Напишите фамилию конструктора самолета который в германии прозвали черной смертью

Обновлено: 27.04.2024

29 декабря 1940 года состоялся первый полёт легендарного советского штурмовика Ил-2 под управлением лётчика-испытателя Владимира Коккинаки. Эта машина стала самым массовым самолётом Второй мировой войны, и, как полагают историки, внесла огромный вклад в победу над вермахтом. Для своего времени Ил-2 обладал весьма солидным вооружением, которое позволяло уничтожать практически все типы целей. За высокие боевые качества немцы прозвали детище Ильюшина «чёрной смертью». По мнению экспертов, хотя самолёт имел ряд недостатков, они нивелировались высокой надёжностью, а также выучкой лётного состава.

80 лет назад знаменитый лётчик-испытатель Владимир Коккинаки впервые поднял в воздух знаменитый бронированный штурмовик Ил-2, ставший впоследствии самым массовым самолётом Второй мировой войны. В общей сложности советская промышленность выпустила более 36 тыс. единиц этой машины.

«Штурмовик Ил-2 положил начало новому роду фронтовой авиации, став достижением авиационной науки своего времени. В его конструкции была реализована выдающаяся конструкторская идея: Сергей Владимирович Ильюшин заставил броню не только защищать, но и работать вместо обычного каркаса планера, что позволило значительно снизить вес машины», — говорится в материалах ПАО «Ил».

Первоначально Сергей Ильюшин планировал сделать из Ил-2 двухместную машину. При этом руководство СССР настояло на одноместной компоновке, но после начала Великой Отечественной войны промышленность освоила выпуск и двухместной модификации, которая расширила боевые возможности штурмовика.

17 января 1941 года был опубликован приказ наркома авиапромышленности СССР Алексея Шахурина. Документ обязывал предприятия выпускать одноместный Ил-2 с двумя пушками ШВАК (по 200 снарядов на орудие) и двумя пулемётами ШКАС (общий боекомплект 1500 патронов).

Позднее арсенал Ил-2 пополнился более мощными 23-мм пушками МП-6 и ВЯ-23. Бомбовая нагрузка штурмовика оценивалась в 400—600 кг. Для самообороны, помимо стрелкового оружия, экипаж самолёта использовал авиационные гранаты, которые сбрасывались на парашютах.

Длина одноместной модификации Ил-2 составляла 11,6 м, размах крыла — 14,6 м, нормальная взлётная масса — 5,31 т, максимальная скорость — 433 км/ч, высота полёта — 7800 м, дальность полёта — 658 км. Штурмовик оснащался поршневым двигателем АМ-38 мощностью 1575 л. с.

«Ил-2 задумывался как двухместная машина. Выбор в пользу одноместной компоновки был продиктован соображениями экономии, но война расставила всё по своим местам: вскоре промышленность начала массово выпускать Ил-2 со стрелком-радистом в задней кабине для обороны задней полусферы», — пояснил в беседе с RT заслуженный лётчик РФ Владимир Попов.

«Неизбежный опустошительный удар»

Детище Сергея Ильюшина продемонстрировало высокую эффективность в борьбе практически со всеми типами наземных и надводных объектов. Основными целями Ил-2 становились пехотные подразделения, транспортные средства, мосты и переправы противника, морская артиллерия и вражеские корабли.

В первые годы войны серьёзным недостатком штурмовика было отсутствие средств поражения немецких танков, однако ситуация изменилась с появлением в 1943 году противотанковых авиационных бомб ПТАБ-2,5—1,5 конструкции Ивана Ларионова. Несмотря на скромную массу (1,37 кг), данные боеприпасы не оставляли шансов даже тяжёлым немецким «Тиграм» и «Пантерам».

Боевое крещение ПТАБ-2,5—1,5 получили 5 июля 1943 года в ходе Курской битвы. Чтобы повысить вероятность поражения бронетанковой техники неприятеля, экипажи Ил-2 в процессе бомбометания создавали огненную полосу шириной примерно 15 м и длиной 70 м при высоте сброса боеприпасов в 75—100 м.

«Пушки Красной армии не брали в лоб броню немецких танков, но сверху их защита была весьма условной, поэтому её удавалось пробивать небольшими авиационными боеприпасами, а иногда и снарядами из орудий. Налёты эскадрилий Ил-2 стали серьёзной угрозой мобильным бронетанковым подразделениям вермахта», — пояснил Владимир Попов.

Как отмечают эксперты, успешные действия штурмовой авиации снижали потери Красной армии, поддерживали её наступательные и оборонительные операции. Руководство советских ВВС старалось применять Ил-2 таким образом, чтобы эскадрильи постоянно меняли друг друга в воздухе, не давая врагу передышки.

Преимущество советских штурмовиков заключалось в том, что они могли неожиданно появиться над частями противника, сея панику в его рядах. В зависимости от обстановки, бомбы сбрасывались с пикирования, горизонтального либо бреющего полёта.

«Есть самолёты, представляющие собой удивительные творения человеческого разума… Именно к таким самолётам-находкам можно в первую очередь отнести Ил-2», — описывал детище Ильюшина Герой Советского Союза лётчик Николай Платонов.

За высокие боевые качества немцы называли Ил-2 «чёрной смертью», «чумой», «летающим танком» и «бетонным самолётом». Советские военнослужащие удостоили штурмовик ласкового прозвища «Илюша».

Принято считать, что колоссальный вклад самолёты Ильюшина внесли в успех крупномасштабной операции «Багратион», проходившей летом 1944 года. В ходе неё советские войска полностью уничтожили 17 дивизий и три бригады группы армий «Центр».

«Его (Ил-2. — RT) конструкция и тактика применения со временем совершенствовались, но неизменным оставалось одно: если над немецкими позициями появлялись «летающие танки», враг в ужасе стрелял из всего, что было, в надежде остановить неизбежный опустошительный удар», — отмечают специалисты ПАО «Ил».

Как говорит Владимир Попов, положительный эффект от применения Ил-2 заключался не только в нанесении существенного материального ущерба врагу. Большое значение имел моральный фактор — пехотинцы Красной армии после обидных поражений 1941 года наконец-то ощутили надёжную поддержку авиации.

Броня спасала жизнь

К главным достоинствам Ил-2, помимо ударных характеристик, относится простота в изготовлении и эксплуатации. Эти качества позволили советской промышленности в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск и ремонт штурмовиков.

Своей популярностью Ил-2 обязан и высоким уровнем защищённости. Гениальность решения Илюшина состояла в том, что броня в конструкции штурмовика выполняла одновременно функцию каркаса планера, отмечают эксперты.

Бронекорпуса для Ил-2 производились на заводах в Подольске, Ленинграде, Сталинграде, в Запорожье и Нижегородской области. Незамысловатая на первый взгляд концепция ильюшинского штурмовика спасла множество жизней советских лётчиков, часто попадавших в самые разные экстремальные ситуации. В своих письмах они благодарили великого конструктора.

«Чёрная смерть»: как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолёт Второй мировой войны

«В годы Великой Отечественной войны, а точнее в 1942 году, мне довелось производить посадку на самолёте Ил-2 на крупный еловый лес, т. к. самолёт был над целью подбит противником. Описывать, как производил посадку, не буду. Но на высоте половины деревьев отвалился по заднюю бронеплиту фюзеляж, деревьями обрезало крылья, после чего самолёт носом ударился в землю. Броня так же, как и в бою, спасла мне жизнь», — благодарил Ильюшина в своём письме бывший лётчик Фёдор Борисов.

Кроме того, пилоты отмечали хороший обзор, удобство наводки на цель при стрельбе и бомбометании с бреющего полёта. Данные качества были достигнуты благодаря тому, что Ильюшин опустил двигатель ниже кабины.

Между тем Ил-2, естественно, не был идеальной боевой машиной. В беседе с RT военный обозреватель Дмитрий Дрозденко уточнил, что в самолёте «плохо слушались органы управления». Также, несмотря на все усилия Ильюшина, из-за необходимости постоянного совершенствования уровня защиты Ил-2 оказался перетяжелённой машиной.

«Идеальной техники вообще не бывает. С одной стороны, лётчики достаточно быстро осваивали штурмовики, но органы управления нередко подводили по причине перетяжелённости машины. Убрать броню было тоже нельзя. Если бы это сделали, то Ил-2 оказался бы лёгкой добычей зенитной артиллерии и других вооружений неприятеля», — сказал Дрозденко.

Эксперт пояснил, что специфика применения штурмовой авиации в годы ВОВ заключалась в нанесении ударов в условиях непосредственной близости к противнику. Действуя на предельно малых высотах, Ил-2 практически всегда находился в зоне поражения средств ПВО и стрелкового оружия вермахта.

«Да, Ил-2 был хорошо бронирован, но летать на нём из-за особенностей боевого применения было гораздо опаснее, чем на истребителях или бомбардировщиках. Штурмовики работали очень близко к земле, и огонь по ним вёлся из всего, что стреляло. Ребята, которые пилотировали Ил-2, — настоящие герои», — подчеркнул Дрозденко.

Эксперт считает, что отдельные недостатки Ил-2 нивелировались высокой надёжностью, простотой в серийном производстве, выучкой и находчивостью лётного состава. По его мнению, Ильюшин смог найти наиболее оптимальный баланс между требованиями к уровню защиты, объёму полезной нагрузки, набору вооружения, скоростью, манёвренностью и массой других важных качеств.

Как отметил Владимир Попов, сочетание боевых и эксплуатационных характеристик в Ил-2 позволяет сделать вывод, что у советского конструктора получилось создать самую эффективную концепцию штурмовика периода Второй мировой войны.

По словам эксперта, Ильюшин предвидел жестокие условия, в которых предстоит применять его детище. По этой причине он воплотил в Ил-2 не только качества штурмовика, но и универсальной боевой машины. Так, в условиях дефицита авиатехники Красная армия использовала Ил-2 в разведывательных целях, а двухместные модификации самолёта Ильюшина могли отправляться на боевые задания без прикрытия истребителей.

«Ил-2 — это действительно потрясающая для своего времени машина. Немцы неслучайно прозвали наш штурмовик «чёрной смертью». Лётчики выполняли опаснейшую работу, но умудрялись неплохо справляться даже с зенитными подразделениями немцев. Отработанная тактика ведения боевых действий позволяла экипажам Ил-2 огненным мечом проходить по позициям противника. Их сокрушительные удары сильно облегчили работу нашей пехоте на всех этапах войны», — резюмировал Попов.

Обложка: Советский штурмовик Ил-2 над Берлином, весна 1945 год © Минобороны России

Этот самолет по праву является одним из символов нашей Победы наравне с танком Т-34, Катюшей и автоматом ППШ. Его облик известен каждому. Наши называли его «горбатый», фашисты дали ему имя «Черная смерть».

Он выпил много вражеской крови: как Ил-2 стал «черной смертью» для нацистов

Этот самолет по праву является одним из символов нашей Победы наравне с танком Т-34, Катюшей и автоматом ППШ. Его облик известен каждому. Наши называли его «горбатый», фашисты дали ему имя «Черная смерть». Это был эффективный штурмовик, который выпил много вражеской крови и помог одержать победу в той страшной войне. С его именем связано большое количество различных историй, легенд и преувеличений, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону. Как всегда, правда находится где-то посередине. Речь идет об легендарном штурмовике Ил-2.

Мир. Политика. История

Прошлый век, конец тридцатых годов. Советский Союз уже поднялся с колен после тотальной разрухи, которую принесла гражданская война, и всеми силами догоняет индустриально развитые государства. Тогда мы отставали по очень многим позициям.

Страна закупала за рубежом оборудование и технологии, бешеными темпами строили заводы и много учились. Учились варить качественную сталь, учились делать самолеты, учились жить по-новому. Темпы развития советской промышленности того времени потрясают до сих пор. Экономический эффект тех пятилеток по-прежнему не превзойден ни у нас, ни «у них».

Картинка

Чтобы хоть как-то оправдать эти потрясающие результаты роста экономики, прозападные экономисты часто списывают успехи того времени на труд заключенных. Не будем кривить душой — такое в нашей истории было. Но не за счет страха и репрессий произошел такой феноменальный индустриальный и технологический скачок в развитии нашей страны. Причиной было единение народа на пути к достижению общей цели. Это был единый трудовой порыв большинства населения нашей страны.


А репрессивный аппарат тогда работал везде. Работал и в старушке Европе, и в ныне «блистающих» своими демократическими принципами США. Да, у них тоже были лагеря, и была массовая нищета и бесплатный труд. Правда они про это совсем не хотят вспоминать и вовсе не пишут об этом в своих учебниках истории. В СССР тогда нищеты уже не было.

Но не суть. Времена тогда были суровыми везде, и весь мир готовился к очередной мировой войне. Колониальным державам было еще, что поделить и что украсть. А вы как думали? Войны начинают политики, а их на это подвигают финансисты. Такой порядок сложился с наполеоновских войн, таким он сохраняется и сейчас.

Советский Союз не имел колониальных интересов, но тоже готовился к войне. Страна массово производила пушки, танки и самолеты. Правда, в массе своей они были несколько устаревшими, а тактика их применения была в основном теоретической. Германский вермахт и люфтваффе на тот момент обладали достаточно современным оружием и, что самое главное, реальным боевым опытом.

Инициатива

Картинка


Ил-2 появился не по указке сверху, а благодаря инициативе Ильюшина. Известный конструктор, создавший дальний бомбардировщик ДБ-3, тогда был начальником Главка авиационной промышленности. Административная должность, конечно, отвлекала его от разработки новых самолетов, но одновременно давала определенные преимущества. Было понятно, что если просто обвешать самолет бронеплитами, то он не сможет летать из-за нарушения аэродинамики и резкого увеличения веса. Самолеты того времени фактически не имели бронирования, а ведь в низколетящий штурмовик будет стрелять все, что есть, и все, что может, — от зениток до пистолетов. Только в голову, свободную от стереотипов и догм того времени, могла прийти идея сделать несущую броню, и только руководитель авиационной промышленности страны мог дать специалистам-металлургам задание в короткий срок разработать технологию изготовления особой штампуемой неоднородной брони. Это было сделано для самолета, которого пока не было.

В 1938 году началась мировая история штурмовой авиации. Начало ей положил небесный воин по имени Ил-2. Это советский штурмовик, созданный в ОКБ-240 под руководством знаменитого советского конструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Почему именно Ил-2, а не немецкий «Хейнкель» (Henschel) 129, который поднялся в небо раньше нашего штурмовика и по некоторым показателям был технологичнее? Все просто — «Хейнкель» так и остался проектом. Немцы забыли о нем до 1942 года. Наша машина имела множество недостатков, отнюдь не меньше немецкого конкурента, но 2 октября 1939 года летчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял в воздух прототип — БШ-2. Потом его назвали Ил-2, и он стал самым массовым боевым самолетом в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч боевых машин. Вопрос приоритета был закрыт навсегда.

О прозвищах


Как я уже говорил ранее, за характерную форму фюзеляжа самолет получил прозвище «горбатый». Кстати, интересный факт — одно из прозвищ ударного вертолета Ми-24 тоже «горбатый».

Картинка

Конструкторы называли разработанный ими самолет «Летающим танком» (что было совсем недалеко от истины). Немецкие пилоты за живучесть и недостаток маневренности называли его «Бетонный самолет» (нем. Betonflugzeug). У войск вермахта самолет получил несколько почетных прозвищ, таких как «Мясорубка» (Fleischwolf) и, наверное, самое известное и заслуженное — «Черная смерть» (Schwarzer Tod). Самолет воевал на переднем крае битвы за Родину и уничтожил неимоверное количество противника. Он стал неотъемлемой частью нашей общей Победы, одним из ее символов.

Сделано в СССР


В феврале 1941 года началось серийное производство боевой машины. Как я уже говорил, главной изюминкой Ил-2 был несущий бронекорпус — штампуемая неоднородная броня заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Включение брони в силовую схему планера самолета позволило сделать машину более защищенной и одновременно избавиться от «лишнего веса». Для защиты добавили бронестекло, но…

Самолет все равно получился тяжелым и неповоротливым. Мощного, отработанного двигателя для него на тот момент не было, а машина была нужна. Сергей Ильюшин принял непростое решение — уменьшить массу самолета за счет стрелка. Оборона задней полусферы исчезла. Это сделал именно Ильюшин, а не Сталин или Ворошилов, как принято считать. Этот шаг знаменитого конструктора оценивают по-разному. С одной стороны самолет без защиты унес огромное число жизней своих пилотов и еще большее количество своих стрелков, которые все-таки появились в дальнейшем, и были практически незащищены, но… С другой стороны вы представьте, какое количество жизней наших бойцов он спас! Да, именно спас. Об этом свидетельствуют разнесенные в хлам колонны фашистской техники, убитые, раненые и как минимум деморализованные германские солдаты. Лично мне хочется сказать этому самолету — спасибо. Спасибо, что ты был.

Подвиг трудовой, нечеловеческий

Картинка


Первые серийные Ил-2 были изготовлены в Воронеже, на заводе № 18. Осенью 1941 года в Куйбышев пришло множество эшелонов. На них перевезли из Москвы оборудование авиационного завода № 1, моторного завода № 24, а из Воронежа — авиационного завода № 18. Это была глобальная эвакуация. Правительство СССР потребовало не позднее чем через два месяца после переезда организовать на новой площадке в районе станции Безымянка полноценное серийное производство боевого самолета Ил-2. Невозможно? Переезд прошел в течение всего лишь 10 дней. Вы только подумайте — 10 дней! Сейчас за это время не могут перевезти офис небольшой фирмы, да что тут говорить — переезд обычной квартиры за это время не осуществляется. Разве это не подвиг?

За это невероятно короткое время на берега Волги были вывезены все рабочие и служащие завода, станки и оборудование. Рядом с ним заработал еще один самолетостроительный завод № 18, эвакуированный из Воронежа.

Далее Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в Москве.

В жутких условиях, работая в две смены по 12 часов, в дикий мороз, в недостроенных цехах началось серийное производство штурмовиков. Не было воды, не было еды, не было канализации. Нам такое трудно даже представить. К тому же среди рабочих мужчины составляли только 10%. Остальные — женщины и дети.


Неудивительно, что качество первых машин было очень низким. Самолеты были просто непохожи один на другой. Прибыв в строевые части, они предварительно подвергались ремонту и только потом облетывались, но они — были, и это, наверное, самый важный показатель. В этом отношении показательна телеграмма Иосифа Виссарионовича от 23 декабря 1941 года, которая была отправлена директору завода Шекману: «… Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь, как воздух, как хлеб. Шекман дает по одному Ил-2 в день … это насмешка над страной, над Красной Армией. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. СТАЛИН». В январе следующего года завод сумел изготовить уже 100 самолетов.


Многие заводы города Куйбышева в годы войны обеспечивали выпуск комплектующих деталей для боевого самолета. Механический завод № 207 за очень короткий срок освоил серийный выпуск бронекорпусов. Завод аэродромного оборудования поставлял узлы крепления пушек, блочные держатели для подвески бомб, пулеметные установки.

Инженеры и рабочие завода «Металлист» изготавливали вооружение — скорострельные пулеметы ШКАС, установки турельные, синхронные, крыльевые. Подшипниковые заводы обеспечивали бесперебойное снабжение подшипниками все заводы авиационного профиля. Очень многие куйбышевцы трудились над производством легендарного и такого нужного фронту штурмовика и очень этим гордятся, ваш покорный слуга среди них. Сейчас Ил-2 гордо стоит на постаменте и является наравне с памятником авиастроителям символом нынешней Самары.

Время поменяло многое. Теперь, в наше время, эти заводы производят ракеты, делают ракетные и реактивные двигатели. Современная аэрокосмическая Самара обязана этим самолету Ил-2.

Патриот не тот, кто кричит на каждом углу, что мы лучшие и всех победим. Патриот тот, кто предпринимает усилия для достижения этой цели.

Разбор полетов

Давайте беспристрастно выясним, на чем основана достаточно массовая критика Ил-2.

Главным обвинением является несовершенство машины, отсутствие бортового стрелка и, как следствие, большое количество потерь летного состава. Давайте разберем по порядку. Да, машина действительно была несовершенной. Она имела проблемы с двигателем, с маневренностью, да и качество сборки было не лучшим. Проблемы тогда решались просто — в процессе войны. Вот так. Не больше, не меньше. Ил-2 начал поступать в войска за несколько месяцев до начала войны, на момент начала боевых действий этот самолет был новым и мало изученным. Не существовало инструкций по его боевому применению, их просто не успели разработать. Во время войны ситуация стала еще хуже.

Мне кажется, что наши потери были связаны не с конструкционными недостатками штурмовика, не с отсутствие стрелка. Решающую роль сыграли несколько факторов:


1. Прикрытие с воздуха. А что? Штурмовик надо прикрывать, и это правило существует и сейчас. Пока одна машина работает по земле, другая должна закрыть над ним небо. Беда в том, что в первые годы войны прикрывать было некому. Наши истребители практически отсутствовали в небе. Фашисты просто заходили в хвост и щелкали Илы, как орешки.


2. «И опыт, сын ошибок трудных…». Фраза Пушкина полностью подходит к нашей ситуации. В начале войны фактический налет летчиков на Ил-2 составлял примерно 10 часов. Я вам ответственно могу заявить — они только за ручку научились держаться и сразу пошли в бой. Вот так, просто. Не было опыта, а те, у кого опыт появлялся, погибали, не успевая его передать. Смертность среди пилотов штурмовиков была в начале войны самой большой в авиации.


3. Тактика боевого применения штурмовика. Самолет был новый, и отработанных тактических решений в начале войны не существовало. В то время чаще всего применялась штурмовка передовой. Учитывая то, что противник находился в укрытиях и обладал большим количеством зенитных средств, результат атак был минимальным. Реактивные снаряды (РС) наносили больше психологический ущерб, бомбы, сброшенные с предельно малой высоты, поражали бронированные цели с эффективностью близкой к нулю, пушки и пулеметы не пробивали немецкую танковую броню. Прицел был абсолютно бесполезен для бомбометания.


4. Отсутствие нормальных прицельных приспособлений. Прицел ПБП-16 при ударе с бреющего полета был практически бесполезен — цель скрывалась из глаз слишком быстро, чтобы пилот успел прицелиться. Поэтому на фронте его обычно снимали и целились на глазок. Для бомбометания с малых высот стали пользоваться метками, нанесенными на лобовое стекло фонаря кабины и капот самолета. Мой дед, который на Ил-2 прошел всю войну, рассказывал, что они крепили спички на лобовое стекло. Они служили прицельными метками для разных параметров полета.


5. Низкая технологичность. Вот тут я бы поспорил. Корявенький по сравнению с отшлифованными и нежными зарубежными образцами, но работающий в условиях войны. Получивший сотню пробоин Ил-2 можно было починить в полевых условиях, чего не скажешь о зарубежных машинах. Например, за счет не полностью убирающихся шасси и бронекорпуса он мог сесть на брюхо и при этом получить минимальные повреждения. Конечно, чинить его было очень неудобно, но он чинился! Машина была очень живучей.

Время перемен


Но все поменялось, враг откатился от Москвы, Ил-2 получил свой двигатель, предприятия начали выпуск самолетов сотнями, мы наступали…

Выработались новые тактические приемы боевого применения. Не только построение в круг над целью, когда один самолет прикрывает другой, но и неожиданные массированные атаки, проводившиеся с разных направлений.

Главными целями стали не укрепленные позиции врага, а немецкие колонны на марше — война же была позиционная, и войска перемещались постоянно. Колонны вражеской техники взрывались и горели под залпами пушек и РСов. Илы неожиданно появлялись над противником и, особо не целясь, вываливали на него бомбы и ракеты, добивая его на втором заходе из пушек и пулеметов.

Особенно эффективно проявили себя противотанковые кумулятивные бомбы малого калибра (ПТАБ). Ил-2 неожиданно появлялись над танковой колонной и буквально засыпали их сотнями маленьких бомбочек. Об эффективности этого оружия можно судить по тому, что немцы в срочном порядке начали менять порядок построения своих колон на марше. Это, конечно, снизило эффективность применения самолета по бронетехнике, но остались переправы, артиллерийские и минометные позиции и даже корабли. Неожиданные и массированные атаки штурмовиков с разных направлений, эффектные залпы реактивных снарядов — и противник разбит и деморализован.

Наши истребители уже прикрывают спину штурмовиков, а огонь с земли нивелируется бронированием машины. Бронекорпус, конечно, не выдерживал прямого попадания 20-мм снаряда, но неплохо отводил рикошет и держал попадания более мелких калибров. Штурмовик получал возможность методично утюжить врага. Вот тогда фашисты и назвали Ил-2 Schwarzer Tod, или «Черная смерть».

75 лет назад группа советских военнопленных во главе с лётчиком Михаилом Девятаевым совершила побег на захваченном у немцев бомбардировщике из нацистского концлагеря при полигоне Пенемюнде на острове Узедом. В этом месте немцы проводили испытания ракет «Фау-1» и «Фау-2», поэтому на угнанном самолёте было установлено специальное оборудование, которое затем попало в руки советских учёных. По мнению военных историков, передача советскому командованию координат расположенных на Узедоме секретных объектов для нанесения по ним ударов затормозила реализацию ракетной программы Германии, а захват новейшей техники помог СССР впоследствии вырваться вперёд в освоении космоса.

8 февраля 1945 года состоялся один из наиболее дерзких побегов в истории нацистских концлагерей. Группа советских военнопленных под руководством лётчика Михаила Девятаева захватила переоборудованный для проведения ракетных испытаний немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 и достигла на нём расположения частей Красной армии.

Путь в небо

Михаил Девятаев родился 8 июля (сам он в интервью утверждал, что 13 июля) 1917 года в посёлке Торбеево Тамбовской губернии. Он был 13-м ребёнком в небогатой крестьянской семье.


«Нанёс врагу огромный ущерб»: как Иван Кожедуб стал одним из самых результативных асов антигитлеровской коалиции

75 лет назад лётчику-истребителю Ивану Кожедубу было присвоено первое звание Героя Советского Союза. Всего за годы Второй мировой.

С детства Девятаев мечтал стать лётчиком, поэтому после окончания седьмого класса вместе с друзьями поехал в Казань поступать в авиационный техникум. Однако там их не приняли из-за нехватки документов. В результате ребята пошли в Казанский речной техникум. Но свои мечты о небе Михаил не оставил: параллельно с учёбой посещал занятия в аэроклубе.

В 1938 году Михаил Девятаев ушёл в армию и поступил в одно из лучших советских лётных учебных заведений — Военное авиационное училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова в Оренбурге, рассказал в интервью RT специалист-историк Музея Победы Александр Михайлов.

Сразу после выпуска Девятаев оказался на фронте Зимней войны с Финляндией, а по её завершении служил в Торжке, Риге и авиационных частях на территории Белоруссии, где его и застала Великая Отечественная война.

«Свой первый вражеский самолёт Девятаев сбил уже через два дня после нападения Германии на Советский Союз. В первые месяцы войны он оборонял Белоруссию и Украину. Во время боевого вылета в сентябре 1941 года получил тяжёлое ранение», — отметил Александр Михайлов.

Из-за последствий ранения врачебная комиссия запретила Девятаеву летать на истребителе. Некоторое время он служил в санитарной и бомбардировочной авиации. Однако в начале 1944 года, по словам историка, Михаила Девятаева представили знаменитому советскому асу Александру Покрышкину, и тот ходатайствовал перед командованием о переводе Михаила на истребитель.

Согласно официальной статистике, за время войны Девятаев сбил девять вражеских самолётов, однако в своих воспоминаниях он говорил, что побед на самом деле было больше — не менее 18, просто в начале войны их учёт должным образом не вёлся.

«Девятаев успешно сражался в Молдавии и на Западной Украине, но 13 июля 1944 года в районе Львова его самолёт попал под огонь противника. Покидая самолёт, он сильно ударился о консоль крыла, получил новое ранение и в бессознательном состоянии попал в плен», — отметил эксперт.

Плен и подвиг

В плену с Девятаевым пытались работать сотрудники немецкой разведки. Однако он тщательно изображал из себя военнослужащего, ничего не знающего об истинном положении дел в боевых частях. Ему помогло то, что при переводе в истребительную авиацию данные об этом не успели внести в его удостоверение личности офицера.

Затем Михаила с группой других пленных советских командиров перевели в лагерь на территории Польши, где им создали максимально лояльные условия пребывания, чтобы склонить к измене Родине и переходу на службу в коллаборационистские подразделения вермахта. После отказа Девятаева от сотрудничества отношение к нему нацистов резко изменилось: его отправили в находившийся возле польского города Лодзь концлагерь.

Оттуда Михаил вместе с группой единомышленников попытался совершить побег при помощи подкопа, однако его выдали. В результате Девятаев был приговорён к смерти и отправлен в концлагерь Заксенхаузен. Но там ему повезло: местный парикмахер-антифашист передал ему личную бирку другого узника — недавно погибшего учителя по фамилии Никитенко, который был «штрафником» и не находился в отряде «смертников».

Под видом Никитенко Михаил стал «топтуном». Так называли людей, которые в рамках договора коммерсантов с администрацией лагеря проверяли на прочность обувь. Для этого Девятаеву приходилось проходить по несколько десятков километров в день. Отбыв «штрафной» срок за погибшего учителя, Михаил был переведён на привилегированный по меркам концлагеря труд — рабочим подсобного хозяйства. Однако его поймали при попытке передать продукты другим заключённым и вернули на общий режим.

«До войны Девятаев занимался спортом. На фоне узников Заксенхаузена он выглядел физически крепким, поэтому его отобрали для работы в концлагере на острове Узедом, обслуживающем полигон Пенемюнде. Там производились испытания первых нацистских ракет «Фау», — рассказал в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.


«Обязать провести налёт на Берлин»: о чём говорят рассекреченные ко Дню ВВС документы Минобороны

Минобороны РФ сняло гриф секретности с части документов времён Великой Отечественной войны, посвящённых подвигам советских лётчиков. В.

На острове Михаил попал в команды заключённых, обслуживавших местный аэродром и обезвреживавших неразорвавшиеся бомбы, сброшенные авиацией союзников.

«Немцы очень сильно прогадали. Они не знали, что среди узников находится лётчик с огромным боевым опытом, технически грамотный и освоивший целый ряд типов самолётов», — отметил Юрий Кнутов.

По его словам, нацисты не обращали внимания на простоватого «учителя», который залезал «погреться» в корпус разбившегося самолёта или с удивлением рассматривал пилотов, заводящих свои машины. Гитлеровские лётчики даже посмеивались над заключённым и старались продемонстрировать ему своё превосходство, заводя самолёт как можно более «лихо». А Девятаев тем временем изучал приборные панели немецкой авиатехники, запоминал, как нацисты готовятся к полёту, фиксировал в памяти устройство вражеской базы и наблюдал за испытаниями ракет.

Ещё до перевода на Узедом Михаил услышал о попытке пленного лётчика захватить немецкий самолёт и загорелся этой идеей. Работая на полигоне, он познакомился с узниками, которые хотели бежать с острова на катере, и убедил их, что воздушный путь будет для них надёжнее.

«План побега прорабатывался детально — заговорщики следили за сменой постов, подбирали надёжных людей, усыпляли бдительность надзирателей. Тщательно всё взвесив, они решили бежать 8 февраля 1945 года. Убив охранника на площадке с самолётами, десять советских военнопленных пробрались в немецкий бомбардировщик Heinkel He 111. В состав экипажа входили Иван Кривоногов, Владимир Соколов, Владимир Немченко, Фёдор Адамов, Иван Олейник, Михаил Емец, Пётр Кутергин, Николай Урбанович, Тимофей Сердюков», — рассказал Александр Михайлов.

Как подчеркнул Юрий Кнутов, участники побега буквально балансировали на лезвии ножа. После захвата самолёта оказалось, что на машине не установлен аккумулятор, который пришлось забирать под носом у немцев. А уже после запуска двигателей Михаил, впервые оказавшийся за штурвалом немецкого самолёта, не сразу смог поднять его в воздух. Но в конечном итоге всё обошлось, самолёт взлетел.

«Отправленная вслед за беглецами погоня никого не нашла. Правда, уже в пути группа Девятаева встретила возвращающийся с задания немецкий истребитель, но у того осталось слишком мало топлива и боеприпасов, и лётчик ничего не смог сделать», — отметил историк.

Личный враг Гитлера

По словам Александра Михайлова, Девятаев смог пересечь линию фронта, однако самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, его пришлось посадить в расположении 61-й армии. Сбежавших из плена направили в госпиталь.

В дальнейшем их пути разошлись. Семеро солдат и сержантов были направлены в действующую армию. Шестеро из них погибли в боях на территории Германии. А вот трое офицеров, включая Девятаева, попали в фильтрационный лагерь, ожидая подтверждения своих званий, и пробыли в нём несколько месяцев.

Как рассказал Юрий Кнутов, в Германии из-за угона Девятаевым самолёта разгорелся страшный скандал.

«Счёт времени в немецких ракетных испытаниях шёл на дни, и потеря находившегося на самолёте специального оборудования лишила немцев возможности попытаться уйти от поражения. Кроме того, Девятаев передал советскому командованию координаты расположенных на острове замаскированных объектов, по которым после этого был нанесён мощный авиационный удар. Согласно ряду источников, руководству рейха доложили о деталях побега советских пленных, и Девятаев стал личным врагом Гитлера», — подчеркнул историк.

В 1945 году на остров Узедом прибыл руководитель советской ракетной программы Сергей Королёв, находившийся там как «полковник Сергеев», отмечает Кнутов.

«Ему сообщили об офицере, сбежавшем из лагеря. В итоге Девятаев был привлечён Королёвым в качестве консультанта. Он смог рассказать конструктору много полезного. Полученные при изучении немецких баз данные Королёв использовал при разработке советских ракетных вооружений», — пояснил историк.

По словам Кнутова, история жизни Девятаева после побега окутана тайной: в СМИ и исторической литературе существует множество версий на этот счёт. Возможно, такая неопределённость связана с тем, что часть документов до сих пор находится под грифом секретности, считает эксперт.

«Можно найти утверждения о том, что лётчика якобы осудили на девять лет за «измену Родине» и выпустили только в 1950-е годы. Исходя из интервью самого Девятаева, его демобилизовали спустя несколько месяцев, записав по ошибке артиллеристом. Некоторое время он из-за пребывания в плену не мог найти работу, а потом устроился помощником дежурного по порту в Казани», — рассказал эксперт.

Трижды Герой Советского Союза, лётчик Александр Покрышкин

«Презрение к смерти»: как Александр Покрышкин прошёл путь от подручного кровельщика до маршала авиации

75 лет назад лётчик Александр Покрышкин был в третий раз удостоен звания Героя Советского Союза за подвиги в боях с.

В 1957 году статья о подвиге Девятаева была опубликована в «Литературной газете». 15 августа 1957 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза за отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. По словам Юрия Кнутова, существуют данные о том, что инициатором награждения Девятаева был Сергей Королёв, отметивший таким образом заслуги лётчика в деле развития советской ракетной техники.

«В 1950-е годы Девятаеву поручили испытания одних из первых советских судов на подводных крыльях, затем он стал первым капитаном теплохода типа «Метеор», издавал книги, вёл активную общественную жизнь. Если бы в биографии Девятаева были хоть какие-то сомнительные моменты, он не смог бы достичь такого успеха. Значит, его жизнь была безупречной и за измену Родине его никто не судил. Иногда звучат версии о том, что он мог участвовать в секретных проектах советской разведки или помогать Королёву после 1945 года. Однако подтвердить или опровергнуть эти данные сейчас невозможно», — отметил Юрий Кнутов.

Михаил Девятаев умер 24 ноября 2002 года в Казани. В память о нём установлено несколько монументов. В Торбееве открыт посвящённый истории его жизни музей. Его имя было также присвоено нескольким судам.

«Хотя о некоторых деталях жизни Михаила Девятаева мы, возможно, узнаем только после снятия грифа секретности, мы можем смело констатировать, что он был выдающейся личностью: героическим офицером и человеком, который в известной мере помог нашей стране сделать рывок в развитии науки и техники», — резюмировал Юрий Кнутов.

В Красной армии Ил-2 ласково называли «Илюша» , а немцы дали ему прозвище «Schwarz Tod» («Черная смерть») .

В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа) . Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком» . Немецкие пилоты за живучесть называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик» . У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько обидных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod).)[

Черной смертью называли морскую пехоту, они в черном.
Первый раз слышу чтоб так называли самолет. Черным у нас их никогда не красили.

Морскую пехоту ) так стали называть после десанта в петродворце - только не смерть а смертники -- причем в десанте были не только моряки а добровольцы из ФЗУ- ИЛ _" самолет интересный - тактика применения и его ТТХ привели к тому что он был самым сбиваемым самолетом войны на всех фронтах и театрах - Густав в немецком синоним упрямства причем тупого Не выедитесь на пропоганду
за 10 вылетов на нем давали героя (большей частью обещали дать )

Совершенно верно. Пока представление на Героя проходило все инстанции, представляемый был уже НАВСЕГДА в ненебесах

Сейчас лазил в немецких сайтах, но название "Eisen Gustov" применительно к Ил-2 не нашел. А касаемо потерь Ил-2,то у меня еще лет 30 назад на работе (Харьковский тракторный завод) был сотрудник-Михаил Карпеев (отчество забыл-каюсь! ) -Герой Советского Союза и он рассказывал мне, что в войну летал именно на Ил-2 и что в среднем эта машина совершала 14 боевых вылетов, а затем ее сбивали. Такова была статистика войны. Он совершил 300.

Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ Ильюшина под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый самолёт 1940-х годов, было выпущено более 36 тысяч штук [1][2].

В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа) . Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком» . Немецкие пилоты за живучесть называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик» . У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько обидных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod).)[3][4].


Список вопросов теста

Вопрос 1

Напишите фамилию маршала СССР, в честь которого был назван танк КВ?


Вопрос 2

Соотнесите технику и категорию, к которой она относится.

Вопрос 3

Верно ли утверждение, что на захват СССР Гитлер отводил три года?

Вопрос 4

Чем занимался ОСОАВИАХИМ?

  • Выпуск самолётов
  • Подготовка лётчиков
  • Подготовка постов противохимической обороны
  • Подготовка парашютистов
  • Выпуск танков
Вопрос 5

Укажите истинность или ложность утверждений о внешней политике СССР в 1939 году.

  • В июне 1939 года в Москве начались переговоры с представителями Испании и Франции.
  • Руководство СССР всячески старалось отсрочить своё участие в грядущей войне.
  • Были возобновлены отношения с Англией и Францией.
  • 23 августа 1939 года Германия и СССР подписали договор о ненападении.
Вопрос 6

Укажите фамилии конструкторов самолёта МиГ.

  • Марков
  • Микоян
  • Михайлов
  • Григорян
  • Гуревич
Вопрос 7

Напишите фамилию конструктора самолёта, который в Германии прозвали "чёрной смертью".


Вопрос 8

Какое название получил план нападения Германии на СССР?

  • "Гельб"
  • "Барбаросса"
  • "Блау"
  • "Фридрих"
Вопрос 9

Укажите истинность или ложность утверждений о новой редакции закона «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года.

  • Был увеличен возраст военнообязанных, находящихся в запасе.
  • Был увеличен срок службы рядовых и младшего начальствующего состава.
  • Увеличили количество льгот, позволяющих призывникам избежать воинской службы.
  • С 1939 года на военную службу стали призывать в 25 лет.
Вопрос 10

Уинстон Черчилль на вопрос о самом лучшем оружии ответил: «Английская пушка, немецкий "Мессершмитт" и . » Завершите высказывание политика.

Читайте также: