На самолетах какого конструктора было установлено 78 мировых рекордов

Обновлено: 26.04.2024

Под руководством Андрея Николаевича Туполева было разработано более 200 проектов различных типов летательных аппаратов, аэросаней и катеров. На самолетах было установлено более 270 мировых авиационных рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. В каждом туполевском самолете было что-то новое — многие его проекты опередили свое время и стали настоящим прорывом в отечественном и мировом самолетостроении.

АНТ-1

Первый самолет ОКБ Туполева.

Его проектирование началось в апреле 1922 года. Это был небольшой спортивный свободнонесущий моноплан с двигателем в 35 л.с. При его конструировании помимо ткани и дерева впервые использовался алюминиевый сплав. Первый полет на нем 21 октября 1923 года совершил летчик-испытатель Евгений Погосский. Опытный образец самолета остался в единственном экземпляре.

АНТ-4 (ТБ-1)

Первый тяжелый цельнометаллический самолет-бомбардировщик.

Был выполнен по схеме свободнонесущего двухмоторного моноплана. По своим компоновочным решениям АНТ-4 во многом определил дальнейшее развитие мирового тяжелого самолетостроения. Первый полет на нем 26 ноября 1925 года совершил летчик-испытатель Аполлинарий Томашевский.

АНТ-9

Первый отечественный магистральный пассажирский самолет.

Один из первых отечественных магистральных пассажирских самолетов, рассчитанный на девять пассажиров. Впервые в небо его поднял летчик-испытатель Михаил Громов 5 мая 1929 года . На АНТ-9, названном "Крылья Советов", 10 июля 1929 года был совершен перелет с восемью пассажирами по маршруту Москва — Берлин — Париж — Рим — Марсель — Лондон — Париж — Берлин — Москва для демонстрации достижений советского авиастроения. Во время этого рекордного перелета Громов преодолел расстояние в 9037 км за 53 летных часа со средней скоростью 170,5 км/ч.

АНТ-40 (СБ)

Скоростной бомбардировщик, выпускавшийся серийно.

Один из лучших самолетов в своем классе в середине 1930-х годов, имел самые высокие летные характеристики среди фронтовых бомбардировщиков мира, превосходил по скорости лучшие истребители-бипланы. Первый полет 7 октября 1934 года на нем совершил летчик-испытатель Константин Попов.

Ту-2

Серийный двухмоторный бомбардировщик.

По совокупности летно-технических характеристик, технологичности производства и соотношению боевых потерь на один вылет Ту-2 считается одним из лучших фронтовых бомбардировщиков времен Второй мировой войны.

За создание этого самолета Туполеву было присвоено звание генерал-майора. Первый полет на Ту-2 совершил 29 января 1941 года летчик-испытатель Михаил Нюхтиков. Всего было построено более 2,6 тыс. серийных экземпляров в различных модификациях.

Ту-16

Дальний бомбардировщик-ракетоносец со стреловидным крылом, первый советский дальний скоростной самолет-ракетоносец.

Первый полет на нем 27 апреля 1952 года совершил летчик-испытатель Николай Рыбко. Было создано около 50 модификаций различного назначения и уровня сложности, серийно выпущено более 1,5 тыс. самолетов. Ту-16 стал лучшим в мире самолетом своего класса. До 1990-х годов стоял на вооружении ВВС России. В настоящее время в модернизированном виде состоит на вооружении КНР.

Ту-95

Турбовинтовой дальний межконтинентальный стратегический бомбардировщик-ракетоносец.

Первый отечественный серийный межконтинентальный носитель ядерного оружия. Считается самым скоростным в мире самолетом с винтовыми двигателями, получил неофициальное название "Медведь". Первый полет 12 ноября 1952 года на нем совершил летчик-испытатель Алексей Перелет. Глубоко модернизированный Ту-95МС и поныне стоит на вооружении дальней авиации ВКС России.

Ту-104

Первый реактивный пассажирский самолет.

Первый в мире реактивный пассажирский самолет, который начал успешно эксплуатироваться на регулярных авиалиниях. Был спроектирован на основе агрегатов и технических решений дальнего бомбардировщика Ту-16. Первый полет 17 июня 1955 года на нем совершил летчик-испытатель Юрий Алашеев.

Ту-114

Самый большой и самый скоростной в мире турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет, спроектированный на основе бомбардировщика Ту-95 и построенный менее чем за два года.

Ту-114 стал первым в мире двухпалубным аэробусом. Многие решения по размещению и жизнеобеспечению пассажиров на Ту-114 стали основой для будущих самолетов подобного типа. Первый полет 15 ноября 1957 года совершил экипаж летчика-испытателя Алексея Якимова.

Ту-144

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет.

Первый опытный Ту-144 поднялся в небо на два месяца раньше англо-французского проекта "Конкорд" — 31 декабря 1968 года под командованием летчика-испытателя Эдуарда Еляна.

Главным конструктором этого проекта стал сын А.Н. Туполева — Алексей Туполев . Всего было выпущено порядка 20 лайнеров. В 1977 году начались регулярные пассажирские перевозки. До окончания эксплуатации в мае 1978 года было выполнено 55 рейсов и перевезено 3284 пассажира.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить ничего интересного

Ответы

Нажмите на слово, чтобы посмотреть альтернативные определения.

Состав слова

первая буква - Т; вторая буква - У; третья буква - П; четвёртая буква - О; пятая буква - Л; шестая буква - Е; последняя буква - В

Другие варианты определения

» Создатель самолётов Ту

» Конструкторское бюро, производящее самолёты Ту

» Легендарный советский авиаконструктор, под началом которого было разработано больше 70 моделей самолетов, которые выпускались серийно

» Его имя носит московский аэропорт Внуково

» Советский авиаконструктор по имени Андрей

» Коллега Яковлева по самолетам

» Значение букв "Ту" в названии Ту-154

» Авиаконструктор, на самолётах которого было установлено 78 мировых рекордов

» Коллега Яковлева и Антонова по созданию самолетов

» Коллега Антонова по самолётам

» Авиаконструктор, построивший первый российский цельнометаллический самолет

» Российский авиаконструктор самолётов Ту

» Самолёты этого академика установили 78 мировых рекордов

» Этот авиаконструктор создал первый советский реактивный пассажирский самолет и первый в мире сверхзвуковой пассажирский

Состав слова

первая буква - А; вторая буква - Н; третья буква - Т; четвёртая буква - О; пятая буква - Н; шестая буква - О; последняя буква - В

Другие варианты определения

» Авиаконструктор самолетов Ан

» Исполнил строки "Летящей походкой ты вышла из мая"

» Эстрадная звезда из фильма "Зимний вечер в Гаграх"

» "Крыша дома моего" (певец)

» Российский эстрадный певец, спевший про "крышу дома твоего"

» "Ты мне в сердце вошла, словно счастья вестница" (певец)

» Он пел "Берегите женщин"

» Конструктор самолётов "Ан"

» В КБ этого конструктора были созданы самолёты "Руслан" и "Мрия"

» "Крыша дома твоего" (певец)

» Спел про крышу дома

» Пел про "крышу дома твоего"

» "Белый пароход" (певец)

» "Белый теплоход" (певец и композитор)

» "Есть улицы центральные" (певец)

» "От печали до радости" (певец)

» "Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную" (певец)

» Какой певец воспел "крышу дома моего"

» Кто из певцов глядит в неё, как в зеркало

» Певец, утверждающий, что мы все спешим за чудесами

» Российский певец и композитор

» "Гляжу в тебя, как в зеркало" (певец)

» Российский эстрадный исполнитель, спевший про крышу дома твоего

» Российский конструктор самолётов: Ан-10, Ан-22, Ан-24 и др

» Создатель самолёта, прозванным "кукурузником"

» Юрий, прошедшийся по Абрикосовой

» "Белый пароход" (певец и композитор)

» Исполнитель песен Я вспоминаю и Анастасия

Состав слова

первая буква - И; вторая буква - Л; третья буква - Ь; четвёртая буква - Ю; пятая буква - Ш; шестая буква - И; последняя буква - Н

Другие варианты определения

» Он разработал знаменитый штурмовик ИЛ-2

» Российский авиаконструктор самолётов Ил

» Разработчик штурмовика Ил-2

» Коллега Туполева и Яковлева

» Коллега Туполева по самолетостроению

» Что означают буквы "Ил" в названии самолета Ил-76

» Этот авиаконструктор был единственным лауреатом семи Сталинских премий

» Разработчик самого массового боевого самолёта времён Второй мировой войны — штурмовика Ил-2. Всего было выпущено более 36 тысяч машин

» Выдающийся отечественный авиаконструктор

» Российский конструктор, создатель самолетов Ил

Состав слова

первая буква - Я; вторая буква - К; третья буква - О; четвёртая буква - В; пятая буква - Л; шестая буква - Е; последняя буква - В

Другие варианты определения

» Советский авиаконструктор самолётов Як

» Участник группы Иванушки International Олег __

» Кто сыграл пацака Би

» Ипполит в "Иронии судьбы"

» "Человек ниоткуда" (актер)

» "Гусарская баллада" (актер)

» Российский актёр, исполнивший роль Ипполита в фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"

» "Берегись автомобиля" (рассказчик)

» "Иван Васильевич меняет профессию" (актёр)

» "Ирония судьбы" (актёр)

» "Мы, нижеподписавшиеся" (актёр)

» Кто сыграл Ипполита в "Иронии судьбы"

» Мышкин в фильме "Идиот" (актёр)

» Облонский а "Анне Карениной" (актёр)

» Отец Нины в фильме "Карнавал" (актёр)

» Поручик Ржевский (актёр)

» Советский актёр Юрий

» Иван Васильевич и Бунша (актёр)

» Конструктор самолёта Як-40

» Юрий . (советский актёр)

» Ипполит в "Иронии судьбы" (актёр)

» Ржевский в "Гусарской балладе" (актёр)

» И Ипполит, и Идиот (актёр)

» Актёр, сыгравший поручика Ржевского

Состав слова

первая буква - Б; вторая буква - Е; третья буква - Л; четвёртая буква - Я; пятая буква - К; шестая буква - О; последняя буква - В

Другие варианты определения

» Герой из шоу Наша Russia, разговаривающий с ТВ

» Отечественный ученый в области механики, автор трудов по самолетостроению

» Советский исторический деятель

» Советский летчик, Герой Советского Союза, штурман беспосадочного перелета Москва - Северный полюс - Ванкувер

Российский ученый. Авиаконструктор. Генерал-полковник-инженер. Герой Труда. Трижды Герой Социалистического Труда. Заслуженный деятель науки РСФСР. Заслуженный деятель науки России. Доктор технических наук. Академик Российской Академии Наук. Под руководством великого конструктора спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово, Тверской области. Еще во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище. В училище серьезно увлекся аэродинамикой.

В 1909 году вошел в состав Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет. В 1911 году успешная учеба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции.

Накануне Первой мировой войны Туполеву удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Трудовую и научную деятельность начал с разработки первого в России авиационного расчетного бюро. Конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера.

В период с 1918 по 1936 год являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению. Опытным путем доказал, что кольчугалюминий - первоначально названный так по имени Кольчугинского завода, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль, является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу - с другой.

В 1925 году конструктор создал цельнометаллический двухмоторный самолет ТБ-1, который отличался высокими летными данными и считался в мире одним из лучших бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолет ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолет АНТ-20 «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

Первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП Туполев назначен 5 января 1936 года. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев и Харламов.

Андрей Туполев был арестован 21 октября 1937 года. Осужден на 15 лет лишения свободы. Работал в закрытом конструкторском бюро НКВД. 19 июля 1941 года досрочно освобожден, реабилитирован 9 апреля 1955 года.

Являлся создатель самолета Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное - самолет «ПБ» - пикирующий бомбардировщик. Имелось и официальное наименование машины - «ФБ» - фронтовой бомбардировщик. Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста. На базе Ту-2С выпускался разведчик Ту-2Р, ничем, кроме наличия фотоаппаратов в фюзеляже, не отличавшийся от серийных машин, который также мог носить боевую нагрузку.

Производство первоначально организовано на заводе № 22 в Казани, затем на заводе оставили головное производство, а серийно самолет строился на 23-м заводе в Москве и 166-м заводе в Омске. Во время войны выпущено 800 самолетов, из которых на фронт попало около 750 машин.

Серийный выпуск Ту-2 продолжался с 1942 по 1952 год. В общей сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 самолетов Ту-2 различных модификаций, не считая опытных, и переоборудовали в УТБ 176 бомбардировщиков.

В годы Великой Отечественной войны неоднократно посещал Казанский авиационный институт. Руководил продувками моделей своих самолетов, по результатам которых создавались новые боевые самолеты и их модификации. Позднее создал стратегический бомбардировщик Ту-4.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель - реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолет - Ту-104.

В 1957 году разработан межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые он поднялся в воздух.

Под руководством великого конструктора спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Гениальный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев скончался 23 декабря 1972 года в Москве. Похоронен на восьмом участке Новодевичьего кладбища.

В аэропорту «Внуково» 8 ноября 2019 года прошло открытие бюста авиаконструктора Андрея Туполева. Также международному аэропорту было официально присвоено имя Российского ученого. На событие присутствовал внук Туполева, советник гендиректора ПАО «Туполев» Андрей Туполев. В том числе, в авиагавани проведена презентация фотовыставки «Андрей Туполев: «Я строил самолеты для своей страны» и демонстрация видеоролика о деятельности конструктора.

Награды и Признание Андрея Туполева

трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945; 12.07.1957; 22.09.1972)
Восемь орденов Ленина (21.02.1933; 16.09.1945; 10.08.1946; 14.01.1949; 06.12.1949; 03.02.1953; 09.11.1958; 06.11.1968)
Орден Октябрьской Революции (26.04.1971)
Орден Суворова II степени (19.08.1944)
Орден Отечественной войны I степени (10.06.1945)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1927; 22.12.1933)
Орден Красной Звезды (17.08.1933)
Орден «Знак Почета» (13.08.1936)
Медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
Орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
Ленинская премия (1957) - за создание скоростного реактивного пассажирского самолета Ту-104
Сталинская премия первой степени (1943) - за создание нового образца боевого самолета (Ту-2)
Сталинская премия первой степени (1948) - за создание новых боевых самолетов
Сталинская премия (?) степени (1949)
Сталинская премия первой степени (1952) - за работу в области самолетостроения
Государственная премия СССР (1972) - за создание скоростного пассажирского самолета Ту-134 и его модификаций
премия имени Н. Е. Жуковского (1958)
Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
премия имени Леонардо да Винчи (1971) Национального Центра развития средств воздушного транспорта (Италия)
Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
Почетный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (США) (1971).
Почетный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

Память об Андрее Туполеве

Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова.
В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года - Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани - в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королева - был открыт памятник А. Н. Туполеву.
В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
В 1988 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.
В 1979 году снят фильм-биография, посвященный двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому - «Поэма о крыльях».
установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.
Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.

Семья Андрея Туполева

Отец - Николай Иванович Туполев (1842-1911), родом из Сургута, выходец из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга.

Мать - Анна Васильевна (1850-1928) (урожденная Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери.

Жена - Туполева (урожденная Желчакова) Юлия Николаевна (1894-1962).

Сын - Туполев Алексей Андреевич (1925-2001) - известный советский авиаконструктор.

Дочь - Туполева Юлия Андреевна (1920-2011) - заслуженный врач РФ, заведовала терапевтическим отделением МГКБ имени С. П. Боткина, личный врач Андрея Николаевича Туполева.

Зять - Вуль Владимир Михайлович (род. 1920) - ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора.

Судьбы государств в XX веке определяли инженеры и конструкторы.
Созданные ими корабли и поезда, самолеты и танки, конвейеры и электростанции давали стране возможность побеждать и развиваться.


Среди главных творцов истории — великий авиаконструктор Андрей Туполев. 10 ноября со дня рождения одного из отцов советской авиапромышленности исполняется 130 лет.

78 мировых рекордов

Его моноплан АНТ-1 взмыл в небо на заре существования СССР, а спустя полвека с трехкилометровой взлетной полосы ввысь поднялся созданный в туполевском КБ первый сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144.

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из них пошли в серию. На этих машинах установлено 78 мировых рекордов, выполнено порядка 30 исторических перелетов. На традиционный журналистский вопрос, почему, дескать, он не трудится над мемуарами, Андрей Николаевич однажды ответил: «Я не пишу — я делаю». Смотревший на самолеты как на живые существа, он мог на глаз определить место их приземления, точки напряжения в конструкции, чреватые разломом. А суть авиаконструкторского искусства формулировал кратко и емко: «Не красиво — не полетит».

Один из самых влиятельных людей в СССР, генерал-полковник Туполев умудрился прожить всю жизнь беспартийным, доказав верность стране и народу исключительно трудом, запустив крупносерийное производство легких и тяжелых самолетов.

Он подготовил целую плеяду учеников, в чем-то даже превзошедших своего учителя: Владимира Петлякова, Павла Сухого, Владимира Мясищева, а также «архитектора космической эры» Сергея Королева.

Немало нашлось у него и завистников с недоброжелателями. На таких он просто не обращал внимания. О себе ничего не читал, биографов не привечал. В деле, напротив, проявлял особую наблюдательность. И, конечно же, природную смекалку. По темпераменту был взрывным сангвиником, обещал порой оторвать какую-нибудь часть тела за небрежно выполненную работу или вранье, мог обругать десятиэтажным (в отсутствие дам), однако злость не копил и никому не мстил. Читал классику, выше всех ставил Достоевского и Толстого, не любил беллетристику и кино; уклонялся от политики, не играл в шахматы и карты, ничего не коллекционировал, до шестидесяти с азартом играл в волейбол. Всю жизнь прожил с одной женой. От тюрьмы не зарекался, ее таки не миновал, но и та не спугнула заслуженную славу.

Сын нотариуса (из сибирских казаков) и дворянки, дочери судебного следователя из Тифлиса, Андрей был в семье шестым ребенком. С детства умел обращаться с плугом, косой, рыбацкой снастью, ружьем, молотом и рубанком. Деревянные игрушки мастерил себе сам. Позже в гимназии на уроках труда удивлял всех замысловатыми поделками: большим кораблем с полной оснасткой, самодельным шлюзом.



Молодой Андрей Туполев в 1922 году возле заготовок для его первого самолета АНТ-1

Вскоре Андрей стал одним из наиболее активных участников кружка и любимым учеником Жуковского. Весной 1911-го учебу и начатые проекты не по своей воле прервал: в Департамент полиции поступил донос о политической неблагонадежности студента Туполева. Последовали обыск, арест, отстранение от занятий и ссылка на малую родину, в деревню Пустомазово.

В советское время он никогда не козырял этим как будто очень выгодным для него фактом биографии, справедливо считая его, скорее, недоразумением. Николай Жуковский и директор ИМТУ Александр Гавриленко к тому происшествию изначально отнеслись так же — доказывали жандармам, что у их подопечного просто не было времени на «посторонние дела». Несмотря на хлопоты старших, Андрей более двух лет был вынужден провести в родной деревне, где после смерти отца на плечи молодого человека легло все семейное хозяйство. Тем не менее он не оставлял инженерных штудий: гидродинамические эксперименты в усадебном пруду лягут в основу его дипломной работы 1918 года «Расчет гидроаэроплана».

Откуда крылья растут

Вместе с Жуковским они сооружали испытательный полигон, создавали штаб и кузницу кадров — Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В 1920-е Туполев был заместителем начальника института, совмещал руководство в ОКБ с должностью главного инженера ГУ авиапрома Наркомата тяжелой промышленности.

Андрей Николаевич лично проектировал лаборатории, аэродинамические трубы, первый в стране опытный завод цельнометаллических самолетов. Он же организовал производство алюминиевого сплава, аналога дюралюминия — технологию позаимствовали у трофейного «Юнкерса» времен Первой мировой. Без собственного «крылатого металла», который начали плавить в Кольчугино Владимирской области еще в 1922-м, СССР не построил бы авиации.

По инициативе Туполева из системы ЦАГИ были выделены два специализированных института — авиадвигателестроительный ЦИАМ и авиаматериаловедческий ВИАМ.


Машины талантливого инженера-конструктора выходили одна за другой. В 1923-м он создал самолет смешанной конструкции АНТ-1, прозванный «птичкой-невеличкой», а уже через год — первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, годом позже — первый боевой, пошедший в серию АНТ-3 («Пролетарий»), далее — бомбардировщик-моноплан АНТ-4.

Туполев и его команда проектировали, помимо авиатехники, аэросани, а также — глиссеры, ставшие со временем торпедными катерами. На испытания первого советского пассажирского лайнера, опытного АНТ-9, Андрей Николаевич привез семью, чем приятно удивил летчика Громова и всех присутствовавших.

Крылья Родины с годами становились все шире и крепче. Весь мир рукоплескал спасению команды парохода «Челюскин» на АНТ-4, беспосадочным перелетам в США экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадке научной экспедиции «Северный полюс» во главе с Иваном Папаниным на АНТ-6. Но между славными событиями произошла катастрофа гиганта «Максим Горький» (АНТ-20), оказался сорван трансарктический полет Сигизмунда Леваневского на АНТ-25 — из-за протекавшего маслопровода пришлось возвращаться обратно. Потерпевший фиаско летчик на приеме у Сталина публично обвинил Туполева во вредительстве.

Слушая формулировки следователя — они легли вскоре в основу текста приговора, — Андрей Николаевич невесело усмехался. Осудили его на 15 лет лишения свободы, признав «одним из руководителей террористической деятельностью в контрреволюционной кадетско-фашистской организации, существовавшей в Москве и именовавшей себя русско-фашистской партией». Припомнили «отца-помещика» и неосторожное высказывание по поводу замысла француза Ле Корбюзье, мечтавшего перестроить Москву в конструктивистском духе: «Этак мы забудем, что мы русские! И так уж почти позабыли».

Как бы то ни было, Туполев подписал все обвинения — и во вредительстве, и в шпионаже в пользу Франции. В лагерь его не отправили — сперва отвезли в распредпункт в подмосковном Болшево, а затем трудоустроили на одно из предприятий ЦАГИ, находившееся в здании, которое он некогда строил для своего КБ.

Там имелись такие же кульманы, что и на свободе. Многие прежние сотрудники Андрея Туполева стали заключенными. Им полагались хорошее питание, прогулки, кино по выходным, а также личные номерки, утренняя и вечерняя переклички, общая спальня в дубовом зале, ранее предназначавшемся для приема гостей. Конструкторский труд стал еще более интенсивным. Обо всем этом легендарный конструктор спустя годы выскажется так: «Мы любили Родину не меньше, а больше тех, кто собрал нас, поэтому мы, стиснув зубы, должны были делать первоклассные самолеты».



Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Державная марка

Начавшаяся война превратила их работу в напряженную битву. Главным детищем ЦКБ-29 или, проще говоря, «Туполевской шараги», стал Ту-2 (АНТ-58), по признанию многих специалистов, лучший фронтовой бомбардировщик Второй мировой. Его с модификациями продолжали выпускать до 1952 года.

Потом было досрочное освобождение. По личному заданию Сталина после войны Андрей Николаевич экстренно готовил к производству бомбардировщик Ту-4, являвшийся копией американской «летающей крепости» Б-29. Это рассматривалось как ответ на возможную ядерную бомбардировку СССР. Туполеву опять вручались награды, присваивались новые звания, его избрали членкором, потом академиком. В 1956-м он стал Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР, депутатом Верховного Совета.


Страна была в восторге, а геополитические противники скрипели зубами, узнав о первом реактивном двухмоторном бомбардировщике Ту-16, сверхзвуковом Ту-22, великолепном Ту-95. На базе последнего пытались создать атомолет-бомбардировщик с ядерным двигателем.

К пассажирскому авиастроению Андрей Туполев вернулся с радостью и энтузиазмом. Из его ОКБ выпорхнули первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, межконтинентальный (тоже первый) лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные машины — от Ту-124 до Ту-154, ласково прозванные «тушками». Они-то в основном и сформировали развитый и надежный гражданский флот страны, едва не угробленный в 1990-е.

Ну а венцом советского авиастроения стал сверхзвуковой пассажирский Ту-144, «царь-самолет» с журавлиным клювом. После смерти его создателя — в конце 1972-го — работу над проектом завершал Алексей Туполев, возглавивший отцовское ОКБ.

Ил-86 стал первым и самым массовым советским широкофюзеляжным пассажирским самолетом. Эта четырехдвигательная машина была спроектирована инженерами КБ Ильюшина. Самолет серийно производился в Воронеже на заводе ВАСО с 1980 по 1997 годы (в некоторых источниках вместо 1997-го фигурирует 1993 год). За это время в Воронеже было собрано 106 самолетов Ил-86. В настоящее время самолет снят с коммерческой эксплуатации. До 4-х машин может по-прежнему использоваться ВВС России. Это самолеты Ил-80 (или Ил-86 ВКП — воздушный командный пункт).

Первый в нашей истории широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86 поднялся в воздух на 10 лет позже своего американского собрата, в роли которого выступил Boeing-747. Данное запоздание объяснялось не слабостью советской конструкторской мысли и уровнем развития авиапромышленности, а вполне обоснованными экономическими предпосылками. Для появления в СССР подобных авиалайнеров, которые могли перевозить более 300 пассажиров, на тот момент просто не существовало социальных и экономических предпосылок. Советские граждане летали, в том числе и за границу, далеко не в тех объемах, которые начали наблюдаться в США, уже начиная с середины 1960-х годов. Хотя стоит отметить, что инициализации работ над первым советским «аэробусом» Ил-86 поспособствовало и появление на трансконтинентальных трассах в 1970 году американского гиганта Боинг-747 и завершение строительства первого европейского аэробуса А-300.


Для авиаперевозчиков из США широкофюзеляжный самолет к началу 70-х годов прошлого века был жизненно необходим. Сработал закон спроса и предложения, и компания Boeing представило свое решение проблемы в виде широкофюзеляжного лайнера. В это время советский «Аэрофлот» вполне удовлетворял потребности пассажиров обычным парком самолетов: Ту-134, Ту-154, Ил-18, Ил-62, Як-40. Эти самолеты были достаточно надежны и были в состоянии закрыть весь диапазон перевозок как по пассажирам, так и по дальности полетов. Однако развитие советской экономики и рост благосостояния граждан делали свое дело, с каждым годом количество авиапассажиров росло. В связи с увеличением пассажиропотока расширились и два главных аэропорта Москвы — Домодедово и Шереметьево. Пик нагрузки на аэропорты ожидался в 1980 году, что было обусловленное проведением в Москве летней олимпиады. Как раз в этом году Ил-86 совершил свой первый регулярный рейс.

Именно Ил-86 стал первым отечественным серийным пассажирским широкофюзеляжным лайнером. Требования к новой машине были сформулированы «Аэрофлотом» в 1967 году, авиаперевозчик рассчитывал получить самолет, рассчитанный на 250-300 мест. В том же году 13 октября было принято постановление Совмина СССР о создании подобного самолета. В конструкторском бюро имени Ильюшина изначально работали над вариантом 250-местного самолета Ил-62-250, это была версия с удлиненным на 6,8 метра фюзеляжем. Но данный проект не получил дальнейшего развития. Для того чтобы разместить на борту 350 пассажиров необходимо было наращивать количество кресел в ряду, однако, стремясь сохранить достигнутый на самолете Ил-62 уровень комфорта, в ОКБ Ильюшина начали прорабатывать двухпалубный вариант, а также однопалубный вариант самолета с фюзеляжем, имевшим овальное сечение с двумя раздельными кабинами. Однако и эти предложения в итоге были отклонены.

22 февраля 1970 года ОКБ Ильюшина было выдано конкретное задание на проектирование широкофюзеляжного пассажирского самолета, рассчитанного на перевозку 350 пассажиров. Еще через два года Совмином СССР было принято решение о начале работ над проектом самолета Ил-86. Кроме уточнения технических характеристик новинки, было и дополнительное задание — разработать условия перевозки багажа пассажиров (принцип «багаж при себе»). Решение данной задачи поставило перед разработчиками ряд вопросов по подбору оптимального диаметра фюзеляжа лайнера.


Для создателей нового самолета выбор правильной геометрии и расстановки пассажирских кресел оказался задачей с множеством неизвестных. Среди параметров, которые влияли на этот выбор, выделяли не только аэродинамические качества, заполняемость салона и ожидаемый коммерческий успех, но и такие факторы, как безопасность эксплуатации лайнера, способность эвакуировать всех пассажиров самолета в отведенное нормативное время, удобство работы экипажа, уровень комфортности, условия погрузки/разгрузки багажа и многое другое. Уделялось внимание и необходимой длине и состоянию ВПП. В результате создатели остановились на варианте самолета с круглым сечением фюзеляжа и расстановкой кресел на верхней палубе со схемой 3-3-3 с двумя проходами между рядами кресел. Благодаря тесному сотрудничеству инженеров ОКБ Ильюшина со специалистами ЦАГИ, удалось создать такой фюзеляж, параметры которого позволяли поставить в ряд сразу 9 кресел с двумя проходами. При этом их ширина оказалась даже больше, чем в существующих иностранных аналогах. Эксплуатации самолета со сравнительно коротких ВПП удалось добиться за счет применения подходящей механизации крыла, которая состояла из трехщелевых закрылков и предкрылков.

Нижняя палуба авиалайнера оснащалась стеллажами, она предназначалась для грузов и багажа. Пассажиры через три люка попадали на нижнюю палубу лайнера, оставляли здесь свой багаж, после чего по трем однопролетным лестницам поднимались на вторую палубу — в пассажирский салон. Стоит отметить, что Ил-86 выгодно отличался от зарубежных образцов именно значительно меньшим временем, которое пассажиры тратили на посадку и покидание здания аэровокзала после прилета. В основном это происходило за счет реализации на практике системы «багаж с собой», которая не предполагала длительной процедуры сортировки и загрузки багажа на борт. Не нужно было пассажирам и стоять по полчаса в зале прилета у ленты багажного конвейера.


22 декабря 1976 года испытательный образец самолета Ил-86 совершил свой первый полет с Центрального аэродрома имени Фрунзе. Машину поднял в небо экипаж под руководством Э. И. Кузнецова. Уже в июне 1977 года новый советский самолет был продемонстрирован на международной авиационно-космической выставке в Париже. В апреле 1978 года состоялся первый технический рейс самолета Ил-86 по маршруту Москва-Сочи. В этом же году были выполнены демонстрационные полеты в Ленинград, Ростов-на-Дону, Симферополь и Минеральные воды. По информации КБ имени Ильюшина в конце 1970-х годов Ил-86 успел побывать и в Новосибирске, но официальной датой первой посадки авиалайнера в аэропорту «Толмачево» считается февраль 1980 года. В сентябре 1979 года начались эксплуатационные испытания нового лайнера (самолеты СССР-86003 и СССР-86004), которые проводились на базе Внуковского производственного объединения гражданской авиации. В декабре 1980 года самолет Ил-86 получил Сертификат летной годности и 26 декабря 1980 года совершил свой первый регулярный рейс по маршруту Москва-Ташкент. Так началась эксплуатация первого в нашей стране широкофюзеляжного авиалайнера, на смену которому в будущем придет Ил-96, на котором сегодня совершает полеты президент Российской Федерации.

Уже в сентябре 1981 года, то есть меньше чем через год после начала официальной эксплуатации лайнера, на самолете было установлено 17 официальных мировых рекордов. Это были рекорды скорости полета по замкнутом маршруту длиной 1000 и 2000 километров с разным объемом груза в классе самолетов без ограничения взлетной массы. В ходе рекордных полетов на Ил-86 удалось достичь скорости полета 962 км/ч и 975,3 км/ч соответственно. Согласно официальному сайту Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), данные рекорды не были превзойдены в течение 20 лет. При этом Ил-86 стал самым надежным самолетом среди представителей отечественной гражданской авиации.


Широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 был предназначен для эксплуатации на линиях средней протяженности. На момент создания на самолете было установлено современное оборудование, которое в сочетании с многократным резервированием основных систем позволило обеспечить высокую надежность машины и безопасность полета. Установленные на авиалайнере три встроенных трапа обеспечивали быструю посадку и высадку пассажиров независимо от работы наземной службы аэропорта. В 1981 году коллектив создателей самолета был удостоен Ленинской премии, а генеральный конструктор Генрих Новожилов «за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники» был награжден второй Золотой медалью Героя Социалистического труда.

Ил-86 — это четырехдвигательный турбореактивный низкоплан, обладающий стреловидным крылом и однокилевым оперением. Специально для данного самолета в СССР были созданы двигатели НК-86, которые стали глубокой модернизацией двигателей НК-8, устанавливаемых на пассажирские самолеты Ил-62 и Ту-154Б, данные двигатели обладали тягой 13 000 кгс. Именно эти двигатели и стали в дальнейшем главной причиной преждевременного вывода самолета Ил-86 из эксплуатации. НК-86 отличались большим расходом топлива и повышенной шумностью. Они обеспечивали самолету слишком малую тяговооруженность — из-за вялого разбега и отрыва от взлетной полосы даже ходила шутка, что Ил-86 взлетает, благодаря кривизне планеты. Помимо этого размеры двигателей НК-86, под которые был произведен расчет планера и шасси, сделали невозможной дальнейшую ремоторизациию авиалайнера, что в конечном итоге повлекло за собой создание нового самолета — Ил-96. Помимо этого, устаревшие конструкции и материалы НК-86, который являлся лишь модернизацией старичка НК-8, снижали его работоспособность при высокой температуре окружающего воздуха по сравнению с более современным авиационными двигателями. При взлете самолета в жару иногда срабатывали установленные на нем регуляторы температуры РТ-12, которые начинали срезку топлива для снижения температуры газов турбиной или совсем отключали двигатель, что вело к прекращению взлета.


Помимо этого НК-86 оказался слишком шумным. Справедливости ради стоит отметить, что в салоне самолета звукоизоляция была хорошей и пассажиры не особенно ощущали на себе шум работающих двигателей. Однако ужесточение международных норм для полетов гражданской авиации по уровню шума не позволило Ил-86 влезть в допустимые границы. В этой связи возникли проблемы с совершением полетов Ил-86 в иностранные государства. В целом летный век советского «аэробуса» оказался сравнительно недолгим. Из-за крайней неэкономичности и шумности двигателей НК-86, самолет не выжил в новых условиях. Массовое списание и вывод из эксплуатации самолетов этого типа началось уже в 2001 году. Причиной этого стало и то, что в ЕС были введены ограничения по шуму, что автоматически закрыло для Ил-86 большинство аэропортов Европы. Последними регулярными рейсами данного авиалайнера в России стали рейсы Москва — Симферополь и Москва — Сочи, которые выполнялись самолетами авиакомпании «Атлант-Союз» до конца октября 2010 года.

В 1980-е годы в СССР проводились исследования проектов самолетов Ил-86В и Ил-86Д, на которые планировалось установить двигатели ТРДД Rolls-Royce RB211-22В английского производства с тягой 19 000 кгс. Так среднемагистральный Ил-86В обладал удлиненным фюзеляжем, он был рассчитан на транспортировку 450 пассажиров на расстояние в 3600-4000 км. Самолет Ил-86Д должен был перевезти 330 пассажиров на расстояние до 9000 км. В дальнейшем именно Ил-86Д стал основой для создания дальнемагистрального самолета Ил-96-300. Во второй половине 1990-х годов изучалась возможность установки на самолет высокоэкономичных двигателей ТРДД CFM56-5C-2 тягой 14160 кгс, которые позволили бы довести дальность полета самолета с 350 пассажирами на борту сразу до 6400 км. Однако, по бытующему мнению, КБ Ильюшина отказалось от идеи ремоторизации Ил-86 из практических соображений. Однако в итоге лишь прогадало, так как ни Ил-96, ни ремоторизованный Ил-86 так и не пошли в массовую серию, а эту нишу на российском рынке в начале 2000-х годов окончательно заняли бывшие в употребление авиалайнеры Airbus А310, Boeing 747, Boeing 767, возраст которых на момент покупки часто составлял 10-20 лет.

История советского аэробуса закончилась довольно печально, а перспективы его ближайшего родственника Ил-96 весьма туманны. Данных широкофюзеляжных самолетов для авиалиний средней и большой протяженности было построено всего 27. При этом сегодня эксплуатируется лишь 11 таких машин. Самолеты Ил-96-300 (4 штуки) и Ил-96-300ПУ (4 штуки) входят в состав Специального летного отряда «Россия», подчиненного Управлению делами президента. Еще 3 самолета эксплуатируются кубинской авиакомпанией Cubana de Aviacion. Весной 2014 года «Аэрофлот» прекратил эксплуатацию шести своих самолетов Ил-96-300, последний рейс из Москвы в Ташкент был выполнен 30 марта 2014 года. Символично, что Ил-86 в далеком 1980 году совершил свой первый регулярный рейс по этому же маршруту. Комментируя решение о выводе из эксплуатации самолетов Ил-96, в авиакомпании подчеркнули, что в мире сегодня четырехмоторные дальнемагистральные самолеты вымирают как класс, отметив также возраст самолетов (эксплуатировались с 1995 года), высокую топливозатратность машин и жалобы пассажиров из-за низкого комфорта салона.


Летно-технические характеристики Ил-86:

Габаритные размеры: длина — 59,94 м, высота — 15,81 м, размах крыла — 48,1 м, площадь крыла — 320 м2.
Масса снаряженного самолета — 111,5 тонны.
Платная нагрузка — 42 тонны.
Взлетная масса — 215 тонн.
Запас топлива — 113 950 кг.
Силовая установка — 4 ТРДД НК-86, тягой 4х13000 кгс.
Вспомогательная силовая установка — 1 ГТД ТА-10.
Крейсерская скорость полета — 950 км/ч.
Эксплуатационный потолок — 12 000 м.
Дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) — 3800 км.
Дальность полета с 350 пассажирами и багажом (с резервами топлива) — 4350 км.
Потребная длина ВПП — 2600 м.
Экипаж — 3-4 человека.
Пассажировместимость — 350 человек (эконом), 314 человек (3-х классная компоновка), 234 человека (2-классная компоновка).

Читайте также: