 ]
31. Сражение у мыса матапан ( Тяжелый крейсер "Больцано", Италия 1932 г.) [ 11, 1980, 25-26, вкл.4 ]
32. "Семнадцатого в семнадцать. Директор" ( Легкий крейсер "Красный Кавказ", 1932 г.) [ 12, 1980, 25-26, вкл.4 ]
33. Конец "непобедимой" эскадры ( Тяжелый крейсер "Миоко", 1927 г.) [ 1, 1981, 33-34, вкл.4 ]
34. В огне тихоокеанских сражений ( Легкий крейсер "Бруклин", США, 1936 г.) [ 3, 1981, 31-32, вкл.4 ]
35. В боях за родину ( Легкий крейсер "Максим Горький", 1937 г.) [ 4, 1981, 25-26, вкл.4 ]
36. Последние представители класса крейсеров ( Легкий крейсер "Свердлов", 1953 г.) [ 5, 1981, 25, 28, вкл.4 ]
Развитие класса крейсеров

Ранним утром немецкие торпедные катера смело вышли в атаку на главные силы эскадры — линейные корабли типа «Ройял Соверен». Но что это? Выпущенные торпеды… рвутся в нескольких метрах от бортов. Британские корабли со всех сторон обвешаны двумя слоями понтонов. Летят куски искореженных конструкций, однако неповрежденные «Ройял Соверен», «Рэмиллиес» и «Ривендж» продолжают свой путь через узкости датских проливов.

Вслед за «шнелльботами» в бой вступили асы люфтваффе. Десятки «Юнкерсов» и «Хейнкелей», невзирая на огонь шести сотен зениток, точно сбрасывают бомбы. На палубах британцев вспыхивают яркие разрывы. Но, к удивлению немецких летчиков, ни один из кораблей не теряет хода. Им, естественно, неизвестно, что специально для этой операции на броневые палубы старых линкоров были наложены дополнительные двухдюймовые плиты, надежно защищая машины и погреба от атаки с воздуха.

Конечно, осколками и близкими взрывами были совершенно изуродованы защитные понтоны, но, как ни странно, это оказалось только на руку англичанам. Линкоры освобождаются от искореженного металла и оседают в воду, приобретая нормальное углубление. Теперь их броневой пояс надежно защищает ватерлинию от снарядов любого корабля противника, включая самые мощные «Шарнхорст» или «Гнейзенау».

К вечеру проливы успешно пройдены, а утром британская эскадра бросила якорь у острова Борнхольм. Теперь ни один немецкий транспорт со шведской рудой уже не сможет пройти к своим берегам..Гитлеру придется туго — не из чего будет выплавлять сталь для танков, кораблей, пушек и снарядов.

А сделали все это старые, но могучие линейные корабли типа «R». Их успех обеспечили два секретных устройства: «галоши» — такое условное обозначение получили специальные понтоны, увеличившие общую ширину корпуса до 40 м, защищавшие от торпед и «поднявшие» линкоры из воды, чтобы они могли пройти мелкими проливами, и «зонтик» — так называли дополнительную палубную броню, предохранявшую жизненные части корабля от бомб…

Примерно так, по мнению неугомонного сэра Уинстона Черчилля, должна была выглядеть задуманная им операция по прорыву британского флота через датские проливы в Балтийское море в 1939 году. Но история по-своему распорядилась этим странным предприятием, успевшим получить название «Операция «Екатерина»» — ни много ни мало — в честь императрицы Екатерины Великой! Переоборудование линкоров и других кораблей требовало времени, а через полгода англичанам стало совсем не до экстравагантных проектов. Немецкие войска захватили Францию, Данию, Норвегию и стояли уже на самом пороге Британии. Линкорам типа «Ройял Соверен» не удалось выиграть войну по Черчиллю (или все же пасть под ударами бомб и торпед?). Но невозможно умалить роль старых линкоров в той реальной войне, которую вела Великобритания вместе с другими союзниками против флотов стран «оси».

После Вашингтонской конференции Адмиралтейство должно было примириться с мыслью, что о строительстве новых линкоров следует позабыть — и надолго. Так волей-неволей главной силой первого флота мира на два десятилетия стали 10 линейных кораблей двух типов: пять «Куин Элизабет» и пять «Ройял Соверен». Неудивительно, что желание сохранить свое первенство над американцами вызвало необходимость многочисленных, порой весьма существенных модернизаций.

215. Линейный корабль «КУИН ЭЛИЗАБЕТ», Англия, 1915/1942 г. Водоизмещение полное 32500 т. Длина максимальная 195 м, ширина 31,7 м, средняя осадка 9,7 м. Мощность четырехвальной турбинной установки 80000 л.с., скорость 24 уз. Броня: пояс и башни до 330 мм, главная палуба до 102 мм, рубка 76 мм. Броня казематов снята. Вооружение: восемь 381-мм и двадцать 114-мм орудий, тридцать два 40-мм и пятьдесят два 20-мм зенитных автомата. Внешний вид корабля показан по состоянию на 1942 г.

215. Линейный корабль «КУИН ЭЛИЗАБЕТ», Англия, 1915/1942 г. Водоизмещение полное 32500 т. Длина максимальная 195 м, ширина 31,7 м, средняя осадка 9,7 м. Мощность четырехвальной турбинной установки 80000 л.с., скорость 24 уз. Броня: пояс и башни до 330 мм, главная палуба до 102 мм, рубка 76 мм. Броня казематов снята. Вооружение: восемь 381-мм и двадцать 114-мм орудий, тридцать два 40-мм и пятьдесят два 20-мм зенитных автомата. Внешний вид корабля показан по состоянию на 1942 г.

В принципе англичане пошли вполне разумным путем. Они справедливо решили, что в перспективе главной угрозой их линкорам станет авиация. Для защиты от этого противника требовалось поставить мощную зенитную артиллерию и усилить броню палубы. Кроме того, предполагалось установить специальные противоторпедные наделки — були.

Начали с более быстроходной пятерки — дредноутов типа «Куин Элизабет». Первая модернизация включала установку упомянутых булей, а также новых систем управления огнем и замену 76-мм зенитной артиллерии на 102-миллиметровую. Вначале число зенитных орудий ограничивалось двумя, но при постановке в док добавлялась вторая пара. Половина совершенно ненужных торпедных аппаратов снималась (оставшиеся два были удалены при последующих модернизациях). Значительной перестройке подверглись многочисленные мостики и надстройки. Из-за того, что работы над всей серией затянулись почти на десяток лет, линкоры типа «Куин Элизабет» в 20—30-е годы внешне сильно отличались друг от друга.

Переоборудованным в последнюю очередь «Вэлиенту» и «Бархэму» повезло больше других. На первом в 1930—1933 годах установили катапульту с гидросамолетом. До этого попытки внедрить корабельную авиацию ограничивались уродливыми деревянными взлетными платформами, размещавшимися на возвышенных башнях и дулах их орудий. Подобные приспособления имели все новейшие линкоры сразу после 1-й мировой войны, но уже в конце 20-х годов выяснилась их непригодность для взлета потяжелевших самолетов, и деревянные помосты сняли. Дольше всех ждавший свою очередь на модернизацию «Бархэм» не только получил такую же катапульту, но, по сути дела, прошел совершенно другое переоборудование, ставшее образцом для остальных систершипов. На нем усилили бронирование палуб: 82-мм плиты настилали на средней палубе над погребами поверх имевшейся 25-мм палубы, при этом дополнительная броня, установленная после Ютланда, снималась. Аналогичным образом добавлялась 64-мм броня над машинным отделением.

216. Линейный корабль «Малайя», Англия, 1916/1943 г. Водоизмещение полное 32100 т. Размерения - как у «Куин Элизабет». Мощность четырехвальной турбинной установки 75 000 л.с., скорость 23,5 уз. Броня: добавлена 82-мм палубная броня над погребами и 64-мм — над машинами, в остальном без изменений. Вооружение: восемь 381-мм и двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 102-мм зенитных пушек, шестнадцать 40-мм и семнадцать 20-мм автоматов. Внешний вид корабля показан по состоянию на 1943 г.

216. Линейный корабль «Малайя», Англия, 1916/1943 г. Водоизмещение полное 32100 т. Размерения — как у «Куин Элизабет». Мощность четырехвальной турбинной установки 75 000 л.с., скорость 23,5 уз. Броня: добавлена 82-мм палубная броня над погребами и 64-мм — над машинами, в остальном без изменений. Вооружение: восемь 381-мм и двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 102-мм зенитных пушек, шестнадцать 40-мм и семнадцать 20-мм автоматов. Внешний вид корабля показан по состоянию на 1943 г.

Существенно улучшалось и зенитное вооружение. Четыре одиночные 102-мм установки заменялись на спаренные. Но наиболее интересным новшеством стал многоствольный 40-мм автомат, названный «двухфунтовый пом-пом». Его снаряд весил 2 английских фунта, а звуки непрерывной череды выстрелов из 8 стволов, выпускавших за минуту почти 1000 снарядов, английское ухо воспринимало именно как «пом-пом».

Вполне разумное по своей идее оружие тем не менее не стало смертельным для самолетов врага. Подвела англичан страсть к экономии, переходящая в скупость. Дело в том, что для современной зенитки использовались готовые стволы и боезапас, произведенные в больших количествах в годы 1-й мировой войны. Недостаточная начальная скорость приводила к невозможности точно нацелить автомат на быстролетящий самолет, а подача снарядов с помощью матерчатых патронных лент приводила к многочисленным задержкам в стрельбе.

Но даже в таком виде «пом-пом» являлся существенным улучшением защиты от атаки с воздуха. Хотя все тот же недостаток средств не позволил произвести довольно дорогие установки в нужном количестве. Поэтому и на линкоры они попадали постепенно. Первым получил восьмистволку на вооружение «Вэлиент» в 1930 году, да и к тому же только с одного борта! Вторую ему пришлось ждать несколько лет.

Желание сделать со своими линкорами что-нибудь еще стало у англичан поистине неукротимым. Некоторые задумки просто поражают: так, в 1933— 1934 годах «умные головы» предложили перевести котлы всех «Куин Элизабет» и «Ройял Соверен» с нефти на уголь! Предлогом являлась боязнь возможного дефицита нефти в будущей войне. К счастью англичан, стоимость подобной затеи оказалась слишком большой и от нее отказались.

Но идея модернизации механической установки не угасла, хотя и приняла гораздо более осмысленные формы. На «Бархэме», проходившем «первую серию» перестроек, только закончились работы, как «Уорспайт» стал объектом второй, самой существенной модернизации, полностью изменившей и внешний вид, и «начинку» линкора. Затраты на переоборудование — почти два с половиной миллиона фунтов стерлингов — превышали исходную стоимость корабля! (Правда, без учета инфляции, заметно «облегчившей» за 20 лет английский фунт.)

Работы заняли около четырех лет. Основой модернизации стала замена машин и котлов на новые, более легкие и эффективные. Вместо 24 большетрубных котлов Ярроу появились 6 адмиралтейских котлов с трубками малого диаметра. Каждый котел устанавливался в индивидуальном отсеке. Турбины, непосредственно вращавшие винты, были заменены на турбозубчатый агрегат Парсонса с редуктором. Новая энергетическая установка обеспечивала мощность 85 000 л.с. вместо исходных 75 000 л.с., хотя ее вес уменьшился на 40% — настолько продвинулся технический прогресс за два десятка лет! Сэкономленный вес использовали прежде всего на усиление палубной брони над погребами и котлами. Она настилалась поверх прежней средней палубы, как на «Бархэме», но ее толщина достигала уже 102 мм.

Модернизации подвергся и главный калибр. Для увеличения угла возвышения 15-дюймовые башни снимались с корабля и доставлялись на завод фирмы «Виккерс-Армстронг» в Эльсвике. Одновременно на вооружение приняли новый, более заостренный снаряд. В результате всех мер дальность стрельбы возросла со 115 до 160 кабельтовых.

Сильно изменился и внешний вид. Всю переднюю надстройку выше полубака полностью заняла новая башнеподобная газонепроницаемая конструкция по типу линкора «Нельсон». Она стала устойчивым основанием для систем управления огнем. Жертвой подобной перестройки оказалась старая массивная, тяжело бронированная боевая рубка. Англичане посчитали, что для прикрытия командного состава от осколков вполне достаточно двухтрехдюймовой брони, а от прямого попадания крупнокалиберного снаряда никакая защита не спасет.

Полная реконструкция требовала значительных затрат, поэтому до 1936 года был перестроен только «Уорспайт», а модернизацию следующих — «Куин Элизабет» и «Вэлиент» — отложили на три года (переоборудовать остальные помешала война). За это время в работы внесли некоторые коррективы. Вместо 6 котлов теперь устанавливалось 8, что обеспечивало некоторый запас для форсировки, столь теперь необходимой, поскольку «Уорспайт» на испытаниях своих новых машин едва развил 23 узла. Более существенным отличием стала новая зенитная артиллерия, представленная десятью спаренными установками 114-мм калибра. Специально разработанное орудие стреляло снарядом в полтора раза более тяжелым, чем 102-миллиметровка. Интерес представляла и сама установка: большая ее часть находилась под палубой. Ненужные теперь 152-мм орудия окончательно исчезли из своих казематов, а орудийные порты в бортах тщательно заделали. Дальнобойные зенитки дополнялись все теми же восьмиствольными «пом-помами», количество которых достигло четырех.

Окончание работ на этой паре линкоров происходило уже после начала мировой войны, в которой модернизированные корабли приняли самое активное участие. Они составили ядро Средиземноморского флота, несколько раз вступали в перестрелку с итальянскими линейными кораблями — и небезуспешно. Наибольшая удача выпала на долю «Уорспайта», «Вэлиента» и «Бархэма», расстрелявших с короткой дистанции 3 итальянских тяжелых крейсера в ночном бою у мыса Матапан. Подверглась проверке и их обновленная защита. Особенно «преуспел» в столь своеобразных испытаниях «Уорспайт», поврежденный обычными бомбами у острова Крит и сверхтяжелыми планирующими — при высадке союзников в Салерно. Последний случай едва не стал для линкора смертельным: бомба весом более чем в тонну пробила насквозь всю броню и взорвалась под днищем корабля, который с трудом, при помощи буксиров, отволокли на Мальту. «Малайя» относительно легко перенесла торпедное попадание с немецкой подводной лодки, а вот «Бархэм» погиб при аналогичной атаке почти мгновенно, поскольку одна из попавших в него торпед вызвала взрыв погребов. Только малая глубина гавани Александрии спасла от гибели самые модернизированные «Куин Элизабет» и «Вэлиент» после того, как итальянские морские диверсанты прикрепили к их днищам специальные заряды. Это означает, что даже после всех усовершенствований британские линкоры не могли выдержать взрыва одной торпеды, правда, в самом уязвимом месте — под днищем, не защищенным булями. Англичанам не оставалось ничего другого, как использовать два самых мощных из числа своих старых линейных кораблей для типичной «показухи». Чтобы скрыть от противника повреждения, на севших на грунт «Куин Элизабет» и «Вэлиенте» продолжалась прежняя служба, и только очень опытный взгляд настоящего моряка мог бы заметить, что их осадка явно слишком велика. Впоследствии оба линкора отправились на окончательный ремонт в США и продолжили войну в составе Дальневосточного флота уже против Японии. В общем, деятельность активно прослуживших более 30 лет и участвовавших в обеих войнах некогда «быстроходных линкоров» можно посчитать весьма удачной.

Кораблям типа «Ройял Соверен» с модернизациями повезло меньше, хотя в самом начале карьеры этим более защищенным кораблям уделялось немало внимания. Достаточно заметить, что они первыми получили були, причем работы на «Рэмиллиесе» проводились еще до официального вступления корабля в строй. Первоначальная конструкция новой защиты от подводных взрывов оказалась не слишком удачной, и тот же «Рэмиллиес» и «Ройял Оук» вновь оказались в доке в самом конце 20-х годов, когда их були значительно расширили и удлинили. Скорость в результате упала на треть узла, но столь небольшая цена казалась вполне приемлемой за возможность остаться на плаву после нескольких торпедных попаданий.

Остальные усовершенствования свелись преимущественно к усилению зенитного вооружения. В 1924—1925 годах 76-мм орудия уступили место 102-мм одиночным зениткам (сначала двум, а затем и четырем), которые, в свою очередь, заменили на спаренные в конце 30-х. Тогда же, с 1936 года, началась установка восьмиствольных «пом-помов», затянувшаяся на некоторых кораблях серии до начала второй мировой войны. Уже в ходе боевых действий появились многочисленные 40-мм и 20-мм автоматы, а также радары. Но масштабная перестройка по типу «Куин Элизабет» даже не рассматривалась. Более того, на «Ройял Соверенах» даже не изменили угол возвышения орудий главного калибра, и они уступали по дальности стрельбы практически всем линкорам второй мировой войны.

На счастье, испытать возможные неприятности в морских боях «старым бойцам» не пришлось, хотя тяжелая служба их не миновала, так же как потери. «Ройял Оук» стал одним из первых крупных кораблей, пошедших ко дну во второй мировой войне: торпеды немецкой подводной лодки U-47, пробравшейся в базу в Скапа-Флоу, вызвали взрыв погребов боезапаса. Були здесь ничем помочь не могли, и линкор быстро скрылся в октябрьской ледяной воде, унося с собой большую часть экипажа. «Резолюшн» также подвергся удачной торпедной атаке подводной лодки, на сей раз со стороны бывших союзников — французов — при попытке помочь силам сражающейся Франции захватить контроль над Дакаром. Здесь подводная защита сыграла свою роль, и линкор благополучно прошел пол-океана и стал в док для ремонта.

В начале войны с Японией 4 уцелевших дредноута типа «R» составили ядро Восточного флота — конечно же, не потому, что те могли хоть как-то противостоять 410- и 460-мм пушкам японских линкоров, а просто поскольку Англия не могла в тот момент выставить никакие другие силы. Впрочем, счастье было на стороне британских моряков. Командовавший флотом адмирал Соммервилл успешно спрятал «Ройял Соверены» от атак японского авианосного соединения, легко уничтожившего у берегов Цейлона все британские корабли, которые были там обнаружены. Впоследствии он вообще увел своих «стариков» от греха подальше — аж на восточное побережье Африки!

Благодаря этому счастливому спасению головной линкор типа «Ройял Соверен» побывал и в советском флоте. Отданный «взаймы» по ленд-лизу, он 29 августа 1944 года прибыл в Мурманск, где на нем подняли военно-морской флаг СССР. Линкор получил название «Архангельск», под которым и проплавал три с половиной года. В феврале 1948 года он возвратился в Британию, где его вскоре отправили на металлолом.

Журнал Морская коллекция

Журнал "Морская коллекция" 1995 год

1995-02 - Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

1995-03 - Броненосные крейсера типа «Гарибальди»

1995-04 - ВМС Великобритании 1914-1917

1995-05 - Авианосцы типа «Лексингтон»

Журнал "Морская коллекция" 1996 год

1996-02 - «Гремящий» и другие: эскадренные миноносцы проекта 7

1996-03 - ВМС Германии 1914-1917. Справочник по корабельному составу

1996-04 - Линкор «Джулио Чезаре» («Новороссийск»)

1996-05 - ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1917

Журнал "Морская коллекция" 1997 год

1997-02 - Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922

1997-03 - Броненосные крейсера типа «Баян»

1997-04 - ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914-1918. Справочник по корабельному составу

1997-05 - Карманный линкор «Адмирал граф Шпее»

Журнал "Морская коллекция" 1998 год

Журнал "Морская коллекция" 1999 год

1999-02 - «Шнелльботы»: германские торпедные катера Второй мировой войны

1999-03 - ВМС малых стран Европы 1914-1917

1999-04 - Броненосец «Ретвизан»

1999-05 - ВМС Японии, Турции и других стран Азии 1914-1917

Журнал "Морская коллекция" 2000 год

2000-02 - Подводные лодки типа «С»

2000-03 - ВМС Франции 1914-1918

2000-04 - Линейный корабль «Вэнгард»

2000-05 - «Внимательный» и другие: порт-артурские миноносцы зарубежной постройки

Журнал "Морская коллекция" 2001 год

2001-02 - Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России

2001-03 - Линейные корабли типа «Вирибус Унитис»

2001-04 - Авианосец «Арк Ройял»

2001-05 - Эсминцы типа «Акицуки»

Журнал "Морская коллекция" 2002 год

2002-01 - Эсминцы типа «Трайбл»

2002-01 - Спецвыпуск - Линкоры типа «Шарнхорст»

2002-02 - Подводные лодки типа «Щ»: III, V, V-бис и V-бис-2 серии

2002-03 - Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII»

2002-04 - Подводные лодки типа «Щ»: Х и Х-бис серии

2002-05 - Противолодочный крейсер «Москва»

Журнал "Морская коллекция" 2003 год

2003-02 - Крейсера типа «Максим Горький»

2003-03 - Крейсер «Варяг»

2003-04 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании, часть 1

2003-05 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании, часть 2

2003-06 - Миноносцы Кригсмарине типа 1935/37/39

2003-07 - Тяжелый авианесущийкрейсер «Киев»

2003-08 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Италии

2003-09 - «Мендес Нуньес» и другие. Крейсера-скауты испанского флота

2003-01 Спецвыпуск - Линкоры типа «Айова»

Журнал "Морская коллекция" 2004 год

2004-02 - Миноносцы типа «Сокол»

2004-03 - Корабли Второй мировой войны. ВМС США, часть 2

2004-04 - Тяжелые авианесущие крейсера «Минск», «Новороссийск», «Баку»

2004-05 - Эсминцы типа «Леберехт Маасс» (миноносцы серий 34, 34А, 36)

2004-06 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии, часть 1

2004-07 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии, часть 2

2004-08 - «Микаса» и другие: японские броненосцы 1897-1905

2004-09 - Линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалс»

2004-10 - Эсминцы типа «Нарвик» (эскадренные миноносцы серий 36А и 36В)

2004-11 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции

2004-12 - Линкоры типа «Эспанья»

2004-01 Спецвыпуск - Большие охотники проекта 122а/122бис

Журнал "Морская коллекция" 2005 год

2005-02 - Миноносцы типа «Вольф»

2005-03 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Польши и стран Скандинавии (Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии)

2005-04 - Сторожевые корабли типа «Ураган»

2005-05 - Сторожевые корабли типа «Ураган» в бою 1941-1945

2005-06 - Крейсера типа «Линдер» и «Сидней»

2005-07 - Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

2005-08 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии, часть 1

2005-09 - Легкие крейсера «Тенрю», «Тацута», «Юбари»

2005-10 - Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии, часть 2

2005-11 - Канонерская лодка «Храбрый»

2005-12 - Испанские эсминцы типа «Окендо»

2005-01 Спецвыпуск - Линкоры типа «Саут Дакота»

Журнал "Морская коллекция" 2006 год

2006-02 - Тяжелые крейсера типа «Зара»

2006-03 - Винтовые клипера типа «Крейсер»

2006-04 - «Кубань» и другие (пассажирские лайнеры - будущие вспомогательные крейсера)

2006-05 - Большой противолодочный корабль «Николаев»

2006-06 - Бронепалубные крейсера типа «Рейна Рехенте»

2006-07 - Авианосцы типа «Forrestol»

2006-08 - Атомный авианосец «Enterprise»

Журнал "Морская коллекция" 2007 год

2007-02 - Корабли Фольклендской войны (Флоты Великобритании и Аргентины)

2007-03 - Броненосцы типа «Адмирал» (Новые защитники Империи)

2007-04 - Тяжёлый крейсер «Альжери»

2007-05 - Корабль комплексного снабжения «БЕРЕЗИНА»

2007-06 - Добровольный флот России

2007-07 - Подводные авианосцы японского флота (история, конструкция, авиационное вооружение)

2007-08 - Крейсер-вертолётоносец Jeanne d’Arc (история, конструкция, авиационное вооружение)

Журнал "Морская коллекция" 2008 год

Журнал "Морская коллекция" 2009 год

2009-02 - Эскадренный броненосец «Массена»

2009-03 - Лёгкий авианосец CV-7 WASP

2009-04 - «Камбала» и другие. Подводные лодки германской постройки в Российском флоте

2009-05 - Незнаменитые подлодки (малые ПЛ VI и VI-бис серий)

2009-06 - Субмарины типа Gato

2009-07 - Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот

2009-08 - От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта»

2009-10 - Универсальный проект. СКР, БПК, БРК, ЭМ и фрегаты проектов 61, 61М, 61МП и 61МЭ. Часть I.

2009-09 - Американские наследники «Третьего рейха». Первые ракетные субмарины в ВМС США

Журнал "Морская коллекция" 2010 год

2010-01 - Систершипы одной судьбы. Японские авианосцы Shokaku и Zuikaku. История, конструкция, боевая служба, авиационное вооружение

2010-02 - Броненосный крейсер «Эмперадор Карлос V»

2010-03 - Крейсер-стационер 1-го класса «Д'Антркасто»

2010-04 - Канонерская лодка «Гиляк»

2010-05 - «Битвы» Королевского флота (эсминцы типа «Бэттл»)

2010-06 - Корабли Русско-японской войны. Российский императорский флот. Вторая эскадра Тихого океана

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» — один из интереснейших кораблей своего времени. При сравнении его с представителями такого же класса в русском и иностранных флотах бросалось в глаза его.

Броненосные крейсера типа «Гарибальди»

Кофман Владимир Леонидович

Броненосные крейсера типа «Гарибальди» несомненно являются одними из самых интересных кораблей итальянского флота, вообще отнюдь не бедного оригинальными проектами. Своим появлением на свет эти.

Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России

Бережной Сергей Сергеевич

Малые противолодочные и малые ракетные корабли (по IVIзападной классификации – корветы) – важная составная часть отечественного флота. Их основное предназначение – противолодочная оборона и.

Подводные авианосцы японского флота

Околелов Н. Н., Чечин А. А., Шумилин С. Э.

…созданием подводных авианосцев занимались флоты многих стран мира, однако наибольших успехов добились корабелы Америки, Великобритании, Франции и Японии. Но если американцы, французы и англичане.

Авианосец AKAGI: от Пёрл-Харбора до Мидуэя

Околелов Н. Н., Чечин А. А.

Журнал «Морская коллекция» впервые знакомит вас с японским авианосцем — первым тяжелым авианосцем Императорского флота Японии Akagi, спущенным на воду 22 апреля 1925 года и вошедшим в строй в августе.

От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта» Ледоколы проекта 97 и их модификации

Кузнецов Никита Анатольевич

Предлагаемая вашему вниманию монография посвящена ледоколам проекта 97 и модификациям, разработанным на его основе. Эти корабли и суда оказались самой крупной серией в своём классе, построенной за.

Взрыв корабля

Черкашин Николай Андреевич

В остросюжетной повести «Взрыв корабля» автор расследует причины таинственной гибели броненосного крейсера «Пересвет» в 1917 году, рассказывает о судьбах русских и советских моряков, воскрешая.

В настоящей работе сохранена основная часть технических обозначений и сокращений описываемой эпохи. Нагрузка приводится в метрических тоннах (1 т = 1000 кг), так как.

Сторожевые корабли типа

Предлагаем вашему вниманию вторую часть монографии о первенцах советского военного кораблестроения — сторожевых кораблях типа «[url00-01014401]Ураган», известных как.

Миноносцы типа

Этот номер «Морской коллекции» посвящен [url00-01009495]миноносцам типа «Сокол»[/url00-01009495] - одним из самых активных участников сражений с японским флотом под.

Броненосные крейсера типа

Броненосные крейсера типа «[url803484]Гарибальди[/url803484]» несомненно являются одними из самых интересных кораблей итальянского флота, вообще отнюдь не бедного.


Монография рассказывает об истории создания, конструкции и боевом пути советских эсминцев типа «Сторожевой» (проект 7У, 1940 г.) - одних из самых массовых кораблей.

Крейсер

[url807175]"Олег"[/url807175]- русский бронепалубный крейсер, последний из крейсеров [url804095]типа «Богатырь»[/url804095]. Строитель - старший судостроитель А.И. Мустафин. Еще.

Подводные лодки типа

Монография рассказывает об истории создания, конструкции и боевом пути советских подводных лодок [url00-01013732]типа "Щ" (щука)[/url00-01013732] ранних серий (iii, v, v-бис и.

Броненосец «Ретвизан»

Необычное на слух имя «[url204626]Ретвизан»[/url204626] пришло в Российский флот более двух веков назад, во время [url00-00007867]русско-шведской войны 1788 — 1790 годов[/url00-00007867]. Своим.

Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2). Морская коллекция №7 (2004)

Предлагаем вашему вниманию вторую часть [url00-01014255]справочника по корабельному составу ВМС Японии 1939 — 1945 гг.[/url00-01014255] Схемы выполнены в масштабе 1:1000 (часть схем.

Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции. Морская коллекция №11 (2004)

Уроки Первой мировой, к которой Франция подошла с несбалансированным и устаревшим флотом, в целом, пошли впрок. Несмотря на межвоенные экономические потрясения и.

Последние

Советские военно-морские специалисты в 1920 - 1930-е гг. считали, что природно-географические особенности морских театров СССР (небольшие закрытые и разобщённые между.

Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1). Морская коллекция №6 (2004)

Предлагаем вашему вниманию первую часть[url00-01014260] справочника по корабельному составу ВМС Японии 1939 — 1945 гг[/url00-01014260]. Схемы выполнены в масштабе 1:1300 (часть схем.

Таинственные корабли адмирала Горшкова. Эскадренные миноносцы проекта 31

Перед вами - журнал «Морская коллекция» (дополнительный выпуск № 1 за 2010 год) с монографией В.П.Заблоцкого, в которой повествуется, пожалуй, о самых секретных.

Эсминцы типа

Предлагаем вашему вниманию заключительную часть повествования о германских эскадренных миноносцах периода Второй мировой войны. Монография рассказывает об.

Корабли Фолклендской войны. Флоты Великобритании и Аргентины. Морская коллекция №2 (2007)

В 2007 году исполнилось 25 лет [url801653]военному конфликту в Южной Атлантике[/url801653] – в исторической литературе его называют [url200973]Фольклендской войной[/url200973]. Завязка.

Камуфляжная окраска кораблей и судов. Морская коллекция №12 (2014)

Выпуск знакомит нас с историей камуфляжа кораблей и судов. Ослепляющий камуфляж (англ. dazzle camouflage, а также razzle dazzle или dazzle painting) — специальная маскировочная окраска.

Амурские канонерки. Речные канонерские лодки типов

Амурские канонерки. Речные канонерские лодки типов "Бурят" и "Вогул". Часть 1. Морская коллекция №12 (2016)

В этом номере "Морской коллекции" мы расскажем о речных канонерских лодках типов "Бурят" и "Вогул". Они построены в Нижнем Новгороде на сормовском заводе для защиты.

Атомный авианосец

Атомный авианосец "Enterprise" история, конструкция, авиационное вооружение. Морская коллекция №8 (2006)

Сегодня, когда угроза глобального ядерного конфликта стала гораздо менее реальной, чем в эпоху холодной войны, авианосные соединения являются главной ударной.

Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии (Часть 2). Морская коллекция №10 (2005)

Часть 1 см . [url00-01014406]здесь[/url00-01014406]. Предлагаем вашему вниманию вторую часть справочника по корабельному составу ВМС Германии 1939 — 1945 гг.

Битва при Ко Чанге. Французские авизо в годы Второй Мировой войны. Морская коллекция №8 (2015)

Бой у Ко-Чанга — морское сражение между отрядами французского и таиландского флотов, происшедшее 17 января 1941 года в ходе франко-тайской войны 1940—1941 годов.

Читайте также: