Николай сергеевич попов конструктор

Обновлено: 02.05.2024

Попов Николай Сергеевич – главный конструктор производственного объединения «Кировский завод» Министерства оборнной промышленности СССР, город Ленинград.

Родился 14 декабря 1931 года в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Русский. Окончил семилетнюю школу, учился в специальной школе ВВС в городе Краснодар.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 8 октября 1975 года Попову Николаю Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1992 года – генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (город Санкт-Петербург).

Под его руководством были созданы: первый в мире основной танк Т-80 с газотурбинным двигателем (1976) и его модификация – танк Т-80У (1985), значительно превосходящие лучшие зарубежные аналоги по огневой мощи, подвижности и защите; 203-мм гусеничное самоходное орудие большой мощности «Пион» (1975) и его модификация «Малка-2С7М» (1983), превосходящие по дальности стрельбы все аналогичные зарубежные орудия; унифицированное гусеничное шасси для зенитно-ракетного комплекса С-300В (1981); высокозащищенное специальное гусеничное транспортное средство (1976) и его модификация (1994), позволяющие экипажу работать в автономном режиме в течение нескольких суток (за рубежом подобных аналогов не было); универсальный самоходный агрегат УСА «К-21» (1992) для оснащения нагрузкой летательных аппаратов; универсальная дорожная машина К-702МВ-УДМ2 (1993), траншейная машина К-703МВ-ТМК-3 (1993), быстроходная гусеничная машина БТМ-4М «Тундра» (1997) для оснащения инженерных войск; на гусеничной базе артиллерийского самоходного орудия – высокомобильный гусеничный кран СГК-80Р грузоподъемностью 80 тонн для ликвидации на железнодорожном транспорте последствий техногенных и стихийных аварий и катастроф (1995). Под его руководством были созданы сельскохозяйственный энергонасыщенный трактор К-701 (1973), его модификации промышленного назначения и для лесодобывающей промышленности: К-701М, К-702М и К-703М (1988), не уступающие по своим характеристикам подобным зарубежным образцам. Тракторы обладают высокой проходимостью по бездорожью и большими (до 40 км/ч) скоростями движения. В 1992-1995 годах под его руководством создано на базе трактора К-701М и его трехосного варианта семейство дорожно-строительных машин (погрузчик, грейдер, экскаватор, бульдозер, виброкаток); комплекс машин для лесозаготовительной промышленности (трелевочный трактор, лесопогрузчик-штабелер, лесодорожная машина). Созданы подъемные установки для ремонта нефте- и газоскважин различной грузоподъемности: 60 тонн – К-703МТУ-60/80 (1992), 80 тонн – К-703МТУ-80ВГ (1996), К-703МТУ-80НМ (1996), К-703МТУ-80ВМ (1996), 100 тонн – К-703МТП-100 (1996), К-703МТУ-127Г (1997). Исследовал возможности снижения шума внутри проектируемых изделий и внешнего шума их силовых установок. Разработал телеметрические методы передачи информации при исследовании нагруженности узлов транспортных средств. Исследовал, разработал и внедрил в производство систему дистанционного управления транспортными средствами.

Автор более 40 научных трудов, а также 60 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Доктор транспорта (1993), действительный член (академик) Академии транспорта РФ (1993) и Санкт-Петербургской инженерной академии (1994).

Избирался членом ЦК КПСС (1981-1990 годы), депутатом Ленинградского городского Совета народных депутатов.

Жил в Санкт-Петербурге. Скончался 3 февраля 2008 года. Похоронен на кладбище в городе Сестрорецк Курортного района Санкт-Петербурга.

Награждён орденами Ленина (08.10.1975), Октябрьской Революции (04.01.1982), Трудового Красного Знамени (26.04.1941), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1996), медалями, в том числе Золотой медалью ВДНХ СССР (1989), нагрудными знаками «За заслуги в создании вооружения и военной техники» (2000) и «За создание бронетанкового вооружения и техники» Министерства обороны РФ (2000).

Лауреат Ленинской премии (1978), Государственной премии СССР (1984) и Российской Федерации (1993).

Николай Сергеевич Попов

Николай Сергеевич Попов (1931–2008) родился в станице Усть-Лабинская Северо-Кавказского края (с 1958 года – город Усть-Лабинск Краснодарского края). Окончив семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС.

В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт. Окончив его с отличием в 1955 году, пришел на работу в танковое конструкторское бюро знаменитого Кировского завода в Ленинграде.

В 1968 году Попов был назначен начальником и главным конструктором КБ. В 1972 году занял должность генерального конструктора СКБ «Трансмаш» производственного объединения «Кировский завод». Именно здесь в 1976 году рождается главное детище Попова – первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем Т-80.

С 1976 по 1981 год Попов был членом Центральной ревизионной комиссии КПСС; при этом в партию он вступил только в 1981 году.

Николая Попова не стало 4 февраля 2008 года. Конструктор похоронен на кладбище Сестрорецка.

Чем знаменит


Созданный под руководством Попова танк Т-80 считается одним из самых значимых достижений советской военной техники. Он производился более 20 лет, всего было изготовлено около 10 000 машин. Именно на нем была впервые установлена противоснарядная динамическая защита, что отвечало требованиям к основному боевому танку – сочетанию высокой огневой мощности с хорошей защищенностью. Защита лобовой части танка считается эквивалентной почти метру литой брони.

Главной особенностью Т-80 стало использование в качестве силовой установки танка газотурбинного двигателя – также впервые в мировой практике. По сравнению с дизельным или бензиновым двигателем газовая турбина обладает значительно большей мощностью при равном объеме, что позволяет резко повысить скоростные и разгонные характеристики боевой машины и улучшить управление ею – члены боевых экипажей отмечают «скорость, динамику и плавность хода». Немаловажна и возможность быстрого запуска такого двигателя при низких температурах.

Помимо Кировского завода, Т-80 выпускался также в Омске и Харькове. Танк стоит на вооружении России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Сирии. На его базе создано несколько машин для выполнения самых разнообразных задач, включая специальную пожарную машину.

О чем надо знать

Когда одну из модификаций изначально строжайше засекреченного танка Т-80У показали на выставке вооружений в Абу-Даби в начале девяностых годов, танк весом более 45 тонн пролетел с трамплина по воздуху 14 метров и после приземления помчался дальше. С тех пор за машиной закрепилось имя «летающий танк».

Вклад Попова в отечественное машиностроение не ограничивается танком Т-80 и не сводится исключительно к разработке военной техники. Гражданскому населению, пожалуй, более известно другое его детище – тяжелый трактор К-701, одна из модификаций знаменитого «Кировца». На его базе, в свою очередь, Поповым было разработано целое семейство дорожно-строительных машин (погрузчик, грейдер, экскаватор, бульдозер, виброкаток).

Другие известные разработки Попова – гусеничное самоходное орудие большой мощности «Пион» и его модификация «Малка-2С7М»; на момент разработки они превосходили по дальности стрельбы все аналогичные зарубежные орудия. Созданное в том же 1976 году высокозащищенное специальное гусеничное транспортное средство позволило экипажу работать в автономном режиме в течение нескольких суток – за рубежом подобных аналогов также не было. На гусеничной базе артиллерийского самоходного орудия был построен высокомобильный гусеничный кран СГК-80Р грузоподъемностью 80 тонн для ликвидации на железнодорожном транспорте последствий техногенных и стихийных аварий и катастроф. Также Попов занимался подъемными установками для ремонта нефтяных и газовых скважин.

Кроме того, конструктор исследовал возможности снижения шума внутри проектируемых изделий и внешнего шума их силовых установок. Им разработаны телеметрические методы передачи информации при исследовании нагруженности узлов транспортных средств, а также система дистанционного управления транспортными средствами.

Попов также создал прообраз танка ХХI века – полностью автоматизированную машину с двумя членами экипажа и лучшей в мире комплексной защитой; этому проекту уже не суждено было реализоваться.

Прямая речь

Главный конструктор «Уралвагонзавода» Леонид Карцев о недостатках Т-80: «В середине 1976 г. член ЦК КПСС, главный конструктор Кировского завода в Ленинграде Н.С. Попов сумел убедить руководство страны принять на вооружение Советской Армии далеко не лучший танк Т-80… В танке Т-80 использовано менее удачное, чем у Т-72, боевое отделение от танка Т-64А с вертикальной укладкой выстрелов, что в боевых условиях снижает живучесть танка и практически делает невозможным прямое общение экипажа с механиком-водителем и его эвакуацию в случае ранения. В этом танке применена несовершенная ходовая часть и т. д. В целом, танк Т-80 сложнее, дороже и ненадежнее танка Т-64А, не говоря уже о Т-72».

Эксперты о достоинствах Т-80 («Чего не боятся танки?»): «Оперативная готовность танка Т-80 при температуре минус 40 градусов составляет не более 3 минут. Быстрота и надежность пуска двигателя в любых климатических условиях, определяющая техническую готовность, является одним из важнейших требований боевой готовности танка… Двигатель не заглохнет, если даже танк упрется в каменную стену, так как силовая турбина ГТД (газотурбинного двигателя – «Полит.ру»), передающая крутящий момент на трансмиссию, не имеет механической связи с турбокомпрессорами, точнее, имеет только через газовый тракт. Эта особенность танка Т-80 придает ему несравненные, отличные от собратьев свойства по проходимости, плавности хода при стрельбе, преодоления препятствий и, наконец, по незаглохаемости».

Министр обороны Сирии Мустафа Тлас: «Как солдат и специалист по танкам я считаю Т-80 лучшим танком в мире».

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

14 декабря 1931. Н. С. Попов


Генеральный конструктор ОАО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (КБ «Спецмаш»), создатель танка Т-80, Т-80У и его модификаций, а также ряда опытных машин. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.
Николай Сергеевич Попов родился в станице Усть-Лабинская Северо-Кавказского края. Русский. Окончил семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС. В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт и окончил его с отличием в 1955 году. С 1955 года Николай Попов работал в танковом конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде. В 1968 году он был назначен начальником и главным конструктором КБ, а с 1972 года становится генеральным конструктором Ле­нинградского Кировского завода…

Рассмотрение проекта состоялось в 1971 году. Работа велась в первой половине 70-х.
Танк имел классическую компоновку с низкопрофильной башней. Водитель размещался в корпусе слева по ходу танка. Основным нововведением можно назвать механизм заряжания новой конструкции, с конвейером, установленным под крышей боевого отделения, что позволило сократить высоту башни в местах размещения башенного расчета. В качестве вооружения рассматривались 130 мм нарезная пушка (ЛП-368) с бронепробиваемостью 170 мм/60° с дальность прямого выстрела 2100 м . и 125 мм пушка Д-89Т. Общий боекомплект – 50 выстрелов. Из них в механизме заряжания 36. Механизм заряжания обладал большими габаритами и выходил в надгусеничную зону. Располагался достаточно высоко, что видно по схеме.

В видении отечественных конструкторов (ОАО «Спецмаш») танк будущего должен оставаться ракетно-пушечным, массой до 50 тонн, с пушкой большого калибра, вынесенной из боевого отделения, и артиллерийскими снарядами не только повышенного могущества, но и корректируемого по траектории по схеме "выстрелил-забыл-поразил". У него должны быть семиопорное шасси с передним расположением моторно-силовой установки и гидропневматическая (или регулируемая) подвеска. Мощность газотурбинного двигателя на уровне 1800 л . с. (не исключен симбиоз с дизелем) должна позволять танку развивать максимальную скорость не менее 95 км/час, при средней по грунтовым дорогам до 60 км/час. Размещение экипажа до 2-х человек - в изолированной капсуле управления в наиболее защищенной средней части корпуса капсула снабжена средствами жизнеобеспечения экипажа, достаточными для нормальной боевой работы без выхода из танка до 72 часов.
Объект 299 (ОАО "Спецмаш")

Опытный танк «объект 292» конструкторского бюро Кировского завода (ОАО Спецмаш) и ученых «ВНИИТрансмаш». На базе шасси танка Т-80У была установлена новая башня с 152 мм пушкой и новым МЗ. В 1990 г. Опытный образец танка был готов, за исключением МЗ. В 1991 г. на Ржевском полигоне начались стрельбовые ис­пытания. В результате испытаний были получены положительные заключения.
Объект 292 (ОАО "Спецмаш")

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

14 декабря 1931. Николай Сергеевич Попов


Генеральный конструктор ОАО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (КБ «Спецмаш»), создатель танка Т-80, Т-80У и его модификаций, а также ряда опытных машин. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.
Николай Сергеевич Попов родился в станице Усть-Лабинская Северо-Кавказского края. Русский. Окончил семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС. В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт и окончил его с отличием в 1955 году. С 1955 года Николай Попов работал в танковом конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде. В 1968 году он был назначен начальником и главным конструктором КБ, а с 1972 года становится генеральным конструктором Ле­нинградского Кировского завода…

Проект танка «Объект 225» и «Объект 226»
Рассмотрение проекта состоялось в 1971 году. Работа велась в первой половине 70-х.
Танк имел классическую компоновку с низкопрофильной башней. Водитель размещался в корпусе слева по ходу танка. Основным нововведением можно назвать механизм заряжания новой конструкции, с конвейером, установленным под крышей боевого отделения, что позволило сократить высоту башни в местах размещения башенного расчета. В качестве вооружения рассматривались 130 мм нарезная пушка (ЛП-368) с бронепробиваемостью 170 мм/60° с дальность прямого выстрела 2100 м . и 125 мм пушка Д-89Т. Общий боекомплект – 50 выстрелов. Из них в механизме заряжания 36. Механизм заряжания обладал большими габаритами и выходил в надгусеничную зону. Располагался достаточно высоко, что видно по схеме.

В видении отечественных конструкторов (ОАО «Спецмаш») танк будущего должен оставаться ракетно-пушечным, массой до 50 тонн, с пушкой большого калибра, вынесенной из боевого отделения, и артиллерийскими снарядами не только повышенного могущества, но и корректируемого по траектории по схеме "выстрелил-забыл-поразил". У него должны быть семиопорное шасси с передним расположением моторно-силовой установки и гидропневматическая (или регулируемая) подвеска. Мощность газотурбинного двигателя на уровне 1800 л . с. (не исключен симбиоз с дизелем) должна позволять танку развивать максимальную скорость не менее 95 км/час, при средней по грунтовым дорогам до 60 км/час. Размещение экипажа до 2-х человек - в изолированной капсуле управления в наиболее защищенной средней части корпуса капсула снабжена средствами жизнеобеспечения экипажа, достаточными для нормальной боевой работы без выхода из танка до 72 часов.
Объект 299 (ОАО "Спецмаш")

Опытный танк «объект 292» конструкторского бюро Кировского завода (ОАО Спецмаш) и ученых «ВНИИТрансмаш». На базе шасси танка Т-80У была установлена новая башня с 152 мм пушкой и новым МЗ. В 1990 г. Опытный образец танка был готов, за исключением МЗ. В 1991 г. на Ржевском полигоне начались стрельбовые ис­пытания. В результате испытаний были получены положительные заключения.
Объект 292 (ОАО "Спецмаш")

14 метров в полете

Летающий танк Т-80. Как создавалась легендарная «восьмидесятка»

В 1993 году в Абу-Даби открылась выставка вооружений, на которую было привезено 370 российских образцов оружия и техники. Среди экспонатов был представлен танк Т-80У. Гигантская 45-тонная махина с мощным вооружением и защитой с честью выдержала испытание прыжком с трамплина, пролетев 14 метров и мягко приземлившись на землю. Американский «Абрамс», который был собран вскоре после выпуска «восьмидесятки», не смог похвастать таким результатом — пролетев несколько метров, он шумно ударился о землю и потерял «начинку».

Танк Т-80, который поразил военных и стал восприниматься американцами в то неспокойное время как прямая угроза (отчего они, по сути, так спешно и сконструировали «Абрамса»), создал Николай Сергеевич Попов, уроженец станицы Усть-Лабинская Краснодарского края. Изобретение Попова стало первым в мире танком, имеющим газотурбинный двигатель, а он сам — главным конструктором бронетанковой техники в стране и одним из ведущих специалистов в мире.

Летающий танк Т-80. Как создавалась легендарная «восьмидесятка»

Разработки газотурбинного двигателя

Первые танки были оснащены бензиновыми двигателями, позже – дизельными. Но новое время диктовало свои правила. К концу послевоенных сороковых годов конструкторы стали всерьёз задумываться о существенном повышении мощности двигателя, от которого напрямую зависела скорость танка и его способность преодолевать препятствий. Так родилась идея использовать газотурбинный двигатель, который к тому времени широко применялся в самолётостроении.

Первый образец, который пока лишь был своеобразной «заметкой на манжетах» — с массой недостатков и недоработок, — сделали в 1954 году. Работы велись в Ленинграде, в Сибири, на Урале. Испытания заканчивались неудачами: то лопалась турбина, то случались иные, более серьёзные поломки. Однако работы продолжались, так как созданию танка была отведена серьёзная роль, которую до конструкторов донесли «сверху». В 1968 году, уже при Леониде Брежневе, в правительстве вышла бумага, в которой говорилось, что создание танка с газотурбинным двигателем стоит «…считать важнейшей государственной задачей».

Создание легенды

На тот момент Николай Попов уже был главным конструктором, а вокруг работы над двигателем сплотилась сильная команда единомышленников, в которую вошло конструкторское бюро транспортного машиностроения завода имени Кирова и Климова, Калужского моторостроительного завода, НИИ Трансмаша и ряд ведущих НИИ и бюро авиационной и оборонной промышленности. В ходе совместной работы конструкторы пришли к мнению, что попытки оснастить танк двигателем самолёта или вертолёта ошибочны, и разработки нужно начинать сначала, так как необходимо создать новый двигатель — танковый.

Летающий танк Т-80. Как создавалась легендарная «восьмидесятка»

Любопытно, но конструкторы работали сразу над несколькими двигателями. То есть, в дни испытаний было опробовано 119 вариантов, которые отработали свыше 500 тысяч часов в разных погодных условиях. В общей сложности, маршрут в 1.200.000 километров, который покрыли двигатели — это, образно говоря, расстояние до Луны, в обратную сторону, снова до Луны и ещё чуть-чуть на обратный путь. Первые двигатели после удачных испытаний были выпущены в Ленинграде, на Кировском заводе.

6 августа 1976 года танк был принят на вооружение под индексом Т-80. «Восьмидесятка» стала первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателем. Стоит отметить, что серийное производство танка М1 «Абрамс» началось только в 1980 году.

Модификации Т-80

Однако на этом работы не останавливались. После того, как танк обзавёлся столь мощной начинкой, было решено, что саму машину также необходимо модернизировать. Так была создана новая динамическая подвеска, которая ликвидировала дикий шум и позволяла танку ехать более спокойно и ровно. Также была обновлена система пушечно-ракетного вооружения, которая позволяла поражать вражеские вертолёты на расстоянии до четырёх километров.

В 1978 году появилась модификация Т-80Б, которую отличало, прежде всего, наличие комплекса управляемого вооружения. В 1985 году на вооружение был принят обновленный боевой танк Т-80У. На базе этих танков были созданы боевые машины Т-80УК, Т-80УЕ, Т-80УА, Т-80УМ, Т-80УМ2 и другие.

В настоящее время «летающий танк» находится на вооружении России, Белоруссии, Украины, Южной Кореи, Узбекистана, Кипра и Пакистана.

Летающий танк Т-80. Как создавалась легендарная «восьмидесятка»

Судьба знаменитого конструктора

«Отец» Т-80, Николай Попов, получил множество государственных наград. Более 50 лет он проработал на Кировском заводе, из которых около 30 лет — в качестве руководителя.

Летающий танк Т-80. Как создавалась легендарная «восьмидесятка»

В числе творений Николая Сергеевича — гусеничное самоходное орудие «Пион» и трактор «Кировец». Он стал владельцем 16 патентов и автором более 40 научных трудов.

Умер конструктор главного символа технической мощи страны в феврале 2008 года в Санкт-Петербурге.

Читайте также: