Мягкий конструктор г в урадовских

Обновлено: 27.04.2024

Форма организации: совместно – последовательная для коллективного конструирования художественной композиции.

Цель: продолжать развивать художественное конструирование детей с помощью мягкого конструктора Г. В. Урадовских.

  1. Учить создавать сюжет знакомой сказки, используя авторский конструктор;
  2. Учить подбирать заместители и с их помощью создавать новые образы;
  3. Закрепить умение различать цвета, геометрические формы и фигуры;
  4. Закрепить умение выделять в объектах форму и параметры величины, умение сравнивать предметы по параметрам величины, умение производить анализ объектов и экспериментировать с формой и величиной конструкций;
  5. Развивать овладение действиями построения сюжетной композиции по схематическому изображению одного эпизода знакомой сказки;
  6. Развивать творческое воображение, мышление, память, речь детей;
  7. Продолжать развивать речь детей. Обогащая её новыми словами и выражениями: резвятся, соломенный, кирпичный, хвойные, лиственные, трудолюбивый, бездельник; оскалил;
  8. Совершенствовать технические умения и навыки работы с авторским конструктором;
  9. Воспитывать умение работать сообща при создании совместной композиции.

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросёнка» С. Михалкова; беседа по сказке; пересказ; рассматривание иллюстраций; драматизация сказки детьми; рисование по сказке; занятия с авторским конструктором.

Материал: схема эпизода сказки «Три поросёнка», авторский конструктор, иллюстрации из знакомых сказок.

Сценарий образовательной деятельности:

Перед детьми выставка иллюстраций из знакомых сказок, среди них схема эпизода из сказки «Три поросёнка». Воспитатель предлагает детям попутешествовать по выставке:

- Ребята мы с вами знаем уже много разных сказок. Давайте отгадаем, какие сказки представлены на нашей выставке.

( дети называют, если затрудняются назвать сказку по схеме, педагог задаёт вопрос)

- Как вы думаете, а это какая сказка? Да, это эпизод из сказки «Три поросёнка».

- Кто главные герои этой сказки? Какие они? О чём эта сказка? Как поросята позаботились о своей безопасности? От кого они должны были себя обезопасить?

(Ниф – Ниф построил соломенный дом, Нуф – Нуф – дом из веток, Наф – Наф - кирпичный)

Воспитатель предлагает рассказать этот эпизод.

- Поросята идут по лесу от своего брата Наф – Нафа, резвятся, громко поют песню, и не заметили, как от шума проснулся волк, который спал под яблоней.

- Что делал Наф – Наф, когда братья ушли от него? Да, он продолжал достраивать свой дом.

- Какой был разбуженный волк, что он хотел сделать?

- Что произошло дальше? Всем ли поросятам помогли домики спастись?

- Давайте сконструируем этот эпизод из мягкого конструктора.

Воспитатель помогает ребятам распределиться на группы:

- Как вы думаете, что сложнее всего будет конструировать? Кто будет конструировать животных?

- Сначала мы построим домики поросят. Из каких деталей, какого цвета? Что общего у всех домиков?

( стена, крыша, окно, дверь)

Первая группа детей конструируют домики.

- Теперь нужно будет передать обстановку. Где происходит действие? В лесу есть разные деревья. Какие? Хвойные и лиственные. Как вы думаете, в какое время года происходит действие сказки? Приближается осень, значит, листья на деревьях могут быть какими? На деревьях есть плоды, у яблони какие?

Вторая группа детей конструирует лес, яблоню.

- Теперь нужно сконструировать животных. Постарайтесь передать их характеры и настроение: Наф – Наф – трудолюбивый, ему некогда отвлекаться на пустяки, он строит надёжный дом; Ниф – Ниф и Нуф – Нуф – бездельники; волк – очень злой.

Третья группа конструирует животных.

- Посмотрите, мы сконструировали эпизод из сказки, но он получился неполным, чего – то не хватает. Давайте дополним.

- Поросята веселились и бездельничали, а значит, какая могла быть погода?

- Действие сказки происходит в конце лета, поэтому ещё много травы в лесу и на полянке. Можно ещё добавить деревьев.

- Чем можно дополнить наш эпизод?

( солнце, облака, трава, кочки )

Четвёртая группа детей (самые слабые или неуверенные) дополняют эпизод деталями.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось, и сравним со схемой. Наша сказка ожила. Все ребята постарались. Сложнее было тем, кто конструировал животных. Посмотрите, какой получился злой волк, он даже оскалил пасть и видны зубы. Наф – Наф стоит боком, поэтому видна только одна передняя и задняя нога. А Ниф – Нифу и Нуф – Нуфу так весело, что они ничего не замечают, сразу можно понять, что они бездельники.

- Постарались и те ребята, кто конструировал домики поросят. Соломенный дом и дом из веток вот – вот сломаются, сразу видно, какие они ненадежные. А кирпичный дом большой, с печкой.

- А какой у нас получился красивый лес, видно, что природа готовится к новому времени года – осени. Да и погода, какая замечательная! Молодцы ребята, вам понравилось конструировать свою сказку?

Я познакомилась с новым для меня видом конструирования в 2015 году, когда проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» по образовательной программе Г. В. Урадовских «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника». В то время, набирая запрос на компьютере, можно было найти минимум информации по данному вопросу, но с каждым годом количество информации растет, все больше воспитателей и не только воспитателей, используют этот замечательный конструктор в своей работе. В чем же причина такого интереса?

Этот конструктор отвечает всем требованиям, которые предъявляются к конструкторскому материалу для дошкольников, обеспечивает интеграцию конструктивной и изобразительной деятельности детей и позволяет развивать у них художественное творчество внутри конструктивной деятельности.

«Ночной город»

Использование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельности

Данный конструктор легко сделать самостоятельно, он состоит из «рабочих полей» (стационарных стендов) и плоских геометрических фигур разной формы, величины и цвета, которые я сделала из цветных универсальных салфеток. Все детали конструктора систематизированы по цвету, внутри цвета - по формам и величине. Изображения создаются путём простого наложения деталей конструктора на фоновую основу.


Этот достаточно простой способ соединения деталей между собой и с фоновой поверхностью дает возможность быстро собирать и разбирать конструкцию, исправлять неудачное решение и опробовать другие его варианты. При этом работа доставляет приятные тактильные ощущения.

Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. И даже малыши могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций.

«Откуда к нам хлеб пришел»


Наличие нескольких стендов позволяет конструировать, во-первых, сразу всем детям подгруппы и, во-вторых, конструировать, например, диафильм (развитие события с использованием пространственно-временной модели).

Подобное конструирование - это синтетическая деятельность, которая охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребёнка.

Применение данного конструктора возможно в различных видах детской деятельности.

Демонстрация наших работ.

Конструирование :

«Прогулка в зимний лес»


«Дома на нашей улице»




«Подводный мир»


Часть интегрированного занятия:

«Перелетные птицы»



«Золотой ключик»



Самостоятельная деятельность детей после проведенных бесед.

«Зима в городе»


«Встреча в космосе»


Ж. Пиаже считал: «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Можно смело утверждать, что мягкий конструктор Г. В. Урадовских представляет собой «потенциальное поле успешности» для каждого ребенка.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Использование магнитного конструктора «Полидрон» в конструктивно-модельной деятельности детей Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологии

Использование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности»

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

Наши поделки из мягкого конструктора Bunchems (банчемс)

Наши поделки из мягкого конструктора Bunchems (банчемс) Вот и встретили Новый 2017 год. Подарены и получены подарки… В этом году Дед Мороз подарил внучке конструктор банчемс (Bunchems Mega Pack.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые.

Поэтому развитие творческих способностей является необходимым этапом в формировании личности ребёнка.

Главным принципом развития творческих способностей является овладение разными видами деятельности (рисование, конструирование и т. д.). чтобы научить детей точно, полно и разделённо воспринимать действительность, необходимо расширять и углублять знания и умения полученные детьми в предшествующем периоде жизни. Полноценное усвоение знаний и навыков направленно на сенсорное воспитание. Развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Таким образом на основе изученной проблеме детей была поставлена следующая цель проекта: создать мягкий конструктор Г. В. Урадовских для составления фоновых композиций.

Задачи проекта:

1) пробуждать интерес к предполагаемой деятельности;

2) приобщать детей к процессу развития творческих способностей;

3) формировать различные представления и привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты.

Проект предполагает разработку дидактического материала для составления на фланелеграфе фоновых композиций детьми из мягких, плоских геометрических фигур разной формы, величины и цвета, которые сделаны из цветных универсальных салфеток (которые можно приобрести в любом хозяйственном отделе).

Проблема развития творческих способностей в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Творчество определяется как деятельность по изменению преобразованию окружающего мира, созданию чего-то нового, ранее не существовавшего.

Одно из условий развития творческих способностей является предметно-развивающая среда. И чем больше проявляется творческий подход педагога в организации предметно-развивающей среды, тем более охотно происходит восприятие детей для реализации различных видов деятельности, в котором будет прослеживаться дальнейшее развитие творческого потенциала.

Следовательно, дидактический материал должен быть ориентирован на развитие творческих способностей. В процессе игровой деятельности формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребёнку реализовать любой замысел. Знания и умения детей должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщёнными, т. е. применимыми в разных условиях.

Цель игры: выявить умение самостоятельно выполнять будущую фоновую композицию.

Задачи: формировать способность составляться фоновые композиции;

развивать творческие способности, воображение; в продуктивной и конструктивной деятельности способствовать появлению элементов сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Проект «Мягкий конструктор Г. В. Урадовских»





Предполагаемые результаты

Дети: закрепить сенсорные эталоны, развить творческие способности.

Воспитатель: пополнение развивающей среды – готовая игра (мягкий конструктор, который состоит из плоских геометрических фигур разной по форме, величине и цвету, фланелеграф, схемы).

Родители: памятка для родителей «Доступная и безопасная игра для детей», советы родителям «Как изготовить игру в домашних условиях»

Шанина Ирина Викторовна
Мягкий конструктор Г. В. Урадовских для составления фоновых композиций.

В этом году я прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова по образовательной программе Г. В. Урадовских "Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника", на котором познакомилась с её авторским конструктором, который в последствии изготовила сама и использую в работе с детьми как в НОД, так и в их самостоятельной деятельности.

Мягкий конструктор Г. В. Урадовских для составления фоновых композиций.




Конструктор состоит из фланелеграфа и плоских геометрических фигур разной формы, величины и цвета, которые я сделала из цветных универсальных салфеток, которые можно купить в любом хозяйственном отделе. Все детали конструктора систематизированы по цвету, внутри цвета по формам и величине. Конструирование изображения создаётся путём простого наложения деталей конструктора на фоновую основу.



Данный конструктор позволяет конструировать конструировать разные по содержанию предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные композиции.




Детям очень нравится создавать композиции таким необычным способом. Всем рекомендую создать такой конструктор!

На современном этапе развития нашего общества, к сожалению, наметилась тенденция в сторону увеличения числа детей с проблемами речи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1]. Исходя из этого и должен строиться процесс обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, ведь речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом.

В детском саду, дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.

Устная речь - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма [2].

Развитие устной речи осуществляется во всех видах деятельности. Продуктивная деятельность не является исключением.

Одним из современных исследователей влияния продуктивной деятельности на всестороннее развитие детей дошкольного возраста является Галина Васильевна Урадовских, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца. Основанием, предложенной ей системы занятий является представление о взаимосвязи продуктивной деятельности ребенка и его речи. Не для кого ни секрет, что детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе работы, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждает детей говорить. А участие ребенка в создании коллективного «шедевра» порождает ситуации речевого диалога. Следовательно, любая продуктивная деятельность может быть эффективным средством развития устной речи детей дошкольного возраста [3]. Не является исключением и конструирование, в том числе и конструирование из деталей универсального конструктора, созданного Г.В. Урадовских, в процессе работы с которым, возможно решить различные образовательные задачи: это и развитие речи, воображения, мелкой моторики, и формирование представлений о цвете, форме, размере, и мн.др.

Для того, чтобы изготовить такой универсальный конструктор, нужно приобрести обычные тканевые салфетки, которые имеют ворсистую поверхность и продаются в любом хозяйственном магазине. Так же необходимы фланелеграфы, на которых и создается конструируемый объект. Удобно иметь фланелеграфы нескольких размеров: один большой (100/50 см.) для создания коллективной работы, три средних (45/28 см.) для работы в подгруппах из 3-4-х человек и маленькие (30/21 см) для индивидуальной работы каждого ребенка. Из салфеток разного цвета вырезаются геометрические фигуры для младшего дошкольного возраста это круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Нужно сказать, что каждая фигура вырезается в нескольких размерах (2/2; 4/4; 6/6; 8/8; 10/10), каждого размера по 20-30 штук. Данные фигуры без особого труда прикладываются на фланелеграф и друг на друга, они нормально держатся и легко снимаются, в общем, очень удобны в обращении. Для младшего дошкольного возраста такой конструктор был изготовлен в 5-ти основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый, черный и 3-х дополнительных: оранжевый, розовый, сиреневый.

Нельзя не отметить, что изготовление универсального конструктора (и фланелиграфов) является достаточно долгой и кропотливой процедурой (салфетки нужных цветов трудно найти, поэтому приходилось покупать краску для ткани и выкрашивать их), да и сам он (конструктор) является громоздким, так как все фигуры должны быть разложены по форме, цвету и размеру. Но все эти трудности быстро сглаживаются, когда дети с восторгом начинают творить. Сначала неиссякаемый шквал вопросов: «а что это?», «а как?», «а можно я так. », «а я не знаю что делать?» и т.п. Я только начала внедрять в образовательный процесс работу с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, поэтому можно сказать, что учусь вместе с детьми.

Мы начали с простейших образов: «яблоко», «снеговик», «домик», «кораблик», делали по образцу, обговаривали каждый шаг, дети отвечали на вопросы: «из чего состоит тот или иной предмет», «какие детали конструктора лучше использовать», «какой цвет выбрать, почему?» и т.п.

Сейчас мы уже пробуем создавать образы по описанию, например я говорю: «Сделаем мишку, у него есть голова, ушки, глазки..». Получается по – разному, кто-то делает из кругов, кто-то пользуется треугольниками и квадратами.

Или, например, после чтения сказки «Заюшкина избушка», предлагаю детям сделать избушку для лисы, ведь у нее по-прежнему нет домика. У кого-то получается, у кого-то пока нет, кто-то смотрит на соседа и делает как он, но начало положено, детям нравиться и они запоминают и проговаривают цвета, форму, размер (большой, маленький, средний). Некоторые дети играют в этот конструктор и во время свободной деятельности.

Нельзя забывать также о том, что универсальный конструктор Г.В. Урадовских развивает так же и мелкую моторику, а, как известно, уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Доказано, что мелкая моторика является важным показателем физического и нервно-психического развития дошкольника [4]. При выполнении различных действий с деталями универсального конструктора Г.В. Урадовских решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными и слуховыми ощущениями в сложные, интегрированные образы и представления, выражающимися в речи.

Так как развитие устной речи дошкольников происходит во всех видах деятельности, то и использовать универсальный конструктор так же предполагается, как можно чаще. Это будет непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП, развитию речи, окружающему миру, чтению художественной литературы, индивидуальная работа, свободная и опытническая деятельность, дидактическая игра, игры-инсценировки, конструирование, отгадывание загадок (конструировать простейшие отгадки), рассказ по картине.

Конечно, чтобы добиться заметных результатов, необходимо систематизировать деятельность с универсальным конструктором Г. Урадовских и разработать календарное планирование – и это следующий этап моей работы по развитию устной речи детей младшего дошкольного возраста, первый этап – знакомство с универсальным конструктором Г. Урадовских мы с детьми благополучно прошли.

Читайте также: