Перегудов конструктор подводных лодок

Обновлено: 29.04.2024

Советский ученый. Герой Социалистического Труда. Инженер-конструктор. Кораблестроитель. Занимал должность начальника и главного конструктора Специального конструкторского бюро № 143. Наиболее известен в качестве главного конструктора дизельной подводной лодки проекта 613 и первой отечественной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский Комсомол».

Владимир Перегудов родился 28 июня 1902 года в городе Балаково Саратовской области. Воспитывался в крестьянской семье. В годы гражданской войны в составе комсомольского отряда специального назначения участвовал в ликвидации белогвардейских банд Попова в районе Балаково, затем работал секретарем чрезвычайной следственной комиссии.

С 1921 года проходил службу в Военно-морском флоте. Окончил ускоренные курсы техников командного состава Балтийского флота в Петрограде.

В 1926 году завершил обучение в Военно-морском инженерном училище имени Дзержинского, после чего служил старшим военпредом морских сил Балтийского моря и ремонтным механиком на линкоре «Октябрьская революция».

В 1930 году окончил факультет военного судостроения Военно-морской академии, защитив дипломный проект по теме «Эскадренная подводная лодка» и получив квалификацию «инженера-кораблестроителя». Трудовую деятельность продолжил в должности начальника секции подводного плавания Научно-технического комитета ВМФ. Принимал активное участие в строительстве первых типов советских подводных лодок.

С 1934 по 1935 год находился в зарубежной командировке, где участвовал в совместной работе с компанией «Дешимаг», которая привела к созданию подлодок типа «Средняя».

В ноябре 1937 года был репрессирован в связи с отказом признать предателем и врагом народа своего соратника Туркова. В марте 1938 года освобожден с формулировкой «за отсутствием вины».

Пост начальника корпусного отдела в Центральном конструкторском бюро №18 ученый занял в январе 1941 года. С 1943 по 1946 год являлся главным конструктором средних дизель-электрических подводных лодок проекта 608.

После войны работал преподавателем в Военно-морской академии имени Крылова и в ВВМИУ имени Дзержинского. Также занимался проектированием подводных лодок. Служил в качестве генерального конструктора средних ДПЛ проектов 608 и 613.

Под руководством Владимира Перегудова была построена первая советская Атомная Подводная Лодка К-3 «Ленинский Комсомол», которая стала головной в проекте 627.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года за заслуги в деле создания специальной техники Перегудову Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Впоследствии легендарный конструктор руководил на начальном этапе работой по созданию АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем проекта 645ЖМТ.

Владимир Перегудов скончался 19 сентября 1967 года в городе Санкт-Петербург. Похоронен на Серафимовском кладбище северной столицы.

Решением Собрания депутатов Балаковского муниципального образования № 102 29 августа 2006 года Перегудову было присвоено звание «Почетный гражданин Балаковского муниципального образования» посмертно.

Награды Владимира Перегудова

Золотая Звезда Героя Социалистического Труда.

Два ордена Ленина

Два ордена Красного Знамени

Два ордена Отечественной войны II степени

Орден Красной Звезды (31 марта 1944), а также медалями.

Память об Владимире Перегудове

В честь конструктора было названо вспомогательное судно специального назначения, оборудованное для измерения физических полей военных кораблей.

В 2009 году «Владимир Перегудов» базировался на Северном флоте, в феврале отмечалось 20-летие корабля.

В 2014 году именем Перегудова названа банка в Баренцевом море.

В 2020 году именем Героя Социалистического Труда В. Н. Перегудова названа школа № 7 г. Балаково Саратовской области.


учё­ный, инже­нер-кон­струк­тор, кораб­ле­стро­и­тель, инже­нер-капи­тан 1-го ранга началь­ник и глав­ный кон­струк­тор Спе­ци­аль­ного кон­струк­тор­ского бюро № 143, Глав­ный кон­струк­тор пер­вых совет­ских атом­ных под­вод­ных лодок. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1959), лау­реат Государ­ствен­ной пре­мии СССР и Ленин­ской пре­мии

Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич Пере­гу­дов родился в деревне Бала­ково (с 1913 года – город) Самар­ской губер­нии 28 июня 1902 года в кре­стьян­ской семье.

В годы граж­дан­ской войны В.Н. Пере­гу­дов запи­сался доб­ро­воль­цем в ком­со­моль­ский отряд осо­бого назна­че­ния, боролся с контр­ре­во­лю­ци­он­ными вос­ста­ни­ями, затем рабо­тал сек­ре­та­рем чрез­вы­чай­ной след­ствен­ной комис­сии в Бала­ково.

С 3 июля 1921 года В.Н. Пере­гу­дов слу­жит в рабоче-кре­стьян­ском Крас­ном флоте. В этом же году окан­чи­вает уско­рен­ные курсы под­го­товки тех­ни­ков команд­ного состава Балт­флота в Пет­ро­граде, в ноябре 1926 года – военно-мор­ское инже­нер­ное учи­лище им. Ф.Э. Дзер­жин­ского. В 1924 году в ста­тусе кур­санта учи­лища участ­во­вал на крей­сере «Аврора» в пер­вом даль­нем пере­ходе кораб­лей совет­ского флота – пла­ва­нии из Крон­штадта в Архан­гельск с захо­дами в нор­веж­ские порты.

В сен­тябре 1926 года В.Н. Пере­гу­дов полу­чает назна­че­ние на долж­ность кора­бель­ного инже­нера на лин­кор «Октябрь­ская рево­лю­ция». В ноябре 1926 года его вклю­чают в комис­сию по наблю­де­нию за построй­кой кораб­лей в Ленин­граде. В фев­рале сле­ду­ю­щего года В.Н. Пере­гу­дов направ­ляют на учебу в военно-мор­скую ака­де­мию РККФ, кото­рую он окан­чи­вает в 1930 году. Здесь под руко­вод­ством опыт­ных пре­по­да­ва­те­лей В.Н. Пере­гу­дов совер­шен­ство­вался в про­ек­ти­ро­ва­нии под­вод­ных лодок, а летом 1928 года про­хо­дил прак­тику на под­вод­ной лодке типа «Барс». По ито­гам защиты диплом­ной работы по теме «Эскад­рен­ная под­вод­ная лодка» ему при­сва­и­ва­ется ква­ли­фи­ка­ция инже­нер-кораб­ле­стро­и­тель.

В фев­рале 1930 года выпуск­ника ака­де­мии назна­чают стар­шим инже­не­ром пер­вой дистан­ции ава­рий­ных доков Крон­штадта, в авгу­сте этого же года – инже­не­ром сек­ции под­вод­ного пла­ва­ния Научно-тех­ни­че­ского коми­тета (НТК) Управ­ле­ния военно-мор­ских сил РККА.

В 1930-1931 гг. В.Н. Пере­гу­дов нахо­дится в коман­ди­ровке в Ита­лии, где участ­вует в созда­нии и испы­та­нии под­вод­ных лодок раз­ных про­ек­тов. Служба сво­дит его с заме­ча­тель­ными людьми, оста­вив­шими замет­ный след в исто­рии совет­ского под­вод­ного флота, в том числе с глав­ным кон­струк­то­ром лодок типа «К» М.А. Руд­ниц­ким. В лич­ном деле В.Н. Пере­гу­дова появ­ля­ется запись: «Осо­бая наклон­ность – кон­струк­тор­ская и иссле­до­ва­тель­ская работа. Явля­ется одним из веду­щих работ­ни­ков по под­вод­ному кораб­ле­стро­е­нию». В июле 1932 года В.Н. Пере­гу­дова назна­чают стар­шим инже­не­ром отдела про­ек­ти­ро­ва­ния под­вод­ных лодок в только что создан­ном после рас­фор­ми­ро­ва­ния НТК научно-иссле­до­ва­тель­скомй инсти­туте воен­ного кораб­ле­стро­е­ния Управ­ле­ния ВМС РККА.

В 1934 году его вновь отправ­ляют в коман­ди­ровку за рубеж, в Гер­ма­нию в спе­ци­аль­ное КБ фирмы «Деши­маг», зани­ма­ю­щейся про­ек­ти­ро­ва­нием под­вод­ных лодок IX серии, для выбора луч­шего про­екта сред­ней под­вод­ной лодки. В мае 1935 года В.Н. Пере­гу­дов воз­вра­ща­ется в НИИ воен­ного кораб­ле­стро­е­ния на долж­ность началь­ника сек­ции. В апреле 1936 года он ста­но­вится началь­ни­ком отдела про­ек­ти­ро­ва­ния под­вод­ных лодок.

В эти годы группа совет­ских кон­струк­то­ров под руко­вод­ством С. Тур­кова, друга дет­ства В.Н. Пере­гу­дова, вме­сте с ним при­шед­шим доб­ро­воль­цем на флот, зани­ма­лась про­ек­ти­ро­ва­нием под­вод­ной лодки типа «С». Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич при про­ек­ти­ро­ва­нии голов­ного корабля этой серии воз­глав­лял кор­пус­ной сек­тор и внес немало инте­рес­ных кон­струк­тив­ных реше­ний. В 1937 году С. Тур­кова аре­сто­вали. Вызвали к сле­до­ва­телю и В.Н. Пере­гу­дова, тре­буя обли­че­ния «врага народа и пре­да­теля Тур­кова», однако он отка­зался под­пи­сы­вать что-либо, поро­ча­щее това­рища. В ноябре 1937 года аре­сто­вы­вают и самого В.Н. Пере­гу­дова. Нахо­дясь под пред­ва­ри­тель­ным след­ствием, он сидел в одной камере с буду­щим мар­ша­лом Совет­ского Союза и два­жды Героем Совет­ского Союза К.К. Рокос­сов­ским. 28 марта 1938 года его осво­бож­дают с фор­му­ли­ров­кой «за отсут­ствием вины», и В.Н. Пере­гу­дов воз­вра­ща­ется на работу в НИИ воен­ного кораб­ле­стро­е­ния (с 1939 года – ЦНИИ-45). Однако тюрьма и пытки серьезно под­ры­вают его здо­ро­вье.

15 января 1941 года В.Н. Пере­гу­дова назна­чают началь­ни­ком кор­пус­ного отдела Цен­траль­ного кон­струк­тор­ского бюро № 18 (ныне ЦКБ «Рубин). С 1943 года он – глав­ный кон­струк­тор сред­них дизель-элек­три­че­ских под­вод­ных лодок про­ек­тов 608 и 613 (послед­няя явля­лась раз­ви­тием про­екта 608 с уче­том опыта вто­рой миро­вой войны). Во время войны Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич вме­сте ЦКБ-18 и с семьей нахо­дился в эва­ку­а­ции в г. Горь­ком.

В свою группу В.Н. Пере­гу­дов при­гла­сил спе­ци­а­ли­стов, с кото­рыми ранее рабо­тал и кото­рых знал как про­фес­сио­на­лов высо­кой ква­ли­фи­ка­ции. Как глав­ный кон­струк­тор, на началь­ных ста­диях про­ек­ти­ро­ва­ния, В.Н Пере­гу­дов внес боль­шой вклад в созда­ние пер­вой после­во­ен­ной под­вод­ной лодки сред­него водо­из­ме­ще­ния. В про­екте 613 реа­ли­зо­ван ряд важ­ных тех­ни­че­ских реше­ний, мно­гие из кото­рых нашли широ­кое при­ме­не­ние в после­ду­ю­щих после­во­ен­ных про­ек­тах под­вод­ных лодок. Среди них – уве­ли­че­ние вдвое глу­бины погру­же­ния, при­ме­не­ние новых более проч­ных марок кор­пус­ной стали, исполь­зо­ва­ние мощ­ных дви­га­те­лей для над­вод­ного хода с умень­ше­нием весо­га­ба­рит­ных пока­за­те­лей, осна­ще­ние корабля устрой­ством, обес­пе­чи­ва­ю­щим работу дизе­лей на пери­скоп­ной глу­бине, и мно­гие дру­гие про­грес­сив­ные реше­ния по кор­пусу, энер­ге­ти­че­ской уста­новке, систе­мам и устрой­ствам корабля.

В даль­ней­шем, под­вод­ная лодка про­екта 613 стала одной из самых мас­со­вых в исто­рии совет­ского под­вод­ного флота – было постро­ено 215 судов для оте­че­ствен­ного ВМФ и поста­вок за рубеж.

Дове­сти до конца свою работу по про­екту 613 Вла­ди­миру Нико­ла­е­вичу не пред­ста­ви­лось воз­мож­ным, так как в 1947 году он был вновь пере­ве­ден в ЦНИИ-45. Здесь он выпол­нил иссле­до­ва­ния дви­же­ния под­вод­ных лодок в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти, устой­чи­во­сти формы цилин­дри­че­ских обо­ло­чек, про­ана­ли­зи­ро­вал при­чины ава­рий под­вод­ных лодок.

В апреле 1951 года В.Н Пере­гу­дов ста­но­вится заме­сти­те­лем дирек­тора ЦНИИ-45 по науч­ной работе.

Созда­ние под­вод­ного ато­мо­хода услож­ня­лось обста­нов­кой крайне высо­кой сек­рет­но­сти про­екта. Про­ек­танты атом­ной энер­ге­ти­че­ской уста­новки не имели пред­став­ле­ния, какую энер­ге­ти­че­скую уста­новку можно пред­ло­жить для под­вод­ной лодки, а про­ек­танты атом­ной под­вод­ной лодки, не имея дан­ных по энер­го­уста­новке и усло­виям ее экс­плу­а­та­ции на корабле, не могли про­ек­ти­ро­вать сам корабль. Чтобы про­ект раз­ви­вался, А.П. Алек­сан­дров, науч­ный руко­во­ди­тель работ по «объ­екту № 627» дого­во­рился с В.Н. Пере­гу­до­вым оста­вить под энер­го­уста­новку белое место на чер­теже, задав при этом вес энер­го­уста­новки, её центр тяже­сти, и выходы паро­про­во­дов.

В работе Вла­ди­миру Нико­ла­е­вичу Пере­гу­дову помо­гали целые кол­лек­тивы, десятки бле­стя­щих спе­ци­а­ли­стов, талант­ли­вых кон­струк­то­ров, орга­ни­за­то­ров про­из­вод­ства. Обсуж­да­лась кон­струк­ция бук­вально каж­дой детали буду­щего ато­мо­хода. Боль­шую дис­кус­сию вызвала форма носо­вой око­неч­но­сти корабля. У дизель­ных под­вод­ных лодок обводы кор­пуса были наце­лены на дости­же­ние наи­луч­шей море­ход­но­сти в над­вод­ном поло­же­нии. Для атом­ной лодки тре­бо­вался дру­гой под­ход, но на это надо было решиться. В.Н. Пере­гу­дов пред­ло­жил при­дать носо­вой око­неч­но­сти атом­ной под­вод­ной лодки кито­об­раз­ную форму, явля­ю­щу­юся опти­маль­ной для под­вод­ного пла­ва­ния. Такой нос поста­вил перед кон­струк­то­рами дру­гие вопросы, напри­мер, раз­ме­ще­ния тор­пед­ных аппа­ра­тов. Но в глав­ном В.Н. Пере­гу­дов ока­зался прав – АПЛ, прежде всего, пред­на­зна­чена для пла­ва­ния под водой с боль­шой ско­ро­стью.

Работа про­ек­ти­ров­щи­ков велась сума­сшед­шими тем­пами: уже 24 сен­тября 1955 года на судо­стро­и­тель­ном заводе № 402 состо­я­лась цере­мо­ния закладки ато­мо­хода, полу­чив­шего так­ти­че­ский номер К-3.

В авгу­сте 1957 года пер­вая АПЛ была спу­щена на воду. На ней нача­лись пуско-нала­доч­ные работы, плавно пере­шед­шие в швар­тов­ные испы­та­ния. 13-14 сен­тября того же года в реак­торы было загру­жено ядер­ное топ­ливо, после чего осу­ществ­лены их физи­че­ские пуски. 5 июня 1958 года под руко­вод­ством меж­ве­дом­ствен­ной комис­сии завер­ши­лись ком­плекс­ные швар­тов­ные испы­та­ния энер­го­уста­новки, а 1 декабря 1958 года – ходо­вые испы­та­ния, про­во­ди­мые под руко­вод­ством глав­ного кон­струк­тора, после чего АПЛ «К-3» была пере­дана флоту в опыт­ную экс­плу­а­та­цию.

Ука­зом пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 23 июля 1959 года за заслуги в деле созда­ния спе­ци­аль­ной тех­ники Вла­ди­миру Нико­ла­е­вичу Пере­гу­дову при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и молот».

В даль­ней­шем в СКБ-143 под руко­вод­ством В.Н. Пере­гу­дова велись работы по про­ек­ти­ро­ва­нию атом­ных под­вод­ных лодок про­екта 645 – пер­вой АПЛ с реак­то­ром с жид­ко­ме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем, про­екта 627А – АПЛ, воору­жен­ной кры­ла­тым само­ле­том-сна­ря­дом, 639 – пер­вой АПЛ с бал­ли­сти­че­скими раке­тами и др.

Однако годы напря­жен­ного труда не про­шли даром – в 1958 году В.Н. Пере­гу­дов тяжело забо­лел. Ска­за­лись и послед­ствия аре­ста. По состо­я­нию здо­ро­вья в 1958 году Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич оста­вил долж­ность началь­ника СКБ-143, оста­ва­ясь его глав­ным кон­струк­то­ром. В 1960 году тяже­ло­боль­ной глав­ный кон­струк­тор, инже­нер-капи­тан 1-го ранга В.Н. Пере­гу­дов уво­лился в запас, про­дол­жая до 1965 года рабо­тать в СКБ веду­щим кон­струк­то­ром.

Он зани­мался и педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­стью: читал лек­ции по про­ек­ти­ро­ва­нию под­вод­ных лодок в Военно-мор­ской ака­де­мии, военно-мор­ских учи­ли­щах и в Ленин­град­ском кораб­ле­стро­и­тель­ном инсти­туте.

В.Н. Пере­гу­дов отли­чался неве­ро­ят­ной ответ­ствен­но­стью за пору­чен­ное дело. Нико­гда он не пытался снять с себя ответ­ствен­ность и пере­ло­жить её на чужие плечи. Он обла­дал острой кон­струк­тор­ской инту­и­цией и при этом был начи­сто лишен высо­ко­ме­рия. Ред­кие часы досуга он пред­по­чи­тал про­во­дить на берегу озера за рыб­ной лов­лей.

Скон­чался В.Н. Пере­гу­дов 18 сен­тября 1967 года в Военно-мор­ском гос­пи­тале. Похо­ро­нен на Сера­фи­мов­ском клад­бище г. Санкт-Петер­бурга.

За свою дея­тель­ность инже­нер-капи­тан 1-го ранга Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич Пере­гу­дов награж­ден двумя орде­нами Ленина (5.11.1946 г. и 23.07.1959 г.), двумя орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (3.11.1944 г. и 26.02.1953 г.), двумя орде­нами Оте­че­ствен­ной войны II сте­пени, орде­ном Крас­ной Звезды (31.03.1944 г.), Золо­той меда­лью «Серп и Молот».

В целях уве­ко­ве­че­ния памяти выда­ю­ще­гося кораб­ле­стро­и­теля В.Н. Пере­гу­дова на зда­нии СПМБМ «Мала­хит» 23 декабря 1994 года уста­нов­лена мемо­ри­аль­ная доска, а в бюро – памят­ный стенд.

В 1983 году на «Сев­ма­ш­пред­при­я­тии» был открыт памят­ник пер­востро­и­те­лям родо­на­чаль­ницы совет­ского атом­ного под­вод­ного флота – атом­ной под­вод­ной лодки «К-3» «Ленин­ский ком­со­мол».

В честь осно­во­по­лож­ника оте­че­ствен­ного атом­ного под­вод­ного флота в 1998 году при­ка­зом Глав­кома ВМФ судну кон­троля физи­че­ских полей (Север­ный флот) было при­сво­ено имя «Вла­ди­мир Пере­гу­дов».

Перегудов Владимир Николаевич - главный конструктор Специального конструкторского бюро №143 (СКБ-143) Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению, город Ленинград.

Родился 28 июня 1902 года в селе Балаково Николаевского уезда Саратовской губернии, ныне город в Саратовской области. Из крестьян. Русский.

В годы Гражданской войны состоял в комсомольском отряде особого назначения, в его рядах боролся с бандами, затем был секретарем чрезвычайной следственной комиссии в Балакове.

С 3 июня 1921 года – в Рабоче-Крестьянском Красном флоте. Окончил курсы подготовки техников командного состава Балтийского флота в 1921 году, в 1926 году – Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Будучи курсантом, в 1924 году участвовал в первом дальнем походе советского флота - плавании из Кронштадта в Архангельск с визитами в норвежские порты.

После окончания училища, с сентября 1926 года - корабельный инженер на линкоре «Октябрьская революция» (Морские силы Балтийского моря, будущий Балтийский флот). С ноября 1926 года - инженер комиссии по наблюдению за постройкой кораблей в Ленинграде. В феврале 1927 года направлен на учёбу в академию.

В 1930 году окончил Военно-морскую академию РККФ. С февраля 1930 года - старший инженер 1-й дистанции аварийных доков в Кронштадте. С августа 1930 года – инженер секции подводного плавания Научно-технического комитета Управления Военно-морских сил РККА. В 1930-1931 годах находился в командировке в Италии. Был участником создания и испытаний подводных лодок различных проектов, включая большие и средние дизельные подводные лодки типов «Д», «Щ», «С», «К». В июле 1932 года В.Н.Перегудов назначен старшим инженером отдела проектирования подводных лодок в только что созданный Научно-исследовательский институт военного кораблестроения Управления ВМС РККА. В 1934 году он был временно откомандирован в специальное КБ, созданное при германской фирме «Дешимаг» для проектирования подводных лодок IX серии (типа «Н», впоследствии «С»). В мае 1935 года В.Н.Перегудов возвратился из Германии в НИИВК начальником секции, с апреля 1936 года – начальник отдела проектирования ПЛ.

Необоснованно репрессирован и арестован 11 ноября 1938 года, находился в тюрьме под предварительным следствием, освобождён 28 марта 1939 года «за отсутствием вины». Однако некоторые другие арестованные вместе с ним работники НИИВК были расстреляны.

Продолжил работу в НИИВК (с 1939 года - ЦНИИ-45). В январе 1941 года В.Н. Перегудов назначен начальником корпусного отдела в Центральном конструкторском бюро №18 (ныне ЦКБ «Рубин»). В 1943-1946 годах – главный конструктор средних дизель-электрических подводных лодок проекта 608.

В 1947 году возвратился в ЦНИИ-45 начальником научно-исследовательского отдела и отдела судовых движителей. Главный конструктор дизельной подводной лодки проекта 613. Для ВМФ СССР и ряда других стран было построено 215 подводных лодок подобного проекта (самая крупная серия подводных лодок в СССР).

С апреля 1951 года – заместитель директора ЦНИИ-45 по научной работе (ныне ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова). В 1952 году В.Н. Перегудов назначен главным конструктором первой отечественной атомной подводной лодки типа «Кит» (проект 627). До апреля 1953 года за ним сохранялась должность заместителя директора ЦНИИ-45, однако затем он был освобождён от неё, чтобы полностью сосредоточиться на проектной работе.

Тогда, в апреле 1953 года, В.Н. Перегудов назначен начальником и главным конструктором специально созданного для создания атомных подводных лодок СКБ-143 (в 1966 году переименовано в Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения, с 1991 года – в ЦКБ «Малахит»). Вплотную приступив к работе по проектированию атомной подводной лодки в 1953 году, В.Н. Перегудов добился высоких темпов работ. Уже 24 сентября 1955 года состоялась церемония закладки атомохода (ему присвоили номер К-3). В августе 1957 года АПЛ К-3 была спущена на воду, с июля 1958 года – приступила к ходовым испытаниям. Успешно пройдя их под непосредственным руководством главного конструктора, в январе 1959 года первая советская атомная подводная лодка К-3 была принята в состав Военно-Морского флота СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года («закрытым») за заслуги в деле создания специальной техники Перегудову Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Кроме К-3, за годы работы в СКБ-143 под руководством В.Н.Перегудова велось проектирование первой отечественной АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем (проект 645), первой отечественной АПЛ с крылатым самолетом-снарядом конструкции Ильюшина (проект 627А), первой отечественной АПЛ с баллистическими ракетами М.К.Янгеля (проект 639), первой малой скоростной автоматизированной титановой АПЛ (проект 705), многоцелевой атомной подводной лодки второго поколения (проект 671).

Годы напряженного труда не прошли даром. В.Н.Перегудов тяжело заболел и в 1958 году по болезни был освобождён от должности начальника СКБ-143. С 1960 года капитан 1 ранга-инженер В.Н. Перегудов - в запасе по болезни.

В 1960 году он ушел и с должности главного конструктора СКБ, но до 1965 года продолжал трудиться в нём ведущим конструктором до конца жизни. Конструктор читал лекции по проектированию подводных лодок в Военно-морской академии, в военно-морских училищах и в Ленинградском кораблестроительном институте.

Выполнил серию научных исследований движения подводных лодок в вертикальной плоскости, по устойчивости формы цилиндрических оболочек, проанализировал причины аварий некоторых подводных лодок и предложил способы их предотвращения. Автор раздела по конструкции корпуса «Справочника инженера-подводника».

Наиболее выдающееся детище конструктора намного пережило своего создателя. Первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была выведена из боевого состава советского ВМФ только в 1988 году. За годы службы она находилась 14 115 часов на ходу и прошла 128 443 мили. Атомоход К-3 стал головным в серии АПЛ улучшенного проекта 627А (всего флоту поставлено 12 единиц). Советский Союз получил мощное оружие ракетно-ядерного сдерживания любого агрессора, которое внесло очевидный вклад в недопущение войны между двумя противоборствующими лагерями.

Жил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С 1965 года - на пенсии. Умер в сентябре 1967 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Капитан 1 ранга-инженер. Награждён 2 орденами Ленина (5.11.1946, 23.07.1959), 2 орденами Красного Знамени (3.11.1944, 26.02.1953), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (8.07.1945), орденом Красной Звезды (31.03.1944), медалями

Лауреат Ленинской премии СССР, Государственной премии СССР.

Почётный гражданин Балаковского муниципального образования (2009, посмертно). Его именем был назван танкер, ходивший по морям в 1970-1980-е годы. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 20 января 1998 года судну контроля физических полей Северного флота присвоено имя «Владимир Перегудов». В память о выдающемся конструкторе на здании ЦКБ «Рубин» в Санкт-Петербурге открыта мемориальная доска (1994).

Из всех созданных кораблей одним из наиболее сложных технических сооружений является подводная лодка. Прежде всего сложность состоит в создании единого двигателя для подводного и надводного хода.
Долгое время двигателем для подводного хода служили аккумуляторные батареи, а для надводного хода (или хода под РДП) неизменно оставался дизель. Правда было много попыток в создании единого двигателя. Например, двигательная установка с замкнутым циклом — парогазовая турбина, работающая с использованием активного окислителя — концентрированной перекиси водорода, создавалась в Германии в конце 30-х годов под руководством немецкого изобретателя Г. Вальтера.
Аналогичные двигатели использовались на подводных лодках в Англии («Эксплорер», «Экскалибер»), такую лодку построили в 50-е годы в России (пр. 61 7, главный конструктор А. А. Антипин). Были попытки и других главных конструкторов (С. А. Базилевский, В. С. Дмитриевский, А. С. Кассациер). Однако их, даже несмотря на постройку серии из 29 единиц пр. А615 (главный конструктор А. С. Кассациер), нельзя назвать успешными. Эти подводные лодки были опасны при эксплуатации, так как использовали для обеспечения работы двигателя пожароопасные смеси окислителей — кислорода либо перекиси водорода. СКБ-143 (нынеСПМБМ «Малахит») был первопроходцем в создании этих проектов, которые разрабатывались в конце 40-х годов.
Развитие науки и техники в середине этого столетия ознаменовалось крупнейшим открытием — возможностью использования энергии атома. В 1947 г. был запущен в СССР атомный реактор, в 1 954 г. вступила в строй первая атомная электростанция. А осуществить идею создания подводной лодки с единым ядерным двигателем удалось коллективу СКБ-143
под руководством начальника и главного конструктора капитана 1 -го ранга В. Н. Перегудова.
Судьба В. Н. Перегудова, крупного специалиста кораблестроителя, доказывает, как много в России талантливых ученых конструкторов, изобретателей. Владимир Николаевич родился 28 июня 1 902 г. в приволжском городке Балаково Самарской губернии в семье крестьянина. После окончания средней школы в 1921 г. по комсомольскому призыву он стал курсантом ускоренных курсов технического командного состава Балтийского флота, а затем ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского. После окончания училища в 1 926 г. ему присваивается звание морского инженера Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
В 1 926 г. Перегудов служил старшим военпредом морских сил Балтийского моря, а в дальнейшем был переведен на линкор «Октябрьская революция» в качестве ремонтного механика. В 1 927 г. был зачислен слушателем Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова (ныне ВМА им. адмирала флота Н. Г. Кузнецова), которую с отличием окончил в 1 930 г., защитив дипломную работу «Эскадренная подводная лодка»; ему было присвоено звание военно-морского инженера.
Вся дальнейшая его служба в ВМФ проходила в инженерной должности. Прирожденный исследователь, математик он доказал на деле свои выдающиеся способности в проектировании отечественных подводных лодок. Все подводные лодки, в проектировании которых он участвовал, были лучшими на тот период.
В 30-е годы вместе со специалистами В. Ф. Критским, В. В. Перлов-ским и С. Г. Турковым он был командирован в Германию для переговоров с фирмой «Дешимаг» с целью покупки подводной лодки. Руководство Военно-Морского Флота намеревалось воспользоваться услугами этой фирмы для создания отечественной подводной лодки, используя опыт немецких инженеров-кораблестроителей. В дальнейшем это вылилось в создание известных подводных лодок типа «С».
В 1937 г. Владимир Николаевич по ложному доносу был арестован и почти полгода провел в заключении. Как исторический факт отмечается, что по воле случая он провел несколько дней в одной камере с К. К. Рокоссовским — будущим Маршалом Советского Союза.
Через год В. Н. Перегудову вернули звание военно-морского инженера, восстановили в партии — и он продолжал работу над созданием отечественных подводных лодок. Однако этот факт его биографии не был забыт. Четыре раза подавались документы на присвоение ему звания контр-адмирала, но этого звания он так и не был удостоен.
Крупной работой для Перегудова стали ПЛ пр. 608 и 613, главным конструктором которых он был назначен, работая в 1941 — 1947 гг. в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Проект 613 был наиболее удачным проектом отечественной дизельной подводной лодки. Он довел его до стадии технического проекта, заканчивал же его главный конструктор 3. А. Дерибин. Всего по этому проекту было построено 21 5 подводных лодок. История не знает другой такой крупной серии.
В 1947 г. В. Н. Перегудов переводится в ЦНИИ-45 (ныне ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова), где работает в должности начальника отдела, а с 1 951 г. — заместителем директора по научной части. В этот периоде ЦНИИ-45 развертываются широкомасштабные научно-исследовательские работы, направленные на повышение эффективности боевых кораблей, создается мощная экспериментальная база, включающая в себя уникальные, мирового значения опытовые бассейны. Здесь ярко проявился талант инженера и ученого В. Н. Перегудова. Именно в эти годы началось строительство мощного океанского надводного и подводного флота СССР.
В. Н. Перегудовым выполнен ряд научных работ по движению подводной лодки в вертикальной плоскости, устойчивости формы цилиндрических оболочек, подкрепленных ребрами жесткости, выполнен целый ряд исследований по выявлению причин аварий кораблей, разработан справочник инженера-подводника (раздел по конструкции корпуса подводной лодки). На протяжении нескольких лет Владимир Николаевич вел исследовательскую деятельность, читал лекции по проектированию подводных лодок в Военно-морской академии и в ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского, руководил дипломным проектированием в этом училище и в Ленинградском кораблестроительном институте.
В феврале 1 953 г. В. Н. Перегудова назначали начальником и главным конструктором СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит»). Именно здесь при создании первой отечественной атомной подводной лодки (АПЛ) раскрылся его талант главного конструктора . Назначение на эту должность было абсолютно правильным. Именно он, обладая огромным опытом проектирования и строительства подводных лодок, хорошими организаторскими способностями, прекрасными человеческими качествами, сумел объединить усилия сотни организаций для решения такой труднейшей задачи. Не случайно академик А. П. Александров сравнивал его по способностям и организаторскому таланту с академиком Игорем Васильевичем Курчатовым. Содружество с А. П. Александровым — научным руководителем создания
Следует отметить, что В. Н. Перегудов и возглавляемый им коллектив встретился с огромными трудностями при проектировании АПЛ и успешно преодолел их.
Конечно, в решении проблемы создания отечественной подводной лодки с атомной энергетической установкой ему помогали его единомышленники, талантливые специалисты — его заместители В. П. Фуников, П. Д. Дегтярев, В. П. Горячев, Г. А. Воронич, Б. К. Разлетов. Необходимо также иметь в виду, что в коллективе бюро работали в подавляющем большинстве молодые конструкторы, только окончившие вузы и техникумы. Именно сплав молодых энергичных специалистов с опытными работниками, кроме отмеченных выше, таких как В. Я. Степанов, В. Л. Кожух, В. И. Касаткин, Р. И. Симонов, К. А. Ландграф, Е. И. Егорова, Л. В. Калачева, Г. Н. Чернышев, Ю. А. Чехонин, А. Н. Губанов, Ю. К. Баев, Н. В. Анучин, Е. Д. Куклев, В. А. Ташман, М. В. Сидоренко, Ю. А. Цепов, В. В. Щеголев, А. В. Кутейников и многих, многих других позволил в кратчайшие сроки создать первую отечественную атомную подводную лодку.
В создании АПЛ велика роль и контрагентов: НИИХИММАШ (ныне НИКИЭТ) во главе с его директором и главным конструктором ядерного реактора Н. А. Доллежалем; Кировского завода во главе с главными конструкторами турбины и насосов I контура М. А. Казаком и Н. М. Синевым; СКБК Балтийского
завода и главного конструктора парогенераторов Г. А. Гасанова. Много сил и энергии приложили специалисты ЦНИИ-48 (ныне ЦНИИ КМ «Прометей») под руководством директора Г. И. Капырина и главного инженера И. В. Горынина при создании для лодки стали марки АК-25, которая в дальнейшей эксплуатации ПЛ показала высокую прочность и пластичность.
Нет возможности перечислить всех кто участвовал в создании первой атомной. Необходимо отметить выдающиеся заслуги северодвинского завода № 402, где строилась АПЛ пр. 627 (а затем серия ПЛ пр. 627А), и его директора Е. П. Егорова, главного инженера В. И. Дубовичен; ко (с 1958 г. начальник СКБ-143), главного строителя В. И. Вашанцева, ответственного сдатчика Н. Н. Довганя, начальника цеха № 42 П. В. Гололобова, главного конструктора завода В. П. Вовериса.
В конце 1 958 г. подводная лодка прошла ходовые испытания, и под председательством вице-адмирала В. Н. Иванова правительственная комиссия приняла АПЛ в опытную эксплуатацию. Каким напряженным был этот период в жизни В. Н. Перегудова!
Однако не только проектированием и строительством первой атомной ПЛ занимался как начальник СКБ-143 В. Н. Перегудов. В это время под его руководством закладывались основы отечественного атомного подводного флота: велось проектирование первой отечественной АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем (пр. 645, в дальнейшем главный конструктор А. К. Назаров), первой отечественной АПЛ с крылатым самолетом-снарядом В. Н. Ильюшина (пр. П627А, главный конструктор Г. Я. Светаев), первой отечественной АПЛ с баллистическими ракетами М. К. Янгеля (пр. 639, главный конструктор В. П. Фуников), первой малой скоростной автоматизированной титановой АПЛ (пр. 705, главный конструктор М. Г. Русанов).
Именно при В. Н. Перегудове в 1958 г. бюро выиграло конкурс среди проектных организаций отрасли на проектирование многоцелевой атомной подводной лодки 2-го поколения (пр. 671, затем 671 РТ и 671 РТМ, главный конструктор Г. Н. Чернышев). Вся эта напряженная работа не прошла даром для В. Н. Перегудова. В 1958 г. по болезни он сложил с себя полномочия начальника бюро, а в 1960 г. и главного конструктора (его работу в качестве главного конструктора продолжил вначале В. Н. Дубовиченко, затем А. В. Угрюмов). Но он продолжал трудиться в бюро ведущим конструктором. Скончался В. Н. Перегудов в 1967 г. За создание первой отечественной АПЛ указом Президиума Верховного Совета СССР В. Н. Перегудову присвоили высокое звание Героя Социалистического труда, бюро наградили орденом Ленина, а 104 сотрудника — орденами и медалями. Двадцати специалистам за создание подводной лодки пр. 627 постановлением Совета Министров СССР от 20 июля 1959 г. было присвоено звание лауреатов Ленинской премии. Вот их имена: А. П. Александров (академик, заместитель директора ИАЭ); П. Д. Дегтярев, В. П. Горячев, Г. В Воронич, Б. К. Разлетов (главные конструкторы), Л. В. Калачева (начальник сектора) — все из СКБ-143; Ю. Н. Кошкин (заместитель главного конструктора ГМЗ ОКБМ-92), В. И. Першин (контр-адмирал, директор ЦНИИ-45); В. И. Вашанцев (главный строитель), Н. Н. Довгань (ответственный сдатчик), П. В. Гололобов (начальник цеха № 42) — все с завода № 402; Н. А. Лазуков, Г А. Гладков (начальник сектора ИАЭ), П. А. Деленс (начальник отдела НИИХИММАШ), М. А. Казак (главный конструктор СКБ ЛКЗ), Э. И. Эллер (главный конструктор МНИИ-1), Г. И. Капырин (директор ЦНИИ-48), Н. А. Чарин (директор ЦНИИ-49), Н. Г. Дунец (начальник отдела ГИПХ), А. И. Булатов (начальник отдела завода «Электросила»).
Владимир Николаевич Перегудов за свою плодотворную работу был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.
Сотрудники СПМБМ «Малахит» свято чтут память о выдающемся кораблестроителе. На здании СПМБМ «Малахит» в честь В. Н. Пе-регудова установлена мемориальная доска.
Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота адмирала В. И. Куроедова № 20 от 20 января 1 998 г. судну контроля физических полей Северного флота присвоено имя «Владимир Перегудов».

Устроил себе мини-отпуск, который провёл в работе на борту судна физических полей "Владимир Перегудов". Про "отпуск", естественно, шутка, выходили в Белое море не просто так, а по делу - для того, чтобы запечатлеть залповую ракетную стрельбу двумя межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава" с борта атомного ракетного крейсера "Владимир Мономах" (проект 955 "Борей"). К слову, залповая стрельба "Булавой" была выполнена впервые!

Атомный ракетный крейсер "Владимир Мономах" под командованием капитана 1 ранга Виктора Сидоренкова в четверг вышел в Белое море. Было темно, но пара кадров получились.

Во время выхода АПК "Владимир Мономах" мне удалось заснять в красивом ракурсе два малых противолодочных корабля "Нарьян-Мар" и "Онега". Оба относятся к проекту 1124М.


Ранним утром 13 ноября вслед за ракетоносцем вышло в Белое море судно физических полей "Владимир Перегудов", на котором я находился. Во время выхода успел щёлкнуть две атомные подлодки проекта 941 "Акула".


3.


4. Чтобы отойти от причала, нам понадобилась помощь маленького трудяги Беломорской военно-морской базы - БУК-259

Судно "Владимир Перегудов" предназначено для измерения акустического, электромагнитного, электрического, магнитного полей надводных кораблей и подводных лодок.


5.

На выходе с территории порта длинными мощными гудками нам пожелали удачи атомные крейсера "Архангельск" и "Северсталь". СФП "Владимир Перегудов" ответил им взаимностью. У нас такая традиция. Интересно, на других базах также?


6.

Интересное было утро. С одной стороны неба нежно-розовые оттенки, а с другой восход ярко-оранжевого солнца.


7.

Если бы не мороз, то не уходил бы с палубы судна совсем. А так - все основное время приходилось чувствовать себя тюленем в каюте. Валялся и ничего не делал.


8.


9.


10.


11.


12.


13.

Переход в район ракетных стрельб занял целый день.


14.

Вечером экипаж РПКСН "Владимир Мономах" вышел на связь с судном.


15.

Начальник штаба Подводных сил Северного флота контр-адмирал Владимир Гришечкин довел до командира подводного крейсера капитана первого ранга Виктора Сидоренко необходимую информацию по предстоящему запуску ракет.


16.

На следующий день, а точнее вечер, произошло то, чего мы все так долго ждали. Залповая стрельба выполнена из подводного положения в соответствии с планом боевой подготовки. Параметры траектории полета двух МБР "Булава" отработаны в штатном режиме. По подтвержденным данным объективного контроля боевые блоки ракет успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке.

Залповый пуск двух межконтинентальных баллистических ракет подтвердил надежность функционирования всех составляющих и, в частности, автоматики ракетного комплекса "Булава" при использовании штатного боекомплекта.


17.


18.


19.

Читайте также: