Нпо молния конструкторы бурана

Обновлено: 18.05.2024

Сегодня исполняется 17 лет со дня смерти знаменитого разработчика авиационно-космической техники, создателя «Бурана» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. Мы попросили людей, которым удалось поработать с ним рука об руку, рассказать каким он был человеком и руководителем.

Владимир Скороделов, заместитель главного конструктора НПО «Молния»

«Он пришел в НПО «Молния» и взялся за разработку «Бурана», когда ему было 67 лет. В первый день, когда я оказался в «Молнии», меня пригласили на собеседование к главному конструктору Потопалову. И мне пришлось в приемной столкнуться с Лозинским. И мне он тогда показался таким старым человеком… Каким потом я его уже не видел.

Когда с миру по нитке собрали специалистов, взялись за такую громадную работу, как разработка «Бурана» и успешно ее выполнили, - это, конечно, была в основном заслуга Лозинского. Потому что он поставил всех людей на свои места, и конструкторское бюро начало работать, как отлаженный механизм.

Я хочу отметить его личные качества. В отличии от других руководителей, он имел значительно более широкий круг общения с подчиненными. Помимо своих замов и начальников отделений, он видел тех, кто у них за спиной, знал, кто непосредственно на своем рабочем месте решает какие вопросы и проблемы. И запросто напрямую вызывал к себе этих людей и без посредников выяснял, что получается, какие проблемы. Это одно из преимуществ этого человека.

Когда ему было уже за 90 лет, у него практически потерялось зрение, он не видел. Но когда ты входил в его кабинет и здоровался, он сразу определял, кто к нему пришел, называл по имени-отчеству, зная чем этот человек занимался, сразу начинал разговор эту тему.

Правда при всем при этом многие знают его, как крутого руководителя, который может устроить такой нагоняй, что некоторые матерые мужики у него в кабинете в обморок падали».

Леонид Богдан, ведущий конструктор по особо сложным разработкам

«Я познакомился с Лозинским, когда мы начали делать «Спираль». Он приезжал к нам в Дубну, мы много общались. Это был человек энциклопедических знаний. Он любые действия просчитывал и аргументировал. Не просто «я так хочу», а аргументированно. Это очень важно. от него все получали очень конкретные задания, то есть не задания «сделайте это, не знаю как».

Он давал задачи практически подготовленные, по крайней мере схема решения этого задания уже была определена и ожидаемый результат уже тоже предполагался. Это не значит, что все сидели и ждали, как Глеб Евгеньевич скажет, но тем не менее он лез во все. Не надувал щеки и не разводил руками, он был практик, хороший грамотный практик».

Валерий Тимошенко, заместитель начальника проектного отдела по научной работе

«Как только образовалась фирма «Молния», я, работая в ЦНИИМАШ, начал общаться с людьми оттуда и мне все говорили «Лозинский-Лозинский-Лозинский». А как только появилась необходимость назначить меня начальником отдела, он меня принял, со мной было собеседование, и он мне сказал: «А почему вы решили перейти к нам? ЦНИИМАШ - это же передовая фирма в ракетостроении, почему вы пришли на «Молнию». Я ответил, что я уже 6 лет для «Молнии» работаю, сделал множество компьютерных программ, множество расчетов, хотелось бы и дальше продолжить работу. «А сил хватит?» - хватит. Ну и потом мы и дальше общались.

Я не любил к нему напрашиваться, меня вызывали только в кризисных ситуациях. И я должен сказать, что он на меня никогда не кричал, хотя он на многих кричал, и никогда не бывало, что он был бы резко мной недоволен.

Когда программа «Буран» уже закончилась, мы много за границу вместе ездили, статьи писали. И уже когда он начал терять зрение и разрабатывал самолет «Молния-1», он сам записывал формулы, но поскольку плохо видел, я ему на экране огромными буквами все набирал - строчек 5 или 10 на страницу максимум.

Иногда вспоминая былые времена, я ему кое-что рассказывал, что он не знал. Вроде: «А вы знаете, у вас было предложение испытать теплозащиту таким методом, а я взял на себя и испытал другим методом и оказалось что это не лучше. А поскольку результат получился положительным, то и не стали докладывать».

Как руководитель был неплохим артистом, иногда он метал громы и молнии! Его иногда даже называли за глаза не Глеб, а «Гнев». Были случаи, когда особо нервные мужчины в обморок падали. Но он это делал так: в комнате два человека, на одного накричит - аж красный становится - отпускает. Поворачивается к другому и говорит - «так, ну что там у нас, о чем будем говорить», совершенно спокойным голосом, как будто у него и сердцебиение не учащалось.

Ну и самая большая похвала от него: когда он получал удовлетворяющую информацию, он говорил «Спасибо, друже!». Вот эту фразу, я думаю, понят все, кто с ним общался. Это, наверное, самое ценное воспоминание от общения с ним»

Предварительные проработки НПО "Энергия" в 1975 г. по созданию многоразовой космической системы (МКС), выполненные под руководством академика В.П.Глушко, легли в основу секретного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 132-51от 17 февраля 1976 г. "О создании МКС в составе разгонной ступени, ОС, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращение с орбиты грузов массой до 20 т". Постановлением определялся заказчик - Министерство обороны СССР, и головной разработчик ракеты-носителя и МКС в целом - НПО "Энергия" (до 1974 г. - ЦКБЭМ, еще ранее ОКБ-1 С.П.Королева).

На Министерство авиационной промышленности (МАП) была возложена задача создания планера орбитального корабля (ОК) "Буран". Для выполнения этой задачи по инициативе министра МАП П.В.Дементьева на базе трех КБ (КБ "Молния", КБ "Буревестник" и Экспериментальный машиностроительный завод во главе с Генеральным конструктором В.М.Мясищевым) было образовано специализированное предприятие - Научно-производственное объединение "Молния" (п / я В-8058), ставшее головным по разработке планера ОК "Буран". В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод.
Для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-технического задела приказом министра МАП в НПО "Молния" были переведены из ОКБ А.И.Микояна и ОКБ "Радуга" основные специалисты, ранее работавшие по проекту "Спираль". Созданное НПО возглавил Г.Е.Лозино-Лозинский.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский (1909-2001) - доктор технических наук (1985г.), Герой Социалистического Труда (1975г.), Генеральный конструктор НПО "Молния" (с 1976г.), Генеральный директор НПО "Молния" (1976-1994гг.), Ленинская премия (1962г.), Гос.премия СССР (1950, 1952гг.), награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Окончив Харьковский механико-машиностроительный институт в 1930г., работал там же до 1942г. над проектом паротурбинной установки для самолета А.Н.Туполева. Разработал проекты различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей. С 1941г. работал в ОКБ А.И.Микояна заместителем главного конструктора, главным конструктором. Работал над освоением силовых установок нового типа, в том числе комбинированных (ПД+ВРД), с ТРД, оснащенными форсажными камерами, систем их регулирования, методов их расчета. Внес большой вклад в развитие теории и практики создания высокоскоростных маневренных самолетов.
Руководитель разработки планера орбитального корабля "Буран".

Г.Е.Лозино-Лозинский являлся не только генеральным конструктором по должности, он был генеральным конструктором по существу - творческим началом всех проводимых работ, генератором идей, мастером простых решений сложных вопросов. Проведенные под его руководством и при его непосредственном участии работы по совершенствованию двигательных установок самолетов МИГ, авиакосмическим системам "Спираль" и "МАКС" с подвесным баком и трехкомпонентным двигателем, орбитальному кораблю "Буран" с многоразовой теплозащитой и автоматической посадкой, самолетам схемы "триплан" являются величайшими конструкторскими достижениями в авиационной и авиакосмической технике.
Г.Е.Лозино-Лозинский - один из основателей Российской инженерной академии. Возглавлял секцию "Авиакосмическая", являлся научным редактором журнала "Авиакосмическая техника и технология", организатором регулярно проводимого в Москве Международного аэрокосмического конгресса, заведушим кафедрой "Авиационно-космические системы" в МГТУ им.К.Э.Циолковского. В знак признания большого вклада Г.Е.Лозино-Лозинского в развитие мировой аэрокосмической науки и техники Германским обществом аэронавтики и астронавтики была присуждена престижная премия имени Зенгера.
Глеб Евгеньевич обладал исключительными личными качествами: талант конструктора, колоссальная работоспособность, убежденность и упорство в достижении поставленной цели, незаурядный дар предвидения.

Геннадий Петрович Дементьев (21.03.1932-1996) - доктор технических наук, Лауреат Государственной премии (1976г.), Герой Социалистического Труда, награжден Орденом Ленина, орденами "Знак Почета" и "Трудового Красного Знамени", член Российской инженерной академии, академии космонавтики и Международной астронавтической академии.

Специалисты НПО "Молния"

Башилов А.С. Микоян С.А. Тимошенко В.П. Коннов В.В.
Сергеев К.Н. Труфанов Ю.Н. Подколзин В.Г. Потопалов А.В.
Воинов Л.П. Яхно В.А. Балашов М.П. Каримов А.Г.
Фомин Н.Л. Саенко В.И. Федотов В.А. Скороделов В.А.

Тарасов А.Т. Осин М.И. Некрасов О.Н. Виктор Соколов
Самсонов Е.А. Селецкий Я.И. Решетников Д.А. Красиков А.И.

Набойщиков Г.Ф. Каденко В.В.
www.vkadenko.narod.ru
Владимир Труфакин Блохин Ю.Д.

Специалисты смежных организаций - участников создания ОК "Буран"

Сводный алфавитный список

Заранее извинимся перед теми, кто не найдет себя в нижеприведенном списке - над "Бураном" работало более тысячи организаций,
общее количество участников программы "Энергия-Буран" - более миллиона человек по всему бывшему Советскому Союзу. Пишите нам, и мы добавим вашу (или известную вам) фамилию в список.

"Крыло решило задачу освоения человеком воздушного океана, крыло также поможет расширить изучение и освоение космоса."

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский - Генеральный конструктор НПО "Молния", академик Российской инженерной академии

Освоение космического пространства играет все возрастающую роль в жизни экономически развитых стран мира. Общее развитие космической деятельности вынуждает эти страны начать разработку многоразовых транспортных космических систем (МТКС) на базе использования крылатых космических аппаратов.

С начала 70-х годов в США начались работы по созданию МТКС "Спейс Шаттл". В нашей стране создание подобной МТКС "Энергия"-"Буран" было развернуто после Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР в феврале 1976 года, а проектные исследования по этой системе начались еще в 1975 году в Научно-производственном объединении "Энергия" под руководством академика В.П.Глушко.
НПО "Энергия" Министерства общего машиностроения (МОМ) было головной организацией по проекту "Энергия"-"Буран" в целом, а на Министерство авиационной промышленности (МАП) возлагалась задача создания планера орбитального корабля (ОК) многоразового применения. Для выполнения этой задачи по инициативе министра авиационной промышленности П.В.Дементьева на базе трех КБ было образовано специализированное предприятие - Научно-производственное объединение "Молния", ставшее головным по разработке планера ОК "Буран". В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод.
Для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-технического задела приказом министра авиационной промышленности в НПО "Молния" были переведены из ОКБ А.И.Микояна и ОКБ "Радуга" основные специалисты, ранее работавшие по проекту "Спираль".
На первом этапе существования НПО "Молния" следовало превратить разрозненные по своим задачам конструкторские бюро в единый коллектив с максимальным использованием опыта каждого КБ. Одновременно создавалась кооперация предприятий для выполнения отдельных работ по этой новой для отечественной авиационной промышленности теме. Координация работ по планеру "Бурана" осуществлялась Главным техническим управлением (А.Г.Братухин) и специально созданным 12-м Главным управлением (Р.С.Король) МАП.

Комплектование состава летчиков для "Бурана" (в перспективе - летчиков-космонавтов) также было совершенно новым направлением. Экипаж такого сложного летательного аппарата должен обладать огромным объемом научно-инженерных знаний, хорошо ориентироваться в работе разнообразных бортовых систем "Бурана", который на орбите совершает полет как искусственный спутник Земли, выполняя при этом большое многообразие задач, а на участке возвращения на Землю совершает планирующий спуск с изменением скорости в широком диапазоне и завершает полет горизонтальной бездвигательной посадкой на ВПП. Задачи отработки автоматической посадки на аналоге "Бурана" и обучения летчиков тесно переплетались. Летчики выполнили большую серию испытательных полетов на пилотажно-динамическом стенде (ПДСТ), полноразмерном стенде оборудования (ПРСО), летающих лабораториях на базе Ту-154 и, наконец, на аналоге орбитального корабля "Буран", оснащенном турбореактивными двигателями. Руководитель группы летчиков заслуженный летчик-испытатель И.П.Волк прошел тренировку и в полете на орбитальной станции "Мир". Участие летного состава в отработке системы автоматического управления было крайне необходимым и важным для обеспечения эксплуатационной пригодности корабля.

Успешный первый полет "Бурана" 15 ноября 1988 года подвел итог напряженной работы. Несмотря на сложные погодные условия в районе Байконура, где в день полета скорость ветра достигала 25 м/с, точность выполненной впервые в мире автоматической посадки орбитального корабля была очень высокой: отклонение точки посадки от расчетной вдоль оси ВПП составило 15 м, а в боковом направлении - 5,8 м. Таким образом, была подтверждена правильность принятых конструкторских решений, достоверность результатов теоретических и экспериментальных исследований, инженерных и методических разработок.
Успех программы "Буран" в целом определился высоким творческим энтузиазмом всех участников работ. Ключевую роль сыграло участие многочисленных коллективов предприятий-соразработчиков и научно-исследовательских институтов, в частности ЦАГИ, ЛИИ, ВИАМ, НИАТ, НПО "Техномаш", ТМЗ, ЭМЗ и многих других.

  1. Высокая оперативность, определяемая не только временем предполетной подготовки, но и временем от запуска до стыковки с орбитальным объектом, например со станциями "Мир" или "Альфа".
  2. Возможность запуска непосредственно в плоскость орбит низких наклонений, что очень важно для России и стран с похожим географическим положением.
  3. Высокая экологичность, т.е. обеспечение экологической чистоты продуктов сгорания, отсутствие полей отчуждения на суше и одноразовых элементов, засоряющих околоземное космическое пространство.
  4. Низкая (в 5. 10 раз ниже по сравнению с существующими системами) стоимость выведения 1 кг полезной нагрузки на рабочие орбиты.
  5. Возможность выполнения большого круга задач в широком диапазоне высот и наклонений орбиты.
  6. Возможность возвращения на Землю спутников и других орбитальных объектов.

Система МАКС может иметь хорошие перспективы развития в будущем в результате создания сверхтяжелого самолета-носителя "Геракл" схемы триплан, что позволит практически удвоить массу полезной нагрузки и улучшить эксплуатационные характеристики. Несмотря на то, что в случае использования "Геракла" в качестве самолета-носителя масса полезного груза полностью многоразового варианта МАКС возрастает до 8 тонн (для орбиты с высотой 200 км и наклонением 51°), вариант системы со сбрасываемым баком по-прежнему будет иметь преимущества в большом числе задач, благодаря более низкой доле массы конструкции в общей выведенной массе орбитальной ступени.
Дальнейшее развитие космонавтики непосредственно связано с созданием высокоэффективных, экономически целесообразных и экологически безопасных многоразовых космических транспортных систем. Сейчас с большой долей уверенности можно сказать, что XXI век будет веком бурного освоения космического пространства в интересах всего человечества и крылатые системы выведения станут основным средством обеспечения грузопотока по маршруту "Земля-Орбита-Земля".

Научно-производственное объединение «Молния» основано 26 февраля 1976 года при Министерстве авиационной промышленности СССР. Целью предприятия было создание орбитального космического корабля многоразового использования «Буран».

Предприятие образовалось на базе трех конструкторских бюро – «Молния», «Буревестник» и Экспериментального машиностроительного завода. В качестве основной производственной площадки был выбран Тушинский машиностроительный завод.

Генеральным директором и главным конструктором НПО «Молния» был назначен Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, который к тому времени уже имел опыт создания авиационно-космической системы «Спираль».

Основу коллектива составили специалисты, пришедшие из КБ «Зенит», ОКБ «Радуга», КБ «Салют», НПО «Энергия», ЦНИИмаш и других ведущих ракетных и авиационных предприятий страны.

Орбитальный корабль

Орбитальный корабль "Буран" в сборочном цехе и во время статических испытаний

С 1976 по 1980 годы предприятием было сконструировано и изготовлено уникальное оборудование, необходимое для создания «Бурана». Затем в цехах Тушинского машиностроительного завода началась сборка опытных образцов и их испытания.

Помимо этого, специалисты решали целый ряд важных сопутствующих вопросов. В результате были найдены уникальные решения в таких областях как разработка эффективной теплозащиты космического корабля, создание беспилотного управления «Бурана» и его посадки в автоматическом режиме.

Со всеми задачами конструкторы и инженеры НПО «Молния» успешно справились. Первый полномасштабный экземпляр космического корабля был изготовлен в 1984 году. В том же году он был доставлен на Байконур, где начались его аэродромные и летные испытания.

15 ноября 1988 года состоялся первый полет «Бурана». Он стартовал с помощью ракеты-носителя «Энергия» и успешно вышел на орбиту.

Г.Е. Лозино-Лозинский показывает сборку

В космосе корабль сделал два витка вокруг Земли, после чего произвел высокоточную посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.

Весь полет занял 205 минут и проходил полностью в автоматическом режиме с использованием бортовых вычислительных комплексов.

В дальнейшем запуски должны были стать пилотируемыми. Для этих целей были подготовлены экипажи летчиков в составе командира и второго пилота.

Старт Бурана Посадка Бурана

Старт! Космодром "Байконур", 15 ноября 1988 г. Приземление на аэродроме "Юбилейный", 15 ноября 1988 г.

После успешного старта «Бурана» с земли с помощью ракеты-носителя специалисты «Молнии» разработали проект многоразовой авиационно-космической системы (МАКС), которая предполагала воздушный старт орбитального самолета с самолета-разгонщика.

В качестве воздушного судна, с которого должен был производиться запуск, предполагали использовать Ан-225 «Мрия».

После старта орбитальный космоплан должен был с помощью собственных двигателей выходить на орбиту, совершать маневры и самостоятельно возвращаться на аэродром базирования.

Также специалисты НПО «Молнии» разработали проекты целой серии воздушных судов разного класса. В том числе перспективного транспортного самолета «Геракл». В случае реализации проекта это воздушное судно могло стать самым грузоподъемным в мире.

Буран, Мрия

В настоящее время предприятие входит в структуру Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Помимо космической программы НПО «Молния» активно развивает несколько направлений в области производства военной техники.

Ведущее из них – это создание сверхзвуковых ракет-мишеней различных модификаций.

Основное назначение этих изделий – имитация нападения авиации, крылатых и баллистических ракет. С их помощью отечественные войска ПВО и ПРО отрабатывают методы противодействия таким атакам.

Предыдущие ракеты-мишени создавались на основе снятых с вооружения зенитных управляемых ракет. Сегодня НПО «Молния» предлагает принципиально новые решения в этой области, создавая самые сложные цели для «тренировки» отечественных комплексов противоракетной обороны.

ракеты-мишени

Также предприятие изготавливает оборудование, необходимое для проведения пусков ракет-мишеней и производит их сервисное обслуживание.

Еще одним важным направлением работы НПО «Молния» является оказание услуг в области испытания различных аппаратов космического и авиационного назначения.

Для этих целей используется уникальное оборудование, позволяющее на Земле воссоздать условия, которые воздействуют на объекты в космосе и в верхних слоях атмосферы.

Это солнечное излучение, вакуум, сверхнизкие и сверхвысокие температуры, различные виды перегрузок и воздействие контактирующих деталей друг на друга.

Музей истории НПО «Молния» был торжественно открыт 15 ноября 2018 года в честь 30-летия первого полета ОК "Буран". Сбор и систематизация материалов, ставших основой коллекции музея, начались еще в 1969 году. С тех пор фонды музея регулярно пополнялись новыми экспонатами, на сегодняшний день насчитывается более 300 уникальных предметов и документов, в том числе образцы техники, выпускаемые предприятием в разные годы.

зал 1
зал 2

В музее два зала: зал истории ТМЗ (слева) и зал, посвященный НПО "Молния" и ОК "Буран" (справа)

Экспозиция представлена в двух залах и рассказывают об основных этапах развития Тушинской промышленной площадки с момента основания в 1932 году до наших дней.

Отдельный зал полностью посвящен разработке и созданию первого советского орбитального корабля «Буран». Уникальные фотографии, документы, схемы и чертежи, а также подлинные узлы и агрегаты ракетоплана позволяют посетителям проследить всю историю «советского чуда», открывшего новую веху в отечественной космонавтике и ракетостроение.

экспонат 1
экспонат 2
экспонат 3

Экспонаты музея истории НПО "Молния"

Отдельный стенд посвящен жизни и работе создателя «Бурана», генерального конструктора НПО «Молния» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

стенд г е
автограф

Стенд, посвященный Г. Е. Лозино-Лозинскому (слева); памятная надпись дочери Г. Е. Лозино-Лозинского Ирины Глебовны в книги отзывов музея (справа)

Музей располагается в 8 корпусе на 1 этаже. Для посещения экспозиция открыта по будням с 10:00 до 16:00. Обеденный перерыв – с 12:00 до 13:00. Проводятся групповые экскурсии для учащихся школ и профессиональных учебных заведения, а также организаций района. Посещение и проведение экскурсий – только по предварительной заявке, обращаться к хранителю музея Устиновой Евгении Вадимовне (тел. 8 495 580-71-86, доб. 2143).

музей

Открылся обновленный музей истории ТМЗ и НПО «Молния».

Его открытие приурочено к 30-летней годовщине полета орбитального корабля «Буран». Экспозиция представлена в двух залах и рассказывает об основных этапах развития Тушинской промышленной площадки с момента основания в 1932 году до наших дней. В фондах музея хранится более 300 уникальных предметов и документов, в том числе образцы техники, выпускаемые предприятием в разные годы.

Отдельный зал полностью посвящен разработке и созданию первого советского орбитального корабля «Буран». Уникальные фотографии, документы, схемы и чертежи, а также подлинные узлы и агрегаты ракетоплана позволяют посетителям проследить всю историю «советского чуда», открывшего новую веху в отечественной космонавтике и ракетостроении. Отдельный стенд посвящен жизни и работе создателя «Бурана», генерального конструктора НПО «Молния» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

30 ноября и 3 декабря в музее прошли первые после реконструкции экскурсии для учащихся Политехнического техникума № 47 имени В.Г. Федорова. Их для ребят провели сотрудники предприятия, стоявшие у его истоков и непосредственно работавшие над созданием ОК «Буран» - начальник проектного отдела, конструктор Владимир Скороделов и заместитель начальника по научной работе, профессор кафедры МГТУ имени Баумана Валерий Тимошенко.

Музей располагается в 8 корпусе на 1 этаже. Для посещения экспозиция открыта по будням с 10:00 до 16:00. Обеденный перерыв – с 12:00 до 13:00. Проводятся групповые экскурсии для учащихся школ и профессиональных учебных заведения, а также организаций района. Посещение и проведение экскурсий – только по предварительной заявке, обращаться к хранителю музея Устиновой Евгении Вадимовне.

Читайте также: