Оао камов главный конструктор

Обновлено: 19.04.2024

Михеев Сергей Викторович – генеральный конструктор акционерного общества «Камов», Московская область.

Родился 22 декабря 1938 года в городе Хабаровск Хабаровского края в рабочей семье Виктора Степановича Михеева (1913-1987) и Евдокии Петровны Леоновой (1919-1989). Русский. В 1952-1957 годах семья жила на Крайнем Севере – в городах Певек и Анадырь, куда отец был направлен после окончания краевой партийной школы. В Анадыре С.В.Михеев окончил среднюю школу и уехал поступать в институт в Москву.

В 1962 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе и поступил на работу на Ухтомский вертолётный завод (ОКБ имени Н.И.Камова). В дальнейшем вся его трудовая деятельность была связана с ОКБ имени Н.И.Камова.

Обладая большими научными и блестящими организаторскими способностями, сильным и волевым характером, он быстро выдвинулся в ряды лидеров и ведущих специалистов предприятия. Последовательно прошёл путь от рядового инженера-конструктора, начальника бригады, ведущего конструктора по особо сложным объектам отдела перспективного проектирования, начальника ведущего отдела ОКБ до главного конструктора и ответственного руководителя. В 1974 году он был назначен главным конструктором Ухтомского вертолётного завода, в 1987 году – генеральным конструктором ВНТК имени Н.И.Камова. С 1994 года – президент и генеральный конструктор ОАО «Камов».

Под его руководством созданы уникальные вертолётные системы и комплексы: корабельные вертолёты – поисково-ударный Ка-27, транспортно-боевой Ка-29, радиолокационного дозора Ка-31; боевые ударные вертолёты – Ка-50 «Чёрная акула» и Ка-52 «Аллигатор»; многоцелевой армейской авиации – Ка-60 «Касатка»; гражданского назначения – многоцелевой Ка-32А и его модификации, лёгкий многоцелевой Ка-226; беспилотные – Ка-37, Ка-137 и другие.

С.В.Михеев – крупный учёный и выдающийся специалист в области вертолётостроения, руководитель научно-конструкторской школы, создавшей и обеспечившей практическое применение в интересах народного хозяйства и обороны страны вертолётов соосной схемы, не имеющих аналогов у нас в стране и за рубежом. Автор более 150 научных работ, из них 8 монографий, 76 авторских свидетельств и патентов.

Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1997 года за выдающиеся заслуги перед государством, мужество и героизм, проявленные при создании и испытании уникальной авиационной техники, Сергею Викторовичу Михееву присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Награждён советскими орденами Ленина (28.12.1987), Октябрьской Революции (26.03.1982), медалями. Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии Российской Федерации (1996), премии имени А.Н.Туполева РАН (1997, за комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию боевых и гражданских вертолётов).

Доктор технических наук (1984), профессор (1987), академик Российской академии наук (2011), член Международной вертолётной ассоциации, вертолётных обществ России, Европы и США.

Источники
Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.

14 апреля 1953 года в небо впервые поднялся многоцелевой вертолет Ка-15, который стал первым массовым вертолетом, созданным в ОКБ Николая Ильича Камова. В будущем данное конструкторское бюро многократно доказывало свою состоятельность и достоинства выбранной схемы. Фирменной чертой камовских машин стало использование соосной схемы расположения винтов. Теперь, спустя более чем 60 лет, машины ОКБ Камова — это грозное и эффективное оружие российских вооруженных сил, способное выполнить даже необычные военные задачи.

Первая ласточка — Ка-15

Опытное конструкторское бюро — 2 (ОКБ-2), возглавляемое талантливым конструктором Николаем Ильичом Камовым, одним из основателей отечественной школы вертолетостроения, было создано 7 октября 1948 года. В будущем оно было сначала переименовано в Ухтомский вертолетный завод (УВЗ), а в 1974 году ему было присвоено имя главного конструктора. Изначально данное конструкторское бюро специализировалось на создании вертолетов для советского военно-морского флота. На долгие годы визитной карточкой данного КБ стала соосная схема расположения винтов, которая позволяла создавать высокоманевренные и хорошо управляемые винтокрылые машины, сохраняя при этом малые габариты техники.

Первым успехом КБ можно смело назвать вертолет Ка-15, который по натовской кодификации получил в чем-то даже обидное обозначение «Курица». Именно этот двухместный корабельный вертолет стал первой машиной ОКБ Камова, которая была выпущена большой серией. Всего было построено 354 таких вертолета. Первый полет новая машина совершила 14 апреля 1953 года. Ее поднял в воздух летчик-испытатель Дмитрий Ефремов.


Разработка вертолета Ка-15 велась в начале 50-х годов прошлого века. Макет вертолета был одобрен военными в конце 1951 года. Предназначенный для размещения на корабле, вертолет Ка-15 было очень компактной машиной. По длине он почти в два раза уступал вертолету Ми-1. При этом конструкторам пришлось поработать над тем, чтобы разместить в таком небольшом объеме все необходимое оборудование.

Сравнительные войсковые испытания вертолетов Ми-1 (одновинтовой схемы с рулевым винтом) и Ка-15 (соосной схемы) по решению флотского руководства были проведены на борту крейсера «Михаил Кутузов». Благодаря высокой маневренности и малым размерам вертолет Камова мог успешно взлетать и садиться с небольшой корабельной площадки даже в условиях шестибалльного волнения на море. В то время как вертолет Ми-1, обладавший длинной хвостовой балкой и рулевым винтом, был существенно ограничен в эксплуатации с корабельной палубы. Его нельзя было использовать при качке корабля и наличии турбулентности потока воздуха. Результаты проведенных на крейсере «Михаил Кутузов» испытаний окончательно убедили советских моряков в том, что для вертолетов корабельного базирования необходима соосная схема.

При этом полученные в ходе испытаний летно-технические характеристики вертолета Ка-15 превзошли проектные. Небольшой вертолет с пилотом и пассажиром на борту мог перевозить груз в 210 кг при взлетном весе 1410 кг и мощности двигателя 280 л.с. В то же время вертолет Ми-1 мог взять на борт 255 кг грузов при массе машины 2470 кг и мощности двигателя — 575 л.с. Одновременно с этим характеристики управляемости, которые были свойственны соосному вертолету, и компактность вертолета Ка-15 позволяли совершать взлет/посадку с очень ограниченных площадок.


В строевые соединения ВМФ вертолет начал поступать в 1957 году. Но из-за небольшой грузоподъемности в качестве противолодочного вертолета Ка-15 был неэффективен. Так, один вертолет мог взять на борт лишь 2 гидроакустических буя, предназначенных для слежения за подлодками. При этом аппаратура управления находилась на другом вертолете, а средства поражения подлодок (глубинные бомбы) — на третьем. Также эксплуатация новой машины на флоте сопровождалась разнообразными неполадками, которые говорили о низкой надежности Ка-15: отмечался флаттер несущего винта, а также колебания типа «Земной резонанс» во время руления.

В июле 1960 года один из таких вертолетов, принадлежащий 710-му отдельному вертолетному авиаполку, разбился из-за произошедшего схлестывания лопастей после совершения взлета с аэродрома Новонежино. В ноябре подобный случай повторился снова, но тогда вертолет удалось посадить. Два этих случая не были единственными. В мае 1963 года вертолеты полностью прекратили полеты в ВМФ СССР, где ему на смену уже были готовы прийти новые вертолеты и самолеты. В ДОСААФ и Аэрофлоте данные машины эксплуатировались вплоть до 1970-х годов. Их использовали для обучения курсантов наряду с Ми-1. Также вертолет использовался в сельском хозяйстве для опыления посевов.

Летно-технические характеристики Ка-15:
Экипаж — 1 человек.
Количество пассажиров — 1 человек или 300 кг грузов.
Габаритные размеры: длина — 6,26 м, высота — 3,35 м, диаметр несущего винта — 9,96 м.
Масса пустого — 968 кг.
Максимальная взлетная масса — 1460 кг.
Мощность двигателей — 1х280 л.с.
Максимальная скорость — 155 км/ч.
Практическая дальность — 278 км.
Практический потолок — 3500 м.

Противолодочный вертолет Ка-25 и корабельный многоцелевой вертолет Ка-27

Важной вехой в судьбе ОКБ Камова стал вертолет Ка-25. Этот вертолет стал залогом становления конструкторского бюро и российской корабельной авиации в целом. Став первым отечественным специально спроектированным боевым вертолетом. Вертолет Ка-25 предназначался для борьбы с атомными подводными лодками вероятного противника. Для успешного решения возложенных на него задач и обеспечения полетов над безориентирной водной гладью на вертолете Ка-25 впервые в мире была установлена РЛС кругового обзора. Вертолеты Ка-25 верой и правдой прослужили на флоте примерно 30 лет.


Первый полет противолодочный вертолет Ка-25 совершил 20 мая 1961 года. Машину поднял в небо летчик-испытатель Д. К. Ефремов. Первые серийные образцы вертолета были построены в 1965 году на вертолетном заводе, расположенном в городе Улан-Удэ. Эти машины положили начало успешной эксплуатации вертолетов Ка-25 на флоте. Именно Ка-25 стал первым отечественным боевым вертолетом и оставался им до 1969 года. В этом году в СССР был создан армейский боевой вертолет Ми-24.

Вертолет Ка-25 был построен по двухвинтовой соосной схеме и имел два мощных газотурбинных двигателя, шасси вертолета было четырехопорным. Фюзеляж Ка-25 был цельнометаллическим. Основной направленностью вертолета была борьба с подводными лодками противника. Поэтому его вооружение состояло из противолодочной самонаводящейся торпеды АТ-1 или 4-8 глубинных бомб массой от 50 кг до 250 кг. Помимо этого на вертолете имелась кассета с радиогидроакустическими буями, которая также подвешивалась в его отсеке вооружений. Данный отсек был снабжен створками, которые можно было открыть при помощи электроприводов.

Вертолет Ка-25 стал отличной винтокрылой машиной, которая полностью устраивала военных моряков. В нашей стране вертолеты Ка-25 находились на вооружении до 1991 года, а Ка-25Ц (вертолет целеуказания) до середины 90-х годов. Всего было создано 18 различных вариантов данной машины разного назначения. С 1965 по 1973 год в Улан-Удэ было собрано около 460 вертолетов Ка-25 всех модификаций.


Летно-технические характеристики Ка-25:
Экипаж — 2 человек.
Количество пассажиров — 1 оператор противолодочного вооружения или 12 пассажиров.
Боевая нагрузка — 1100 кг бомб или торпед.
Габаритные размеры: длина — 9,75 м, высота — 5,37 м, диаметр несущего винта — 15,74 м.
Масса пустого — 4765 кг.
Максимальная взлетная масса — 7500 кг.
Мощность двигателей — 2х1000 л.с.
Максимальная скорость — 220 км/ч.
Практическая дальность — 650 км.
Практический потолок — 4000 м.

Логичным продолжением удачной конструкции стал боевой многоцелевой корабельный вертолет следующего поколения — Ка-27. При этом эффективность советской противолодочной обороны с появлением данного вертолета существенно выросла. На базе вертолета Ка-27 в интересах ВМФ были построены новые вертолетные комплексы: поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС, вертолет высадки морского десанта и огневой поддержки — Ка-29, вертолет радиолокационного дозора — Ка-31 и многие другие.


Первый опытный образец будущего вертолета Ка-27 поднялся в небо 8 августа 1973 года, 24 декабря того же года он совершил свой первый полет по кругу. Серийное производство нового корабельного вертолета было развернуто в 1977 году на вертолетном заводе в городе Кумертау. По различным причинам доводка вертолета продолжалась на протяжении 9 лет. На вооружение ВМФ СССР вертолет приняли только 14 апреля 1981 года. С вооружения вертолет все еще не снят. В настоящее время он является единственным российским противолодочным вертолетом. На вооружении находится более 80 таких машин, а всего было собрано 267 вертолетов Ка-27 различных модификаций.

Вертолет Ка-27 был спроектирован по традиционной для ОКБ Камова схеме с использованием двух трехлопастных несущих винтов противоположного вращения. Фюзеляж машины был цельнометаллическим. Конструкционно вертолет состоит из фюзеляжа, несущей системы, системы управления, силовой установки и взлетно-посадочных устройств. Для борьбы с вражескими подводными лодками могли использоваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы (ПЛАБ) калибра 50 кг или 250 кг.


Летно-технические характеристики Ка-27:
Экипаж — 3 человек.
Количество пассажиров — 3 оператора или 3 пассажира или 4000 кг груза в кабине или 5000 кг на внешней подвеске.
Боевая нагрузка — 2000 кг бомб, торпед или ракет.
Габаритные размеры: длина -12,25 м, высота — 5,4 м, диаметр несущего винта — 15,9 м.
Масса пустого — 6100 кг.
Максимальная взлетная масса — 12000 кг.
Мощность двигателей — 2х2225 л.с.
Максимальная скорость — 290 км/ч.
Практическая дальность — 900 км.
Практический потолок — 5000 м.

От «Черной акулы» (Ка-50) к «Аллигатору» (Ка-52)

К середине 70-х годов прошлого века в Советском Союзе основным боевым вертолетом являлся Ми-24, «старичок» и сегодня остается на вооружении, но уже тогда у руководства Министерства обороны страны сложилось мнение, что данная машина не в полном объеме соответствует армейским требованиям. Вертолет, который был создан по концепции «летающей БМП» и в случае необходимости мог вести не только штурмовые действия, но и перебросить с места на место отделение десантников, поплатился за это некоторым снижением своих боевых качеств. К тому же советские военные получили информацию о разработке и испытаниях новых ударных вертолетов в США (речь шла об ударном вертолете AH-64 «Апач»).


Ответом на это стало создание нового ударного вертолета, разработать который поручили ОКБ Камова. После успешной защиты эскизного проекта и макета в мае 1981 года был построен первый образец вертолета Ка-50. Свой первый полет машина совершила 17 июня 1982 года, на следующий год после принятия очень успешного Ка-27. Ка-50 стал не меньшим шедевром камовцев, хоть и не получил настоящей путевки в жизнь. Ка-50 был полноценным ударным вертолетом, который был предназначен для уничтожения живой силы и бронетехники противника на поле боя, а также различных инженерных сооружений противника.

Это был двухдвигательный одноместный боевой вертолет с соосным расположением винтов. Ка-50 получил прямое крыло относительно большого удлинения и развитое вертикальное и горизонтальное оперение. Для улучшения аэродинамических характеристик машины на вертолете было использовано убирающееся шасси. На Ка-50 был использован фюзеляж самолетного типа с достаточно широким применением алюминиевых сплавов и композитных материалов. Также к особенностям нового вертолета можно было отнести систему спасения пилота, которая основывалась на ракетно-парашютной системе К-37-800 производства НПП «Звезда». Для вертолета такая система была в новинку. Она позволяла пилоту безопасно катапультироваться в диапазоне скорости от 0 до 400 км/ч и высоте о 0 до 4 тысяч метров. Катапультирование производилось путем отстрела лопастей несущих винтов и отстрела верхней части фонаря кабины вертолета.

Использование композиционных материалов, которые составляли примерно 30% от всего веса конструкции, позволило уменьшить массу отдельных элементов вертолета на 20-30% по сравнению с металлическими аналогами. Также была повышена надежность и живучесть машины. Ресурс работы отдельных агрегатов планера, благодаря новым материалам, был увеличен в 2-2,5 раза. А трудоемкость производства сложных элементов конструкции вертолета снизилась в 1,5-3 раза.


Вертолеты Ка-50 производились поштучно очень небольшой серией. Последние машины были переданы военным в 2009 году. Всего было построено 15 вертолетов Ка-50 «Черная акула», включая испытательные машины. Все они приписаны к 344-му Центру боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, при этом часть машин уже списана, а часть используется в качестве учебных пособий. Во многом вертолет стал известен благодаря художественному фильму «Черная акула», в котором он сыграл главную роль. Но не стоит думать, что данная машина канула в лету. Для ОКБ Камова вертолет стал бесценным опытом, позволившим на практике отработать новые технологии. В будущем данный опыт был в полной мере реализован в новом многоцелевом ударном вертолете Ка-52 «Аллигатор».

Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 имеет гораздо более успешную судьбу. На 1 января 2015 года на вооружении ВВС России имелось 72 таких вертолета, до 2020 года военные должны получить 146 многоцелевых ударных вертолетов Ка-52. Главным отличием данной машины от Ка-50 стало появление второго члена экипажа и полноценная возможность работы в любых погодных условиях и любое время суток. Изначально Ка-50 не предназначался для ведения боя в ночных условиях.

Двухместная модификация «Черной акулы» на 85% была унифицирована с вертолетом Ка-50. От своего предшественника «Аллигатор» унаследовал силовую установку, крыло, несущую систему, оперение, шасси, хвостовую и среднюю части фюзеляжа. Их главное отличие — новая передняя часть в виде двухместной кабины, в которой разместились рядом члены экипажа «Аллигатора». Кабина также оснащена катапультируемыми креслами К-37-800. Серьезно обновилось и приборное оборудование кабины пилотов, где вместо традиционных электромеханических указателей появились жидкокристаллические дисплеи.


Появление второго пилота разгружало экипаж, делая машину более надежной. В Ка-52 не просто добавили оператора-штурмана, но и выбрали нестандартную компоновку кабины. Обычно два члена экипажа в ударных вертолетах размещаются тандемно — друг за другом. Но на Ка-52 члены экипажа сидят плечом к плечу. При этом ручки управления вертолетом имеются как на правом, так и на левом месте. Такое расположение членов экипажа вертолета имело свои плюсы. К примеру, достигалось повышение слаженности работы пилотов, а также отсутствовала необходимость в установке второй приборной панели.

Существенно изменилась и электронная начинка машины. Изюминкой вертолета является РЛС РН01 «Арбалет», которая была создана инженерами «Фазотрон-НИИР». Серийный выпуск данной РЛС начался в 2011 году. «Арбалет» в состоянии одновременно сопровождать до 20 различных целей. При этом система в состоянии обнаружить танк на удалении в 12 км, штурмовик противника -15 км, ракету «Стингер» — 5 км. Но и это еще не все, данная РЛС предупреждает экипаж о приближении к препятствиям типа проводов ЛЭП за 500 метров. При этом погрешность определения расстоянии до цели не превышает 20 метров, а угловая погрешность — 12 минут. РЛС «Арбалет» обслуживает навигационную и прицельную системы Ка-52, а также участвует в организации противоракетной защиты и предупреждает экипаж об опасных метеообразованиях и препятствиях.

Первый полет Ка-52, переделанного из серийного вертолета Ка-50, состоялся 25 июня 1997 года. Серийное производство вертолета было развернуто 29 октября 2008 года на заводе «Прогресс», расположенном в городе Арсеньев. Серия государственных испытаний вертолета Ка-52 завершилась в 2011 году. В том же году в мае первые боевые машины поступили на вооружение строевой части армейской авиации страны.


Боевой разведывательно-ударный вертолет нового поколения Ка-52 «Аллигатор» предназначен для борьбы с танками, бронированной и небронированной техникой противника, его живой силой, а также вертолетами противника на переднем крае противостояния и в тактической глубине. Вертолет может использоваться в любое время суток и в любых погодных условиях. Также вертолеты Ка-52 в состоянии вести разведку целей, осуществлять целераспределение и аппаратурное целеуказание на взаимодействующие с ними боевые вертолеты и КП сухопутных войск. Вертолет в состоянии сопровождать военные колонны и обеспечивать огневое прикрытие десанта, производить патрулирование местности.

Летно-технические характеристики Ка-52:
Экипаж — 2 человека.
Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески.
Вооружение — 30-мм пушка 2А42 (600 снарядов), 4х3 ПТУР «Вихрь» или 4 УР «Игла-В» или 80х80-мм НУР или 10х122-мм НУР, а также контейнеры с пулеметно-пушечным вооружением.
Габаритные размеры: длина — 14,2 м, высота — 4,9 м, диаметр несущего винта — 14,5 м.
Масса пустого — 7800 кг.
Максимальная взлетная масса — 10400 кг.
Мощность двигателей — 2х2400 л.с.
Максимальная скорость — 300 км/ч.
Максимальная скороподъемность на уровне моря — 16 м/с.
Практическая дальность — 460 км.
Практический потолок — 5500 м.

Открытое акционерное общество «Камов» (бывшее опытно-конструкторское бюро «Камов, Ухтомский вертолётный завод) — конструкторское бюро концерна "Вертолеты России". Знаменито как проектировщик вертолётов соосной схемы несущих винтов. Кроме этого проектируются вертолеты более традиционной компоновки (типа Ка-62).

Конструкторское бюро имени Камова было основано в начале октября 1948 года. Это ОКБ расположено возле столицы нашего государства в городе Люберцы. Там находится и музей, который посвящен легендарному конструктору и его проектам. Это предприятие входит в состав наиболее крупного холдинга нашей страны «Вертолеты России». Данное предприятие с начала своего образования занималось проектированием и изготовлением вертолетов самых разнообразных конструкций и предназначения. Особенностью всех воздушных аппаратов данной фирмы стало то, что практически все они были оснащены винтами соосной конструкции. Их наиболее эффективно применяла именно данная компания. Кроме этого, были разработаны вертолеты со стандартными винтами. Наиболее удачным проектом стал гражданский вертолет Ка-62.

Завод назван в честь генерального конструктора Камова Н. И. Принято считать датой основания 07.10.1948. С 1992 года стал открытым акционерным обществом.

Располагается в городе Люберцы (между железнодорожными станциями Люберцы и Ухтомская).

ОКБ "Камов" - Московская обл. Россия


Ка-8


Ка-10


Ка-15


Ка-18


Ка-22


Ка-25


Ка-26


Ка-27


Ка-29


Ка-31


Ка-32


Ка-50


Ка-52


Ка-56


Ка-60


Ка-62


Ка-92


Ка-115


Ка-118


Ка-126


Ка-137

Ка-226
Ка-226Т

Основные направления деятельности ОКБ Камова

Данная организация создана для проектирования и дальнейшего создания многоцелевых вертолетов с большим спектром применения. Прежде всего их планировалось использовать для ВМФ Советского Союза. С учетом данного фактора конструкторами и было принято решение использовать на воздушных аппаратах соосную схему расположения винтов. Она позволила достичь большей маневренности и великолепной управляемости при небольших габаритах самой машины. Наиболее удачными моделями были вертолеты типа Ка-27, которые были предназначены для уничтожения надводных объектов. Модель Ка-29 была изготовлена как транспортно-боевой аппарат, который может выполнять множество заданий. Для морской радиолокации конструкторы спроектировали машину типа Ка-31.

Наиболее успешными моделями стали машины, которые были изготовлены в 80-х годах прошлого века. Прежде всего это были ударные вертолеты типа Ка-50 с названием «Черная акула». Данная одноместная машина могла выполнять много боевых заданий за счет очень высоких летных показателей и большой боевой мощи. На основе данной модели была разработана еще боле совершенная под названием «Аллигатор», или Ка-52. Данные аппараты серийно изготовляли на предприятии «Прогресс».

окб камов

Бюро занималось изготовлением и гражданских вертолетов. Наиболее успешной и качественной машиной для гражданского использования можно назвать многоцелевой вертолет типа Ка-32А. Его по праву оценили международные организации и отметили международными сертификатами, такими как EASA и FAR. В данном классе Ка-32А имел самые лучшие летные характеристики и грузоподъемность в 5 тонн. Также была изготовлена очень универсальная машина для использования в различных климатических условиях, это был вертолет Ка-226. Эта модульная машина могла эффективно эксплуатироваться и в условиях высокогорья, густо заселенных населенных пунктов или над водными объектами.

Одной из наиболее успешных моделей последнего времени был пассажирский вертолет вместительностью до 15 пассажиров. Он может также перевозить до 2,5 тонн груза внутри салона или на внешней подвеске. Данная модель оснащена только одним несущим винтом и при этом отвечает всем международным требованиям качества и безопасности.

История создания и развития предприятия Камова

Днем создания данного предприятия является 7 октября 1948 года. Возглавил данную организацию успешный конструктор и новатор Николай Ильич Камов. Особенностью данной фирмы является то, что конструкторы перспективно разрабатывали вертолеты с соосной схемой винтов, которые в дальнейшем выпускались серийно. Больше ни одна фирма в мире не занималась подобным изготовлением серийно.

окб камов

Через пять лет после основания бюро Камова выпустило один из наиболее успешных вертолетов соосной схемы, который первым был запущен в серийное изготовление. Он имел обозначение Ка-15 и стал в 1953 году первым вертолетом с таким типом строения винтов, который изготовлялся массово. А еще через три года был создан на основе этой модели вертолет Ка-18. После изготовления данного аппарата в 1956 он был награжден Золотой медалью на выставке в городе Брюсселе. Данную награду присвоили за очень оригинальную конструкцию корпуса машины.

1961 год принес компании Камова еще одну качественную и надежную машину, которая получила признание во всем мире. Это был военный вертолет типа Ка-25. Данная боевая машина была разработана для использования ее на кораблях, а основная задача, которую она должна была выполнять, − это уничтожение атомных подводных лодок противника. Особенность вертолета данного типа − установка на нем радиолокационной станции кругового действия, которая помогала ориентироваться над огромными морскими акваториями. Можно сказать, что установка большого количества бортового оборудования и комплексов способствовала качественному выполнению боевых задач и военных миссий. Кроме того, все оборудование позволяло проводить полеты в достаточно сложных метеорологических условиях и в любое время суток. Нужно отметить, что данный аппарат можно использовать в любых климатических условиях.

окб камов

Следующим достаточно удачным прототипом фирмы Камова стал боевой вертолет типа Ка-27, он также приспособлен для эксплуатации на кораблях ВМФ. Была разработана и экспортная версия данной машины, она имела обозначение Ка-28. Она отличалась от исходной более мощным ударным комплексом. Данные аппараты могут эффективно проводить боевые работы против субмарин противника и любых других надводных объектов. Вертолет модели Ка-27 стал последним вертолетом, над которым непосредственно работал сам великий конструктор Н.И. Камов. Подготовку аппарата к серийному изготовлению проводили последователи Камова. С 1974 года пост генерального конструктора занял ученик Камова, а именно С.В. Михеев.

На основе разработок Камова была создана целая линейка очень качественных вертолетов разного назначения как для военной промышленности, так и для гражданской эксплуатации. Так, наиболее известными вертолетами данной фирмы стали такие машины:

корабельные аппараты типа Ка-28 и Ка-29;

для радиолокационного наблюдения была изготовлена модель Ка-31;

гражданский вертолет для перевозки больших грузов или пассажиров под обозначением Ка-32.

Нужно отметить, что Ка-32 нашел применение в гражданском хозяйстве: при строительстве, в экспедициях и спасательных операциях. Кроме эксплуатации данной машины на территории СНГ, она применяется на других материках нашей планеты. Данный агрегат отмечен сертификатами качества в Европе и Америке. Ка-32 был применен при опускании датчиков в разрушенный ядерный реактор на ЧАЭС. Этот аппарат изготовлялся в Союзе, производством Ка-32 и его модификаций занимался также камерунский завод авиастроения.

окб камов

Одним из самых последних и успешных вертолетов ОКБ Камова стал Ка-226. Он имеет модульную конструкцию, что значительно повышает эксплуатационные характеристики. Машина данного вида разработана во множестве вариантов, среди которых выделяют: транспортный, патрульный, спасательный, пассажирский, пожарный и др. Транспортный вариант оснащен мощной силовой установкой, в состав которой входят два двигателя типа Arrius, что обеспечивает тягу в одну тысячу лошадиных сил. Все это позволяет эксплуатировать вертолет в достаточно сложных климатических условиях и при больших высотах.

На данное время фирма Камова является одной из самых известных и развитых в области вертолетостроения на территории Российской Федерации и за ее пределами. Весь штат сотрудников имеет большой опыт и знания в создании качественных воздушных судов для многоцелевого использования. Среди них большое количество докторов наук, профессоров и просто гениальных конструкторов, которые имеют великолепное техническое образование. Данное предприятие за долгую историю было отмечено множеством высоких государственных наград. На данный момент фирма входит в состав огромного холдинга под названием «Вертолеты России».

Московский вертолётный завод имени Миля М. Л. — авиационное предприятие концерна "Вертолеты России", которое располагается в Московской области, Люберецком районе посёлке городского типа Томилино, занимается опытной эксплуатацией и разработкой вертолётов.

Учрежден завод был генеральным конструктором Милем Михаилом в 1947 году. Включает в себя опытно-конструкторское бюро, экспериментально-исследовательский комплекс, опытное производство, и полётно-испытательную базу.

ОКБ Миля

Руководство и собственники

Управляющая организация — открытое акционерное общество «Вертолёты России».

Исполнительный директор — Короткевич Михаил Захарович.

Исполняющий обязанности генерального конструктора — Павленко Николай Серафимович.

Генеральный конструктор — Самусенко Алексей Гавриилович;

Основной акционер данного завода — концерн ОАО ОПК «Оборонпром» владеет 80,71 процентов акций

Второй место по численности акций принадлежит компании Sikorsky (Соединенные Штаты Америки) 9,38 процентов .

Конструкторское бюро Миля, или, как оно еще называется, «Московский завод вертолетостроения им. М.Л. Миля», было основано и расположено в городке Томилино, в наше время это Люберецкий район города Москвы. Данное предприятие с начала своего существования занималось разработкой и изготовлением вертолетов. Михаил Миль был генеральным конструктором предприятия, которое было создано в начале 1947 года. Весь завод имел несколько цехов, а именно: цех опытного производства и разработки, экспериментальный комплекс с передовыми исследователями и летную базу с опытными испытателями. За всю историю работы компании на данном предприятии работало много известных конструкторов и разработчиков с мировыми именами.

На данный момент это предприятие на 80% принадлежит российской корпорации «Оборонпром», а остальные акции принадлежат известному американскому вертолетному предприятию Sikorsky.

вертолёты ми

Основные направления деятельности фирмы Миля:

Компания занимается тяжелым машиностроением на территории нашего государства.

Обеспечивает производство для аэрокосмической, вертолетной и авиационной промышленности.

Проводит ремонт, обслуживание и сервис всех авиационных и вертолетных агрегатов, которые производятся предприятием.

Активно проводится продвижение всей продукции данного предприятия и поиск оптовых покупателей.

Особенности работы и развития завода Миля

ОКБ Миля

Поскольку завод разделен на много цехов с собственной специализацией, он имеет множество узко подготовленных специалистов. Завод состоит из большого количества комплексов и отделов, которые входят в холдинг с обозначением «Вертолеты России». Кроме ОКБ Миля, в данный холдинг входит еще много предприятий вертолетостроения. Наиболее известным из них является ОКБ Камова. Завод Миля используется как один из наиболее развитых и прогрессивных научных центров по разработке вертолетов многоцелевого назначения. Здесь же проводятся постоянные исследования новых разработок в вертолетной отрасли.

Завод Миля активно проводит разнообразные виды исследований и проектирование новых образцов и проектов, изготовление моделей прототипов. Сотрудники предприятия контролируют и корректируют все производство и усовершенствование уже созданных моделей. Вследствие развития техники и науки все вертолеты данного предприятия требуют доработок и усовершенствования, за счет чего создаются новые модификации. Все это делается для того, чтобы создать машины, востребованные на мировом рынке авиации. Кроме разработки и изготовления новых летательных аппаратов, сотрудники завода постоянно проводят техническую поддержку и ремонт как гражданских, так и военных вертолетов собственного производства.

ОКБ Миля

Данным конструкторским бюро за все время существования было создано тринадцать основных моделей воздушных аппаратов от самых легких и маленьких до сверхтяжелых. Самыми массовыми в производстве и самыми востребованными в мире стали вертолеты: Ми-2, Ми-6, Ми-8 и, конечно же, Ми-24. Они изготовлялись серийно на протяжении многих лет и нашли применение во многих отраслях народного хозяйства. Они очень широко эксплуатировались в военных операциях при конфликтах в горячих точках мира. На их основе было разработано множество специальных аппаратов для выполнения конкретных заданий.

Известным является многоцелевой вертолет Ми-38, который можно использовать как пассажирский или же транспортный. На его основе были изготовлены Ми-26Т и Ми-171. Но все же более востребованными на мировом рынке являются ударные вертолеты с мощным вооружением. Именно поэтому на данный момент продолжается усовершенствование таких боевых машин, как «Ночной охотник» модели Ми-28Н, Ми-35М. Самой современной разработкой завода Миля является вертолет типа Ми-28УБ, который предназначен для обучения и подготовки молодых пилотов.

Все модели вертолетов, разработанные конструкторами завода Миля, на сегодняшнее время изготовляются на заводах в Улан-Удэ и Казани, на предприятии «Роствертол». Продукция завода Миля занимает далеко не последнюю ступень в мировом вертолетостроении, тем более что поставки данных машин осуществляются практически на все материки мира.

Наиболее успешная продукция вертолетного завода Миля

Всего данное предприятие смогло создать более 200 разнообразных модификаций вертолетов, которые должны служить как в военном деле, так и в народном хозяйстве. Ниже будет указана наиболее успешная линейка вертолетов Миля в историческом аспекте.

ОКБ Миля

Первым детищем легендарного конструктора стал вертолет модели Ми-1, который был разработан и изготовлен в 1948 году. Впервые он оторвался от взлетной площадки осенью этого же года. Данная машина стала первой из всех творений Миля, которую начали изготовлять массово.

На разработку второй модели конструкторы потратили больше десяти лет работы, но в итоге в 1961 году был изготовлен вертолет Ми-2. Главным образом данный аппарат должен был служить для обучения молодых пилотов. Также он использовался как спортивная машина, которая принимала участие в различных международных состязаниях по воздушному спорту.

Ми-4 был изготовлен летом 1952 года. Данная машина изготовлялась серийно в очень больших количествах. Активное ее производство можно объяснить тем, что данная машина могла выполнять множество функций.

В начале лета 1957 года впервые взлетел тяжелый вертолет Ми-6, предназначенный для перевозки транспорта и больших грузов. Именно эта модель заложила основы советского тяжелого вертолетостроения, поскольку имела великолепные летные и грузоподъемные характеристики для машин своего класса.

ОКБ Миля

За всю историю вертолетостроения России и СССР наиболее массовым и востребованным был вертолет Миля с обозначением Ми-8. Всего было изготовлено 12 тысяч таких аппаратов для выполнения большого спектра задач. Данный вертолет начали изготовлять в конце 1961 года. Поскольку данная модель была многоцелевой и очень качественной, она нашла применение как в народном хозяйстве, так и в военном деле. Очень большое количество таких моделей и модификаций было продано в другие страны.

Конструкторами было разработано много нестандартных вертолетов, но далеко не все они использовались для серийного изготовления. Так, одним из успешных нестандартных аппаратов стал вертолет-амфибия с обозначением Ми-14, он был изготовлен в начале 60-х годов прошлого века. Он стал самой большой амфибией среди всех изготовленных в мире. Его преимуществом было выполнение взлета и посадки с водных объектов, кроме того, он мог перевозить достаточно большие грузы.

ОКБ Миля

Специально для строителей был разработан вертолет-кран с обозначением Ми-10К. В основном данный агрегат использовали для монтажа и строительства зданий, он достаточно качественно проводил погрузочные работы. Еще одним детищем Миля стал вертолет В-12, его изготовили в 1967 году. Особенностью данной машины был вес конструкции, он же по праву стал самым тяжелым вертолетом в мире за всю историю вертолетостроения.

Наиболее востребованным военным вертолетом ОКБ Миля стал проект под названием Ми-24. За счет большого количества вооружения и отличных летных характеристик данный аппарат используют в 50 странах мира для вооружения. Серийное производство было начато в 1969 году. В 1977 году был создан вертолет для высадки десанта, он же стал самым грузоподъемным вертолетом мира в своем классе, это был Ми-26.

Достоинством фирмы Миля можно также назвать более новую модель Ми-28Н. Она может проводить круглосуточное патрулирование, при этом выполнять ударные миссии. Впервые она взлетела в воздух осенью 1996 года, а на данное время является основным ударным вертолетом на территории РФ. Также стоит отметить аппарат, созданный в 2003 году, а именно Ми-38. Он предназначен для выполнения различных функций и отличается повышенной грузоподъемностью.

ОКБ Миля

Продукция.

На Московском вертолётном заводе было построено и спроектировано более пятнадцати основых моделей вертолётов, которые выпускались в более чем в двухстах вариациях.


ОАО "МВЗ имени М.Л. Миля" - Московская обл. Россия


В-7


Ми-1


Ми-2


Ми-4

Ми-6
Ми-8


Ми-10


Ми-12


Ми-14


Ми-17


Ми-20

Ми-24
Ми-26


Ми-28


Ми-34


Ми-35


Ми-35М


Ми-38


Ми-54


Ми-171 (Ми-8АМТ)

Цифры:

Годовой оборот предприятия в 2010 году 2,638 миллиарда рублей

Годовая чистая прибыль в 2010 году составила 921,7 миллионов рублей

Число работников по состоянию на 2012 год составило 2821 человек.

Контакты:

140070, Московская область, Люберецкий район, поселок Томилино, улица Гаршина, дом 26/1

Сегодня Сергею Викторовичу Михееву - 80 лет. От всей души поздравляю Сергея Викторовича с юбилеем и желаю долгих лет и новых вертолетов!

Некоторые фрагменты материала ТАСС в этом посте.

IMG_4585

Сергей Викторович Михеев — заслуженный ученый и конструктор в области вертолетостроения, академик, Герой России. С 1987 года занимает должность генерального конструктора конструкторского бюро "Камов" (в составе холдинга "Вертолеты России").
Под его руководством были разработаны современные гражданские и военные модели вертолетов с соосной схемой расположения винтов, в том числе поколение корабельных вертолетов с автоматизированными пилотажно-навигационными комплексами и поколение новейших ударных вертолетов. Среди них — шесть легких боевых вертолетов (Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-50, Ка-52, Ка-60) и три гражданских (Ка-32, Ка-226, Ка-62), также были еще и беспилотные летательные аппараты, которые активно разрабатывались, но так и не использовались.

С.В. Михеев на Морском салоне-2013

H18A3113.jpg

Среди всех созданных винтокрылых машин самым любимым и интересным проектом Михеев считает вертолет Ка-50, известный также под именем "Черная акула". Первый полет он совершил в 1982 году, а в 1995-м был принят на вооружение российской армии.

Ка-50 "Черная Акула" в виде памятника в сквере перед ААК "Прогресс", где осуществлялось его серийное производство

IMG_8998.jpg

"Он был во многих отношениях прорывной — в том плане, что имелся один член экипажа, высокие скорости и многие другие качества, — рассказал ТАСС Сергей Викторович. — Но развитие он получил уже в образе Ка-52 ". Это решение конструктор считает "достаточно дальновидным и правильным, потому что оно принципиально расширяло боевые возможности и функциональное расширение носителя".

Ка-52 на ЛИК ААК "Прогресс"

Ка-52 был не похож ни на один другой вертолет. "В принципе, это такое неплохое качество — непохожесть. Я думаю, что любой создатель авиационной техники в конце концов ищет свой взгляд на эти проблемы", — говорит он.

С.В. Михеев с коллегами у Ка-52 на Морсалоне-2013

С.В. Михеев с коллегами у вертолета ДРЛОУ Ка-31 на Морсалоне-2013

H18A6409.jpg

Сейчас "рождается", по мнению конструктора, и морская версия "Аллигатора" — Ка-52К. "Ему предстоит еще период полной адаптации с новыми типами кораблей, которые строятся. Их количество на протяжении десятилетий растет, растет и функциональное назначение. Но машина должна быть универсальной с нашей стороны, — говорит о Ка-52К Михеев. — Она должна садиться и на старые, и на новые корабли. Это непростая задача, но мы этим занимаемся не один десяток лет. Качество, которое мы даем по управлению, иногда удивляет, и это приятно".

С.В. Михеев у корабельного Ка-52К на Морсалоне-2015

H18A6416.jpg

"Что самое главное для камовских машин — это простота и четкость управления. Но это уже достижения фирмы. Закладывая новую машину, мы используем какие-то решения от предыдущих моделей. А опыт, который рождается десятилетиями, совершенствуется в процессе эксплуатации, впитывает в себя опыт людей, которые работают в воинских частях, воюют и так далее" - Сергей Михеев

H18A7255.jpg


КА-52К на авиасалоне МАКС-2015

IMG_2324.jpg

Среди гражданских вертолетов Михеев выделяет машину Ка-62, у которой, по его мнению, большое будущее. "Мы ее сделали, мы верим в нее, она должна развиваться и совершенствоваться. С нашим опытом, а я имею в виду — опытом сертификации вертолетов в мире. Мы сделали это в таком объеме для вертолета Ка-32, что ни у кого другого такого нет. И весь этот опыт будет направлен на внедрение вертолета Ка-62", — говорит Сергей Викторович.

Военно-транспортный вертолет Ка-60 на авиасалоне МАКС-2007

"Скажем так, любая машина, когда она рассчитывается и задается, создается на целый период. Пройдет 15–20 лет, и они устареют, — говорит конструктор о вертолетах Ка-27, стоящих на вооружении морской авиации ВМФ РФ. — Им на смену должно прийти новое поколение, и это необходимо. Нельзя отставать от прогресса, который идет в мире".

КА-27ПЛ на Военно-морское параде в Санкт-Петербурге в 2018 году

Военный вариант Ка-226

Вертолет Ка-226Т на выставке HeliRussia

Читайте также: