От фребеля до робота конструкторы

Обновлено: 20.05.2024

Аннотация: развитие мелкой моторики рук обеспечивает развитие речи детей, а также помогает сохранять их психическое и физическое здоровье.

Данное направление может быть успешно реализовано в ДОУ при соблюдении определенных условий.

Актуальность статьи по данной проблеме очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка с ОВЗ.

Ключевые слова: мелкая моторика, пальчиковые игры, нетрадиционное игровое оборудование, дошкольники, дары Фрёбеля, конструирование.

Проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи в работе с конструктором.

Цель : разработка и систематизация во время занятий по конструированию, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ.

На занятиях осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход.

Необходимость такого подхода обусловлена тем, что нарушения психофизического развития детей проявляются весьма разнообразно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамент, характер, работоспособность, потенциальные возможности).

Активная деятельность ребенка - ведущий фактор его психофизического развития. Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлениями о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности. У детей с проблемами развития ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствия интереса к окружающему миру. Поэтому такие дети нуждаются постоянной активизирующей стимуляции извне. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования конструктивно - игровой деятельности обеспечивают разнообразные методы и приемы обучения в различных сочетаниях.

Ожидаемые результаты:

На первом этапе : совместные действия ребенка с взрослым, подражание, по образцу.

На втором этапе: используются словесные инструкции, схемы и действия детей по собственному замыслу. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей.

На третьем этапе : предварительный анализ замысла работы, планирование действий, контроля за выполнением и анализа результата с помощью педагога, а затем самостоятельный замысел, планирование, реализация замысла и самоанализ ко­нечного результата.

Введение

Мелкая моторика тесно связана с такими свойствами сознания, как мышление, воображение, зрительная память, речь. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, ведь на кончиках пальцев находится не только ум ребёнка, но и его основные способности и таланты. Несмотря на разнообразие исследований, методических рекомендаций, пособий по развитию мелкой моторики, недостаточно четко определены условия, позволяющие эффективно реализовать данное направление деятельности в средней группе детского сада. Определение условий, при которых работа по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста будет результативной посвящена данная статья.

К области мелкой моторики рук относится большое количество движений. Сначала ребёнок учится захватывать предмет, затем перекладывать его из одной руки в другую. Позже движения становятся более разнообразными. В группе должен быть обеспечен свободный доступ к конструктору, что способствует развитию основных видов детской активности. Оборудование и материалы группы должны быть разнообразны и отвечать требованию полифункциональности. Особую значимость для развития мелкой моторики рук имеют Дары Фрёбеля, конструктор Лего. Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма

Анализ имеющегося педагогического опыта использования конструирование для развития мелкой моторики в средней группе «Непоседы» с детьми ОВЗ.

Начав работу с этой группой и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. Мелкая моторика развита плохо. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний. Было принято решение - создать в группе мини-центр "Мелкой моторики". Для содержательного наполнения центра, необходимо было изучить имеющийся опыт по этому направлению. Оказалось, много игр и пособий можно изготовить своими руками. На сегодняшний день мини-центр оборудован разными видами конструкторов, изучили классификацию основных видов игр, заданий, упражнений с конструктором составили картотеки: «пальчиковые игры», «игры с использованием Даров Фрёбеля». Множество интересных заданий можно придумать на обычным листе бумаги, дети с интересом располагают постройки из конструктора на поверхности листа, тем самым изучают ориентировку на листе (право, лево, посередине, верх-низ), им нравится выкладывать по замыслу фигурки из Даров Фрёбеля, часто используются модули № 7,8,9,10. Тем самым мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и повторяем и изучаем геометрические фигуры. В начале года для детей ОНР 1 степени был интересен модуль №1 «Шерстяные мячики». Дары Фребеля находятся в свободном доступе, и воспитатели нашего сада используют его для занятий и игре с детьми. Игра способствует созданию эмоционального подъема у детей. Она помогает расположить ребёнка к себе, опосредовать с ним диалог. Каждое занятие проходит с повторением цветов, первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики. Сейчас же дети с большим интересом уже перешли к конструктору Lego.Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Современные мамы и папы готовы покупать игрушки, вкладывать деньги в образование детей, однако не всегда понимают высокую значимость общения с ребенком, увлеченной игры с ним. Для обеспечения занятости детей дома, родители все чаще используют компьютер, игровые приставки и телевизор. Как следствие, родители, сами того не понимая, создают неблагоприятные условия для развития детей. Развитие функций речи задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Учитывая то, что развитие детей невозможно без взаимодействия с родителями, на первом этапе работы нами было проведено их анкетирование на тему: «Что такое мелкая моторика дошкольников» и «Роль конструктора в жизни ребёнка». В результате был сделан вывод: многие родители не знали, что конструктор развивает мелкую моторики рук детей. Для родителей были проведены консультации на тему «Развитии мелкой моторики рук у детей ОВЗ с использованием конструктора», «Комплекс массажа для пальцев рук» и многие другие.

Хотелось бы рассказать об уникальных образовательных решениях, которые помогают разобраться детям, как устроен мир. Для детей ОВЗ мы также используем набор: Мои первые конструкции. C помощью него дети знакомятся с принципами строительства из кубиков LEGO DUPLO. Это набор конструктора, который сочетает в себе элементы игры, работу с карточками-схемами и конструирование животных. Этот образовательный набор создан специально для самых маленьких чтобы познакомить их с принципами обучения, которые им пригодятся в дальнейшем. Углублённо изучив тему «Конструирование как способ развития мелкой моторики у детей среднего возраста».

В результате работы над темой мною были сделаны выводы, что работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с общим необходимо проводить регулярно, в течение всего дня, на занятиях по конструированию, и включать в другие интегрированные занятия, использовать пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной гимнастикой, во время совместной и индивидуальной деятельности.

Работу осуществлять, соблюдая основные принципы работы с детьми: последовательности от простого к сложному.

В работе используются определенные методические приемы:

«Соединяй» происходит установление взаимосвязей: каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо также привести примеры из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации.

«Строй»: на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

«Рассуждай»: дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они получают «пищу для ума» —учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Необходимо поощрять попытки детей объяснить результаты своих исследований. Все результаты удобно представлять в таблице. Очень хорошая идея — повторять опыты несколько раз, поскольку их результаты могут различаться.

«Продолжай»: творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели.

При подборе заданий используем подвижные игры и упражнения, музыкальное сопровождение, чтобы способствовать коррекции общей и мелкой моторики, ориентировки в окружающем и в частях собственного тела, а так же чтобы предотвратить снижение внимания и работоспособности. Во время конструктивной деятельности используются графические задания, направленные, с одной стороны, на наиболее доскональное знакомство детей с формой и цветом деталей, с другой стороны, подобные упражнения определенным образом влияют на развитие зрительно-пространственных отношений у детей.

Выводы:

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод: Совместными усилиями педагогов и родителей удалось добиться положительных результатов. Благодаря работе детей ОВЗ с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития детей с ОВЗ и подготовке его к дальнейшему обучению.

Программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» - это одновременно и обучение, и детское техническое творчество, и развитие комплекса компетенций для успешной социализации, позволяющих ориентироваться в условиях современного мира, это возможность для детей реализовывать свои игровые интересы, потребности в самостоятельности и самореализации.

Для успешной работы по проекту разработана парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (АВТОРЫ: к.п.н. Волосовец Т.В., к.п.н. Карпова Ю.В., ТимофееваТ.В.; рецензент – д.п.н., профессор Асмолов А.Г.)

Парциальная программа ДО «От Фрёбеля до робота:растим будущих инженеров» является оригинальным продуктом компании «Светоч+» и полностью обеспечивает деятельность дошкольной образовательной организации по развитию конструктивно-модельной деятельности и технического творчества детей дошкольного возраста.

Цель проекта: разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Программа позволяет решать задачи:
1) организовать в образовательном пространстве системы дошкольного образования предметную игровую техносреду, адекватную современным требованиям к политехнической подготовке детей (ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;
2) развивать компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста;
3) формировать основы технической грамотности и техническую компетентность воспитанников как готовность к решению задач прикладного характера, связанных с использованием технических умений в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;
4) выявлять и развивать технически одаренных детей;
5) формировать у воспитанников готовность к изучению технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Для реализации проекта с 2018 года совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ИИДСВ РАО) создана сетевая инновационная площадка.

С 2020 года программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» реализуется в рамках сетевой инновационной площадки АНО ДПО «Национальный исследовательский институт всероссийской общественной
организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования "Воспитатели России".

Для обмена опытом создана Всероссийская выездная школа участников апробационной программы экспериментальных площадок.

Программа "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"


Аннотация

Образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования с учетом результатов отечественных психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования. В программе представлено новое содержание образования, связанное с техническим контентом в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими (конструированием и математикой) его компонентами, а дополненное новыми, необходимыми для системного мышления. Сфера апробации программы - образовательное пространство системы дошкольного образованияАудитория программы – педагоги и дети старших и подготовительных к школе групп, методическая служба системы дошкольного образования. Основной целью является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 с.
Рецензия. Протокол № 11 от 19.06.2019 г. заседания Ученого совета педагогического института НИУ «БелГУ»

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1.Основная идея программы

1.1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.1.5. Планируемые результаты освоения Программы

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

2.1.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.1.2. Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

2.1.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.2. Перечень методических пособий

Пояснительная записка

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров для промышленности и развитие инженерного образования является стратегической государственной задачей, приоритетным направлением развития страны. Для выполнения этой задачи необходимо подготовить высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать высокие наукоёмкие технологии, внедрять их в производство, самостоятельно разрабатывать эти технологии. Современный инженер должен не только осуществлять «трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации».

Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. Теоретическим основанием такой работы является Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (далее – Концепция-2015). Концепция разработана в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Авторы: В.И.Блинов, И.С.Сергеев, при участии Е.В.Зачесовой, Е.Ю.Есениной, И.В.Кузнецовой, П.Н.Новикова, Н.С.Пряжникова, Г.В.Резапкиной, Н.Ф.Родичева, А.Г.Серебрякова, О.В.Яценко.

Именно Концепция-2015 актуализирует и обосновывает необходимость формирования мотивации к профессиональной деятельности с дошкольного возраста.

В настоящее время в рамках совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Актуальность этой проблемы обусловлена следующими причинами:

- наблюдается сильнейший дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для существующих и развивающихся отечественных предприятий;

- у молодых людей при поступлении в вузы отсутствуют навыки практической работы, представления о задачах, решаемых инженерами и конструкторами, результатом чего становится неосознанный выбор специальности, растёт число молодых людей, не работающих по специальности после окончания вузов;

- доставшаяся нам по наследству система профориентации (дома детского технического творчества, кружки юных техников и т.д.) находится далеко не в лучшем состоянии, оборудование и методическая подготовка персонала часто не соответствуют современным требованиям.

Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Однако реализация модели дошкольного образования с техническим контентом требует соответствующих методик, технологий. И каждая из них должна соответствовать своему возрасту.

Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.

Основа любого творчества – детская непосредственность. Важно начинать занятия в том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детских глазах, тем более, что мозг формируется, когда есть внешние стимулы, и, чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально.

Объединить теорию и практику возможно, если при организации образовательной деятельности использовать игровое оборудование. Это будет способствовать в том числе и выявлению одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач.

Вместе с тем научно-теоретический анализ показал, что в настоящее время нужны глубокие научные исследования подготовки детей дошкольного возраста к изучению основ технических наук, на практике не только отсутствует системный подход к реализации политехнического направления, но и не в каждой основной общеобразовательной программе дошкольного образования предусмотрено изучение основ технических наук в комплексе, системе. Содержание данного направления чаще всего ограничивается только конструированием и математикой, тогда как технические науки – понятие более широкое и вместе с тем конкретное.

Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации (в полном соответствии с ФГОС ДО) обучению основам технических наук – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования на всех уровнях образования, начиная с дошкольной ступени.

Необходимо отметить, что планируемая педагогическая деятельность не ограничит детей в выборе профессии, не сузит общеобразовательную подготовку, поскольку осуществляться она будет в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, который всегда выступает регулятором, ограничителем и вместе с тем мощной направляющей содержания образования.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 64 ФЗ «Об образовании», «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». О предназначении педагогической диагностики говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) пункт 3.2.3. «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей».

Индивидуальные результаты освоения Программы оцениваются с помощью наблюдения, после чего в план педагога вносятся коррективы.

Данная диагностика проводится педагогом в начале учебного года и в конце. При проведении данной диагностики педагог проводит игры, создает игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и т.д. и отмечает у каждого ребенка уровень сформированности каждого показателя от 1 до 3, где 1 – показатель сформирован, 2 – показатель сформирован частично, 3 – показатель не сформирован.

К диагностике прилагаются рекомендованные карточки (Приложение) объектов, схем, конструкций, рисунков. Педагог на свое усмотрение может использовать их либо дополнить другими.

К диагностике прилагаются рекомендованные карточки (Приложение) объектов, схем, конструкций, рисунков. Педагог на свое усмотрение может использовать их либо дополнить другими.

Карточки. Приложение 6-7 лет
Часы Компас Круизный лайнер
ГЭС Холодильное оборудование Модель часов
Схемы Обувь Сказочные персонажи
Воздушные змеи

Данная диагностика проводится педагогом в начале учебного года и в конце. При проведении данной диагностики педагог проводит игры, создает игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и т.д. и отмечает у каждого ребенка уровень формирования каждого показателя от 1 до 3, где 1 – показатель сформирован, 2 – показатель сформирован частично, 3 – показатель не сформирован

Современное государство нуждается в специалистах с инженерным образованием, поэтому с самого детского сада формируем и развиваем у дошкольника техническую пытливость мышления, аналитический ум, занимаемся подготовкой к зарождению склонностей к техническому творчеству, проектированию и изготовлению объектов техники.

Подготовить детей к изучению технических наук, значит научить их самостоятельно создавать технические объекты с использованием конструкторов и робототехники. Выявляем технические наклонности дошкольников и развиваем их в этом направлении, тем самым выстраиваем модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.

В процессе обучения ознакомились с содержанием парциальной программы «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров», с технологией организации образовательной деятельности педагогов с детьми и решили использовать данную программу в своей работе.

Педагогика Фрёбеля очень актуальна на современном этапе.

По его мнению, ребё нок от природы обладает четырьмя инстинктами: художественным, религиозным, деятельности и познания. Ребёнок-это личность, а всестороннее развитие личности начинается с его физического развития, поэтому Фрёбель советует предоставить ребёнку свободу движений, которая может проявляться в игре, так как игра, по его словам, является «высшей ступенью детского развития». Игра для ребёнка - инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, развивается, его собственная жизнь.

Совместно с педагогом-психологом подобрали пакет разнообразных диагностических методик, выявили уровень развития конструктивных способностей детей, разработали образец инженерной книги, в базовую программу детского сада включили варианты тематических недель новой программы.

В группе организовали уголок «Самоделкин», в котором помещены

строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования:

• конструирование из строительного материала,

• конструирование из бумаги,

• конструирование из природного материала и т. д.

В своей работе используем также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические. С их помощью создаём подвижные конструкции, которые отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.

Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам, а затем заносить конечный результат в инженерную книгу.

Название программы «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» выбрано неспроста. Это как бы эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фрёбеля» - конструкторы-робототехника. Фридрих Фрёбель изобрёл первый конструктор, названный «Дары Фрёбеля». В него входит материал, состоящий из разных типов игр для каждого возраста. Ребёнок может вместе с взрослыми заниматься моделированием. Вся деятельность задаётся эмоциональным единением взрослого с ребёнком, что придаёт занятиям одухотворённость. Ценность данного набора заключается в том, что он развивает самостоятельность, инициативу в различных видах деятельности. Данный набор можно использовать в организации проектной деятельности, в которой поощряется коммуникативная деятельность родителей.

Одной из самых полезных и лучших игрушек для ребёнка является конструктор.

Большие возможности открывают игры с конструкторами для развития творческой активности ребёнка. «Что из этого можно сделать?» - думает ребёнок, когда смотрит на различные изобразительные, конструктивные, пластические материалы. Он создаёт свои удивительные постройки и чувствует себя настоящим творцом, меняет придуманные ранее постройки, на другие, более сложные, что способствует развитию инженерной мысли. Во время конструирования у дошкольника развивается воображение, образное мышление, ручная моторика, закладываются основы трудолюбия. Он сосредоточен, проявляет волевые усилия, направленные на достижение результата. Из всех конструкторов особенное предпочтение дети отдают «Лего». Главная особенность этого конструктора-точность литья. Когда дошкольники собираются все вместе, они строят из него не только дома и дворцы, но и города и даже страны, создают необычные машины, паровозы и полностью погружаются в этот удивительный мир игры, который развивает их воображение. Существует три вида конструирования: по образу, по условиям и по замыслу. Больше всего предпочтение детьми отдаё тся последнему виду: по замыслу, потому что является процессом, где ребёнок сам формирует образ конструкции - модели и претворяет в реальность.

Дети дошкольного возраста очень любознательны. И дошкольное образование – это первая ступень воспитать ребенка творческим, с креативным мышлением, чтобы он мог самостоятельно создавать технические формы. А ориентироваться в мире технической оснащенности можно только тогда, когда сформировано инженерное мышление.

Если у ребенка с детства заложены предпосылки к исследованию и созданию высокопроизводительной и надежной техники, то он самостоятельно сможет выстроить алгоритм действий, последовательности изготовления продукта. Ведь инженер умеет мысленно предугадывать результат своей работы, опираясь на свои знания и умения. Потому что от профессионально высоко технически выполненного продукта зачастую зависит самое главное - человеческая жизнь.

В детском саду закладываются первые знания и умения к инженерным профессиям. Воспитанникам нравиться робототехника. Дети с детства любят собирать конструктор. Современные конструкторы позволяют строить модели движущиеся. Дошкольники с интересом строят подъемные краны, автомобили, самолеты и др. Дети проявляют свою фантазию, они с легкостью разбирают сложные схемы и по ним строят, подбирая нужные детали. Робототехника развивает у дошкольников инициативность, логическое мышление, воображение, память, речь, силу воли к длительным усилиям над работой. С помощью инженерных наук ребенок учиться видеть конструкцию в разных видах: сверху, сбоку, слева, справа. Часто дети работают в команде, потому что сделать робота или дом можно вдвоем или втроем. Именно в совместной работе формируются необходимые для инженера лидерские качества. Воспитанники могут отстаивать свои идеи, помогать разбираться в схемах. Пока у детей инженерных навыков нет, но они получают красочные и привлекательные конструкции. Дети постоянно находятся в ситуации успеха. Когда дошкольники заканчивают работу они высказывают собственные суждения, дают оценку своей деятельности. Особенно нравиться детям такие конструкторы как Полидрон «Гигант», магнитный конструктор, «Лего» и др. Не только конструкторы используют дети в играх, но и экспериментируют со строительным материалом. Это способствует закреплению конструктивных умений и проявления творческих способностей.

Занимаясь робототехникой, дети приобретают современные инженерные представления, овладевают техническими навыками. У дошкольников формируется инженерное - конструкторское мышление.

Образовательная деятельность планируется с использованием проблемных ситуаций, обсуждаем технические характеристики работы, стараемся поддержать детские идеи, и помочь воплотить их. Дети сами рисуют схемы и моделируют по ним. Так в образовательной деятельности знакомились с механикой, магнетизмом, электродинамикой. Эти разделы физики детям не понятны, но обыгрывая их дети сами на прогулке или в самостоятельной деятельности. Они сами проводили эксперименты с различными предметами. Познавательно- исследовательская деятельность формирует основы технического мышления и закладывает основу интеллектуального развития детей дошкольного возраста. У детей создается атмосфера творчества, совершенствуется речь, мышление, память, воображение, внимание. А самое главное совершенствуется ручная умелость и самое главное неограниченная возможность творить и придумывать.

В нашей работе мы достигли следующих результатов:

у детей есть представление о профессии инженера- конструктор;

дошкольники приобрели элементарные трудовые навыки;

имеют знания о профессиональной деятельности взрослых;

дети самостоятельно переносят полученные знания в самостоятельную деятельность.

1. Ю. В. Карпова. В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.

3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль. 2002 г.

4. Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. - Ярославль, 2001 г.

5. Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 727-728.

Мой педагогический опыт работы

Мой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Наш «Космодром». Работа инженеров будущего

Наш «Космодром». Работа инженеров будущего Продолжаем изучение и изготовление объемных геометрических фигур. Поэтапное склеивание бумажных разверток позволило детям заглянуть во внутрь.

Опыт работы. День рождения

Опыт работы. День рождения День рождения! Вспомним своё детство. Как мы ждали этот день! Сколько надежд мы связывали с этим праздником! Конечно, наши родители не.

Опыт работы по ПДД

Опыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Опыт работы «Путешествия в мир растений» А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень.

Читайте также: