Назовите к какому классу относятся профессии математик проектировщик конструктор самолетов

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Должанского района Орловской области

« Должанская средняя общеобразовательная школа»

Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.

Задачи урока:

· Дать обучающимся представление о классификации профессий;

· Познакомить с признаками профессиональной деятельности;

· Помочь выявить способности к определённому виду профессиональной деятельности;

· Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход занятия

1. Организационный этап.

Вступительное слово педагога

Наш урок мне хотелось бы начать с загадки. О какой профессии идет в ней речь?

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам.

( библиотекарь)

Я не случайно начала наш урок с детской загадки. Бывая в библиотеке вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. И проще всего ее найти, если знаешь автора и название - в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная, ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. И в первом и во втором случае найти книгу помогает классификация - определённые правила размещения книг на стеллажах.

- Знакомо вам это слово?

- На каких уроках вы с ним встречались?

( на уроках биологии, когда изучали классификацию мира растений; на уроках химии - классификация химических элементов)

Формулировка темы и целей и задач урока:

Сегодня, на уроке профориентации мы вновь встретимся с этим словом. Вы познакомитесь с различными способами классификации профессий, узнаете, как и по каким признакам профессиональной деятельности можно разделить все профессии. Выполняя практическое задание, протестируете себя и определите к какому типу профессий у вас склонности.

Тема нашего урока « Классификация профессий. Признаки профессии ». ( запись в тетрадь) Слайд 1

2. Актуализация знаний.

В мире насчитывается более 10 тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых профессий.

- Что такое «профессия» ? ( профессия – определённый род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником к существованию. ). Слайд 4

- Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Правильно, сначала надо учиться, приложить много стараний и труда. Ведь « С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся».

- А сколько профессий знаете вы?

Задание №1 Игровая разминка « Назови профессию »

Я предлагаю вам по очереди быстро назвать профессию. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. ( Молодцы, хорошо знаете профессии, игра прошла без потерь)

Играя, вы освежили свою память и назвали самые разные профессии. Как же молодому человеку, стоящему на пороге выбора профессиональной деятельности сориентироваться в огромном мире профессий? С какой профессией связать свою жизнь?

. 3. Этап изучения нового материала

Для того чтобы легче разобраться в многообразии профессий, необходимо систематизировать свои знания о профессиях, провести классификацию.

В широком смысле этого слова классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким- то определённым признакам. ( запись в тетрадь) Слайд 2.

Классификация профессий строится по своим законам. Ещё во времена Петра первого, государственный деятель России Татищев классифицировал все науки по критерию добра и зла. Слайд 3

В настоящее время существует немало способов, по которым можно проклассифицировать профессии:

1. по первой букве их названия ( агроном, актер, автослесарь…);

2. по характеру труда: умственный и физический;

3. по отраслям народного хозяйства:

- промышленность и строительство;

- транспорт и связь;

- аппарат органов управления .

Назовите профессии, относящиеся к швейной промышленности

( закройщики, модельеры, швеи, контролеры, экономисты..)

Каких профессий здесь только нет, но разве можно соотнести название профессии со своими интересами и склонностями?

Помогут нам перечисленные классификации в выборе профессии?

( нет, они содержат мало информации о профессии).

Правильно. Ни одна из этих классификаций не может служить ориентиром при выборе профессии. Как же быть?

В нашей стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий, разработанная психологом, доктором психологических наук профессором Евг. Александр. Климовым, по которой все профессии можно распределить по четырем уровням: по предмету труда, по цели труда, по орудию труда, по условиям труда. Слайд 4.

Слайд 5. Рассмотрим первый уровень - по предмету труда - все существующие профессии можно разделить на 5 типов: « человек - техника», « человек - природа», « человек - человек», « человек - знак», « человек - художественный образ».

1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них

2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек.

3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор.

4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является "знаковая система", то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.

Слайд 7. Классификацию профессий можно представить в виде пирамиды, где понятие "предмет труда" является основанием, фундаментом пирамиды, так как, выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда.

Пирамида профессий Слайд 7

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

2. Игра «По горячим следам». Слайд 8

Определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже профессий:

- воспитатель детского сада, ветеринарный врач, экономист, фотограф, медицинская сестра, водитель

Слайд 9. Практическое задание № 1

Задание «Определение типа будущей профессии»

(методика Е.А. Климова)

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет — поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Наиболее известные классификации существуют в ботанике и зоологии, в русском и иностранном языках, в химии и истории и т. д. В основу классификации всегда должен быть положен тот или иной классификационный признак или признаки. Однако разные авторы за основу (признак) классификации могут брать и разные признаки (основания). Классификаций может быть несколько. С данным явлением вы встретитесь и в дальнейшем при изучении курсов теоретической и практической педагогики, когда разные авторы за основу классификаций методов (обучения, воспитания, технологий) будут брать разные основания.

Классификации профессий по разным основаниям представлены в табл.1.

Признак, взятый за основу Недостатки классификации
Первая буква названия профессии Неудобно пользоваться, длинный перечень профессий
Характер труда (умственный или физический) Стирание различий между умственным и физическим трудом
Отрасль народного хозяйства (например, промышленность и строительство; транспорт и связь; сельское хозяйство; животноводство и растениеводство; торговля (с общественным питанием и материально-техническим снабжением); наука; просвещение; культура; здравоохранение; аппарат органов управления и т.д. 1. Условна, так как одни отрасли, например, здравоохранение, проникают в другие, например, в науку 2. Есть профессии межотраслевые, распространенные в ряде отраслей народного хозяйства, — например, слесарь
Признак материального производства (производят материальные ценности или не производят). Производят — промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, промышленный транспорт, связь. Не производят — здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, система массовой информации, просвещение и пр. Деление не может быть точно, так как любой труд, если он нужен людям, — деятельность созидательная независимо от того, какие ценности — духовные или материальные — получаются («производятся») в результате
Уровень и характер требуемой квалификации (для рабочих профессий): высококвалифицированные (наладчики, операторы); квалифицированные (массовые рабочие — токарь, фрезеровщик, слесарь и др.); малоквалифицированные (машинистка и др.); неквалифицированные (подсобные рабочие) Есть ли недостатки в такой классификации? Обоснуйте свои суждения
Признак, идущий от предмета труда (классификация Е.А-Климова). Предметом труда могут быть: техника; другой человек; природа; знаковая система (знак); художественный образ Есть ли недостатки у данной классификации? Обоснуйте свои суждения

Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда влияет на требования, предъявляемые к той или иной профессии.

Остановимся сначала на классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым (по предмету труда).

По первому признаку — предмет труда — все существующие профессии (специальности) можно разделить напять типов (групп).

Первая группа профессий. Предметом, на который направлен труд, является техника. Условно эту группу профессий называют «Человек—Техника» и обозначают большой буквой Т.

К данной группе профессий относятся: профессии, связанные с обслуживанием, ремонтом, установкой, наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик); профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования (слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и т.д.).

Если труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций, то это профессии — архитектор, строитель, техник-сантехник и др.

Вторая группа профессий. Это профессии типа «Человек—Человек», обозначаемые большой буквой Ч. Предметом труда в данной группе профессий является обслуживание другого человека и (или) взаимодействие с ним. Целью труда в данном случае может быть воспитание и обучение, развитие, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское). Эта группа профессий может быть связана с управлением, руководством коллективами людей.

К этой группе относятся профессии экскурсовода, продавца, менеджера, учителя, педагога (в широком смысле этого слова — воспитателя детского сада, группы продленного дня, руководителя кружка, педагога-психолога, ассистента, доцента, профессора, методиста и пр.). В данном случае речь идет о педагогах не только школы, но и других образовательных учреждений — дома детского творчества, спортивной школы, детской комнаты милиции, центра временного пребывания ребенка, центра психолого-педагогической помощи родителям, вуза, училища, колледжа и др.

Третья группа профессий. Предметом труда здесь является природа. Эта группа профессий «Человек—Природа», обозначаемая большой буквой П.

Любой предмет на земле, включая самого человека, принадлежит к природе, но говоря о профессиях типа «Человек—Природа», мы под предметом труда подразумеваем живую природу (растения, животные, микроорганизмы). С техникой этого типа профессии могут быть связаны, но она выступает для них не предметом, а средством труда (микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и др.).

Четвертая группа профессий. Предметом труда здесь являются знаки — устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это профессии типа «Человек—Знаковая система», обозначаемые большой буквой 3. К данной группе профессий относятся корректор, редактор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др.

Пятая группа профессий. Предметом труда здесь являются художественные образы, формируемые в изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерской деятельности личностью. Это группа профессий «Человек—Художественный образ», обозначаемая большой буквой X. Сюда относятся профессии конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др.

В зависимости от цели труда, т.е. от того, что в профессии главное — узнавать, преобразовывать или искать (изыскивать), выделяют соответственнотри класса профессий — гностические, преобразующие и изыскательские (см. табл. 2).

Цель труда Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, сортировать, проверять по ранее известным признакам, оценивать, исследовать Изменить свойства, состояние предметов труда Изобрести, найти нетрадиционный вариант решения
Классы профессий Гностические (познавательные), обозначаются большой буквой Г Преобразующие, обозначаются большой буквой П и малой р — Пр Изыскательские, обозначаются большой буквой И
Профессии Корректор — З Критик — Х Санитарный врач — Ч Лаборант химико- бактериологических анализов — Ч Контролер—приемщик готовых изделий —Т Столяр — Т Учитель — Ч Полевод — П Чертежник — З Реставратор — Х Врач — Ч Педагог — Ч Закройщик в ателье (Пожалуйста, приведите другие примеры самостоятельно)

Следующий компонент — орудия труда, средства производства. Что является орудием, а что средством труда для той или иной профессии? В зависимости от орудий труда или средств производства (которые подразделяются на ручные, машинные, автоматизированные и функциональные средства организма человека) профессии подразделяются начетыре отдела (см. табл. 3).

Орудия Ручные, в том числе механизированные, — обозначаются большой буквой Р Машинные с ручным или ножным управлением — обозначаются большой буквой М Автоматизированное и автоматическое оборудование — обозначается большой буквой А Функциональные средства организма человека — обозначаются большой буквой Ф
Профессии Слесарь-сантехник (отвертки, разные ключи) Хирург (скальпель) Столяр (дрель) Зубной врач (бормашина) Токарь Фрезеровщик Машинист крана Машинист тепловоза Сталевар Печатник Ткач Оператор энергосистем Певец Актер Учитель Балерина Дегустатор вин

И, наконец, в зависимости от условий, в которых осуществляется труд (обычные бытовые, условия открытого воздуха, необычные, условия повышенной моральной ответственности), выделяютчетыре группы профессий (см. табл. 4).

Условия труда Обычные бытовые условия — обозначаются малой буквой б Условия открытого воздуха, когда могут быть резкие перепады температуры и влажности, — обозначаются малой буквой о Необычные условия (под водой, на высоте, под землей, при повышенной температуре) — обозначаются малой буквой и Условия повышенной моральной ответственности (за здоровье и жизнь людей или за большие материальные ценности)— обозначаются малой буквой м
Профессии Чертежник Бухгалтер Контролер радиоаппаратуры Полевод Тракторист Механизатор широкого профиля Водолаз Шахтер Монтажник-высотник Учитель Судья Продавец Прокурор Адвокат Педагог

Итак, вы познакомились с типами профессий, определяемыми по предмету труда; классами профессий, связанными с целями труда; отделами профессий, зависимыми от орудий труда (или средств производства), с помощью которых осуществляется профессия, и группами профессий, определяемыми условиями труда. Эти знания дают вам возможность представить классификацию профессий в виде табл. 5, а любую профессию, в том числе и профессию учителя, представить в виде «пирамиды» профессии (см. табл. 5).

Клас­сифи­каци­он­ный приз­нак Предмет труда (типы профессий) Человек — Техника (Т) Человек — Природа (П) Человек — Человек (Ч) Человек — Знаковая система (З) Человек – Художественный образ (Ч)
Цель труда (классы профессий) Г Распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить Пр Преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить И Изобрести, придумать, найти новый способ решения
Орудия труда (отделы профессий) Р Ручные (непосредственное выполнение функций) М Механизированные (управление машинами, механизмами) А Автоматизированные (управление станками, устройствами) Ф Использование функциональных средств организма
Условия труда (группы профессий) м условия повышенной моральной ответственности н необычные условия труда б условия бытового типа о работа на открытом воздухе

Пирамида» профессии
(рассматриваем снизу вверх)

Моя будущая профессия
Группы профессий (зависят от условий труда — б, о, н, м)
Отделы профессий (зависят от орудий труда, средств производства — Р, М, А, Ф)
Классы профессий (зависят от целей труда — Г, Пр, И)
Типы (группы) профессий (зависят от предмета труда — П, Т, Ч, 3, X)

Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному типу, классу, отделу и т. д. Часто явной оказывается принадлежность профессии к нескольким разновидностям: каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки других, поэтому надо понимать, что все классификации условны. Вопрос остается в том, какие из признаков являются доминирующими, а какие — второстепенными. Как уже говорилось, анализируя ту или иную профессию, можно выделить четыре основных признака — предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда — и по их условным обозначениям записать даже формулу профессии, состоящую из нескольких букв.

В формуле профессии каждой букве соответствует тот или иной тип, класс, отдел, группа профессий. Например, профессия токаря. По предмету труда она относится к типу профессий «Человек—Техника», по цели — к классу преобразующих, по средствам труда — к отделу профессий, где используются машины, по условиям труда — к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии токаря может выглядеть следующим образом: Т, Пр, М, б (надо записывать Т Пр М б, так как в формуле знаки препинания между буквами не ставятся).

Запишите формулу профессии учителя (преподавателя, педагога) самостоятельно.

От формулы профессии можно перейти к требованиям, предъявляемым профессией к личности учителя, имея в виду, что в этой профессии заключен ряд противоречий. Одно из самых важных противоречий — то, что, с одной стороны, профессия «учитель-педагог» одна из самых массовых, а с другой — орудиями труда для данной профессии являются функциональные средства организма. Таким образом, желающим получить профессию учителя надо понимать, что человеку, который на нее претендует, необходимо иметь здоровье на определенном уровне, а также нужные для этой профессии задатки, которые со временем могут развиться в способности, необходимые учителю, и, конечно же, соответствующие знания и умения.

В своих рассуждениях мы опираемся на структуру качеств личности, разработанную психологом К. К. Платоновым и применяемую в теории развивающего обучения (обучение признается ведущей силой психического развития человека, становления у него совокупности качеств личности).

К. К. Платонов имеет в виду четыре уровня развития личности, которые можно представить образно (при желании изобразить графически) в виде известной всем модели строения атома.

В модели личности К. К. Платонова есть ядро личности, которое составляют наследственно (биологически) обусловленные качества личности. Это своего рода первый уровень в структуре личности — уровень темперамента (или наследственности). Качества первого уровня представляют особенности нервной системы, эмоциональные качества личности, ее потребности (половые, возрастные и др.). Второй уровень в модели личности представляют особенности психических процессов. Речь идет об ощущениях, восприятии, воображении, внимании, памяти, чувствах, воле, а в целом о СУДах — способах умственных действий, осуществляемых в процессе обучения, мыслительных и логических операциях — таких, как ассоциация, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция. Третий уровень — это уровень опыта личности; он представлен известными всем ЗУНами (знания, умения, навыки) и СДП (сфера действенно-практическая), т.е. качествами личности, характеризующими действенно-практическую сферу. Эти качества приобретаются только в практической деятельности. И, наконец, четвертый уровень представлен направленностью личности (уровень направленности личности). Это СУМы (самоуправляющиеся механизмы личности), Я-концепция, потребности, направленность в целом и СЭНы (сфера эстетической и нравственной качеств личности), которые образуются на основе и вместе со знаниями, умениями и навыками (ЗУНами).

Перечисленные уровни (1—4) в модели личности К. К. Плато-нова помимо представления о личности как о «каркасе» групп ее качеств несут в себе представление о личности как о сложнейшей системе, в которой все уровни групп качеств взаимосвязаны «радиусами», как паутина. Радиусы (паутину) могут составлять такие качества, которые автор называет потребностями личности, характером ее способностей, Я-концепцией.

Вопросы для самоконтроля

1. Что следует понимать под классификацией?

2. Какие признаки могут быть положены в основу разных классификаций профессий? Есть ли недостатки в той или иной классификации? Назовите их.

3. Какие компоненты труда вы можете перечислить? Для какого вида труда они характерны?

4. Назовите типы (группы) профессий. К какому типу относится профессия «педагог»?

5. Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими. Что это за основы?

6. Напишите, используя условные буквенные обозначения, формулы некоторых профессий (специальностей) — учителя, воспитателя (куратора в школе), воспитателя группы продленного дня.

7. Какие противоречия, существующие в профессии учителя, вам удалось выявить?

Огромное количество профессий существует в нашем мире. Существуют разные типы классификаций профессий.
Один из типов классификации профессий: Классификация профессий по Климову Е. А.
Климов объединял профессии по отношению человека к объектам труда. Он выделил пять объектов труда: природа, человек, техника, знаковая система, художественный образ. В итоге мы получили пять типов профессий:
1. Человек-природа. К этому типу относятся профессии, так или иначе имеющие отношение к природе (ветеринар, агроном, фермер и т. д.)
2. Человек-человек. Сюда входят профессии, связанные с работой с людьми ( Учитель, врач, менеджер по продажам и т.д.)
3. Человек-знак. Это профессии связанные с анализом и обработкой данных, цифрами, буквами (бухгалтеры, программисты, филологи и т.д.)
4. Человек-техника. Сюда относятся все технические профессии ( инженеры, технологи, большинство рабочих специальностей и т.д.)
5. Человек художественный образ. Здесь мы имеем профессии, связанные с искусством и творчеством ( художники, актеры, музыканты, танцоры и т.д.)
При регулярном проведении профориентационной диагностики можно заметить, что люди, которых можно чётко отнести к одному типу профессии, встречаются очень редко. Как правило высокие баллы получают два, а то и три типа профессий. На самом деле и в реальной жизни одна профессия может включать в себя признаки разных типов. Например, профессия врача относится как к типу человек-человек, так и человек-природа. Многие творческие профессии такие как дизайнер, преподаватель танцев или рисования кроме типа человек-художественный образ включают в себя тип человек-человек, т.к. без способности общения с людьми вряд ли получится достигнуть достойных результатов в данных профессиях.
Для определения типа профессии по Климову я в своей работе использую две методики, а потом сравниваю и обобщаю их между собой. Это позволяет с большей точностью определить тип профессии. А полная профориентационная диагностика включает в себя не менее пяти методик.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Основы профессионального самоопределенияКлассификация профессий


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основы профессионального самоопределенияКлассификация профессий

Основы
профессионального самоопределения
Классификация профессий

Сфера профессиональной деятельностиэто отрасль (или область) труда, имеющая о.

Сфера профессиональной деятельности
это отрасль (или область) труда, имеющая определённые границы применения.

По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики:
сферу материального производства,
непроизводственную сферу.

Они являются также сферами профессиональной деятельности.

Сферы и отрасли профессиональной деятельностиВ сфере материального производст.

Сферы и отрасли профессиональной деятельности
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и средства потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.

Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны.
Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.

Основные понятияПрофессия – это род трудовой деятельности, требующий специаль.

Основные понятия
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальных знаний, умений и опыта, обеспечивающий условия существования человека.
Специальность – это более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Должность – это служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Профессия, специальность, должностьВрачВрач-педиатрЗав.отделением

Профессия, специальность, должность
Врач
Врач-педиатр
Зав.отделением

Задание 1: Определите профессии и специальности.Столяр, парикм.

Задание 1: Определите профессии
и специальности.
Столяр, парикмахер, тракторист, ветеринарный врач, токарь, монтажник, водитель автомобиля, пианист, инженер, врач, учитель математики, водитель, лётчик-испытатель, продавец, хирург, преподаватель, швея, строитель, музыкант, каменщик, машинист, учитель, нейрохирург, менеджер

Задание 1: Определите профессии и специальности

Задание 1: Определите профессии
и специальности

Классификация профессийКлассификация – это осмысленный порядок вещей, явлений.

Классификация профессий
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
Классификация профессий – это объединение различных или сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Классификацию видов деятельности еще в XVIII веке предложил известный историк.

Классификацию видов деятельности еще в XVIII веке предложил известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев
Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право).
Полезные науки (математика, физика, биология, сельское хозяйство).
Щегольские науки (литература, искусство).
Тщетные науки (алхимия, астрономия).
Вредительские науки (колдовство).

Классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым Каждый вид труда имеет сл.

Классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:
Предмет
труда
Цель
труда
Орудия
труда
Условия
труда

11Пирамида профессий

1. Типы профессий первый уровень классификации (по предмету труда)Человек.

1. Типы профессий
первый уровень классификации (по предмету труда)
Человек - техника (Т)
Человек - природа (П)
Человек - человек (Ч)
Человек – знаковая система (З)
Человек - художествен-ный образ (Х)

1. «Человек – техника» создание и эксплуатация машин.

1. «Человек – техника»
создание и эксплуатация машин, механизмов

Относятся профессии:монтаж, сборка и наладка технических устройств (каменщик.

Относятся профессии:
монтаж, сборка и наладка технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор)
эксплуатация технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка)
ремонт техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования)

Требования к качествам работника:наглядно-образное мышление; хорошая зритель.

Требования к качествам работника:
наглядно-образное мышление;
хорошая зрительная память и пространственные представления;
техническая осведомленность;
хорошие двигательные навыки и ловкость;
наблюдательность и сообразительность.

2. «Человек-природа" охрана окружающей среды

2. «Человек-природа"
охрана окружающей среды

Относятся профессии, связанные с:изучением живой и неживой природы (микробиол.

Относятся профессии, связанные с:
изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог)
с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник)
с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар)

Требования к качествам работника:хорошая зрительная память и наблюдательность.

Требования к качествам работника:
хорошая зрительная память и наблюдательность;
способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов;
способность менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта;
наглядно-образное мышление.

3. «Человек-человек» общение с людьми, их обслуживание

3. «Человек-человек»
общение с людьми, их обслуживание

Относятся профессии:медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка) обу.

Относятся профессии:
медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка)
обучение и воспитание (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер)
бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант)
правовая защита (юрист, следователь, участковый инспектор)

Требования к качествам работника:умение устанавливать и поддерживать деловые.

Требования к качествам работника:
умение устанавливать и поддерживать деловые контакты;
умение понимать состояние людей;
умение оказывать влияние на других;
умение проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность;
речевые способности;
уверенность;
коммуникабельность;
хорошая зрительная память.

4.«Человек – знаковая система» обработка цифр, формул, знаков

4.«Человек – знаковая система» обработка цифр, формул, знаков

Относятся профессии, связанные с:с текстами (корректор, машинистка, переводчи.

Относятся профессии, связанные с:
с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь)
с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер)
с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник)
со звуковыми сигналами (радист, телефонист)

Требования к качествам работника:хорошая оперативная и механическая память; с.

Требования к качествам работника:
хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошая переключаемость и распределение внимания;
точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками;
усидчивость и терпение.

5. «Человек-художественный образ" художественное отображение действительности

5. «Человек-художественный образ"
художественное отображение действительности

Относятся профессии, связанные с:созданием, проектированием, моделированием х.

Относятся профессии, связанные с:
созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор)
с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор)

Требования к качеству работника:развитый художественный вкус; высокая эстетич.

Требования к качеству работника:
развитый художественный вкус;
высокая эстетическая чувствительность;
богатое и яркое воображение;
хорошая зрительная память;
уверенность и наблюдательность.

Типы профессий (ТПЧЗХ)Пирамида профессий

Типы профессий (ТПЧЗХ)
Пирамида профессий

Задание 2Определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленн.

Задание 2
Определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже профессий и специальностей :

воспитатель детского сада, токарь, пожарный, ветеринарный врач, продавец-консультант, фотограф, медицинская сестра, водитель троллейбуса, резчик по камню, юрист, бухгалтер, дизайнер, певец, учитель, строитель, архитектор, сантехник, судья, кинолог, конструктор, художник

Задание 2Определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленн.

Задание 2
Определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже профессий и специальностей :

Ч - воспитатель детского сада, продавец-консультант, медицинская сестра, юрист, учитель, судья
Т - токарь, водитель троллейбуса, строитель, сантехник
П - ветеринарный врач, пожарный, кинолог
Х - фотограф, резчик по камню, дизайнер, певец, архитектор, конструктор, художник
З - бухгалтер

2. Классы профессий второй уровень классификации (по цели труда)Гностические.

2. Классы профессий
второй уровень классификации (по цели труда)
Гностические профессии (Г)

Преобразующие профессии (П)

цель –
изготавливать,
создавать,
обслуживать,
преобразовывать,
перемещать
Изыскательские профессии (И)


Учебное пособие посвящено нетрадиционному подходу к профориентологии, который основывается на инновационных диагностических технологиях, разработанных в соционике. Издание предназначено преподавателям, аспирантам, студентам, а также широкому кругу специалистов в области профориентационной работы и решения социально-культурных проблем подрастающего поколения. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • 1. Классификация профессий Е.А. Климова
  • 2. Соционическая классификация профессий

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соционическая профориентология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Современная профориентология представляет собой одну из самых сложных сфер психологической и социально-педагогической деятельности. При всем разнообразии направлений и сфер профориентирования недостаточно изучена его специфика в школьных учреждениях. Настоящее пособие есть скромная попытка в какой-то мере восполнить этот дефицит.

Для автора пособия было принципиально важным рассмотреть проблемы профориентации в современном социальном контексте, на фоне тех проблем нашего общества, которые оказывают существенное влияние на выбор профессии подрастающим поколением, его профессиональную и социальную адаптацию. При этом акцент сделан на анализе возможностей именно отечественного профориентирования, использующего зарубежные достижения в этой области с учетом социальной, культурной, экономической и политической ситуации в современной России.

В пособии фактически предложена новая концепция профориентационной работы, учитывающая реалии не только сегодняшнего дня, но и особенности школьного возраста. Она основана на признании факта возникшего в нашей стране ценностного и мировоззренческого кризиса, отрицательно сказывающегося на полноценном нравственном и социальном развитии детей и подростков и соответствующем выборе жизненного призвания.

Мы исходим из необходимости переориентации всей системы школьного образования в направлении решения задач профориентационной работы и разработки соответствующих технологий учебной и воспитательной работы с участием не только профориентологов, но и всего педагогического состава школы, семьи, общественных и государственных организаций. Именно в этом и должна состоять «подготовка к жизни» современных школьников, которым предстоит принимать эстафету у старших поколений в дальнейшем переустройстве и совершенствовании нашего общества.

1. Классификация профессий Е.А. Климова

Один из основоположников отечественной профориентологии Е.А. Климов предложил классификацию профессий, которая стала базовой для самых различных профориентологических классификаций. В соответствии с ней слову «профессия» соответствуют следующие реальности:

а) общность людей, занятых в определенной области, отрасли труда («Мы — представители малочисленной профессии»; «Люди этой профессии должны иметь хорошее пространственное воображение»);

б) область деятельности как множество трудовых постов — пусть вакантных («В этой профессии избыток кадров»);

в) работа, процесс деятельности в определенной области («Это очень беспокойная профессия»);

г) качественная определенность человека, имеющего умения, знания, опыт, личные качества («Хочу приобрести вторую профессию»).

Для профориентационной работы в школе особый интерес представляет рассмотрение профессии как области применения сил и сферы личностной самореализации. В научной литературе принята следующая группировка профессий (Е.А. Климов):

Типы профессий, которые выделяются в зависимости от преобладающей сферы деятельности:

а) «Человек — живая природа» (П);

б) «Человек — техника и неживая природа» (Т);

в) «Человек — человек» (Ч);

г) «Человек — знаковая система» (3);

д) «Человек — художественный образ» (Х).

Классы профессий

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т. е. в ответ на вопрос «что делать?» распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи).

1. Гностические профессии (Г) (от др. греческого — знание). Примеры в типе «Человек — природа»: дегустатор. В типе «Человек — техника: инженер в машиностроении. В типе «Человек — знаковая система»: корректор типографии, бухгалтер — ревизор. В типе «Человек — художественный образ»: искусствовед, театровед;

2. Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «Человек — природа»: животновод, зооинженер. В типе «Человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь… В типе «Человек-человек»: учитель, педагог — тренер, психолог — практик, экскурсовод. В типе «Человек — знаковая система»: стенографист, бухгалтер. В типе «Человек — художественный образ»: флорист, дизайнер;

3. Изыскательные профессии (И). Примеры в типе «человек — природа»: биолог, археолог. В типе «Человек — техника»: инженер — конструктор. В типе «Человек-человек»: воспитатель, организатор. В типе «Человек — знаковая система»: программист, математик. В типе «Человек — художественный образ»: дизайнер интерьера, композитор.

Отделы профессий

«По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться следующие отделы:

• профессии ручного труда (Р)

• профессии машинно-ручного труда (М)

• профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А)

• профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)

• профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)

Группы профессий

По условиям труда профессии можно разделить на следующие группы:

• Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

• Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор службы безопасности дорожного движения;

• Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.) (Н): водолаз, пожарный;

• Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие моральные ценности (М): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

На основании этой классификации предлагается соответствующая «формула профессии»:

Читайте также: