Набор электроника 20 стерео конструктор схема усилителя

Обновлено: 11.05.2024

Усилитель низкой частоты № 3 с начала 1927 года выпускал трест заводов слабого тока. Усилитель № 3 предназначен для озвучивания с микрофона и с применением громкоговорителей типа "Аккорд" или "ТВ" большой аудитории или больших площадей площадью до 1000 квадратных метров и более.

Усилители низкой частоты "УН-1" и "УН-2"

Усилители низкой частоты "УН-1" и "УН-2" с 1929 года выпускал завод Мосэлектрик треста "Электросвязь". Усилитель "УН-2" предназначен для усиления сигнала с выхода детекторного или лампового (с выходом на головные телефоны) радиоприёмника и обслуживание достаточно больших аудиторий с помощью нескольких громкоговорителей. Усилитель "УН-1" предназначен для индивидуального обслуживания и аудиторий где не требуется большая громкость принимаемых передач.

Трансляционный усилитель мощности "УМ-50А"

Трансляционный усилитель мощности "УМ-50А" с 1963 по 1976 год выпускал Аксарайский СНХ. Усилитель мощности "УМ-50А" предназначен для усиления и трансляции речи и музыки на заловые акустические системы или на уличные громкоговорители. Усилитель мощности применялся на небольших радиоузлах школ или промышленных предприятий. Номинальная выходная мощность 50 Вт, максимальная 100 Вт. Выходное напряжение 30 или 120 вольт. Диапазон воспроизводимых частот звука 60. 8000 Гц. КНИ 5%. Минимальная потребляемая мощность 90 Вт. Габариты усилителя 325х315х265 мм. Масса 15,5 кг. Выпускались и усилители с наименованием "УМ-50АУ4.2", практически не отличающиеся от усилителя "УМ-50А".

Электроакустический агрегат "ВЭФ"

Электроакустический агрегат "ВЭФ" с 1971 года выпускал Рижский завод "Вэф". Электроакустический агрегат состоит из усилителя НЧ, работающего на две динамические головки типа 4ГД5 и 2ГДЗ с сопротивлением звуковых катушек 8 и 12,5 Ом. Агрегат ''ВЭФ'' предназначен для усиления электрических звуковых сигналов адаптеров, переносных приёмников, магнитофонов. Номинальная выходная мощность 3 Вт, максимальная 6 Вт. Чувствительность со входа радиоприёмника 10 мВ, звукоснимателя и магнитофона 250 мВ. Диапазон частот электрического тракта 80. 12500 Гц, при неравномерности АЧХ - 14 дБ, диапазон регулировки тембра по ВЧ и НЧ - 12 дБ. Питается агрегат от сети переменного тока. Потребляемая мощность 45 Вт. В агрегате имеется стабилизатор напряжения на 9 В для питания переносных приёмников с нагрузочным током до 100 мА. Размеры агрегата - 205х235х580 мм, масса 10 кг.

Высококачественный усилитель НЧ "Радуга"

Усилитель низкой частоты "Электрон"

Усилитель низкой частоты "Электрон" выпускал с начала 70-х годов 20 века один из оборонных заводов в гор. Ростове-на-Дону. Усилитель предназначен для озвучивания струнных музыкальных инструментов. Кроме этого усилитель может быть использован для усиления звучания речи, грамзаписи, магнитофона, приёмника и т.д. Вибрация звука достигается встроенным генератором вибрато. Основные характеристики: Номинальная выходная мощность 1 Вт. Диапазон звуковых частот пропускаемых усилителем 85. 8000 Гц. Нелинейные искажения не более 5%. Чувствительность со входа звукоснимателя 10 мВ, магнитофона 200 мВ. Питание универсальное 12 В от трёх батарей КБС-Л-0,5 или от сети переменного тока 220 В через БП. Потребляемая от сети мощность 8 Вт. Частота вибрации 6 Гц. Габариты усилителя 300х149х82 мм. Масса 1,8 кг.

Электроакустический блок "Эскорт"

Электроакустический блок "Эскорт" выпускался с октября 1971 года. Электроакустический блок ''Эскорт'' предназначен для усиления сигналов низкой частоты с микрофона, электрогитары, магнитофона, звукоснимателя, радиоприёмника и радиолинии. Система ''Эскорт'' состоит из усилителя низкой частоты и фронтального громкоговорителя типа "4ГД-28". Максимальная выходная мощность 4 Вт. Диапазон воспроизводимых частот звука 80. 12500 Гц. Питание от электрической сети или от аккумуляторов, напряжением 9 В. Размеры электроакустического блока - 350х320х125 мм, его масса 4,5 кг.

Активная акустическая система "Аккорд-М"

Активная акустическая система "Аккорд-М" с I-кв 1972 года выпускалась Смоленским заводом "Кентавр". ААС предназначена для усиления звучания щипковых инструментов, а так же сигналов со звукоснимателя, магнитофона, приёмника или радиолинии. Питание ААС осуществляется от специального батарейного блока или от сети через блок питания вставляемого вместо батарейного блока. Номинальная выходная мощность усилителя ААС при питании от батарей - 2,5 Вт, от сети - 3 Вт. Диапазон частот воспроизводимых по звуковому давлению 80. 10000 Гц, напряжению 60. 12000 Гц. Габариты ААС 290х140х445 мм. Масса без отсека питания 4 кг.

Стереофонический усилитель "Электрон-20"

Стереофонический усилитель "Электрон-20" с 1972 года выпускал Муромский завод РИП. Усилитель выполнен в виде 3-х самостоятельных блоков и рассчитан на работу от любого источника звукового сигнала. Номинальная выходная мощность 2х10 Вт, при КНИ 2%. Максимальная выходная мощность 2х15 Вт. Выходное сопротивление 8 ом. Чувствительность со входа звукоснимателя, радиоприёмника, телевизора и магнитофона 0,2 в, микрофона 10, электрогитары 20 мВ. Динамический диапазон 80 дБ. Диапазон частот на выходе усилителя 40. 15000 Гц, при неравномерности АЧХ ±1,5 дБ. Глубина регулировки тембра на границах диапазона ±12 дБ. Коэффициент переходного затухания 40 дБ. Глубина регулировки уровня 50 дБ. Пределы регулировки стереобаланса 8 дБ. АС имеют по два громкоговорителя типа 4ГД-28 и по два 1ГД-28. Сопротивление каждой АС - 8 ом, максимальная подводимая мощность 18 Вт, диапазон воспроизводимых частот по звуковому давлению 80. 13000 Гц. Питается усилитель от сети 127 или 220 вольт, потребляя мощность 60 Вт. Размеры усилителя 425х295х148 мм, масса 10 кг. Размеры одной АС - 375х162х517 мм, масса 4,5 кг.

Усилители для электрогитары "Электрон" и "Импульс-20"

Усилители для электрогитары "Электрон" и "Импульс-20" с 1973 и 1978 года соответственно выпускал Херсонский завод п/п. Усилитель "Импульс-20" отличается схемой. Данный экземпляр, выпущенный в 1974 году, имеет заводской номер 402, из чего можно сделать косвенный вывод, что производство данной модели не носило массовый характер. Конструкция усилителя "Электрон" проста: на деревянную раму, снабжённую парой деревянных ножек и двумя фанерованными «мебельными» щёчками, смонтированы блок регулировок и, собственно, шасси усилительной части. На лицевой стороне, затянутой жёлтой радиотканью, установлены два широкополосных динамика 1ГД-35 и размещён шильдик с логотипом. На верхней панели, покрытой чёрной эмалью находятся: кнопка включения питания с индикатором, кнопка включения амплитудного вибрато, кнопка ВЧ, являющаяся аналогом современного «Presence», регуляторы громкости, фильтров ВЧ и НЧ, регуляторы управления частотой и глубиной вибрато. На задней панели установлены два гнезда СГ-5, соответствующие современным входам «Low» и «High». В нижней части комбика находится плата, на которой смонтированы переключатель напряжений (110/127/220), сетевое гнездо, два предохранителя по 1А и гнездо СГ-5 для подключения дополнительного громкоговорителя. Габариты ЭЛЕКТРОНА 54х33х15 см, масса 9 кг. Для удобства переноски устройство снабжено подпружиненной выдвижной ручкой в верхней части. Стоило это чудо 150 полновесных советских рублей, т.е., несколько выше средней месячной зарплаты инженера. С точки зрения эксплуатации комбик вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, ЭЛЕКТРОН обладает своим совершенно уникальным голосом, найти аналоги которому среди известных брендов, типа FENDER, VOX, MARSHALL и т.д., не представляется возможным. И дело вовсе не в том, что это «совок» и «колхоз», а в том, что просто структура звука ни на что не похожа – притом, что это «тот самый звук», звук 60-х, безотносительно к «государственной» привязке. С другой стороны, по современным меркам, ЭЛЕКТРОН, конечно, совершенно не подходит для исполнения альтернативы, хеви-метал или гранджа – его епархия сёрф, рокабилли, ритм-н-блюз и мод-рок. Не тяжелее. Но в данной категории он, безусловно, достойный боец. Мощности его достаточно, чтобы подзвучивать гитару на школьных вечерах, в небольших кафе и т.д. Для домашнего использования - сугубо в зависимости от отношений с соседями. Из недостатков можно отметить высокий уровень фона и то, что при увеличении глубины вибрато, сигнал генератора задающей частоты всё больше проникает в тракт воспроизведения так, что при полностью выкрученной ручке «Глубина» усилитель может использоваться для эмуляции звука летящего вертолёта.

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Andrei Zakharov

finn32

Зачем беседы? Вот люди с Вегалаба слышат ток покоя и выходное сопротивление, классы разные слышат в ВК, а им уже, шутка ли, за полтишок далеко, Игвин, например, Семигор. А Крылов вообще АС на слух доводит. Как быть с оным фактом? А уж хайрез от мэпэтри даже старый глухой дед отличит. Падает же чувствительность слуха, а не абсолютная способность уха к анализу. Или где?

Signus

Это не могло кончиться по-другому, причина - ваша некомпетентность. УНЧ без искажений, давно стал реальностью, измерять его с помощью каких бы то ни было микрофонов - дичайшая глупость. Измерять имеет смысл только АС. Но чтобы их измерять, их надо иметь, а с этим огромная проблема. И самоделка принципиально ничего не решает. В отличие от усилителя, на порядки улучшить качество невозможно, поскольку динамики всё равно покупные. В итоге: за копейки делается усилитель, превосходящий все "фирменные" и покупается АС исходя из доступности и качества. Всё, никаких микрофонов.

O5-14

Алюминиевая обмоточная проволока ? Не встречал катушки в новом виде. Мотать вторички вв девайсов б/у такой проволокой не рекомендую, изоляция легко сыпется

Вашему вниманию предлагается очередной усилитель мощности. Несмотря на относительно небольшую выходную мощность, он обладает некоторыми несомненными достоинствами. Во-первых, он просто как валенок и совершенно доступен для повторения. Во-вторых, в нем нет дефицитных и дорогостоящих компонентов, таким образом собрать его можно даже там, где затруднен доступ к радиодеталям или наблюдается дырка в кармане.
Характеристики усилителя следующие:

Основные характеристики следующие:

Номинальная выходная мощность (Rнагр = 4Ом), Вт

Рабочий диапазон частот (при неравномерности 0,5дБ), Гц

Коэфф. нелинейных искажений, %

Отношение сигнал/шум, дБ

Номинальное входное напряжение, В

Напряжение питания, В

Схема:

Схема очень проста и если вы решили посвятить себя сборке усилителей на рассыпухе и исследованию их деятельности, то есть смысл начать с этого усилителя. Схема очень стабильная и некапризная.

Транзисторы VT1 и VT2 должны быть подобраны по коэффициенту усиления. Для облегчения себе жизни можно взять уже готовую транзисторную сборку. Резисторы R17, R18 можно изготовить из проволоки.

Настройка

Настройка усилителя сводится к установке тока покоя транзистора VT9. В разрыв коллекторного провода включается миллиамперметр и подстройкой резистора R11 устанавливается ток 50-70 мА. Затем проверяется отсутствие постоянного напряжения на выходе усилителя с точностью 0,1В.
Вся настройка производится при отключенной нагрузке.
И не забудьте плотно прикрепить транзистор VT4 к радиатору транзистора VT9. От этого зависит температурная стабильность усилителя. Можно, например, приклеить термоклеем или прижать фланцем транзистора VT9.

Ниже вы можете скачать печатную плату в формате LAY

Список радиоэлементов

Прикрепленные файлы:

none Опубликована: 2005 г. 0 0


Вознаградить Я собрал 0 0

Оценить статью

Средний балл статьи: 0 Проголосовало: 0 чел.

Комментарии (47)
| Я собрал ( 0 ) | Подписаться

Для добавления Вашей сборки необходима регистрация

0


А вот на схеме и на печатке не сходятся расположения Эммиторов Коллекторов и Баз,чему верить? схеме или печатке?

0


0

Подстроечный резистор подобран неверно ( нужен порядка 220 Ом ), вместо кт203а я использовал кт361г ( т.к. 203а сейчас найти сложно), далее в цепи Цобеля был уменьшен резистор до 8 Ом, а Резисторы вых. каскадов увеличены до 0.36 Ом. Если честно, то усилитель пойдет для прослушивания музыки но опять же чувствительность довольно маленькая, поэтому для раскачки потребуется аж 1В на входе! Ток покоя выстовил как надо, синусоиду проверил норм.

Сначало установил подстроечный на 2К и ток покоя стоял 400мА и не регулировался, после часа мучения и метода тыка выяснилось в чем проблема.

0


Вот печатку начал проверять тут, похоже минус с нижней дорожки идет на плюс С2-С4, так и должно быть?

0


Ребята, схему собирал навесом,все работает. Верьте схеме.
Денис, минус не должен идти на плюсы конденсаторов C2,C4. На них идет средняя точка.

0


0


Если один транзистор греется сильно, а другой холодный, то надо увеличить немного либо резистор R2, либо R5. ток смещения

0


Даже при +/- 25В при достаточно мощном трансформаторе можно получить примерно до 60 Вт/4Ом. Но из-за малого допустимого тока КТ805 надо либо поставить дополнительную пару с эмиттерными резисторами, или более мощные транзисторы с максимальным током коллектора 10-15 А. Без замены деталей можно подать +/-30В и получить примерно 80 Вт.
Забыл ещё одно: схема симметрирования не предусмотрена. Можно попробовать один вариант, очень простой, но редко встречающийся. Подстроечный резистор сопротивлением 100кОм - 1мОм (не критично) подключается крайними выводами между +\- питания. Средний вывод через резистор 100 - 500кОм (тоже не критично) подключается к базе VT1.

-1


Не советую собирать этот усилитель никому! Схема вполне работоспособная, но качество звука просто ужас, хотя единственное место, где его можно применить это саб и это будет тухлый саб, с далеко не самым приятным звуком. Даже вшивая TDA7265 по звуку в разы лучше. Лучше собрать Шушурина если хочется на транзисторах без микросхем.

+1


Потому что настраивать нужно, и транзисторы подбирать, а не делать тяп-ляп. Как попало можно на ТДА сделать, а УНЧ на рассыпухе такого отношения не прощают.

0


Простые схемы работают просто и надежно. Но не всегда.
Здесь нет настройки нуля - так что схема критична к разбросу VT1, VT2. В данном случае подойдет транзисторная согласованная пара в одном корпусе.
Звук из-за применения электролитов - специфичен. На ноунейм китайцах вполне возможен громкий мерцающий шум. Так что кондеры придется брать качественные и менять их через каждые тысячу-две тысячи часов. Тем более, здесь в целях экономии активных элементов (для источников тока) применены бутстреп конденсаторы - напрямую влияющие на звук.
Резистор R5 попросту можно убрать. В целом, для начинающего сойдет, хотя можно было и попроще.

0


0


0


Для советского конструктора она, в свою очередь, была свистнута из Радио 1972 №6 с некоторым изменением комплектации. Если нужна регулировка 0 на выходе - вместо R5 ставить последовательно включённые 510 Ом постоянный и 1 кОм подстроечный. Приличного по сегодняшним меркам звука от этой схемы не ждите, она интересна разве что исторически.

0


0


Что общего с Кантатой? Дифкаскад? Или оконечники 805-е? Тут тройка на выходе, в Кантате двойка. Дифкаскад и УН в Кантате с ГСТ, а тут просто резисторы. Кроме того между ними лет 15 разницы. Больше на модернизированного Филина 72 года смахивает или упрощенного Шушурина 78 года

0


0


0


Пробовал, небольшое улучшение , особой разницы нет. Но схема неубиваема, у меня вполне на этой схемемног лет работал.

0


0


Да. Но лучше не надо: это будет на пределе допустимого по Uкэ для 159нт1 - 20В. Желающим поелозить в самой схеме посоветую сначала заглянуть в Радио 1979 №6 стр. 43. Однако в любом случае по сегодняшним меркам характеристики этого усилителя таковы, что как в нём ни копошись, это будет очень напоминать общеизвестное "когда коту нечего делать, он. "

0


Ну я бы не сказал что это плохой усилитель, по крайней мере он у меня уже год работает с печаткой из журнала. Звук для моих ушей нормальный, просто хотел сделать его покомпактнее. Трансформатор перемотанный тп 100-10 проводом 1.5 мм

0


0


Я совсем начинающий радиолюбитель, собрал данный усилитель, для меня это первая сборка, хочу попробовать через него подключить самодельный САБ.(Хотя SSS пишет что это будет тухлый САБ). Сигнал пойдёт от ресивера "PIONEER VSX 322" с выхода SAB PRE OUT. Подскажите будет ли это работать, будет ли давать дифференцированный звук по отношению к фронтальным колонкам 6Ом и в каких диапазонах может быть сопротивление САБа.

+1

Лет тридцать назад собирал такой усилитель из радиоконструктора. Потом он долго пылился в кладовке, Не так давно вспомнил о нем, достал, проверил, подключил и остался очень доволен. Звук мягкий, четкий, весьма приятный. Просто нужна соответствующая акустика. Я слушал на Амфитоне 25АС-007

0


Спасибо за ответы на мои вопросы, но есть еще один - на выходе составные применить можно или нет для повышения мощности и надежности?

0


Алексей всё интересуется, нельзя ли из Москвича-412 сделать Land Cruiser. "Блажен кто верует". Теперь по порядку. Алексей, составной транзистор - это не обязательно две или более включенные последовательно одна за другой транзисторные структуры, сформированные в одном кристалле и запечатанные в один корпус. Составной транзистор можно собрать и на дискретных приборах, поначалу так и делали. В этой схеме в верхнем плече VT5, 7 и 9, а в нижнем - VT8 и 10 и являются составными транзисторами по схеме Дарлингтона, в которой эмиттер предыдущего транзистора нагружен не только на базу следующего, но и на резистор. Если очень хочется, можно попробовать заменить VT7и 9 "наверху" и VT8и 10 "внизу" на два КТ827, например. Звук это не улучшит, но если хочется. По мощности (захотелось вздрючить соседей?): Pвых = Uвых^2/Rнагр., как известно. То есть можно либо увеличить Uвых, для чего приподнять плюсовое и минусовое напряжения питания, либо снизить сопротивление нагрузки. Если и то и другое делать без оглядки на характеристики транзисторов, в надёжности можно и проиграть. Если же надежность надо повысить, то в схему придётся внедрять исходно отсутствующие в ней элементы защиты, предохранители в цепях питания здесь не спасут: выходные транзисторы сгорают быстрее предохранителей. Вот так примерно, Алексей.

0


Нет мощности хватает для дома и звук устраивает, у меня проблема в другом выхода греются стоят все 4 транзистора на радиаторе от магнитофона комета, может радиатор маловат, поэтому я и спрашивал про составные или может по два в паралель поставить для снятия нагрузки на них . Стоят на выходе кт 819

+1


Алексей, почему бы не начать задавать вопросы более осознанно? Тогда и ответить можно будет точнее. Это я не потому, что вот я тут такой гуру весь в белом, а он там "запикано" презренный, потаскаю-ка я его фейсом по тейблу - нет, конечно. Но или ". составные применить можно или нет для повышения мощности. ", или ". мощности хватает. " - здесь что-нибудь одно, согласитесь. А если интересует почему греются выходные транзисторы - так сразу бы об этом и спрашивали.
И, опять же, по порядку. "проблема в другом выхода греются" - вот это как понимать? Выход усилителя - это два провода, сигнальный и общий, они-то в вашем изложении и греются?
Ok, речь всё же идёт о чрезмерном, на ваш взгляд, нагреве выходных транзисторов. Они у вас "греются стоят все 4 транзистора на радиаторе" - попробую профильтровать этот поток. Греются - что значит "греются", в некоторых пределах эти транзисторы и должны греться. Греются под сигналом на большой мощности или греются без сигнала? До какой температуры греются - если приблизительно, то палец терпит (это 50-60 градусов) или можно на радиаторе чайник кипятить?
Не указано.
"все 4 транзистора на радиаторе от магнитофона комета" - и что? Алексей, самых разных моделей магнитофонов "Комета" с 50-х годов и до конца советских времён было выпущено чуть более чем до фига, это снова ни о чём. Каковы размеры радиатора и какова измеренная номинальная мощность усилителя на нагрузке какой величины?
Не указано.
"может радиатор маловат" - а хрен его знает, может и маловат. А может, и в самый раз. А может, великоват ток покоя. Каков ток покоя? Каков он при включении, то есть на холодном усилителе и каков после прогона усилителя без сигнала в течение минут 20-30? Почему выбрано такое значение этого тока, а не больше и не меньше?
Не указано.
"на выходе кт 819" - снова: и что? КТ819 в пластмассе или КТ819 в металле,- не указано - у этих разновидностей разная площадь контакта с радиатором, пластмассовые при прочих равных условиях греются чуть больше, ничего страшного.
Вот видите, Алексей, вы ставите вопросы таким образом, что ответить по вашей ситуации при всём желании едва ли возможно. Поэтому о некоторых причинах перегрева выходных транзисторов - довольно абстрактно:

- действительно маленький радиатор,
- слишком высокое тепловое сопротивление (другими словами - плохой тепловой контакт) между корпусами транзисторов и поверхностью радиатора - излишне толстые или из малотеплопроводного материала прокладки на транзисторах; отсутствие, недостаток или излишек термопасты; транзисторы слабо или с перекосом привинчены к радиатору,
- неадекватно высокий ток покоя,
- плохой тепловой контакт между радиатором и термодатчиком VT4,
- "звон" (самовозбуждение на ВЧ) усилителя, здесь куча причин: неудачная разводка платы, земляных цепей, цепей питания, неправильная коррекция АЧХ, скверный монтаж - например, излишне длинные и не свитые провода между платой и транзисторами на радиаторе, отсутствие или не те номиналы антизвонной цепи R19C6, некачественные элементы - например, паршивенькие электролиты, проявляющие уже на нескольких килогерцах немалую паразитную индуктивность, б/у ранее слегка (но не полностью) подгоревшие и деградировавшие транзисторы. много чего,
- подача на вход сигнала, уже загрязнённого ВЧ наводками (а фильтр нижних частот на входе отсутствует),
- слишком реактивная и/или низкоомная нагрузка.

Это так, на ходу припомнилось. Может, кто ещё что вспомнит. А ставить два в параллель выходных транзистора при такой выходной мощности смысла нет никакого: на нормальной нагрузке и в нормальном режиме одиночные потянут без всяких проблем. КТ819 точно потянут.
По хорошему надо не выдумывать что бы ещё куда прикрутить, а измерить режимы транзисторов и посмотреть осциллографом, что происходит в схеме как без сигнала, так и при работе от генераторов синуса и импульсного; что имеем на холостом ходу, а что - под нагрузкой или на её эквиваленте. Такой разговор будет предметным, а пока что всё напоминает попытку описать сегодняшнюю погоду исходя из ощущений на выставленном в форточку обслюнявленном пальце.
А первым делом - суметь корректно сформулировать задачу: что наблюдается, что не устраивает, к чему стремимся и какие издержки на этом пути будут считаться приемлемыми.
И тогда, Алексей, вам помогут более результативно.

Достался бонусом вот такой аппаратце. Внутри практически всё выпотрашенно.
Ни когда таких не встречал. Кто нибудь обладает по нему информацией?
Если кому надо, отдам как корпус или под восстановление.

Изображение

не видел такого. Напоминает серию "музыкальных примочек", которая была в 80-х. Флэнджер, хорус, эквалайзер.. возможно и усь из той серии.. если габариты небольшие.

С переменным успехом собираю механизмы, ручной инструмент, бензо-, электро-технику и звукоакустические аппараты, оптику, часовую и военную тематику 1800-1995 гг.

Назарий писал(а): Достался бонусом вот такой аппаратце. Внутри практически всё выпотрашенно.
Ни когда таких не встречал. Кто нибудь обладает по нему информацией?
Если кому надо, отдам как корпус или под восстановление.

Изображение

да, это усилитель из набора, очень тяжело настраивался, и все равно горели выходные тр-ры регулярно, так и забросили(несколько электронщиков в 90г пытались), да и звук был не ахти-какой - уровня веги-108, платы УМ до сих пор где-то у меня валяются

Набор-конструктор. В конце 80-х закупали массово из-за корпусов. Коллеги в них делали спутниковые ресиверы.

Да, набор конструктор - сделай сам. Детали - в пакетике, платы и корпус с ручками.
Корпусочек - симпатичненький, хоть и кривоватый, по воспоминаниям.
Угробил студенческих денег..прорву. звука не было.

Помниться, что то внутрь запихнул готовое и еле продал за полцены.
Не думал уж повидать

Интересный трупец Электроника 20-1 стерео

Это набор для самодельной сборки,не помню точно,как назывался,но я такой собирал,мошность-ват пятнадцать двадцать кажется,точно не помню,продал я его давно,но документация осталась.Если очень надо,пороюсь и вечером выложу инфо.

Это конструктор. Описание у меня есть и в приложении к Юному технику печатали. Целый номер около 88 года.
Усилок приличный классическая схема операционника на дискрете, только в оригинале на выходе стояли пара КТ805АМ и КТ835 (или 837, забыл уже). Конечно они не пара друг другу, менял на 818 и 819. Немного разгонял, добавлял емкости в питание и уменьшал резисторы в эммитерах выходных транзисторов, именно они делают звук ватным, рано наступает ограничение. Мал выходной ток.
Предварительный с тембрами по классической схеме операционник и мостовой регулятор. Опер КМ551уд1А, во многие лепили Б. В принципе можно напаять любой приличный, только с ножками разобраться надо, распайка , насколько помню, необычная.
Есть вход винил-корректора, о нем без слез говорить невозможно, не только из за микрухи - та же 551, а и постоянные времени немного отличаются от стандартных.
Защита выхода обычная. Реле РЭС22 - много контактов и малый ток.
Достоинства - малый размер, чуть больше 1 юнита. Очень приличный тороидальный транс и крепление транзисторов к радиатору не с помощью стандартного отверстия, а с помощью прижима корпуса на двух винтах. Отличный конструктор для ТДА какой -нибудь.

Вот,нашел документацию,целая книжечка с подробными рисуеками монтажа.Правда,мой назывался просто Электроника-20(без единички)Мощник собран на КТ805АМ(2 шт),раскачка,они же фазоинвертор-КТ814Г иКТ815Г.На входе дифкаскад на КТ361Г.еСТЬ ЗАЩИТА ПО ТОКУ НА кт361.В общем несложная схема,при использовании исправных комплектующих начинала работать сразу,единственное-выставить ток покоя.В винилкоректоре и в предварительном микра КМ551УД2А.Имелся блок защиты от постоянки на выходе.В принципе,полностю законченный полный УНЧ.Индикатор выхода на светодиодах с применением 315 и 361 транзисторов.В принципе,самое слабое звено,почему то у меня довольно часто он отказывался работать.
Вот параметры;
номинальная мощность при сопротивлении 8 Ом-20 Вт
ЭДС на входн корректора-2 мВ.
На универсальном-200 мВ
Гармоники-не более0,15%


В середине 80х почему-то все и вдруг в СССР начали выпускать блочную аппаратуру компактных размеров. Все начала производства "уместились" в 3 года: с 1983 до 1986. Интересно, с чем это связано? Какой-то партийный деятель съездил на очередную выставку и "загорелся"?

Сразу сборная табличка. И заодно о каких системах пойдёт речь:


Меня интересуют усилители, в крайнем случае — предусилители.


1984 Электроника УК-003 Стерео 20W@8Ohm/0,3%, 20Hz — 25kHz, 75W, 300х200х60 г.Ереван — не является братом-близнецом Электроникам УК-043-стерео и Ко, производившихся в Виннице (см. далее) при всей внешней схожести. Мешают разные размеры: УК-003 — 30х20см, УК-043 и Ко — уже "стандартные 32х32см. А схемы и платы, как увидим, почти одинаковые. В УК-003 компоновка поплотнее почему-то получилась.


1984 Электроника УК-042-стерео 20W@8Ohm/0,3%, 20Hz — 20kHz, 75W, 320х320х60 завод «Ореол», г. Винница


1985 Электроника УК-043-стерео 20W@8Ohm/0,3%, 20Hz — 25kHz, 75W, 320х320х60 завод «Ореол», г. Винница — изменен дизайн, светодиодные индикаторы перегрузки, увеличен диапазон частот до 25000 Гц.
1986 Электроника-043-стерео завод «Ореол», г. Винница — переименование.
1987 Электроника У-043-стерео завод «Ореол», г. Винница — переименование.


"Электроника-20" — набор конструкторов, выпускавшихся в г. Винница (усилитель по крайней мере) и включавший в себя:


Комплекс 1985 Орбита-002-стерео завод "Электроаппарат", г. Ростов. Стоил комплекс не много ни мало, а 3000р (!).
— Орбита МП-121С — Дека
— Орбита ЭК-002-стерео — 10-полосный графический эквалайзер
— Орбита УП-002 — пред с тембрами НЧ/ВЧ и электронной регулировкой громкости
— Орбита УМ-002 2х50W@4Ом/0,07%, 20…25000Гц, s/n 92 дБ, 220W 7,5kg 320х320х60 — Оконечный Усилитель Мощности. Было как минимум, две ревизии: с "косым" выхлопом на 2х КТ-808 и с симметричным на КТ818ГМ/819ГМ.
Орбита УМ-002 не является "родственником" ни одному из рассматриваемых усилителей. Разве что "Оде" (см. далее), и то чуть-чуть.


1985 Ода-101-стерео (Муромский завод РИП). Все блоки комплекса «Ода-101», в т.ч., и корпуса АС, были изготовлены из Алюминия. Все назывались "Ода-101 Стерео". В комплекте присутствовали:
— тюнер
— магнитофон с верхней загрузкой кассет
— УКУ (то ли Усилительно-Коммутационное Устройство, то ли Устройство Контроля и Управления, проще говоря, предусилителя)
— УМ
— ЭП Орфей-101-С (Не "Ода" !)
— АС с двумя 2ГД-36 в качестве ВЧ и 10 ГДН-1-4 (6ГД-6) в качестве НЧ.
Комплекс весьма редкий, данных по нему нет.
Говорят, что сняли с пр-ва т.к. был дорогим и не пользовался спросом. … Это странно … Цена за комплект с патефоном — 1240 руб, без — 932 рубля, что вполне на уровне других комплектов.
Ода-102 стОила 650руб, что в 1.5 раза дешевле.


1986 Ода-102-Стерео — упрощённая версия Ода-101-стерео. С "крылатого" металла перешли на "хвостатый". Тоже Муромский завод РИП.
— Ода-102С — УКВ тюнер
— Ода-302С — кассетный магнитофон-приставка
— Ода УП-102С — предварительный усилитель
— Ода УМ-102С — УМ
— 15АС-213 — АС
Проигрыватель забыли :-(
Это уже более распространенный комплекс. На него можно посмотреть подробнее.
"Ода" значительно компактнее тех же "Электроник": всего 223x247x75 мм. Магнитофон "двойной" высоты — 145мм. Усилитель 223x240x75мм 3,4кг. При этом в него умудрились впихнуть полноценную розетку для собратьев по цеху ООООоооо.
Цена комплекта — 650р.


1987 Радиотехника МЛ-6201 / Рига-230 / Аэлита РМ204С выпускал "наше фсьо" — Рижский Радио Завод имени А.С.Попова, а "Аэлиту" — Курганское ПО "Курганприбор" с 1989г, выпущено всего порядка 10 000 экземпляров ("Аэлит").
530х235х290 мм 10,5 кг 675р. Размеры основного блока 290х235 мм (?), т.е. бОльше, чем у "Оды" (223x240), при этом мощность около 2х3Вт (указано 2х10Вт). Могла работать как от сетевого БП, так и от 8 элементов А-343.
Цена — 700р (ориентировочно).


Были еще конструкторы "СТАРТ", выпускавшиеся аж с 1970 года разными предприятиями, в основном — заводом «Электроприбор» в городе Каменец-Подольске (коробка с красной наклейкой, на которой нарисован катушечный магнитофон). Конструкторы были самыми различными. Чего там только не было, но основная тематика — звукотехника, светомузыка, … . Был и стереокомплекс "Старт 7235 стерео", выпускался предположительно с 1989 года. Были как наборы без корпуса и БП (то ли для снижения цены, то ли в расчёте на то, что платы пожечь проще, чем корпус с БП), так и с ним.
Размеры 300х230х75 (как у "Электроник" из Т1-003). Вес УП — 2 кг, УМ — 4,5 кг.
УП не имел своего трансформатора и питался от трансформатора в УМ (где-то я такое видел … :-) ).

1990 Солярис У-110С / Солярис 50У-201С" Пензенское ПО "Электроприбор"
2х50 Вт 20…20000 Гц 4_Ом 0,7% 385х320х75 Масса 9 кг (больше, чем весит "Амфитон-002" и "Радиотехника-101")
Цена — 1500 рублей. Очень не хило опять таки.

"Электроника T1-003-стерео" с 1983 года выпускал Горьковский завод "Орбита" (обратите внимание: "Электронику" выпускала "Орбита"). Точнее, выпускали в Горьком тюнер, может, еще что-то, и комплектовали всё в кучу.

Не путать с ''Электроника ТА1-003'', который производило Фрязинское ПО "Электроприбор" с 1980г.


Это совсем разные вещи :-). И отношения друг к другу не имеют.

Состав комплекса:
— "Электроника МП-111С" — Кассетный магнитофон-приставка.
— "Электроника Т-003 стерео" — Стационарный транзисторный тюнер.
— "Электроника-Э-001-стерео" — Эквалайзер.
— "Электроника УК-003 стерео" — Усилитель мощности.
— "25АС-128 (328)" — Акустическая система.
— "Электроника-001-стерео" — проигрыватель — так же мог входить в состав комплекса. А мог и не входить. Много этих "Электроник-001-стерео" что-то — уже третья. Запутаться можно.

Посчитаем, сколько он стОил: тюнер — 300р, эквалайзер — 350р, усилитель — 270р, пара АС — 260р = 1280р + магнитофон. Если предположить, что магнитофон стОил тоже порядка 300р, то получим около 1600р. Весьма неслабо по тем временам. Годовая средняя зарплата.
Тут сказано, что комплекс без магнитофона стОил 1200р.

По фото по ссылке показалось, что колонки на плоских сотовых динамиках и ВЧ какой-то сильно интересный типа как от "Электроника 75/100АС — 060 / 063 / 065 /".
Но посмотрел повнимательнее — и отпустило. Это 25АС-128 на 35ГДН-1-8 (25ГД-26Б) и 6ГДВ-6-16 (10ГД-35). С Пассивным Излучателем.

Характеристики усилителя: 2х20 Вт 0,3% 20…20000 Гц 300х200х80 (такие габариты имеют все блоки комплекса).


Смущает ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКАЯ глубина — всего 20см. Не нашёл, сколько весят. Сомневаюсь, что туда можно запихнуть хоть что-то достойное (я про усилитель есссно). Зато можно поставить на подоконник :-).


Фото УМ с разных ракурсов, и, видимо, слегка разных ревизий (используются разные тр-ры). А возможно, уже ремонтировали (заменили):




Схема, судя по всему, вот эта:


Качества получше не нашлось. Да и смысл?
Видим простейший "короткий" усилитель с минимально возможным кол-вом каскадов и без каких либо изысков. Разве что входной каскад линеаризован. Уже за одно это ЖИРНЫЙ ПЛЮС.
Схема аналогичная почти у всех "Электроник" данной серии — потом и разберём все. Может, качество получше будет.
Выход "косой" на двух КТ-805БМ, В принципе, для 8 Ом и 20вт должно хватить. Ни о каких изысках речи не идёт.
Но сам УМ весьма "концептуальный". Хотя для пущей концептуальности 3х симметричный выход ему бы не помешал.

Позже "Электронику УК-003-Стерео" выпускали с цельногнутой алюминиевой мордой передней панелью

1984 Электроника УК-042-стерео 20W@8Ohm/0,3%, 20Hz — 20kHz, 75W, 320x320x60


Вот такое вот изделие. Дизайнеры, видимо, вдохновлялись мультиком "Вовка-тренер", вышедшем в 1979 г.
Надо сказать, что выпускали сиё изделие не долго, видать, руководство приняло меры: кто-то получил по шапке, ближайшие посадки конопли были уничтожены, и с осени 1984 года выпускался уже гораздо более привлекательный внешне усилитель.

1985 Электроника УК-043-стерео 20W@8Ohm/0,3%, 20Hz — 25kHz, 75W, 320x320x60


Как говорится, узрите разницу.
Появились светодиодные индикаторы перегрузки, был увеличен диапазон частот до 25кГц.

В 1986 году он получил новое имя
1986 Электроника-043-стерео 20W@8Ohm/0,3%, 20Hz — 25kHz, 75W, 320x320x60
А в 1987 — еще одно
1986 Электроника У-043-стерео 20W@8Ohm/0,3%, 20Hz — 25kHz, 75W, 320x320x60
Пишут, что все эти усилители внутренне идентичны.


Все эти системы уже "стандартного" миди-размера 320х320. Внутри, соответственно, попросторнее. Даже видно некоторые прогалинки … .


На схеме корпусов логики больше, чем на иных материнских платах. И не удивительно: квазисенсорный переключатель входов (электронная коммутация), плюс что-то еще. Кто-то "оторвался".
Вот думаю: чья-то дипломная работа?

Сам же усилитель является классическим представителем усилительного примитивизма. Или супрематизма? В общем, максимально короткий тракт, ничего лишнего. Тем, кому нравятся усилители 70х будут довольны:

Дифкаскад100/ГСТ — ОЭ100/ГСТ — косая "двоечка" на КТ805АМ. Ну а что еще в те времена было надо, кроме как "ОНО РАБОТАЕТ!"?


Расположены они на боковых радиаторах. А плата посередине — управление и пред.


1988 Электроника-20 Стерео — входил в электронный набор «Старт» (?), который предназначен для детей в возрасте 14 лет и старше, интересующихся построением высококачественно радиоаппаратуры.
Набором предусмотрены два варианта сборки усилителя: 20 Вт/8 Ом или 10 Вт/4 Ом. Первая версия УМ была без индикаторов (95 рублей).


Электроника-20 стерео 2x20W@8Ohm / 2x10W@4Ohm (ограничение по току) 0,15%, 20Hz — 30kHz, 75W

Также выпускался эквалайзер Электроника Э — 20 Стерео той же серии (70 рублей).

Также был набор Электроника АС20, которы предоставлял возможность собрать малогабаритную АС на базе 25ГДН-3 и 6ГДВ-2 (цена набора на 1 АС — 40 рублей). То есть пара АС — 80 рублей. Пара АС Радиотехника S-30B тогда стОила порядка 120р, если мне память не изменяет.

Набор был описан в специальном выпуске приложения к журналу "Юный Техник" за декабрь 1987 года.


Довольно грамотный с точки зрения охлаждения конструктив, довольно мощный тор.
Внутри посвободнее благодаря применению галетного селектора входов вместо блока переключателей.


Схема ничем не отличается от остальных "Электроник". Разве что качество рисунка получше :-).

Так как схемка довольно простая, разберем ее подробнее:
Дифкаскад: VT1, VT3, линеаризация — R4, R7
И таки нет, не примитивизма/супрематизма. Применен достатчно интересный входной каскад: с управляемой или активной нагрузкой (это не термин если что, я сам только что придумал).
Дифкаскады обычно нагружают на:
— резисторы — получают макс. линейность и опр. Ку (в случае наличия линеаризации)
— на ГСТ — Ку выше, линейность ниже, но искажений это не привносит т.к. функция весьма линейна, а с учётом того, что сигнал на каскаде уменьшается пропорционально возростанию общего Ку (схемы с ОООС надо считать отталкиваясь от выходного, а не входного сигнала). Нормальное решение повысить птлевое, не вводя лишних каскадов.
— здесь имеем "активную нагрузку", то есть выход ДК становится "двухтактным". Ку еще выше, чем с ГСТ. А что еще лучше: т.к. тянет и "вверх" и "вниз" — улучшается симметричность и частотные св-ва каскада, что позволяет не особо усердствовать с коррекцией УМ в целом, что в свою очередь позволяет сократить и уменьшить переходные процессы.
Понятно, что эффект Миллера никто не отменял, и без принятия особых мер в виде каскодов, он будет возрастать с увеличением Ку и действовать отрицательно на частотные св-ва каскада.
Активная нагрузка — R8/VT2/R5. Есть еще C4, являющийся элементом частотной коррекции и "валящий" усиление каскада до оного с ГСТ примерно с 30кГц (тогда импеданс С4 становится равным сопротивлению (импедансу) R8.
— ОЭ (Общий Эмиттер, или UI, если линеаризована): VT5, R13 — токозадающий резистор — C5, R14/C7 — элементы частотной коррекции.
— ГСТ: VT4, R12 — токозадающий резистор, VD2, VD3 задают опорное напряжение на базе VT4.
— BIAS (смещение выходного повторителя): VD4, VD5, VD6, R15 — регулировка.
— защита: VT6, VT7 с обвязкой
— выходной повторитель: VT8/VT10 VT9/VT11
— R24, C11 — цепь Цобеля, замыкающая на себя всякие ОВЧ и СВЧ сигналы. Нужна для устойчивости усилителя.

Схема — просто идеал короткого тракта: линеаризованный ДифКаскад, за ним сразу линеаризованный ОЭ/ГСт в раскачке и выходная "двоечка". Т.е. в выходном повторителе заменяем "двоечку" на "троечку", в идеале — с полевичками в драйверах, с мощными выходными транзисторами и получаем мини-Мы Sony F-555ES :-).

В продолжении будут более интересные системы с более интересными схемами.

Читайте также: