Немецкий конструктор дирижаблей граф генерал

Обновлено: 16.05.2024

Цеппелин Фердинанд Цеппелин (Zeppelin) Фердинанд (8.7.1838, Констанц, ‒ 8.3.1917, Шарлоттенбург, близ Берлина), граф, немецкий конструктор дирижаблей . В 1854 окончил военную академию в Людвигсбурге. Участвовал добровольцем в Гражданской войне США 1861‒65 (на стороне северян), а также в австро-прусской 1866 и франко-прусской 1870‒71 войнах. В 1891 вышел в отставку в чине генерала и целиком посвятил себя вопросам дирижаблестроения. Ц. разработал конструкцию дирижабля жёсткой системы с металлическим каркасом, обтянутым тканью. Внутри корпуса в отсеках размещались баллоны с газом. 2 июля 1900 совершил полёт 1-й его дирижабль объёмом 11 300 м 3 , который вскоре был разрушен бурей. В 1905 Ц. построил 2-й дирижабль («цеппелин», как стали называться дирижабли его конструкции), который позднее разбился при посадке. С 1906 большинство дирижаблей Ц. стало покупать военное ведомство. К 1914 было построено 25 аппаратов (из них 6 пассажирских). Военные дирижабли Ц, применялись в 1-й мировой войне 1914‒18. Построенный после его смерти в 1928 дирижабль «Граф Ц.» совершил ряд больших перелётов, демонстрировался в Москве (1930); использовался для перевозки почты и пассажиров через Атлантику. Последний пассажирский дирижабль Ц. («Гинденбург», 1936) совершил 63 полёта (сгорел в 1937).

Лит.: Вейгелин К. Е., Очерки по истории лётного дела, [М.], 1940; ParsevaI A., Graf Zeppelin und die deutsche Luftfahrt, B., 1925; Eckener Н., Graf Zeppelin. Sein Leben nach eigenen Aufzeichnungen und persönlichen Erinnerungen, Stuttg., 1938.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Цеппелин Фердинанд" в других словарях:

Цеппелин, Фердинанд — Фердинанд фон Цеппелин Фердинанд фон Цеппелин (нем. Ferdinand von Zeppelin) (8 июля 1838 8 марта 1917) немецкий пионер дирижаблей жёсткой системы, граф, генерал. Организатор производства и серийного выпуска дирижаблей жёсткой конструкции.… … Википедия

Цеппелин Фердинанд — Фердинанд фон Цеппелин Фердинанд фон Цеппелин (нем. Ferdinand von Zeppelin) (8 июля 1838 8 марта 1917) немецкий пионер дирижаблей жёсткой системы, граф, генерал. Организатор производства и серийного выпуска дирижаблей жёсткой конструкции.… … Википедия

Цеппелин, Фердинанд — Фердинанд Цеппелин. ЦЕППЕЛИН (Zeppelin) Фердинанд (1838 1917), граф, немецкий конструктор дирижаблей, один из зачинателей их промышленного производства. Его дирижабли жесткой (с каркасом) конструкции, получившие название “цеппелин”, широко… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Цеппелин Фердинанд — Ф. Цеппелин Цеппелин Фердинанд (Zeppelin) (1838—1917) — немецкий конструктор дирижаблей, генерал, граф. Окончил Военную академию в Людвигсбурге (1854). Организовал в 1898 Акционерное обцество содействия воздухоплаванию и на свои… … Энциклопедия «Авиация»

Цеппелин Фердинанд — Ф. Цеппелин Цеппелин Фердинанд (Zeppelin) (1838—1917) — немецкий конструктор дирижаблей, генерал, граф. Окончил Военную академию в Людвигсбурге (1854). Организовал в 1898 Акционерное обцество содействия воздухоплаванию и на свои… … Энциклопедия «Авиация»

Цеппелин Фердинанд — (1838 1917) немецкий конструктор дирижаблей, генерал, граф. Окончил Военную академию в Людвигсбурге (1854). Организовал в 1898 Акционерное общество содействия воздухоплаванию и на свои средства построил небольшие мастерские и плавучий эллинг для… … Энциклопедия техники

Цеппелин Фердинанд — (Zeppelin) (1838 1917), немецкий конструктор дирижаблей, граф, генерал. Организатор производства (с 1900) и серийного выпуска дирижаблей жёсткой конструкции «цеппелин». * * * ЦЕППЕЛИН Фердинанд ЦЕППЕЛИН (Zeppelin) Фердинанд (1838 1917), немецкий… … Энциклопедический словарь

Цеппелин Фердинанд фон — Фердинанд фон Цеппелин Фердинанд фон Цеппелин (нем. Ferdinand von Zeppelin) (8 июля 1838 8 марта 1917) немецкий пионер дирижаблей жёсткой системы, граф, генерал. Организатор производства и серийного выпуска дирижаблей жёсткой конструкции.… … Википедия

Цеппелин, Фердинанд фон — У этого термина существуют и другие значения, см. Цеппелин. Фердинанд Адольф Хайнрих Август, граф фон Цеппелин Ferdinand Adolf Heinrich August Graf von Zeppelin … Википедия

ЦЕППЕЛИН Фердинанд — (Zeppelin, Ferdinand) (1838 1917), немецкий конструктор дирижаблей. Родился 8 июля 1838 в Констанце (Баден). В 1854 окончил военную академию в Людвигсбурге, в 1857 стал офицером германской армии. Во время Гражданской войны в Америке 1861 1865 был … Энциклопедия Кольера

(1838—1917) — немецкий конструктор дирижаблей, генерал, граф. Окончил Военную академию в Людвигсбурге (1854). Организовал в 1898 Акционерное общество содействия воздухоплаванию и на свои средства построил небольшие мастерские и плавучий эллинг для сборки дирижаблей. В 1900 построил первый жёсткий дирижабль LZ-1 объёмом 11,3 тыс. м3 с двумя двигателями и скоростью полёта 28 км/ч. В 1905 построил дирижабль LZ-2 с более мощными двигателями, в 1906 — дирижабль LZ-3 с более совершенным оперением и скоростью полёта около 40 км/ч (запас топлива на 41 ч полёта). В дальнейшем Ц. строил дирижабли для коммерческих и военных целей, непрерывно улучшая их конструкцию и лётные качества. В 1912 дирижабли Ц. с тремя двигателями мощностью по 120 кВт имели скорость до 80 км/ч и могли перевозить полезный груз до 8,6 т. В период 1-й мировой войны Ц. построил 89 дирижаблей объёмом от 22 до 62 тыс. м3, имевших от трёх до шести двигателей и скорость от 80 до 130 км/ч. Построенный после его смерти дирижабль «Граф Цеппелин» (1928) совершил ряд рекордных перелётов, демонстрировался в Москве (1930); использовался для перевозки почты и пассажиров через Атлантику. Всего фирмой «Цеппелин» до 1940 было построено 120 дирижаблей. По этому типу дирижаблей в 1920—30-х гг. строились дирижабли в Великобритании и США.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .

Полезное

Смотреть что такое "Цеппелин Фердинанд" в других словарях:

Цеппелин, Фердинанд — Фердинанд фон Цеппелин Фердинанд фон Цеппелин (нем. Ferdinand von Zeppelin) (8 июля 1838 8 марта 1917) немецкий пионер дирижаблей жёсткой системы, граф, генерал. Организатор производства и серийного выпуска дирижаблей жёсткой конструкции.… … Википедия

Цеппелин Фердинанд — Фердинанд фон Цеппелин Фердинанд фон Цеппелин (нем. Ferdinand von Zeppelin) (8 июля 1838 8 марта 1917) немецкий пионер дирижаблей жёсткой системы, граф, генерал. Организатор производства и серийного выпуска дирижаблей жёсткой конструкции.… … Википедия

Цеппелин, Фердинанд — Фердинанд Цеппелин. ЦЕППЕЛИН (Zeppelin) Фердинанд (1838 1917), граф, немецкий конструктор дирижаблей, один из зачинателей их промышленного производства. Его дирижабли жесткой (с каркасом) конструкции, получившие название “цеппелин”, широко… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Цеппелин Фердинанд — Ф. Цеппелин Цеппелин Фердинанд (Zeppelin) (1838—1917) — немецкий конструктор дирижаблей, генерал, граф. Окончил Военную академию в Людвигсбурге (1854). Организовал в 1898 Акционерное обцество содействия воздухоплаванию и на свои… … Энциклопедия «Авиация»

Цеппелин Фердинанд — Ф. Цеппелин Цеппелин Фердинанд (Zeppelin) (1838—1917) — немецкий конструктор дирижаблей, генерал, граф. Окончил Военную академию в Людвигсбурге (1854). Организовал в 1898 Акционерное обцество содействия воздухоплаванию и на свои… … Энциклопедия «Авиация»

Цеппелин Фердинанд — (Zeppelin) (1838 1917), немецкий конструктор дирижаблей, граф, генерал. Организатор производства (с 1900) и серийного выпуска дирижаблей жёсткой конструкции «цеппелин». * * * ЦЕППЕЛИН Фердинанд ЦЕППЕЛИН (Zeppelin) Фердинанд (1838 1917), немецкий… … Энциклопедический словарь

Цеппелин Фердинанд фон — Фердинанд фон Цеппелин Фердинанд фон Цеппелин (нем. Ferdinand von Zeppelin) (8 июля 1838 8 марта 1917) немецкий пионер дирижаблей жёсткой системы, граф, генерал. Организатор производства и серийного выпуска дирижаблей жёсткой конструкции.… … Википедия

Цеппелин Фердинанд — Цеппелин (Zeppelin) Фердинанд (8.7.1838, Констанц, ‒ 8.3.1917, Шарлоттенбург, близ Берлина), граф, немецкий конструктор дирижаблей. В 1854 окончил военную академию в Людвигсбурге. Участвовал добровольцем в Гражданской войне США 1861‒65 (на… … Большая советская энциклопедия

Цеппелин, Фердинанд фон — У этого термина существуют и другие значения, см. Цеппелин. Фердинанд Адольф Хайнрих Август, граф фон Цеппелин Ferdinand Adolf Heinrich August Graf von Zeppelin … Википедия

ЦЕППЕЛИН Фердинанд — (Zeppelin, Ferdinand) (1838 1917), немецкий конструктор дирижаблей. Родился 8 июля 1838 в Констанце (Баден). В 1854 окончил военную академию в Людвигсбурге, в 1857 стал офицером германской армии. Во время Гражданской войны в Америке 1861 1865 был … Энциклопедия Кольера

Фердинанд фон Цеппелин - Stone Forest

«Золотой век» дирижаблей длился около 20 лет. Эти летательные аппараты массово строились и активно совершенствовались с окончания Первой мировой войны и до 1937 года, когда потерпело крушение пассажирское воздушное судно «Гинденбург» и погибло 35 человек (треть от находившихся на его борту). Дирижабли оказались тупиковой ветвью в эволюции воздухоплавательных аппаратов для перевозки людей и грузов. Однако это не умаляет талантов их первых строителей, в числе которых был немецкий изобретатель Фердинанд фон Цеппелин.

Содержание

Граф Фердинанд фон Цеппелин - Stone Forest

О детстве и военной службе

Фердинанд фон Цеппелин родился в 1838 году в немецком городе Констанц, находящемся на границе со Швейцарией. По происхождению он был дворянином. Отец Фердинанда носил титул графа и работал судебным приставом, а также торговал хлопковыми облигациями. Мать была дочерью богатого торговца индиго из Швейцарии.

В воспитании мальчика активное участие принимал его дядя Гаспар Макэр, под руководством которого Фердинанд прошел очень разностороннее домашнее обучение. В 17 лет юноша отправляется в Людвигсбург в кадетское училище. В 20-летнем возрасте он получает звание лейтенанта и сразу же поступает в Тюбингене на курсы, где занимается изучением общественно-политических наук, химии и машиностроения.

В 1863 году фон Цеппелин продолжил отдавать долг родине – он отправился в США в качестве военного наблюдателя. Тогда в Штатах шла гражданская война. Там, в чужой стране Фердинанд впервые поднялся в небо на воздушном шаре. Это нельзя было даже назвать полетом, потому что аппарат использовался в разведывательных целях и был привязан к земле. Однако немцу и этого оказалась достаточно, он понял, что дальнейшую свою жизнь посвятит небу.

Дирижабль Фердинанд фон Цеппелин - Stone Forest

От мечты к полету

После возвращения из США фон Цеппелин продолжает военную службу, он участвует в прусско-австрийской и франко-прусской войнах. В 1870-1871 годах Фердинанд был кавалерийским офицером и заработал репутацию хорошего разведчика. Он пользовался полученным в Штатах опытом – организовывал подъем воздушных шаров, с которых велось наблюдение за противником.

В 1874 году фон Цеппелин получил звание майора и начал заниматься проектированием воздухоплавательных аппаратов на постоянной основе. В 1887 году уже в звании полковника он изложил королю Вюртембергскому планы по строительству больших летательных аппаратов. Изобретатель предлагал расширить область их применения и решать не только военные, но и гражданские задачи, например, перевозить почтовые отправления. Эти замыслы раскритиковали и военные, и ученые, но Фердинанда все же назначили адъютантом короля.

В 1891 году фон Цеппелин, будучи уже генерал-лейтенантом, ушел с военной службы, чтобы окончательно заняться конструкторской работой. Он считал, что большие дирижабли в воздухоплавании более перспективны, чем аэростаты. Как и многие изобретатели, фон Цеппелин первое время подвергался насмешкам и критике, но он не переставал работать над новыми проектами и патентовать их.

В 1896 году Фердинанда приняли в состав Союза немецких инженеров, где его наработки получили положительные оценки. Через два года он основал собственную компанию, а в 1900 году поднял в воздух свою первую управляемую модель – LZ1.

Марка Фердинанд фон Цеппелин - Stone Forest

Летательные аппараты Цеппелина

В реализацию идей фон Цеппелина верили немногие, но экспериментальный запуск LZ1 оказался удачным. Аппарат показал себя полностью управляемым. Первый дирижабль совершил три успешных полета, но деньги у компании Фердинанда кончились, и ее пришлось ликвидировать.

Изобретатель смог продолжить работы через несколько лет, когда денежными средствами ему помог король Вюртембергский. В 1906 году состоялись испытания нового аппарата под названием LZ2. Он удачно взлетел, но вскоре фон Цеппелину пришлось приземлиться из-за проблем с мотором. Пока шел ремонт двигателя, налетел ураган, и аппарат получил повреждения, после которых его уже нельзя было восстановить.

Однако изобретатель продолжил работу и в 1908 году на новой модели LZ4 пролетел всю Швейцарию и вернулся назад в Германию. Полет уже подходил к концу, о триумфе говорили во всем мире, но аппарат оказался разрушен взрывом газа. Впрочем, фон Цеппелина было не остановить. В 1909 году он создает новую компанию и пролетает на очередном дирижабле 1 100 километров за 38,5 часов. Это достижение стало поводом для его приглашения на торжественный обед в обществе кайзера Вильгельма II.

Эффективность летательных аппаратов Цеппелина стала очевидной, и их начали закупать для решения своих задач военные. Использовались дирижабли и в мирных целях – к 1914 году они совершили 1588 полетов, позволивших перевезти более 34 000 пассажиров.

Германская армия использовала аппараты Цеппелина во время Первой мировой войны. Они нужны были, прежде всего, для разведки, потому что могли часами висеть в облаках невидимыми для противника. Недостатком дирижаблей оставалась их явная медлительность, из-за которой они часто поражались артиллерийскими снарядами.

Военные дирижабли могли нести до тонны груза, поэтому их также использовали для сброса бомб и пулеметных обстрелов. В 1915 году «цеппелины» бомбили Лондон.

Дирижабль Граф фон Цеппелин - Stone Forest

Граф Цеппелин

Фердинанд фон Цеппелин умер в 1917 году, а в следующем году произошла капитуляция Германии и подписание Версальского мира. Этот договор запрещал стране строить и эксплуатировать дирижабли. Немногие неповрежденные аппараты оказались в руках у победителей, и дело графа едва не погибло. Однако продолжению разработок помогли американцы, что привело к созданию в 1928 году модели LZ-127 «Граф Цеппелин», которая за 21 день облетела вокруг света.

Фердинанд Адольф Хайнрих Август, граф фон Цеппелин (8 июля 1838, Констанц — 8 марта 1917, Берлин) — граф, немецкий изобретатель и военный деятель.

Содержание

Биография

Фердинанд фон Цеппелин родился 8 июля 1838 года в дворянской семье в городе Констанц [2] [3] . В 1855 году, когда ему не исполнилось ещё 17 лет, он поступил в кадетское училище в Людвигсбурге. В 1858 году ему было присвоено звание лейтенанта. В этом же году он поступает на курсы в городе Тюбингене, где изучает общественно-политические науки, машиностроение и химию [4] .

В 1863 году Цеппелин приезжает в США в качестве военного наблюдателя (в это время шла гражданская война между Севером и Югом) [2] . Здесь ему впервые довелось подняться на воздушном шаре. Это событие повлияло на всю его дальнейшую жизнь: именно после этого он решил заняться проблемами воздухоплавания.

Вернувшись на родину, он продолжил военную службу; воевал в рядах прусской армии во время прусско-австрийской и франко-прусской войн. В 1870—1871 гг., во время франко-прусской войны, служа кавалерийским офицером, Цеппелин прославился как хороший разведчик. Для своей деятельности он использовал воздушные шары, с их помощью наблюдая за позициями и действиями противника [2] [4] .



Начиная с 1874 года, Цеппелин постоянно работал над проектами воздухоплавательных аппаратов [5] . Тогда же ему было присвоено звание майора, в 1884 году — полковника. В 1887 г. он предоставил меморандум с изложением своих идей королю Вюртембергскому. В этом меморандуме он излагал план построения больших летательных аппаратов для использования их как в военных, так и в гражданских целях (в частности, в качестве почтового транспорта). Однако меморандум подвергся решительной критике со стороны военных и научных кругов [2] . Тем не менее, в 1888 году фон Цеппелин получил звание адъютанта короля Вюртембергского [4] .



Памятный знак, посвящённый Ф. фон Цеппелину на Цеппелин-штрассе в Вайнгартене, Баден-Вюртемберг, Германия.

В 1891 году фон Цеппелин оставил военную службу (в чине генерал-лейтенанта), окончательно решив заняться конструированием дирижаблей [1] [4] . С его точки зрения, будущее в воздухоплавании должно было быть не за аэростатами, а за большими дирижаблями. Главный упор в своей деятельности он сделал на организационных моментах, понимая, что не обладает достаточными познаниями в области конструирования. Проекты фон Цеппелина поначалу подвергались острой критике и насмешкам, так, в 1894 его проект составного «воздушного поезда» из соединённых между собой аэростатов был удостоен ряда нелестных оценок со стороны специалистов. Тем не менее, в 1895 году он получил на него патент [2] .

В 1896 году, однако, Цеппелин был принят в ряды Союза немецких инженеров (нем. Verein Deutscher Ingenieure (VDI) ); комиссия позитивно оценила его работы. В 1898 году он основал «Акционерное общество содействия воздухоплаванию» (нем. Aktiengesellschaft zur Förderung der Luftschiffahrt ) [6] с основным (базовым) капиталом в 800 000 золотых марок [4] .

2 июля 1900 года в воздух поднялся первый управляемый летательный аппарат Цеппелина — LZ1 [4] . Запуск был произведён около Манцеля (нем.) русск. , в районе Боденского озера. Несмотря на многочисленные прогнозы о безуспешности затеи, эксперимент прошёл удачно, и аппарат Цеппелина продемонстрировал свою полную управляемость [6] .

Несмотря на то, что первые три полёта прошли успешно, Цеппелину пришлось пойти на ликвидацию своей компании, так как к этому моменту у неё закончились денежные средства; Союз инженеров (VDI) также не захотел оказать финансовую поддержку [4] . Работы продолжились лишь несколько лет спустя, после того, как финансовую помощь оказал король Вильгельм II Вюртембергский.

В январе 1906 начались испытания нового аппарата — LZ2. Несмотря на то, что старт прошёл успешно, через некоторое время Цеппелину пришлось приземлиться неподалёку от Алльгоя (нем.) русск. из-за неполадок с мотором. На земле Цеппелин начал ремонтировать мотор, однако начавшийся ураган серьёзно повредил аппарат, так что последний уже не подлежал восстановлению [4] [6] .

В октябре того же, 1906 года, в небо поднялся третий по счёту летательный аппарат Цеппелина — Z1, построенный им за собственный счёт. Испытания прошли успешно [6] . В связи с этим правительство Германии выделило средства на строительство нового ангара взамен старого. В январе 1908 года после ряда успешных испытаний Z1 был приобретён военным ведомством [4] .

Летом 1908 года начались испытания нового аппарата — LZ4. Он пролетел через всю Швейцарию, а потом вернулся обратно в Германию. Однако незадолго до окончания триумфального полёта, о котором говорил уже весь мир, произошёл взрыв газа, разрушивший аппарат. Только пожертвования из разных источников, составившие в общей сумме более 5,5 млн марок, позволили Цеппелину продолжить работы [4] [6] .

В 1909 году фон Цеппелин основывает Luftschiffbau-Zeppelin, GmbH [~ 1] . Весной того же года он пролетел на своём очередном дирижабле 1100 км за 38,5 ч. За свои достижения он был приглашён на торжественный обед в резиденции кайзера Вильгельма II.

В течение короткого времени он провёл ряд очередных испытаний своих дирижаблей. Его успехи привлекли пристальное внимание со стороны военных ведомств, и ими было закуплены три аппарата класса «Саксония» (нем. «Sachsen» ), после того, как один из них пролетел расстояния от Вены до Бадена менее, чем за 8 часов [6] . В октябре 1912 года ВМФ был куплен аппарат L-1 для испытания его возможностей в совместной работе с флотом. Дирижабль содержал 20 000 м³ закаченного внутрь водорода и мог совершать длительные перелёты на большие расстояния — из Фридрихсхафена на Гельголанд, то есть через всю Германию. В следующем, 1913 году, ВМФ был закуплен ещё один аппарат — L-2. Он имел ещё бо́льший объём (27 000 м³) и обладал мотором мощностью в 180 лошадиных сил [6] .

Но дирижабли Цеппелина применялись не только в военных, но и в гражданских целях. Так, к 1914 году было совершено 1588 полётов, во время которых были перевезены 34 028 пассажиров [4] .

Во время Первой мировой войны дирижабли Цеппелина применялись германским военным командованием для участия в боевых операциях, в первую очередь, для разведки: аппараты могли подолгу висеть в облаках, оставаясь незамеченными противником [6] . Правда, они показали свою уязвимость перед артиллерийскими орудиями (их скорость и маневренность были явно недостаточными для того, чтобы избегать поражений снарядами). Тем не менее, Цеппелин продолжал работу над дирижаблями до самой своей смерти, которая наступила в марте 1917 года [6] .

Семья

Летательные аппараты



Первый летательный аппарат, построенный Цеппелином (LZ-1 — от немецкого Luftschiffbau Zeppelin, «Воздушный корабль Цеппелина») был дирижаблем с жесткой конструкцией корпуса и имел сигарообразный корпус длиной 128 и диаметром 11,7 м. Центральная часть имела длину 96 метров и представляла собой 24-гранный «цилиндр». Носовая и кормовая оконечности были одинаковы по размерам, имели эллипсовидную форму и длину 16 метров [2] . Каркас дирижабля набирался из легких коробчатых ферм, склепанных из алюминиевых полос с проштампованными отверстиями. Каркас состоял из 16 поперечных силовых кольцеобразных ферменных шпангоутов, соединенных между собой стрингерами [6] . Шпангоуты расчаливались между собой тросами и образовывали поперечные перегородки, делившие корпус на 17 отсеков. Каркас обтягивался хлопчатобумажной тканью покрытой лаком. В 15 отсеках длиной 8 метров и двух длиной 4 метра находились шарообразные баллоны с водородом, общим объёмом 11 300 м³. Газовые баллоны изготавливались из однослойной хлопчатобумажной прорезиненной ткани, пропитанной для уменьшения газопроницаемости лаком и имели предохранительные клапана. Также было ещё пять клапанов, предназначенных для маневрирования дирижаблем. Они использовались при спуске для стравливания водорода [2] .

Дирижабль был снабжён двумя моторами, изготовленными фирмой «Даймлер». При этом их общая мощность составляла всего 16 лошадиных сил [6] , и они позволяли развивать скорость до 21,6 км/ч (или 6 м/с). Снизу к дирижаблю крепились две гондолы (имевшие общий вес 220 кг, когда они были пустыми), соединённые друг с другом мостиком длиной 50 м, жёстко укреплённым под каркасом [2] .



Во время первого испытания имели место различные неполадки, которые не позволили показать все возможности LZ-1. Только в октябре 1900 года были совершены второй и третий полёты дирижабля, который смог достичь скорости 28,1 км/ч.

LZ-2 и LZ-3

В начале 1906 года фон Цеппелин поднял в воздух свой второй аппарат — LZ2. По сравнению с первым дирижаблем, в новом каркас был прочнее и одновременно легче, при этом аппарат был снабжён двумя моторами мощность 85 л. с. каждый [2] . Дирижабль был снабжён четырьмя трёхлопастными воздушными винтами. Попытка первого полёта состоялась в ноябре 1905 года, однако при выводе из плавучего эллинга аппарат упал носом в воду, после чего его отнесло к швейцарскому берегу. Первый настоящий полёт имел место в январе 1906 года, однако и он оказался неудачным: сильным ветром дирижабль начало относить в сторону суши; сначала вышел из строя передний руль направления, а затем ещё и один из двигателей [2] . Цеппелину удалось успешно приземлиться, однако ввиду того, что обратно в эллинг загнать аппарат не удалось, последний был оставлен под открытым небом и ночью был разрушен порывами ветра.

Несмотря на неудачи, Цеппелин продолжил работу, и в октябре того же, 1906 года, поднял в небо свой третий дирижабль — LZ3. Он также был оборудован двумя двигателями мощностью 85 л. с. Одновременно с этим дирижабль был оборудован четырьмя горизонтальными стабилизаторами, между которыми находились рули управления (по 3 с каждой стороны). С целью управления аппаратом в вертикальном направлении были предусмотрены 4 специальных руля, установленных по обеим сторонам корпуса [2] .

Ввиду того, что постройка каждого нового дирижабля стоила немалых денег, Цеппелин был вынужден отдать в залог ряд семейных ценностей, чтобы отыскать деньги на создание LZ-3. В сентябре 1907 года этот аппарат смог продержаться в воздухе 8 часов. Данный факт заставил военных обратить пристальное внимание на разработки Цеппелина, к которым они ранее не проявляли интереса [2] . Несмотря на то, что в декабре 1907 г. бурей были разрушены понтоны вместе с плавучим эллингом, вследствие чего дирижабль получил серьёзные повреждения, со стороны военных поступил заказ на производство нового аппарата. Он должен был обладать следующими характеристиками: продолжительность полёта — 24 часа, дальность полёта — минимум 700 км, гарантированная способность дирижабля вернуться на аэродром после выполнения задания [2] .

Награды

Фердинанд фон Цеппелин был удостоен ряда наград, медалей и орденов. Среди его наград [7] :

Двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия стали для дирижаблей золотой эпохой. А главной звездой того времени было воздушное судно LZ 127 «Граф Цеппелин». За свою долгую жизнь дирижабль провел в воздухе более 17 тысяч часов, совершил без малого 600 вылетов, преодолев порядка 1,7 миллиона километров. Только представьте: «Граф Цеппелин» 143 раза пересекал Атлантику и 1 раз — Тихий океан!


Журналисты не уставали петь дифирамбы воздушному судну, его популярность считали мистической. При этом люди прекрасно знали о том, что дирижабли являлись, наверное, самым опасным из существовавших тогда транспортных средств. Ведь в те годы человек ещё не мог серьёзно противостоять погодным условиям. Поэтому аварии случались часто, но немцы упрямо и педантично создавали новые судна.

Так продолжалось вплоть до 6 мая 1937 года, когда потерпел крушение LZ 129 «Гинденбург». Трагедия вызвала большой общественный резонанс. Из-за разразившегося скандала дирижабли лишили статуса пассажирских транспортных средств. Не пощадили даже ветерана «Графа Цеппелина», превратив его в музей. Когда же началась Вторая мировая война, это судно, как и его ближайший родственник «Граф Цеппелин II» (LZ 130, построенный в 1938 году), разобрали на запчасти. На этом эпоха дирижаблей закончилась.

Суда недаром носили имя графа Фердинанда фон Цеппелина. Этот человек всю свою жизнь посвятил осуществлению мечты — сделать дирижабли безопасными. Идти к намеченной цели графу было тяжело, ошибки и провалы преследовали его буквально на каждом шагу. Но Фердинанд фон Цеппелин с фанатичным упрямством доказывал всему миру, что, если верить и трудиться, все получится.

[/b]Отряд самоубийц[b]

Казалось, 1896 год станет прорывом для воздухоплавания. Когда доктор Вельфер сумел оторваться от земли и взмыть к облакам на аппарате с двигателем внутреннего сгорания Даймлера и Бенца, инженеры и конструкторы ликовали, думая, что верная дорога найдена. Но уже второй полет перечеркнул предыдущий успех. Из выхлопной трубы силового агрегата вылетела искра. И все бы ничего, но через оболочку просачивался водород. Дирижабль буквально разорвало на куски из-за мощнейшего взрыва. Вместе со своим детищем погиб и творец…

Катастрофа не поставила крест на эволюционном пути дирижаблей. Во многом благодаря графу Фердинанду фон Цеппелину, уроженцу города Констанца.


К 1863 году за плечами двадцатипятилетнего мужчины были военная академия и звание лейтенанта вюртембергской армии. Но военная муштра ему наскучила. Фердинанд взял отпуск и отправился в университет Тюбингена, чтобы освоить общественно-политические науки, а заодно химию и машиностроение. В 1863 году его отправили в США как военного наблюдателя. В то время США сотрясала война между Севером и Югом. Там, на чужой земле, Фердинанд впервые совершил полет. Точнее, полетом это можно назвать с большой натяжкой. Фон Цеппелин просто поднялся в воздух на привязанном аэростате. Одного такого «полета» оказалось достаточным. Немец вдруг понял, что уже не сможет прожить без неба.

В середине шестидесятых годов 19-го века ему пришлось вернуться на родину. Сначала фон Цеппелин принял участие в прусско-австрийской, а затем в франко-прусской войнах. В последней он показал себя хорошим разведчиком. Во время боевых действий с французами Фердинанд активно использовал воздушные шары. Они оказались очень удобными для наблюдения за противником.

Чуть позже Фердинанд познакомился с докладом Генриха фон Штефана — человека, который являлся отцом Всемирного почтового союза. В том документе он предлагал для более быстрой доставки почты использовать аэростаты. Открывающиеся перспективы так сильно поразили Цеппелина, что он решил посвятить жизнь созданию таких летных машин.

Первый блин

В 1887 году Фердинанд отправил королю Вюртенбергскому особое письмо, в котором подробно описал свою идею создания целого флота огромных воздушных кораблей. Объяснил фон Цеппелин и то, что радеет о высочайшей военной силе Германии. И без «небесного воинства» выйти в лидеры не получится. Кроме того, в мечтах конструктора дирижабли смогли бы облегчить немцам освоение не только Африки, но даже Северного полюса.

То послание (меморандум) пресса и общественность восприняли неоднозначно. Одни смеялись, другие критиковали, третьи скептически качали головами. Но Цеппелин был не из тех, кто сразу сдается.

…Шло время. В 1891 году фон Цеппелин вышел в отставку в звании адъютанта короля Вюртембергского. Поскольку свободного времени стало много, Фердинанд решил полностью посвятить его главному делу свой жизни. Накопленные средства пошли на строительство специализированной мастерской у Боденского озера, а также на оплату услуг талантливых инженеров. Во главе группы изобретателей встал Теодор Кобер.


Прошло несколько лет, каких-либо серьезных продвижений в работе над дирижаблем не происходило. Местный народ начал активно посмеиваться над фанатичным стариком и его «компашкой». Особенно ядовито публика отреагировала на идею создания «воздушного поезда». Цеппелин предложил соединить несколько сферических аэростатов друг с другом, видя в этом проекте большой потенциал. Но ученый совет и пресса были иного мнения. Вместо одобрения Фердинанд получил насмешки и обидные карикатуры.

Мучительный поиск

Занимаясь идеей «воздушного поезда», фон Цеппелин и его команда не обратили внимания на конкурента. В начале ноября 1897 года конструктор Давид Шварц создал новинку — дирижабль жесткой конструкции. Причем не на бумаге, судно поднялось в воздух! До Шварца никто не пытался сделать дирижабль жестким. Они были или мягкие, или полужесткие. И вдруг такой прорыв! В своем детище Шварц спрятал баллоны внутри специального каркаса из алюминия. Сам же дирижабль был обтянут тканью и имел стандартную сигарообразную форму. Благодаря такой конструкции отпала необходимость закачивать водород под большим давлением, резко увеличилась надежность. Шварц был на верном пути, но… вскоре он умер. Цеппелину выкупил у вдовы все наработки. И «конструкторское бюро» получило пищу для размышления.


На реализацию проекта требовалось много денег. Поддержку Цеппелину оказал Союз немецких инженеров, совместно они организовали «Акционерное общество развития управляемого воздухоплавания». Начальный капитал — примерно 400 тысяч марок — Фердинанд выделил из своих личных сбережений. Этого хватило для старта работ.

Спустя год «Luftschiffbau Zeppelin» (LZ-1) был построен. Его длина составляла 128 метров, в диаметр — порядка 12 метров. Воздушное судно получилось гигантским. И в 1900 году сам граф поднялся в воздух на своем детище.

Первый блин оказался комом. Несколько месяцев дирижабль ремонтировали и доводили до ума. Второй полет стал более удачным, но беда пришла с другой стороны. Сначала обанкротилось «Акционерное общество развития управляемого воздухоплавания», потом в финансировании отказали военные. Затем сильный ураган практически уничтожил LZ-1. Денег на ремонт у старого графа уже не оставалось. Можно было впадать в отчаяние, но Фердинанд держался.

Через 4 года после катастрофы, в 1905 году, король Вюртемберга словно решил сжалиться над Цеппелином. Он организовал благотворительную лотерею, желая поддержать воздухоплавание. Граф разжился хоть и небольшой, но очень нужной суммой. Продав часть имущества, а также остатки LZ-1, ему удалось набрать 400 тысяч марок. Они пошли на создание LZ-2.

Злой рок шел след в след за Цеппелином. Сначала дирижабль упал в озеро. Затем его подхватило течение… До середины января 1906 года судно ремонтировали. Но как только оно было готово, налетел ураган и уничтожил детища Цеппелина. Народ поговаривал, что он проклят. Наверное, в тот момент и сам Фердинанд в это поверил.

Сумев выдержать очередной удар насмешек и порицания, фон Цеппелин заложил свое имущество, а вырученные деньги вложил в создание LZ-3. И в начале октября 1906 года дирижабль был готов. Наконец-то графу повезло. Третье по счету его творение оказалось удачным. Правда, еще в течение целого года аппарат то и дело модернизировали и доводили до ума. Зато результат превзошел все ожидания, «тройка» сумела зависнуть в воздухе на восемь часов! Этот успех не могли не заметить военные. Вскоре они заказали «конструкторскому бюро» Цеппелина дирижабль, выделив на это изобретателю необходимые 400 тысяч марок. А спустя некоторое время расщедрились на фантастическую по тем временам сумму — свыше миллиона марок.

К июню 1908 года LZ-4 был готов. А в июле король и королева Вюртемберга вместе с графом поднялись на дирижабле в воздух. Старый изобретатель дождался своего звездного часа и получил орден «Черного орла». Тогда он и не подозревал, что до трагедии оставалось совсем немного…

Вскоре фон Цеппелин получил порядка восьми миллионов марок. Такая сумма позволила графу не только вернуть свое имущество, но и помочь другим пионерам воздухоплавания. Например, он оказал помощь Коберу, чтобы тот смог заняться созданием гидросамолетов.

В конце мая в воздух поднялось пятое детище Цеппелина. Дирижабль LZ-5 стал творцом истории — его официально взяли в армию. И хоть через год судно разбилось, граф поставил производство дирижаблей на поток.

К началу Первой мировой войны у Германии на вооружении находилось восемь воздушных судов. Деньги, полученные от военных, позволили Цеппелину организовать производство аппаратов по всей стране. Военные дирижабли графа могли нести смертоносный груз до тонны и оснащались несколькими пулеметами. В мае 1915 года именно они скидывали бомбы на Лондон.

На Цеппелина посыпались новые заказы. Заказчиков не смущало даже то, что дирижабли легко выходили из строя от зажигательных пуль и авиационных пулеметов. И к 1917 году немцы потеряли более сотни «цеппелинов».

Граф умер в 1917 году. В следующем году Германия капитулировала и подписала Версальский мир. По его условиям стране запрещалось строить, а также эксплуатировать дирижабли. Те немногие аппараты, которые сумели пережить войну, забрали победители. Казалось, дело старого графа погибло. Но его бывший пресс-атташе сумел найти выход из ситуации. Помогли ему американцы. Их заинтересовали дирижабли, и они сделали заказ. Так в 1920 году появился LZ-126. От «исходника» он отличался тем, что в баллоны закачивали не водород, а безопасный гелий. Немецкое детище пришлось заказчикам по вкусу. Вскоре родилось совместное производство «Goodyear-Zeppelin». Просуществовало оно недолго — сказался мировой экономический кризис. Поэтому конструкторы сумели создать лишь один дирижабль: «Акрон» длиной в 239 метров (разбился в 1933 году).

А в 1928 году, спустя восемьдесят лет со дня рождения графа, в воздух взмыл LZ-127 «Граф Цеппелин». Именно это воздушное судно совершило кругосветное путешествие, уложившись в двадцать один день.

Кстати, в немецком языке слово «дирижабль» вообще не встречается. Вместо него — «цеппелин»…

Читайте также: