Патрульный катер моделист конструктор

Обновлено: 06.05.2024

«Амурчонок» прокладывает борозду.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного трактора «Амурчонок» с модернизированным двигателем ПД-10А.

Море от мин чисто.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского краснознамённого базового тральщика «Мина».

Продолжатель традиции.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи и фотографии отечественного лёгкого многоцелевого самолёта Як-18Т.

Микромотоцикл «Гном».
Технические характеристики и компоновка самодельного микромотоцикла «Гном» с велосипедным двигателем Д-6.

Таллинские скороходы.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкциях скоростных автомоделей сконструированных эстонскими спортсменами.

Загадочная «Испано-сюиза».
История создания, технические данные, чертежи, рисунки, а так же советы по моделированию шестиместного 4-х дверного лимузина «Шкода-испано-сюиза» модель Н6.

Балтийские эсминцы.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об эсминцах разных стран 1911-1918 года.

Электроника на мотоцикле.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного модуля электронного зажигания, который в течение длительного времени эксплуатировался на мотоциклах Иж-56 и «ИЖ-Планета».

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №3:

Багги «КВП».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного спортивного микроавтомобиля, предназначенного для гонок по пересечённой местности.

Насос, подключенный к солнцу.
Автор статьи делится опытом по изготовлению оригинальных насосных установок, предназначенных для подъёма воды из скважины.

Его стихия – истребители.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советских самолётов По-2М и По-2ШС авиаконструктора Н. Н. Поликарпова.

Флагман ледокольного флота.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского ледокола «Арктика», которое первым в истории достигло Северного полюса в надводном плавании.

Черноморские близнецы «Новика».
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о российских и турецких эскадренных миноносцах 1907-1916 года.

Речной катер.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели речного катера с электромотором.

Выпрямитель для мотоцикла.
Принципиальная схема и принцип работы бестрансформаторного зарядного устройства, предназначенного для зарядки 6-ти вольтовых мотоциклетных аккумуляторов.

Новое звучание электрогитары.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать электронную приставку к электрогитаре, которая позволит получить необычные звуковые эффекты.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №4:

Транспорт для лесника.
Технические характеристики и компоновка самодельного гусеничного вездехода с модернизированным двигателем М-62 «Урал».

Мотонарты меняют «обувь».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки оригинального универсального снегохода с двигателем от мотоцикла Иж-56.

Послевоенный первенец.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса ЗИС-110.

Флагман ледокольного флота.
Окончание цикла статей опубликованных в «М-К» №2 и «М-К» №3 за 1976 год.

Все началось с планера.
Подробное описание, основные данные, чертежи и рисунки советского планера АВФ-10.

По проекту Фридриха Цандера.
История создания, технические данные, чертежи и рисунки первой советской жидкостной ракеты ГИРД-X.

Всё не так.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об эскадренных миноносцах разных стран 1913-1918 года.

Осторожно, помехи!
Принципиальная схема и принцип работы, самодельного электронного устройства, которое предназначено для обнаружения помех при запуске радиоуправляемых моделей.

Стереотелефоны.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению стереонаушников, изготовленных на базе динамической головки 0,25-ГД-10-290.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №5:

Трактор самосвал.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению навесного кузова-самосвала к трактору МТЗ.

Як-9: от Сталинграда до Берлина.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи и рисунки советского одномоторного истребителя-бомбардировщика времён Великой Отечественной войны Як-9.

Внимание! Цель в воздухе.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советской зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4.

Стереотелефоны.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №4 за 1976 год.

Мотошлем «Колокол».
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный мотошлем типа «колокол».

Автомобиль без. руля.
Технические характеристики и компоновка самодельного 6-ти колёсного вездехода с мотоциклетным двигателем Иж-56.

Снова поиск.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об эскадренных эсминцах разных стран 1934-1936 года.

Десять победных «кубов».
Статья публикует чертежи и краткие технические данные гоночной автомодели спортивного класса 10 см3.

Восьмикомандная пропорциональная.
Принципиальная схема и принцип работы самодельной аппаратуры пропорционального радиоуправления различными моделями.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №6:

«Мойдодыр» на тротуаре.
Небольшой обзор самодельного прицепного агрегата, предназначенного для уборки улиц.

«Мурашек» - трактор для школьника.
Описание конструкции, а так же компоновочная и кинематическая схема самодельного трактора «Мурашек» с двигателем от мотороллера «Тула-200».

Рюкзак на колесе.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальной одноколёсной тележки, предназначенной для перевозки туристического рюкзака.

Зелёная «парикмахерская».
В статье представлены подробные чертежи и рисунки самодельных рычажных ножниц для обрезки ботвы моркови, а так же станка, облегчающего обрезку ботвы у свеклы.

Под контролем – зерно.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного прибора, предназначенного для определения температуры и влажности зерна.

Самолет-амфибия Ш-2.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского серийного самолёта-амфибии Ш-2 конструкции В. Б. Шаврова.

Дедушка «трабанта».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию
немецкого легкового автомобиля ИФА-ДКВ-Ф8.

Ещё одна разновидность.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о лидерах эсминцев разных стран в период между первой и второй мировыми войнами.

Восьмикомандная пропорциональная.
Продолжение статьи опубликованной в «М-К» №5 за 1976 год.

Большие скорости маленького корабля.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели торпедного катера с резиномотором и двумя микроэлектродвигателями.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №7:

Залпы крейсера «Слава».
Интересные факты из истории создания и боевого применения советского черноморского ракетного крейсера «Слава».

Танки выходят в бой.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию первого танка советской разработки МС-1 (Т-18).

«Вита» - ласточка веломобилей.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного трёхколёсного веломобиля «Вита».

В новом качестве.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об эсминцах разных стран 1940-1941 года.

С ветром споря.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция радиоуправляемой модели яхты международного класса «X».

Её ждут облака.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции учебной схематической модели планера.

За рулём, не выходя из комнаты.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального автотренажера.

Восьмикомандная пропорциональная.
Окончание цикла статей опубликованных в «М-К» №5 и «М-К» №6 за 1976 год.

Стереофония. в тишине.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного усилителя для стереонаушников, который предназначен для прослушивания музыкальных произведений записанных на виниловых пластинках.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №8:

Мотолодка «Лада-75».
Технические характеристики и компоновка самодельной разъездной мотолодки повышенной мореходности с подвесным мотором мощностью 25-30 л. с.

Поршень, который. вращается.
В статье представлена конструкция динамической модели роторно-поршневого двигателя.

УТБ-2: лёгкость, экономичность.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского учебно-тренировочного бомбардировщика УТБ-2.

Первый среди «Москвичей».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию
первого массового советского легкового автомобиля «Москвич-400».

АТОС - электронный секретарь.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного автоматического телефонного ответчика-секретаря АТОС-5.

Учитывая боевой опыт.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об эсминцах и эскадренных миноносцах разных стран 1945-1946 года.

Кран работает по программе.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели подъёмного крана, который управляется с дистанционного пульта или автоматически с помощью программного устройства.

Ключ на старт!
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать пусковое устройство для моделей ракет.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №9:

Шина… авоська.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальных шин повышенной проходимости к легковому автомобилю.

Лодка-баул.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельной двухместной лодки-«малютки».

На катамаране - ротор-парус.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного катамарана, движение которого осуществляется с помощью эффекта Магнуса.

На полигонах и в боях.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию 3-х башенного советского среднего танка Т-28.

На подводных крыльях.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели катера на подводных крыльях с резиномотором.

В зале и в лесу.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция комнатной модели планера, сделанной из доступных материалов.

Сани-труженики.
Подробное описание, технические характеристики, чертежи и рисунки советских аэросаней ОСГА-6.

Планетоход-разведчик.
Чертежи, схемы и порядок сборки самодельной модели планетохода, выполненной на базе гусеничного самоходного шасси от детской игрушки.

Слушаем. сердце.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного ультразвукового стетоскопа.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №10:

Двуцикл.
Технические характеристики и компоновка самодельного двуцикла с приводом на переднее колесо и двигателем Ш-52.

Трехколёсный «Комби».
Подробный обзор, чертежи и рисунки оригинального велосипеда «комби», который имеет повышенную устойчивость и безопасность при езде на любых эксплуатационных скоростях.

Лодка на крыльях.
В статье описан процесс изготовления оригинальной лодки, оборудованной крыльевой системой.

«Синица» в ваших руках.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного планера Бро-11М «Зиле».

Резиномоторная из пенопласта.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция резиномоторной модели самолёта, сделанной из пенопласта.

Патрульный катер.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели-копии патрульного катера с электродвигателем.

Электроорган.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного клавишного инструмента.

«Луч-75».
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать малогабаритное контролирующее устройство, предназначенное для проверки знаний учащихся.

Настольная лесопилка.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению настольной комбинированной циркулярной пилы.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №11:

«Синица» - в ваших руках.
Продолжение статьи опубликованной в «М-К» №10 за 1976 год.

Победная трасса Яна Тилька.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного спортивного автомобиля, предназначенного для гонок по пересечённой местности.

Всё ещё миноносцы.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об эсминцах и эскадренных миноносцах разных стран 1950-х годов.

Поверженный, но не побеждённый.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественного броненосного фрегата «Память Азова».

«Кировчанка».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели самолёта с электродвигателем.

Модель класса «К-2».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции резиномоторной модели самолёта спортивного класса «К-2».

Витаминный комбайн.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельной соковыжималки с однофазным электродвигателем.

Электроорган.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №10 за 1976 год.

Шланговый бензонасос.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального приспособления, предназначенного для переливания бензина из одной ёмкости в другую.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №12:

Карт-зимоход.
Советы и рекомендации по модернизации гоночного микролитражного автомобиля, при которой появляется возможность эксплуатации на заснеженной трассе.

Седло и руль - помощники педалей.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению необычного велосипеда с дополнительными приводами от седла и руля.

Планер Игоря Щенина.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция радиоуправляемой модели планера.

На больших углах атаки.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции свободнолетающей модели планера с предкрылком.

Лучшая из лучших.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция скоростной кордовой модели автомобиля спортивного класса 2,5 см3.

Ракета-синоптик.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели двухступенчатой метеорологической ракеты М-100.

«Жестянка Лиззи».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию американского легкового автомобиля «Форд-Т».

Новое оружие - новые корабли.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об эскадренных миноносцах разных стран 1955-1960 года.

Зимой как летом.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного дверного звонка имитирующего пение птиц.

МИНИ А ТЮРНЫЙ ПАТРУЛЬ

Мечта многих ребят, которые строят модели судов,— создать мини-корабль, очень похожий на понравившийся реальный прототип. При этом хорошо бы участвовать в соревнованиях с ним. Предлагаем удачный вариант — модель английского поисково-патрульного катера RAF 340, выполненную в масштабе 1:42,7 по требованиям популярного класса EX. Небольшой двухвальный корабль времен второй мировой войны участвовал в поисках и спасении сбитых или потерпевших аварию над морем летчиков, отражавших нападения германской авиации на территорию Великобритании. Судно развивало скорость до 45 узлов.

Упрощенная модель строится с использованием в качестве мотоустановки одного распространенного «лодочного мотора» производства Ленинградского завода. В качестве источника питания лучше применить блок никель-кадмиевых аккумуляторов емкостью 1,2 Ач и напряжением от 7,2В до 9В. За неимением таковых всегда выручит пара «квадратных» батареек по 4,5В. Не забудьте про выключатель в цепи мотор — батарея.

Работа над корпусом модели катера начинается с изготовления из тонкого листового пластика или электрокартона контршаблонов. По ним подгоняются обводы мастер-модели, вырезанной из пенопласта типа ПС-4-40 или упаковочного. Заготовка болванки собирается с запасом по высоте над уровнем палубы из двух кусков пенопласта, между которыми заклеивается шаблон боковой проекции корпуса (вырезается из электрокартона или миллиметровой фанеры). Готовая мастер-модель оклеивается обычной писчей или газетной бумагой на жедком клее типа ПВА. Бумагу предварительно замачивают на 30—40 минут. Оклейка ведется полосками, образующими днище и борта (2 слоя с послойной сушкой). После полного высыхания на нве накладываются «ленты» пропитанной эпоксидной смолой стеклоткани толщиной 0,1—0,15 мм, в той же последовательности, что и бумага. Силовая обшивка кладется в два-три слоя. Двух достаточно, если используется смола ЭД-20. На транце стеклоткань не нужна. После отверждения смолы поверхность шкурится, шпаклюется, снова вышкуривается начисто и грунтуется жидким нитролаком. Затем пенопластовый болван извлекается из полученной выкпейки.

Рис. 1.

Рис. 1. Английский двухвинтовой патрульно-спасательный катер RAF 340. Длина судна 21,33 м, ширина 6,09 м, скорость до 45 узлов.


Рис. 2. Модель-копия патрульно-спаса-тельного катера:

1 — выклейка корпуса, 2 — передний шпангоут, 3, 4, 6, 7 — промежуточные шпангоуты, 5 — мотоустановка серийного производства, 8 — стенка, 9 — стрингер-рейка, 10 — переборка, 11—крышка, 12. ..16 — переборки надстройки, 17 — передняя стенка, 18 — транец. Показан упрощенный вариант модели с одновинтовой мотоустановкой. При желании в соответствии с прототипом устанавливается пара аналогичных комплектов двигателей с дейдвудами, синхронизируемых гибким валом из тонкой пружины от автомобильных сальников .

Рис. 3. Выкройки деталей модели катера

Рис. 3. Выкройки деталей модели катера.

Номера позиций сотвествуют рисунку 2.

Как ни странно это покажется на первый взгляд, бумага после смачивания и нанесения на нее ограниченного количества клея ПВА, разведенного кипяченой по конкретным узлам, особенно выход дейдвуда. На подготовленные места монтируется мотоустановка и блок питания. Дейдвуд рекомендуем заклеить водостойким клеем «Момент» или «Феникс», так как от воздействия вибраций это соединение нередко начинает пропускать воду. Указанные же клеи эластичны и избавляют от этой проблемы. Очень полезно оклеить указанные стыки изнутри корпуса полоской стеклоткани на эпоксидной смоле.

Теперь пора определиться, как лучше изготовить палубу — цельносъемной или заклеенной, но имеющей вырезы для доступа к внутреннему оборудованию. При этом палуба может быть сделана из фанеры толщиной 1,2 мм, стеклотекстолита или полистирола.

Руль поворота — из жести. Ось выполняется из латунной проволоки или трубочки. Перо руля припаивается к ней, после чего смазанная густой смазкой ось ставится в трубку-подшипник, вклеенную в корпус.

Во внутренней части выклейки корпуса размечается положение линии палубы. Вровень с нею по бортам приклеиваются рейки 3×3 мм. Чтобы они хорошо выгнулись по корпусу, их предварительно распаривают в горячей воде. Для поджима реек на период склеиеания используются бельевые прищвпки. После полного высыхания швов верхние излишки «скорлупы» корпуса срезаются. Внутренняя часть модели катера грунтуется нитролаком три-пять раз. Сверху на рейки устанавливается или приклеивается палуба. Стык палубы и бортов начисто вышкуривается и лакируется. Если реализуется вариант палубы с вырезами под люки, то проемы рекомендуется окантовать рейками 3×5 мм.

Перед тем как приступить к надстройкам, определите для себя, с какой степенью копийности воспроизводить прототип. Некоторые мелкие детали трудно сымитировать при таком масштабе модели, и поэтому рекомендуем сперва составить список того, что копировать необходимо, а что нет. Это заметно облегчит работу над оформлением модели. Помните, что некоторые детали имеют различную окраску, и нв стоит спешить сразу после изготовления приклеивать их на палубу.

Крупные узлы — ходовую рубку, вентиляционные шахты, трубы, площадку станкового пулемета — можно изготовить из 1,2-мм фанеры или электрокартона (прессшпана) толщиной 0,8 мм. Остальные значительно более мелкие детапи можно выполнить и из других подходящих материалов — кусочков полистирола, пенопласта, дерева и жести. Антенны и мачты выгибаются и спаиваются из проволоки, растяжки — из ниток или лески. Фанерные, картонные и деревянные детали обязательно грунтуются нитролаком три-пять раз и окрашиваются водоупорными эмалями соответственно цветам прототипа. Копийные элементы, сделанные из пластмассы и металла, окрашиваются без грунтовки. Готовые детали надстроек крепятся на палубв, и затем на них монтируется мелкая деталировка.

ПАТРУЛЬНЫЙ КАТЕР

Эта модель рассчитана на школьников 4—5-х классов, занимающихся в кружке второй год. На областных соревнованиях 1974 года Сережа Лебедев, выступая с моделью с такими же обводами и размерами, занял первое место.

Катер определенного прототипа не имеет. При его конструировании использовались материалы из различных источников.

КОРПУС. Палубу, вырезанную из фанеры толщиной 1 мм, с помощью брусочков, определяющих ее прогиб, закрепим на стапельной доске. Набор корпуса из шпангоутов, фор- и ахтерштевней, килевой планки и транца приклейте к палубе. Между шпангоутами по их периметру вклейте пластинки пенопласта толщиной от 7 до 15 мм в зависимости от кривизны участка (клей ПВА, АГО, казеиновый или любой другой, не содержащий ацетона). После высыхания клея пенопласт надо обработать до шпангоутов острым ножом, а затем наждачной бумагой с крупным зерном, укрепленной на бруске длиной 25—80 см. Затем смажьте корпус эпоксидной смолой и оклейте тонкой стеклотканью. Вместо этого для оклейки модели можно применить марлю (2 — 3 слоя) на клею ПВА.

Густой эпоксидной шпаклевкой (смола плюс отвердитель, плюс тальк) ровным тонким слоем с помощью широкого резинового шпателя покройте корпус, заполнив все неровности. Обработайте наждачной бумагой. Зашпаклюйте нитрошпаклевкой, после высыхания отшлифуйте и окрасьте нитрокраской. Чистовую окраску из краскораспылителя делают после установки дейдвудов, киля с двумя рулями и наклейки ватерлинии.

Патрульный катер

Патрульный катер

Патрульный катер

Патрульный катер:

1, 39 — якорные огни, 2 — гюйсшток, 3 — леерное ограждение (устанавливается по периметру корпуса), 4 — якорный полуклюз, 5 — винтовой стопор, 6 — шпиль, 7 — волноотбойник, 8 — вьюшка, 9 — орудийная башня, 10 — вентиляционный грибок, 11, 50 — крышки люков, 12, 16 — антенны, 13 — остекление мостика, 14 — отличительный огонь (справа — зеленый, слева — красный), 15 — командирский мостик, 17—прожектор, 18 — антенна радиопеленгатора, 19 — топовый огонь, 20 — навигационный локатор, 21 — локатор кругового обзора, 22 — клотиковый сигнальный огонь, 23 — флагманский огонь, 24 — мачта, 25 — фал гафеля, 26 — огнетушитель, 27 — магнитный компас, 28 — локатор управления артиллерийской стрельбой, 29 — верхний кильватерный огонь, 30 — воздухозаборник, 31 — контейнер со спасательным плотиком, 32 — вентиляционная решетка, 33 — реактивный бомбомет, 34 — тузик, 35 — кнехт, 36 — киповая планка, 37 — лотковые бомбосбрасыватели, 38 — флагшток, 40 — нижний кильватерный огонь, 41 — гакобортный огонь, 42 — буксирный кнехт, 43 — спасательный круг, 44 — рея мачты, 45 — прибор управления огнем, 46 — штурвал, 47 — выносной экран локатора, 48 — репитер гирокомпаса, 49 — машинный телеграф, 51 — клюз якорной цепи, 52 — якорь Холла.

Размер люка определяется типом двигателя. Если применить электромотор и малогабаритные аккумуляторы, достаточно люка под главной надстройкой, окантованного комингсами высотой 4 — 5 мм. При резиномоторах люк надо прорезать около восьмого шпангоута — там, где устанавливается редуктор.

ГЛАВНАЯ НАДСТРОЙКА изготовлена из тонкой фанеры, обработанной наждачной бумагой до 0,5— 0,7 мм, по углам вклеены рейки 2X2 мм. Надстройка несколько раз покрыта эмалитом, отшлифована и окрашена нитрокраской.

Двери, смотровые щели, иллюминаторы, вентиляционные решетки и другие детали делаются отдельно и наклеиваются на полностью подготовленную и окрашенную поверхность.

ОРУДИЙНЫЕ БАШНИ (верхняя и нижняя части отдельно) отштампованы из оргстекла толщиной 1—1,5 мм и склеены дихлорэтаном. Поручни и выступы — из медной проволоки; наклеиваются после первичной окраски. Стволы — из стальной или латунной проволоки вплавлены с помощью паяльника.

РЕАКТИВНЫЙ БОМБОМЕТ — самая сложная часть модели; собран из трубочек, накатанных нз алюминиевой фольги на цевье сверла (Ø2,8—2,9 мм. Основание и стойка — из оргстекла толщиной 1—1,5 мм. Зубчатый сектор вертикальной наводки вырезан из часовой шестерня. Тяги, запальные устройства и штормовой стопор — из медной или латунной проволоки. Стволы наклеены на полоски целлулоида нитроклеем. Клей и краска, проникнув в стыки трубок, свяжут все детали достаточно прочно.

АНТЕННА РАДИОЛОКАТОРА для управления артиллерийской стрельбой. Цилиндрическая часть выгнута из нагретого оргстекла толщиной 1 мм на оправке, сферические донышки вырезаны из мячика для пинг-понга, подставка и основание выточены на токарном станке.

Леерные стойки и трап (из проволоки) вплавлены с помощью паяльника.

МАЧТА выгнута на оправке из латунной или медной фольги. Площадки вырезаны из фольги или тонкой жести, отбортованы на 1—1,5 мм или окантованы медной проволокой. Все мелкие детали припаяны.

ТУЗИК вырезан из липы или отштампован из оргстекла толщиной 1—1,5 мм.

БОМБОСБРАСЫВАТЕЛИ выгнуты из латунной фольги, ограждение спаяно из проволоки. Глубинные бомбы выточены на станке или накатаны из алюминиевой фольги, боковые стенки вырублены высечкой и наклеены.

Все мелкие детали, вплоть до клотиков и орудийных стволов, изготовлены литьем под давлением из полистирола (капрон или полиэтилен плохо клеятся и «не держат» краску). Технология изготовления остальных деталей неоднократно описывалась в журнале «Моделист-конструктор» и брошюрах ЦМК ДОСААФ.

ДВИГАТЕЛЬ. Если имеется батарея аккумуляторов СЦС-1,5, или самодельные весом не более 200 — 250 г и напряжением 8 —9 В, можно установить два мотора, в сборе с дейдвудами и винтами (они бывают в продаже) или один «Гном» с понижающим редуктором 1,5:1 на два винта.

«Силовая установка» обеспечит требуемую масштабную скорость — прохождение 10-метровой дистанции за 7,5—8 с. Емкость самодельных аккумуляторов (кислотных) может быть небольшой, поскольку во время соревнований моторы работают не более 2 мин (4 зачетных запуска и 10 тренировочных). Применять батареи 3336Л не имеет смысла: они не обеспечивают нужную силу тока, тяжелы и громоздки.

Два резиномотора по 25 нитей с повышающим редуктором 1:2 и хорошо подобранными винтами Ø 20—22 мм также обеспечат быстрое прохождение 10-метровой дистанции, но они требуют большего времени на регулировку скорости. Для вытяжки резиномоторов при заводке в транце сделайте два отверстия Ø 15 мм, окантуйте их дюралюминиевыми пластинами толщиной 2 мм с квадратными отверстиями 15X15 мм. Тогда напаянные на крючки резиномоторов латунные кубики 14x14X1,5 надежно зафиксируют заведенные моторы.

ОКРАСКА МОДЕЛИ. Надстройки и надводная часть корпуса светло-серые, палуба темно-серая, ватерлиния (шириной 1,5—2 мм) белая, антенны, швартовые устройства, якоря и подводная часть корпуса черные.

Все детали выше ватерлинии нужно делать как можно легче, иначе при малейшей волне модель на дистанции «раскачает». Если она и не перевернется, то устойчивость на курсе потеряет наверняка.

«Точило» для фрез.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного устройства, предназначенного для затачивания дисковых фрез.

Шпон своими руками.
Автор статьи делится опытом по изготовлению приспособления, предназначенного для самостоятельного изготовления деревянного шпона.

Фуникулёр для горнолыжника.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного передвижного бугельного подъёмника для горнолыжника.

На кордодроме – багги.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции тренировочной автомодели класса «ралли».

Резиномоторный вертолёт.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция двухроторной резиномоторной модели вертолёта.

Огнём и колёсами.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского лёгкого бронеавтомобиля периода Второй Мировой войны БА-64.

Приемник для «лисолова» (на 3,5 МГц).
Принципиальная схема и принцип работы самодельного приёмника «лисолова», собранного на одной микросхеме и десяти транзисторах.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №3:

Вместо шила – сверло.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного приспособления, предназначенного для сверления отверстий в ульевых рамках.

Помощники цветовода.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального унифицированного набора инструментов для цветовода.

Ни бури, ни мели ему не страшны.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного полимарана «Спрут».

«Барс» спешит на помощь.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского океанского буксира-спасателя «Барс».

Чтобы выиграть троеборье.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели мотопланера спортивного класса F3B.

«Капля» на кордодроме.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции гоночной модели автомобиля с двигателем рабочим объёмом 10 см2.

Крылья Красного воздушного флота.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки французского истребителя-биплана «Ньюпор-XXIV бис».

Первый истинный авианосец.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об американских авианосцах 1922-1933 года.

Приёмник для «лисолова» (на 3,5 МГц).
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №2 за 1982 год.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №4:

Косе не страшен камень.
Небольшой обзор процесса изготовления оригинального электрического станка, предназначенного для отбивания рабочей кромки косы.

«Пионер» - карт для начинающих.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки небольшого спортивного автомобиля класса «Пионер».

По следам ленинской реликвии.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию французского легкового автомобиля «РЕНО-40».

На дистанции – электроход.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция скоростной радиоуправляемой модели катера с электродвигателем.

Стартует класс А1.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели планера спортивного класса A1.

Катер с паропульсиром.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели торпедного катера с пароводяным пульсирующим двигателем.

Дельта-крыло на ракетоплане.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели ракетоплана спортивного класса S4B.

Пять роковых минут.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о японских тяжёлых и лёгких авианосцах 1921-1937 года.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №5:

Трактор малого поля.
Подробный обзор опытно-промышленного образца мотоблока «Беларусь» МТЗ-05.

Малыш-богатырь.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного консольного винтового пресса.

Атакуют «крылатые танки».
История создания, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи и рисунки советского бронированного штурмовика времён Второй Мировой войны Ил-2.

Боевые автомобили.
Интересные факты из истории создания и боевого применения военных автомобилей различных стран.

«Пионер» - карт для начинающих.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №4 за 1982 год.

Влекомая ветром.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели яхты-катамарана спортивного класса ДХ.

На одном колесе.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция скоростной модели автомобиля с воздушным винтом.

В полёте – роторы.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о различных конструкции моделей воздушных змеев.

Истребитель для асов.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию британского самолёта-истребителя «Сопвич-триплан».

Шкаф-комбайн.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального трансформируемого шкафа.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №6:

Вам, земледельцы!
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного мотоагрегата для обработки почвы с двигателем от мотороллера ВП-150М.

Лучший штурмовик поршневой эпохи.
История создания, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского штурмовика-бомбардировщика Ил-10М.

Резиномоторка набирает высоту.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели планера с резиномоторным двигателя спортивного класса B1.

Победа - за конструкторами.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции моделёй ракетопланов спортивных классов S3S, S4D и S6A.

Корпус-универсал.
Советы и рекомендации по изготовлению универсального корпуса для судомоделей, который подходит для моделей пяти классов.

В преддверии океанских сражений.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об английских авианосцах 1924-1939 года.

Помощники автолюбителя.
В статье предоставлены самодельные конструкции прибора для зарядки аккумулятора, устройства прерывистого управления стеклоочистителем, а так же электронного «сторожа».

Гарнитур «Дачник».
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального мебельного гарнитура для дачи.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №7:

Машущий. руль.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального дополнительного ручного привода на передние колёса велосипеда.

«Трофеи» ущелья Урух.
В статье представлены оригинальные конструкции сферической палатки, «трёхствольного» рюкзака, а так же двухместного мини-катамарана.

Первенец морской гвардии.
Интересные факты из истории создания и боевого применения советского минного заградителя «ОКА».

Лента за крылом.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели для воздушного боя спортивного класса F2D.

Броневик принимает. старт.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели-копии советского лёгкого бронеавтомобиля периода Второй Мировой войны БА-64.

Инициатива в воздушном бою.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского истребителя-полутораплана И-5.

Таинственная Шангри-Ла.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об американских тяжёлых и лёгких авианосцах 1939-1942 года.

По команде - четыре программы.
Принципиальная схема и принцип работы четырёх программной аппаратуры для радиоуправления мощностью излучения 10 мВт.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №8:

Ластик вместо газировки.
Небольшой обзор конструкции самодельного автомата, предназначенного для продажи карандашей и ластиков.

Накачал - матрас, зашнуровал – лодка.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальной лодки-шнуровки.

Семья богатырей.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского магистрального электровоза ВЛ80Т.

Необычный электролёт.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция пилотажной модели самолёта с электродвигателем.

«Двадцатка» S8D.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели ракетоплана спортивного класса S8D.

БМВ - вариант для трассы.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция трассовой модели-копии спортивного автомобиля БМВ-М1.

Трёхлопастные на пилотажке
Советы и рекомендации по самостоятельному изготовлению трёхлопастного воздушного винта для кордовых моделей.

По команде - четыре программы.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №7 за 1982 год.

Аквариум-картина.
Подробный обзор процесса изготовления оригинального настенного аквариума.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №9:

Место стоянки. балкон.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного двухместного трицикла «Колибри» с двигателем Ш-32.

Барк «Седов»: биография продолжается.
История создания, главные размерения и технические данные, чертежи и рисунки советского четырёхмачтового учебного парусного судна "Седов".

Магистральный электровоз ВЛ80Т.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №8 за 1982 год.

Гоночное «крыло».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция «бесхвостовой» кордовой гоночной модели самолёта

Скорость и манёвр.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского одномоторного истребителя-моноплана 1930-х годов И-16.

Битвы над океаном.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об американских и японских тяжёлых авианосцах 1940-1945 года.

Реле времени на ИМС.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного реле времени с выдержкой 1-63 секунды или 1-63 минуты, собранного на десяти микросхемах и двух транзисторах.

Под красочный аккомпанемент.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального светомузыкального инструмента.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №10:

Знакомьтесь: «Спорт-турист».
Подробный обзор самодельного двухместного легкового автомобиля «Спорт-турист» с двигателем ВАЗ-2106.

«Рудулис».
Особенности конструкции и процесс сборки самоходного мотоагрегата для обработки почвы с двигателем ВП-159М.

«Славутич-УТ».
Технические характеристики и компоновка самодельного дельтаплана «Славутич-УТ».

Самый массовый, самый современный.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественного трёхосного грузового автомобиля КамАЗ-5320.

Роллер-вело.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного подросткового велороллера.

Победные обводы.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели яхты спортивного класса М.

S1B - две рекордные ступени.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции двухступенчатой модели ракеты спортивного класса S1B.

Пульс измеряет электроника.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного измерителя частоты пульса.

Годен - не годен.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного прибора, предназначенного для отбраковки электролитических конденсаторов.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №11:

Бесшумный и стремительный.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному переоборудованию обычного карта в гоночный автомобиль с электроприводом.

«Минимакс»: семь лет в пути.
Подробный обзор самодельного микроавтомобиля «Минимакс», построенного инженером-конструктором П. С. Заком.

Ледовая птица.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного буера-«восьмиметровика».

Революцией мобилизованный.
Интересные факты из истории создания и боевого применения отечественной вооружённой канонерской лодки "Ваня" №5 (Ваня-коммунист).

Барк «Седов»: биография продолжается.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №9 за 1982 год.

Ещё раз о «Темпе».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции гоночной автомодели «Темп».

И-семнадцатый.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского пушечного истребителя И-17.

Преемники «Хабаккука».
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об английских авианосцах различного назначения 1941-1943 года.

Светомузыкальная ёлка.
Принципиальная схема и принцип работы самодельной светомузыкальной установки.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №12:

Предлагают искатели.
В статье опубликованы различные доработки и изобретения, предложенные юными рационализаторами и изобретателями для нужд автомобильного транспорта.

«Парусная лыжа».
Небольшой обзор процесса изготовления самодельной парусной лыжи, предназначенной для зимнего виндсёрфинга.

Мотор на дельтаплане.
Автор статьи делится опытом по модернизации серийного двигателя «Циклон» и применения его в качестве силовой установки на дельтаплане.

Транспорт для двух стихий.
Подробное описание, основные данные, чертежи и рисунки советских аэросаней К-30.

Боевой «Стриж».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели самолёта для воздушного боя спортивного класса F2D.

«Школьная» на корде.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции учебной модели самолёта, которая изготовлена из досок обычного тарного ящика.

Учебная пилотажная.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать учебную пилотажную модель самолёта спортивного класса F2B.

Революцией мобилизованный.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №11 за 1982 год.

Улица с односторонним движением.
В статье рассматривается теоретическая часть и практические схемы выпрямителя переменного тока собранного на полупроводниковых диодах.

Сторожевой катер "Баторий", Польша, 1932 г.

Сторожевой катер "Баторий", Польша, 1932 г.

Катар пограничной охраны - первый катер польской постройки, разработанный главным конструктором Модлинской верфи А. Потыралой.

Водоизмещение 26 т.

Силовая установка - два бензиновых мотора полного хода суммарной мощностью 1100 л. с. и дизель экономического хода мощностью 175 л. с.

Полный ход 24,3 узла, экономический - 11 узлов.

Длина наибольша 21,2 м, ширина 3,6 м, углубление носом 1,1 г, кормой 1,35 м.

Вооружение - два пулемета.

После интернирования в Швеции "Баторий" вернулся в Польшу в октябре 1945 года, прошел ремонт и был переименован в "Хель". Служа в Войсках Охраны Пограничной, сменил несколько названий - "7 ноября", "Дзержинский", "КР-1". В 1954 году прошел капитальный ремонт, в ходе которого были заменены все двигатели. В 1959 году передан Морскому клубу Добровольного общества содействия флоту. В 1959 году выведен из эксплуатации, а в 1973 году было принято решение об установке в хельском гарнизоне катера "КР-1 - Баторий" в качестве памятника.

138. Патрульный катер Р.5, Голландия, 1939 г.

138. Патрульный катер Р.5, Голландия, 1939 г.

Строился на верфях Ост-Индии.

Водоизмещение 23 т

мощность дизеля 165 л. с., скорость хода 12,5 узла.

Длина наибольшая 18.9 м, ширина 5,57 м, среднее углубление 1,22 м.

Вооружение - два пулемета.

Всего построено 8 единиц.

139. Патрульный катер Р.9, Голландия, 1941 г.

139. Патрульный катер Р.9, Голландия, 1941 г.

Строился в Ост-Индии.

Водоизмещение 26 т

мощность дизеля 300 л. с„ скорость хода 14,5 узла.

Длина наибольшая 18,9 м, ширина 5,57 м, среднее углубление 1,22 м.

Вооружение - два пулемета.

Всего построено 8 единиц.

140. Патрульный катер Р.17, Голландия, 1941 г.

140. Патрульный катер Р.17, Голландия, 1941 г.

Строился в Ост-Индии.

Водоизмещение 32 т

суммарная мощность двух дизелей 600 л. с., скорость хода 18 узлов.

Длина наибольшая 24 м.

Вооружение - два пулемета.

Всего построено 6 единиц.

141. Сторожевой катер Н.D.М.L, Англия, 1940 г.

141. Сторожевой катер Н.D.М.L, Англия, 1940 г.

Строился по заданию Адмиралтейства на многих английских верфях в разных модификациях.

Водоизмещение 54 т,

мощность дизеля 130—160 л. с., скорость хода 11-12 узлов.

Длина наибольшая 22 м, ширина 4,83 м, среднее углубление 1,3 м.

два 20-мм зенитных автомата "эрликон", четыре пулемета.

Всего построено 450 единиц.

В начале агрессии в Польшу в 1939 году гитлеровские генералы считали захват военно-морской базы Хель второстепенной задачей. И с 1 сентября действия немцев здесь, на оконечности косы, с северо-запада вдающейся в глубь Гданьской бухты, ограничивались бомбардировкой немногочисленных польских кораблей с моря и с воздуха. Однако 27 сентября пала Варшава, и дух защитников полуострова надломился: 1 октября началось самочинное уничтожение документов и шифров, а командующий военно-морскими силами контр-адмирал Унруг разрешил «сей, кто хочет, на собственный страх и риск прорываться через вражеские морские дозоры в нейтральную Швецию.

Вскоре к адмиралу явилс капитан-лейтенант Е. Милисевич со смелым планом. Он предлагал идти в Швецию окольным путем на катере. Милисевич рассчитывал проскочить на северо-востоке через фашистские дозоры, которые на этом, как бы тыловом направлении должны быть менее бдительными, чем на северо-западном, а потом в открытом поре повернуть к берегам Швеции. Унруг выразил сомнение в возможности осуществлени плана и лично участвовать в нем отказался, но разрешение на прорыв дал.

Вечером 1 октября сторожевой катер "Баторий" с погашенными опознавательными огнями выскользнул из Хел и 15-узловым ходом устремился на северо-восток. На его борту находилось пять офицеров и одиннадцать матросов, добровольно пустившихся в рискованное плавание. Ночь была ясная, и это особенно тревожило Милисевича, опасавшегос любых встреч. В полночь наблюдатели "Батория" обнаружили по левому борту огни какого-то судна. Но катер проскользнул за его кормой и остался незамеченным.

В 8.00 утра моторист доложил, что бензина осталось всего на два часа. Милисевич приказал остановить моторы и запустить дизель экономического хода. Тем временем корабль вошел в зону шторма и потерял ориентацию. Капитан приказал непрерывно измерять глубину. Первые промеры дали 19 м, еще через две мили глубина оказалась 25 м. Это означало, что "Баторий" миновал подводную мель Хобург и что до шведского острова Готланд уже недалеко.

Когда развиднелось, польские моряки поняли, что находятся на траверсе маяка, установленного на южной оконечности Готланда. Милисевич приказал запустить моторы и дать полный ход. И тут на горизонте обрисовался силуэт фашистской вооруженной яхты "Грилль", патрулировавшей поблизости. Встреча с ней не оставляла "Баторию" никаких надежд на спасение, но храбрецам повезло и на этот раз: когда "Грилль" приблизился на расстояние пушечного выстрела, поляки были уже в территориальных водах Швеции, к ним на полном ходу летел шведский торпедный катер "Раньяр".

Без лишних слов "Баторий" был дозаправлен топливом, и "Раньяр" отконвоировал его в порт Висбю на Готланде, где команду интернировали. А в ноябре сторожевик "Снаппханен" сопроводил катер в бухту Ваксхольм. Здесь вместе с тремя интернированными лодками и учебным кораблем "Дар Поможа" и простоял первый быстроходный катер польской постройки долгие пять с половиной лет второй мировой войны.

История создания этого корабл восходит к 20-м годам, когда Польша по Версальскому договору получила доступ к Балтийскому морю. Этот выход представлял собой так называемый "Данцигский коридор", в северной его части находился вольный город Данциг (Гданьск) и небольшой 140-километровый участок берега, примыкавший к полуострову Хель. Для охраны побережья в Гданьске и Эльбинге были куплены невооруженные моторные катера М51 - М55, но они оказались не в состоянии нести эффективную службу, поэтому более года польские территориальные воды практически не охранялись.

В 1921 году для усилени охраны приобрели "Мышливый" - английский катер типа ML, который, однако, не оправдал возлагавшихся на него надежд. На следующий год его вывели из состава сторожевых катеров, он стал флагманским кораблем командующего польским флотом. Дело же охраны морской границы препоручили учрежденной в 1922 году таможенной охране. Для этого ей был передан недавно купленный катер "Стражник I", все вооружение которого состояло. из карабинов и револьверов экипажа, катер "Стражник II", базировавшийся в Данциге и не выходивший на патрулирование в территориальные воды, да полицейские катера М51 - М55.

Неудивительно, что польское побережье стало местом неслыханной контрабандистской вакханалии. Предприимчивые авантюристы в огромных количествах везли через морскую границу спирт, сахар, золото, предметы роскоши, деликатесы, антиквариат, используя для этой цели рыбачьи лодки, яхты и частные быстроходные катера, легко уходившие от таможенников.

И польскому правительству пришлось всерьез заняться охраной территориальных вод. В 1925 году было решено учредить пограничную охрану и вооружить ее современными быстроходными катерами, купленными за границей. Голландские. французские, английские н итальянские фирмы были готовы взятьс за выполнение заказа. Выступил с инициативой и главный конструктор польской Модлинской судоверфи А. Потырала, предложив построить три малых патрульных катера со скоростью хода 15 узлов и один более крупный с максимальной скоростью 25 узлов.

Начальство склонялось к заключению контракта с итальянцами, считая, что у польской речной верфи нет опыта разработки морских кораблей. Но инженерная общественность страны поддержала своего соотечественника, обратив внимание на высокие достоинства проекта.

В самок деле, в погоне за высокой скоростью итальянцы остановили свой выбор на остроскулом корпусе с плоским днищем и реданом. А это в условиях Балтики с ее короткой н высокой волной делает длительное пребывание в море мучительным для экипажа. Кроме того, два мотора по 450 л. с., сообщавшие катеру контрактную скорость 25 узлов, оказывались крайне неэкономичными при патрулировании на 12-узловом ходу, что вело к неоправданно высоким расходам топлива и, соответственно, к резкому сокращению длительности пребывания корабля в море.

Инженер Потырала предлагал более обдуманное решение: круглоскулый мореходный корпус и установку не двух, а трех двигателей. Два бензиновых мотора по 550 л. с. каждый должны были сообщать катеру скорость 25 узлов, а для 12 узлового длительного хода предусматривался экономичный 175-сильный дизель, приводящий во вращение средний винт (именно эта особенность и позволила польскому катеру проскочить через фашистские дозоры). Новинкой в судостроительной практике явилосъ и решение изготавливать связи корпуса, обшивку палубы, надстроек и дымовой трубы из легкого дюралюминия.

Первый польский катер заложили на Модлинской верфи в конце 1930 года, а весной 1932-го по Висле его переправили в Гдыню для проведения испытаний. Они показали, что "Баторий" - так назвали новый катер - развивает на полном ходу 24.3 узла, а на экономическом - 11 узлов и является самым быстроходным польским кораблем. На Балтике по скорости его превосходили только немецкие катера типа S.

Одновременно с Модлинской верфи в Хель пришли три малых патрульных катера - "Кашуб", "Мазур" и "Шланзак", и в июне 1932 года пограничная охрана получила наконец отряд вполне современных кораблей, быстро положивший конец разгулу контрабандистов.

Опыт эксплуатации "Батория" показал, однако, что применение дюралюминия было серьезной ошибкой конструктора. В морской воде металл быстро корродировал, и уже в 1934 году пришлось снять обшивку палубы, надстройки и дымовой трубы и заменить ее стальной, что несколько ухудшило мореходные и скоростные качества корабля.

Из зарубежных фирм, предлагавших своя услуги польскому правительству, наиболее серьезный опыт имели голландцы, строившие тогда множество различных катеров для своих ост- и вест-индских колоний; кстати, это позволило им наладить производство достаточно крупных серий катеров в своих колониальных владениях в ходе второй мировой войны. Так, в 1939-1940 годах в Ост-Индии построили восемь патрульных катеров типа Р.1 - Р.8 . За ними последовали в 1941-1942 годах еще восемь усовершенствованных катеров типа Р.9-Р.16 , шесть типа Р.17-Р.22 , четыре типа Р.37 - Р.49 и шесть типа В.1 - В.6. Последние представляли собой крупные океанские катера водоизмещением 130 т. Два дизеля по 1500 л. с. сообщали этим кораблям. вооруженным одной 76-мм пушкой и одним 40-мм зенитным автоматом, скорость 18 узлов.

Судьба всех этих кораблей оказалась печальной: по мере продвижения японцев в Ост-Индии они были затоплены или взорваны своими командами, что, однако, не помешало японцам большую их часть поднять, отремонтировать, некоторые даже модернизировать и включить в строй своего флота.

По иронии судьбы английские катерные фирмы в период между первой и второй мировыми войнами рыскали по белу свету в поисках заказов на катера - в самой Англии они не пользовались вниманием Адмиралтейства. Английский флот, долгое время пренебрегавший катерами, был застигнут врасплох началом войны с фашистской Германией. Оказалось, что организованная оборона устьев английских рек, водных районов портов и военно-морских баз практически не существует. Только в конце 1939 года после нескольких месяцев войны Адмиралтейство в экстренном порядке разработало тактико-техническое задание на патрульные катера для охраны водных районов портов - катера Н. D. М. L. (141).

Их длина ограничивалась 72 футами. а водоизмещение должно было позволять перевозку этих кораблей на борту транспортных судов. Круглоскулый мореходный корпус изготовлялс из дерева и снабжался двумя большими рулями - для быстроты маневров при действиях против вражеских подводных лодок. Три английские фирмы поставляли дизели, мощность которых колебалась от 130 до 160 л. с. Рулевое отделение или рубка защищались легкой противопульной броней. Первоначально планировалось вооружать катера носовым 45-мм орудием, кормовым 20-мм "эрликоном", двум пулеметами и восемью глубинными бомбами, но впоследствии состав вооружени менялся.

Заказы на постройку катеров Н. D. М. L. были размещены на многочисленных яхтенных верфях Англии, которые в зависимости от условий будущей службы видоизменяли конструкцию кораблей. Так, днище катеров, направляемых на Средиземное море, обшивалось медью - для защиты от обрастания. Катера для Исландии имели форсированную систему отопления и вентиляции и усиленную теплоизоляцию.

Война показала, что перевозить катера на транспортных судах практически невозможно и что они должны быть приспособлены для самостоятельных дальних переходов. Конструкци корпуса оказалась вполне для этого пригодной: катера своим ходом доставлялись и на Средиземное море и в Исландию. Для самостоятельного перехода в Вест-Индию на нескольких таких катерах было предусмотрено парусное вооружение. Но оказалось, что они нужнее в Северной Африке, к трансатлантический переход под парусами был отменен.

Катера Н. D. М. L., по своим характеристикам близкие к морским охотникам "фэрмайл" типа В (см. "М-К" № 12 за 1986 год), использовались в качестве патрульных, морских охотников, катерных тральщиков, навигационных кораблей, десантных судов.

За годы второй мировой войны англичане построили около 1700 катеров различных классов. Львиная доля приходится на морские охотники "Фэрмайл" типа В - 650 единиц. За ними следуют катера Н. D. М. L. - 450 единиц. Больших и малых торпедных и артиллерийских катеров было построено по 300 единиц.

Английские кораблестроители особенно гордились быстротой разработки проекта н постройки патрульных катеров, считали это большим техническим достижением. "Катера Н. D. М. L. - завоевали себе высокую репутацию, - говорится в трудах английских кораблестроителей за 1947 год. - Это были прекрасные мореходные кораблики с очень надежными двигателями. Возможности их практического применения превзошли все, что могли предвидеть специалисты, разрабатывающие тактико-техническое задание на них».

Читайте также: