Национальная система квалификаций конструктор карьеры

Обновлено: 28.03.2024

Алла Факторович: НСК – конструктор карьеры

Мир меняется быстро. Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Все динамично и непредсказуемо. У поколения NEXT нет шансов, единожды получив квалификацию, не менять и не наращивать ее. Появляются новые профессии и исчезают привычные, казавшиеся вечными. И все это происходит в течение жизни одного поколения.

Образование становится непрерывным, а готовность к построению образовательных и карьерных траекторий - ключевым навыком современного человека. Дефицита предложений на рынке образовательных услуг уже давно нет. Создана масса доступных образовательных онлайн-платформ, практически «весь мир в смартфоне». Но как всем этим пользоваться, чтобы уверенно строить свой профессиональный маршрут, осваивая новые компетенции?

В стенах вузов и колледжей молодые люди мало слышат о рынке труда и его требованиях, не всегда могут четко перечислить основные функции, которые им предстоит выполнять на рабочем месте. Между тем, есть эффективный инструмент, который обеспечит уверенную навигацию в мире квалификаций. Путеводителем для всех, кто хочет понять, как этот мир устроен, как в нем ориентироваться, чтобы всегда быть востребованным и успешным профессионалом, легко справляться с вызовами неопределенности и изменчивости, является национальная система квалификаций (НСК). Она отвечает на вопросы, что такое квалификация, какие знания, умения, опыт нужны, чтобы ее получить и подтвердить, как оценить свою квалификацию и сравнить ее с требованиями, предъявляемыми работодателями в профессиональных стандартах.

К сожалению, в образовательных организациях пока не учат пользоваться инструментами НСК. Для того, чтобы помочь молодежи получить реальный опыт проектирования своего профессионального пути в самом его начале, Базовый центр подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций запустил новый перспективный проект под названием «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры». Он направлен на продвижение НСК в молодежную среду.

В рамках проекта разрабатывается интерактивный курс, который может быть встроен в любую образовательную программу. Он будет просто, современно и ярко рассказывать молодым людям о профессиональных стандартах, квалификациях, стратегиях поведения на рынке труда, учить пользоваться инструментами и цифровыми сервисами НСК, чтобы точно определять недостающие компетенции, потребности в обучении, находить или собирать из многих предложений свою уникальную образовательную программу, которая поможет освоить нужную квалификацию. Вместе со студентами будут учиться и их педагоги. Им предстоит освоить новые компетенции и сформировать их у своих учеников.

Новый курс станет надежным проводником в мире профессиональных возможностей для людей любого возраста, научит действовать (и даже получать удовольствие) в ситуации неопределенности и быстрой смены технологий.

Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович

Источник : Электронная газета «Вести образования»


Одной из острых социальных проблем современного российского общества является проблема занятости молодежи. В силу специфики человеческого капитала и социально психологических характеристик молодежь является наиболее уязвимой и недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. В стенах вузов и колледжей молодые люди мало слышат о рынке труда и его требованиях, не всегда могут четко перечислить основные функции, которые им предстоит выполнять на рабочем месте. Между тем, есть эффективный инструмент, который обеспечит уверенную навигацию в мире квалификаций.

В 2019 году целях формирования практики применения национальной системы квалификаций как инструмента профессионального развития и построения карьеры студентов и молодых специалистов Базовый центр подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций запустил новый перспективный проект «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры».

К пилотной апробации проекта подключились 13 регионов России.

Главный компонент проекта – учебная дисциплина, которая может быть органично встроена в любую образовательную программу. С помощью нее педагогические работники смогут просто, современно и ярко рассказывать молодым людям о профессиональных стандартах, квалификациях, стратегиях поведения на рынке труда, учить пользоваться инструментами и цифровыми сервисами национальной системы квалификаций, чтобы точно определять недостающие компетенции, потребности в обучении, находить или собирать из многих предложений свою уникальную образовательную программу, которая поможет освоить нужную квалификацию. Вместе со студентами осваивать новые компетенции начинают и педагогические работники.

С октября 2019 года Территориальными центрами Национального агентства развития квалификаций реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических работников по темам:

  • «Проектирование системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов» (ориентирована на методистов);
  • «Проектирование и реализация программы учебной дисциплины «Конструктор карьеры» (ориентирована на методистов, преподавателей и мастеров производственного обучения, в т.ч. выполняющих функции кураторов).

В Региональном институте кадровой политики с ноября 2019 года обучение проходят 55 педагогических работников из Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края.

Результатом освоения программы «Проектирование системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов» является приобретение слушателями умений и знаний, необходимых для совершенствования организационно-педагогического сопровождения методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения.

По завершении освоения программы методисты смогут:

  • обучать преподавателей и мастеров производственного обучения применению инструментов и информационных ресурсов НСК для проектирования системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов;
  • разрабатывать методические рекомендации для педагогических работников по проектированию системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов.

Результатом освоения программы «Проектирование и реализация программы учебной дисциплины «Конструктор карьеры» является овладение слушателем компетенции по разработке программы и методического обеспечения учебной дисциплины «Конструктор карьеры», а также развитие умения использовать современные подходы, формы и методы сопровождения профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры студентов.

По завершении обучения слушатели научатся:

  • анализировать требования профессиональных стандартов, иных квалификационных характеристик, требования, предъявляемые профессией к человеку (набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии);
  • адаптировать примерную программу учебной дисциплины «Конструктор карьеры», в том числе разрабатывать учебные материалы с учетом конкретной профессии, специальности, осваиваемой студентами;
  • подбирать формы, методы и приемы обучения, реализовывать образовательную технологию с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, особенностей современных студентов;
  • ориентироваться в информационных источниках по вопросах востребованности специалистов определенной квалификации на рынке труда, трудоустройства и перспектив выстраивания вертикальной и/или горизонтальной карьеры;
  • обучать применению инструментов и информационных ресурсов НСК для построения и развития профессиональной карьеры.

Разработчики программ, в число которых входят сотрудники Регионального института кадровой политики Иркутской области, надеются на то, что новые программы помогут педагогическим работникам в формировании систем поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов, научат эффективно действовать в ситуации неопределенности и быстрой смены технологий.

Образование и бизнес: практики взаимодействия

Кадровый дефицит – одна из острейших проблем современного бизнеса. Такие результаты показали исследования, проведенные Российским союзом промышленников и предпринимателей в 2016 – 2020 годах. И даже при сокращении количества рабочих мест дефицит рабочей силы по-прежнему остается. Источник проблем – разрыв между ожиданиями работодателей и тем уровнем компетенций, с которыми выходят на рынок труда выпускники колледжей и вузов. Профессиональное образование сегодня не может развиваться как закрытая система, без учета потребностей работодателей. Диалог между сферой образования и сферой труда должен строиться на основании четких взаимных обязательств. Бизнес формулирует для образования своевременный заказ на кадры с определенными квалификациями и требования к содержанию их обучения, система образования отвечает на запрос качественными образовательными программами и соответствующими ожиданиям работодателей результатами подготовки выпускников.

.Не случайно Стратегией развития национальной системы квалификаций до 2030 года предусмотрено системное вовлечение работодателей в управление качеством реализации программ профессионального образования и обучения. Должны быть сформированы условия, обеспечивающие взаимопонимание и, главное, – взаимодействие работодателей и образовательных организаций. Самый эффективный механизм такого взаимодействия – совместная работа по созданию и продвижению лучших практик подготовки кадров. Запуск подобных проектов, их организационно-методическое сопровождение – миссия Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, функции которого выполняет Национальное агентство развития квалификаций (далее – Базовый центр).

За четыре года работы сформирован портфель проектов, который пополняется в ответ на запрос, поступающий от работодателей и образовательных организаций. Познакомимся подробнее с результатами и перспективами работы Базового центра.

Проект «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ СТУДЕНТОВ»

Подтвержденная квалификация укрепляет позицию человека на рынке труда. Даже в случае негативного результата можно получить важную информацию о дефицитах профессиональных компетенций, а также рекомендации по перспективам профессионального развития, освоению новых умений и знаний. Процедура независимой оценки квалификации создает возможности для обоснованного конструирования образовательной и карьерной траектории. Свидетельство о квалификации позволяет понять, что конкретно умеет делать тот или иной человек. Для выпускников вузов и колледжей это особенно важно. В настоящее время, завершив обучение, они получают документ об образовании и квалификации, но запись в дипломе не совсем понятна работодателям, поскольку часто не совпадает с названиями квалификаций, существующими на рынке труда.

Независимая оценка важна и для самих молодых людей, и для их потенциальных работодателей. Выход на рынок труда с признаваемыми профессиональным сообществом свидетельствами о квалификации повышает шансы выпускников на трудоустройство и сокращает период профессиональной адаптации. В свою очередь, предприятия получают возможность отбора хорошо подготовленных молодых специалистов, экономят на затратах, связанных с доучиванием персонала. Наиболее удобный вариант применения независимой оценки квалификации в системе подготовки кадров – совмещение процедуры аттестации студентов и профессионального экзамена. Это дает возможность оценить и образовательные результаты, и профессиональную квалификацию.

С 2018 года Национальное агентство развития квалификаций (далее — Национальное агентство) совместно с советами по профессиональным квалификациям (далее – СПК), центрами оценки квалификации (далее – ЦОК), работодателями, колледжами реализует проект по совмещению аттестации выпускников и независимой оценки квалификации.

Идея проекта в том, что государственная итоговая аттестация, промежуточная аттестация проводится в соответствии с законом «О независимой оценке квалификации», проходит в центрах оценки квалификации (далее — ЦОК) или в экзаменационных центрах, которые могут создаваться на базе вузов и колледжей. Экзаменаторами являются эксперты ЦОК. Для аттестации используются те же оценочные средства, по которым сдаются профессиональные экзамены.

За три года в проекте приняли участие 16 СПК, 27 субъектов Российской Федерации, почти 3500 студентов колледжей, почти 46% из них сумели подтвердить квалификацию. Анализ результатов профессиональных экзаменов обнаружил «белые пятна» в образовательных программах как с точки зрения контента, так и в части используемых методов и технологий обучения. В данном случае даже отрицательные результаты стали позитивной практикой, на основании которой образовательные организации принимали обоснованные решения о системных изменениях, необходимых для улучшения качества подготовки кадров.

С 2021 года осуществляется переход от проектного режима к массовому внедрению профессионального экзамена для студентов. Масштабирование проекта предусматривает расширение перечня квалификаций, вовлечение новых колледжей, трансляцию опыта совмещенной процедуры и на высшее образование. Для этого созданы все необходимые информационные, методические и организационные условия.

Национальное агентство развития квалификаций совместно с СПК, ЦОК, работодателями и колледжами реализует проект по совмещению аттестации выпускников и независимой оценки квалификации.

Проект «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ – КОНСТРУКТОР КАРЬЕРЫ»

В стремительно обновляющемся мире образование становится непрерывным, а готовность к построению образовательных и карьерных траекторий – ключевым навыком современного человека. Невозможно сегодня научиться один раз и на всю жизнь.

В стенах вузах и колледжей молодые люди мало слышат о том, как в современном мире строятся карьеры, как устроен рынок труда и какие требования он предъявляет, не всегда четко представляют, какие задачи будут решать на своем рабочем месте. Между тем, есть инструмент, который обеспечит уверенную навигацию в мире квалификаций. Путеводителем для всех, кто хочет понять, как этот мир устроен, как в нем ориентироваться, чтобы всегда быть востребованным и успешным профессионалом, легко справляться с вызовами неопределенности и изменчивости, является национальная система квалификаций (НСК). Она отвечает на вопросы, что такое квалификация, какие знания, умения, опыт нужны, чтобы ее получить и подтвердить, как оценить свою квалификацию и сравнить ее с требованиями, предъявляемыми работодателями в профессиональных стандартах.

Для того чтобы помочь молодежи получить реальный опыт проектирования своего профессионального пути в самом его начале, Базовым центром разработан интерактивный курс, который может быть встроен в любую образовательную программу. Он просто, современно и ярко рассказывает молодым людям о профессиональных стандартах, квалификациях, стратегиях поведения на рынке труда, учит пользоваться инструментами и цифровыми сервисами НСК, чтобы точно определять недостающие компетенции, потребности в обучении, находить или собирать из многих свою уникальную образовательную программу, которая поможет освоить нужную квалификацию.

В рамках проекта предлагается пакетное решение, включающее примерную программу учебной дисциплины и методические материалы к ней, электронное учебное пособие «Карьерное моделирование: от цели к реализации», курс повышения квалификации для преподавателей. Поскольку в карьерном навигаторе нуждаются не только студенты, но и школьники, и молодые специалисты, и все те, кто хочет постоянно развиваться, осваивать новые знания, компетенции, квалификации, в 2021 году будут запущены дополнительные треки проекта.

Чтобы помочь молодежи спроектировать свой профессиональный путь, Базовый центр разработал интерактивный курс, который может быть встроен в любую образовательную программу.

ПРОЕКТ «Квалификация НАСТАВНИК»

Институт наставничества давно и хорошо известен. Он был неотъемлемым атрибутом советского производства. Рядом с молодыми работниками всегда были опытные мастера, которые делились своими знаниями и опытом. К сожалению, в постсоветский период слаженная система на большинстве предприятий оказалась разрушенной. Но в последние годы мы наблюдаем новую волну интереса к ней.

Опыт показывает, что пользу от наставничества получают все. Молодые специалисты и новые сотрудники быстрее адаптируются. Компании формируют команды высококвалифицированных и лояльных специалистов. Однако подготовить таких профессионалов совсем непросто. Для того чтобы учить других, сначала нужно научиться самому. Из этой простой истины и, конечно, из заказа предприятий выросла идея программы повышения квалификации «Психолого-педагогический минимум наставника», разработанной и внедряемой сотрудниками Базового центра.

Разработка программы – первый и далеко не единственный шаг, это только часть большого проекта, участниками которого уже стали 130 организаций из 18 субъектов Российской Федерации (среди них – АО «Красмаш», ООО «КраМЗ», АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва», ПАО «Ростелеком», ПАО «Тагмет» и др.). Базовый центр проводит проектно-аналитические сессии и семинары по проектированию и развитию системы наставничества, повышение квалификации наставников на предприятиях. Разработаны, изданы и размещены в открытом доступе на сайте Базового центра графические и видеоматериалы для участников проекта, в том числе руководства для наставников и HR-специалистов.

Сотрудники Базового центра разработали и внедряют программу повышения квалификации «Психолого-педагогический минимум наставника».

Проект «КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА»

Сегодня от специалиста требуются не только профессиональные компетенции, но и умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Компетенции, которые позволяют это делать, называют общими, надпрофессиональными, ключевыми. Несмотря на повышенный интерес к этим компетенциям и понимание их значимости для профессиональной успешности и построения карьеры, для развития человеческого капитала организации, отрасли, страны, сохраняется разноголосица в представлениях о них. Эксперты предлагают множество пересекающихся друг с другом, но не совпадающих перечней и описаний общих компетенций, в которых они оказываются неотличимыми от личностных качеств, а порой и психофизиологических характеристик человека. Размыта грань между компетенциями и умениями, при построении перечней, как правило, не рассматривается вопрос различий в требованиях к общим компетенциям в зависимости от уровня квалификации, характера профессиональной деятельности. Это приводит к отсутствию преемственности в развитии общих компетенций на разных уровнях общего и профессионального образования, в процессах обучения и развития персонала и в целом при решении задач кадрового обеспечения организации, отрасли, региональной и национальной экономики.

В 2020 году по заказу Базового центра был проведен анализ требований работодателей к общим компетенциям и их предложений соискателями, корпоративных моделей общих компетенций и практик их оценки, изучен отечественный и зарубежный опыт, прошел Всероссийский конкурс лучших практик «Компетенции XXI века».

Анализ показал, что, несмотря на разнообразие, везде представлен примерно идентичный набор требований. Исходя из понимания компетенции как способности к продуктивной деятельности, имеющей конкретный результат, который может оцениваться, включаться в систему социальных отношений и удовлетворять потребности других людей, мы свели все многообразие представленных в разных источниках списков по четырем интегративным компетенциям: «решение проблем», «работа с информацией», «работа в команде и управление людьми», «самоменеджмент (self-менеджмент)». Далее был сформирован проект рамки общих компетенций. Он содержит описания перечисленных компетенций, дифференцированные по 9-и уровням квалификации, фиксируемым в национальной системе квалификаций Российской Федерации (приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»).

Перечень и описания имеют универсальный характер. На их основе может и должно проводиться описание характеристик общих компетенций применительно к видам профессиональной деятельности и профессиональным квалификациям, а затем и оценка их сформированности. Именно эта задача станет приоритетной для работы над проектом в 2021 году.

По заказу Базового центра проведен анализ требований работодателей к общим компетенциям и их предложений соискателями, корпоративных моделей общих компетенций и практик их оценки, изучен отечественный и зарубежный опыт; прошел Всероссийский конкурс лучших практик «Компетенции XXI века».

Проект «КАДРЫ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Использование высоких технологий влияет на современный рынок труда, формирует новые требования к кадрам, а значит, необходима отработка современных технологий кадрового менеджмента, особенно для наукоемких предприятий.

«Кадры для высокотехнологичного предприятия» – новый проект Базового центра. Ключевая идея – формирование культуры запроса на квалификации. Участие в проекте поможет работодателям точно и четко формулировать свой заказ на кадры. В процессе реализации планируется отработка алгоритма формирования системы квалификаций предприятия на базе информационного ресурса «Отраслевая рамка квалификации» и ее использования для определения квалификационных разрывов, планирования актуальных и перспективных потребностей в кадрах, формирования заказа на их подготовку и повышение квалификации персонала, включая требования к результатам, организации и содержанию обучения.

В зоне внимания проекта – вопросы взаимодействия предприятия с организациями, осуществляющими подготовку кадров, в том числе целевого обучения и сетевой реализации образовательных программ, практикоориентированной подготовки под рабочее место, а также мотивации профессионального и карьерного роста работников, обучения в корпоративных учебных центрах.

Важным фактором развития современного высокотехнологичного и наукоемкого производства является появление новых квалификаций и обновление существующих профессий, в том числе изменение требований к компетенциям работников, как профессиональным, так и общим. Поэтому одним из направлений реализации проекта является апробация синхронизированной разработки профессиональных стандартов, квалификаций и образовательных программ.

«Кадры для высокотехнологичного предприятия» – новый проект Базового центра. Ключевая идея – формирование культуры запроса на квалификации.

Проект «РЕЙТИНГ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОЛЛЕДЖЕЙ»

Цифровая трансформация постепенно становится для образования осознанной необходимостью. Тем не менее, отчетливое понимание того, что это за процесс, сформировалось не у всех. Есть те, кто думает, что цифровая трансформация – это просто внедрение новых технологий в существующей организации: достаточно разработать сайты, подключить соцсети, разработать онлайн-курсы, чтобы считаться цифровым колледжем или вузом. На самом деле, это не только и не столько инвестиции в новые технологии, но и глубокое преобразование продуктов и услуг, структуры организации, стратегии развития. Цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером, очных лекций – вебинарами или выполнением и представлением домашнего задания в электронном виде. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Они становятся важным инструментом мышления, который способен кардинально перестроить образовательный процесс.

Сегодня принято оценивать уровень цифровой трансформации образования, используя четырехуровневую модель:

  • подмена: компьютерные технологии используются для выполнения тех же самых действий, что и ранее, нет изменений в преподавании и обучении (текст можно набрать на пишущей машинке или с помощью компьютера);
  • накопление: компьютерные технологии предлагают новый, более эффективный инструмент для выполнения учебных задач, фокус обучения смещается с учителя на ученика;
  • модификация: создаются условия для индивидуализации решения учебных задач;
  • преобразование: появляются решения для новых педагогических задач, которые даже не ставились ранее.

На каком уровне находятся современные российские колледжи? Для ответа на этот вопрос в 2021 году Базовый центр запустил проект, который решает задачи:

  • выявления лучших практик цифровизации среднего профессионального образования;
  • поддержки внедрения цифровых инструментов в образовательную деятельность техникумов и колледжей, в том числе со стороны органов управления образованием;

В 2021 году будет разработана и апробирована методика рейтингования.

Колледжи и техникумы смогут увидеть направления и ориентиры для развития, познакомиться с лучшими практиками внедрения и использования цифровых инструментов. Мы не создаем рейтинг ради рейтинга, мы рассматриваем его как своего рода триггер, который запустит процессы изменений.

В 2021 году Базовый центр запустил проект, который решает задачи выявления лучших практик цифровизации СПО и поддержки внедрения цифровых инструментов в образовательную деятельность техникумов и колледжей

Проекты Базового центра позволяют работодателям формировать заказ системе образования, минимизировать затраты на оценку кандидатов и доучивание персонала, развивать наставничество на производстве и в целом управлять кадрами более эффективно. Система образования получает сигнал от рынка труда, ответы на вопросы кого и как необходимо готовить, возможность сформировать систему устойчивого взаимодействия с работодателями. Молодежь учиться осознанно строить профессиональную карьеру, подтверждать свою первую квалификацию и тем самым повышать конкурентоспособность на рынке труда.

Все проекты Базового центра Национального агентства открыты для новых участников. Мы заинтересованы в формировании сообщества экспертов, готовых вместе с нами формировать и транслировать новые, эффективные способы организации взаимодействия работодателей и образовательных организаций, инструменты повышения качества подготовки кадров.


Кадровый дефицит – одна из острейших проблем современного бизнеса. Такие результаты показали исследования, проведенные Российским союзом промышленников и предпринимателей в 2016 – 2020 годах. И даже при сокращении количества рабочих мест дефицит рабочей силы по-прежнему остается. Источник проблем – разрыв между ожиданиями работодателей и тем уровнем компетенций, с которыми выходят на рынок труда выпускники колледжей и вузов. Профессиональное образование сегодня не может развиваться как закрытая система, без учета потребностей работодателей. Диалог между сферой образования и сферой труда должен строиться на основании четких взаимных обязательств. Бизнес формулирует для образования своевременный заказ на кадры с определенными квалификациями и требования к содержанию их обучения, система образования отвечает на запрос качественными образовательными программами и соответствующими ожиданиям работодателей результатами подготовки выпускников.

.Не случайно Стратегией развития национальной системы квалификаций до 2030 года предусмотрено системное вовлечение работодателей в управление качеством реализации программ профессионального образования и обучения. Должны быть сформированы условия, обеспечивающие взаимопонимание и, главное, – взаимодействие работодателей и образовательных организаций. Самый эффективный механизм такого взаимодействия – совместная работа по созданию и продвижению лучших практик подготовки кадров. Запуск подобных проектов, их организационно-методическое сопровождение – миссия Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, функции которого выполняет Национальное агентство развития квалификаций (далее – Базовый центр).

За четыре года работы сформирован портфель проектов, который пополняется в ответ на запрос, поступающий от работодателей и образовательных организаций. Познакомимся подробнее с результатами и перспективами работы Базового центра.

Проект «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ СТУДЕНТОВ»

Подтвержденная квалификация укрепляет позицию человека на рынке труда. Даже в случае негативного результата можно получить важную информацию о дефицитах профессиональных компетенций, а также рекомендации по перспективам профессионального развития, освоению новых умений и знаний. Процедура независимой оценки квалификации создает возможности для обоснованного конструирования образовательной и карьерной траектории. Свидетельство о квалификации позволяет понять, что конкретно умеет делать тот или иной человек. Для выпускников вузов и колледжей это особенно важно. В настоящее время, завершив обучение, они получают документ об образовании и квалификации, но запись в дипломе не совсем понятна работодателям, поскольку часто не совпадает с названиями квалификаций, существующими на рынке труда.

Независимая оценка важна и для самих молодых людей, и для их потенциальных работодателей. Выход на рынок труда с признаваемыми профессиональным сообществом свидетельствами о квалификации повышает шансы выпускников на трудоустройство и сокращает период профессиональной адаптации. В свою очередь, предприятия получают возможность отбора хорошо подготовленных молодых специалистов, экономят на затратах, связанных с доучиванием персонала. Наиболее удобный вариант применения независимой оценки квалификации в системе подготовки кадров – совмещение процедуры аттестации студентов и профессионального экзамена. Это дает возможность оценить и образовательные результаты, и профессиональную квалификацию.

С 2018 года Национальное агентство развития квалификаций (далее — Национальное агентство) совместно с советами по профессиональным квалификациям (далее – СПК), центрами оценки квалификации (далее – ЦОК), работодателями, колледжами реализует проект по совмещению аттестации выпускников и независимой оценки квалификации.

Идея проекта в том, что государственная итоговая аттестация, промежуточная аттестация проводится в соответствии с законом «О независимой оценке квалификации», проходит в центрах оценки квалификации (далее — ЦОК) или в экзаменационных центрах, которые могут создаваться на базе вузов и колледжей. Экзаменаторами являются эксперты ЦОК. Для аттестации используются те же оценочные средства, по которым сдаются профессиональные экзамены.

За три года в проекте приняли участие 16 СПК, 27 субъектов Российской Федерации, почти 3500 студентов колледжей, почти 46% из них сумели подтвердить квалификацию. Анализ результатов профессиональных экзаменов обнаружил «белые пятна» в образовательных программах как с точки зрения контента, так и в части используемых методов и технологий обучения. В данном случае даже отрицательные результаты стали позитивной практикой, на основании которой образовательные организации принимали обоснованные решения о системных изменениях, необходимых для улучшения качества подготовки кадров.

С 2021 года осуществляется переход от проектного режима к массовому внедрению профессионального экзамена для студентов. Масштабирование проекта предусматривает расширение перечня квалификаций, вовлечение новых колледжей, трансляцию опыта совмещенной процедуры и на высшее образование. Для этого созданы все необходимые информационные, методические и организационные условия.

Национальное агентство развития квалификаций совместно с СПК, ЦОК, работодателями и колледжами реализует проект по совмещению аттестации выпускников и независимой оценки квалификации.

Проект «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ – КОНСТРУКТОР КАРЬЕРЫ»

В стремительно обновляющемся мире образование становится непрерывным, а готовность к построению образовательных и карьерных траекторий – ключевым навыком современного человека. Невозможно сегодня научиться один раз и на всю жизнь.

В стенах вузах и колледжей молодые люди мало слышат о том, как в современном мире строятся карьеры, как устроен рынок труда и какие требования он предъявляет, не всегда четко представляют, какие задачи будут решать на своем рабочем месте. Между тем, есть инструмент, который обеспечит уверенную навигацию в мире квалификаций. Путеводителем для всех, кто хочет понять, как этот мир устроен, как в нем ориентироваться, чтобы всегда быть востребованным и успешным профессионалом, легко справляться с вызовами неопределенности и изменчивости, является национальная система квалификаций (НСК). Она отвечает на вопросы, что такое квалификация, какие знания, умения, опыт нужны, чтобы ее получить и подтвердить, как оценить свою квалификацию и сравнить ее с требованиями, предъявляемыми работодателями в профессиональных стандартах.

Для того чтобы помочь молодежи получить реальный опыт проектирования своего профессионального пути в самом его начале, Базовым центром разработан интерактивный курс, который может быть встроен в любую образовательную программу. Он просто, современно и ярко рассказывает молодым людям о профессиональных стандартах, квалификациях, стратегиях поведения на рынке труда, учит пользоваться инструментами и цифровыми сервисами НСК, чтобы точно определять недостающие компетенции, потребности в обучении, находить или собирать из многих свою уникальную образовательную программу, которая поможет освоить нужную квалификацию.

В рамках проекта предлагается пакетное решение, включающее примерную программу учебной дисциплины и методические материалы к ней, электронное учебное пособие «Карьерное моделирование: от цели к реализации», курс повышения квалификации для преподавателей. Поскольку в карьерном навигаторе нуждаются не только студенты, но и школьники, и молодые специалисты, и все те, кто хочет постоянно развиваться, осваивать новые знания, компетенции, квалификации, в 2021 году будут запущены дополнительные треки проекта.

Чтобы помочь молодежи спроектировать свой профессиональный путь, Базовый центр разработал интерактивный курс, который может быть встроен в любую образовательную программу.

ПРОЕКТ «Квалификация НАСТАВНИК»

Институт наставничества давно и хорошо известен. Он был неотъемлемым атрибутом советского производства. Рядом с молодыми работниками всегда были опытные мастера, которые делились своими знаниями и опытом. К сожалению, в постсоветский период слаженная система на большинстве предприятий оказалась разрушенной. Но в последние годы мы наблюдаем новую волну интереса к ней.

Опыт показывает, что пользу от наставничества получают все. Молодые специалисты и новые сотрудники быстрее адаптируются. Компании формируют команды высококвалифицированных и лояльных специалистов. Однако подготовить таких профессионалов совсем непросто. Для того чтобы учить других, сначала нужно научиться самому. Из этой простой истины и, конечно, из заказа предприятий выросла идея программы повышения квалификации «Психолого-педагогический минимум наставника», разработанной и внедряемой сотрудниками Базового центра.

Разработка программы – первый и далеко не единственный шаг, это только часть большого проекта, участниками которого уже стали 130 организаций из 18 субъектов Российской Федерации (среди них – АО «Красмаш», ООО «КраМЗ», АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва», ПАО «Ростелеком», ПАО «Тагмет» и др.). Базовый центр проводит проектно-аналитические сессии и семинары по проектированию и развитию системы наставничества, повышение квалификации наставников на предприятиях. Разработаны, изданы и размещены в открытом доступе на сайте Базового центра графические и видеоматериалы для участников проекта, в том числе руководства для наставников и HR-специалистов.

Сотрудники Базового центра разработали и внедряют программу повышения квалификации «Психолого-педагогический минимум наставника».

Проект «КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА»

Сегодня от специалиста требуются не только профессиональные компетенции, но и умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Компетенции, которые позволяют это делать, называют общими, надпрофессиональными, ключевыми. Несмотря на повышенный интерес к этим компетенциям и понимание их значимости для профессиональной успешности и построения карьеры, для развития человеческого капитала организации, отрасли, страны, сохраняется разноголосица в представлениях о них. Эксперты предлагают множество пересекающихся друг с другом, но не совпадающих перечней и описаний общих компетенций, в которых они оказываются неотличимыми от личностных качеств, а порой и психофизиологических характеристик человека. Размыта грань между компетенциями и умениями, при построении перечней, как правило, не рассматривается вопрос различий в требованиях к общим компетенциям в зависимости от уровня квалификации, характера профессиональной деятельности. Это приводит к отсутствию преемственности в развитии общих компетенций на разных уровнях общего и профессионального образования, в процессах обучения и развития персонала и в целом при решении задач кадрового обеспечения организации, отрасли, региональной и национальной экономики.

В 2020 году по заказу Базового центра был проведен анализ требований работодателей к общим компетенциям и их предложений соискателями, корпоративных моделей общих компетенций и практик их оценки, изучен отечественный и зарубежный опыт, прошел Всероссийский конкурс лучших практик «Компетенции XXI века».

Анализ показал, что, несмотря на разнообразие, везде представлен примерно идентичный набор требований. Исходя из понимания компетенции как способности к продуктивной деятельности, имеющей конкретный результат, который может оцениваться, включаться в систему социальных отношений и удовлетворять потребности других людей, мы свели все многообразие представленных в разных источниках списков по четырем интегративным компетенциям: «решение проблем», «работа с информацией», «работа в команде и управление людьми», «самоменеджмент (self-менеджмент)». Далее был сформирован проект рамки общих компетенций. Он содержит описания перечисленных компетенций, дифференцированные по 9-и уровням квалификации, фиксируемым в национальной системе квалификаций Российской Федерации (приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»).

Перечень и описания имеют универсальный характер. На их основе может и должно проводиться описание характеристик общих компетенций применительно к видам профессиональной деятельности и профессиональным квалификациям, а затем и оценка их сформированности. Именно эта задача станет приоритетной для работы над проектом в 2021 году.

По заказу Базового центра проведен анализ требований работодателей к общим компетенциям и их предложений соискателями, корпоративных моделей общих компетенций и практик их оценки, изучен отечественный и зарубежный опыт; прошел Всероссийский конкурс лучших практик «Компетенции XXI века».

Проект «КАДРЫ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Использование высоких технологий влияет на современный рынок труда, формирует новые требования к кадрам, а значит, необходима отработка современных технологий кадрового менеджмента, особенно для наукоемких предприятий.

«Кадры для высокотехнологичного предприятия» – новый проект Базового центра. Ключевая идея – формирование культуры запроса на квалификации. Участие в проекте поможет работодателям точно и четко формулировать свой заказ на кадры. В процессе реализации планируется отработка алгоритма формирования системы квалификаций предприятия на базе информационного ресурса «Отраслевая рамка квалификации» и ее использования для определения квалификационных разрывов, планирования актуальных и перспективных потребностей в кадрах, формирования заказа на их подготовку и повышение квалификации персонала, включая требования к результатам, организации и содержанию обучения.

В зоне внимания проекта – вопросы взаимодействия предприятия с организациями, осуществляющими подготовку кадров, в том числе целевого обучения и сетевой реализации образовательных программ, практикоориентированной подготовки под рабочее место, а также мотивации профессионального и карьерного роста работников, обучения в корпоративных учебных центрах.

Важным фактором развития современного высокотехнологичного и наукоемкого производства является появление новых квалификаций и обновление существующих профессий, в том числе изменение требований к компетенциям работников, как профессиональным, так и общим. Поэтому одним из направлений реализации проекта является апробация синхронизированной разработки профессиональных стандартов, квалификаций и образовательных программ.

«Кадры для высокотехнологичного предприятия» – новый проект Базового центра. Ключевая идея – формирование культуры запроса на квалификации.

Проект «РЕЙТИНГ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОЛЛЕДЖЕЙ»

Цифровая трансформация постепенно становится для образования осознанной необходимостью. Тем не менее, отчетливое понимание того, что это за процесс, сформировалось не у всех. Есть те, кто думает, что цифровая трансформация – это просто внедрение новых технологий в существующей организации: достаточно разработать сайты, подключить соцсети, разработать онлайн-курсы, чтобы считаться цифровым колледжем или вузом. На самом деле, это не только и не столько инвестиции в новые технологии, но и глубокое преобразование продуктов и услуг, структуры организации, стратегии развития. Цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером, очных лекций – вебинарами или выполнением и представлением домашнего задания в электронном виде. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Они становятся важным инструментом мышления, который способен кардинально перестроить образовательный процесс.

Сегодня принято оценивать уровень цифровой трансформации образования, используя четырехуровневую модель:

  • подмена: компьютерные технологии используются для выполнения тех же самых действий, что и ранее, нет изменений в преподавании и обучении (текст можно набрать на пишущей машинке или с помощью компьютера);
  • накопление: компьютерные технологии предлагают новый, более эффективный инструмент для выполнения учебных задач, фокус обучения смещается с учителя на ученика;
  • модификация: создаются условия для индивидуализации решения учебных задач;
  • преобразование: появляются решения для новых педагогических задач, которые даже не ставились ранее.

На каком уровне находятся современные российские колледжи? Для ответа на этот вопрос в 2021 году Базовый центр запустил проект, который решает задачи:

  • выявления лучших практик цифровизации среднего профессионального образования;
  • поддержки внедрения цифровых инструментов в образовательную деятельность техникумов и колледжей, в том числе со стороны органов управления образованием;

В 2021 году будет разработана и апробирована методика рейтингования.

Колледжи и техникумы смогут увидеть направления и ориентиры для развития, познакомиться с лучшими практиками внедрения и использования цифровых инструментов. Мы не создаем рейтинг ради рейтинга, мы рассматриваем его как своего рода триггер, который запустит процессы изменений.

В 2021 году Базовый центр запустил проект, который решает задачи выявления лучших практик цифровизации СПО и поддержки внедрения цифровых инструментов в образовательную деятельность техникумов и колледжей

Проекты Базового центра позволяют работодателям формировать заказ системе образования, минимизировать затраты на оценку кандидатов и доучивание персонала, развивать наставничество на производстве и в целом управлять кадрами более эффективно. Система образования получает сигнал от рынка труда, ответы на вопросы кого и как необходимо готовить, возможность сформировать систему устойчивого взаимодействия с работодателями. Молодежь учиться осознанно строить профессиональную карьеру, подтверждать свою первую квалификацию и тем самым повышать конкурентоспособность на рынке труда.

Все проекты Базового центра Национального агентства открыты для новых участников. Мы заинтересованы в формировании сообщества экспертов, готовых вместе с нами формировать и транслировать новые, эффективные способы организации взаимодействия работодателей и образовательных организаций, инструменты повышения качества подготовки кадров.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

. Предмет «Конструктор карьеры»Учебный предмет


Курс повышения квалификации

Специальная оценка условий труда


Курс повышения квалификации

Методика и технологии работы с современными автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе


«Кинезиологические упражнения: профилактика учебного стресса»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

. Предмет «Конструктор карьеры»Учебный предмет

.
Предмет
«Конструктор карьеры»
Учебный предмет

Хотите узнать как правильно спланировать свое профессиональное будущее? Какие.

Хотите узнать как правильно спланировать свое профессиональное будущее? Какие трудовые функции предстоит выполнять на рабочем месте? Как укрепить свою позицию на рынке труда и стать востребованным специалистом?
Молодые люди - это будущее рынка труда. Важно, чтобы они понимали значение профессионализма и квалификации, умели строить карьерные и образовательные маршруты.
Наш новый проект называется «национальная система квалификаций - конструктор карьеры»

C 2019 года в Иркутской области реализуется проект «Национальная система квал.

C 2019 года в Иркутской области реализуется проект «Национальная система квалификаций – Конструктор карьеры» Базового центра подготовки кадров АНО НАРК, который направлен на информирование молодёжи о рынке труда, создание условий для осознанного планирования карьеры, повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
Основные задачи проекта:
-формирование и внедрение практики применения национальной системы квалификации как инструмента профессионального развития и построения карьеры молодых специалистов;
-создание организационных условий развития проекта


В 2019 году в целях формирования практики применения национальной системы ква.

В 2019 году в целях
формирования практики
применения национальной системы квалификаций
как инструмента
профессионального
развития и построения
карьеры студентов и
молодых специалистов
Базовым центром
подготовки кадров
дан старт новому
перспективному
проекту «Национальная
система квалификаций – конструктор карьеры».


Цель освоения дисциплины: Конструктор карьеры состоит в формировании готовнос.

Цель освоения дисциплины: Конструктор карьеры состоит в формировании готовности обучающегося к планированию и реализации собственного профессионального и личностного развития.
Учебная дисциплина решает следующие задачи:
- дает студентам и выпускникам источники информации о требованиях рынка труда к молодым специалистам;
- включает в круг вовлеченных специалистов педагогов и наставников, которые, обучая студентов, сами осваивают новые компетенции;
- информирует широкую аудиторию о новых и перспективных профессиях и специальностях, о многовариантности карьерных траекторий;
- помогает молодым людям осознать свои профессиональные предпочтения и возможности, правильно ставить карьерные цели и адаптироваться на динамично меняющемся рынке труда.

Что мы будем изучать?Наименование разделов учебного предмета: Раздел 1. Совре.

Что мы будем изучать?
Наименование разделов учебного предмета:
Раздел 1. Современный рынок труда. Востребованные профессии и квалификации.
Тема 1. Профессиональный стандарт как инструмент формирования плана карьерного развития
Описание осваиваемой профессии (специальности) и квалификации в профессиональных и образовательных стандартах
Информационные ресурсы национальной системы квалификаций. Возможные пути достижения и повышения уровня квалификации в рамках профессии.
Тема 2. Современное состояние и тенденции развития рынка труда.
Рынок труда: основные понятия, элементы, функции. Классификация рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда.
Общероссийский и региональный рынок труда: особенности спроса и предложения по профессии

Раздел 2. Проектирование профессиональной карьеры Тема 1 Межкультурные, комму.

Раздел 2. Проектирование профессиональной карьеры
Тема 1 Межкультурные, коммуникационные и инновационные компетенции
Профессиональная карьера: понятие, функции, виды, модели. Этапы профессионального и карьерного развития.
Индивидуальный план карьерного развития. Проектирование плана карьерного развития на основе отраслевой рамки квалификаций, профессиональных стандартов и тенденций развития отраслевого рынка труда.
Независимая оценка квалификаций как механизм выявления соответствия квалификации требованиям профессионального стандарта.
Цифровой след и его влияние на карьеру специалиста
Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу.

Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы би.

Информационное обеспечение реализации программы

Краткое описание документа:

Молодые люди - это будущее рынка труда. Важно, чтобы они понимали значение профессионализма и квалификации, умели строить карьерные и образовательные маршруты. Данная презентация знакомит с проектом Национальной системы квалификации «Конструктор карьеры». Рассматриваются цели и задачи и содержание дисциплины, может быть использована в качестве вводного занятия. Презентация разработана в соответствии с программой учебного предмета «Конструктор карьеры» для студентов 1 курсов СПО.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: