Перегудов владимир николаевич конструктор

Обновлено: 19.04.2024

«Ленинский комсомол», К-3 - первая советская атомная подводная лодка. Головная в серии и единственная лодка проекта 627. Все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Впервые в облике субмарины появились китообразные формы, за что ПЛ проектов получили название «Кит», а благодаря рациональным обводам скорость лодки значительно превышала американский «Наутилус». Изначально АПЛ предназначалась для атаки береговых военно-морских баз одиночной термоядерной торпедой очень большого калибра, однако, по ходу постройки проект был пересмотрен в сторону более традиционного торпедного вооружения с возможностью использования на торпедах ядерных боеголовок.

Основные характеристики:

- Тип корабля ПЛАТ

- Обозначение проекта 627 «Кит»

- Кодификация НАТО «November»

- Скорость (надводная) 15,5 узлов

- Скорость (подводная) 30 узлов

- Рабочая глубина погружения 300 м

- Автономность плавания 50-60 суток

- Экипаж 104 человека

Размеры:

- Водоизмещение надводное 3065 т

- Водоизмещение подводное 4750 т

- Длина наибольшая (по КВЛ) 107,4 м

- Ширина корпуса наиб. 7,96 м

- Средняя осадка (по КВЛ) 5,65 м

Силовая установка:

- Атомная, двухвальная, два водо-водяных реактора типа ВМ-А

- Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.

Вооружение:

Торпедно-минное
- 8 носовых ТА калибра 533 мм
- 20 торпед, в обычной комплектации
- 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн.

8 сентября 2017 года заводом Нерпа выполнены сложные работы по конвертовке подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Она была спущена на воду и переведена на заводскую акваторию и ошвартована у плавпирса.

16 декабря 2014 года, в соответствии с указом Президента РФ, орденами Мужества посмертно награждены 39 подводников, героически погибших 8 сентября 1967 года. В Военном учебно-научном центре ВМФ «Военно-морская академия имени Кузнецова» в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония вручения трех орденов Мужества родственникам погибших членов экипажа АПЛ К-3 «Ленинский комсомол».

28 октября 2005 года отбуксирована в бухту Кут губы Оленья в акваторию ФГУП «Судоремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорск. Включена в состав 74-го отряда подводных лодок Северного флота.

14 марта 1989 года переклассифицирована в БПЛ, переименована в Б-3.

9 сентября 1988 года АПЛ «Ленинский комсомол» переформирована в учебно-тренировочное судно и поставлена на прикол в губе Гремиха.

14 сентября 1967 года погибшие члены экипажа похоронены в братской могиле недалеко от поселка Заозерный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность своему воинскому долгу, все погибшие матросы, старшины и офицеры занесены в Книгу Почета Краснознаменного Северного флота.

8 сентября 1967 года на ПЛ «Ленинский комсомол» произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, в результате погибло 39 человек. Взрыва торпед, в том числе с атомными боевыми частями, удалось избежать. Лодка самостоятельно вернулась в базу. Причиной аварии стала плохая уплотнительная прокладка в штуцере гидравлической машинки. Вместо штатного медного кольца в системе, работающей под большим давлением, стояла прокладка из паронита.

18 июня 1967 года были проведены испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Испытания были проведены успешно, но лодка получила незначительные повреждения корпуса рубки и антенны станции «Свет».

9 октября 1962 года присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол». Наименование «Ленинский комсомол» унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

17 июля 1962 года АПЛ впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. По возвращении на базу, лодку встречали Никита Сергеевич Хрущев и министр обороны Радион Яковлевич Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу Петелину Александру Ивановичу командиру корабля капитану 2 ранга Жильцову Льву Михайловичу и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга инженеру Тимофееву Рюрику Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля наградили орденами и медалями.

15 ноября 1959 года лодка завершила первый дальний поход, под кромкой льда в Карском, а затем в Гренландском морях. При нахождении подо льдом одновременно вышли из строя главный генератор левого борта и главный турбозубчатый агрегат правого борта. Благодаря специальной подготовке, инициативе и мужеству личного состава были использованы сложные режимы
движения и переключения технических средств, позволившие благополучно провести испытания.

11 сентября 1959 года КрПЛ завершила участие в учении сил противолодочной обороны Северного флота на тему «Поиск и преследование атомной подводной лодки», и в испытании гидроакустических станций по крейсеру. После похода ПЛ возвратилась в Белое море.

23 июля 1959 года за успешное освоение новой техники командиру подводной лодки, капитану 1 ранга Осипенко Леонид Гаврилович, Указом Президиума Верховного Совета, присвоено звание Героя Советского Союза, а участники создания ПЛ получили ордена и медали.

12 марта 1959 года АПЛ включена в состав 206-й Отдельной бригады подводных лодок Северного флота с базированием в городе Северодвинск.

В марте 1959 года лодке присвоен тактический номер К-3

17 декабря 1958 года подписан приемный акт и КрПЛ была принята в опытную эксплуатацию под гарантию промышленности устранения выявленных недостатков. В ходе испытаний пл совершила 29 погружений, провела 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток, прошла 3801 милю за 450 ходовых часов, из них в подводном положении 2002 мили за 193 часа.

2 декабря 1958 года в Кандалакшском заливе Белого моря завершилось трехдневное погружение на глубину 310 метров и плавание без всплытия в течение трех суток со скоростью 20 узлов. На перископной глубине произошло столкновение с притопленным бревном, в результате чего был погнут перископ.

4 июля 1958 года на акватории «Севмаша» в Северодвинске начались ходовые испытания первой отечественной атомной лодки «К-3». Оба реактора были выведены на мощность и академик Александров в вахтенном журнале пульта ГЭУ в 10 часов 03 минуты сделал памятную запись: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». АПЛ впервые в истории отечественного флота дала ход под атомной энергетической установкой.

1 июля 1958 года Первая атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» зачислена в списки кораблей Военно-морского флота СССР. Состоялась официальная церемония поднятия флага, по стечению обстоятельств за несколько минут до времени вечернего спуска флага. С разрешения Главнокомандующего ВМФ адмирала Горшков Сергей Георгиевич флаг был оставлен на ночь.

В сентябре 1957 года произведен физический пуск обоих реакторов, начаты испытания ГЭУ от энергоустановки СКР «Леопард»

9 октября 1957 года субмарина была спущена на воду боковым методом.

24 сентября 1955 года На стапеле цеха №42 Северодвинского судостроительного завода заложена подводная лодка №254, как первая в СССР атомная крейсерская подводная лодка.

26 мая 1955 года после завершения работ по проектированию первой атомной подводной лодки проекта 627 «Кит» с заводским №254, впоследствии получившей имя К-3 «Ленинский комсомол», командиром был назначен капитан 1-го ранга Осипенко Леонид Гаврилович.

В мае 1954 года началось формирования двух экипажей для опытной АПЛ проекта 627.

Перегудов Владимир Николаевич - главный конструктор Специального конструкторского бюро №143 (СКБ-143) Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению, город Ленинград.

Родился 28 июня 1902 года в селе Балаково Николаевского уезда Саратовской губернии, ныне город в Саратовской области. Из крестьян. Русский.

В годы Гражданской войны состоял в комсомольском отряде особого назначения, в его рядах боролся с бандами, затем был секретарем чрезвычайной следственной комиссии в Балакове.

С 3 июня 1921 года – в Рабоче-Крестьянском Красном флоте. Окончил курсы подготовки техников командного состава Балтийского флота в 1921 году, в 1926 году – Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Будучи курсантом, в 1924 году участвовал в первом дальнем походе советского флота - плавании из Кронштадта в Архангельск с визитами в норвежские порты.

После окончания училища, с сентября 1926 года - корабельный инженер на линкоре «Октябрьская революция» (Морские силы Балтийского моря, будущий Балтийский флот). С ноября 1926 года - инженер комиссии по наблюдению за постройкой кораблей в Ленинграде. В феврале 1927 года направлен на учёбу в академию.

В 1930 году окончил Военно-морскую академию РККФ. С февраля 1930 года - старший инженер 1-й дистанции аварийных доков в Кронштадте. С августа 1930 года – инженер секции подводного плавания Научно-технического комитета Управления Военно-морских сил РККА. В 1930-1931 годах находился в командировке в Италии. Был участником создания и испытаний подводных лодок различных проектов, включая большие и средние дизельные подводные лодки типов «Д», «Щ», «С», «К». В июле 1932 года В.Н.Перегудов назначен старшим инженером отдела проектирования подводных лодок в только что созданный Научно-исследовательский институт военного кораблестроения Управления ВМС РККА. В 1934 году он был временно откомандирован в специальное КБ, созданное при германской фирме «Дешимаг» для проектирования подводных лодок IX серии (типа «Н», впоследствии «С»). В мае 1935 года В.Н.Перегудов возвратился из Германии в НИИВК начальником секции, с апреля 1936 года – начальник отдела проектирования ПЛ.

Необоснованно репрессирован и арестован 11 ноября 1938 года, находился в тюрьме под предварительным следствием, освобождён 28 марта 1939 года «за отсутствием вины». Однако некоторые другие арестованные вместе с ним работники НИИВК были расстреляны.

Продолжил работу в НИИВК (с 1939 года - ЦНИИ-45). В январе 1941 года В.Н. Перегудов назначен начальником корпусного отдела в Центральном конструкторском бюро №18 (ныне ЦКБ «Рубин»). В 1943-1946 годах – главный конструктор средних дизель-электрических подводных лодок проекта 608.

В 1947 году возвратился в ЦНИИ-45 начальником научно-исследовательского отдела и отдела судовых движителей. Главный конструктор дизельной подводной лодки проекта 613. Для ВМФ СССР и ряда других стран было построено 215 подводных лодок подобного проекта (самая крупная серия подводных лодок в СССР).

С апреля 1951 года – заместитель директора ЦНИИ-45 по научной работе (ныне ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова). В 1952 году В.Н. Перегудов назначен главным конструктором первой отечественной атомной подводной лодки типа «Кит» (проект 627). До апреля 1953 года за ним сохранялась должность заместителя директора ЦНИИ-45, однако затем он был освобождён от неё, чтобы полностью сосредоточиться на проектной работе.

Тогда, в апреле 1953 года, В.Н. Перегудов назначен начальником и главным конструктором специально созданного для создания атомных подводных лодок СКБ-143 (в 1966 году переименовано в Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения, с 1991 года – в ЦКБ «Малахит»). Вплотную приступив к работе по проектированию атомной подводной лодки в 1953 году, В.Н. Перегудов добился высоких темпов работ. Уже 24 сентября 1955 года состоялась церемония закладки атомохода (ему присвоили номер К-3). В августе 1957 года АПЛ К-3 была спущена на воду, с июля 1958 года – приступила к ходовым испытаниям. Успешно пройдя их под непосредственным руководством главного конструктора, в январе 1959 года первая советская атомная подводная лодка К-3 была принята в состав Военно-Морского флота СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года («закрытым») за заслуги в деле создания специальной техники Перегудову Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Кроме К-3, за годы работы в СКБ-143 под руководством В.Н.Перегудова велось проектирование первой отечественной АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем (проект 645), первой отечественной АПЛ с крылатым самолетом-снарядом конструкции Ильюшина (проект 627А), первой отечественной АПЛ с баллистическими ракетами М.К.Янгеля (проект 639), первой малой скоростной автоматизированной титановой АПЛ (проект 705), многоцелевой атомной подводной лодки второго поколения (проект 671).

Годы напряженного труда не прошли даром. В.Н.Перегудов тяжело заболел и в 1958 году по болезни был освобождён от должности начальника СКБ-143. С 1960 года капитан 1 ранга-инженер В.Н. Перегудов - в запасе по болезни.

В 1960 году он ушел и с должности главного конструктора СКБ, но до 1965 года продолжал трудиться в нём ведущим конструктором до конца жизни. Конструктор читал лекции по проектированию подводных лодок в Военно-морской академии, в военно-морских училищах и в Ленинградском кораблестроительном институте.

Выполнил серию научных исследований движения подводных лодок в вертикальной плоскости, по устойчивости формы цилиндрических оболочек, проанализировал причины аварий некоторых подводных лодок и предложил способы их предотвращения. Автор раздела по конструкции корпуса «Справочника инженера-подводника».

Наиболее выдающееся детище конструктора намного пережило своего создателя. Первая отечественная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была выведена из боевого состава советского ВМФ только в 1988 году. За годы службы она находилась 14 115 часов на ходу и прошла 128 443 мили. Атомоход К-3 стал головным в серии АПЛ улучшенного проекта 627А (всего флоту поставлено 12 единиц). Советский Союз получил мощное оружие ракетно-ядерного сдерживания любого агрессора, которое внесло очевидный вклад в недопущение войны между двумя противоборствующими лагерями.

Жил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С 1965 года - на пенсии. Умер в сентябре 1967 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Капитан 1 ранга-инженер. Награждён 2 орденами Ленина (5.11.1946, 23.07.1959), 2 орденами Красного Знамени (3.11.1944, 26.02.1953), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (8.07.1945), орденом Красной Звезды (31.03.1944), медалями

Лауреат Ленинской премии СССР, Государственной премии СССР.

Почётный гражданин Балаковского муниципального образования (2009, посмертно). Его именем был назван танкер, ходивший по морям в 1970-1980-е годы. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 20 января 1998 года судну контроля физических полей Северного флота присвоено имя «Владимир Перегудов». В память о выдающемся конструкторе на здании ЦКБ «Рубин» в Санкт-Петербурге открыта мемориальная доска (1994).

Советский ученый. Герой Социалистического Труда. Инженер-конструктор. Кораблестроитель. Занимал должность начальника и главного конструктора Специального конструкторского бюро № 143. Наиболее известен в качестве главного конструктора дизельной подводной лодки проекта 613 и первой отечественной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский Комсомол».

Владимир Перегудов родился 28 июня 1902 года в городе Балаково Саратовской области. Воспитывался в крестьянской семье. В годы гражданской войны в составе комсомольского отряда специального назначения участвовал в ликвидации белогвардейских банд Попова в районе Балаково, затем работал секретарем чрезвычайной следственной комиссии.

С 1921 года проходил службу в Военно-морском флоте. Окончил ускоренные курсы техников командного состава Балтийского флота в Петрограде.

В 1926 году завершил обучение в Военно-морском инженерном училище имени Дзержинского, после чего служил старшим военпредом морских сил Балтийского моря и ремонтным механиком на линкоре «Октябрьская революция».

В 1930 году окончил факультет военного судостроения Военно-морской академии, защитив дипломный проект по теме «Эскадренная подводная лодка» и получив квалификацию «инженера-кораблестроителя». Трудовую деятельность продолжил в должности начальника секции подводного плавания Научно-технического комитета ВМФ. Принимал активное участие в строительстве первых типов советских подводных лодок.

С 1934 по 1935 год находился в зарубежной командировке, где участвовал в совместной работе с компанией «Дешимаг», которая привела к созданию подлодок типа «Средняя».

В ноябре 1937 года был репрессирован в связи с отказом признать предателем и врагом народа своего соратника Туркова. В марте 1938 года освобожден с формулировкой «за отсутствием вины».

Пост начальника корпусного отдела в Центральном конструкторском бюро №18 ученый занял в январе 1941 года. С 1943 по 1946 год являлся главным конструктором средних дизель-электрических подводных лодок проекта 608.

После войны работал преподавателем в Военно-морской академии имени Крылова и в ВВМИУ имени Дзержинского. Также занимался проектированием подводных лодок. Служил в качестве генерального конструктора средних ДПЛ проектов 608 и 613.

Под руководством Владимира Перегудова была построена первая советская Атомная Подводная Лодка К-3 «Ленинский Комсомол», которая стала головной в проекте 627.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года за заслуги в деле создания специальной техники Перегудову Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Впоследствии легендарный конструктор руководил на начальном этапе работой по созданию АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем проекта 645ЖМТ.

Владимир Перегудов скончался 19 сентября 1967 года в городе Санкт-Петербург. Похоронен на Серафимовском кладбище северной столицы.

Решением Собрания депутатов Балаковского муниципального образования № 102 29 августа 2006 года Перегудову было присвоено звание «Почетный гражданин Балаковского муниципального образования» посмертно.

Награды Владимира Перегудова

Золотая Звезда Героя Социалистического Труда.

Два ордена Ленина

Два ордена Красного Знамени

Два ордена Отечественной войны II степени

Орден Красной Звезды (31 марта 1944), а также медалями.

Память об Владимире Перегудове

В честь конструктора было названо вспомогательное судно специального назначения, оборудованное для измерения физических полей военных кораблей.

В 2009 году «Владимир Перегудов» базировался на Северном флоте, в феврале отмечалось 20-летие корабля.

В 2014 году именем Перегудова названа банка в Баренцевом море.

В 2020 году именем Героя Социалистического Труда В. Н. Перегудова названа школа № 7 г. Балаково Саратовской области.


учё­ный, инже­нер-кон­струк­тор, кораб­ле­стро­и­тель, инже­нер-капи­тан 1-го ранга началь­ник и глав­ный кон­струк­тор Спе­ци­аль­ного кон­струк­тор­ского бюро № 143, Глав­ный кон­струк­тор пер­вых совет­ских атом­ных под­вод­ных лодок. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1959), лау­реат Государ­ствен­ной пре­мии СССР и Ленин­ской пре­мии

Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич Пере­гу­дов родился в деревне Бала­ково (с 1913 года – город) Самар­ской губер­нии 28 июня 1902 года в кре­стьян­ской семье.

В годы граж­дан­ской войны В.Н. Пере­гу­дов запи­сался доб­ро­воль­цем в ком­со­моль­ский отряд осо­бого назна­че­ния, боролся с контр­ре­во­лю­ци­он­ными вос­ста­ни­ями, затем рабо­тал сек­ре­та­рем чрез­вы­чай­ной след­ствен­ной комис­сии в Бала­ково.

С 3 июля 1921 года В.Н. Пере­гу­дов слу­жит в рабоче-кре­стьян­ском Крас­ном флоте. В этом же году окан­чи­вает уско­рен­ные курсы под­го­товки тех­ни­ков команд­ного состава Балт­флота в Пет­ро­граде, в ноябре 1926 года – военно-мор­ское инже­нер­ное учи­лище им. Ф.Э. Дзер­жин­ского. В 1924 году в ста­тусе кур­санта учи­лища участ­во­вал на крей­сере «Аврора» в пер­вом даль­нем пере­ходе кораб­лей совет­ского флота – пла­ва­нии из Крон­штадта в Архан­гельск с захо­дами в нор­веж­ские порты.

В сен­тябре 1926 года В.Н. Пере­гу­дов полу­чает назна­че­ние на долж­ность кора­бель­ного инже­нера на лин­кор «Октябрь­ская рево­лю­ция». В ноябре 1926 года его вклю­чают в комис­сию по наблю­де­нию за построй­кой кораб­лей в Ленин­граде. В фев­рале сле­ду­ю­щего года В.Н. Пере­гу­дов направ­ляют на учебу в военно-мор­скую ака­де­мию РККФ, кото­рую он окан­чи­вает в 1930 году. Здесь под руко­вод­ством опыт­ных пре­по­да­ва­те­лей В.Н. Пере­гу­дов совер­шен­ство­вался в про­ек­ти­ро­ва­нии под­вод­ных лодок, а летом 1928 года про­хо­дил прак­тику на под­вод­ной лодке типа «Барс». По ито­гам защиты диплом­ной работы по теме «Эскад­рен­ная под­вод­ная лодка» ему при­сва­и­ва­ется ква­ли­фи­ка­ция инже­нер-кораб­ле­стро­и­тель.

В фев­рале 1930 года выпуск­ника ака­де­мии назна­чают стар­шим инже­не­ром пер­вой дистан­ции ава­рий­ных доков Крон­штадта, в авгу­сте этого же года – инже­не­ром сек­ции под­вод­ного пла­ва­ния Научно-тех­ни­че­ского коми­тета (НТК) Управ­ле­ния военно-мор­ских сил РККА.

В 1930-1931 гг. В.Н. Пере­гу­дов нахо­дится в коман­ди­ровке в Ита­лии, где участ­вует в созда­нии и испы­та­нии под­вод­ных лодок раз­ных про­ек­тов. Служба сво­дит его с заме­ча­тель­ными людьми, оста­вив­шими замет­ный след в исто­рии совет­ского под­вод­ного флота, в том числе с глав­ным кон­струк­то­ром лодок типа «К» М.А. Руд­ниц­ким. В лич­ном деле В.Н. Пере­гу­дова появ­ля­ется запись: «Осо­бая наклон­ность – кон­струк­тор­ская и иссле­до­ва­тель­ская работа. Явля­ется одним из веду­щих работ­ни­ков по под­вод­ному кораб­ле­стро­е­нию». В июле 1932 года В.Н. Пере­гу­дова назна­чают стар­шим инже­не­ром отдела про­ек­ти­ро­ва­ния под­вод­ных лодок в только что создан­ном после рас­фор­ми­ро­ва­ния НТК научно-иссле­до­ва­тель­скомй инсти­туте воен­ного кораб­ле­стро­е­ния Управ­ле­ния ВМС РККА.

В 1934 году его вновь отправ­ляют в коман­ди­ровку за рубеж, в Гер­ма­нию в спе­ци­аль­ное КБ фирмы «Деши­маг», зани­ма­ю­щейся про­ек­ти­ро­ва­нием под­вод­ных лодок IX серии, для выбора луч­шего про­екта сред­ней под­вод­ной лодки. В мае 1935 года В.Н. Пере­гу­дов воз­вра­ща­ется в НИИ воен­ного кораб­ле­стро­е­ния на долж­ность началь­ника сек­ции. В апреле 1936 года он ста­но­вится началь­ни­ком отдела про­ек­ти­ро­ва­ния под­вод­ных лодок.

В эти годы группа совет­ских кон­струк­то­ров под руко­вод­ством С. Тур­кова, друга дет­ства В.Н. Пере­гу­дова, вме­сте с ним при­шед­шим доб­ро­воль­цем на флот, зани­ма­лась про­ек­ти­ро­ва­нием под­вод­ной лодки типа «С». Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич при про­ек­ти­ро­ва­нии голов­ного корабля этой серии воз­глав­лял кор­пус­ной сек­тор и внес немало инте­рес­ных кон­струк­тив­ных реше­ний. В 1937 году С. Тур­кова аре­сто­вали. Вызвали к сле­до­ва­телю и В.Н. Пере­гу­дова, тре­буя обли­че­ния «врага народа и пре­да­теля Тур­кова», однако он отка­зался под­пи­сы­вать что-либо, поро­ча­щее това­рища. В ноябре 1937 года аре­сто­вы­вают и самого В.Н. Пере­гу­дова. Нахо­дясь под пред­ва­ри­тель­ным след­ствием, он сидел в одной камере с буду­щим мар­ша­лом Совет­ского Союза и два­жды Героем Совет­ского Союза К.К. Рокос­сов­ским. 28 марта 1938 года его осво­бож­дают с фор­му­ли­ров­кой «за отсут­ствием вины», и В.Н. Пере­гу­дов воз­вра­ща­ется на работу в НИИ воен­ного кораб­ле­стро­е­ния (с 1939 года – ЦНИИ-45). Однако тюрьма и пытки серьезно под­ры­вают его здо­ро­вье.

15 января 1941 года В.Н. Пере­гу­дова назна­чают началь­ни­ком кор­пус­ного отдела Цен­траль­ного кон­струк­тор­ского бюро № 18 (ныне ЦКБ «Рубин). С 1943 года он – глав­ный кон­струк­тор сред­них дизель-элек­три­че­ских под­вод­ных лодок про­ек­тов 608 и 613 (послед­няя явля­лась раз­ви­тием про­екта 608 с уче­том опыта вто­рой миро­вой войны). Во время войны Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич вме­сте ЦКБ-18 и с семьей нахо­дился в эва­ку­а­ции в г. Горь­ком.

В свою группу В.Н. Пере­гу­дов при­гла­сил спе­ци­а­ли­стов, с кото­рыми ранее рабо­тал и кото­рых знал как про­фес­сио­на­лов высо­кой ква­ли­фи­ка­ции. Как глав­ный кон­струк­тор, на началь­ных ста­диях про­ек­ти­ро­ва­ния, В.Н Пере­гу­дов внес боль­шой вклад в созда­ние пер­вой после­во­ен­ной под­вод­ной лодки сред­него водо­из­ме­ще­ния. В про­екте 613 реа­ли­зо­ван ряд важ­ных тех­ни­че­ских реше­ний, мно­гие из кото­рых нашли широ­кое при­ме­не­ние в после­ду­ю­щих после­во­ен­ных про­ек­тах под­вод­ных лодок. Среди них – уве­ли­че­ние вдвое глу­бины погру­же­ния, при­ме­не­ние новых более проч­ных марок кор­пус­ной стали, исполь­зо­ва­ние мощ­ных дви­га­те­лей для над­вод­ного хода с умень­ше­нием весо­га­ба­рит­ных пока­за­те­лей, осна­ще­ние корабля устрой­ством, обес­пе­чи­ва­ю­щим работу дизе­лей на пери­скоп­ной глу­бине, и мно­гие дру­гие про­грес­сив­ные реше­ния по кор­пусу, энер­ге­ти­че­ской уста­новке, систе­мам и устрой­ствам корабля.

В даль­ней­шем, под­вод­ная лодка про­екта 613 стала одной из самых мас­со­вых в исто­рии совет­ского под­вод­ного флота – было постро­ено 215 судов для оте­че­ствен­ного ВМФ и поста­вок за рубеж.

Дове­сти до конца свою работу по про­екту 613 Вла­ди­миру Нико­ла­е­вичу не пред­ста­ви­лось воз­мож­ным, так как в 1947 году он был вновь пере­ве­ден в ЦНИИ-45. Здесь он выпол­нил иссле­до­ва­ния дви­же­ния под­вод­ных лодок в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти, устой­чи­во­сти формы цилин­дри­че­ских обо­ло­чек, про­ана­ли­зи­ро­вал при­чины ава­рий под­вод­ных лодок.

В апреле 1951 года В.Н Пере­гу­дов ста­но­вится заме­сти­те­лем дирек­тора ЦНИИ-45 по науч­ной работе.

Созда­ние под­вод­ного ато­мо­хода услож­ня­лось обста­нов­кой крайне высо­кой сек­рет­но­сти про­екта. Про­ек­танты атом­ной энер­ге­ти­че­ской уста­новки не имели пред­став­ле­ния, какую энер­ге­ти­че­скую уста­новку можно пред­ло­жить для под­вод­ной лодки, а про­ек­танты атом­ной под­вод­ной лодки, не имея дан­ных по энер­го­уста­новке и усло­виям ее экс­плу­а­та­ции на корабле, не могли про­ек­ти­ро­вать сам корабль. Чтобы про­ект раз­ви­вался, А.П. Алек­сан­дров, науч­ный руко­во­ди­тель работ по «объ­екту № 627» дого­во­рился с В.Н. Пере­гу­до­вым оста­вить под энер­го­уста­новку белое место на чер­теже, задав при этом вес энер­го­уста­новки, её центр тяже­сти, и выходы паро­про­во­дов.

В работе Вла­ди­миру Нико­ла­е­вичу Пере­гу­дову помо­гали целые кол­лек­тивы, десятки бле­стя­щих спе­ци­а­ли­стов, талант­ли­вых кон­струк­то­ров, орга­ни­за­то­ров про­из­вод­ства. Обсуж­да­лась кон­струк­ция бук­вально каж­дой детали буду­щего ато­мо­хода. Боль­шую дис­кус­сию вызвала форма носо­вой око­неч­но­сти корабля. У дизель­ных под­вод­ных лодок обводы кор­пуса были наце­лены на дости­же­ние наи­луч­шей море­ход­но­сти в над­вод­ном поло­же­нии. Для атом­ной лодки тре­бо­вался дру­гой под­ход, но на это надо было решиться. В.Н. Пере­гу­дов пред­ло­жил при­дать носо­вой око­неч­но­сти атом­ной под­вод­ной лодки кито­об­раз­ную форму, явля­ю­щу­юся опти­маль­ной для под­вод­ного пла­ва­ния. Такой нос поста­вил перед кон­струк­то­рами дру­гие вопросы, напри­мер, раз­ме­ще­ния тор­пед­ных аппа­ра­тов. Но в глав­ном В.Н. Пере­гу­дов ока­зался прав – АПЛ, прежде всего, пред­на­зна­чена для пла­ва­ния под водой с боль­шой ско­ро­стью.

Работа про­ек­ти­ров­щи­ков велась сума­сшед­шими тем­пами: уже 24 сен­тября 1955 года на судо­стро­и­тель­ном заводе № 402 состо­я­лась цере­мо­ния закладки ато­мо­хода, полу­чив­шего так­ти­че­ский номер К-3.

В авгу­сте 1957 года пер­вая АПЛ была спу­щена на воду. На ней нача­лись пуско-нала­доч­ные работы, плавно пере­шед­шие в швар­тов­ные испы­та­ния. 13-14 сен­тября того же года в реак­торы было загру­жено ядер­ное топ­ливо, после чего осу­ществ­лены их физи­че­ские пуски. 5 июня 1958 года под руко­вод­ством меж­ве­дом­ствен­ной комис­сии завер­ши­лись ком­плекс­ные швар­тов­ные испы­та­ния энер­го­уста­новки, а 1 декабря 1958 года – ходо­вые испы­та­ния, про­во­ди­мые под руко­вод­ством глав­ного кон­струк­тора, после чего АПЛ «К-3» была пере­дана флоту в опыт­ную экс­плу­а­та­цию.

Ука­зом пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 23 июля 1959 года за заслуги в деле созда­ния спе­ци­аль­ной тех­ники Вла­ди­миру Нико­ла­е­вичу Пере­гу­дову при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и молот».

В даль­ней­шем в СКБ-143 под руко­вод­ством В.Н. Пере­гу­дова велись работы по про­ек­ти­ро­ва­нию атом­ных под­вод­ных лодок про­екта 645 – пер­вой АПЛ с реак­то­ром с жид­ко­ме­тал­ли­че­ским теп­ло­но­си­те­лем, про­екта 627А – АПЛ, воору­жен­ной кры­ла­тым само­ле­том-сна­ря­дом, 639 – пер­вой АПЛ с бал­ли­сти­че­скими раке­тами и др.

Однако годы напря­жен­ного труда не про­шли даром – в 1958 году В.Н. Пере­гу­дов тяжело забо­лел. Ска­за­лись и послед­ствия аре­ста. По состо­я­нию здо­ро­вья в 1958 году Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич оста­вил долж­ность началь­ника СКБ-143, оста­ва­ясь его глав­ным кон­струк­то­ром. В 1960 году тяже­ло­боль­ной глав­ный кон­струк­тор, инже­нер-капи­тан 1-го ранга В.Н. Пере­гу­дов уво­лился в запас, про­дол­жая до 1965 года рабо­тать в СКБ веду­щим кон­струк­то­ром.

Он зани­мался и педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­стью: читал лек­ции по про­ек­ти­ро­ва­нию под­вод­ных лодок в Военно-мор­ской ака­де­мии, военно-мор­ских учи­ли­щах и в Ленин­град­ском кораб­ле­стро­и­тель­ном инсти­туте.

В.Н. Пере­гу­дов отли­чался неве­ро­ят­ной ответ­ствен­но­стью за пору­чен­ное дело. Нико­гда он не пытался снять с себя ответ­ствен­ность и пере­ло­жить её на чужие плечи. Он обла­дал острой кон­струк­тор­ской инту­и­цией и при этом был начи­сто лишен высо­ко­ме­рия. Ред­кие часы досуга он пред­по­чи­тал про­во­дить на берегу озера за рыб­ной лов­лей.

Скон­чался В.Н. Пере­гу­дов 18 сен­тября 1967 года в Военно-мор­ском гос­пи­тале. Похо­ро­нен на Сера­фи­мов­ском клад­бище г. Санкт-Петер­бурга.

За свою дея­тель­ность инже­нер-капи­тан 1-го ранга Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич Пере­гу­дов награж­ден двумя орде­нами Ленина (5.11.1946 г. и 23.07.1959 г.), двумя орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени (3.11.1944 г. и 26.02.1953 г.), двумя орде­нами Оте­че­ствен­ной войны II сте­пени, орде­ном Крас­ной Звезды (31.03.1944 г.), Золо­той меда­лью «Серп и Молот».

В целях уве­ко­ве­че­ния памяти выда­ю­ще­гося кораб­ле­стро­и­теля В.Н. Пере­гу­дова на зда­нии СПМБМ «Мала­хит» 23 декабря 1994 года уста­нов­лена мемо­ри­аль­ная доска, а в бюро – памят­ный стенд.

В 1983 году на «Сев­ма­ш­пред­при­я­тии» был открыт памят­ник пер­востро­и­те­лям родо­на­чаль­ницы совет­ского атом­ного под­вод­ного флота – атом­ной под­вод­ной лодки «К-3» «Ленин­ский ком­со­мол».

В честь осно­во­по­лож­ника оте­че­ствен­ного атом­ного под­вод­ного флота в 1998 году при­ка­зом Глав­кома ВМФ судну кон­троля физи­че­ских полей (Север­ный флот) было при­сво­ено имя «Вла­ди­мир Пере­гу­дов».

«Ленинский комсомол», К-3 - первая советская атомная подводная лодка. Головная в серии и единственная лодка проекта 627. Все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Впервые в облике субмарины появились китообразные формы, за что ПЛ проектов получили название «Кит», а благодаря рациональным обводам скорость лодки значительно превышала американский «Наутилус». Изначально АПЛ предназначалась для атаки береговых военно-морских баз одиночной термоядерной торпедой очень большого калибра, однако, по ходу постройки проект был пересмотрен в сторону более традиционного торпедного вооружения с возможностью использования на торпедах ядерных боеголовок.

Основные характеристики:

- Тип корабля ПЛАТ

- Обозначение проекта 627 «Кит»

- Кодификация НАТО «November»

- Скорость (надводная) 15,5 узлов

- Скорость (подводная) 30 узлов

- Рабочая глубина погружения 300 м

- Автономность плавания 50-60 суток

- Экипаж 104 человека

Размеры:

- Водоизмещение надводное 3065 т

- Водоизмещение подводное 4750 т

- Длина наибольшая (по КВЛ) 107,4 м

- Ширина корпуса наиб. 7,96 м

- Средняя осадка (по КВЛ) 5,65 м

Силовая установка:

- Атомная, двухвальная, два водо-водяных реактора типа ВМ-А

- Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.

Вооружение:

Торпедно-минное
- 8 носовых ТА калибра 533 мм
- 20 торпед, в обычной комплектации
- 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн.

8 сентября 2017 года заводом Нерпа выполнены сложные работы по конвертовке подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Она была спущена на воду и переведена на заводскую акваторию и ошвартована у плавпирса.

16 декабря 2014 года, в соответствии с указом Президента РФ, орденами Мужества посмертно награждены 39 подводников, героически погибших 8 сентября 1967 года. В Военном учебно-научном центре ВМФ «Военно-морская академия имени Кузнецова» в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония вручения трех орденов Мужества родственникам погибших членов экипажа АПЛ К-3 «Ленинский комсомол».

28 октября 2005 года отбуксирована в бухту Кут губы Оленья в акваторию ФГУП «Судоремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорск. Включена в состав 74-го отряда подводных лодок Северного флота.

14 марта 1989 года переклассифицирована в БПЛ, переименована в Б-3.

9 сентября 1988 года АПЛ «Ленинский комсомол» переформирована в учебно-тренировочное судно и поставлена на прикол в губе Гремиха.

14 сентября 1967 года погибшие члены экипажа похоронены в братской могиле недалеко от поселка Заозерный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность своему воинскому долгу, все погибшие матросы, старшины и офицеры занесены в Книгу Почета Краснознаменного Северного флота.

8 сентября 1967 года на ПЛ «Ленинский комсомол» произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, в результате погибло 39 человек. Взрыва торпед, в том числе с атомными боевыми частями, удалось избежать. Лодка самостоятельно вернулась в базу. Причиной аварии стала плохая уплотнительная прокладка в штуцере гидравлической машинки. Вместо штатного медного кольца в системе, работающей под большим давлением, стояла прокладка из паронита.

18 июня 1967 года были проведены испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Испытания были проведены успешно, но лодка получила незначительные повреждения корпуса рубки и антенны станции «Свет».

9 октября 1962 года присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол». Наименование «Ленинский комсомол» унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

17 июля 1962 года АПЛ впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. По возвращении на базу, лодку встречали Никита Сергеевич Хрущев и министр обороны Радион Яковлевич Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу Петелину Александру Ивановичу командиру корабля капитану 2 ранга Жильцову Льву Михайловичу и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга инженеру Тимофееву Рюрику Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля наградили орденами и медалями.

15 ноября 1959 года лодка завершила первый дальний поход, под кромкой льда в Карском, а затем в Гренландском морях. При нахождении подо льдом одновременно вышли из строя главный генератор левого борта и главный турбозубчатый агрегат правого борта. Благодаря специальной подготовке, инициативе и мужеству личного состава были использованы сложные режимы
движения и переключения технических средств, позволившие благополучно провести испытания.

11 сентября 1959 года КрПЛ завершила участие в учении сил противолодочной обороны Северного флота на тему «Поиск и преследование атомной подводной лодки», и в испытании гидроакустических станций по крейсеру. После похода ПЛ возвратилась в Белое море.

23 июля 1959 года за успешное освоение новой техники командиру подводной лодки, капитану 1 ранга Осипенко Леонид Гаврилович, Указом Президиума Верховного Совета, присвоено звание Героя Советского Союза, а участники создания ПЛ получили ордена и медали.

12 марта 1959 года АПЛ включена в состав 206-й Отдельной бригады подводных лодок Северного флота с базированием в городе Северодвинск.

В марте 1959 года лодке присвоен тактический номер К-3

17 декабря 1958 года подписан приемный акт и КрПЛ была принята в опытную эксплуатацию под гарантию промышленности устранения выявленных недостатков. В ходе испытаний пл совершила 29 погружений, провела 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток, прошла 3801 милю за 450 ходовых часов, из них в подводном положении 2002 мили за 193 часа.

2 декабря 1958 года в Кандалакшском заливе Белого моря завершилось трехдневное погружение на глубину 310 метров и плавание без всплытия в течение трех суток со скоростью 20 узлов. На перископной глубине произошло столкновение с притопленным бревном, в результате чего был погнут перископ.

4 июля 1958 года на акватории «Севмаша» в Северодвинске начались ходовые испытания первой отечественной атомной лодки «К-3». Оба реактора были выведены на мощность и академик Александров в вахтенном журнале пульта ГЭУ в 10 часов 03 минуты сделал памятную запись: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». АПЛ впервые в истории отечественного флота дала ход под атомной энергетической установкой.

1 июля 1958 года Первая атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» зачислена в списки кораблей Военно-морского флота СССР. Состоялась официальная церемония поднятия флага, по стечению обстоятельств за несколько минут до времени вечернего спуска флага. С разрешения Главнокомандующего ВМФ адмирала Горшков Сергей Георгиевич флаг был оставлен на ночь.

В сентябре 1957 года произведен физический пуск обоих реакторов, начаты испытания ГЭУ от энергоустановки СКР «Леопард»

9 октября 1957 года субмарина была спущена на воду боковым методом.

24 сентября 1955 года На стапеле цеха №42 Северодвинского судостроительного завода заложена подводная лодка №254, как первая в СССР атомная крейсерская подводная лодка.

26 мая 1955 года после завершения работ по проектированию первой атомной подводной лодки проекта 627 «Кит» с заводским №254, впоследствии получившей имя К-3 «Ленинский комсомол», командиром был назначен капитан 1-го ранга Осипенко Леонид Гаврилович.

В мае 1954 года началось формирования двух экипажей для опытной АПЛ проекта 627.

Читайте также: