Описание опыта работы по лего

Обновлено: 28.04.2024

Актуальность темы. У современных детей есть много игрушек, ярких и красочных. У мальчиков, как правило, это разнообразные машинки, тракторы, паровозики. Эти игрушки быстро ломаются, выходят из строя, и их бывает невозможно починить. Поэтому мне очень понравилась игрушка LEGO – конструктор, которую мне подарили на день рождения.

Я очень люблю играть с конструктором, потому что можно фантазировать, придумывать что-то необычное или усовершенствовать реальные модели. Меня это успокаивает, учит терпению.

Конструируя различные модели, я задумался: кто и когда создал такую полезную игрушку и в какой стране. Я решил найти информацию об истории возникновения конструктора LEGO, а также выяснить, какое влияние оказывает занятие конструированием на детей.

Цель моей работы: Выяснить, какое влияние оказывают конструкторы LEGO на развитие детей.

Гипотеза: LEGO -конструктор – это средство интеллектуального развития и обучения детей.

Объект исследования: конструктор LEGO.

Предмет: история возникновения LEGO-конструктора и определение его влияния на развитие детей.

Выяснить историю возникновения LEGO-конструктора.

Узнать о развивающих возможностях LEGO-конструкторов.

Провести анкетирование среди учащихся начальной школы и обработать полученные данные.

Оформить фотоальбом из своих моделей.

Методы, используемые для решения поставленных задач:

анализ источников информации

Новизна работы заключается в том, что подобные исследования никогда не проводились в нашей школе.

Практическая значимость: в случае подтверждения гипотезы, данная работа будет полезна для родителей, стремящихся развивать способности своих детей, для воспитателей детского сада и учителей начальной школы, а также для всех, кто интересуется конструированием.

Основная часть

Глава 1. История возникновения LEGO-конструктора.

В 1932 году Оле Кирк Кристиансен, плотник из бедной датской семьи, открыл небольшую фирму по производству стремянок, гладильных досок. Параллельно он занялся производством деревянных игровых кубиков, увидев, как его сын Готфрид с удовольствием мастерил кубики из обрезков досок. Эта идея помогла ему добиться финансового успеха.

В компании Оле Кирка трудилось всего 7 человек, получающих удовольствие от создания игрушек. Над их рабочими местами находилась надпись – девиз фирмы – «Только лучшее является достойным», подчеркивающая заботу Кристиансена о качестве продукции.

Однако в 1942 г. фабрика полностью сгорела. Новое производство Кристиансен открыл в 1947 г. Теперь кубики стали делать из пластмассы, кроме того появились специальные элементы для соединения их друг с другом. Так появился первый «настоящий» LEGO-конструктор.

В 1963 г. кубики стали производить из специальной, нетоксичной и безопасной для детей, ABS-пластмассы, которую используют до сих пор.

Сегодня игрушки Lego – это множество линеек, предназначенных для детей разных возрастных групп: Lego- Дупло (от 1 года до 3-х лет), Lego- Город, Звездные войны, Замок и другие.

Глава 2. Влияние LEGO-конструктора на детей.

Влияние конструктора на развитие детей изучал советский психолог, доктор педагогических наук А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.

Эту идею поддержал и развил в исследованиях Л.А. Венгер, который указывал, что конструирование позволяет детям самостоятельно создавать наглядные модели предметного мира, используя инструкции либо свой замысел.

Конструирование имеет и большое воспитательное значение. Оно способствует формированию самостоятельности, настойчивости, развивает творческое воображение.

Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. У ребёнка развивается умение сортировать мелкие предметы, различать их по форме, цвету и размерам. Развитие же мелкой моторики рук напрямую связано с развитием мышления и речи. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять их в речи.

Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Таким образом, он развивает самодисциплину и самоорганизацию.

Кроме того, эта игра развивает творческое мышление. Большим достоинством LEGO является возможность собирать его по своему вкусу: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.

По мнению ученых, собирание конструктора положительно влияет на ребёнка больше, чем рисование и лепка из пластилина. При рисовании и играх с пластилином результат не всегда получается успешным. А вот при игре с конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое, что формирует уверенность в себе и даже лидерские качества.

Кроме того, ученые подчеркивают, что у человека, который в детстве был лишён образных игр, впоследствии проявляется неспособность к правильному восприятию окружающего мира. LEGO сводит вероятность подобных проблем к нулю, так как это удивительно яркий, красочный, конструктор, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

И все же дети играют с LEGO не потому, что это полезно, а потому, что это очень интересно. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. И это здорово!

Практическая часть

Результаты анкетирования

С целью выявления популярности LEGO -конструктора среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование по следующим вопросам:

Что такое LEGO –конструктор?

Любите ли вы играть с конструктором?

Как часто вы играете?

Какие модели любите конструировать?

Что вам нравится больше: собирать модель по готовой картинке или придумывать свою?

В анкетировании приняло участие 20 учащихся 3-4-х классов, из них 9 мальчиков и 11 девочек. Анализируя полученные данные, я выяснил следующее:

LEGO –конструктор, в понимании 80% моих сверстников, - это конструктор, из деталей которого можно создавать различные модели предметов (машины, самолеты, дома); а 20% знают, что это игра, развивающая моторику рук.

75% респондентов любят играть с конструктором, а 25% – предпочитают другие игры.


Каждый день от 1 до 3-х ч. занимаются конструированием 50% опрошенных, 15% - только по выходным и 25% - играют в LEGO редко.


55% респондентов предпочитают конструировать различные модели транспорта (машины, самолеты, корабли, снегоходы, танки), 43% - дома и 2% - любые модели.


Большинство респондентов (85%) предпочитают придумывать свои модели, а 15% - собирают модели по предложенной схеме.


Из этого следует, что все современные дети знают, что такое LEGO –конструктор, а некоторые имеют представление о пользе данной игры. Таким образом, можно сделать вывод о том, что конструирование из LEGO – очень востребованный и популярный вид деятельности как у мальчиков, так и у девочек, потому как большинство детей любят играть в LEGO и делают это ежедневно. Кроме того, большинство детей предпочитает придумывать свои модели транспортных средств или домов, нежели пользоваться предложенной схемой.

Я занимаюсь конструированием каждый день. Сначала я учился собирать модели по готовой схеме, а затем разбирал изделие и пытался его как-то изменить. Сейчас я могу собирать модели по фотографии реального предмета без готовой схемы, либо создавать еще не существующие предметы.

На мой взгляд, игра с LEGO-конструктором помогает мне реализовать все свои фантазии и способствует развитию творческого мышления.

В результате проделанной работы я узнал историю возникновения LEGO-конструктора. А также выяснил, какое влияние оказывают конструкторы LEGO на развитие детей.

Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиены, эстетики, прочности и долговечности. Среди развивающих игрушек этот конструктор занимает особое место. Для дошкольника и школьника конструктор становится настоящим средством развития и обучения. Играя в LEGO дети:

Развивают мелкую моторику рук, стимулируя развитие речи и умственные способности;

Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве;

Получают математические знания о счёте, форме, пропорции, симметрии;

Расширяют свои представления об окружающем мире (об архитектуре, транспорте, ландшафте);

Развивают внимание, память, мышление;

Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;

Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;

Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Таким образом, развивающие возможности детского конструктора LEGO безграничны: можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие.

«Радуга» комбинированного вида» Гуревичевой М. А.

«LEGO» - конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

В ребенке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит Лего-конструирование, оно предоставляет детям возможность проявлять свою фантазию и творчество, создавая различные постройки. В процессе игры с конструкторами у детей развивается воображение, память, усидчивость, стремление созидать, логическое и ассоциативное мышление. Такая игра стимулирует художественное и интеллектуальное развитие ребенка. У детей, которые часто играют с конструкторами, лучше развита речь, потому что мелкая моторика рук тесно связана с развитием этого навыка. Наборы «LEGO» отлично подходят для реализации детских потребностей в строительстве, они полностью соответствуют способностям малышей.

Уникальность таких конструкторов в том, что из них можно соорудить все что угодно: замки, фермы, роботов, мифических чудовищ, машинки. Возможность смешивать различные наборы позволяет детям создавать свои уникальные постройки и не ограничивает полет фантазии.

С помощью Лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.

Перед педагогом стоит важнейшая задача – создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы Лего-конструирование – вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов.

Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Занятие с конструкторами «LEGO» позволяет не только обучить детей умению конструировать, но и помогает решать основные задачи дошкольной образовательной программы. В процессе игры с конструктором ребенок создает что-то новое, раскрывает в себе новые способности и навыки, учится подбирать детали для своих конструкций. Таким образом, реализуется такая образовательная область как познание.

Лего-технология – пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Например пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования : Развитие математических способностей – ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали. Развитие речевых и коммуникационных навыков – ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства. Коррекционная работа – оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.). Воспитательная работа – совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

В нашем детском саду в процессе обучения и на занятиях кружка по информатики используются наборы с LEGO Education WeDo 2.0. Кружок «Информатика для дошкольников» предусмотрен для детей старшей группы и подготовительной. Программа кружка разработана на один учебный год. Один из разделов относится к изучению Лего-конструирования.

Когда мы видим ребенка, занятого конструктором, нам кажется, что он только весело проводит время. Также мы знаем, что так оттачиваются практические навыки и углубляются знания. Но что конкретно происходит в голове ребенка при этом?

Конструктор LEGO Education WeDo 2.0 предназначена для развития навыков программирования, проектирования и ведения научной деятельности у дошкольников в подготовительной к школе группе. Он сочетает в себе:

Конструктор вдохновит детей на изучение тайн окружающего мира, пробудит к научным исследованиям и способствует глубокому анализу самостоятельно совершенных открытий.

Основным отличием от роботов первого поколения является то, что модели LEGO WeDo 2.0 – это беспроводное решение, которое подразумевает управление устройством через ПК, планшет или ноутбук посредством технологии Bluetooth 4.0.

Конструктор состоит из :

Датчика движения и наклона с расширенными функциями, в отличие от предыдущих версий.

Электрического мотора со средней мощностью.

Уникальных 280 деталей LEGO.

Батареи, рассчитанной на 500 циклов.

Для работы и сборки различных моделей еобходимо установить бесплатное программное обеспечение LEGO Education WeDo. Оно адаптировано для работы на ПК и на планшетах. Простое и легкое в использовании, благодаря чему программирование и «оживление» собранных моделей, путем проб и ошибок, может постичь любой ученик. Платформа использует современную технологию Bluetooth 4.0, благодаря которой можно управлять спроектированными моделями.

Базовое программное обеспечение состоит из 17 типовых работ, которые рассчитаны на 40 часовой курс обучения. Проектные работы полностью отвечают требованиям нормативов Министерства образования и включают в себя задачи для прогрессивного развития технических навыков. В 9 из 17 проектов детально прописаны инструкции по применению, в остальных – увлекательные открытые задачи для юных техников, которые могут самостоятельно изобретать и придумывать новые решения.

Робототехника Lego WeDo — это современный набор, предназначенный для детей с 7 лет и позволяющий сделать первые уверенные шаги в роботостроении и не только. Собирая простых роботов и программируя их на выполнение определенных действий, ребенок учится конструировать, программировать, вести наблюдение, собирать и анализировать данные. При этом он получает новые знания о том, как устроен окружающий мир. Наблюдая за организацией работы со стороны, легко выделить такие этапы:

Но какие фундаментальные процессы задействуются в игре, и что конкретно она дает развивающемуся мозгу?

1. Установление взаимосвязей. Это важное умение, над которым мы в жизни не задумываемся, но без которого каждый новый опыт не имеет смысла, ведь для его эффективного использования он обязательно должен накладываться на опыт предыдущий. У каждого ребенка уже есть знания, установление взаимосвязей позволяет наложить новые сведения на уже имеющиеся, таким образом расширяется кругозор.

Тематики LEGO Wedo игровые : забавные механизмы, футбольная, зоопарк, приключения. Но области знаний, обучение в которой стимулирует конструктор, весьма серьезны: естественнее науки, точные науки, развитие речи, технологии.

Установление взаимосвязей стимулирует детей к диалогу и познанию нового. Пример: начиная работу с LEGO Wedo по комплекту заданий «Необычный зоопарк», дети соотносят стоящие перед ними задачи с той информацией, которая уже есть у них в голове по этой теме: кто такие аллигаторы, как они движутся в природе, как человек ведет себя с ними и т. д.

2. Конструирование : как известно, лучше укладывается в голове то, что не изучено теоретически, а закреплено практическими навыками. Работа с LEGO подразумевает обдумывание и самостоятельное создание моделей, есть пошаговые инструкции. На примере строительного набора LEGO Wedo это выглядит так: дети строят вездеход Майло и управляют им.

3. Рефлексия. Осмысление произведенных действий обеспечивает более глубокое понимание предмета, работа над которым ведется во время, казалось бы, такой простой игры. В данном случае дети анализируют, насколько построенный механизм напоминает реального аллигатора, как различаются и в чем схожи модели поведения механизма и животного в природе. Область затрагиваемых рефлексией знаний может быть чрезвычайно широка: например, вплоть до осмысления отличий между аллигатором и крокодилом и отнесения полученного механизма к нужному виду животных.

4. Развитие. LEGO Wedo не препятствует самостоятельному творчеству, стимулируя к нему (есть возможности создания более сложных моделей вне инструкций). Именно для осознания такой возможности и требуется такой важный мыслительный этап, как развитие. Вот так, играючи, детский мозг совершает очень серьезные мыслительные процессы и совершенствует механизмы своей работы.

Таким образом можно сделать вывод о том, что Лего- конструирование создает необходимый фундамент для всестороннего развития ребенка.

Список использованных источников

1. Елистратова О. В., Левшина Н. И. К вопросу реализации интегративного подхода в образовательном процессе ДОО. В сборнике: Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С. 42-47.

2. Левшина Н. И. Интеграция науки и практики// Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73.

3. Левшина Н. И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов //Начальная школа. 2010. № 7. С. 122-124.

5. Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО : Пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104с.

6. Михеева О. В., Якушкин П. А. LEGO : среда, игрушка, инструмент/ Михеева О. В., Якушкин П. А. //Информатика и образование. – 2006. — №6. – 54-56с.

7. Топоркова А. С. Организация работы по лего-конструированию — «Воспитатель», №6 2007. С 96 – 109.

Художественная литература как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста Консультация для родителей «Художественная литература как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста». Художественная.

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей» В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития ребенка.

Мастер-класс «LEGO-конструирование как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» Мастер – класс ТЕМА: LEGO конструирование, как средство развития творческого потенциала детей старшего возраста «Конструирование – «продуктивный.

Дидактические задания с использованием конструктора Lego как средство развития синтаксической стороны речи у детей 5–6 лет ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж» Исполнитель: Бекмементьева Марина Сергеевна студентка 441 группы Специальность 44.02.01 «Дошкольное.

Концептуальное изложение педагогического опыта «Квест-игра как средство познавательного развития старших дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» (МАОУ СОШ № 1) ул. Ленина, д. 26, г. Тобольск,.

Консультация для родителей «LEGO-конструирование как средство развития познавательно-творческой деятельности дошкольников» LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, раскрывает для дошкольника мир техники, подготавливает почву для развития технических.

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка» города Стародуба Брянской.

Отчет по самообразованию воспитателя «Конструирование как средство развития детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Солнышко» г. Ртищево Саратовской области» Отчет по самообразованию.

Презентация из опыта работы воспитателя «Проектная деятельность как средство развития детской инициативы» Данный материал будет очень полезен и интересен не только для ознакомления воспитателям детских дошкольных учреждений, но и для активного.

Хочу представить опыт работы по Лего-конструированию.

Я работаю в старшей возрастной группе. В своей группе мы используем образовательный набор Лего «Моя первая история».

Этот привлекательный и легкий для понимания малыша набор, способствует творчеству и развитию речи.

Прекрасно подходит для пересказа историй или создания своих собственных!

В комплекте также идут тематические карточки - фоны, которые позволят сделать историю еще более запоминающейся и яркой.

Этот увлекательный и легкий в использовании набор побуждает детей творчески рассказывать и придумывать истории. Он предназначен для развития языковых навыков малышей и идеально подходит для изучения огромного количества тем. Дети придумывают сюжет, опираясь на декорации в виде 5 двухсторонних карточек, которые служат фоном к рассказываемой истории.

Дети учатся создавать полноценные сказки, состоящие из трех завершенных частей (начало, середина и конец) или описывать определенную сцену истории. Набор также можно использовать и для свободного творчества.

Основные принципы цели обучения:

Развивает языковые навыки, включая повествование, говорение и слушание

Социально-эмоциональное развитие во время совместной работы детей над повествованием и придумыванием историй

Развитие навыка конструирования, а также развитие мелкой моторики у детей

Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде

Набор идеально подходит для свободного творчества и ролевых игр

Поставляется в удобном пластиком контейнере для хранения

Фоновые карточки, а также карты с задания и идеями для педагога уже включены в комплект

Игра с красочными кубиками, декорациями, животными и машинами помогает маленьким участникам создавать свои неповторимые истории. В современной образовательной системе мало место уделяется выслушиванию детей, принятию их мира и видения, поэтому наша работа с конструктором Лего имеет и серьезное психолого-социальное значение. Изложение истории, придуманной или действительной, способствует не только развитию навыков речи, общения в группе, но и психологической разгрузке и самовыражению малыша.

На первом этапе работы мы с детьми придумывали Лего-истории. Дети делали постройки и описывали их, мы записывали рассказы и фотографировали постройки. Все это проходило в «Ситуации письменной речи» (ребенок говорит, взрослый записывает). Именно рассказ под запись делает интерес детей к изложению истории более выраженным. Рассказ становится заметно более продуманным, чем в обычном разговоре, дети стараются грамотнее излагать мысль. Результатом первого этапа работы с набором «Моя первая история» является книга рассказов «Мои Лего-истории».

На втором этапе мы с детьми стали придумывать полноценные сказки, в которых есть начало, середина и конец. Для этого мы использовали двухсторонние фоновые карточки, с помощью которых дети придумывали сюжет своих сказок. Работа на данном этапе была более интересной, потому что дети не просто описывали одну постройку, а придумывали продолжение и конец своих историй. Сначала мы придумывали сказки совместно, т. е. взрослый-ребенок, затем дети создавали свои, авторские сказки. Результатом работы на данном этапе стала вторая книга «Волшебные Лего-сказки».

Следующим этапом будет создание совместных сказок, когда один из детей придумывает начало, второй кульминацию, третий завершение сказки, т. е. дети, будут работать в соавторстве. Этот вид деятельности подразумевает навыки работы в группе. У детей этого возраста такие навыки только начинают формироваться. Такие задачи мы вводим аккуратно, и видим, что с каждым разом детям все проще работать совместно, развиваются их социально-коммуникативные навыки.

Таким образом, по результатам работы в этом году, можно сделать вывод о том, что использование образовательный решений Лего и метод «Ситуация письменной речи» существенно стимулирует интерес ребенка к речевой активности. Создание собственных рассказов и сказок также влияет на интерес детей к чтению.

Именно такой интерес к устной и письменной речи является целью нашей работы с образовательным набором «Моя первая история». Ведь хорошие навыки чтения и общения отмечены многими социологами, как главный критерий успеха человека во многих сферах жизни.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Развитие логико - математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием LEGO – конструктора

(описание опыта работы)

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели.

А. Маркушевич

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных проблем дошкольной педагогики. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из трудных учебных предметов. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

Мы стремимся найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.

Практика обучения показала: на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна заинтересовать ребенка и вызвать познавательно-исследовательскую активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Внедрение ГОС ДО в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «Лего – технология» . Конструктор Лего имеет высокий образовательный и развивающий потенциал. При правильном подходе с его помощью можно добиться впечатляющих результатов. В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. С помощью конструктора Лего можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится лёгким.

Основная идея опыта состоит в использовании Лего – конструктора как средство логико – математического развития детей дошкольного возраста. Инновационная значимость заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Лего – конструирования в логико – математическом развитии детей. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации овладения новыми навыками и расширения познавательных интересов.

Для успешного использования Лего – технологии был изучен передовой опыт педагогов, программы по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме, например: Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г., LEGO – энциклопедия: практическое пособие. / Авт. – сост. Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. и др. Донецк: Истоки, 2017., Тихонова Л.И., Селиванова Н.А. Математика в играх с Лего – конструктором и другие.

Ни для кого не секрет, что математика - сложный предмет. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать. Поэтому овладеть основами математики можно с помощью конструктивных Лего игр и упражнений.

Начиная работу с детьми, была поставлена цель: развивать логико - математические способности дошкольников путём использования конструктора Лего.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Ø систематизировать умения детей в использовании Лего – конструктора по ФЭМП;

Ø совершенствовать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

Ø развивать у дошкольников интерес к использованию Лего – конструктора на математических занятиях и в совместной, самостоятельной деятельности;

Ø развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные и познавательные способности;

Ø совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, подгруппе, коллективе.

Так как ГОС ДО предполагает разработку ведущего вида деятельности дошкольника – игры, в ходе работы использовался конструктор - Лего, чтобы дошкольникам стало легче усвоить элементарные математические представления, потому что конструктор позволяет учиться, играя и обучатся в игре.

При помощи маленьких разноцветных кубиков, у детей помимо моторики рук, одновременно развивается восприятие окружающего мира, а так же он становиться источником развития воображения, пространственного и образного мышления, чувства равновесия, логического мышления.

Играя в Лего дети, развивают мелкую моторику стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности. Учатся правильно и быстро ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учатся устанавливать закономерности. Развивают внимание, способность сосредотачиваться, память, мышление. Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить. Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое. Учатся общаться друг с другом, развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

На первоначальном этапе работы была изучена методическая литература по использованию Лего – конструктора. Усовершенствована развивающая предметно – пространственная среда в группе. Центр логико – математического развития включает в себя различные виды Лего – конструктора, конструктивные игры и упражнения на развитие познавательных и конструктивных способностей , такие как:

Ø Найди ряд и место

Ø Найди на ощупь

Ø Собери модель по ориентирам

Ø Крестики – нолики

Ø На сколько больше, на сколько меньше

Ø Решение примеров

Ø Собери по образцу

Ø Выложи вторую половину узора

Ø Запомни и выложи ряд

Ø Весёлые цифры («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи числа», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д).

Ø Счётная лесенка и другие.

Для эффективности работы по использованию Лего – конструирования в логико – математическом развитии дошкольников была проведена диагностика индивидуальных способностей и навыков в развитии математических способностей и конструктивной деятельности. Разработана система конспектов организованной образовательной деятельности на основе методики Е.В. Колесниковой , познавательных и творческих игр, упражнений, наглядный, дидактический материал, схемы.

Работа с дошкольниками по логико – математическому развитию с использованием Лего – конструктора велась:

По направлениям :

Ø количество и счет (формирование представлений о числе и количестве);

Ø величина (развитие представлений о величине);

Ø развитие представлений о форме;

Ø развитие пространственной ориентировки.

Формы реализации :

Ø игровые образовательные ситуации;

Ø обучение в повседневных бытовых ситуациях;

Ø коллективное занятие (свободное участие детей в нем);

Ø самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;

Ø индивидуально- творческая деятельность;

Ø творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей);

Ø учебно – игровая деятельность (познавательные игры, занятия).

Методы и приемы:

Ø практические (игровые);

Ø наглядный материал (схемы);

Ø конструктор Лего;

Ø дидактические игры и упражнения.

Основные средства:

Ø создание игровых образовательных ситуаций;

Ø проведение бесед;

Ø обогащение развивающей среды в группе;

Ø информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье с помощью конструктора.

Опыт и практика показывают, что для развития математических способностей посредством конструктивных игр, одних занятий недостаточно. Поэтому в совместной деятельности с детьми проводились математические Квест – игры, Брейн – ринги, математические викторины, Лего – игротека и т. д., которые способствовали повышению уровня развития логико - математических способностей детей.

Роль родителей в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста является немаловажной. С этой целью было проведено анкетирование «Конструктор – любимая детская игрушка». Так же проведён ряд консультаций, в ходе которых родители получили рекомендации направленные на развитие математического мышления с использованием конструктора Лего. Во время проведения мастер – класса были предложены Лего игры с математическим содержанием. Так же родители совместно с детьми, закрепляли, и расширяли математическое представление посредствам Лего игр в домашних условиях. Совместно с родителями и детьми провели познавательные мероприятия, такие как викторина «Лего – Знайка», тематическое родительское собрание и др.

Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников с помощью конструктора Лего в соответствии с современными стандартами способствовала повышению уровня развития математических способностей детей:

Ø у детей выработался интерес к самому процессу познания математики;

Ø дети преодолевают трудности, не боятся ошибок;

Ø самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

Ø стремятся к достижению поставленной цели;

Ø умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Ø улучшилось развитие логического мышления, памяти, сообразительности;

Ø дети научились анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;

Ø развились комбинаторные навыки, понимания, что в математике необходимо уметь доказывать.

Конструирование делает процесс развития дошкольников интересным и занимательным. Создает уверенность в собственных силах. Облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием.

Работа по данной теме будет продолжена. Для систематизации и совершенствования логико – математических развития у дошкольников с использованием Лего – конструктора планируется выпуск сборника детских познавательных передач «Лего Матик», в которых дети поделятся личными знаниями, умениями со своими сверстниками.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Введение

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Динамичность современной жизни, информационные нагрузки на человека, многообразие проблем, требующих решения, подразумевают формирование человека творческого, активного, социально ответственного, с развитым интеллектом. Именно поэтому идея развития творческих способностей и совершенствование технической подготовки подрастающего поколения приобретает государственное значение. Возникает необходимость в организации образовательной деятельности, направленной на удовлетворение требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Венгер, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития интереса к техническому творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление технических объектов, обладающих признаками полезности и субъективной новизны.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что основная образовательная программа детского сада реализуется в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Одним из приоритетных принципов дошкольного образования в Стандарте отмечена поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, в том числе в конструировании из различных материалов.

В связи с этим перед педагогом возникает проблема в нахождении и выборе новых эффективных средств, технологий и методов, которые помогут не только выявить и поддержать творческий потенциал детей, но и развить их творческие способности. Одним из таких средств является лего-конструирование.

ЛЕГО-педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.

ЛЕГО-технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:

  • позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);
  • дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
  • способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности, умению работать в коллективе.

В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

Lego-конструирование как средство развития технического творчества в старшем дошкольном возрасте

Конструктор LEGO является самым популярным и любимым среди детей всего мира. И это неслучайно! Ведь маленький ребёнок – инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции.

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

Кроме того, для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.


В настоящее время в дошкольных организациях активно развивается лего-конструирование. Наш детский сад также заказал и купил несколько лего-наборов для детей 4-7 лет.

В группе «Радуга» создана развивающая предметно-пространственная среда, оснащённая конструкторами LEGO «Строительная техника», «Городская жизнь», «Кирпичики LEGO для творческих занятий», «Люди мира», «Первые механизмы», «LEGO Duplo», электромеханический конструктор «LEGO ЕducationWeDo 2,0» с помощью которых дети могут построить самые разнообразные сооружения, а также собрать робота, дом, машину и др.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе.

Один из видов, рекомендуемых для старших дошкольников – это LEGO Duplo. Данная серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.

Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями. Основными считаю следующие преимущества конструкторов:

  • широкие технические характеристики;
  • многофункциональность;
  • эстетичный внешний вид;
  • возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность.

Знакомство дошкольников с конструкторами начинаю постепенно в процессе занимательной игры. Кроме того, использую такие формы реализации, как повседневное самостоятельное конструирование, строительные игры в свободное от плановых занятий время, индивидуальную работу с небольшой подгруппой одарённых или отстающих детей.

На начальном этапе ребята конструируют по образцу, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам. Затем начинают придумывать свои модели по определенной теме. Чаще всего, конструируя по замыслу, дети выбирают темы для своих построек на основе желаний, переживаний, сюжетом постройки могут стать любимые герои из мультфильмов или книг.

В процессе занятий техническим творчеством выделяю 4 этапа:

  • постановка технической задачи;
  • сбор и изучение нужной информации;
  • поиск конкретного решения задачи;
  • материальное осуществление творческого замысла.

Для успешной организации конструирования стараюсь соблюдать следующие условия:

  • оптимальное количество 6-8 человек;
  • детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты;
  • доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;
  • подробное знакомство детей с образцом, схемой, макетом;
  • обязательное стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время работы;
  • сохранность постройки на некоторое время.

Основное внимание ребят уделяется самому процессу конструирования, а не его результату. Важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребенком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если отметить оригинальность и самобытность творческой работы.

Поэтому после того, как закончены постройки, обязательно беседуем о выполненных поделках. «Какой ты молодец! У тебя красиво получилось. Расскажи, что ты построил? Как ты будешь играть со своей замечательной фигуркой?».

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Ребята используют созданные фигуры, модели, LEGO-постройки в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях. Например, «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей), «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали погруппам в зависимости от их отличительных признаков), «На что похож?» (развитие воображения дошкольников).

Так, последовательно, шаг за шагом, дети развивают свои конструктивно-технические навыки, умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, а также логическое мышление и коммуникативные навыки.

Для успешной организации игровой деятельности с конструкторами считаю целесообразным обогатить предметно-пространственную среду группы занимательными, яркими детскими техническими журналами, журналами о военной технике, детскими энциклопедиями по технической направленности.

Кроме того, необходимо создавать больше проблемных ситуаций, где у детей возникло бы желание починить, отремонтировать механизм, машину. Например, в процессе подготовки ко Дню защитника Отечества, дошкольники могут собирать военные машины, самолёты, вертолёты и при этом все собранные модели будут все разные. У кого-то машина будет передвигаться на колёсах, у кого-то вертолёт будет приземляться на аэродром, а у другого самолет взлетает с площадки военного корабля.

Еще одно важное направление применения Лего- конструктора – это использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за самостоятельной и коллективной игрой дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.

Анализ полученных результатов

В процессе работы постоянно отмечаю, что дети занимаются конструированием с огромным интересом и увлечением. Конструктор Лего помогает мне пробудить у них познавательную и творческую активность, привить навыки общения с взрослыми и сверстниками.

За время использования конструктора мои дошкольники научились работать с предложенными инструкциями и схемами, а зачастую осуществляют постройки из конструктора по своему замыслу.

Дети быстро и легко научились ориентироваться в цвете, размерах и способах скрепления деталей. Стали при постройках использовать разные способы соединения, комбинировать детали. Значительно вырос интерес к конструкторской деятельности.

Кроме того, мои дошкольники стали чаще использовать конструктор для сюжетных игр, изготавливать недостающие предметы для игры. Например, для сюжетно-ролевой игры «Дом» конструируют, дома, мебель, транспорт, предметы быта.

Наблюдается сплочение детского коллектива, у детей формируются навыки сотрудничества, умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Планирую в дальнейшем создание альбома, в котором будут собраны фотографии созданных детьми моделей. Дошкольники могут рассматривать такой альбом, обсуждать, что это за объект, какие детали необходимы для этой конструкции.

Заключение

Конструктор ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видовдеятельности, адекватных дошкольному возрасту.

Активное использование ЛЕГО-конструирования с дошкольниками способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Читайте также: