Одним из конструкторов стрелкового оружия в годы великой отечественной войны был

Обновлено: 08.05.2024

29 (17 по старому стилю) апреля 1897-го года в деревеньке Клюшниково Ковровского уезда Владимирской губернии (сегодня это Ковровский район Владимирской области) в простой крестьянской семье родился мальчик, который повлияет на исход Великой Отечественной войны. Речь идет о Георгии Семеновиче Шпагине, гениальном русском оружейнике, чей вклад в общее дело Победы можно смело сравнить с деяниями знаменитых маршалов той войны.

Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможной без образцов военной техники и стрелкового оружия, превратившихся в легенду: танка Т-34, штурмовика Ил-2, гвардейского миномета «Катюша». В этом ряду стоит и пистолет-пулемет ППШ, без которого трудно представить советского солдата.

Самородок из Клюшниково

Конструктор-оружейник Георгий Шпагин совершил невозможное, создав ППШ в сжатые сроки, а затем наладив его массовое производство. Возможно, эти сверхусилия стали причиной раннего ухода из жизни Георгия Семеновича.

Он родился 29 апреля 1897 года в деревне Клюшниково Ковровского уезда Владимирской губернии. Три класса церковно-приходской школы — и вперед, наниматься на работу. Судьба крестьянского сына Георгия Шпагина не особо отличалась от судеб тысяч его сверстников.

Но в плотницкой артели, куда подросток поступил вместе с отцом, произошел несчастный случай: Георгий повредил сухожилие указательного пальца. После этого из артели пришлось уйти и устроиться в купеческую лавку мальчиком на побегушках. Однако там Георгий тоже пробыл недолго: в силу характера терпеть пренебрежительное отношение хозяина он не был готов. В 1916 году его призвали в армию. Из-за травмы пальца к строевой службе он был негоден, поэтому его определили в оружейные мастерские 13-го гренадерского полка.

Первые разработки

Вскоре на слесаря обратили внимание директор завода — создатель перевого русского автомата Владимир Федоров — и руководитель опытной мастерской Василий Дегтярев. У Шпагина просматривались все задатки человека, способного не просто выполнять чужие задания, но и самостоятельно создавать нечто новое. В 1922 году Шпагин окончил первую самостоятельную разработку: шаровую установку для танкового пулемёта конструкции Фёдорова.

В дальнейшем он вместе с Дегтяревым стал заниматься разработкой пулеметов. В 1931 году на ворружение РККА поступил 12,7-мм крупнокалиберный пулемет Дегтярева (ДК), в ходе эксплуатации которого были выявлены недоработки и недостатки.

Усовершенствованием пулемета занимался Георгий Шпагин. В частности, им был создан оригинальный модуль ленточного питания. В 1939 году доработанная конструкция поступила на вооружение под названием «12,7 мм крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва — Шпагина образца 1938 года — ДШК».

Оружейная революция

Во время войны с Финляндией 1939-1940 годов стало очевидно, что РККА остро нуждается в автоматическом оружии, способном обеспечить пехоте плотность огня на расстоянии в несколько десятков метров. Армия уже вооружалась автоматическими винтовками Токарева, но они были хороши при стрельбе на дальние дистанции, имели небольшую емкость магазина, да к тому же были слишком длинными для боя в траншеях или в зданиях. Кроме того, используемый в винтовках патрон был слишком мощным: отдача снижала и без того небольшой процент попадания при стрельбе очередями, повышались требования к конструкции, оружие делалось слишком тяжелым для солдат, вынужденных буквально бегать или ходить с ним целыми днями. Оптимальным казалось вооружение армии комплексом самозарядная винтовка + пистолет-пулемет (автоматическое оружие под сравнительно маломощный, но достаточный для поражения противника пистолетный патрон).

Наркомат вооружения в 1940 году дал техническое задание оружейникам на создание пистолета-пулемёта, близкого или превосходящего по тактико-техническим характеристикам уже существующий пистолет-пулемёт Дегтярева, но более технологичного и адаптированного к массовому производству. В Европе уже бушевала Вторая мировая война, и было очевидно, что СССР будет неизбежно в нее втянут. В этих условиях задача для конструкторов предельно осложнялась: пистолет-пулемет предстояло разработать в кратчайшие сроки.

Шпагин не просто справился с задачей, но и совершил настоящую революцию. Ему удалось не только обеспечить требуемый уровень надежности, но и максимально упростить процесс производства. Впервые в отечественном стрелковом оружии почти все металлические детали изготавливались методом штамповки, а деревянные имели простую конфигурацию. Это позволяло в условиях военного времени производить пистолеты-пулеметы даже силами низкоквалифицированных рабочих, что имело огромное значение при массовой мобилизации в армию мужского населения.

Пистолет-пулемет Шпагина (ППШ) под патрон 7,62×25 мм (такой же использовался в пистолете ТТ) был принят на вооружение в декабре 1940 года.

6 000 000 «гвоздей» в гроб Гитлера

Однако, каким бы замечательным ни было оружие, толку от него не будет, если не налажено серийное производство.

Собирать ППШ начинали в подмосковном Загорске, однако затем предприятие перевели в Вятские Поляны Кировской области.

Для Шпагина началась гонка со временем: каждый день промедления оценивался жизнями солдат, погибавших в схватках с лучше оснащенным врагом.

В 1941 году за разработку новых видов вооружения конструктору была присвоена Сталинская премия второй степени. Но Шпагину было не до праздников: все его мысли сосредотачивались в цехах завода. До конца 1941 года в действующую армию были отправлены 90 000 ППШ. Но это было только начало. Уже в 1942 году в СССР произвели 1 500 000 пистолетов-пулеметов Шпагина.

Даже, казалось бы, недостатки шпагинской конструкции в сравнении с немецким MP 38/40 порой превращались в достоинства. Немецкий пистолет-пулемет был более точным, более легким, имел целый ряд интересных конструкторских решений, которые делали его очень эффективным оружием. Но при этом он имел довольно высокие требования и к эксплуатации, и к производству, следовательно, делать и обслуживать его было куда сложнее и дороже. Все достоинства немецкого аналога были хороши в мирное время. Но в эпоху сражения многомиллионных армий преимущество оставалось за тем оружием, которое могли делать низкоквалифицированные рабочие (ведь большинство обычных призвано в армию), которое выдерживало бы разборку и использование в экстремальных условиях войны (грязь, дождь, снег, окопы, инструмент «что будет под рукой») и просто было дешево в производстве.

И тут простота производства ППШ позволила Шпагину выиграть конкуренцию у всей военной индустрии Третьего рейха. Немецкая экономика предсказуемо надорвалась при ведении войны, потери на Восточном фронте заставили отправлять в армию почти всех физически здоровых мужчин: за станки становились дети, женщины, старики и даже военнопленные. В итоге ближе к концу войны даже немецкая промышленность перешла на производство простейших образцов стрелкового оружия, которое «не должно было пережить своего владельца». А у СССР был дешевый в производстве ППШ, который могли делать на простых станках и чистить буквально на коленке. Правильно рассчитанные в процессе создания требования работали на 100%. 6 000 000 ППШ, произведенных в годы войны, против 1 300 000 MP 38/40 — этот подавляющий перевес предопределил лучшую оснащенность советских войск автоматическим оружием по сравнению с вермахтом во второй половине войны. Парень в каске, плащ-палатке и с ППШ в руках — этот образ стал самым узнаваемым портретом солдата, освободившего Европу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за создание новых образцов вооружения, поднимающих боевую мощь Красной армии, Георгию Семеновичу Шпагину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Создатель ППШ ушел из жизни в феврале 1952 года после тяжелой болезни. Ему было всего 54 года. Не исключено, что сказались невероятные нагрузки в военные годы. Но главное дело своей жизни Георгий Шпагин сделал блестяще.

Рождение

Исключительный, простой, лучший и самый массовый — все эти эпитеты относятся к танку Т-34, который стал супероружием Красной армии во время Великой Отечественной войны и настоящей легендой — танком Победы. Именно с Т-34 до сих пор сравнивают свои проекты современные конструкторы бронетехники. Американский телеканал в программе Top Ten Tanks назвал его лучшим танком за всю историю мирового танкостроения. В некоторых армиях мира машину эксплуатируют до сих пор.

По данным Минобороны России, Т-34 считается лучшим танком своего времени, им установлен "десяток рекордов, которые, видимо, уже никогда не удастся превзойти". Это самый массовый выпуск в СССР боевых машин: с 1940 по 1945 год шесть советских заводов выпустили 58 681 танк. Это абсолютный, никем не побитый рекорд в мировом танкостроении.

"Во Второй мировой войне было три великих оружия: английская линейная пушка, немецкий самолет мессершмитт и советский танк Т-34. Однако если в первых двух случаях я знаю, кем и как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк!" — восклицал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Рождение легенды

Советский средний танк Т-34 был разработан в 1937–1940 годах в конструкторском бюро завода №183 (ныне — Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева). Первоначально боевая машина проектировалась в рамках развития конструкции легких колесно-гусеничных танков серии БТ, основанных на концепции быстроходных танков американского инженера Джона Уолтера Кристи.

"Машина рождалась достаточно тяжело, потому что в конце 1930-х годов достаточно сильно действовал репрессивный аппарат, который коснулся многих танкостроителей, — рассказал Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, в составе "Уралвагонзавода" госкорпорации "Ростех"). — В частности, когда начались работы по созданию нового среднего танка, Харьковский завод был практически парализован этими репрессиями. Тем не менее работы велись в очень быстрых темпах".


Кошкин был прирожденным организатором. Энергия в нем прямо-таки клокотала, он был одержим новым танком и эту свою одержимость сумел передать всем нам. Человек с большой буквы. Его умение говорить с людьми, скромность, решительность в ответственные моменты работы были хорошим примером

В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939-го Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибра 76 мм и дополнительных пулеметов калибра 7,62 мм. Все новые образцы испытывали во время советско-финской войны 1939–1940 годов.

"Интерес состоит в том, что машина была принята на вооружение еще до того, как заводом был изготовлен опытный образец, а он был сделан лишь в январе-феврале 1940 года, — говорит инженер-конструктор УКБТМ. — Видимо, пришли к выводу, что нужно окончательно принимать решение по принятию машины на вооружение. Главный конструктор убедил. И в дальнейшем это и показало. На тот момент она была революционной машиной".

После прохождения всех испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке в марте 1940 года два Т-34 осуществили пробег по маршруту Харьков — Москва — Харьков (750 км в одну сторону). И 17 марта в московском Кремле машины были продемонстрированы членам советского правительства во главе с Иосифом Сталиным. По воспоминаниям очевидцев, Сталин тогда сказал: "Это будет ласточка наших бронетанковых сил!" Так и произошло.


С 31 марта 1940 года началось серийное производство Т-34 на заводе №183 и Сталинградском тракторном заводе (ныне — Волгоградский тракторный завод).

Однако "тридцатьчетверка" не только прославила своего "отца", но и стала причиной его смерти. Тот самый пробег оказался роковым. Весной 41-летний конструктор помогал вытаскивать танк из холодной воды, после чего в Харькове был госпитализирован с пневмонией. После смерти Кошкина от воспаления легких 26 сентября 1940-го доработками Т-34 руководил его заместитель Морозов. В 1942 году за создание танка три его создателя были удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).

В отличие от сторонников всяких заумных решений мы исходили из того, что конструкция должна быть проста, не иметь ничего лишнего, случайного и надуманного. Сделать сложную машину, конечно, всегда легче, чем простую, которая далеко не каждому конструктору по плечу. Конструктивная простота танка Т-34 дала возможность в самый тяжелый для Родины момент не только иметь танки, но иметь их много, намного больше, чем имел противник

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 единиц Т-34. Однако после вторжения немецких войск производство танка развернули сразу на нескольких предприятиях: на заводе "Красное Сормово" (ныне — в Нижнем Новгороде), Челябинском тракторном заводе, "Уралмаше" (ныне — в Екатеринбурге), заводе №174 в Омске (ныне — Омский завод транспортного машиностроения) и Уральском танковом заводе №183 (сегодня — "Уралвагонзавод" в Нижнем Тагиле). 18 декабря 1941 года с его конвейера сошел первый танк Т-34-76, затем на фронт ушел первый эшелон из 25 машин.


Кстати, за годы войны на уральском заводе было собрано 25 914 боевых машин — больше, чем на всех предприятиях Германии вместе взятых. Ни один танковый завод в мире не имел такой производительности. С мая 1942 года с конвейера каждые 30 минут сходил танк (ежесуточно на фронт уходил эшелон бронемашин). Последний Т-34-85 сошел с заводского конвейера в феврале 1946 года. Здание, где изготавливали эти машины, сохранилось — сейчас здесь вагоносборочный конвейер.

Тактико-технические характеристики Т-34

Длина без пушки — 5,92 м; ширина — 3 м; высота — от 2,41 до 2,72 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 т; максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч. Бронирование — до 45 мм (у машин образца 1940 года), до 90 мм в лобовой части башни у танков конца войны.


По словам руководителя УКБТМ Андрея Терликова, для своего времени танк получился новаторским: рациональные углы наклона броневых листов корпуса и башни, мощная пушка и дизельный двигатель. Вместе с тем, как выяснилось уже в ходе боев, Т-34 имел и серьезные недостатки. "Например, очень стесненные условия работы членов экипажа в башне, недостаточный обзор, несовершенная четырехскоростная коробка передач и сложность работы с ней. Не оправдала надежд система воздухоочистки и охлаждения двигателя. Вопросы возникли и к низкой технической надежности, качеству изготовления и сборки самой машины", — рассказывает он. И все это немедленно сказалось в самых тяжелых условиях первых двух лет войны.

Выдержка из отчета об испытаниях Т-34 на Абердинском полигоне в США в мае 1942 года: "Есть основания считать, что он обладает более высокими эксплуатационными скоростями, меньшим сопротивлением качению и лучшей проходимостью, чем американский танк М4, но уступает ему в тщательности изготовления и надежности в работе".

К началу 1942 года в целях совершенствования конструкции машины инженерами-конструкторами Уральского танкового завода №183 были внесены изменения в чертежи 770 деталей, а 1265 просто изъяли из конструкции. При этом, несмотря на короткие сроки и отсутствие экспериментальной проверки, ошибок выявлено не было.

"Т-34 произвел сенсацию"

В ходе Великой Отечественной войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени. Он хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании, был хорошо приспособлен к массовому производству. В начале войны 76,2-мм орудие было самым мощным среди боевых машин того же класса.

Отправной точкой к вершине танкового олимпа для Т-34 стала Сталинградская битва. Уже в середине ноября 1942-го уральские танки влились в 7-й танковый корпус и сразу приняли боевое крещение. Именно они освобождали от немцев Котельниково, где базировался штаб соединений фельдмаршала Манштейна. Благодаря их натиску 300-тысячная группировка гитлеровцев навсегда попрощалась с мыслью вырваться из Сталинградского котла.

В данной статье мы хотим вспомнить советских конструкторов оружия Великой Отечественной войны, тех, которые создавали его до войны, и тех, кто трудился во имя защиты Родины в военный период 1941-1945 годов.

Конструкторы стрелкового оружия.

Дегтярёв Василий Алексеевич

Дегтярёв Василий Алексеевич(1879-1949) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, родился в Туле. Родом Дегтярёв был из семьи оружейника, поэтому на службе в армии был определён в оружейную мастерскую. С 1918 работал на Ковровском пулемётном заводе в качестве мастера, впоследствии стал начальником особого конструкторского бюро.

    Разработки:
  • ДП – пулемёт Дегтярёва пехотный (1927 г.);
  • ДА – пулемёт Дегтярёва авиационный (1928 г.);
  • ДТ – пулемёт Дегтярёва танковый (1929 г.)
  • ДК – пулемёт Дегтярёва крупнокалиберный (1931 г.);
  • ДШК – пулемёт Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный (1939 г.);
  • ДС-39 станковый пулемёт (1939 г.).

Симонов Сергей Гаврилович

Симонов Сергей Гаврилович (1894-1986) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, родился в дер. Федотово Владимирской губернии. Образование — 3 класса, работал в кузнице, в 1917 г. поступил на работу на Ковровский завод слесарем. На заводе поднимался по служебной лестнице: мастер, старший мастер, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. В 1932-33 г.г. проходил обучение в Промышленной академии. Причём свою автоматическую винтовку Симонова он начал разрабатывать ещё до обучения, в 1926 г. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Саратов, где Симонов продолжал работы по конструированию стрелкового оружия.

    Разработки:
  • АВС-36 - автоматическая винтовка Симонова (1936 г.);
  • ПТРС — противотанковое самозарядное ружьё системы Симонова (1941 г.);

Конструкторы танков.

    Разработки:
  • тяжёлые танки КВ-1, КВ-2, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3;
  • самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122.

Авиаконструкторы.

Яковлев Александр Сергеевич

Яковлев Александр Сергеевич (1906-1989) — член-корреспондент и академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, родился в Москве. В школе Яковлев занимался в авиакружке, где строил летающие авиационные модели. В 1927 г. создал свой первый самолёт АИР-1, после чего Яковлева зачислили слушателем Академии имени Н. Е. Жуковского. С 1931 г. работал инженером на Московском авиазаводе №39, в 1934 г. занял пост начальника производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, а с 1935 г. по 1956 г. был главным конструктором ОКБ (впоследствии получившего имя А. С. Яковлева). В 1940-1946 г.г. одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике.

    Разработанные под его руководством самолёты, участвовавшие в боях Великой Отечественной войны:
  • истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9;
  • бомбардировщики Як-2, Як-4;
  • штурмовик УТ-1 (был создан в качестве учебно-тренировочного, но в войну использовался для боевых заданий);
  • транспортный самолёт Як-6;
  • учебно-тренировочный самолёт Як-7УТИ, УТ-2 .

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович (1892-1978) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, доктор технических наук, родился в Казани. В 1911 г., закончив гимназию с серебряной медалью, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако на следующий год перешёл на учёбу в Императорское московское техническое училище. В училище он занимался в аэродинамическом кружке, которым руководил Н. Е. Жуковский. МВТУ Архангельский закончил в 1918 г. и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте в должности помощника заведующего авиационным отделом, которым руководил А. Н. Туполев. В 1926 г. Архангельский стал заместителем главного конструктора. С 1936 г. он возглавил конструкторское бюро на авиационном заводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по организации производства бомбардировщиков СБ. В 1938 г. он был арестован, но не был осуждён, а был направлен на работу в ЦКБ-29 НКВД (неофициальное название «туполевская шарага»). После начала Великой Отечественной войны были объединены конструкторские бюро, которые ранее возглавлялись Архангельским и Туполевым, и Архангельский стал заместителем главного конструктора. Архангельский принимал активное участие в разработке бомбардировщиков ТБ-3 и СБ. Собственной разработкой Архангельского является двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ар-2.

Конструкторы артиллерии.

Грабин Василий Гаврилович

Грабин Василий Гаврилович (1900-1980) — Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий, доктор технических наук, генерал-полковник (1945 г.), родился в станице Старонижнестеблиевская Темрюкского отдела Кубанской области. Окончил артиллерийское училище в Петрограде в 1923 г., несколько лет отслужил в Красной армии, после чего поступил в Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского на артиллерийский факультет. По окончании академии поступил на работу инжененром-конструктором в КБ завода «Красный Путиловец», г. Ленинград. В 1933 году был направлен на работу в Горький на артиллерийский завод № 92, на заводе Грабин создал конструкторское бюро, занимавшееся ствольной артиллерией, и был назначен его руководителем. Грабин разработал метод скоростного проектирования, который позволял в течение нескольких недель при совместных усилиях конструкторов и технологов запускать новые пушки в производство. В разработке орудий принимал участие также врач-физиолог. При таком подходе удавалось достигать целей по экономии металла и производственных ресурсов, а также экономии и рациональному расходованию энергетических затрат людских ресурсов при эксплуатации пушек и в бою.

В 1942 г. Грабиным было организовано центральное артиллерийское конструкторское бюро в подмосковном Калининграде, которое он возглавил.

    Разработки:
  • пехотные пушки: ЗИС-2 (57-мм образца 1941 г.), Ф-22 (76-мм образца 1936 г.), УСВ (76-мм образца 1939 г.), ЗИС-3 (76-мм образца 1936 г.), БС-3 (100-мм образца 1944 г.);
  • танковые пушки 76,2 мм: Ф-32, Ф-34, ЗИС-5 для танков Т-34-76 и КВ-1;
  • танковая пушка 76,2 мм: ЗИС-3 для самоходной установки СУ-76;
  • самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм пушкой ЗИС-2.

Логинов Михаил Николаевич

Логинов Михаил Николаевич (1903-1940) — лауреат Сталинской премии, родился в селе Иванишинские Горки Тверской губернии. В 1920 г. Логинов устроился на завод им. М. И. Калинина в Подлипках Московской области учеником слесаря, впоследствии он работал слесарем по ремонту артиллерийского вооружения. В 1927 г. Логинов закончил вечернее отделение рабфака при МВТУ им. Н. Э. Баумана и продолжил обучение в училище на дневном отделении. В 1931 г. Логинов был переведён в Ленинградский механический институт на военно-механическое отделение, которое готовило специалистов высшей категории для артиллерийских заводов. По окончании института Логинов вернулся на завод, где начал работу, совмещая должности начальника бюро качества и начальника филиала заводского конструкторского бюро. В 1937 г. Логинов стал главным конструктором завода. Он применил новые методы проектирования и внедрения в производство артиллерийских орудий. После разработки чертежей орудия его непосредственные разработчики и главный конструктор, от начала до конца контролировали в цехе процесс сборки нового образца. Главным следствием такого подхода было то, что даже не имевшие высшего образования сотрудники в течение года осваивали основы артиллерийского дела и резко повышали свою квалификацию, активно участвуя в процессах проектирования и внедрения пушек в производство. Это, в свою очередь, привело к быстрому появлению новых образцов вооружения в течение 1937—1940 годов. К сожалению, летом 1940 г. у Логинова обострился туберкулёз, и 28 октября он скончался, находясь на лечении в Крыму, в возрасте тридцати семи лет. Должность главного конструктора завода занял его заместитель Лев Абрамович Локтев.

Во время Великой Отечественно войны большую роль в наступлении советских войск сыграл надежный и простой в использовании станковый пулемет СГ-43. Разработала его конструкторская группа во главе с Петром Максимовичем Горюновым, уроженцем подмосковной Коломны.

Петр Максимович Горюнов родился в 1902 году в деревне Каменка Коломенского уезда Московской губернии. Воспитывался в крестьянской семье. Окончил несколько классов начальной церковно-приходской сельской школы и начал работать слесарем на Коломенском паровозостроительном заводе. В 1918 году 16-летний герой рассказа зачислен в РККА рядовым. Петр Горюнов прошел всю Гражданскую войну. Был пулеметчиком и много пронес на себе знаменитый пулемет «Максим». Красноармеец изучил этот пулемет досконально. Он был надежным, метким, но тяжелым — общая масса на станке и с наполненным водой кожухом — 72 кг.

Мысли о новом пулемете

После демобилизации из армии в 1923 году Петр Горюнов возвратился на завод в Коломну и продолжил работать слесарем. Говорят, что он, вспоминая боевые походы, часто говорил о «Максиме» и вынашивал идею усовершенствования этого станкового пулемета. Зимой 1930 года на завод приехал военный представитель Ковровского оружейно-пулеметного завода, а по некоторым данным – В.А. Дегтярев – выдающийся конструктор стрелкового оружия. Целью визита из Коврова был поиск талантливых людей, хорошо знающих «металл». Таким человеком назвали Горюнова. Есть мнение, что именно тогда Петр Максимович высказал свои соображения по поводу усовершенствования «Максима». Вскоре Горюнову пришло приглашение на новое место работы — он переезжает в город Ковров и поступает на завод слесарем-монтажником, работает в группе со знаменитым конструктором Г.С. Шпагиным. Рабочие говорили, что у Горюнова золотые руки: там, где даже конструктор не видел решения проблемы, он доводил все до нужного совершенства, устраняя недостатки. Петра Максимовича называли «огневым человеком», подчеркивая его энергию, знание оружия в совершенстве. «Может вслепую определить марки стали» — еще одно меткое образное выражение в адрес Горюнова.

Уже с декабря 1931 года Горюнов, чьи незаурядные способности были подмечены окружающими, работает техником в конструкторском бюро завода под началом известного ученого и конструктора оружия, создателя первого автомата — В. Г. Федорова. Через два года он переходит работать слесарем-отладчиком в опытную мастерскую Бюро новых конструкций и стандартизации (БНКиС), где под руководством ведущего советского конструктора-оружейника В. А. Дегтярева, участвует в работе над новыми образцами автоматического стрелкового оружия.

С 1934 года Петр Максимович работает в опытной мастерской вместе со своим племянником — слесарем-отладчиком Михаилом Михайловичем Горюновым переехавшим в Ковров из Коломны. Изобретательский талант Петра Горюнова привел его к должности конструктора-изобретателя в отдел главного конструктора (ОГК) завода, где он возглавил группу разработчиков. В нее, кроме Петра Горюнова и Михаила Горюнова вошел мастер опытной мастерской ОГК Василий Ефимович Воронков. Работа этой группы и рабочих цеха, которая нередко продолжалась и днем, и ночью, привела к созданию в сжатые сроки оригинального образца ручного пулемета. Название он получил по первым буквам фамилий конструкторов — ГВГ. В донесении главного инженера завода Г.И.Маркелова и главного конструктора А.Ф.Попова указывалось, что “заводские испытания ГВГ длительной стрельбой показали: пулемет имеет прекрасную живучесть всех деталей и отвечает тактико-техническим требованиям на этот образец”. За разработку ручного пулемета Петр Горюнов был награжден орденом “Знак Почета”.

Новая задача оружейников

Начальный период Великой Отечественной войны выявил большую проблему: отсутствие в действующей армии современного станкового пулемета. Доработка нового образца ручного пулемета приостановилась. В мае 1942 года в соответствии с распоряжением наркома вооружения СССР был объявлен конкурс на разработку новой конструкции станкового пулемета взамен “Максима” обр.1910 г. В конкурсе приняла участие и конструкторская группа Петра Максимовича Горюнова. За основу разработки нового станкового пулемета она взяла свой ручной пулемет ГВГ.

Дегтярев предложил группе Горюнова использовать колесный станок его конструкции, который позволял вести стрельбу по наземным и воздушным целям.

Превосходство пулемёта Горюнова

Преимуществами нового пулемета стала простота его конструкции, широкое применение штамповки, относительно небольшая масса, повысившая маневренность пулемета ГВГ. Боевые возможности оружия значительно возросли с введением регулировки пороховых газов в газоотводной системе. Это новшество обеспечило безотказную работу автоматики в самых сложных условиях эксплуатации. Ствол с воздушным охлаждением имел существенные преимущества перед водяным, так как его замена производилась быстрее, и теперь работоспособность оружия не зависела от запасов воды. В конструкции была продумана быстрая смена нагретого ствола без разборки всего пулемета. Благодаря применению амортизации оружия на станке, повысилась его устойчивость и, как следствие, кучность стрельбы.

По результатам полигонных испытаний специальная комиссия установила, что только станковый пулемет ГВГ с колесным станком конструкции Дегтярева наиболее полно соответствует тактико-техническим требованиям ГАУ (Главное артиллерийское управление) Красной Армии.

Ковровский завод изготовил 50 опытных образцов пулеметов ГВГ. 45 из них поступили на войсковые испытания в Московский военный округ и Свердловское пехотное училище, а 5 испытывались специальной комиссией ГАУ под руководством генерал-майора Н.Н. Дубовицкого. В конструкцию станкового пулемета были внесены некоторые изменения.

В апреле-мае 1943-го состоялись заключительные полигонные испытания станковых пулеметов, в результате которых СГ Горюнова обошел образец 1943 года Дегтярева. Горюнов превзошел в этой борьбе своего учителя. Образец Горюнова был рекомендован на вооружение Красной Армии и для постановки в серийное производство.

Однако утвердить решение должен был Сталин. Понятно, что имя Горюнова не было широко известным, поэтому за ответом на вопрос «чей пулемет лучше» верховный главнокомандующий обратился к Дегтярёву. Надо отдать должное порядочности и ответственности оружейника, который честно высказался в пользу образца Горюнова. Судьба пулемета была решена. В 1943 году 7,62-мм станковый пулемет системы Горюнова обр. 1943 г. (СГ) на колесном станке конструкции Дегтярева был принят на вооружение Красной Армии.

СГ-43 идут на фронт

Осенью 1943 года СГ стали поступать в Московский военный округ, а в декабре большую партию СГ отправили в действующую армию: в части 4-го Украинского фронта и в Особую Приморскую армию. В 1943 — 1945 гг. заводы дали фронту более 80 тысяч станковых пулеметов Горюнова. Модернизированные пулеметы системы Горюнова использовались в Советских Вооруженных Силах и армиях государств-участников Варшавского Договора вплоть до начала восьмидесятых годов 20-го века.

Судьба конструкторской группы

Длительный, напряженный труд на износ, личная ответственность за итоги работы сказались на здоровье Петра Максимовича Горюнова. 23 декабря 1943 года, вернувшись из Москвы, где заканчивались испытания его пулемета, Петр Максимович Горюнов скоропостижно скончался и был похоронен в Коврове.

В 1943 году Петр Максимович Горюнов, Михаил Михайлович Горюнов и Василий Ефимович Воронков были награждены орденами Трудового Красного Знамени, а в 1946 году им была присуждена Государственная премия первой степени (П.М. Горюнову — посмертно). Михаил Горюнов и Василий Воронков и после смерти Петра Максимовича продолжали трудиться на заводе в Коврове. Михаил Горюнов впоследствии работал конструктором, а затем — заместителем начальника производства. Василий Воронков занимал ряд инженерных должностей. Воспоминания В.А. Дегтярёва: «Мы неустанно следили за работой Горюнова и оказывали ему повседневную помощь. В эти суровые дни мы меньше всего думали о личной славе. Все наши мысли и стремления были направлены на то, чтобы как можно больше сделать для фронта. Именно эта дружная, целеустремленная работа всего коллектива позволила нам изготовить модель пулемета Горюнова в предельно короткие сроки. Пулемет был послан на испытание и получил высокую оценку, но комиссия забраковала станок. А медлить было нельзя. Наша армия начинала большое наступление, пулемет Горюнова был нужен как воздух. Тогда я предложил конструкцию станка, которая была одобрена…»

М.Т. Калашников о П.М.Горюнове: В годы Великой Отечественной войны, когда я работал на испытательном полигоне…судьба подарила мне радость общения с замечательным самородком-оружейником Петром Максимовичем Горюновым. Меня всегда поражали глубина его технического мышления, оригинальность конструкторских решений».

М.Т. Калашников о пулемете СГ-43: «Как конструктор могу сказать, что пулемет СГ-43 стал действительно замечательным образцом советского стрелкового автоматического оружия. Появление его в действующих частях на завершающем этапе войны, когда наши войска стремительно наступали, имело огромное значение. Фронтовики сразу оценили высокую маневренность оружия, простоту конструкции, безотказность и надёжность, сравнительно лёгкий вес, упростившуюся по сравнению с «максимом» подготовку к стрельбе».


14 июня (2 июня по старому стилю) 1871 года в станице Егорлыкской (по другим данным, в станице Мечётинской) Области Войска Донского (ныне территория Ростовской области) родился Федор Васильевич Токарев, знаменитый советский конструктор стрелкового оружия. Он стал легендой еще при жизни, а изготовленные им системы стрелковых вооружений сыграли важнейшую роль в Великой Отечественной войне.

Всем известно о знаменитом пистолете ТТ (Токарев Тульский), но благодарные потомки часто обходят вниманием другие, не менее легендарные, изобретения знаменитого советского конструктора. А среди них - ставшие основным стрелковым оружием Красной Армии в Великой Отечественной модернизированный пулемет МТ (Максима-Токарева), самозарядные винтовки Токарева СВТ-38 и СВТ-40, и даже фотоаппарат Токарева ФТ, которым пользовалось послевоенное поколение советских людей.

Босоногий казачонок с пытливым умом

Потомственный донской казак Федор Васильевич Токарев родился 14 июня 1871 года в станице Мечетинской Черкасской области войска Донского. Как и все казачата, он с самого раннего детства пристрастился к оружию. Школьное обучение было до неприличия коротким. В 8 лет отец сдал его в Церковно-приходскую школу, а уже через год забрал оттуда, посчитав, что Федька постиг все возможные науки и уже может помогать ему по хозяйству.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, семья переехала в станицу Егорлыкскую, а Федора Токарева отправили подрабатывать на местную кузницу. Несмотря на тщедушное телосложение, парнишка оказался очень смышленым и быстро схватывал уроки работы с металлом. Поэтому, когда в 1885 году в Егорлыкской открыли двухклассное ремесленное училище с пятилетним образованием, Федора Токарева приняли туда одним из первых.



Немножко везения

Уже через год в станицу приехал известный на весь Дон слесарь-оружейник Алексей Краснов, который согласился учить своему мастерству учеников третьих и четвертых классов. Об обучении Федора речь даже не велась. И тогда свое веское слово сказал отец – Василий Степанович Токарев, который, без ведома сына, взял несколько его работ и показал мастеру. Успехи Федора настолько впечатлили Краснова, что он согласился заниматься с мальчиком во внеурочное время.

В 1887 году Токарев поступил в Новочеркасскую Военно-ремесленную школу. Федору опять повезло, и его наставником стал оружейный конструктор Александр Чернолихов, слава о котором гремела далеко за пределами Тихого Дона. Он помог Токареву перевестись с кузнечного на оружейное отделение. Результатом сотрудничества мастера и деятельного юноши стала дипломная работа «Охотничье одноствольное курковое ружье калибром в 5 линий», которая стала лучшей на курсе. Чернолихов очень хотел оставить талантливого парня работать при школе, но пришло время призыва в казачье Донское войско.

Оружейных дел мастер

В 1891 году Федор Токарев вместе с полком, в котором служил, отправился на Волынь, где его практически сразу же перевели на должность оружейного мастера. Молодой казак исправно чинил вышедшее из строя вооружение.

Летом 1896 года Федор Токарев получил письмо из Новочеркасской ремесленной школы, куда его просили вернуться работать преподавателем оружейного дела вместо Чернолихова, ушедшего в отставку по состоянию здоровья. Молодой казак вернулся на родину и преподавал два года, пока оружейное отделение не упразднили из-за недостатка финансирования.

В 1898 году Токареву удалось поступить в чрезвычайно престижное на Дону Новочеркасское юнкерское училище, которое он с успехом окончил в 1900 году. Полученное звание хорунжего позволило ему вернуться в свой полк и занять должность заведующего оружейной мастерской.

В 1907 году перспективного офицера откомандировали в Ораниенбаум, где на базе Офицерской стрелковой школы создавался полигон для испытания новых типов оружия. Уже в 1908 году сотник 12-го Донского казачьего полка представил специальной комиссии собственный вариант модернизированной винтовки Мосина. Она показалась членам комиссии заслуживающей внимания, несмотря на недочеты.


Федора Токарева перевели на Сестрорецкий оружейный завод и поставили задачу довести винтовку «до ума». В начале 1914 года оружейник представил доработанную винтовку и получил чрезвычайно положительные отклики государственной комиссии. Ему была выделена тысяча рублей из канцелярии Военного ведомства для изготовления опытной партии, но начавшаяся первая мировая война спутала все планы.

Сотник Токарев вернулся в свой полк и более полутора лет героически воевал, заслужив пять боевых орденов. В январе 1916 года его повторно возвращают в Сестрорецк, где он занимается доработкой собственной модели винтовки. А потом настали огненные годы двух революций и Гражданской войны, когда все силы оружейников направлялись на ремонт вышедшего из строя и поврежденного оружия, а о новых типах вооружений даже не вспоминали.

Гордость Советского Союза

В 1921 году поддержавшего Советскую власть Федора Токарева переводят на Тульский оружейный завод, где уже через три года он представил модернизированный пулемет Максима.


Под аббревиатурой МТ (Максима-Токарева) в мае 1925 года тот принимается на вооружение Красной Армии и полностью заменяет на самолетах использовавшиеся ранее пулеметы Виккерса.

Именно Федор Токарев стал автором первого советского пистолета-пулемета. В 1927 году свет увидел ППТ, приспособленный для автоматической стрельбы револьверными патронами.


Летом 1930 года советский оружейник принял участие в конкурсе по созданию отечественного пистолета, в котором без проблем превзошел соперников. И это при том, что среди них были такие известные производители, как Браунинг, Маузер и Люгер. Недоброжелатели утверждают, что при создании своего ТТ Токарев присвоил компоновочную схему Кольта 1911 года выпуска, но это не помешало мастеру изготовить очень мощное и компактное оружие.


На вооружение РККА и НКВД различные модификации пистолета ТТ начали поступать в том же 1930 году и более чем на полвека стали главным оружием советских офицеров, пройдя горнило Великой Отечественной и десятков других локальных войн.

В 1938 году Федор Токарев представил самозарядную винтовку СВТ-38. Она фактически являлась той самой модификацией, которую он готовился поставлять российской императорской армии. За 30 лет винтовка не устарела и была безоговорочно принята на вооружение Красной армии.



В 1944 году он предложил собственный вариант автомата Токарева АТ-44, который, однако, не был поддержан государственной комиссией.

Последнее изобретение

После Победы Федору Токареву была поставлена сложнейшая задача разобраться с миллионами трофейных документов, вывезенными советскими войсками из поверженной Германии, а создание новых типов стрелкового оружия доверили группе молодых конструкторов, среди которых особо выделялся Михаил Калашников.

И тут знаменитый советский оружейник удивил многих! Результатом кропотливой работы Федора Токарева стало создание в 1948 году необычного для того времени фотоаппарата для панорамной съемки ФТ-1. Несмотря на то, что, по сути, такой фотоаппарат являлся исключительно гражданским изобретением, после доработки камера, получившая название ФТ-2, более 20 лет устанавливалась на разведывательные и боевые истребители. Также с помощью ФТ-2 проводилась топографическая съемка труднодоступных районов Сибири и Дальнего Востока, что позволило геологам исследовать огромные территории и обнаружить несметные богатства российских полезных ископаемых.


Доктор технических наук Федор Васильевич Токарев не дожил всего несколько дней до 97 лет. Он умер 7 июня 1968 года в Москве, но завещал похоронить себя на Всехсвятском кладбище ставшей для него родной Тулы, столицы русских оружейников.

Читайте также: